Меню

Космические корабли. Самый большой космический корабль в мире

Плитка

Подробности Категория: Встреча с космосом Опубликовано 10.12.2012 10:54 Просмотров: 6975

Пилотируемые космические корабли имеют только три страны: Россия, США и Китай.

Космические корабли первого поколения

«Меркурий»

Так называлась первая пилотируемая космическая программа США и серия космических кораблей, использовавшихся в этой программе (1959-1963 гг.). Генеральный конструктор корабля - Max Faget. Для полётов по программе «Меркурий» был создан первый отряд астронавтов НАСА. Всего выполнено 6 пилотируемых полетов по этой программе.

Это одноместный орбитальный пилотируемый корабль, выполненный по схеме капсулы. Кабина изготовлена из титано-никелевого сплава. Объем кабины - 1,7м 3 . Астронавт располагается в ложементе и находится в скафандре все время полета. Кабина оснащена средствами информации на приборной доске и органами управления. Ручка управления ориентацией корабля находится у правой руки пилота. Визуальный обзор обеспечивается иллюминатором на входном люке кабины и обзорным широкоугольным перископом с изменяемой кратностью увеличения.

Корабль не предназначен для манёвра с изменением параметров орбиты, он оснащён системой реактивного управления для разворота по трём осям и тормозной двигательной установкой. Управление ориентацией корабля на орбите - автоматическое и ручное. Вход в атмосферу осуществляется по баллистической траектории. Ввод тормозного парашюта происходит на высоте 7 км, основного - на высоте 3 км. Приводнение происходит с вертикальной скоростью порядка 9 м/с. После приводнения капсула сохраняет вертикальное положение.

Особенностью корабля «Меркурий» является широкое использование резервного ручного управления. На орбиту корабль «Меркурий» выводили ракеты «Редстоун» и «Атлас» с весьма небольшой грузоподъемностью. Из-за этого масса и габариты кабины пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям «Восток.

Цели полетов космических кораблей «Меркурий» были различными: отработка системы аварийного спасения, испытание абляционного теплозащитного экрана, его отстрел, телеметрия и связь по всей траектории полета, суборбитальный полет человека, орбитальный полет человека.

В рамках программы «Меркурий» в США летали шимпанзе Хэм и Энос.

«Джемини»

Космические корабли серии «Джемини» (1964-1966 гг.) продолжили серию кораблей «Меркурий», но превосходили их по возможностям (2 члена экипажа, большее время автономного полёта, возможность изменения параметров орбиты и т. д.). В ходе программы были отработаны методы сближения и стыковки, впервые в истории осуществлена стыковка космических аппаратов. Было произведено несколько выходов в открытый космос, установлены рекорды длительности полёта. Всего по этой программе было совершено 12 полетов.

Корабль «Джемини» состоит из двух основных частей - спускаемого аппарата, в котором размещён экипаж, и негерметичного приборно-агрегатного отсека, где находятся двигатели и другое оборудование. Форма спускаемого аппарата подобна кораблям серии «Меркурий». Несмотря на некоторое внешнее сходство двух кораблей, «Джемини» значительно превосходит «Меркурий» по возможностям. Длина корабля - 5,8 метра, максимальный внешний диаметр - 3 метра, масса - в среднем 3810 килограммов. Корабль выводился на орбиту ракетой-носителем Titan II. На момент появления «Джемини» был самым большим космическим кораблём.

Первый запуск корабля состоялся 8 апреля 1964 года, а первый пилотируемый запуск - 23 марта 1965 года.

Космические корабли второго поколения

«Аполлон»

«Аполло́н» - серия американских 3-местных космических кораблей, которые использовались в программах полётов к Луне «Аполлон», орбитальной станции «Скайлэб» и советско-американской стыковки ЭПАС. Всего по этой программе совершен 21 полет. Основное назначение - доставка астронавтов на Луну, но космические корабли этой серии выполняли и другие задачи. На Луну высаживались 12 астронавтов. На «Аполлоне-11» осуществлена первая посадка на Луну (Н. Армстронг и Б. Олдрин в 1969 г.)

«Аполлон» - единственная на данный момент серия космических кораблей в истории, на которых люди покидали пределы низкой околоземной орбиты и преодолевали притяжение Земли, а также единственная, которая позволила совершить успешную посадку астронавтов на Луну и их возвращение на Землю.

Космический корабль «Аполлон» состоит из командного и служебного отсеков, лунного модуля и системы аварийного спасения.

Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Он имеет форму конуса со сферическим основанием.

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран. В передней негерметизированной части командного отсека размещены стыковочный механизм и парашютная система посадки, в средней части 3 кресла астронавтов, пульт управления полётом и системой жизнеобеспечения и радиооборудование; в пространстве между задним экраном и гермокабиной размещено оборудование реактивной системы управления (РСУ).

Стыковочный механизм и деталь лунного модуля с внутренней нарезкой совместно обеспечивают жёсткую стыковку командного отсека с лунным кораблём и образуют туннель для перехода экипажа из командного отсека в лунный модуль и обратно.

Система жизнеобеспечения экипажа обеспечивает поддержание в кабине корабля температуры в пределах 21-27 °C, влажности от 40 до 70 % и давления 0,35 кг/см². Система рассчитана на 4-суточное увеличение продолжительности полёта сверх расчётного времени, необходимого для экспедиции на Луну. Поэтому предусматривается возможность регулировки и ремонта силами экипажа, одетого в скафандры.

Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».

Система аварийного спасения. Если возникнет аварийная ситуация при старте ракеты-носителя «Аполлон» или потребуется прекратить полет в процессе выведения корабля «Аполлон» на орбиту Земли, спасение экипажа осуществляется отделением командного отсека от ракеты-носителя с последующей посадкой его на Землю на парашютах.

Лунный модуль имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и шасси, используется для снижения лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень с герметичной кабиной для экипажа и самостоятельной двигательной установкой после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

«Шэньчжоу»

Программа космических пилотируемых полётов КНР. Работы по программе начались в 1992 г. Первый пилотируемый полёт корабля «Шэньчжоу-5» сделал Китай в 2003 г. третьей в мире страной, самостоятельно отправившей человека в космос. Космический корабль «Шэньчжоу» во многом повторяет российский космический корабль «Союз»: он имеет точно такую же компоновку модулей, что и «Союз» - приборно-агрегатный отсек, спускаемый аппарат и бытовой отсек; примерно такие же размеры, что и «Союз». Вся конструкция корабля и все его системы примерно идентичны советским космическим кораблям серии «Союз», а орбитальный модуль построен с использованием технологий, использовавшихся в серии советских космических станций «Салют».

Программа «Шэньчжоу» включала три этапа:

  • запуск беспилотных и пилотируемых космических кораблей на околоземную орбиту при обеспечении гарантированного возвращения спускаемых аппаратов на Землю;
  • выход тайкунавтов в открытый космос, создание автономной космической станции для кратковременного пребывания экспедиций;
  • создание крупных космических станций для долговременного пребывания экспедиций.

Миссия успешно выполняется (совершено 4 пилотируемых полета) и является в настоящее время открытой.

Многоразовые транспортные космические корабли

Спейс шаттл, или просто шаттл («космический челнок») - американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттлы использовались в рамках государственной программы «Космическая транспортная система». Подразумевалось, что шаттлы будут «сновать, как челноки» между околоземной орбитой и Землёй, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. Программа просуществовала с 1981 по 2011 год. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при посадке в 2003 г.), «Челленджер» (взорвался во время запуска в 1986 г.), «Дискавери» , «Атлантис» и «Индевор» . В 1975 г. был построен корабль-прототип «Энтерпрайз» , но он никогда не запускался в космос.

Шаттл запускался в космос при помощи двух твердотопливных ракетных ускорителей и трёх собственных маршевых двигателей, которые получали топливо из огромного внешнего бака. На орбите шаттл осуществлял маневры за счёт двигателей системы орбитального маневрирования и возвращался на Землю как планёр. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же они использовались значительно меньше, к закрытию программы в июле 2011 г. больше всего полётов совершил шаттл «Дискавери» - 39.

«Колумбия»

«Колумбия» - первый экземпляр корабля системы «Спейс Шаттл», летавший в космос. Ранее построенный прототип «Энтерпрайз» летал, но только в пределах атмосферы для отработки посадки. Строительство «Колумбии» было начато в 1975 г., и 25 марта 1979 г. «Колумбия» была передана в эксплуатацию НАСА. Первый пилотируемый полёт многоразового транспортного космического корабля «Колумбия STS-1» состоялся 12 апреля 1981 г. Командиром экипажа был ветеран американской космонавтики Джон Янг, пилотом - Роберт Криппен. Полёт был (и остается) уникальным: самый первый, фактически испытательный запуск космического корабля, проводился с экипажем на борту.

«Колумбия» была тяжелее шаттлов, построенных позже, поэтому у неё не было стыковочного модуля. «Колумбия» не могла стыковаться ни со станцией «Мир», ни с МКС.

Последний полёт «Колумбии», STS-107, проходил с 16 января по 1 февраля 2003 г. Утром 1 февраля при входе в плотные слои атмосферы корабль разрушился. Все семь членов экипажа погибли. Комиссия по расследованию причин катастрофы пришла к выводу, что причиной стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока. При старте 16 января этот участок теплозащиты был поврежден падением на него куска теплоизоляции кислородного бака.

«Челленджер»

«Челленджер» - многоразовый транспортный космический корабль НАСА. Изначально он предназначался только для испытательных целей, но затем был переоборудован и подготовлен для запусков в космос. Первый раз «Челленджер» стартовал 4 апреля 1983 г. В общей сложности выполнил 9 успешных полётов. Потерпел катастрофу при десятом запуске 28 января 1986 г., все 7 членов экипажа погибли. Последний старт челнока был запланирован на утро 28 января 1986 г., за стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру. На 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Из-за нарушения симметрии тяги и сопротивления воздуха корабль отклонился от оси и был разрушен аэродинамическими силами.

«Дискавери»

Многоразовый транспортный космический корабль НАСА, третий шаттл. Первый полёт совершил 30 августа 1984 г. Шаттл «Дискавери» доставил на орбиту космический телескоп «Хаббл» и участвовал в двух экспедициях по его обслуживанию.

С «Дискавери» были запущены зонд «Улисс» и три ретрансляционных спутника.

На шаттле «Дискавери» совершил полет и российский космонавт Сергей Крикалев 3 февраля 1994 г. В течение восьми суток экипаж корабля «Дискавери» выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 г. шаттл совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом, Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. А всего с 1994 по 2002 год было выполнено 18 орбитальных полётов космических многоразовых кораблей «Спейс шаттл», в экипажи которых были включены 18 российских космонавтов.

На шаттле «Дискавери» (STS-95) 29 октября 1998 г. отправился в свой второй полёт астронавт Джон Гленн, которому в тот момент было 77 лет.

Шаттл «Дискавери» завершил свою 27-летнюю карьеру последним приземлением 9 марта 2011 г. Он сошел с орбиты, спланировал к космическому центру имени Кеннеди во Флориде и благополучно приземлился. Шаттл был передан в Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне.

«Атлантис»

«Атла́нтис» - многоразовый транспортный космический корабль НАСА, четвёртый спейс шаттл. При строительстве «Атлантиса» были внесены множество улучшений по сравнению с его предшественниками. Он легче шаттла «Колумбия» на 3,2 тонны и на его строительство потребовалось в два раза меньше времени.

Первый полёт «Атлантис» совершил в октябре 1985 г., это был один из пяти полётов для министерства обороны США. Начиная с 1995 года, «Атлантис» совершил семь полётов к российской космической станции «Мир». Был доставлен дополнительный стыковочный модуль для станции «Мир» и осуществлялась смена экипажей станции «Мир».

С ноября 1997 по июль 1999 года «Атлантис» был модифицирован, в нём было сделано около 165 усовершенствований. С октября 1985 по июль 2011 года шаттл «Атлантис» совершил 33 космических полёта, в состав его экипажей входило 189 человек. Последний 33-й запуск осуществлен 8 июля 2011 г.

«Индевор»

«Индевор» - многоразовый транспортный космический корабль НАСА, пятый и последний космический челнок. Первый полёт «Индевор» совершил 7 мая 1992 г. В 1993 г. на «Индеворе» была совершена первая экспедиция по обслуживанию космического телескопа «Хаббл». В декабре 1998 г. «Индевор» доставил на орбиту первый американский модуль Unity для МКС.

С мая 1992 по июнь 2011 г. шаттл «Индевор» совершил 25 космических полётов. 1 июня 2011г. шаттл в последний раз приземлился на космодроме на мысе Канаверал во Флориде.

Программа «Космическая транспортная система» была завершена в 2011 г. Все действующие шаттлы были списаны после их последнего полёта и отправлены в музеи.

За 30 лет эксплуатации пять шаттлов совершили 135 полётов. На шаттлах в космос было поднято 1,6 тыс. тонн полезных грузов. 355 астронавтов и космонавтов летали на шаттлах в космос.

Ч. 1
Викторина "Космонавтика"


. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)
9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)
10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)
13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)
17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)
18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)
22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)
23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)
25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)
26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)
27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)
28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)
30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)
31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)
32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)
33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)
37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)
39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)
41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)
42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)
43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)
44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)
45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)
46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)
47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)
48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).
49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)
50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)
51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)
52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)
53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)
54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?(Явление «белых ночей».)
55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)
56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)
57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)
58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

Тема: "Путь в космос"
Цель: расширить знания учащихся о космосе.
Реквизиты: книги о космосе, рисунки и рефераты учащихся, высказывания о космосе, портреты космонавтов.
Для проведения классного часа необходимо класс разбить на команды, дать тематику вопросов. Команды должны придумать название своей команды, эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с космосом.
Конкурсы оценивает жюри.
1. Звучит песня "Земля в иллюминаторе”.
2. Ведущий: Наш классный час посвящен дню космонавтики. 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин. Облетев Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас космонавты находятся в космосе многие месяцы.
3. Ученик читает стихотворение С.Михалкова "Посланец Земли”.
4. Ведущий: Для проведения классного часа мы разбились на команды. Вам было дано задание придумать название своей команды, у каждой команды должен быть девиз и эмблема.
Команды представляются, жюри оценивает каждый конкурс.
5. Ведущий: Предлагаю вам разгадать космический кроссворд (каждой команде свое задание или всем одинаковое, ответы проверить).
Вопросы для кроссворда:
1. Древнегреческий астроном, который в 280 году до нашей эры предположил, что Солнце, а не Земля является центром Солнечной системы.
2. Итальянский ученый XVII века, сторонник учения Коперника, утверждавший, что Вселенная бесконечна, а Солнце – только одна из звезд. Был сожжен на костре.
3. Итальянский астроном XVI века, с помощью телескопа рассмотрел на луне горы, ущелья и равнины, увидел пятна на Солнце, открыл четыре спутника Юпитера.
4. Древнегреческий математик, в 240 году до нашей эры довольно точно определил размер Земли.
5. Древнегреческий ученый, математически обосновал геоцентрическую систему мира.
6. Древнегреческий философ.
7. Древнегреческий географ и историк, автор "Географии” в 17 книгах.
8. Польский астроном и математик, автор геоцентрической системы мира.
9. Адмирал, возглавивший первую кругосветную экспедицию.
6. Ведущий: Представьте себе такую ситуацию: вы с товарищами находитесь в открытом космосе, и вдруг произошла разгерметезация, и вам срочно нужно перебраться по запасному люку в запасной отсек. Предлагаю вам без спешки и суеты (иначе можете погибнуть вы и ваши товарищи) перебраться по запасному люку (мальчики – под стульями, девочки – по стульям, стоящими в ряд, перебираются в запасной отсек).
7. Ведущий: А сейчас мы с вами проведем космический экзамен-викторину. Вам дается время подготовиться. Мы ждем ваших ответов. После подготовки один из членов жюри может по очереди задавать вопросы командам.
Вопросы для викторины:
1. Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
2. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур).
3. Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любовной страсти (Венера).
4. При возвращении на Землю космический корабль врывается в плотные слои атмосферы с большой скоростью. Что происходит с поверхностью корабля? (Поверхность корабля вследствие трения об атмосферу раскаляется).
5. Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
6. Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский).
7. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
8. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
9. Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев).
10. Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром).
11. Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки (космонавт).
12. Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась… (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).
13. Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля "Союз-19”, принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе "Союз-Аполлон”. Во время полета впервые он вышел из корабля и удалился от него на 5 метров (А. А. Леонов).
14. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна).
15. Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны (Марс).
16. Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне –185 градусов, на солнечной +510 градусов, в мифологии – бог торговли (Меркурий).
17. Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии – бог дневного света, грозы (Юпитер).
18. Назовите планеты Солнечной системы.
8. Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть яблоко, только оно находится в состоянии невесомости. В конкурсе участвует вся команда. (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано яблоко; все остальные должны его съесть).
9. Ведущий: Продолжаем наш конкурс и сейчас мы проведем конкурс капитанов. Капитанам предлагается отрывок из жизни знаменитых людей, и они должны догадаться о ком идет речь.
Вопросы для капитанов.
1. Это первый человек, взглянувший на небо в увеличительную оптическую трубу – телескоп. Его открытия потрясли современников. Ему удалось первому различить темные пятна на Солнце. Под страхом пыток ученого заставили отречься от своих взглядов, до конца жизни был посажен под домашний арест. (Г.Галилей)
2. Этому человеку поставлен памятник в городе Риме. Юношей он учился в монастырской школе, вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь по странам, но все-таки был схвачен, брошен в тюрьму. Его жестоко пытали и казнили, т.к. он не отрекся от своих взглядов. (Дж. Бруно)
3. Этот ученый родился в Польше в семье зажиточного купца. Свою теорию о вращении Земли создавал 30 лет, заложил основы современной астрономии. На пьедестале памятника, установленного ему в Варшаве, высечены слова: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. (Н. Коперник)
10. Ведущий: Переходим к домашнему заданию. (Команды показывают сценки, связанные с космосом).
Сценка для первой команды:
Участвуют: мальчик и девочка.
Д: Куда это ты собрался?
М: Человек впервые за много веков оторвался от Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в космос! На Земле остаются одни дураки!
Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?
М: Вполне.
Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.
М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в космических проблемах?! Темнота! Во все времена истории всякие мракобесы травили великих ученых и считали их сумасшедшими. Джардано Бруно, Коперник, Галилей…
Д: Фи!
М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу? Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?
Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и то кое-как на "3” вытянул!
М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей математики до такого додумался, что вам и не снилось!
Я размышлял 4 дня
Луна…Луна? Луна!
В уме родилась у меня
Теория одна
Луна находится сейчас
В космической дали
Но ведь она оторвалась
Когда-то от Земли…
Вполне научен этот факт,
Не я его открыл
А раз она оторвалась,
Была куском Земли,
На том куске в тот час как раз
И люди быть могли
Логичен вывод мой вполне
И, стало быть, живет
На нашей спутнице Луне
Нам родственный народ!
Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это хорошо. Только для настоящего исследователя этого мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а ремесленные на отлично окончил, и техникум, и авиаучилище – все на отлично! И спортом занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос улететь на Земле сперва нужно двумя ногами стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо, отрываешься от коллектива, тебе на станцию юных техников ходить надо – там как раз модели космических кораблей строят.
М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп лунатиков видел.
Д: Да ну!
М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот же миг на ней открыл лунатиков.
Д: Да ну?!
М: Они похожи на людей что жили в старину. У них волос полно везде, как у горилл.
Д: Да ну?!
М: В пещерах каменных живут, не строят города, в лесах лунатики пасут своих коров.
Д: Ну да?!
М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и бродят по ночам в горах разбойники.
Д: Ну да?!
М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок, который взял и оторвался. И может быть даже в тот момент, когда он отрывался, на том куске находились твои близкие родственники.
Сценка для второй команды:
Участвуют мальчик и две девочки.
1Д: Где - же он?
М: Космический привет!
2Д: Ой, мамочки, кто тебя туда повесил?
М: Я сам повесился.
1Д: Зачем?
М: В интересах науки! Приучаю свой организм к полетам в состоянии невесомости (Управляет воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над Африкой.. Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на орбиту Луны (Колотит по надетой на голову кастрюле). Б-м-м!
2Д: Что с тобой?
М: Столкновение с метеоритом (колотит по кастрюле).
1Д: Ты разобьешь себе голову.
М: (Колотит, не обращая внимания)
2Д: Может быть, он сошел с ума?
1Д: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь, верно?
М: Дошло?
2Д: Сейчас – же спускайся вниз!
М: Не могу, лечу на третьей космической скорости –12 тыс. км в сек.
1Д: Включить тормозные двигатели!
М: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает ногами) Д-жжжж!
1Д: Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к посадке.
М: Есть, приготовиться к посадке.
1Д: Открыть парашюты!
М: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик – прыгает вниз). Космический корабль благополучно прилунился в заданном районе Луны! Космический привет, дорогие лунатики!
11. Ведущий: Спасибо командам за выступление. Переходим к конкурсу: "А, вы знаете, что…?” (Учащиеся выступают с тремя приготовленными интересными моментами, связанными с космосом.)
12. Встреча с литературными героями. (Эту беседу может провести школьный библиотекарь).
Жюри в это время подводит итоги.
13. Объявляются итоги конкурса.
14. Ведущий: Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравился наш конкурс, и вы многое узнали.

  1. Кто, по древнегреческой легенде, изготовил первую модель небесной сферы? (Кентавр Херон)
    2. Каково происхождение медицинской эмблемы и с каким созвездием это связано? (Асклепий (Эскулап), первый врачеватель, запечатлён в небе в виде созвездия Змееносца. Змею, ядом которой Асклепий воскрешал мёртвых, он держит в руке. Это как бы символ врачевания.)
    3. Какие созвездия в "Зверином круге" не носят названия животных? (Дева, Весы, Водолей, Близнецы. Все остальные, в том числе Рыбы и Рак, действительно относятся к животным.)
    4. Какие созвездия связаны с путешествием аргонавтов за золотым руном? (Овен, Киль, Паруса, Корма (бывшее созвездие Корабль Арго), Близнецы (участвовали в походе аргонавтов.))
    5. Какие созвездия зимнего неба никогда не появляются вместе? (Скорпион и Орион. Когда показывается один, другой скрывается за горизонтом.)
. Я - приставка дворянина
В некой западной стране;
И ещё одно во мне:
Над землею в вышине
Необъятная картина
(Исключая букву "О").
Узнаёшь ли ты его?
(Денеб)

2. Есть звезда в созвездье Дева.


Букву "с" сперва поставь,
А потом, считая слева,
К ней оружие прибавь.
(Казаки его в войне
Применяли на коне).
(Спика)

3. Первый слог мой есть везде,


Где чего-то кто-то против:
И второй мог слог найдёте -
Бог войны я в той звезде.
(Антарес)

4. И перец, и жвачки забытой листочек -


Начальная часть (подбери вариант);
Без буквы последней горячий источник -
Вторая. А вместе - звезда-сверхгигант.
(Бетельгейзе)

5. Я - сверхгигант, но всё во мне


Противно всяческой войне.
Хочу я только одного,
Узнайте всё-таки - чего?
(Мира)

6. Первый слог певучий очень,


Он как скрипка (со смычком),
А второй - он вкусен, сочен -
Ирный корень. Не знаком?
То растение узнаешь -
И меня ты угадаешь.
(Альтаир)

7. Первый слог - одна вторая;


Горький овощ - слог второй;
С буквой "С" звезду узнаешь.
Это греческий герой.
(Поллукс)

8. Первый слог - вторая нота;


Шум протяжный - слог второй.
Ну, а в целом это что-то
Называется звездой.
(Регул)

9. Я - страна без буквы "Я"


В малой Азии. Мне пара -
Украшение гусара -
(В нём вторая часть моя).
Я - ярчайшая звезда.
(Сириус)

10. Мой первый слог - в стране торосов;


Мой слог второй - игры этап.
И если ты в игре не слаб,
Ты угадаешь, нет вопросов.
(Арктур)

11. Я - предлог, мной предварится


То, о чём заговорят;
Буква "Ц"; затем - частица,
У которой есть заряд.
Я в созвездье Малый Пёс.
Ну, понятен мой вопрос?
(Процион)

12. Далеко не надо ехать.


Есть звезда, связать возьмись
Звук, участвующий в смехе,
И понятие сюрприз.
(Хадар)

13. Енисея я приток


Правый, без сомненья;
Некий труд - второй мой слог -
Чьё-либо творенье.
Композитор и поэт
Их творят, пленяя свет.
(Канопус)

Цели: привлекать детей к изучению истории космонавтики, способствовать развитию познавательных способностей детей, а также умению работать в группе, развитие внимания, воображения, мышления.
Оформление: книжная выставка, портреты космонавтов, коллекция открыток, посвященных космосу.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход мероприятия:
Класс делится на две команды. Каждая команда -экипаж космического корабля. Перед тем, как отправиться в далёкое межпланетное путешествие, нужно проверить знания, которые могут пригодиться вдали от Земли. Капитаны каждой команды бросают кубик, на котором написаны названия тем. Это может сделать и представитель одной из команд. Игрок может ответить на вопрос самостоятельно или обратиться за помощью к своей команде. После правильного ответа группа забирает себе карточку с номером вопроса - это его стоимость, т.е. баллы. Если ответ неправильный, карточка остаётся у ведущего. Группы отвечают по очереди.
Космическая мозаика
1. Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)
2. Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп)
3. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)
4. Как называется космонавт в США? (Астронавт)
5. Как называется оборот спутника вокруг Земли? (Виток)
6. Герой древнегреческой мифологии, который поднялся вместе с сыном Икаром над землёй с помощью сконструированного им же летательного аппарата. (Дедал)
7. Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. ("Поехали!")
8. Партнёр Ю.Гагарина в его последнем полёте 27 марта 1968 года. (В.Серёгин)
9. Что такое световой год? (Расстояние, которое проходит световой луч за 365 земных суток)
10. Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)
11. Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)
12. Сколько времени длился полёт Юрия Гагарина? (108 минут)
Летательные аппараты
1. Управляемый летательный аппарат с двигателем, легче воздуха. (Дирижабль)
2. Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере. (Самолёт)
3. Корпус летательного аппарата называется... (Фюзеляж)
4. Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полёт Юрий Гагарин? ("Восток")
5. Название космодрома в Казахстане, с которого был запущен первый в истории искусственный спутник Земли и совершил полёт первый в истории космонавт? ("Байконур")
6. Заданное направление для самолёта или ракеты. (Курс)
7. Линия, которую описывает в пространстве летящая ракета или небесное тело. (Траектория)
8. Назовите космические корабли СССР и России. ("Восход", "Союз", "Салют", "Восток")
9. Как называется максимальная высота подъёма ракеты, самолёта? (Потолок)
10. Назовите космические корабли США. ("Челенджер", "Колумбия", "Меркурий", "Аполлон")
Живые существа и космос
1. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова)
2. Первый космонавт, который совершил выход в открытый космос в 1965г., он удалился от космического корабля примерно на 5 метров и пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. (Алексей Леонов)
3. Подопытное животное, используемое для изучения условий космического полёта. (Кролик)
4. Первое живое существо, которое в ноябре 1957г. отправилось в космос, но обратно не вернулось. (Собака Лайка)
5. Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)
6. Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (Черепаха)
7. Советский конструктор первых ракетно-космических аппаратов. Под его руководством был проведён первый в СССР пилотируемый полёт. (Сергей Королёв)
8. Назовите имя дублёра Гагарина, самого молодого в истории космонавта. (Герман Титов)
9. Этот учитель из города Калуги в 1912г. впервые в истории предложил использовать ракету для исследований космического пространства и межпланетных полётов. (Константин Циолковский)
10. Какие птенцы родились на первой космической птицеферме? (Птенцы перепёлки)
Планеты Солнечной системы
1. Центральное тело Солнечной системы, шарообразное и раскалённое, состоит из газов. Основной источник энергии на Земле. (Солнце. Температура его поверхности достигает 6000 градусов)
2. Единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. (Земля)
3. Сколько планет входят в Солнечную систему? (9)
4. Самая близкая к Солнцу планета. (Меркурий. Температура на поверхности этой планеты днём +430 градусов, а ночью - +170 градусов)
5. Эту планету иногда называют красной планетой, т.к. большая часть её поверхности имеет красно-оранжевый цвет. (Марс)
6. Вокруг этой планеты имеются огромные кольца из кусков камня, льда и пыли. (Сатурн)
7. Самая удалённая от Солнца планета. (Плутон. Открыта астрономами последней в 1930г.)
8. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер. Диаметр экватора 142700 км)
9. У какой планеты самое длинное время обращения вокруг Солнца? (У Плутона. 247 земных лет)
10. На поверхности какой планеты самая высокая температура? (На Венере, +480 градусов)
Обо всём
1. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)
2. Как называется костюм, который защищает тело космонавта? (Скафандр)
3. Как называют небесное тело, которое всё время кружится вокруг другого? (Спутник. У Земли один единственный спутник - Луна и много искусственных, сделанных руками человека. Сегодня на орбите Земли находится около 300 спутников. Первый спутник был запущен в 1957 году в СССР)
4. Космонавты какой страны первыми и пока единственными были на поверхности Луны? (Космонавты США в 1969 году)
5. Позывной первого космонавта. ("Кедр")
6. Позывной первой женщины-космонавта. ("Чайка")
7. Комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов. (Космодром)
8. Первый самоходный космический летательный аппарат для исследования лунной поверхности. ("Луноход-1", был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года)
9. Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
10. Какие катастрофы считаются самыми крупными в истории космонавтики? (Взрыв во время запуска американского космического корабля "Челенджер" в 1986г. унёс жизни 7 астронавтов; катастрофа шатла "Колумбия" во время возвращения на землю в2003г. также унесла жизни 7 астронавтов.)
11. Какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961г. состоялся первый полёт человека в космос.)
12. Как называется скопление водяных паров в атмосфере? (Облако)
13. Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная)
14. Чертёж звездного неба. (Карта)
15. Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)
16. Как называется замкнутая кривая, по которой одно тело движется вокруг другого: например, Луна вокруг Земли? (Орбита)
17. Что такое "солнечная корона"? (Свечение вокруг Солнца)
Космические задачи
1. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле)
2. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая в своём составе содержит кислород)
3. Можно ли на поверхности планет Венеры ориентироваться по Солнцу и звёздам? (Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
4. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звёздное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть ещё? (Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землёй и Марсом мало по сравнению с расстоянием до звёзд. А ещё космонавт увидит Землю.)
5. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели или эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, так как вес они потеряют, а эспандер можно использовать и в невесомости.)
6. В чём заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор - это атмосферное явление, сгорание космических частиц при вторжении в атмосферу Земли, при котором образуется свечение. Метеориты - это небесные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.)
7. В Древности и в Средние века их появление у людей вызывало тревогу и страх. Считалось, что они предвестники войн, эпидемий и других грозных событий, так как появлялись эти объекты внезапно и были с хвостом. Что это? (Кометы)
8. Сколько весит на Луне 70-килограммовый человек? (Около 12 килограмм. Сила притяжения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле)
9. Представьте себе, что вы оказались на Луне и вам что-то надо сказать друг другу. Как это можно сделать? (При помощи жестов и радио. На Земле звук передаётся через воздух, но на Луне воздуха нет. Поэтому на Луне полная тишина: сколько ни кричи, никто не услышит.)
10. Какова продолжительность дня и ночи на Луне? (День и ночь на Луне длятся по 2 недели)
(По материалам "Классные часы: 6 класс/Авт-сост Л.А.Егорова")
ч. 1

Космическая азбука

Викторина для учащихся начальных классов

Учитель готовит карточки с буквами алфавита. Класс делится на две команды, которые выбирают названия своих командам. Учитель, показывая буквы по алфавиту, задаёт по очереди вопросы. Каждая команда даёт свой ответ, начало которого совпадает с буквой на карточке.

  1. Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
  2. Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю. (Атмосфера)
  1. Как называется место в Казахстане – «городок космонавтов», откуда взлетают космические корабли? (Байконур)
  2. Кличка одной из подопытных собак, летавших в космос. (Белка)

1. Звёздная страна, где находится бесчисленное количество звёздных городов-галактик.(Вселенная)

2. Как называется космический корабль, на котором полетел первый космонавт? («Восток»)

3. Один оборот спутника вокруг Земли.(Виток)

4. Планета, родная «сестра» нашей Земли. Живёт во втором доме, если считать от Солнца. (Венера)

1. Первый космонавт в мире. (Юрий Гагарин)

2. Звёздный городок, где живут Солнце и планеты.(Галактика)

1. Огромный, огненный шар,который излучает во все стороны свет.(Звезда)

2. Имя нашей родной планеты, на которой мы все живём. (Земля)

  1. Круглое, застеклённое окно на самолёте, морском судне или космическом корабле. (Иллюминатор)

1.Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли. (Космодром)

2.Это малые тела Солнечной системы,названия которых можно перевести, как «косматые звёзды». (Кометы)

3.Прославленный советский конструктор ракетно-космической техники, академик.(Сергей Павлович Королёв)

4.Так называется специальность людей, которые летают на космических кораблях.(Космонавт)

2. Естественный спутник Земли.(Луна)

3. Кличка собаки – первого четвероногого космического пассажира. .(Лайка)

4.Механизм,управляемый по радио и служащий для работы на поверхности Луны.(Луноход)

1.Одна из планет Солнечной системы, ближе всех находится к Солнцу.(Меркурий)

2. «Красная планета» ,четвёртая от Солнца.(Марс)

1. Состояние необыкновенной лёгкости, которое наступает при полёте в ракете или в космическом корабле с первой космической скоростью.(Невесомость)

2. Восьмая планета в солнечной системе.(Нептун)

  1. «Царство» для звездочёта, где находятся приборы для наблюдения за планетами и звёздами.(Обсерватория)
  2. Так называется космическая «дорога» кораблей,спутников, ракет.(Орбита)

1. Такая скорость необходима ракете, чтобы «убежать» от Земли,она равна 8км/сек (Первая космическая скорость)

2. Громадный и холодный шар, сам светиться не может и виден лишь потому, что его освещает звезда.(Планета)

3. Космический корабль, «грузовик», который возил грузы на станцию «Мир».(Прогресс)

1.Летательный аппарат, который может двигаться всюду: в воде, в воздухе, в космосе. (Ракета)

2.Ракетные двигатели все такие.(Реактивные.)

1. Космическая одежда космонавтов, которую иногда называют «мягкой кабиной». (Скафандр.)

2. Отверстие, через которое вылетают из ракеты раскалённые газы.(Сопло)

3. Вторая по величине планета, окружённая большим количеством колец-спутников. Издали кажется, что на планету надета шляпа без донышка.(Сатурн)

4.Так был назван первый космический аппарат,запущенный в Советском Союзе 4 октября 1957 года. (Спутник)

5.Так называется промежуток времени, за который Земля успевает обернуться вокруг себя 1 раз. (Сутки)

1. «Глаза» астрономов,с помощью которых они видят очень далёкие звёзды и планеты.(Телескоп)

2. Первая женщина космонавт.(Валентина Терешкова)

1. Третья «по росту» планета,живёт за Сатурном и также имеет кольца-спутники. (Уран)

  1. «Чёртово карусель»- одно из самых сложных испытаний, которое проходят космонавты.(Центрифуга)

1. С 1980 года астронавты США начали летать на этих космических кораблях многоразового использования. «Шатл»

1.Пятая от Солнца планета,самая крупная в Солнечной системе. Не имеет твёрдой поверхности и состоит из сгустков газа с предположительно жидким ядром. (Юпитер)

«Первый космический корабль стартует с Земли со скоростью 0,68 с...» Так начинается текст задачи в учебнике по физике для учеников 11 класса, призванной способствовать закреплению в их сознании основных положений релятивистской механики. Итак: «Первый космический корабль стартует с поверхности земли со скоростью 0,68 c. Второй аппарат начинает движение с первого в том же направлении со скоростью V2 = 0,86 с. Необходимо вычислить скорость второго судна относительно планеты Земля».

Желающие проверить свои знания могут потренироваться в решении этой задачи. Можно также вместе со школьниками принять участие в решении теста: «Первый космический корабль стартует с поверхности земли со скоростью 0,7 с. (с — обозначение скорости света). Второй аппарат начинает движение с первого в том же направлении. Его скорость - 0,8 с. Следует вычислить скорость второго судна относительно планеты Земля».

У тех, кто считает себя сведущим в этом вопросе, имеется возможность сделать выбор - предлагаются четыре варианта ответов: 1) 0; 2) 0,2 с; 3) 0,96 с; 4) 1,54 с.

Важной дидактической целью авторы данного урока выдвигают ознакомление учащихся с физическим и философским смыслом постулатов Эйнштейна, сущностью и свойствами релятивистского понятия времени и пространства и т.д. Воспитательной целью урока является выработка у юношей и девушек диалектико-материалистического мировоззрения.

Но читатели статьи, знакомые с историей отечественных космических полетов, согласятся с тем, что задачи, в условиях которых упоминается выражение «первый космический корабль», способны сыграть более значительную воспитательную роль. При желании учителем с использованием этих задач могли бы быть раскрыты как познавательный, так и патриотический аспекты вопроса.

Первый космический корабль в космосе, успехи отечественной космической науки вообще - что об этом известно?

О значении космических исследований

Космическими исследованиями были внесены в науку ценнейшие данные, которые позволили постичь суть новых явлений природы и поставить их на службу людям. Используя искусственные спутники, ученые смогли определить точную форму планеты Земля, при помощи изучения орбиты стало возможным проследить за районами магнитных аномалий в Сибири. С применением ракет и спутников смогли открыть и исследовать радиационные пояса вокруг Земли. С их помощью стало возможным решение многих других сложных проблем.

Первый космический корабль, посетивший Луну

Луна - небесное тело, с которым связаны наиболее эффектные и впечатляющие успехи космической науки.

Полет к Луне впервые в истории был осуществлен 2 января 1959 автоматической станцией «Луна-1». Первый запуск искусственного был значительным прорывом в сфере освоения космического пространства. Но главная цель проекта не была достигнута. Она заключалась в осуществлении перелета с Земли на Луну. Запуск спутника позволил получить ценную научную и практическую информацию, касающуюся полетов к другим космическим телам. В ходе осуществления полета «Луны-1» была развита (впервые!) вторая Кроме того, стало возможным получение данных о радиационном поясе земного шара, добыты другие ценные сведения. Мировая печать присвоила космическому аппарату «Луна-1» имя «Мечта».

АМС «Луна-2» повторяла предшественницу практически полностью. Используемые приборы и оборудование позволяли вести наблюдение за межпланетным пространством, а также корректировать сведения, полученные "Луной-1". Запуск (12 сентября 1959) также осуществлялся с использованием РН 8К72.

14 сентября «Луна-2» достигла поверхности природного спутника Земли. Был совершен первый в истории полет с нашей планеты на Луну. На борту АМС содержались три символических вымпела, на которых стояла надпись: «СССР, сентябрь 1959». В середину был помещен металлический шар, который при ударе о поверхность небесного тела разлетался на десятки мелких вымпелов.

Задачи, поставленные перед автоматической станцией:

  • достижение поверхности Луны;
  • развитие второй космической скорости;
  • преодоление тяготения планеты Земля;
  • доставка на лунную поверхность вымпелов «СССР».

Все они были выполнены.

«Восток»

Это был самый первый космический корабль в мире из всех, выведенных на орбиту Земли. Академиком М. К. Тихонравовым под руководством знаменитого конструктора С. П. Королева разработки проводились в течение долгих лет, начиная с весны 1957 г. В апреле 1958-го стали известны приблизительные параметры будущего корабля, а также и его общие показатели. Предполагалось, что первый космический корабль будет иметь вес около 5 тонн и что при входе в атмосферу ему потребуется дополнительная теплозащита весом около 1,5. Кроме того, было предусмотрено катапультирование пилота.

Создание экспериментального аппарата закончилось в апреле 1960-го. Летом были начаты его испытания.

Первый космический корабль «Восток» (фото его ниже) состоял из двух элементов: приборного отсека и спускаемого аппарата, соединенных между собой.

Судно было оснащено ручным и автоматическим управлением, ориентацией на Солнце и Землю. Кроме того, имелись приземление, терморегулировка и электропитание. Борт был рассчитан на полет одного пилота в скафандре. В судне имелось два иллюминатора.

Первый космический корабль отправился в космос в 1961-м, 12 апреля. Сейчас эта дата празднуется как День космонавтики. В этот день Ю.А. Гагарин вывел на орбиту первое в мире космическое судно. Им был произведен оборот вокруг Земли.

Главной задачей, которую выполнял первый космический корабль с человеком на борту, было исследование самочувствия и работоспособности космонавта за пределами нашей планеты. Успешным полетом Гагарина: нашего соотечественника, первого человека, увидевшего Землю из космоса - развитие науки было выведено на новую ступень.

Настоящий полёт в бессмертие

«Первый космический корабль с человеком на борту был выведен на орбиту Земли 12 апреля 1961 года. Первым пилотом-космонавтом корабля-спутника "Восток" стал гражданин СССР, летчик, майор Гагарин Ю. А.»

Слова из памятного сообщения ТАСС навсегда остались в истории, на одной из наиболее знаменательных и ярких ее страниц. По истечении десятилетий полеты в космос превратятся в обычное, будничное явление, но полет, совершенный человеком из небольшого городка в России - Гжатска - навсегда остался в сознании многих поколений как великий человеческий подвиг.

Космическая гонка

Между Советским Союзом и США в те годы шло негласное соревнование за право играть ведущую роль в деле завоевания космоса. Лидером соревнования был Советский Союз. У США недоставало мощных ракет-носителей.

Советской же астронавтикой уже была проверена их работа в январе 1960 г. в ходе испытаний в районе Тихого океана. Всеми крупными газетами мира публиковалась информация, что в СССР скоро будет запущен человек в космос, что, безусловно, оставит США позади. Все люди мира ждали первого полета человека с огромным нетерпением.

В апреле 1961-го человек впервые взглянул на Землю из космоса. «Восток» устремился навстречу Солнцу, вся планета следила за этим полетом у радиоприемников. Мир был потрясен и взволнован, все неотрывно наблюдали за ходом величайшего в истории человечества эксперимента.

Минуты, которые потрясли мир

«Человек в космосе!» Этим известием была прервана на полуслове работа радио и телеграфных агентств. «Советами запущен человек! Юрий Гагарин в космосе!»

«Востоку» на то, чтобы облететь планету, понадобились всего 108 минут. И эти минуты не только свидетельствовали о скорости полета космического борта. Это были первые минуты новой космической эры, именно поэтому ими так был потрясен мир.

Гонка между двумя сверхдержавами за звание победителя в борьбе за освоение космоса завершилась победой СССР. В мае США по баллистической траектории также запустили человека в космос. И все же начало выхода человека за пределы атмосферы Земли было положено советскими людьми. Первый космический корабль «Восток» с космонавтом на борту был послан именно Страной Советов. Этот факт явился предметом необычайной гордости советских людей. Причем полет длился дольше, проходил гораздо выше, шел по значительно более сложной траектории. Кроме того, первый космический корабль Гагарина (фото представляет его внешний вид) нельзя сравнить с капсулой, в которой совершил полет американский пилот.

Утро эры космоса

Эти 108 минут изменили жизнь Юрия Гагарина, нашей страны и всего мира навсегда. После того как вышел корабль с человеком на борту, это событие люди Земли стали считать утром космической эры. На планете не было человека, который пользовался бы такой огромной любовью не только своих сограждан, но и людей всего мира, вне зависимости от национальной принадлежности, политических и религиозных убеждений. Его подвиг явился олицетворением всего лучшего, созданного человеческим разумом.

«Посол мира»

Облетев Землю на корабле «Восток», Юрий Гагарин отправился в путешествие по странам мира. Всем хотелось увидеть и услышать первого в мире космонавта. Его одинаково радушно принимали премьер-министры и президенты, великие князья и короли. А также Гагарина радостно встречали шахтеры и докеры, военные и ученые, студенты великих университетов мира и старейшины заброшенных селений в Африке. Первый космонавт был одинаково прост, дружелюбен и приветлив со всеми. Это был настоящий «посол мира», признанный народами.

«Один большой и прекрасный человеческий дом»

Дипломатическая миссия Гагарина была для страны очень важной. Никто бы не смог настолько успешно, как это сделал первый побывавший в космосе человек, завязать узелки дружбы между людьми и народами, соединить мысли и сердца. Он обладал незабываемой, обворожительной улыбкой, удивительной доброжелательностью, которые объединяли людей разных стран, различных убеждений. Необыкновенно убедительными были его страстные, идущие от всего сердца выступления, призывающие к миру во всем мире.

«Я видел, как красива Земля, - говорил Гагарин. - Из космоса неразличимы границы государств. Наша планета выглядит из космоса как один большой и прекрасный человеческий дом. Все честные люди Земли ответственны за порядок и мир в своем доме». Ему безгранично верили.

Невиданный взлет страны

На рассвете того незабываемого дня он был знаком ограниченному кругу людей. В полдень его имя узнала вся планета. К нему потянулись миллионы, его полюбили за доброту, молодость, красоту. Для человечества он стал предвестником будущего, разведчиком, вернувшимся из опасного поиска, открывшим новые пути к познанию.

В глазах многих он олицетворял свою страну, был представителем народа, в свое время внесшего огромный вклад в победу над фашистами, а теперь первым поднявшегося в космос. Имя Гагарина, которому было присвоено звание Героя Советского Союза, стало символом невиданного взлета страны к новым высотам социального и экономического прогресса.

Начальный этап исследования космоса

Еще до совершения знаменитого полета, когда первый космический корабль с человеком на борту был запущен в космос, Гагарин задумывался о том, какое значение для людей имеет освоение космоса, для чего нужны могучие корабли и ракеты. Зачем монтируются телескопы и рассчитываются орбиты? Для чего взлетают спутники и поднимаются антенны радиостанций? Он очень хорошо понимал насущную необходимость и важность этих дел и стремился внести свою лепту в начальный этап исследования человеком космоса.

Первый космический корабль «Восток»: задачи

Основными научными задачами, которые стояли перед кораблем «Восток», были следующие. Во-первых, изучение воздействия условий полёта на орбите на состояние организма человека и его работоспособность. Во-вторых, проверка принципов построения космических кораблей.

История создания

В 1957 г. С.П. Королёвым в рамках научного ОКБ был организован специальный отдел № 9. В нем предусматривалось проведение работ по созданию искусственных спутников нашей планеты. Отдел возглавлялся соратником Королёва М.К. Тихонравым. Также здесь исследовались вопросы создания спутника, пилотируемого человеком на борту. В качестве ракеты-носителя рассматривалась королёвская Р-7. По расчётам, ракета с третьей степенью защиты была в состоянии вывести пятитонный груз на низкую околоземную орбиту.

В расчетах на ранней стадии разработки принимали участие математики Академии наук. Было сделано предупреждение, что десятикратная перегрузка может привести к баллистическому спуску с орбиты.

В отделе исследовались условия осуществления этой задачи. Пришлось отказаться от рассмотрения крылатых вариантов. Как наиболее приемлемый способ возвращения человека изучались возможности его катапультирования и дальнейшего спуска на парашюте. Отдельного спасения спускаемого аппарата при этом не предусматривалось.

В ходе проводимых медицинских исследований было доказано, что наиболее приемлемой для человеческого организма является сферическая форма спускаемого аппарата, позволяющая выдерживать значительные нагрузки без серьёзных последствий для здоровья космонавта. Именно сферическая форма была выбрана для производства спускаемого аппарата пилотируемого судна.

Первым был отправлен корабль «Восток-1К». Это был автоматический полёт, который состоялся в мае 1960 г. Позднее создали и отработали модификацию «Восток-3КА», которая была полностью готова к проведению пилотируемых полётов.

Кроме одного неудавшегося полета, закончившегося аварией ракеты-носителя на самом старте, программой был предусмотрен запуск шести беспилотных аппаратов и шести пилотируемых космических кораблей.

Программой осуществлены:

  • проведение полета человека в космос - первый космический корабль «Восток 1» (фото представляет изображение судна);
  • полёт длительностью в сутки: «Восток-2»;
  • проведение групповых полётов: «Восток-3» и «Восток-4»;
  • участие в космическом полёте первой женщины-космонавта: «Восток-6».

«Восток»: характеристики и устройство корабля

Характеристики:

  • вес - 4,73 т;
  • длина - 4,4 м;
  • диаметр - 2,43 м.

Устройство:

  • сферический спускаемый аппарат 2,3 м);
  • орбитальный и конический приборные отсеки (2,27 т, 2,43 м) - предусмотрено их механическое соединение между собой при помощи пиротехнических замков и металлических лент.

Оснащение

Автоматическое и ручное управление, автоматическая ориентация на Солнце и ручная ориентация на Землю.

Жизнеобеспечение (предусмотрено на протяжении 10 суток поддержание внутренней атмосферы, соответствующей параметрам атмосферы Земли).

Командно-логическое управление, электропитание, терморегулирование, приземление.

Для работы человека

С целью обеспечения работы человека в космосе борт был оснащен следующей аппаратурой:

  • автономные и радиотелеметрические устройства, необходимые для осуществления контроля состояния космонавта;
  • устройства для радиотелефонной связи с наземными станциями;
  • командная радиолиния;
  • программно-временные устройства;
  • телевизионная система для наблюдения за пилотом с Земли;
  • радиосистема для осуществления контроля орбиты и пеленгации судна;
  • тормозная двигательная установка и другие.

Устройство спускаемого аппарата

В спускаемом аппарате было два иллюминатора. Один из них располагался на входном люке, немного выше головы пилота, другой, со специальной системой ориентации, размещался в полу у его ног. Одетый в располагался в катапультируемом кресле. Предусматривалось, что после проведения торможения спускаемого аппарата на высоте 7 км космонавт должен катапультироваться и на парашюте совершить приземление. Кроме того, имелась возможность приземления пилота внутри самого аппарата. В спускаемом аппарате имелся парашют, но не было предусмотрено оснащение средствами для мягкой посадки. Это грозило находящемуся в нём человеку серьёзными ушибами при приземлении.

Если бы отказали автоматические системы, космонавт мог бы использовать ручное управление.

В кораблях «Восток» не было приспособлений для полётов человека на Луну. В них был недопустимым полёт людей без специальной подготовки.

Кто пилотировал корабли «Восток»?

Ю. А. Гагарин: первый космический корабль «Восток - 1». Фото внизу представляет изображение макета судна. Г. С. Титов: «Восток-2», А. Г. Николаев: «Восток-3», П.Р. Попович: «Восток-4», В. Ф. Быковский: «Восток-5», В. В. Терешкова: «Восток-6».

Заключение

108 минутами, в течение которых «Восток» совершил оборот вокруг Земли, была навсегда изменена жизнь планеты. Памятью об этих минутах дорожат не только историки. Живущими поколениями и нашими далекими потомками будут с уважением перечитываться документы, повествующие о рождении новой эры. Эры, которая открыла людям путь в бескрайние просторы Вселенной.

Насколько бы далеко ни продвинулось человечество в своем развитии, оно всегда будет помнить об этом удивительном дне, когда человек впервые оказался один на один с космосом. Люди всегда будут помнить бессмертное имя славного пионера космоса, которым стал обыкновенный русский человек - Юрий Гагарин. Все сегодняшние и завтрашние достижения космической науки можно считать шагами по его следу, результатом одержанной им победы - первой и самой главной.

Кому свойственно: ESA, NASA, Китай, Япония

Оба названия — «Розетта» и «Филы» — имеют отношение к расшифровке древнеегипетских иероглифов. Название «Розетта» происходит от знаменитого Розеттского камня — каменной плиты с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, два из которых написаны на древнеегипетском языке (один иероглифами, другой демотическим письмом), а третий — на древнегреческом. Ученые использовали Розеттский камень для расшифровки древнеегипетских иероглифов: древнегреческий был им хорошо известен, и, сопоставив тексты, специалисты смогли прочитать новый язык.

Hans Hillewaert Компьютерная модель аппарата «Розетта», фото: DLR German Aerospace Center. Розеттский камень, фото: Hans Hillewaert

Имя спускаемого аппарата «Филы» было выбрано в ходе конкурса, проведенного в 2004 году среди жителей стран — участниц проекта. Это название острова на реке Нил, где был обнаружен обелиск с иероглифической надписью, упоминающей царя Птолемея VIII и цариц Клеопатру II и Клеопатру III. Обелиск также помог ученым расшифровать древнеегипетские иероглифы.

При помощи «Розетты» и спускаемого аппарата ученые надеются понять, что происходило со Вселенной в первые моменты ее существования, отсюда и выбор имен.

Кстати, их миссия к комете Чурюмова — Герасименко оказалась настолько успешна, что ESA продлило ее до осени 2016 года.

Дань древней мифологии отдают не только в Европе, но и в Китае. Лунный модуль «Чанъэ» и его верный спутник шестиколесный луноход «Юйту» в позапрошлом году спустились на поверхность Луны и сообщили миру много нового о нашем естественном спутнике. Чанъэ — имя китайской лунной богини, а Юйту (переводится как «нефритовый заяц») — странное существо, которое всегда сопровождает Чанъэ.

wikimedia Лунный модуль «Чанъе-3» с луноходом «Юйту» на борту. Изображение: CNSA/SASTiND/Xinhua/Marco Di Lorenzo/Ken Kremer, богиня Чанъэ улетает на Луну, худ. Жэнь Шуайин/Wikimedia

Другие космические аппараты Китая тоже имеют отношение к мифологии этой огромной и непонятной страны, и их имена очень поэтичны: «Шеньчжоу» — «Небесная ладья», «Тяньгун» — «Небесный дворец», «Шеньлун» — «Божественный дракон» и, наконец, ракета-носитель «Чанчжэн», что означает «Великий поход».

Все названия состоят из двух иероглифов и имеют исторический, а иногда и философский (причем понятный только самим китайцам) смысл. Например, «Шеньлун» — девиз царствования единственной императрицы за всю историю Китая, У Цзэтянь, а также императора Чжун Цзуна.

Японцы почитают свою мифологию не меньше соседей. Второму японскому искусственному спутнику Луны было присвоено имя «Кагуя» (название по традиции было выбрано общественностью) — так звали лунную принцессу из старинного японского сказания. А после того, как от «Кагуи» успешно отделились два малых спутника, их официально назвали «Окина» и «Оюна» в честь старика со старухой, в той же сказке приютивших у себя лунную принцессу.

JAXA Компьютерная модель японского аппарата «Кагуя», изображение: JAXA. Кадр из анимационного фильма «Сказание о принцессе Кагуя»/Studio Ghibli

Европейцы в любви к своей мифологии не одиноки. В начале космической эры корабли и миссии называли именами древнегреческих и древнеримских богов: первая пилотируемая программа США называлась «Меркурий», а в ходе программы «Аполлон» американские астронавты шесть раз высадились на Луне.

Но с тех пор NASA забыло Грецию и Древний Рим.

Древних европейских богов иногда вспоминают другие страны: те же японцы дали своему космическому паруснику имя ИКАРОС (Икар), которое по традиции является английской аббревиатурой: Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun (межпланетный парусный аппарат, движущийся за счет солнечного излучения).

Корабли в честь кораблей

Кому свойственно: ESA, NASA

Нередко, называя новые аппараты, космические агентства увековечивают значимые морские суда прошлого. Например, европейский посадочный модуль «Бигль» назван в честь корабля, на котором путешествовал Чарльз Дарвин. В отличие от «настоящего» «Бигля» миссия его космического последователя провалилась: после неудачной посадки на Марсе он пропал и сравнительно недавно был найден орбитальными аппаратами.

ESA Посадочный модуль «Бигль» покидает аппарат «Марс-Экспресс», изображение: Medialab/ESA. Корабль «Бигль», на котором путешествовал Чарльз Дарвин, акварель Оуэна Стенли

Самые последовательные «почитатели» морского транспорта — шаттлы. Все космические челноки названы именами кораблей, которые чем-то прославились.

Первый шаттл, «Колумбия», носил имя парусника, на котором капитан Роберт Грей в 1972 году исследовал внутренние воды Британской Колумбии (сегодня территории штатов Вашингтон и Орегон). Следующий за ним «Челленджер» назвали в честь морского судна, совершившего первую глобальную океаническую научную экспедицию в 70-х годах позапрошлого века. Оба эти челнока потерпели аварию и взорвались. Шаттл «Дискавери» носит имя одного из двух судов знаменитого британского капитана Джеймса Кука. Второе судно Кука — «Индевор» — дало имя последнему из челноков. Четвертый по счету шаттл носит громкое и, казалось бы, ничего не значащее название «Атлантис» (Атлантида), был назван так в честь первого американского парусного судна, которое было специально построено в 1930 году для исследования биологии, геологии и физики моря.

Любопытно, что самый первый, пробный шаттл, прототип будущих челноков, который никогда не покидал пределов земной атмосферы, первоначально предполагалось пафосно назвать «Конституция» в честь 200-летия конституции США. Однако по результатам голосования зрителей страшно популярного в те времена сериала «Стартрек» он был назван «Энтерпрайз» (инициатива) — такое имя носили вымышленные звездолеты вселенной сериала.

«Звездные войны» тоже «поучаствовали» в названии реальных космических кораблей. Их знаменитый «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) стал прототипом для серии ракет-носителей «Фалькон», созданных американской частной космической компанией SpaceX.

Lucasfilm Ракета-носитель «Фалькон-9», фото:CRS-6. «Тысячелетний сокол», кадр из франшизы «Star Wars»/Lucasfilm

Романтические названия

Свойственно: NASA, Япония, СССР/Россия

Очень часто корабли носят романтические имена. Например, «Нозоми» (надежда), японский зонд, отправленный к Марсу в 1998 году, знаменитые американские марсоходы «Спирит» (дух), «Опортьюнити» (возможность). Последние два летели в паре — имена им в 2003 году придумала в рамках традиционного конкурса NASA 9-летняя девочка Софи Коллинз. Кстати, родилась она в Сибири и была удочерена американской семьей из Аризоны.

Прямо сейчас ползающий по Марсу аппарат Curiosity (любопытство) был назван по итогам интернет-голосования. Предлагавшиеся варианты были сплошь поэтичными: Adventure (приключение), Journey (путешествие), Pursuit (стремление), Perception (восприятие), Wonder (чудо) и так далее.

Романтический флер улавливается и в именах обоих «Вояджеров» (путешественники), направившихся за границы Солнечной системы 30 с лишним назад. Причем это название выбрали сами организаторы миссии из NASA — проводить конкурс названий среди граждан тогда было не принято.

Человек и телескоп

Свойственно: NASA и ESA

В космонимике (несуществующая наука о названиях космических аппаратов) есть еще один набирающий силы тренд — присваивать кораблям имена великих людей. Именем французского астронома назван сатурнианский зонд «Кассини», именами Планка, Хаббла, Гершеля и Кеплера NASA окрестило самые знаменитые космические обсерватории и собирается продолжать эту традицию дальше: в 2018 году приступит к работе еще один американский космический телескоп «Джеймс Уэбб», носящий имя второго руководителя Американского космического агентства.

Европейцы предпочитают ученым деятелей искусства. Так, космический зонд «Джотто», который создавался для пролета мимо кометы Галлея, назван в честь художника Возрождения Джотто ди Бондоне, который изобразил эту комету на фреске «Поклонение волхвов». В том же тренде находится европейский грузовой корабль «Жюль Верн».

wikimedia Компьютерная модель зонда «Джотто», изображение: Andrzej Mirecki/Wikimedia, Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов»

Патриотические

Свойственно: Китай и СССР

Космическая эра началась с непримечательного «Спутника», и скромное название тут же разлетелось по всему миру, став из имени нарицательного именем собственным. Затем пошли «Востоки» и «Восходы», которые, по-видимому, символизировали начало космической эры и преимущество Востока перед Западом. Их сменили «Миры» и «Салюты», обозначавшие главные ценности советской идеологии.

wikimedia Модель корабля «Восток», фото: Георгий Елизаров/Wikimedia

Китай тоже страдает вирусом патриотизма. Взять хотя бы ракету-носитель семидесятого года «Дунфанхун» («Алеет Восток») и уже упоминавшийся «Чанчжэн» («Великий поход»), хотя в отношении последнего есть некоторые сомнения из-за многозначности названия.

Бюрократические

Свойственно: СССР/ Россия; ESA, Индия

Россия, Европа и отчасти Индия частенько называют свои космические аппараты сухо и бюрократически. Отправляя очередной аппарат к Луне, в СССР часто называли его просто «Луной» с соответствующим номером. Россия продолжила традицию: к Марсу пытался улететь «Марс» («Марс-96»), к Фобосу — «Фобос» («Фобос-Грунт») и так далее. Европейцы тоже склонны к казенным названиям: достаточно вспомнить зонды «Венера-Экспресс» и «Марс-Экспресс». Индия, недавно вошедшая в пул космических держав, тоже не чурается этой традиции и называет свои корабли без изысков, но на языке хинди, что придает названиям национальный колорит — «Чандраяан» (лунный корабль) и «Мангальяан» (марсианский корабль).

ESA Сборка аппарата «Марс-Экспресс». Фото: ESA