Меню

Жизненный перекресток: предназначение человека. Теоретические основы изучения жизненного предназначения и женской сути Понимание труда как предназначения человека

Стены

2.« Я полагаю, что весь опыт полевых исследований, равно как и внимательное изучение важных проявлений… Понимание культуры как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, направленной на удовлетворение потребностей человека характерно для представителей ФУНКЦИОНАЛЬНОГО направления.

6 .Из «Слова об идолах»… Попытка превратить культ Перуна в общегосударственный была предпринята князем …ВЛАДИМИРОМ.

9 .Из Конфуция… Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция стало основой для формирования идеологии социального слоя …ЧИНОВНИКОВ.

11 . Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… Ж.-Ф. Лиотар является одним из представителей философии …ПОСТМОДЕРНИЗМА .

15 .Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви. Архитектором описанного в тексте и представленного на фото собора является …ТРЕЗИНИ .

16 .Возведение этого (Софийского) собора началось между 1017 и 1019 годами, он был освящен в 1032 году… Описанный в тексте и представленный на фото собор был построен в период княжения ЯРОСЛАВА МУДРОГО .

21 .М. Врубель… Сюжет картины, приведенной на фото, как и ряда других работ М. Врубеля, основан на произведениях …ЛЕРМОНТОВА

27 .Из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени»… По мнению П. Сорокина, кризис чувственной культуры можно рассматривать как этап формирования ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ культуры.

28 .Из работы П. Сорокина «Человек, цивилизация, общество» Формой протеста против искусства, низведенного до уровня инструмента наслаждения и развлечения, выступил …МОДЕРНИЗМ .

31 .Из «Домостроя»… Глава семьи по «Домострою» является неограниченным владыкой в доме подобно ЦАРЮ в государстве.

34 .В античной традиции человек-микрокосм … Зримым проявлением преимущества права целого была практика ПОЛИСА , возникшая как раз в эпоху формирования в Афинах зрелой демократической системы.

36. Из статьи Л. Февра… Пробуждение интереса к античности является отличительной чертой культуры …ВОЗРОЖДЕНИЯ .

39 .Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место … Древнейшим готическим храмом в Европе, хранителем исторического наследия Франции, представленным на фото, является ____КОРОЛЕВСКИЙ СОБОР .

43 . Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Описанный в тексте и представленный на фото собор был воздвигнут русскими зодчими Бармой и ПОСТНИКОМ .

46 .В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Сторонники автора тезисов положили начало ПРОТЕСТАНТСКОМУ направлению в христианстве.

47 .П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Понимание труда как предназначения человека характерно для ПРОТЕСТАНТСКОЙ этики.

52 .Теодор Жерико. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г. Судя по работе Ф. Жерико, представленной на данной фотографии, и другим работам художника, больше всего он любил писать такое животное, как …ЛОШАДЬ .

55 . Афоризмы Вольтера … Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой …ВОЛЬТЕРА .

58 .Из письма к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой … В процитированном отрывке речь идет о событии, получившем название …РАСКОЛ

61 . Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанным в тексте и изображенным на фото собором является …УСПЕНСКИЙ СОБОР

64. Античное пространство является … На фото представлен храм ГЕРЫ в Пестуме, являющийся образцом дорического стиля в античной архитектуре.

65 .Человек практически никак не виден в господствующем в ранней архаике «геометрическом стиле» – он предстает там лишь как одна из далеко не главных функций огромного тела космоса… Чернофигурная керамика VI в. до н. э. в полной мере использовала сюжеты богатейшей греческой …МИФОЛОГИИ .

67. Человек практически никак не виден в господствующем в ранней архаике «геометрическом стиле» – он предстает там лишь как одна из далеко не главных функций огромного тела космоса… Чернофигурная техника в росписи сосудов создает акцент на ____ на фоне пронизанного энергией и светом активного пространства.

69 .Из афоризмов известного итальянского гуманиста … Представителем раннего гуманизма, поставившим центральную проблему Ренессанса, автором приведенных строк, изображенным на рисунке, является …ПЕТРАРКА .

71 . Из статьи Г. С. Померанц: Создателем концепции «осевого времени» был …ЯСПЕРС .

74 .Из комментария Д. Т. Судзуки к стихотворению Басе: «Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем!»… Басе – выдающийся ЯПОНСКИЙ поэт XVII в.

77 .Из былины «Садко» … Былины про Садко относятся к сказаниям НОВГОРОДСКОГО цикла.

82 . Из «Хождения за три моря»… В приведенном отрывке автор описывает свое пребывание в …ИНДИИ .

85 . Из работы Анри Бергсона «Введение к «Творческой эволюции»… Сформулированная в работе Бергсона идея «движущейся реальности человеческого существа» легла в основу романа «В поисках утраченного времени» французского писателя …ПРУСТА

Труд - это целенаправленная трудовая деятельность человека в процессе общественного производства , направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовая деятельность - это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых работниками, объединенными в производственной организации. Конечными целями этой деятельности являются: создание материальных благ , оказание услуг, научная работа, накопление и передача информации. Трудовое поведение как частная форма социального поведения включает в себя совокупность действий и поступков, в процессе которых достигается соединение профессиональных способностей и производственно-технологических условий.

Отметим характерные свойства труда:

1. Осознанность действий . Это означает, что, прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т.е. мысленно представляет себе результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет, какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом.

2. Целесообразность действий. После того как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, какие ресурсы использовать, при помощи какой технологии.

3. Результативность действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат.

4. Общественная полезность действий . Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества.

5. Энергозатратность действий. Проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами труда и определяет его социальную структуру. Содержание труда зависит от наличия тех или иных функций в процессе труда и характеризует труд в структурном плане. Оно показывает уровень развития производительных сил.

С точки зрения содержания труда - процесс труда есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. Отметим, что содержание и характер труда являются двумя сторонами одной монеты, они отражают соответственно сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической связи, и изменение одной из них неизбежно приводит к изменению другой.


Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:

1) Физический и умственный труд. Физический труд - простейший вид труда, требующий в основном затрат мышечной энергии работника. Умственный труд - умственные усилия людей, направленные на производство товаров и оказание услуг. Он характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знаниях, организации, управлении и т.п. Деление труда на умственный и физический носит условный характер, поэтому речь идет о преобладании умственных и физических усилий в труде;

2) Творческий и репродуктивный. Творческий - это труд созидательный, в процессе которого создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Репродуктивный труд - это воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих элементов труд;

3) Простой и сложный труд. Простой труд - это труд неквалифицированный, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки. Сложный труд - это квалифицированный труд, который создает в единицу времени большую стоимость, чем простой труд.

В зависимости от характера труда различают:

1) частный и общественный труд. В товарном производстве, когдаотдельные производители изготавливают определенные товары, индивидуальный труд выступает как частный труд в связи с хозяйственной, производственной и юридической обособленностьюсобственников средств производства. Каждый производитель производит далеко не все продукты, необходимые для удовлетворения его потребностей, а специализируется на изготовлении лишь части из них. Поэтому в любом обществечастный труд всегда реализуется как частица общественного труда и носит общественный характер, который проявляется на рынке через приравнивание товаров друг к другу и их обмен;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд - этотруд отдельных работников (менеджеров, токарей) илипредпринимателей. Коллективный труд - это такой труд, когда люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы, причем размер коллектива не имеет значения;

3) наемный и самонаемный труд. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать самонаймом, характер такого труда качественно отличается от характера наемного труда. Именно такой труд, представляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережливому, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, творчество;

4) конкретный и абстрактный труд. Как особая целесообразная деятельность человека труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный - стоимость товара.

По продукту труда различают производительный и непроизводительный труд. Производительный труд - это труд, непосредственно участвующий в создании натурально-вещественной формы общественного богатства, совокупного общественного продукта, национального дохода. Это труд, в процессе которого производятся материальные блага, услуги и который приносит прибыль. Непроизводительный труд - это труд, создающий социальные и духовные блага. Такой труд общественно полезен, ноне является производительным, поскольку не материализуется и невоплощается в отдельном продукте.

В зависимости от времени затраты труда различают живой и прошлый труд. Живой труд - это труд, расходуемый в данный момент и результаты его еще неопределенны. Работник, выполняя какой-то объем работ, тратит на это некоторое рабочее время, так называемый живой труд. Но производя продукцию, работник расходует еще и прошлый труд. Прошлый труд воплощает в себе ранее созданный результат - это сырье и материалы, энергия, оборудование, компьютеры, технические средства управления и т.д. При переходе от ручного труда к механизированному затраты живого труда резко снижаются, а затраты прошлого возрастают.

По степени участия человека в процессе труда различают:

- ручной труд, который осуществляется или полностью вручную, или с помощью ручных орудий труда;

- механизированный труд, который осуществляется с помощью механизированных орудий труда (например, сварки при помощи специализированного аппарата);

- машинный труд, когда основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий.

Работник вручную выполняет лишь вспомогательную работу по управлению машиной и ее обслуживанию;

- автоматизированный труд, когда основная работа полностью автоматизирована, а вспомогательная работа автоматизирована частично. Работник контролирует правильность и стабильность настройки оборудования и его загрузку;

- компьютеризированный труд, когда работа выполняется при помощи специально разработанных компьютерных программ, а работник осуществляет лишь управление и контроль за работой компьютера;

- высокотехнологический труд классифицируется в зависимости отстепени прогрессивности применяемых в процессе труда технологий.

В зависимости от методов привлечения людей к труду различают:

- принудительный труд, когда имеется прямое принуждение. Такой труд характеризуется ограничением личной свободы, и примером может служить прямое и долговое рабство. Помимо непосредственного принуждения подобный труд может быть следствием уголовных, административных или иных закрепленных в законодательном порядке норм;

- необходимый труд - это труд по необходимости, чтобы заработать средства к существованию. Такой труд характерен для подавляющей массы людей;

- добровольный труд - это труд по желанию. Такой труд имеет место, когда человек экономически обеспечен, может не работать, но работает, чтобы реализовать свой потенциал. Работа для него - это средство самовыражения и самоутверждения.

По предмету труда различают:

- управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач;

- научно-технический труд - вид трудовой деятельности по проведению научных исследований, разработке конструкторской и технологической документации, обеспечению конструкторского технологического сопровождения производства продукции, испытания, технического контроля, ремонта оборудования, энергетического обслуживания и т.п.;

- производственный труд - вид трудовой деятельности, непосредственно связанный с производством продукции или оказанием услуг;

- предпринимательский труд - это самостоятельный труд, осуществляемый на свой риск, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В зависимости от условий труда различают:

- стационарный и передвижной труд. Первый осуществляется в помещениях и на территории предприятий и организаций. Второй связан, как правило, с работой на транспортных, туристических и других предприятиях и организациях; наземный и подземный труд. Первым занимается большинство трудящихся. Второй связан с работой в добывающих отраслях народного хозяйства, а также с работой в метрополитене;

- легкий, средней тяжести и тяжелый труд. Такая градация осуществляется в зависимости от размера приложения физических усилий в процессе его протекания; невредный, средней вредности и вредный труд характеризуется зависимостью от степени влияния условий труда на здоровье человека;

- привлекательный и непривлекательный труд. Как правило, тяжелый и вредный для здоровья человека труд является непривлекательным;

- регламентированный и нерегламентированный труд. Первый относитсяк подавляющей части работающих во всех сферах человеческой деятельности. Второй связан с творческой, умственной работой персонала.

По принадлежности к носителю трудовых функций различают:

Труд руководителя - умственный труд, связанный суправлением трудовым коллективом, объединяющим людей различных специальностей, работа которых нацелена на создание определенного результата (продукта, услуги и т.п.);

Труд специалиста - умственный труд, отличающийся профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью, требующий для своего выполнения специального образования;

Труд исполнителя - труд работника, выполняющего работу илиоказывающего услуги по заданию другого работника (руководителя).

Следует отметить, что данная классификация носит условный характер и предназначена для того, чтобы выделить существенные признаки труда. В реальной жизни в каждом конкретном труде перечисленные ранее признаки могут присутствовать в различном сочетании.

4. Теодор Жерико.

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г

Больше всего художник любил изображать …

Ответ: лошадь

Первые произведения Ф. Жерико, в том числе и представленная картина «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г., вдохновлены …

Ответ: идеями Великой Французской революции, победами армии Наполеона

Французский художник Теодор Жерико является родоначальником _____ в живописи.

Ответ: романтизма

5. Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами. В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Описанный и представленный на рисунке собор является …

Ответ: главным собором Северо-Восточной Руси, образцом для строительства русских храмов

Описанный в тексте и представленный на фото собор был заложен князем …

Ответ: Андреем Боголюбским

Описанный в тексте изображённый на фото собор называется ______ собор во Владимире.

Ответ: Успенский

6. П. С. Гуревич:

«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.

Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…

Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».

Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

Ответ: Реформации

Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

Ответ: Жан Кальвин, Мартин Лютер

Понимание труда как предназначения человека характерно для _______ этики.

Ответ: протестантской

7. Из былины «Садко»:

«…Ай как был Садко да гусельщик-от,

Ай как только он ходил по честным пирам,

Спотешал как он да купцей, бояр,

Веселил как он их на честных пирах.

…Ай пошел Садко да ко Ильмень он озеру,

Ай садился он на синь на горючь камень,

Ай как начал он играть во гусли во яровчаты,

А играл с утра как день теперь до вечера.

… Ай как сделал церковь соборную

Николы да Можайскому,

Ай как другую церковь сделал Пресвятыи богородицы,

Ай как начал господу богу он да молиться,

Ай о своих грехах да он прощатися».

Былины про Садко относятся к сказаниям _______ цикла.

Ответ: Новгородского

Возникновение сказаний о Садко исследователи относят к XII веку –

Труд - это целенаправленная трудовая деятельность человека в процессе общественного производства, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовая деятельность - это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых работниками, объединенными в производственной организации.

Отметим характерные свойства труда :

1. Осознанность действий . Это означает, что, прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т.е. мысленно представляет себе результат труда.

2. Целесообразность действий. После того как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, какие ресурсы использовать, при помощи какой технологии;

3. Результативность действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат;

4. Общественная полезность действий . Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества; 5. Энергозатратность действий. Проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами труда и определяет его социальную структуру. Характер труда выражает то особенное, что присуще труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих отношений.

Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:



1. Физический и умственный труд. Физический труд - простейший вид труда, требующий в основном затрат мышечной энергии работника. Умственный труд - умственные усилия людей, направленные на производство товаров и оказание услуг. Он характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знаниях, организации, управлении и т.п. Деление труда на умственный и физический носит условный характер, поэтому речь идет о преобладании умственных и физических усилий в труде;

2. Творческий и репродуктивный. Творческий - это труд созидательный, в процессе которого создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, необходимых условий. Репродуктивный труд - это воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих элементов труд;

3.Простой и сложный труд. Простой труд - это труд неквалифицированный, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки.Сложный труд, - это квалифицированный труд, который создает в единицу времени большую стоимость, чем простой труд.

В зависимости от характера труда различают:

1. Частный и общественный труд. В товарном производстве, когдаотдельные производители изготавливают определенные товары,индивидуальный труд выступает как частный труд в связи схозяйственной, производственной и юридической обособленностьюсобственников средств производства.

2.Индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд - этотруд отдельных работников (менеджеров, токарей) илипредпринимателей.Коллективный труд - это такой труд, когда
люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы (предприятие, отдел, лабораторию, цех, бригаду), причем размер коллектива не имеет значения;

3. Наемный и самонаемный труд. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства и работниками, лично свободными, но не имеющими средств
производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

4. Конкретный и абстрактный труд. Как особая целесообразная деятельность человека труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется
конкретным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный- стоимость товара.

По продукту труда различают производительный и непроизводительный труд.

Производительный труд - это труд, непосредственно участвующий в создании натурально-вещественной формыобщественного богатства, совокупного общественного продукта,национального дохода. Это труд, в процессе которого производятсяматериальные блага, услуги и который приносит прибыль. Процесструда, создающий услуги, и процесс их потребления слитывоедино. Услуги существуют в форме деятельности, их нельзянакопить.

Непроизводительный труд - это труд, создающийсоциальные и духовные блага. Такой труд общественно полезен, ноне является производительным, так как не материализуется и невоплощается в отдельном продукте.

По степени участия человека в процессе труда различают:

ручной труд, который осуществляется или полностью вручную, или с помощью ручных орудий труда;

механизированный труд, который осуществляется с помощью механизированных орудий труда (например, сварки при помощи
специализированного аппарата);

машинный труд, когда основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий. Работник вручную выполняет лишь
вспомогательную работу по управлению машиной и ее обслуживанию;

автоматизированный труд, когда основная работа полностью автоматизирована, а вспомогательная работа автоматизирована частично. Работник контролирует правильность и стабильность настройки оборудования и его загрузку;

компьютеризированный труд, когда работа выполняется при помощи специальноразработанных компьютерных программ, а работник осуществляетлишь управление и контроль за работой компьютера;

высокотехнологический труд классифицируется в зависимости отстепени прогрессивности применяемых в процессе трудатехнологий.

В зависимости от методов привлечения людей к труду различают:
принудительный труд, когда имеется прямое принуждение. Такой труд характеризуется ограничением личной свободы, и примером может служить прямое и долговое рабство. Помимо непосредственного принуждения подобный труд может быть следствием уголовных, административных или иных закрепленных в законодательном порядке норм;

необходимый труд - это труд по необходимости, чтобы заработать средства к существованию. Такой труд характерен для подавляющей массы людей;

добровольный труд - это труд по желанию. Такой труд имеет место, когда человек экономически обеспечен, может не работать, но работает, чтобы реализовать свой потенциал. Работа для него - это средство самовыражения и самоутверждения, Иногда для осуществления подобной работы люди используют собственные средства, например, создают благотворительные, общественные фонды и т.д.

По предмету труда различают:

управленчески й труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач;

научно-технический труд - вид трудовой деятельности по проведению научных исследований, разработке конструкторской и технологической документации, обеспечению конструкторского технологического сопровождения производства продукции, испытания, технического контроля, ремонта оборудования, энергетического обслуживания и т.п.;

производственный труд - вид трудовой деятельности, непосредственно связанный с производством продукции или оказанием услуг;

предпринимательский труд - это самостоятельный труд, осуществляемый на свой риск, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

17. Производственный процесс, классификация трудовых и технологических процессов

Производственный процесс - это совокупность процессов труда и технологии, необходимых для регулярного достижения определенной производственной цели; он характеризуется особым технологическим содержанием и требует для своего выполнения специальных средств производства и рабочих определенных профессий.

Технологический процесс - это целесообразное изменение формы, размеров, состояния, структуры, положения, места предметов труда. Технологический процесс можно также рассматривать как совокупность последовательных технологических операций, необходимых для достижения цели производственного процесса (или одной из частных целей).

Технологические процессы классифицируют по следующим основным признакам:

1. По источнику энергии , необходимой для осуществления процесса:

пассивные (естественные), активные. Пассивные технологические процессы происходят как природные процессы и не требуют дополнительно преобразованной человеком энергии для воздействия на предмет труда (сушка сырья, остывание металла в обычных условиях и т.п.). Активные технологические процессы протекают в результате непосредственного воздействия человека на предмет труда либо в

результате воздействия средств труда, приводимых в движение энергией, целесообразно преобразованной человеком.

2. По степени непрерывности :

непрерывные (проходящие круглосуточно, могущие прерываться в связи с окончанием рабочего дня или после выполнения заданной программы выпуска),дискретные (циклические, нециклические) . При непрерывных процессах технологический процесс не прерывается во время загрузки сырья, выдачи готовой продукции и контроля процесса. Дискретные процессы характеризуются наличием перерывов в воздействии на предмет труда. В свою очередь они подразделяются на циклические и нециклические. К циклическим относят прерывные процессы, повторяющиеся при выполнении конкретного производственного задания по изготовлению данной продукции (выработка сливочного масла, механическая обработка серии деталей на станках и т.д.). К нециклическим относят прерывные процессы, не повторяющиеся или повторяющиеся в различной последовательности (термическая обработка деталей при мелкосерийном и единичном производстве). 4. По способу воздействия на предмет труда : механические, аппаратные . Механические процессы осуществляются вручную или с помощью машин (станки, сборочные автоматы и т.д При аппаратных процессах изменяются физико-химические свойства предметов труда под воздействием химических реакций, тепловой энергии, различного рода излучений.
Трудовой процесс - совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемых на рабочих местах.
Трудовые процессы различаются:

1. По характеру предмета и продукту труда : вещественно-энергетические, информационные. Вещественно-энергетические трудовые процессы характерны для рабочих, а
информационные - для служащих. Предметом и продуктом труда первых является вещество (сырье, материалы, детали машин) или энергия (электрическая, тепловая, гидравлическая и т.п.), вторых - информация (экономическая, конструкторская, технологическая и т.п.). 2. По функциям:основные и вспомогательные Основные - процессы выпуска продукции, вспомогательные - процессы обслуживания оборудования и рабочих мест, общецеховые - ремонтно-транспортные, контрольные, складские, уборочные; общезаводские - процессы выпуска продукции общезаводских цехов (вспомогательных, инструментальных, энергетических и др.).

3. По степени участия человека в воздействии на предмет труда : ручные, машинно-ручные, машинные и автоматизированные . Ручные процессы осуществляются одним рабочим или группой вручную простейшими орудиями (топор, рубанок, лопата, гидравлический инструмент и т.п.). В результате предметы труда изменяются под воздействием физических усилий работников. При машинно-ручных процессах материал обрабатывается механизмом при непосредственном участии работника (шитье на швейной машине, обработка деталей на станке с ручной подачей и т.д.). К машинным процессам относятся процессы, при которых форма, размеры, вид, положение предмета
изменяются исполнительными механизмами машины.

4. По организационному признаку: индивидуальные и коллективные (групповые, бригадные) трудовые процессы.

Для того что бы более точно изучить представление женщин о жизненном предназначении, мы включили в теоретическую часть данной дипломной работы представление о жизненном предназначении человека «в целом», не разделяя его согласно половой принадлежности. От более общего представления о жизненном предназначении человека, далее приводится теоретический анализ непосредственно «мужского» и «женского» жизненного предназначения.

В теоретическом анализе женской сути, представлены характеристики семи женских архетипов по Ш. Болен, которые соответствуют определенным психологическим особенностям женщин.

Выстроенная таким образом, теоретическая часть дипломной работы, дает возможность развернуто, и более конкретно подойти к изучению данной темы.

Представление о жизненном предназначении человека

Проблеме осознания и поиска жизненного предназначения человека, посвящено немало работ в аналитической, экзистенциальной, гуманистической и социальной психологии. В общих чертах жизненное предназначение можно описать как жизненный путь, цель, задачу жизни, жизненную ориентацию, отрасль деятельности, роль или функцию в обществе, потенциал, реализацию своих способностей. Значимость изучения данного вопроса заключается в возможности изучить влияние социума на индивидуализацию человека.

К. Юнг писал, что развитие личности - это главная цель человеческой жизни. Конечная жизненная цель - это полная реализация «Я» - самореализация, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида .

В отечественной психологии к теме жизненного предназначения первыми обратились Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, В. Н. Дружинин, а так же представители зарубежной психологии Э. Фром и И. Ялом.

Б. Г. Ананьев обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву -- онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез -- развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями .

В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю . Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью . К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни К.А. Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека, которая проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию .

К.А. Абульханова-Славская (вслед за С.Л. Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Термин "жизненная стратегия", предложенный К.А. Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни .

По гипотезе В. Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира - социальной среды - зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа» . Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь - трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.

«Жизнь начинается завтра» - это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.

«Жизнь как творчество» - это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни.

«Жизнь как достижение» - это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.

«Жизнь есть сон» - это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий данный вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. В. Н. Дружинин описывает данное состояние как своеобразный «психологический анабиоз». Очень часто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ. Это ощущение нереальности «внешней» жизни и одновременно ощущение реальности единственно желанной «внутренней» жизни» .

«Жизнь по правилам» - это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях - поощрению. По мнению В. Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данный вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.

«Жизнь - трата времени» - это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени. Этот вариант жизни нередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к «среднему классу». Время, свободное от зарабатывания денег, по преимуществу тратится впустую.

«Жизнь против жизни» - это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание .

Э.Фромм считает, что у людей есть глубоко укоренившаяся потребность следовать правильной жизни, и совершать нравственные поступки. Не следование нравственному жизненному пути, вызывает в них утрату внутреннего равновесия и гармонии» . И. Ялом так же отмечает, если человек не осознал свое жизненное направление, деятельность или если предназначение человека не обладает характеристиками «добра», или «правильности», то у него возникает чувство разочарования и неудовлетворенности жизнью .

Жизненное предназначение, тесно связано с таким явлением, как -поиск смысла жизни человека. Поиск смысла жизни - это активность личности, но психологическая сущность этой активности не уточняется. К изучению смысла жизни в психологии, обратились: П. Вонг, А.Адлер, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, С. Франкл.

Канадский психолог П.Вонг пишет, что: «исследования смысла жизни тормозятся недостатком четко определенных и широко принятых понятий. Некоторые из используемых понятий, такие, как смысл жизни, жизненная цель, осмысленность, бессмысленность уже в достаточной степени проработаны, но еще несут на себе груз философских интерпретаций. Наиболее перспективным и эвристичным является понятие поиска смысла жизни» . Понятие поиска смысла жизни полагается в качестве интегративного (обобщенного) теоретического конструкта в силу нескольких причин.

1. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы.

2. Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет человека.

3. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы.

4. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути.

5. Поиск смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен.

«Короче говоря, - заключает П. Вонг, - понятие «поиск смысла жизни «предполагает возможность строгого научного анализа, в отличие от других понятий, обремененных умозрительными интерпретациями» .

С позиций психологии человеческого бытия логично предположить, что за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути .

А.Адлер, считает, что понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И, наоборот, мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии, конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации. Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла .

Д.А.Леонтьев смысл жизни, видит как особым образом организованную совокупность смысловых структур и связей между ними, которая обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности человека, во всех ее аспектах .

К. Роджерс, отмечает, что человек реагирует на среду так, как она представлена в его восприятии и переживании. Эта сфера восприятия для человека является «реальностью». В психологическом смысле реальность - это, главным образом, личный мир восприятий человека, хотя в социальном плане реальность состоит из тех восприятий, которые имеют большую степень общности для многих людей . Похожей точки зрения придерживается В. Франкл, он считает, что смысл жизни и ценность человечейской личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует. Деятельность личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе . Таким образом, в данной дипломной работе изучается не когнитивные, поведенческие и мотивационные процессы самого человека, которые больше связаны с поиском смысла жизни, а изучается стереотипное представление общества относительно жизненного предназначения человека. Представление о жизненном предназначении с точки зрения стереотипов, позволяет показать возможные варианты проявления личности, в более конкретных образах, направленных на реализацию себя во внешнем мире.

В рамках данной дипломной работы, мы так же изучаем труды современных психологов А.М.Жалевича, О.И. Моткова, Н.И.Козлова и О.Г. Торсунова, посвященные проблеме жизненного предназначения.

А.М. Жалевич, в своей книге «Найди свой путь!», отмечает, что предназначение то или иное есть у каждого человека. И как все люди, находятся на различных этапах своего развития, так есть и разные уровни жизненного предназначения человека. Жизненное предназначение он описывает как: цель, задачу жизни; путь, дорогу, направление, вектор движения; отрасль деятельности; роль, функцию в обществе; потенциал, талант; место, время выбранные Высшим «Я» человека для максимально полной, наиболее оптимальной реализации способностей, раскрытие внутреннего потенциала индивидуума, гармоничного взаимодействия с окружающей средой (обществом, природой). Он так же считает, что один человек может знать и быть убежденным в своем предназначении, а второй отрицать и даже критиковать такую категорию, как «жизненное предназначение» .

А.М. Жалевич выделяет признаки указывающие на то, что человек не нашел или не осознал своего жизненного предназначения:

Внутреннее неудовлетворение от своей деятельности, от своих успехов и результатов своей работы;

Чувство, что жизнь проживается без смысла, проходит впустую;

Постоянная смена мест работы и сфер деятельности;

Отсутствие состояния счастья, радости, морального удовлетворения в повседневной жизни;

Проблемы на работе, в делах, со здоровьем, в отношениях;

Неудача или провал в каком-то деле или проекте, даже когда человеком выполнено все правильно, разумно и добросовестно;

Ощущение нехватки в жизни чего-то очень важного, чего-то такого, без чего наша жизнь теряет смысл;

Чувство растерянности и ощущение, будто Вы зашли в тупик .

Основываясь на признаках, которые указывают, что человек не нашел своего жизненного предназначения, мы можем предположить, что когда человек осознает свой путь и будет следовать своему предназначению, он:

Получит внутреннее удовлетворение от того что он делает и от результатов своей работы;

Будет ощущать чувство полной жизни и осмысленность своего существования;

Не будет постоянно менять свою работу и сферу деятельности;

Будет находиться в состоянии счастья, радости и морального удовольствия в повседневной жизни;

У него улучшаться отношения на работе и в личной жизни;

Будет более крепкое здоровье.

Таким образом, мы можем предположить, что очень важно каждому человеку осознать и следовать своему жизненному предназначению.

И.О. Мотков определяет жизненное предназначение как жизненную ориентацию человека, его общую жизненную направленность, выражающую предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом. Он выделяет восемь жизненных предназначений человека:

1. Исполнитель;

2. Творец;

3. Руководитель;

4. Подчиненный;

5. Поддержка других;

6. Поддержка себя;

7. Ситуативная ориентация;

8. Духовная ориентация .

По данной теме Н.И Козлов в своей статье о жизненном предназначении пишет, что жизненное предназначение в основном понимается, как «социальное», означающее, что жизненный путь человека предписан ему его семьей и окружением. В подтверждение этому, он приводит пример с сыном короля, который родившись, воспитывался как будущий король, и с сыном купца, предназначение которого стать купцом, сыном своего отца. По мнению автора, помимо «социального» жизненного предназначения, существует «мистическое». Это идея жизненного пути, предназначенного человеку некой Высшей силой. В отличие от социального предназначения, мистическое пишется обычно с большой буквы, как «Предназначение человека». Популяризатором этого взгляда был модный писатель Пауло Коэльо. Н.И. Козлов, в своей работе, так же как и А.М Жалевич, считает, что свое предназначение получает каждый человек и следование своему предназначению делает жизнь человека радостной и достойной, наполненной смыслом, а не выполнение - автоматически обрекает на тоску и переживание бессмысленности существования .

Торсунов О.Г., основываясь на ведических знаниях («Веды» - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите), разделяет людей на четыре типа, которые определяются по психотипу человека и его внутренней устремленности. Исходя из данного психотипа и по склонностям человека, автор определяет его предназначение в обществе.

1. Ученые и мудрецы:

Учёные или люди, склонные и способные к обучению и изучению;

Стремятся к познанию и хотят давать знание другим людям;

С детства стремятся к истине, желают что-то изучать, внимательно слушают то, что им говорят;

Испытывают большие трудности, если в голове не укладывается какая-то концепция;

Самое главное для них -- это понять смысл;

Беспокоятся и не удовлетворены, если чего-то не понимают;

Самая главная черта этих людей -- честность (их нельзя купить).

Ученые и мудрецы -- это люди, которые ведут за собой общество, дают высшие знания, ставят перед обществом цели, направляют по тому или иному пути. Данную категорию людей представляют интеллигенты, философы, ученые, писатели, деятели культуры. Это может быть простой школьный учитель, который от всей души направляет детей к высшему знанию, воспитывает у них духовные качества и учит быть хорошими людьми. Для таких людей характерна тяга к образованию, знаниям, духовным учениям.

2. Воины:

Люди, склонные к управлению, руководству;

Всегда стремятся к защите или установлению правил, законов;

Любой ценой стремятся сделать жизнь справедливой, правильной, часто поддерживают власть;

Самая главная черта характера -- стремление к справедливости и милосердию;

Склонны, в зависимости от своей степени интеллектуальности, находиться в разных структурах руководства, начиная с президента и заканчивая простым постовым милиционером или участковым (то есть, в зависимости от их уровня сознания, они выбирают ту или иную должность);

Имеют большое чувство долга и ответственность.

Воины -- не имеется в виду люди, которые воюют. Для воина главное долг, служение. В современном обществе войны - это управленцы, администраторы. Конечно, и военачальники, для которых служение Родине - самая главная задача. Такие люди, также могут заниматься бизнесом, но в отличие от купцов, для них самым важным является не прибыль, а реализации идеи. Они не будут заниматься каким- то сомнительным делом ради денег. Они оценивают данную деятельность с точки зрения нравственности и пользы для общества. Войны уважают образованных людей, ученых и мудрецов.

3. Торговцы:

Люди, склонные заниматься торговлей и хозяйственной деятельностью;

Главная их черта -- щедрость и одновременно желание быть богатым;

Одна из их особенностей -- практичность;

Есть стремление экономить, делать всё практично и заниматься бизнесом;

В детском возрасте любят менять одно на другое, что-то коллекционировать, быть на высоте в каком-то деле (то есть стремление к выгоде).

Торговцы по-современному - бизнесмены. Они умны, прозорливы. Эти люди очень хорошо умеют зарабатывать деньги и умело ими управлять. У них нюх на прибыль, это для них главное. Все свои навыки и устремления они используют ради получения денег. Даже если они занимаются своим развитием, то результаты своих достижений будут использовать на расширение производства, увеличение прибыли т. д.

4. Рабочие люди:

Люди, которые любят мастерить и делать какую-то конкретную, практическую работу;

Хотят все делать своими руками;

Испытывают большое удовлетворение, если занимаются своим любимым делом и у них нет особого желания заниматься бизнесом или управлением, нет стремления к глубокому изучению, большим знаниям.

Рабочие люди -- это категория людей, способных преимущественно к физическому труду. Они лишь могут выполнять волю более развитых людей. Они - исполнители. Воплощают идеи на материальном плане. Им сказали - они сделали. Они не задумываются плохо или хорошо то, что они сделали. Они делают, не рассуждая. Как правило, такие люди, зависимы от животных инстинктов и значительную часть своих заработков тратят на удовлетворение страстей - еду и алкоголь. Высшая степень развития рабочего - стать мастером своего дела. Существуют мастера, к которым стоит очередь, будь то автомеханик или мастер по резьбе .

Проведенный в данной главе теоретический анализ жизненного предназначения человека, позволяет сделать следующие выводы и обобщения.

Жизненное предназначение есть у каждого человека, оно представляет собой, некий путь, сферу деятельности или жизненный ориентир, который способствует раскрытию творческого потенциала человека и способствует его развитию. Свое предназначение, каждый человек выбирает сам.

Следование своему жизненному предназначению делает личность человека гармоничной и целостной, а не следование приводит к ощущению пустоты, бессмысленности жизни и неудовлетворенностью собой.

Люди делятся на четыре типа: ученые и мудрецы, войны, торговцы и рабочие. Каждому типу людей, соответствует свое жизненное предназначение. Для ученых и мудрецов, жизненное предназначение заключается в том, что бы давать обществу знания, вести за собой, ставить цели и пути развития этого общества. Войнам - предназначено исполнять свой долг и служить. Торговцам - зарабатывать деньги. И последний тип людей это - рабочие. Предназначение рабочих заключается в выполнении каких - либо поручений. Приведенные выше типы людей и их предназначения свойственны как женщинам, так и мужчинам, они считаются общечеловеческими. В данном исследовании нам важно посмотреть, где женщины видят свое место в жизни, и какой характер ориентации жизненного пути в их представлении у современной «женщины». Видят ли они путь «женщины» в служении другим, или же современная «женщина» живет, руководствуясь собственными интересами; занимает ли она главенствующие позиции в жизни или же является исполнителем чьей-то воли.