Меню

Называют нигилистами. Нигилизм в современном обществе - его виды и последствия

Смеситель

от лат. nihil - ничто) - отрицание общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм; скептицизм. Термин стал общераспространенным благодаря роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины; этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя. Ф. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у И.С. Тургенева, явление с переоценкой высших ценностей - тех, которые наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ф. Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НИГИЛИЗМ

от лат rahil - ничто) моральный, мировоззренч позиция, состоящая в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравств. и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов

В зап филос. мысли термин «Н » ввел нем писатель и философ Ф Г Якоби Это понятие использовали мн зап -европ. философы С Кьеркегор источником H считал кризис христианства и распространение «эстетич. » мироощущения Ф Ницше употреблял это понятие в социально-культурном значении, понимая под H осознание иллюзорности и несостоятельности как христ. идеи над-мирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, к-рую считал бурж версией религ. веры О Шпенглер H называл черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», к-рый в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высш. расцвета M Хайдеггер рассматривал H как магистральное движение в истории Запада, к-рое конечным следствием может иметь мировую катастрофу

В рус. культуре 2-й пол 19 в нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших социальные устои крепостнич России и религ. идеологию, проповедовавших материализм и атеизм Впоследствии этот термин использовался для характеристики всех рев сил 60-70-х гг, к-рым приписывались вульгарный материализм, аморализм, анархизм

Понятие «Н » используется во мн сферах деятельности людей Познавательный Н (агностицизм) отрицает объективную истину, политический (анархизм)

Целесообразность гос. власти и полит орг-ций, правовой - необходимость законности и правопорядка, религиозный (атеизм) - религию, нравственный (имморализм) - общезначимое содержание морали и т. д. Н возникает вследствие разочарования в существующей духовно-идеологич.системе и распространяется на культуру вообще, включая ее общеисторические и общечеловеческие устои Нигилистич настроения усиливаются в кризисные, переломные фазы обществ.и индивидуального развития Формирование нигилистич мировоззрения обычно происходит в условиях отстраненности и отчуждения человека или социальной группы от жизни общества в целом

Отличное определение

Неполное определение ↓

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НИГИЛИЗМ

(от лат. nihil - ничто) , в широком смысле - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринималось с целью утверждения и возвышения к.-л. иных ценностей (напр., отрицание культуры в руссоизме, сопровождавшееся призывом к возрождению естеств. нравственности) . В рус. культуре 2-й пол. 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцевшестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепост-нич. России и религ. идеологию, проповедовавших и атеизм. Впоследствии термин «Н.» использовался реакцией для характеристики всех рево-люц. сил 60-70-х гг. , которым приписывались , аморализм, анархизм . В зап. философии понятие Н. появилось у Якоби, в социальнокультурном значении употреблялось Ницше, понимавшим под Н. иллюзорности и несостоятельности традиц. идеалов бурж. общества. Кьеркегор источником Н. считал христианства и распространение «эстетич.» мироощущения. У Шпенглера Н. обозначал черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал Н. магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) абсолютного отрицания (см. НЕГАЦИЯ). Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби в его «Sendschreiben an Fichte», стал общераспространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму познания истины (см. АГНОСТИЦИЗМ). Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний , реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Становится ясно, что все эти стремления совершенно тщетны. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. см. также НИЧТО .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НИГИЛИЗМ

(от лат. nihil – ничто) – в широком смысле слова социально-нравств. явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ. жизни; в бурж. зап.-европ. философии – осознание социального и духовного кризиса бурж. общества, как кризиса всех прежних идеалов, вылившееся в отрицание смысла человеч. деятельности. Хотя понятие "Н." появляется еще у Ф. Якоби (см. "Sendschreiben an Fichte") в своем действительно культурно-историч. значении впервые выступает у Ницше, к-рый определяет Н. следующим образом: "Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют с в о ю ц е н н о с т ь. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?" (Полн. собр. соч., т. 9, М., 1910, с. 9). Н., как справедливо отмечает Ницше, выступает в качестве реакции на традиционно-либеральную форму бурж. идеологии, к-рая пытается сохранить иллюзии относительно бурж. цивилизации, стремясь представить ее как осуществление – или по направлению к осуществлению – тех идеалов, к-рые были провозглашены в эпоху бурж. революций. Н. утверждает иллюзорность этих идеалов и несовместимость их с реальной действительностью. "Христианство, отмена рабства, прав, филантропия, миролюбие, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена, не как реальности, а как п ы ш н ы е н а и м е н о в а н и для чего-то совсем иного (даже противоположного!)" (там же, с. 53). Приветствуя Н., поскольку последний "уничтожает все иллюзии", Ницше пытается в то же преодолеть его. Эту свою попытку Ницше назвал "опытом переоценки всех ценностей". Непосредственной причиной, вызвавшей Н., является, согласно Ницше, "обезбожение мира", разложение христианской религии, начало которого совпало с зарождением буржуазного общества и полное завершение к-рого знаменует его конец. "Бог умер", говорит Ницше (см. "Так говорил Заратустра", СПБ, 1913, с. 329), него смерть тотчас же обнаружила, что весь тот нравств. миропорядок, к-рый покоился на религ. основании, потерял свою опору: оказалось, что сам человек создал этот миропорядок, а стало быть, сам же может и разрушить его. Однако разложение религ. сознания является, по Ницше, лишь непосредств. причиной нигилистич. умонастроения. Более глубокий его источник следует искать в самой христ. религии, к-рая расколола на потусторонний – , и посюсторонний – неистинный. После того, как обнаруживается "искусственный " этого "высшего" мира, нам остается один только "отвергнутый" мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности (см. тамже). Так, уже само возникновение христианства было потенциальным возникновением Н. Христианство Ницше трактует расширительно, связывая его появление с эпохой Сократа и Платона, когда впервые возникает учение о двух мирах – мире нравственном, истинном, и мире посюстороннем, преходящем и неистинном, – учение, в основе к-рого лежит, по Ницше, стремление противодействовать судьбе. Т.о., с христианством Ницше по существу отождествляет все мировоззрение нового времени, поскольку оно лишь переменило старых христ. идеалов, но оставило нетронутым основное: стремление к осуществлению высшей цели человечества. Ницше говорит в этом смысле о "продолжении христианства Французской революцией" (см. тамже, с. 59), о трансформации христ. идей в учение о прогрессивном развитии общества, о "современной форме христианства" – социализме. Покончить с христианством – с его "делением мира на и смысл" – значит, согласно Ницше, покончить и с Н., что приведет к торжеству новой эры, эры "сверхчеловека", для к-рого нет больше "добра и зла", ибо нет раздвоенности мира на "истинный" и "ложный" (аморалистич. Ницше послужил впоследствии одним из истоков идеологии нем. фашизма). То же духовное явление, к-рое Ницше обозначил как Н., отметил и Кьеркегор, назвав его "отчаянием". В отличие от Ницше, Кьеркегор выражает назревающий кризис мировоззрения нового времени в той форме, в какой он воспринимается религ. сознанием, и видит источник Н. не в "духе христианства", а, напротив, в отсутствии подлинно христ. мировоззрения. Характеризуя "отчаяние" как "смертельную болезнь" эпохи, Кьеркегор для пояснения сравнивает его с "...интеллектуальной болезнью – сомнением... Отчаяние – чего-то более глубокого и самостоятельного... Оно есть выражение всей личности, же – только мышления" ("Entweder – Oder", Köln, 1960, S. 769–70). "Отчаяние", по Кьеркегору, как и Н. у Ницше, парализует человека, ибо в этом состоянии обнаруживается, что вся его не имеет смысла. Однако, в отличие от Ницше, Кьеркегор объявляет источником "отчаяния" не религиозное, а " " мироощущение, к-рое он характеризует как: 1) природное в нравственному (духовному); 2) языческое в противоположность истинно-христианскому; 3) природному влечению в противоположность свободному избиранию; 4) предпочтение естеств. начала в человеке – разума, сверхприродному началу – воле; 5) стремление к единств. цели – наслаждению и исповедание единств. религии – религии красоты. В рамках "эстетического", т.е. "природного", отношения к жизни, по Кьеркегору, не может быть поставлен вопрос о свободе (к-рая есть обретение себя посредством выбора себя решением воли), ибо "эстетик", делающий осн. мотивом своего поведения эстетич. , лишь теряет себя и в результате приходит к "отчаянию" (там же, с. 747–48). Хотя моделью эстетич. отношения к жизни Кьеркегор избирает мировоззрение иенских романтиков (см. Романтизм), по существу "эстетической" он считает всю совр. культуру (новую философию – см. "Die Krankheit zum Tode", Fr./M., 1959, S. 76 – и даже протестантскую ), включая и ту историч. традицию, к-рая привела к ее возникновению. Термин "эстетизм", т.о., является таким же символом, как и ницшеанский термин " ". (Так, Кьеркегор называет "эстетиком" даже представителя "этического" направления в древнегреческой философии Сократа, поскольку последний не понимал, что в основе этики должен лежать введенный христианством "воли, своенравия"). Как, согласно Ницше, всей предшеств. культуры приводит к Н., так и, по Кьеркегору, "языческий эстетизм" всегда несет в себе "смертельную болезнь" – отчаяние. Однако преодоление социально-политич. и духовного кризиса оба мыслителя ищут в противоположных направлениях: если Ницше призывает вернуться к "подлинному язычеству" ( "вечного возвращения"), трактуя его как силы, как "мировоззрение неравенства", трагич. "любви к року", то Кьеркегор предлагает искать в "подлинном христианстве", к-рое еще никогда не достигалось и прийти к к-рому можно только через самое глубокое отчаяние. Попытки совр. бурж. сблизить Кьеркегора и Ницше оправданы только в том смысле, что оба они выразили кризис бурж. культуры и трагич. положение личности, выросшей в лоне этой культуры.

Термин "Н." использовался реакцией для характеристики всех революц. сил России 60–70-х гг. 19 в., к-рым приписывался вульгарный материализм, анархич. отрицание цивилизации. В этом значении термин "Н." употреблялся в офиц. документах [донесения 3-го отделения (см. И. С. Тургенев, Центр. архив, М., 1923), материалы нечаевского процесса ], реакц. журналистикой ("Рус. вестник"), в "антинигилистических" романах (Лесков, Крестовский, Писемский, Достоевский). С 70-х гг. термин "Н." употребляется в зарубежной бурж. историографии для тенденциозной характеристики передовой рус. обществ. мысли (Oldenburg К., Der Russische Nihilismus von seinem Anfängen bis zur Gegenwart, Lpz., 1888; Jarmolinsky Α., Road to revolution. A century of Russian radicalism, L., 1957).

Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, О "Вехах", там же, т. 16; его же, Еще один поход на демократию, там же, т. 18; [Катков М. ], О нашем Н. По поводу романа Тургенева, "Рус. Вестн.", 1862, ; Герцен А. И., Письмо И. С. Тургеневу 21 апр. (1862), в кн.: Полн. собр. соч. и писем, т. 15, П., 1920; Алексеев А. И., К истории слова "Н.", в кн.: Сб. ст. в акад. А. И. Соболевского. Ст. по славянской филологии и рус. словесности, М.–Л., 1928; Салтыков-Щедрин Н., Уличная философия, Полн. собр. соч. в 20 тт., т. 8, М., 1937; Антонович М., Асмодей нашего времени, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1938; Козьмин Б.П., Два слова о слове "Н.", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1951, т. 10, вып. 4; Чернышевский Н. Г., Безденежье, Полн. собр. соч., т. 10, М., 1951; Батюто А. И., К вопросу о происхождении слова "Н." в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1953, т. 12, вып. 6; Белинский В., [Рец. на ] Провинциальные бредни..., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; Тургенев И., Лит. и житейские воспоминания, Собр. соч., т. 10, М., 1956; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и Н. 60-х годов, "Вестн. ЛГУ. Сер. эконом., филос. и права", 1965, No 5; Cyževskyj D., Literarische Lesefrüchte, "Ζ. für slavische Philologie", 1942–43, Bd 18, Η. 2.

А. Новиков. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - в широком смысле - умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. Термин “нигилизм” встречается в европейской теологической литературе уже во времена средневековья. В 12 в. одна из церковных ересей, выступавших с позиций отрицания догмата о богочеловеческой природе Христа, получила название “нигилизма”. В 18 в. понятие “нигилизм” как аналог отрицания общепринятых норм и ценностей закрепляется в европейских языках (в частности, подобное термина “нигипизм” зафиксировано в “Словаре новых слов французского языка”, изданном в 1801).

В западной философии термин “нигилизм” появился во 2-й пол. 19 в. и получил широкое распространение благодаря концептуальным построениям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера и ряда др. мыслителей и философов. Шопенгауэр создал нигилистически окрашенную доктрину “буддийского” безразличия к миру Шпенглер рассматривает нигилизм в качестве отличительной черты современной ему эпохи, характеризующейся упадком европейской культуры, переживаюшей период собственного заката, трансформацией ее в стандартизированную, безличную цивилизацию. В философии Ницше о нигилизме вырастает во всеобъемлющую концепцию, подытоживающую все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, выдвинувшего представление о ценностях разума, что и явилось, по мнению философа, первой причиной жгилизма, развивавшегося затем на основе “морально-христианского истолкования мира”. “Опаснейшим покушением на жизнь” Ницше считает все основные принципы разума, сформулированные в европейской философской ,- , цель, истину и др. Под “клевету на жизнь” он подводит и христианство, и всю его историю, ведущую к его самоотрицанию через развитие своего рода культа интеллектуальной честности. Т. о., устойчивая нигилистическая в культуре Европы формируется благодаря тому, что “истинный мир” традиционных религий, философии и морали утрачивает свою жизненную силу, однако при этом сама жизнь, земной мир не находят собственных ценностей, своего настоящего оправдания. Нигилизм, отвечающий этой глобальной ситуации, не есть, по Ницше, эмпирическое явление культуры и цивилизации, пусть даже и очень устойчивое. Нигилизм - это глубинная всей истории Европы, своего рода роковая “антижизнь”, ставшая парадоксальным образом жизнью ее культуры, начиная как с ее рационально-эллинских, так и иудео-христианских корней. Невероятная убыль достоинства и творческой мощи индивида в современную механизированную эпоху только радикализирует этой логики и заставляет поставить кардинальный вопрос о преодолении нигилизма. Ницше подчеркивает, что “смертью христианского Бога” нигилизм не ограничивается, ибо все попытки замены Его с помощью совести, рациональности, культа общественного блага и счастья большинства или истолкования истории как абсолютной самоцели и т. п. только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, “этого самого жуткого из всех гостей”. Попытку спастись от “обвала” высших ценностей, восстанавливая их секуляризованные имитации, I-biiiuie решительно разоблачает, указывая на “физиологические” и жизненно-антропологические корни нигилизма. В связи с этим современный , по Ницше, есть только апогей указанного измельчания и падения типа человека, доводящий нигилистическую тенденцию до ее крайних форм.

В понятии нигилизма у Ницше можно различить черты как формального сходства его с идеей коммунизма у Маркса (совпадают даже метафоры “призрака”, бродящего по Европе), так и содержательной переклички с темой “забвения бытия” у Хайдеггера, давшего свое прочтение концепции нигилизма у Ницше. Как “забвение бытия” (Хайдеггер), так и декаданс жизненной силы (Ницше) одинаковым образом начинаются с Сократа и развиваются параллельно в платонизме и в традиции метафизики вообще. В обоих случаях общим маркером преодоления этой “судьбы Европы” выступает профетически проповедуемый возврат к мистико-дионисийской и досократической Греции. Оригинальность Хайдеггера в трактовке нигилизма, этой пугающей “судьбы западных народов”, в том, что он рассматривает его в свете проблемы ничто как “завесы истины бытия сущего”. По Хайдеггеру, истолкования нигилизма у Ницше состоит в том, что он “не в состоянии думать о существе Ничто” (Европейский нигилизм.- В его кн.: Время и бытие. М., 1993, с. 74). И поэтому и секуляризация вместе с неверием не причины нигилизма, считает Хайдеггер, а его следствия. Ницше не может понять нигилизм независимо от метафизики, им критикуемой, потому что сам исходит в его анализе из идеи ценности, мыслящей “существо бытия... в его срыве” (там же, с. 75). В результате он остается в пределах нигилизма и метафизики, будучи, впрочем, “последним метафизиком”. В отличие от Ницше, Хайдеггер связывает нигилизм с проектом Нового времени с его идеей автономного самозаконодательствующего субъекта, ведущей к декартовскому механицизму, необходимому для утверждения господства нигилистического человека над Землей.

По Камю, современного нигилизма начинается со слов Ивана Карамазова “все позволено”, раз нет Бога. Понятие нигилизма анализируется им в связи с темой “метафизического бунта” (la rйvolte), причем вехами в ее истории выступают романтики, Штирнер , Ницше, Достоевский . “Нигилизм,- подчеркивает Камю,- не есть лишь отчаяние и отрицание, но прежде всего к ним” (L"homme rйvolte.- “Essais”. P., 1965, р. 467).

Новый этап в интерпретации понятия “нигилизм” в общественно-политической мысли Запада был открыт в 1960-е гг. и связан с именами Г. Маркузе, Т. Адорно и др. последователей франкфуртской школы. В западной философии, в мировоззрении “новых левых” и художественного авангарда 1960-70-х гг. понятие нигилизма оказалось тесно связано с инспирированной фрейдизмом идеей потенциальной независимости природного “я” от подавляющей его культуры, с анархическим протестом леворадикальных и авангардистских кругов против “репрессивной культуры” и “одномерности” личности. В наши дни понятие нигилизма широко используется критиками современной цивилизации в целом или отдельных ее сторон, напр. австрийским философом и публицистом В. Краусом, различающим социально-политический, психолого-невротический и философский нигилизм, причем все его виды взаимно поддерживают друг друга, усиливая свои негативные последствия и создавая тем самым что-то вроде порочного круга нигилизма. Различные формы нигилизма, по Краусу, связаны с упадком вины и личной ответственности в век господства научно-технической картины мира, а также и с тем, что в структуре внутреннего мира современного человека недостаточно влияние сверх-“Я” как противовеса для безудержных вожделений индивида. Современный нигилизм, считает Краус,- это традиционный нигилизм, описанный в философии и литературе 19 в., плюс невротические его проявления, во многом характерные именно для сегодняшнего дня. Новая идололатрия, напр. рынка, также ведет к усилению разнообразных нигилистических тенденций, представляющих угрозу для свободы, достоинства и выживания человека.

Лит.: Marciise H. One-dimensional Men. Boston, 1964; Idem. Essay on Liberation. Boston, 1969; Nihilismus. Die Anfange von Jacobi bis Nietzsche, hrsg. von D. Arendt. Köln, 1970; Der Nihilismus als Phänomen der Geistesgeschichte, hrsg. von D. Arendt. Darmstadt, 1974; Denken im Schatten des Nigilismus, hrsg. von A. Schwan. Dannstadt, 1975; Weier W. Nihilismus. Paderbom, 1980; Kraus W. Nihilismus heute oder die Geduld der Weltgeschichte. W, 1983.

НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин “нигилизм” впервые употреблен Н. И. Надеждиным в опубликованной в 1829 в “Вестнике Европы” статье “Сонмище нигилистов”. Несколько позже, в 30-40-х гг. 19 в., его использовали Н. А. Полевой, С. П. Шевырев, В. Г. Белинский, М. Н. Катков и других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М. А. Бакунин, С. М. Степняк-Кравчинский, П. А. Кропоткин, напр., вкладывали в термин “нигилизм” положительный смысл, не видя в нем ничего дурного. Ситуация изменилась во 2-й пол. 19 в., когда термин “нигилизм” приобрел качественно новый и вполне определенный смысл. Нигилистами стали именовать представителей радикального направления разночинцев-шестидесятников, выступавших с проповедью революционного мировоззрения, отрицавших социальные (неравенство сословий и крепостничество), религиозные (православно-христианская ), культурные (“официальное мещанство”) и иные официальные устои общества до- и пореформенной России, общепринятые каноны эстетики и проповедовавших вульгарный материализм и атеизм. Отличительной особенностью российского нигилизма становится попытка в области осмысления социальных феноменов опереться на естественнонаучную теорию дарвинизма и экстраполировать ее методологию на процессы эволюции социума (человек есть животное; - основной органического мира; ценно и важно торжество вида, же есть величина, не заслуживающая внимания). Рупором подобным образом понимаемого нигилизма в России нач. 60-х гг. 19 в. становится журнал “Русское слово”, ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев. При этом, правда, сам Писарев игнорировал термин “нигилизм” и предпочитал именовать себя и своих единомышленников “реалистами”.

Повсеместное распространение подобное толкование термина “нигилизм” получило с выходом в свет в 1862 романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, главный герой которого “нигилист” студент Базаров отстаивал о том, что “в теперешнее время полезнее всего отрицание”, и выступал с разрушительной критикой социального устройства, общественной морали, образа жизни господствующих слоев российского общества. Впоследствии русская литература дала целую галерею образов нигилистов от Рахметова и Лопухова в произведениях Чернышевского (где образы нигилистов-революционеров были выписаны с большой симпатией) до явных антигероев в романах Достоевского, Писемского, Лескова и др. Во 2-й пол. 19 в. термин “нигилизм” активно использовался правоконсервативной публицистикой для характеристики представителей революционного народничества 1860-70-х гг. и русского освободительного движения в целом.

Новую страницу в истории истолкования феномена “русский нигилизм” открыли в первые десятилетия 20 в. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев. Франк в статье “Этика нигилизма” (сб. “Вехи”, 1909) объявил “нигилистический морализм” основной чертой духовной физиономии русского интеллигента, первым русским нигилистом назвал Петра I, большевиков же охарактеризовал как выражение “универсального отрицания”. Характеризуя русский нигилизм, Бердяев различал его узкий (“эмансипационное умственное движение 60-х гг.”) и широкий (течения мысли, отрицающие “Бога, душу, нормы и высшие ценности”) смыслы (“Истоки и смысл русского коммунизма”). Считая русский нигилизм религиозным в основе своей феноменом, Бердяев, однако, определяет его истоки противоречивым образом, считая их то православными, то гностическими. Нигилистическая , заявленная в образах Базарова, Рахметова и др., трансформируясь в ходе исторического развития, продолжается в русском коммунизме, где она, в частности, приобретает некоторые черты богоборчества в духе вульгаризированного Ницше, напр. у М. Горького.

Нигилизм в России - это не идеология или мировоззренческая концепция; это специфическая социально-психологическая, как неотрефлексированная, особый способ реагирования на самые разные феномены общественной жизни, отличающийся гипертрофированной категоричностью, “тотальностью” отрицания, отрицанием недиалектическим, когда в отрицаемых явлениях не признается и не принимается ничего позитивного, рационального; нигилизм, как правило, выражается в уничижительных, обличительных и даже ругательных терминах; он враждебен всякому компромиссу. Свои нигилисты того или иного рода имелись в самых разных общественных движениях и течениях мысли, но гл. о. нигилизма был характерен для крайне лево- и праворадикальных направлений. В леворадикальных и революционных кругах 19 в. нигилизм наиболее ярко проявился у публицистов “Русского слова” во главе с Писаревым и в “анархистском” движении, в 20 в.- в анархо-синдикализме и в таком антиинтеллигентском движении, как “махаевщина” (В. К. Махайский и др.), в первые годы советской власти в пролеткультовском движении. На правом фланге спектра общественных движений в России 19 В. явно нигилистические были особенно характерны для выступлений и сочинений редактора обскурантского журнала 40-х гг. “Маяк” С. О. Бурачека, издателя не менее обскурантского журнала 60-х гг. “Домашняя беседа” В. И. Аскоченского, для Константина Леонтьева, идеологов черносотенного движения нач. 20 столетия.

Лот.: Катков М. О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева,- “Русский вестник”, 1862, № 7; ГогоцкийС. Нигилизм,- Он же. философский лексикон, т. 3. К., 1866; Де-Пуле М. Нигилизм как патологическое явление русской жизни.- “Русский вестник”, 1881, № 11; Пион И. Нигилисты и нигилизм. М., 1886; Страхов И. Н. Из истории литературного нигилизма 1861-65. СПб., 1890; Ачексеев А. И. К истории слова “нигилизм”.- В кн.: Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. Статьи по славянской филологии и русской словесности. М.-Л., 1928; Боровский В. В. Базаров и Санин. Два нигилизма.- Соч., т. 2. М., 1931 ; Степняк-Кравчинский С. М. Нигилизм.- Он же. Подпольная Россия. М., I960; Новиков А. И. Нигилизм и нигилист. Опыт критической характеристики. Л., 1972; Достоевский Ф. М. Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах.- Собр. соч. в 30 т., т. 20. Л., 1980; Козычин Б. П. Два слова о слове “нигилизм”,- Он же. Литература и история. Сб. статей. М., 1982; Karlowisch N. Die Entwickelung des russischen Nihilismus. B., 1880; Oldenberg K. Der russische Nihilismus von seinen Anfängen bis zur Gegenwart. Lpz., 1888; Coquart A. Dmitri Pisarev (1840-1868) et idéologie du nihilisme rosse. P., 1946; Hi/igley R. Nihilists. Russian Radicals and Revolutionaries in the Reign f Alexander 11 (1855-81), 1967; Lubomirski J". Le nihilisme en Russie. P.,1979.

Словарь иностранных слов русского языка

Нигилизм - Нигилизм ♦ Nihilisme Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия – Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, – бытие и ценность … Философский словарь Спонвиля

нигилизм - а, м. nihilisme <лат. nihil ничто. 1. Отрицание общественных ценностей (всяких норм, принципов, законов), созданных человечеством; полный скептицизм. БАС 1. 2. Направление в среде рус. разночинцев шестидесятников, резко отрицательно… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Нигилизм - (лат. nihil – ештеме) – қоғамдағы жалпы қабылданған, бірақ бөгде (жат), социумде өмірді өндірудің өздерінің күндері біткен формалары немесе жазалайтын (репрессивные), тұлғадан тыс және қоғам индивидке зорлап таңған (енгізген) императивтер ретінде … Философиялық терминдердің сөздігі

- (лат. nihil ничто) исходно одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы;… … История Философии: Энциклопедия

- (от латинского nihil ничто), отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин нигилизм получил… … Современная энциклопедия

Скептицизм, отрицание Словарь русских синонимов. нигилизм сущ., кол во синонимов: 3 отрицание общественных ценностей … Словарь синонимов

Нигилизм - (от латинского nihil ничто), отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин “нигилизм” получил… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от лат. nihil ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин получил распространение… … Большой Энциклопедический словарь

НИГИЛИЗМ, нигилизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Образ мыслей нигилиста (ист.). 2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова


Нигилизм как философская концепция постулирует следующие идеи: не существует никакой нравственности, которую называют реальной; ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Как можно догадаться, нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Нигилизм представляет собой наиболее саркастическую концепцию, скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия.

Западно-европейский нигилизм

Наибольшее распространение данному термину предоставили нигилисты 19 века, поскольку именно в этот период нигилистическое движение приобрело особенный размах как в России, так и на Западе. Понятие "нигилизм" было впервые введено Ф.Г.Якоби, немецким философом. Наиболее яркий в истории философии нигилист - это, несомненно, Фридрих Ницше, полагающий, что истинного мира (каким он должен быть по мнению прохристианских мыслителей) не существует, что это не более чем иллюзия, фикция. О. Шпенглеру принадлежит идея о закате европейской культуры, разрушении прежних форм сознания. Еще один известный нигилист - это полагающий, что христианское вероисповедние претерпевает кризис, что и является причиной распространения нигилистических воззрений.

Нигилизм в России 19 века

Со второй половины 19 века в России стало нарастать движение, отрицающее сложившиеся устои социального общества. Разночинцы-шестидесятники проповедовали атеизм и материализм и высмеивали религиозную идеологию. Наибольшую популярность термин "нигилизм" получил благодаря всем известному роману Тургенева И.С. "Отцы и дети" и описанному в нем Общие народные настроения вполне отвечали идеям нигилизма, что и послужило распространению этого термина в массах.

Психологическая точка зрения

Тем, кто немного знаком с психологией и таким понятием как становится очевидно, что нигилизм как раз является формой такой защиты.

По сути, нигилист - это в поисках смысла и причины своего бытия в мире. Окружающая действительность не отвечает внутренним представлениям человека о том, каким должен быть истинный мир, и это противоречие находит отражение в процессе отрицания. Так, нигилизм и нигилисты анализируются с точки зрения глубинной психологии. Человек разрывается между двумя тенденциями - стремлением к свободе и потребностью в принадлежности к группе. Чем сильнее стремление к свободе, тем более одиноким чувствует себя индивид на своем пути. В работе Э. Фромма "Бегство от свободы" описаны характеристики когда воспринимает данную свободу, а именно - стремление разрушить мир (хотя бы через отрицание его) и стремление разрушить тем самым себя, отвергая смысл своего существования. Сторонники телесного подхода в психологии отмечают внешние характеристики нигилиста: ироническая ухмылка, вызывающее поведение, ироничные замечания. Это закрепленные в прошлом защитные реакции, которые так и остались в чертах человека.

Таким образом, нигилизм - это своебразный ответ человека на происходящее в мире, защитная реакция в ответ на неугодные являения окружающей действительности.

- (лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры. Получает особое распространение в кризисные периоды общественного развития. Словарь по культурологии

  • нигилизм - НИГИЛИЗМ ж. лат. безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать. Толковый словарь Даля
  • Нигилизм - (от лат. nihil - ничто) мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. В западной философской мысли термин "Н. Педагогический терминологический словарь
  • нигилизм - 1) образ мыслей нигилиста (см.); 2) отрицание всяких норм, принципов, законов (например, этический нигилизм, эстетический нигилизм). Большой словарь иностранных слов
  • нигилизм - Нигил/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • нигилизм - НИГИЛИЗМ а, м. nihilisme <�лат. nihil ничто. 1. Отрицание общественных ценностей (всяких норм, принципов, законов), созданных человечеством; полный скептицизм. БАС-1. 2. Направление в среде рус. Словарь галлицизмов русского языка
  • нигилизм - сущ., кол-во синонимов: 3 отрицание общественных ценностей 1 скептицизм 9 фармазонство 5 Словарь синонимов русского языка
  • нигилизм - -а, м. 1. Огульное отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов. 2. Направление, имевшее место в среде русской разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., отрицательно относившейся к устоям дворянского общества, к крепостничеству. [От лат. nihil - ничто, ничего] Малый академический словарь
  • НИГИЛИЗМ - (от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакц. Советская историческая энциклопедия
  • нигилизм - нигили́зм Надеждин (1829 г.), Н. Полевой и др. Широко распространилось благодаря книге "Отцы и дети" Тургенева с 1863 г.; см. Чижевский, ZfslPh 18, 383 и сл. До этого ср нем. Nihilismus у Ф. Якоби (1799 г.), затем у Ж. Поля, франц. nihilismе... Этимологический словарь Макса Фасмера
  • нигилизм - Нигилизм, нигилизмы, нигилизма, нигилизмов, нигилизму, нигилизмам, нигилизм, нигилизмы, нигилизмом, нигилизмами, нигилизме, нигилизмах Грамматический словарь Зализняка
  • нигилизм - НИГИЛИЗМ -а; м. [от лат. nihil - ничто, ничего] 1. Книжн. Полное отрицание всего (установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов); полный скептицизм. Бессмысленный н. Н. в вопросах морали. Детский... Толковый словарь Кузнецова
  • нигилизм - нигилизм I м. 1. Полное отрицание общепринятых ценностей: культуры, идеалов, моральных норм и т.п. 2. Образ мыслей нигилистов нигилист I II м. Течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX... Толковый словарь Ефремовой
  • Нигилизм - (от лат. nihil - ничто, ничего) в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения. Большая советская энциклопедия
  • НИГИЛИЗМ - НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - англ. nihilism; нем. Nihilismus. 1. Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ, и госуд. жизни. 2. Течение русской обществ, мысли 60-х гг. XIX... Социологический словарь
  • Нигилизм - Полемический термин для обозначения крайностей движения 60-х гг. (от лат. nihil - ничего, т. е. ничего не признающие). Самое слово существует очень давно. Вт. средние века было еретическое учение H., преданное анафеме папой Александром III в 1179... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • НИГИЛИЗМ - НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. Большой энциклопедический словарь
  • нигилизм - НИГИЛ’ИЗМ, нигилизма, мн. нет, ·муж. (·книж.). 1. Образ мыслей нигилиста (·ист.). 2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм. Толковый словарь Ушакова
  • нигилизм - НИГИЛИЗМ, а, м. (книжн.). Полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский н. (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания). | прил. нигилистический, ая, ое. Нигилистическое отношение к чему-н. Толковый словарь Ожегова
  • Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет нигилизм, что это простыми словами. Определимся с данным понятием, выясним, какого человека могут называть нигилистом. Поговорим о положительных и отрицательных сторонах нигилизма.

    Определение понятия

    Несмотря на то, что достаточно часто можно услышать слово нигилисты, не все знают, что оно означает. Походит с латинского языка, переводится, как «ничто». Это человек, который состоит в определенном течении, субкультуре, отрицает идеалы, нормы, принятые обществом. Нигилистов можно встретить среди творческих личностей, имеющих нестандартный тип мышления, о них можно услышать в источниках массовой информации, в литературных произведениях.

    Нигилист отрицает стереотипы, нормы морали и правила. Такая мировоззренческая позиция является противоречивой, зачастую конфликтной. Она имеет право на существование, однако, не одобряется обществом.

    В разные исторические эпохи определение нигилизма имело несколько отличительные значения. Впервые о нем заговорили в средневековую эпоху, нигилизм рассматривался в качестве определенного учения, которое представлял папа Александр III. В Германии данный термин был использован писателем Якуби, который рассматривал его, как философское направление. Ницше был нигилистом, был убежден в несостоятельности христианского Бога, противился идеям прогресса.

    На сегодняшний день можно найти, как приверженцев нигилизма, так и его противников. Кто-то в данном явлении видит патологическое состояние, и противостояние ему считает необходимым, кто-то является приверженцем этой идеи.

    Нигилисты не верят в такие ценности, как искусство, любовь, природу. Однако, нравственность человека всегда основывается на таких понятиях. Каждый индивид обязан осознавать, что в окружающем мире присутствуют ценности, жить без которых не представляется возможным. А именно любовь к людям, к жизни, желание получать удовлетворение от своего существования, быть счастливым . Человек, увлекающийся нигилистскими взглядами, со временем может осознать ошибочность своих мнений, неправильность суждений.

    Нигилисты могут отрицать духовную жизнь, семейные ценности, нравственные принципы. Они не хотят признавать понятия, входящие в фундамент существования социума. Каждый человек должен понимать, что эти основы важны для нормального существования среди людей.

    Разновидности

    1. Мировоззренческая позиция, философские взгляды. Описывает постоянные сомнения, противоречивость общепринятых ценностей, идеалов, нравственности, норм и культуры.
    2. Метафизический. Уверенность в том, что наличие объектов в реальном мире не является обязательным.
    3. Правовой. Отрицание человеческих обязанностей, прав в пассивном и активном проявлении, установленных норм, законов, правил государства.
    4. Мереологический. Отрицание объектов, которые состоят из частичек.
    5. Эпистемологический. Абсолютное отрицание любых знаний и учений.
    6. Моральный. Отрицание аморальных и моральных аспектов общества.
    7. Юношеский нигилизм. Начиная с подросткового возраста, у юного человека возникает желание понять себя, свой , определиться с жизненным путем. Не редок тот случай, когда подросток начинает отрицать определенное явление. Данное поведение получило свое название, как юношеский нигилизм. Он, как и юношеский максимализм являет собой пылкое, сопровождаемое яркими эмоциями, отрицание. Такой тип нигилизма может встречаться не только у подростков и у людей юношеского возраста, также имеет вероятность проявления в различных сферах, в частности, в культуре, знаниях, в религии, общественной жизни, правах, у людей разных возрастов, если они излишне эмоциональны.
    8. Культурный. Отрицание неугодных культур. Например, было известно такое течение, как контркультура, которая отрицала развитие любой культуры, кроме авангарда.
    9. Географический. Присутствует отрицание географических характеристик, направлений. Такой тип нигилизма представляет собой новое определение. Иногда его называют ложным, неправильным.
    10. Религиозный. Характерно противостояние религии, отрицание ценностей общества, духовности. Критика сопровождается бездуховностью. Так нигилиста можно с легкостью назвать циником . Такая личность, преследуя свои эгоистические цели , может злословить относительно религии.
    11. Социальный. Широкое определение, проявляющееся в таких событиях:
    • непринятие реформ;
    • нежелание следовать нововведениям;
    • недовольство политическими течениями;
    • нежелание соответствовать западным образцам поведения;
    • непринятие нового жизненного уклада;
    • нежелание соответствовать преобразованиям;
    • ненавистное отношение, порой вражда к институтам государства.

    Плюсы и отрицательные стороны

    Мы уже рассмотрели, что нигилизм представляет собой отрицательное отношение индивида к каким-то взглядам, ценностям или идеалам. Это явление является формой мировоззрения, моделью поведения в социуме.

    К преимуществам относят:

    • способность проявления собственной индивидуальности;
    • поиск новых путей решения, вероятность свершения открытий;
    • возможность заявить о своей личности;
    • умение отстаивать свое мнение.

    Стоит учитывать и отрицательные моменты данного направления, а именно:

    • ограниченность взглядов, невозможность выйти за пределы рамок;
    • категоричность суждений, что оказывает вред и на самого нигилиста;
    • непонимание, которое вызывается у окружающих, отсутствие нормальных друзей и соратников.

    Теперь Вы знаете, что означает понятие нигилизм и нигилисты. Хоть нигилизм и не является новым явлением, до сих пор на многие вопросы, затрагивающие его, нет ответов. Отдельно взятый человек может по-разному трактовать значение данного термина, одни к нигилизму относятся, как к заболеванию, не позволяющему нормально жить в обществе, другие – как к панацее.