Меню

Примеры закона перехода количественных изменений в качественные. Законы и принципы диалектики в примерах

Двери

Переход количества в качество

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .

Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .

Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

Примеры

  • Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Примеры меры и скачка

Примечания

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Ссылки

  • Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия


З акон перехода количества в качество или закон перехода количественных изменений в качественные: такового нет .
- 14.04.08 г. -

«Закон перехода количества» в качество и обратно - это один из законов Энгельса , а не Гегеля.

Вся абсурдность этого «закона» и его объяснений в том, что Энгельс взял за основу не умозаключения Гегеля, а отдельный пример , который характерен при изменении количества теплоты конкретного вещества, но не является законом, по меньшей мере, в части качества и самого понятия «закон», тем более, в смысле закона по Гегелю.
Хотя... благодаря появлению энгельсова «закона» перехода количественных изменений в качественные однозначно устанавливается лишь то, что развитие или изменение нельзя обосновывать на основе количества (и его изменения).

Основной дилеммой этого «закона» является то, что в традиционном смысле (марксовом) рассматривается переход количественных изменений , а в современном - количества .
Основной парадокс традиционной трактовки обсуждаемого «закона» проявляется в непосредственно понимаемых «количественных изменениях», которые, кроме того, рассматриваются и вне своей определенности и без качества того, что изменяется.
Основной парадокс современной трактовки обсуждаемого «закона» заключен в термине «количество», так как обычно оно берется безотносительно, что эквивалентно загадке: «что первично - яйцо или курица?». В общих безотносительных понятиях и обсуждаемый «закон» и приведенная загадка не более чем набор слов (но, например, как только конкретно указывается яйцо, то сразу ясно, что оно снесено конкретной курицей, а вот для гипотетической посылки, например о «самом первом яйце, не снесенном курицей», требуется указывать причину ее появления).
Если говорить о «переходе» количественных изменений в качественные изменения, то следует понимать, что говорится не о существовании и явлениях, а об изменении, причем с разных позиций и безотносительно к нечто. И не более того. Тогда желаемых утверждений об изменении нечто нельзя получить, говорится-то о самом изменении.
Если же говорить о «переходе количества в качество», то придется разъяснять и доказывать смену диалектических категорий , что само по себе проблематично для материализма. Если же взять этот факт вне трансформаций категорий, то это приведет к тому, что разговор будет вестись конкретно уже только о самом нечто , о его бытии, а не о его последующем физическом состоянии. Иными словами, говорить о «переходе количества в качество» вообще нет смысла.

Утверждение перехода количества или количественных изменений без (анализа) качества в первом приближении выглядит забавно, а по существу является ошибочным.
Однако главное, что подрывает «закон перехода количественных изменений в качественные» , так это упоминание о том (напр., БСЭ. Т. 32. С. 464), что В.И. Ленин оперировал отрицанием старого качества и утверждением нового качества (кстати, иначе переход от капитализма к социализму вообще не обосновать)…

Хорошо еще, что этот энгельсов «закон» редко приписывается Гегелю; его авторами считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. (Быть может, поэтому только этот «закон» из всех «законов диалектики» традиционно считается объективным?)

Так же укажем, что парадокс еще и в том, что уже не существует диалектического материализма и исторического материализма , как научных или учебных дисциплин, т.е. тех базовых положений, на основе которых еще можно было бы реконструировать обсуждаемый закон; а современным философским наукам для материалистического осмысления соответствующих категорий и процессов приходится апеллировать к философии Гегеля, которая ранее была определена ими как идеалистическая…

В философии Гегеля и, в целом, в диалектической философии нет «закона отрицания отрицания», «закона перехода количества в качество» и «закона единства и борьбы противоположностей» ; - это все придумки основателей и последователей диалектического материализма.

(Обоснование ложности «закона» дано в Текстовом блоке № 4. Перечень см. Текстовые блоки).

А . В традиционном, выверенном советском определении диалектического материализма обсуждаемый «закон» именуется как «закон перехода количественных изменений в качественные» и определяется как один из всеобщих объективных законов развития природы, общества и мышления.
Надо отметить, что в осторожном традиционном определении используется термин «количественные изменения», а не «количество», т.к. количество относится к бытию, а не к природе, обществу и человеческому мышлению. Во времена СССР это еще различали. Теперь же рассматривается «количество» ...
Но, во-первых, весь вопрос сразу упирается в то, что говорится о переходе , который есть самоопределение понятия (не рассудочного понятия !) самого в себе, которое к природе, обществу и человеческому мышлению физически относиться… не может (а если его включают в умозаключение, то он должен находиться в оппозициях опосредствования).
Во-вторых, говорится к тому же об определенном переходе, причем не нечто, а количественных… изменений. Т.е. говорится о том, что процесс есть изменение! (По Гегелю, А=А есть пустая абстракция , ровным счетом ничего не отражающее выражение.)
В-третьих, если говорить о «переходе количественных изменений в качественные (изменения)», то следует понимать, что говорится не о нечто и явлениях, а об изменении, причем с разных позиций и безотносительно к нечто. И не более того. Тогда желаемых утверждений об изменении нечто нельзя получить, говорится-то о самом изменении.
Если же говорить о «переходе количества в качество», то придется разъяснять и доказывать смену категорий, что само по себе проблематично.
Если же взять этот факт вне трансформаций категорий, то это приведет к тому, что разговор будет вестись конкретно уже только о самом нечто, а не о нем и его последующем состоянии. Иными словами, говорить о «переходе количества» вообще нет смысла.
И зачем такой «закон» нужен, да еще не относящийся к природе, обществу и человеческому мышлению?

Обычно поясняется, что этот «закон» показывает, как происходит процесс развития предметов и явлений материального мира. Но к чему тогда в его сферу ввели человеческое мышление?

Далее, говорится, что накопление постепенных количественных изменений (т.е. накопление «разниц», которые суть качественное) приводит к коренным, качественным изменениям (т.е. к тому же еще допускается промежуточное изменение нечто без изменения его качества), к скачкообразному переходу от старого качественного состояния к новому качественному состоянию (т.е., получается, опять же, что промежуточные состояния качеств не имеют). И совершенно ясно, что понимание этого «закона» сведено к тому, что промежуточные состояния считаются безкачественными, или их качество не учитывается, но тогда и количество не должно учитываться.
Иногда игнорирование качества или вообще действие этого «закона» обосновывается именно незначительностью количественных изменений, но в таких случаях не доказывается обязательность результирующих коренных перемен и вообще их возможность.
Весьма примечательно то, что раньше много говорилось о мистификации Гегелем всего процесса развития, изображении его как развития понятий, категорий, мыслей (в т.ч. качества и количества). Иными словами, отчетливо понимается, что Гегель, используя количество и качество , говорил о развитии идеи и понятия (единство бытия и сущности). Так зачем же «механику» изменения понятия вменять, например, природе? Это обходится тем, что оговаривается то, что впервые научное понимание качества, количества и «перехода количественных изменений в качественные» было дано… К. Марком (и Ф. Энгельсом), причем в новых, соответствующих материализму определениях количества и качества (с ними можно ознакомиться в учебниках), уже как таких, которые присущи… предметам и явлениям материального мира. Более того, указывается, что определенному качеству всегда соответствуют количественные соотношения, но это уже категории , так что речь, по сути, уже о другом, и материалистические определения роли тут никакой не играют.
При этом, во-первых, признание существования нематериальных атрибутов для объектов материального мира, т.е. сверхчувственности, которую материализм отрицает, ведет к крушению парадигмальной базы материализма: он (неявно) признает и использует то, что в принципе отрицает.
Во-вторых, в диалектическом материализме переход (равно как и отрицание) не определяется, т.е. понимается либо математически, либо... идеалистически, т.е. неприменим к философским категориям диалектического материализма. Иными словами, нельзя сочетать термин «переход» с материалистическими «количеством» и «качеством» в рамках материализма.
В-третьих, в некоторых случаях пояснений промежуточные количественные состояния имеют все же свое качество, т.е. признается, что качество меняется, но это, в свою очередь, ведет к тому, что не может быть коренных, скачкообразных изменений, утверждаемых законом. Закона, получается, быть не может. Можно, конечно же, взять достаточно большой интервал времени так, чтобы увидеть , равно как использовать идеалистические и материалистические понятия в одном умозаключении. А вот если не выбирать нужные условия и факты, то принципиально разные качества не увидишь. Иными словами, все зависит от целеустановки авторов «закона» (от идеологической установки диалектического материализма), - вот от чего зависит «закон» перехода количественных изменений в качественные! И именно это соответствует тому, что К.Маркс рассматривал количественные и качественные аспекты социальных процессов (но не уходил в идеальность их категорий).

Да и примеры, поясняющие «закон перехода количественных изменений в качественные», явно не выдерживают критики.
Например, говорилось, что у каждого кристаллического твердого тела имеется своя точка плавления. При этом давалась ссылка на «Диалектику природы» Энгельса, где говорится о прибавлении или убавлении… движения. Но нельзя же путать агрегатное состояние всего тела со структурой атомов (качеством) тела: например, при плавлении свинца атомы золота не образуются. Или приводился пример того, что два атома азота при соединении с атомом кислорода дают закись азота (газ), а при соединении с пятью атомами кислорода - азотный ангидрид (твердое тело); но «закон»-то оговаривает изменение количества: надо бы было рассмотреть также случаи соединения двух атомов азота с 2, 3 и 4 атомами кислорода… (А вот этиловый спирт (C 2 H 5 OH) и метиловый спирт (СН 3 ОН) - жидкости.) И, совсем уж бездумно, говорилось о том, что переход от капитализма к социализму - путь коренных качественных преобразований капиталистического общества (но тут в погоне за идеологическими дивидендами забыли… про количество).
Относительно охлаждения или нагревания воды следует также, отдельно отметить следующее: «в процессе простейшего эксперимента, непосредственно наблюдая процесс, можно убедиться в том, что, когда есть «простое количественное изменение температуры» (в процессе подогрева воды), не происходят скачкообразные изменения агрегатного состояния, и, напротив, когда происходят заметные изменения агрегатного состояния воды, температура воды не изменяется» (http://www.baryakin.ru/S23/S2335r41-3.htm)...


Б
. В современных неверных представлениях считается, что «закон перехода количества в качество» - это второй из основных «законов диалектики», который указывает на обусловленность качественных изменений количественными, хотя в ряде случаев, в придачу, говорится и об обусловленности количественных изменений качественными. Указывается, что в любом процессе и явлении изменение идет по нарастающей, а когда количество наберет критическую массу, то после этого происходит переход на новый качественный уровень. Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход - качества в количество (т.е., получается, что новое качество не образуется).
Изменения в процессе развития обычно объясняются тем, что качество влияет на исчезновение одних и становление других количественных характеристик, т.е. качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений, 2) имеет влияние на темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру конкретного изменения. При этом качество не может меняться бесконечно, и наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры, к коренной трансформации сущности изменяющегося. Указывается, что такие моменты получили название «узлов» (т.е. в данном случае используется термин философии Гегеля!), а сам переход в иное состояние называется «скачком». Сам переход количества в принципиально новое качество может произойти а) резко, одномоментно, скачкообразно или б) незаметно, эволюционно. И т.д. При этом многое берется из философии Гегеля…

Но, во-первых, как уже указывалось, в современной трактовке обсуждаемого «закона» термин «количество» берется безотносительно (для бытия), т.е. обсуждаемый «закон» а) в каждом конкретном случае требует определения дополнительных условий, не может быть универсальным, т.е. не может быть законом, и б) не может относиться к природе и обществу.

Во-вторых, указание на то, что «изменение идет по нарастающей, а когда количество наберет критическую массу, то после этого происходит переход на новый качественный уровень», определяет, что вся суть в изменении , т.е. не в количестве, которое вообще может быть формой, а какие аспекты и условиях этого процесса в конкретном случае исследования принимаются во внимание - это его методологический вопрос.
Иными словами, благодаря появлению обсуждаемого «закона» однозначно устанавливается то, что развитие или изменение нельзя обосновывать на основе количества (и его изменения).

Кроме того, в-третьих, даже с учетом подстраховки (обусловленность количественных изменений качественными) уже не замечается, что, по сути, говорится о переходе всего во всё, да еще во всех направлениях; и к старому не может быть возврата, хотя при этом же говорится о том, что изменение идет по нарастающей; и даже регресс социализма тогда можно было обосновать, но этот вопрос в СССР почему-то не рассматривался...

В . Кроме указанных выше критических положений, касающихся обсуждаемого «закона», приведем следующие.

Во-первых, для его обоснования диалектике деловито приписывают, что она рассматривает развитие и изменение как переход от незначительных, скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым - качественным, и качественные изменения наступают 1) внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию и 2) не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений.
Иными словами, прикрываясь авторитетом диалектики, причем, даже не понимая ее собственной сущности, ей присваивают надуманною суть обсуждаемого закона.
И что же не упоминается, что обсуждаемый «закон» сформулирован Марксом и Энгельсом? Зачем диалектике приписывать то, что она не провозглашает? Еще надобно помнить, что Маркс говорил о том, что он перевернул гегелевскую диалектику [Маркс К., Энгельс Ф . Соч. - 2-е изд . - Т. 23. С. 21], т.е. тем более положения диалектики к «закону» диалектического материализма отношения иметь не могут.
При этом для материалистической теории познания возник парадокс коммунизма , как высшей формы развития обществ, ибо в процессе его собственных количественных изменений, он должен смениться, а не быть высшим, окончательным…

Во-вторых, согласно диалектике, как теории познания диалектической философии , переход количества в качество может а) характеризоваться другим , в частности, таким новым, которое не имеет отношение к старому, вот где имеет значение скачок , и б) не осуществиться.

В-третьих, при любом изменении начальное и конечное состояния любого некоторого всегда различаются (хотя бы во времени), и тогда проще было бы сказать, как бы по Гераклиту, что все течет, все изменяется . И это - непреложный факт, который никому никогда и в голову не приходило назвать законом.

В-четвертых, обсуждаемый «закон» не выполняется во многих случаях, например, для равновесных процессов, для циклических процессов, для асимптотических процессов, т.е. не является не только универсальным и всеобщим, но и законом.

В-пятых, обсуждаемый «закон» настолько абстрактен (что, быть может, и определяет его якобы всеобщим и универсальным), что в конкретном случае без дополнительной информации нельзя предсказать, произойдут ли вообще качественные изменения.

В-шестых, зачастую просто не учитывается, особенно при рассмотрении общественного развития, что для процессов огромную роль играют факторы, неприсущие сфере обсуждаемого «закона», а при введении их в рассмотрение он превращается в описание спонтанно действующих факторов, т.е. опять же перестает быть законом.

В-седьмых, идеализованное понятие « переход» может сочетаться с материалистическими (марксовыми) «качеством» и «количеством» только при использовании методологического аппарата диалектической философии , т.е. только при учете того, что а) он понимается, как обладающий самоопределением (чего-то) самого в себе и, поэтому, дает результат, который, в свою очередь, связан с вменением снятия , и б) они понимаются как конкретные. В частности, нельзя упускать
- качественные определения нечто, которые должны фиксироваться,
- конкретность первоначального количества,
- новые внутренние и внешние положения как в процессе, так и в результате, т.е. переходы к результату осуществляются не только от моментов начального (состояния), но и включают другие, которые также присутствуют в результате. Необходимо учитывать «все количества», а не количества только данного объекта или явления; пришлось бы говорить о «законе перехода количеств в качество», указывая «все» количества и соответствующие им и переходу условия, что уже ведет к невозможности определения любого данного объекта или явления как одного, вырванного из всего многообразия существования.

В-восьмых, так как рассматривается переход , то операндом последовательности, которую и выражает обсуждаемый «закон», выступает гегелевское понятие , а не рассудочное понятие , т.е. последовательность, сформулированную для всеобщности (еще и некорректно), нельзя прилагать непосредственно к объекту или явлению в природе, т.е. обсуждаться может только объективное логическое , а не материальное.

В-девятых, не доказывается то, что обсуждаемый «закон» может функционировать в условиях других законов, не зависим или сопрягаем с ними.

В-десятых, как получается, обсуждаемый «закон» определяет, что вся суть в изменении, а не в количестве, которое вообще может быть формой, т.е. развитие и изменение нельзя обосновывать на основе количества (и его изменения).

В-одиннадцатых, имеется путаница и подмена понятий количества и качества и конкретных количества и качества.

В-двенадцатых, в диалектическом материализме, преследовавшем явно идеологические цели любым способом, были установлены принципы обязательности действенности изменений в одном направлении и безвозвратного появления нового , как принципиально отличного , а не просто следующего (это нужно было для утверждения смены капитализма коммунизмом), что и обусловило понимание неизбежности появления нового качества, а также якобы невозможность возврата от социализма СССР к капитализму...

В-тринадцатых, если признается объективность и всеобщность обсуждаемого «закона», то возникает вопрос о «самостоятельности» его «существования», а также о механизме его действия. Без ответов на эти вопросы, а их науки не дают, имеется некоторая потусторонность, мистичность обсуждаемого «закона» (точнее - несостоятельность), которая вполне соответствует теологическим представлениям, а не объективно-научным. Иными словами, науки оказываются в плену мистических воззрений и не могут утверждать свой материалистический, объективный и познавательный характер. Тогда каковыми они являются?

В-четырнадцатых, …

(Диалектические рефлексивные доводы пока приводить не будем, так как диалектическая философия не изучается в вузах, а на сайте еще не раскрыты требуемые базовые категории.)

Г . Итак, следует признать, что, как и с остальными двумя «законами» философии, обсуждаемый «закон» является выдуманным, более того, некоторые процессы ему вообще не подчиняются, и произойдет ли качественное изменение или нет - это зависит от содержания (вещи, процесса, умозаключения) и внешних условий, а не от «количества».

Но научное сообщество еще долго не откажется от «закона перехода количества в качество» , что будет иметь плачевные результаты как для развития научного познания, так и для осмысления многих насущных проблем.

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов: 4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением.

4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого.

4.3. Временное возвращение к гармонии.

4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей. Пример на политической сфере. Этапы 1-3 - недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот.

4.2. Гражданская война.

4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент.


Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

Сущность познания. Принципы научный теории познания.

Познание - это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Знание - это результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, научное, художественное и т. д.).

Вопрос о познаваемости мира давно интересовал людей. Большинство философов и ученых утвердительно отвечали на вопрос о том, познаваем ли мир. Однако представители такого философского учения, как агностицизм отрицают возможность познания реального мира, достижения объективной истины. Наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант . Кант, например, утверждал, что предметы хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

Сторонники скептицизма, в отличие от агностиков, не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо останавливаются на отрицательном результате.

В основе всех материалистических теорий познания лежит положение о том, что познание - это отражение в голове человека внешнего мира таким, какой он есть вне человеческого сознания. Для первых материалистических теорий познания (XVII-XIX вв.) были характерны созерцательность (рассмотрение познания как пассивного акта восприятия субъектом окружающего мира), метафизичность (непонимание диалектического характера познания и роли субъекта в процессе познания) и механистичность (рассмотрение всех явлений на основе законов классической механики). В диалектико-материалистической философии познание рассматривается не как зеркальное отражение мира, а как сложный процесс активного творческого отражения действительности человеком в ходе его социально-исторической практики.

Процесс познания мира осуществляют все науки, но изучением закономерностей, форм и принципов познания в целом занимается философия (гносеология).

Естествознание XX в. показало, что субъект (исследователь) неразрывно связан с объектом познания, что картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и методами и средствами получения знаний о нем. Квантовая механика дала первые наглядные и неопровержимые доказательства того, что разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно. Практически нельзя при построении теории полностью отвлечься от человека, от его активного вмешательства в природу. Особенностью познавательного процесса конца XX - начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов к его изучению. Одним из таких подходов можно считать синергетический.

Объектами современной науки все чаще становятся так называемые «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии и биотехнологии (генной инженерии), системы «человек-машина». Это ведет к изменению подходов и методов исследования. Специфику современной науки все больше определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования.

Сегодня все шире входит в теорию познания заимствованный из квантовой механики термин «виртуальная реальность» (виртуальный - возможный, такой, который может или должен появиться при определенных условиях). В теории познания понятие идеального выступает как разновидность виртуального существования, которое возникает в пространстве между объектом и субъектом. Его нельзя обнаружить ни на стороне объекта, ни на стороне субъекта, взятых отдельно друг от друга.

Познание прошло определенные этапы развития, на каждом из которых осуществлялось в многообразных и взаимосвязанных формах. На ранних этапах истории развития общества существовало обыденно-практическое познание. Оно давало элементарные сведения о природе и обществе, которые носили разрозненный характер, представляли собой простой набор сведений и правил. Одной из исторически первых форм познания было игровое познание. Оно играет достаточно большую роль в развитии познавательной деятельности. В ходе игры индивид приобретает большой объем знаний, впитывает в себя богатство культуры.

Важную роль выполняет игра в формировании духовного мира человека и навыков общения. На начальном этапе истории большое значение имело также мифологическое познание, представляющее фантастическое отражение реальности. Мифологическое мышление - это своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. В рамках мифологии зарождается художественно-образное познание, которое в дальнейшем нашло свое отражение в искусстве. С мифологией также связаны философское и религиозное познания - одни из древних форм познания. Библия и Коран являются достаточно глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных человечеством в течение тысячелетий. Религиозное познание соединяет эмоциональное отношение к миру и веру в сверхъестественное.

Для научного знания характерны некоторые особенности, которые отличают его от донаучного и ненаучного знания. К таким особенностям можно отнести: систематичность знаний, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, возможность логически выводить одни знания из других, независимость научных знаний от познающего субъекта, воспроизводимость знаний. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов мышления и др. Непосредственная цель научного познания - достижение объективной истины. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность.

Источником познания , его основой, движущей силой является практика. Астрономия, например, была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания; потребность измерять земельные участки, площади, время привела к появлению математических знаний. Весь познавательный процесс обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Преобразуя окружающий мир по мере решения проблем, поставленных практикой, человек обнаруживает и исследует все новые и новые свойства природы и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика - основа познания еще и потому, что она обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п. Задача человека состоит не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и в том, чтобы использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для улучшения жизни. Жизненный смысл научного познания может быть выражен словами: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать».

Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание - это целостная система, имеющая довольно сложную структуру. Основными элементами этой структуры являются: фактический материал; понятия как результат первоначального обобщения фактов; научные предположения (гипотезы); законы, принципы и теории, обобщающие группы фактов и описывающие определенный фрагмент реального мира; научные картины мира, систематизирующие все теории и рисующие образ всей реальности.

Научное познание включает два основных уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). На этом уровне возможно только фиксирование общих внешних признаков вещей и явлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация - характерные признаки эмпирического познания. На этом уровне познания объект исследуется с помощью таких средств и приемов, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и др.

На теоретическом уровне познания осваиваются внутренние связи и закономерности исследуемых явлений и процессов. Это достигается с помощью рациональной обработки (относящееся к разуму, рассудку) эмпирических данных с помощью таких форм, как понятия, теория, закон, категория, принцип и т. д. На этом уровне широко используется абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - мысленное создание образа рассматриваемого объекта, синтез - объединение в систему полученных в результате анализа элементов. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Основными структурными моментами построения и развития знания на теоретическом уровне являются проблема, гипотеза и теория. Научная проблема - это вопрос, возникающий при появлении новых фактов, не объяснимых с помощью старых теорий. Британский философ Карл Поппер считал, что наука начинается именно с постановки проблем, а ее развитие - это переход от одних проблем к другим. Попытки решить возникшие проблемы приводят к возникновению гипотез.

Гипотеза - это предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является весьма вероятной. Научная гипотеза обязательно должна удовлетворять условию принципиальной проверяемости. Гипотеза анализируется, логически осмысливается, подвергается экспериментальной проверке. Если получены достоверные неоднократно повторяющиеся доказательства, подтверждающие гипотезу, то она переходит в статус закона.

На базе законов формируется научная теория - форма научного знания, дающая целостное отображение закономерностей и внутренних связей определенной области реального мира. Основной элемент любой теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, раскрывающих сущность исследуемой реальности. Примерами научных теорий являются классическая механика, созданная Ньютоном , теория Максвелла об электромагнитном поле, теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина и др.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Начальный толчок к созданию любой теории дает практический опыт и ее правильность также проверяется опытом. Эмпирическое исследование выявляет новые данные и стимулирует теоретическое познание, которое, в свою очередь, ориентирует и направляет эмпирическое познание в поисках новых научных фактов, в совершенствовании его средств и методов.

Методы научного познания

Метод - это совокупность способов, с помощью которых может быть достигнута цель. Учение о методах познания называется методологией. Она исторически формировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработкой всех методов познания реального мира. Первоначально методология разрабатывалась в рамках философии и, несмотря на то, что в дальнейшем методологические идеи разрабатываются появившимися частными науками (механикой, физикой, химией, биологией и т. д.), она и сегодня тесно связана с философией (гносеологией, онтологией, логикой).

Существует множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям.

По широте охвата действительности все методы можно разделить на три группы:

1) всеобщие, универсальные (философские и формально-логические);

2) общенаучные (системный метод, моделирование и др.);

3) специальные (метод кольцевания птиц в зоологии, энцефалография как метод исследования головного мозга и т. д.).

В соответствии с двумя уровнями познания методы подразделяются на эмпирические (научное наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и теоретические (абстрагирование , идеализация, индукция , дедукция и др.).

В истории познания известно два всеобщих метода: метафизический и диалектический. Это общефилософские методы, на основе которых формируется идеалистическая и материалистическая философия. Метафизика рассматривает предметы и их мысленное отражение как нечто законченное и неизменное, отрицает их всеобщую связь и развитие. Этот метод с середины XIX в. все шире стал вытесняться диалектическим методом, который рассматривает природу как единое целое, в котором все предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Диалектика рассматривает мир как закономерное развитие материи. Развитие познания, согласно этому методу, осуществляется по спирали. Об этом в свое время писал В.И. Ленин. Наступает время, когда наука возвращается к тем идеям, которые однажды уже были высказаны, но это возвращение осуществляется на более высоком уровне. Диалектический метод лежит в основе диалектического материализма - философии и методологии марксизма, разработанной в 40-х годах XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Современная наука стоит на позициях диалектического материализма.

На эмпирическом уровне познания используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы. Рассмотрим важнейшие из них.

Научное наблюдение - целенаправленное восприятие реального мира. Визуальные наблюдения играют большую роль в сборе первичного материала для научного исследования. Обычно наблюдение используют там, где нельзя или трудно провести эксперимент, или в том случае, когда необходимо изучить естественное поведение объекта. Научное наблюдение предполагает использование различного рода приборов и инструментов, что значительно расширяет горизонты исследования. Например, непосредственное наблюдение звездного неба с помощью органов зрения давало человеку только общие представления о картине звездного мира, применение телескопа значительно расширило представления о Вселенной: стало возможным увидеть далекие планеты, детально рассмотреть особенности ближайших соседей Земли (Луны, Марса, Венеры, Юпитера) и др. Применение космической техники позволяет сегодня наблюдать за более далекими небесными объектами (квазарами, пульсарами).

Эксперимент - изучение объекта или явления в специально созданных и контролируемых условиях. Он отличается от наблюдения тем, что человек может активно вмешиваться в протекание исследуемых явлений. В результате эксперимента объект может быть преобразован или изменены условия его изучения, что позволяет открыть новые свойства этого объекта, глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Например, эксперименты по изучению проводимости металлов при низких температурах (близких к абсолютному нулю) привели к открытию явления сверхпроводимости. Если трудно или невозможно проводить эксперимент в естественных условиях, то его заменяют «мысленным экспериментом» или математическим моделированием. При проведении эксперимента широко используются приборы, воздействие которых на объекты в большинстве случаев не учитывается. Однако при изучении процессов микромира пренебрегать этим воздействием уже нельзя, возникает необходимость учета «возмущающего» действия приборов.

Описание - это фиксирование данных, полученных при наблюдении или в результате эксперимента, с помощью обычного языка или языка науки (специальных обозначений). Описание должно быть полным, точным и достоверным. Оно составляет эмпирический базис науки.

Измерение - это сравнение изучаемых объектов по каким-либо признакам или свойствам с целью определения их характеристик (длины, высоты, массы, веса и т. д.). Измерения производятся с помощью измерительных приборов. Неизвестная величина находится путем сравнения ее с эталоном - известной установленной единицей меры. Значение измерений для науки огромно. «Наука начинается с измерений» - писал Д.И. Менделеев . Существует большое количество единиц измерений, соответствующих множеству объектов, явлений и свойств объектов. Для удобства пользования ими в естествознании введена единая система единиц - Международная система (СИ).

Она была принята в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. Основные единицы Международной системы: метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела и моль. Есть еще две дополнительные единицы - радиан и стерадиан. Все остальные единицы измерения являются производными от основных (ньютон, джоуль, ватт и др.). Например, единица силы - ньютон (Н) - может быть представлена следующим образом: 1Н = 1кг?м/с 2 . Международная система единиц охватывает все физические величины, связанные между собой физическими законами. Наиболее широко используются единицы измерения длины, времени и массы.

Единица длины - метр - определяется как длина пути, проходимая светом в вакууме за 1/299 792 458 долю секунды. Секунда - общепринятая единица времени. Определение этой меры менялось по мере развития науки. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, измерение всех промежутков времени стали осуществлять с помощью атомных стандартов. Атомная секунда определяется как интервал времени, в течение которого совершается 9 192 631 830 колебаний атома изотопа цезия Cs 133 . Но в настоящее время действует еще более точный эталон - водородный мазер с шириной спектра 1 Гц, стабильность которого 10 -12 . Для измерения времени в быту достаточно хорошую точность дают кварцевые часы. За единицу массы принята масса эталона, изготовленного из сплава платины и иридия. Это цилиндр, имеющий высоту и диаметр 39 мм. Эталон массы хранится в Палате мер и весов в Париже.

Используя перечисленные выше методы, ученые накапливают первичный материал, который в дальнейшем обрабатывается и обобщается. Осуществляется это в результате теоретических исследований.

Можно выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

Абстрагирование - отвлечение от несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого объекта или явления. При рассмотрении ряда объектов или явлений фиксируются их наиболее общие свойства, признаки, отношения. Абстракции оформляются в понятия, которые содержат в себе не только чувственное восприятие объекта, его внешние признаки, но и нечто более скрытое, внутреннюю сущность предмета исследования. Примерами таких абстрактных понятий являются «электропроводность», «вязкость», «растворимость», «вещество», «животное» и т. д.

Идеализация - вид абстрагирования, мысленное создание образа исследуемого объекта. Подобный вид абстрагирования очень удобен при рассмотрении реальных процессов, когда можно отбросить все второстепенные особенности поведения реального тела, усложняющие решение той или иной практической задачи. Например, в физике такими идеализациями являются «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Материальная точка - это тело, размеры и форма которого несущественны в данной задаче. Рассматривая движение Земли и других планет вокруг Солнца, их можно принять за материальные точки, потому что размеры планет малы по сравнению с размерами их орбит.

Или абстракция - «идеальный газ». Это газ, молекулы которого имеют пренебрежимо малый собственный объем и не взаимодействуют друг с другом на расстоянии. В реальных газах существуют силы межмолекулярного притяжения и отталкивания. Эти силы действуют совместно. Силы отталкивания проявляются при взаимных столкновениях молекул друг с другом и со стенками сосуда. Силы притяжения преобладают на больших расстояниях между молекулами, чем силы отталкивания, но и они убывают с увеличением расстояния и практически равны нулю на расстояниях больше, чем 10 -9 м.

Поэтому разреженные газы по своим свойствам близки к идеальным. Модель идеального газа можно использовать при изучении реальных газов, так как они в условиях, близких к нормальным, а также при низких давлениях и высоких температурах ведут себя как идеальные газы.

Формализация - создание абстрактно-математической модели с использованием специальной символики. Например, для описания химических процессов пользуются химической символикой, в физике законы природы записываются с помощью математических символов. Наиболее широко используется математическая формализация. Она лежит в основе математической логики, положившей начало развитию кибернетики, а в дальнейшем - созданию ЭВМ.

В последнее время все большее значение приобретает метод моделирования - изучение одних объектов с помощью других, специально для этого созданных. Специально созданные объекты называются моделями. Появление этого метода связано с тем, что изучение некоторых объектов не всегда доступно, дорого, требует дополнительного вмешательства, изменения условий, а это не всегда возможно. Моделирование предполагает, что модель должна обязательно отражать какие-либо стороны, свойства, признаки своего прототипа или тождественно математически описывать поведение объекта исследования.

Существует несколько типов моделирования: предметное моделирование, знаковое, мысленное. При предметном моделировании модель воспроизводит определенные характеристики объекта (геометрические, физические и др.). В качестве знаковых моделей выступают схемы, таблицы, чертежи, формулы. При мысленном моделировании вместо знаков используются мысленные представления этих знаков и операций с ними. В последние годы в моделировании широко используется компьютер. В этом случае моделью будет алгоритм функционирования объекта.

Среди всех методов познания особый интерес представляют всеобщие методы. Рассмотрим некоторые из них.

Анализ - мысленное или фактическое расчленение целого на составные части. Этот прием обычно является первым этапом научного исследования. Его используют для выявления состава, строения, свойств объекта. При анализе того или иного объекта происходит сравнение его отдельных элементов, отделяется случайное от необходимого, выявляются взаимосвязи частей, устанавливается его структура.

Синтез - процедура воссоединения целого из частей, обобщение выделенных в результате анализа особенностей объекта. При этом не обязательно воссоздается старое целое, это может быть и создание нового. В процессе познания анализ и синтез используются в единстве, дополняя друг друга.

Индукция - метод научного познания, суть которого заключается в движении познания от единичных фактов, полученных при наблюдениях и экспериментах, к обобщениям более высокого порядка. Этим методом пользовался уже Сократ, его описание дал Аристотель, но наиболее широко он стал использоваться при становлении науки Нового времени. Ф. Бэкон положил этот метод в основание эмпирического познания. Различают полную и неполную индукцию. В случае полной индукции обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Чаще всего приходится иметь дело с неполной индукцией, когда общий вывод делается на основании наблюдения ограниченного числа фактов. Знания, полученные в результате неполной индукции, носят вероятностный характер и требуют дополнительных доказательств. В основе индуктивного метода лежит такой вспомогательный прием как аналогия - сходство различных предметов по определенным параметрам.

Дедукция - логический путь от общего к частному, от исходных предложений-посылок к их следствиям.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Огромную роль в формировании гипотез, теорий, законов играет интуиция - способ познания человеком истины без предварительных логических рассуждений. Можно сказать, что это - озарение, которое приводит к решению проблемы. Интуитивное решение исследовательской задачи возникает, как отмечал русский психолог и философ А. Спиркин, «на уровне бессознательного».

В современном естествознании используются различные методы и методологические приемы, выбор которых зависит от конкретных научно-исследовательских программ. Кроме того, методология науки может меняться в ходе научных революций, происходящих в науке в целом, и в естествознании, в частности. В ходе такой революции меняется парадигма науки - система убеждений, ценностей, норм, технических средств, господствующих в научном обществе в определенный исторический период. В результате этого меняется и методология науки.

На современном уровне развития естествознания широкое распространение получили идеи и методы синергетики. Отличие этих методов от традиционных состоит в переходе от изучения простых систем к более сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от равновесных форм к неравновесным.

Существенно влияют на методологию исследования природы на современном этапе идея глобального эволюционизма и родственная ей идея коэволюции - взаимообусловленного изменения систем или частей внутри системы. Первая из них подчеркивает момент саморегулирования, саморазвития современных систем, согласно второй - развитие одних систем приводит к изменению других. Важно то, что в процессе коэволюции не происходит подавления одних систем другими, они адаптируются друг к другу.

На современном этапе развития естествознания усиливается роль междисциплинарных комплексных исследовательских программ в связи с тем, что объектами исследования становятся многофункциональные сложные системы. Их изучение требует использования методов различных научных дисциплин, создания научных коллективов, состоящих из специалистов различных научных направлений.

В современной науке резко возросла роль вычислительной математики, поэтому математическое моделирование становится важнейшим методом познания на современном этапе развития науки. Математическое моделирование очень тесно связано с синергетикой в связи с ростом процессов неопределенности, хаосомности, происходящих во Вселенной.

Изменения, происходящие в науке, ставят перед учеными сложные задачи верного выбора научной парадигмы и умения творческого выбора методов и приемов исследования.


Вопрос: Законы диалектики.

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеется некоторая правильность, порядок – планеты движутся по своим путям, осень сменяется зимой, молодой становится старым и т.д. Закон выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон. Связь может быть необходимой и случайной. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, указывающий на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.Законы могут быть действующими в ограниченной области (закон естественного отбора) и более общими (закон сохранения энергии).Одни законы выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами, другие не поддаются математическому описанию, например, закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают обьективную необходимую связь явлений.

Гегель сформулировал три основных диалектических закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Исходным понятием для количественного и качественного анализа выступает понятие «свойство» Это способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами.

Качество – это тождество предмета самому себе. Единство свойств образует качественную определенность предмета. Качество – совокупность наиболее существенных сторон, свойств предмета, отличающих этот предмет от других. Качество выражает устойчивость предмета, и как только предмет теряет свое качество, он перестает существовать как данный предмет..

Причиной качественных различий может быть разное количество энергии или движения. Например, из химии известно, что прибавление или убавление одного атома приводит к качественному изменению природы вещества - ОН –гидроксильная кислота, Н2О – вода, Н2О2 – перекись водорода. Возьмем пример из биологии. Во время редукционного деления клеток организма человека имеет место нерасхождение хромосом, и в клетках индивидуумов вместо трех хромосом оказываются две хромосомы, а это обуславливает отклонение в развитии человека: полное слабоумие, врожденный порок сердца, характерные дефекты лица (болезнь Дауна).

Но при этом получается, что при выяснении качества предмета мы даем ему его количественную характеристику. Количество – это изменчивость бытия в рамках его качества, т.е. количество характеризует степень развития свойств предмета, скорость его развития, объем, интенсивность. Если качество выражает устойчивость предмета, то количество выражает его подвижность и изменчивость.

В древнегреческой философии обсуждалось несколько парадоксальных ситуаций.

1.Если на столе лежит несколько зерен, то с какого зернышка нужно говорить о том, что на столе лежит куча зерна?

2.Если мы выстроим мужчин по убывающей – сначала с богатой шевелюрой на голове, а потом все более плешивых, то с какого мужчины или с какого количества волос на голове, можно говорить, что этот мужчина уже лысый?

3. Лошадиный хвост. Сколько волосков в этом хвосте позволяет говорить о том, что лошадь, хотя и с куцым хвостом, но все же не бесхвостая?

При решении этих проблем мы сталкиваемся с понятием «мера».

Мера – это философская категория, обозначающая тот предел, ту границу, в рамках которой количественные изменения не меняют качества. Мера – это количественный интервал определенного качества. Как только происходит нарушение меры, предмет перестает быть самим собой. Сравните, например: легкомыслие – проступок – преступление.

Существуют разные понимания меры .

1. Аристотель, например, считает, что понятие меры аналогично понятию середины. (Например, щедрость – это середина между расточительностью и скупостью).

2. Мера непосредственного бытия, которая фиксируется на уровне живого созерцания. Например, мы наблюдаем воду в жидком состоянии. Если терпеливо следить за нагревающейся водой, то мы сможем наблюдать ее полное превращение в парообразное состояние.

3. Структурная мера – здесь имеются в виду законы структурных связей, лежащих в основе химических элементов. Структурная мера связана с теоретическим уровнем познания.

4. Безмерность – это та же мера, но деформированная в количественном отношении. Результатом безмерности выступает однобокое патологическое развитие. Например, безмерная жадность к деньгам, ожирение вследствие непомерного обжорства, экстенсивно развитая экономика и т.д.

При изучении количественных и качественных изменений мы сталкиваемся с таким понятием как скачок . Это взаимопереход количественных и качественных изменений, связанных с нарушением старого и рождением нового.

Существует классификация скачков:

1.Скачки различаются по формам движения материи (скачки в природе, скачки в обществе).

2.Скачки различаются по времени протекания – скачки разовые в виде взрывов и скачки постепенные (например, качественные изменения видов растений и животных).

3. Скачки различаются по количеству систем или подсистем, участвующих в скачке – одинарные скачки (например, промышленная революция в Англии в 18 веке) и интегральные скачки (например, современная научно-техническая революция).

4.Скачки различаются по отношению к сущности предмета – существуют коренные и некоренные скачки.

5.Скачки различаются по направлению в развитии -прогрессивные, регрессивные и нейтральные скачки.

6.Скачки различаются по содержанию - скачки внутри предмета и скачки-превращения одного предмета в другой.

Количественные и качественные изменения находятся между собой в постоянном взаимопереходе и взаимовлиянии.

Количество до известной степени изменяется, оставляя качество нетронутым. Количество обладает большей пластичностью, чем качество.

В свою очередь, качество определяет характер и направление количественных изменений, определяет скорость количественных изменений.

Таким образом, действие закона перехода количественных изменений в качественные можно сформулировать следующим образом:

Накопление незаметных на первый взгляд количественных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и человеческого мышления.

Можно привести примеры действия этого закона:

Если снаряду на высоте 2 км сообщить скорость в 1000, 2000 или 7000 м/ сек, то он упадет обратно. Но при увеличении скорости снаряда до 7911м/сек, его полет превратится в космический.

Владелец денег превращается в капиталиста, когда сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей ему освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму рабочей силы.