Меню

Как проявляется сумасшествие. Как это — сойти с ума? Лечение безумия раньше

Гидроизоляция

У этого термина существуют и другие значения, см. Безумие (значения).

Сумасше́ствие (также устар. безу́мие ) - потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство.

До конца XIX века сумасшествием или безумием считалось поведение или мышление, выходившее за рамки принятой социальной нормы, как, например, болезненные судороги, галлюцинации при полном сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, а также попытки самоубийства. Кроме того, приступы эпилепсии, контузии и последствия черепно-мозговых травм также считались проявлением безумия.

Так как исторически этот термин применялся к целому ряду различных психических заболеваний, в современной медицине и психиатрии он используется редко, хотя по-прежнему популярен в разговорной речи.

История определения

«Сумасшествие» является более современным вариантом понятия «безумие» и означает дословно: сошедший с ума, потерявший ум. Существительное «безумие» образовано путём прямого перевода с греческого aphrosyne: а - без, phronis - ум, syne (суффикс) - ие. Во многих славянских языках слово «безумие» имеет сходное звучание.

Симптоматика

Так как формы сумасшествия очень разнообразны, выделить определенные признаки не представляется возможным. Общим критерием может служить отклонение поведения от принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая кататоническим ступором и депрессией.

Первое проявляется потерей контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева, злобы и определяется в психологии как состояние аффекта. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено. Примеры можно найти в древнегреческой мифологии: Геракл убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей. Другая крайность безумия - депрессия и меланхолия, нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.

Сумасшествие в живописи

Литература и живопись помогают создать впечатление о том, что расценивалось как сумасшествие в прошлом. Источниками служат картины, иконы, фрески и другие произведения живописи. Но так как живопись имеет эмоциональную основу, эти источники не могут считаться непредвзятыми. Безумие в живописи проявляется искаженной мимикой, противоречивыми или бессмысленными жестами, абсурдными действиями, а также неправильным, перекошенным положением тела. Не последнюю роль играет лицо с негармоничными, асимметричными или искаженными чертами лица, гримасы, непропорционально широко раскрытые, косящие глаза. Часто используется неподходящая ситуации мимика, как, например, смех в трагической или пугающей ситуации. Жесты сумасшедшего чаще всего противоречивы и непонятны, положение тела неправильно или искажено судорогой.

Сумасшествие в литературе

Описание сумасшествия встречается не только в живописи, но и во многих исторических и современных произведениях. Чаще всего сумасшедшие играют роль предсказателей, волхвов, колдунов или показывают и высмеивают сложившийся общественный порядок в произведениях с социальной тематикой. Примерами русской литературы с тематикой безумия могут служить «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского, «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и другие.

Формы

За многовековую историю человечества было выявлено множество различных форм сумасшествия и предложено несколько классификационных систем. Исторически сумасшествию приписывали различные признаки, такие как деменция, аментивный синдром, меланхолия, мания, ярость, ликантропия, экстаз, летаргия, делирий, кома, сомнамбулизм, невежество, эпилепсия, инсульт, паралич, ипохондрия и другие.

Полезное безумие

В древнегреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк. В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

Разумное и безрассудное

В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия. Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

Меланхолия

Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Мания и истерия

Полной противоположностью меланхолии считается мания. В отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью. Характерными проявлениями мании также считаются повышение аппетита, нарушение внимания и переоценка собственной личности.

Истерия же долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Другие формы

До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма таких наркотических и отравляющих веществ, как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви, также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Все эти проявления считались признаком сумасшествия.

До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.

Причины безумия

Первым, кто дал научное описание сумасшествию, был Платон. В диалоге «Федр» он различает два вида безумия: болезнь и божественный дар. В последующем описании причины безумия также разделены на сверхъестественные и физические для лучшего сравнения.

Сверхъестественные причины

Колдовство и дар богов

Вавилоняне (XIX век до н. э. - VI век н. э.) и шумеры (XXVII-XXIV века до н. э.) считали безумие следствием колдовства, нарушения табу, и безумие являлось приговором и наказанием одновременно.

В древней Греции безумие считалось одержимостью демонами, но могло быть и ниспослано богами. Тогда как соматическое расстройство считалось болезнью души и, как описал Платон в «Тимее», несло зло, божественное безумие давало настоящее знание и потому имело позитивное значение. В противовес сказанному в древнегреческих мифах божественное безумие чаще всего вело к саморазрушению и убийству невинных - обычно близких родственников.

В Ветхом Завете безумию также приписывают роль наказания. Примером может служить образ вавилонского царя Навуходоносора, наказанного безумием за гордыню. Причём вначале об этом наказании Навуходоносор видел сон, который был истолкован ему пророком Даниилом, а уж затем наказание было исполнено, и Навуходоносор превратился на семь лет в дикого зверя, как и было ему предсказано. Это описание послужило основой взглядов на безумие в средние века и считалось наказанием, ниспосланным Богом за грехи. Кроме того, о безумии упоминается и в библейской книге Псалтирь. Пророк Давид сообщает ещё об одной причине безумия - это неверие в Бога, а в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова гордыня и неверие в Бога тесно связываются.

Вселение демона

Со временем безумие всё чаще расценивалось как одержимость бесами и демонами. Пример царя Саула, одержимого демоном, мучающего его за грехи перед амаликитянами, служил подтверждением этой теории, в особенности во времена инквизиции. В Евангелии можно найти примеры изгнания демонов, например, изгнание Иисусом демона из жителя Джараша. Главными признаками одержимости бесами служили неконтролируемые действия и в особенности глоссолалия. И лишь в XVII веке голландские кальвинисты начали интерпретировать этот пример не как наказание Богом за грехи, а как «обычное» сумасшествие.

И, наконец, в позднем средневековье и в новом времени безумие приобрело значение борьбы между демоном и силами Бога за душу одержимого.

Физические причины

Душевные и моральные

По эпосу Гомера можно судить, что древние греки под «обычным» сумасшествием понимали потерю самоконтроля и помутнение рассудка из-за боли, ярости, желания мести или ненависти. В древнегреческих трагедиях безумие описано как потеря своего «Я», что имеет катастрофические последствия для безумного и его окружения. В то время никакие попытки описать физические причины возникновения безумия не предпринимались.

Лишь в конце средних веков, когда охота на ведьм приобрела угрожающие размеры, медик Иоганн Вейер выступил против инквизиции и развенчал религиозные заблуждения. К сожалению, он не сумел в одиночку побороть религиозных суеверий. Известны также работы Парацельса (1493-1541) и Феликса Платера (1536-1614), поддерживающие точку зрения Вейера. Так, Платер считал, что не любое безумие - это одержимость бесами, есть и простая, «обычная» форма сумасшествия.

С XVI века определение безумия начало понемногу меняться и в XVII веке перестало использоваться в контексте одержимости демонами. К этому времени безумие приобрело смысл наказания за распущенность и безрассудство и вменялось в вину безумному.

Эпоха Просвещения принесла новое определение сумасшествия и объясняло безумие как расстройство изначально здорового разума. Таким образом сумасшествие противопоставлялось разуму и могло быть обосновано и описано. Доказательство невозможности безумия без разума привёл Артур Шопенгауэр, обосновавший свою теорию тем, что животные не сходят с ума, так как не имеют разума.

Физические

Греческая медицина, опираясь на тексты Гиппократа, толковала сумасшествие как избыток «чёрной желчи», чьи пары оседали на головном мозге, разъедали его и приводили к помешательству. «Жёлтая желчь», наоборот, приводила к повышению активности - холерическому безумию, эпилепсии и мании. Эта теория обрела вторую жизнь во времена гуманизма и ренессанса.

Меланхолия причислялась к болезням сердца, которое, в отличие от головного мозга, считалось хранителем характера и чувств, хотя это мнение и оспаривалось в медицинских кругах. Например, Джироламо Меркуриале описывал меланхолию как повреждение отдела активного воображения в передней части головного мозга.

И напротив, учёные были едины во мнении, что воспаление мозговых оболочек головного мозга ведет к потере разума, хотя причиной воспаления по прежнему считался избыток «чёрной желчи».

Также известной причиной безумия являются черепно-мозговые травмы. Например, Вильгельм фон Кончес (1080-1154) описал влияние травм головы на возникновение психических расстройств, а Мондино де Луччи (1275-1326) создал теорию желудочков головного мозга.

Теория позитивизма гласила, что душа является лишь марионеткой мозга, все проявления безумия имеют под собой физическое объяснение и излечимы. Эта точка зрения окончательно утвердилась во второй половине XIX века, и понятие «душевнобольной» (которое подразумевало, что у человека есть «душа», которая может «болеть») окончательно заменило определение «безумец». А в начале XX века понятие поменялось ещё раз, и сегодня все признаки, обобщённые ранее словом безумие, обозначаются как психическое расстройство.

В современной психиатрии принято считать, что психические расстройства происходят из-за нарушения нейромедиаторного баланса, то есть: нейроны, из которых состоит мозг, не соединены друг с другом, между ними есть расстояние - синаптическая щель, в ней находятся так называемые нейромедиаторы (серотонин, дофамин, норадреналин и т. д.), которые передают импульсы между нейронами. Из-за нарушения этого баланса происходят психические расстройства. Лечится нейролептиками, которые этот баланс восстанавливают.

Диагностика

Начало опирающейся на наблюдения диагностики сумасшествия положил в 1793 году медик и филантроп Филипп Пинель (1745-1826), став управляющим врачом в парижском заведении для умалишенных Бисетр (Bicêtre). Он ввёл гуманитарные методы лечения, выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных и классифицировал их по тяжести и форме недуга. Все группы больных были разделены на зоны, где развитие и течение отдельных видов болезни могло непосредственно сравниваться и изучаться. Весь полученный опыт Пинель вложил в монографию, увидевшую свет в 1798 году. Именно эта работа стала основой научной классификации сумасшествия.

Другой известный своим вкладом в развитие психиатрии медик Иосиф Галль считал сумасшествие органической болезнью и искал физические причины её развития. В 1785 году в своей лаборатории в Вене он занялся изучением нейрологического строения головного мозга. В результате ему удалось установить связь между повреждением отдельных частей головного мозга и формами безумия, и, как следствие, стать основателем френологии.

Сегодня психические расстройства не объединяют таким общим понятием, как «безумие» или «сумасшествие», а делят с помощью таких диагностических систем, как DSM-5 Американской психиатрической ассоциации (АПМ) или MКБ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Лечение

Лечение магией

В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

Хирургическое лечение

Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие хирургические методы лечения как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, а также печально известный метод шоковой терапии.

Изгнание и воспитание

Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой незавидной участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

Отсутствие лечения

В Средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось. Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Психотерапия и психофармакотерапия

Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Шоковая терапия в её современной форме (под наркозом) и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства. Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные клиники не имеют ничего общего с домами душевнобольных XIX века, хотя это слово до сих пор имеет негативную окраску.

Литература и цитаты

  • Михаил Эпштейн. Методы безумия и безумие метода // Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. - М.: НЛО, 2004, с. 512-540.
  • Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху.

Время от времени в СМИ публикуются леденящие душу сюжеты о людях, которые неожиданно сошли с ума и совершили ужасные преступления или покончили жизнь самоубийством. Да и практически каждый человек старше 30 лет может вспомнить подобную историю, услышанную от кого-то из своих знакомых или произошедшую непосредственно с кем-то из его друзей или родственников. И смотря по телевизору очередной сюжет о мужчине, нападавшем на прохожих на улице, или женщине, причинившей вред собственному ребенку, каждый зритель невольно задумывается, почему люди сходят с ума и как сохранить свой рассудок, чтобы в один ужасный день не стать героем подобной новости?

Что такое безумие?

Еще сто лет назад, когда психология и психиатрия только начали развиваться как науки, терминами «безумие» или «сумасшествие» принято было называть все возможные расстройства психики, начиная от и заканчивая шизофренией, биполярным расстройством психики и склонностью к суициду. Сейчас же в официальной практике эти термины не используются, так как психотерапевты, занимающиеся изучением, диагностикой и лечением расстройств психики, утверждают, что неадекватное поведение, называемое в народе сумасшествием, является симптомом той или иной психической болезни.

На современном языке, сумасшествие – это потеря способности адекватно оценивать окружающий мир и вести себя в рамкам принятых в обществе норм. Тем не менее, данное определение является неполным, так как существует целый ряд психических расстройств, протекающих в различных формах и проявляющихся самыми разными симптомами. Но все же по характеру протекания современные психиатры выделяют следующие три основные формы сумасшествия:

В зависимости от частоты и силы приступов, все психические расстройства по степени тяжести подразделяются на три группы: легкие, серьезные и острые. Психические расстройства в легкой форме, как правило, не слишком заметны окружающим и зачастую списываются на особенности характера человека, а вот серьезные и острые помешательства могут стать причиной реальной трагедии.

Согласно статистике, в современном мире наиболее распространены такие психические расстройства, как депрессия, шизофрения, фобии, обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки, биполярное расстройство и неврастения. Поэтому с вероятностью более 95% люди, которые, по мнению окружающих, сошли с ума, на самом деле страдают от одного из вышеперечисленных заболеваний.

Почему люди сходят с ума?

Психические заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. О врожденном заболевании следует говорить в случае, когда диагноз был поставлен в раннем возрасте, причем ребенок унаследовал болезнь от кого-то из родителей. Как правило, на генетическом уровне передается склонность к шизофрении и эпилепсии, а иногда – к алкогольной и наркотической зависимостям. Но все же чаще люди сходят с ума не из-за особенностей их ДНК, а под влиянием внешних факторов и жизненных обстоятельств. И все причины сумасшествия можно условно подразделить на три группы: физиологические и психологические.

Физиологические причины

К физиологическим причинам сумасшествия относятся все факторы, что могут вызвать повреждения головного мозга, вследствие которых будет нарушена функциональность ЦНС и пострадает психика человека. Как правило, к тяжелым последствиям для психики могут привести следующие причины:

  1. Черепно-мозговая травма. После пережитой травмы определенные участки мозга могут пострадать, и нервная деятельность будет нарушена. Последствия ЧМТ в разных случаях проявляются по-разному и зависят от того, какой именно участок мозга пострадал: у некоторых нарушается координация движений, ухудшается слух и зрение, в других ухудшается память, а у третьих – развивается шизофрения, возникают панические атаки, появляется агрессивность и склонность к истерикам и др.
  2. Влияние на мозг химических веществ. , наркотиков и некоторых лекарственных препаратов может стать причиной разрушения нейронных цепочек и нарушения функций мозга. В зависимости от того, какие именно функции были нарушены и насколько сильно повреждение мозга, в человека могут развиться легкая либо тяжелая форма депрессии, паранойи, мании, неврастении или другого расстройства психики.
  3. Возраст. В пожилом возрасте мало кто может похвастаться здоровым сердцем и сосудами, и именно заболевания сосудов является одной из главных причин старческого слабоумия. При атеросклерозе и других заболеваниях сосудов в мозг не поступает нужное количество кислорода и нервные клетки отмирают, вследствие чего мозг перестает справляться со всеми функциями. Похожие изменения в головном мозге происходят и при болезни Альцгеймера, которую в простонародье называют старческим маразмом.

Психологические причины

По мнению психологов и психиатров, до 30% жителей крупных городов постоянно пребывают в состоянии хронического стресса, который также считается пограничным состоянием психики – то есть, психическое состояние уже не нормально, но тяжелого расстройства еще нет. Пограничные состояния психики опасны тем, что при их наличии даже самый незначительный раздражитель может стать «последней каплей» и послужить спусковым механизмом для психической болезни. А вот причинами, из-за которых человек оказывается на «пороге» безумия, чаще всего выступает следующее:

  • Постоянные неудачи
  • Эмоциональное выгорание на работе (трудоголизм)
  • Психологическая травма, вызванная событием, которое существенно повлияло на жизнь человека (пережитое насилие, предательство близкого человека и др.)
  • Потеря того, что человек считал смыслом своей жизни (банкротство бизнеса вследствие финансового кризиса, смерть ребенка, увольнение с работы и др.)
  • Социальная изоляция (одиночество и скука)
  • Любовная зависимость.

Какими бы причинами не был вызван стресс, механизм развития психических расстройств во всех случаях схож. Сначала негативные эмоции накапливаются, затем на определенном этапе развивается сенсибилизация (повышенная чувствительность к раздражителям), а через сравнительно короткий промежуток времени психика человека теряет устойчивость и гибкость. Если человек вовремя не обратится к психологу либо не восстановит психику самостоятельно, у него рано или поздно случится нервный срыв, проявляющийся либо постоянными истериками, возросшей агрессивностью и маниями (в холериков и сангвиников), либо меланхолия и депрессия (у флегматиков и меланхоликов).

Как не сойти сума?

От , стрессов и психологических травм не застрахован никто, однако в силах каждого человека сделать так, чтобы риск сойти с ума стал минимальным. Но для этого мало избегать конфликтных и стрессовых ситуаций, ведь факторов, что могут послужить причиной безумия множество. Поэтому психотерапевты утверждают, что лучшая профилактика психических расстройств заключается в заботе о здоровье и функциональности своей нервной системы. И по их мнению, сохранить стабильную здоровую психику на долгие годы поможет следующее:


  1. Еда является источником макро- и микро-элементов, необходимых для функционирования всех систем организма, в том числе – и мозга. При недостатке тех или иных веществ происходят сбои в работе органов: к примеру, при нехватке витаминов группы В человек становится раздражительным, рассеянным и быстро устает, а дефицит любых макроэлементов приводит к упадку сил, потере работоспособности и развитию пагубных процессов во всех системах органов, в том числе – и в мозге. Поэтому богатая витаминами и минералами пища будет залогом того, что мозг получит все вещества, нужные для стабильного функционирования.
  2. Отказ от вредных привычек. Никотин, алкоголь и наркотики – это яды для мозга, убивающие нервные клетки и разрушающие нейронные связи. Поэтому тем, кто хочет надолго оставаться в здравом рассудке и трезвой памяти, нужно отказаться от вредных привычек и не травить свой организм собственными руками.
  3. . Перенесенные «на ногах» заболевания могут дать осложнения на нервную систему, вследствие чего функции мозга будут нарушены. Особенно важно не откладывать визит к врачу в случае, если регулярно возникают головокружения и мигрень, ощущается постоянная сонливость и упадок сил, нарушается координация движений и речь – как правило, именно так проявляются первые признаки патологического процесса в мозге.

  4. Оптимистичный взгляд на жизнь.
    Оптимисты гораздо реже сходят с ума, чем пессимисты, так как они умеют находить положительные стороны в практически любом событии и склонны верить в лучшее даже тогда, когда ситуация складывается далеко не самым лучшим образом. Пессимисты же живут в постоянном стрессе и тревогах, поэтому рискуют рано или поздно «заработать» депрессию, фобию или другие психические расстройства.
  5. Расширение круга друзей. Человек – социальное существо, и даже интровертам нужны люди, с которыми можно хотя бы иногда пообщаться. Но не только для общения, но и в качестве опоры и поддержки, ведь само осознание того, что в случае беды будет к кому обратиться за помощью, способно дать силы, чтобы пережить травмирующую ситуацию.
  6. Постоянное саморазвитие. Узнавание новой информации, поиск интересных занятий и хобби, самосовершенствование и овладение новыми полезными навыками – все это не только дает ощущение счастья и наполненности жизни, но и позволяет тренировать мозг и существенно замедлить возрастные ухудшения работы ЦНС.
  7. Уверенность в себе. Уверенный в собственных силах человек, имеющий адекватную самооценку, гораздо проще справляется с трудностями и переживает стресс, чем люди с низкой самооценкой. Причина этого проста: тот, кто верит себя, знает, что сможет в конечном итоге найти выход с любой ситуации и пережить временные трудности, поэтому в сложные периоды жизни уверенные в себе люди мобилизуются и прикладывают все усилия для конструктивного решения проблемы. "Нытики" же, наоборот, при малейших сложностях испытывают сильный стресс, впадают в меланхолию и депрессию.

Александр Черницкий

Продолжение темы. Начало в статье « »

На границе между психической «нормой» и психической «не нормой» нет колючей проволоки, пулеметных вышек и бдительных патрулей с собаками. Иными словами, шизофреники – среди нас, повсюду: на улицах и в транспорте, на рабочих местах и в учебных аудиториях, в клубах и на пляжах.

Распознать болезнь с упреждением бывает жизненно важно – вспомните хотя бы парня, женившегося на сумасшедшей, которая потом избивала их крошечного сына, отчего тот стал аутистом! Незнание предопределило страшный путь ребенка и покорежило судьбы взрослых. Поэтому приведем психологические маркеры, которыми помечена «не норма»: благодаря этим восьми указателям вы обнаружите отклонения на ранних стадиях .

Чувство собственной важности

Во-первых, шизофренику свойственно не говорить, а бурчать, словно огрызаясь. Почему? Мир отказывается поверить в величие больного, и тот ведет с этим миром перманентную войну.

Во-вторых, «шиз» не способен весело, искренне рассмеяться: у него отсутствует чувство юмора. Как-никак, наличие этого чувства требует значительных интеллектуальных ресурсов. Зато сумасшедший деланно хохочет невпопад: смех без причины – точный признак дурачины. Подобно животному, «шизик» не понимает иронии и шуток, и вести себя с ним нужно осторожно. Обида охватывает его молниеносно, а обиженный безумец крайне опасен.

В-третьих, шизофреник с легкостью принимает простые объяснения, ибо сложных он уразуметь не в состоянии. Так, ему очень близка теория всемирного заговора – не имеет значения, какого именно. Например, беды России больной склонен объяснять происками неких жидомасонов или ЦРУ. Восточная мудрость гласит: бойтесь тех, кто для сложных проблем предлагает простые решения.

В-четвертых, «шиз» верит в существование сверхъестественных сил, которым он, «выдающийся», небезразличен. Такому человеку невозможно втолковать, что окружающий мир к нам равнодушен.

Отсюда вытекает пятый указатель «не нормы»: шизофреники подвержены мании преследования. Поскольку обычно невозможно доказать, что за человеком гонятся какие-то люди, больной убеждает себя, что его преследует, скажем, «злая энергия».

В-шестых, больные шизофренией женщины легко доступны, так как мужское внимание бальзамом проливается на воспаленное чувство собственной важности. А из-за отсутствия чувства юмора они все понимают буквально, поэтому не умеют ломаться, кокетничать, жеманничать, капризничать. Отдаваясь, шизофреничка горделиво ждет, пока мужчина удовлетворится: лежит (стоит) и механически принимает самца – словно кукла.

Седьмой признак вытекает из самовлюбленности шизофреника. Он абсолютно не интересуется другими людьми. Словно ребенок, он ждет от окружающих, чтобы его расспрашивали, чтобы им восхищались. А уж свои умения он готов продемонстрировать в любом месте и в любое время. Один 60-летний тип принес в редакцию, с которой сотрудничал автор этих строк, бездарное стихотворение. Кто-то из журналистов попытался мягко отделаться: дескать, рассмотрим ваш текст попозже. Но посетитель выхватил из-за спины гитару:

– Я вам сейчас это спою! Вы сразу все поймете!

И грянул по струнам. Ничего не читающие и не изучающие пустомели замыкают либидо на самих себя. Непрерывные мысли ничтожества о собственном величии порождают манию: «Я – Пушкин!», «Я – Моцарт!», «Я – Сталин!» Поэтому среди ненормальных издавна множество наполеонов, чингисханов и прочих жалких пародий.

Когда реальность со всеми ее противоречиями идеалу назойливо напоминает о себе, у больного от раздражения случается истерика или буйный припадок.

Пара рюмок для шизофреника

Как-то знакомый литератор пришел ко мне в гости – вместе с 40-летней миловидной женщиной. Предварительно литератор предупредил по телефону, что дама ему нравится, но он ее не вполне понимает: требовалась консультация.

Спрашиваю у гостьи:

– Чем занимаетесь, как поживаете?

Нервно сцепив пальцы рук, она отрывисто произносит:

– Плохо. Нас с дочерью преследуют с тех пор, как мы переехали сюда из Петербурга.

– Кто же вас преследует?

– В школе мою дочь преследуют и учителя, и другие. Все!

Начиная кое о чем догадываться, задаю вопрос, который многое может разъяснить:

– Сколько же лет вашей дочери?

– Двадцать, – нехотя выдавливает женщина.

– То есть она давно окончила школу, в которой ее преследовали?

– Да, – говорит гостья еще менее охотно.

С трудом удается выяснить, что ее дочь поселилась с драг-дилером и сама то ли наркоманка, то ли проститутка.

– Ну, а как вам живется теперь, когда никто вас больше не преследует?

Мой знакомый, убежденный демократ и собственный корреспондент радио «Свобода», от такой заявки чуть со стула не упал. Я поинтересовался, есть ли евреи у женщины на работе или среди соседей. Представьте себе, у нее не нашлось ни одного знакомого еврея.

Затем она пожаловалась, что вся напряжена, что отовсюду льется дурная энергия и у нее нет сил защищаться.

Чтобы до конца продемонстрировать знакомому, в кого он почти влюбился, я предложил... выпить водки. Но при этом объявил, что сам в такое раннее время пить не стану. Естественно, литератор тоже отказался.

Зато гостья опустила глаза:

– Вообще-то я не пью. Ну если только рюмочку...

Как вам это нравится? Женщина готова пить в компании двух непьющих мужчин. Она совершенно не видит себя глазами посторонних, со стороны. Я поднялся, знакомый последовал моему примеру, и гостье пришлось пройти в прихожую. На прощание я произнес несколько ободряющих фраз о том, что мир не за нас, но и не против. Даже припомнил мотто Эйнштейна: «Господь изощрен, но не злонамерен» . Мертвому припарки!

Вечером знакомый позвонил и дико извинялся, что не распознал «чеканутую».

– Если бы мы распили бутылочку, она бы отдалась нам обоим, – поведал я. – Шизофреничке доставил бы удовольствие не сам секс, у нее наверняка аноргазмия. Она бы «тащилась» от того, что ей уделяют внимание сразу двое мужчин. Ее чувство собственной важности так и рвется наружу, так и кричит: погладьте меня, похвалите, ведь я такая хорошая.

Переварив услышанное, знакомый вдруг спросил:

– Слушай, а как спиртное подействовало бы на... э-э... больную? Она бы не превратилась в буйнопомешанную?

– Общеизвестно, что алкоголь ухудшает краткосрочную память: если выпить достаточно много, часть событий вообще не запоминаются. Думаю, водка заставляет диссоциирующее сознание забыть о своей фантастической, выдуманной части.

Когда муж превращается в собаку

Выпивший «шизик», как ни странно это звучит, становится ближе к норме, нежели «шизик» трезвый. Но чтобы использовать данное наше предположение в лечении, необходимы дополнительные исследования.

Основная причина смерти шизофреников – самоубийства. Поначалу больной не ощущает своих противоречий и соответственно не воспринимает свое поведение странным. Поэтому шизофреники очень одиноки даже в сумасшедшем доме: каждый живет в своем индивидуально пригрезившемся мире.

В конце концов больной убеждается в незыблемости реальности, в принципиальной ее неспособности функционировать по законам иллюзии. Если сартровское «Ад – это другие» является гиперболой , то на последней стадии шизофрении ад буквально врывается в жизнь, делая ее нестерпимой. Больной топится, прыгает из окна, бросается под колеса.

В подмосковном поселке, где живет мой друг-журналист (не с либеральной «Свободы», а, напротив, из очень консервативного издания), в глаза бросилась женщина лет около тридцати. Симпатичная, высокая, худая – вполне могла быть моделью. Но сутулится, ходит «на полусогнутых», застывший взгляд устремлен вперед, каштановые волосы свалялись патлами. И наряд под стать: синие спортивные штаны с зеленой кофтой (или с красно-белой курткой – в зависимости от сезона).

– Похоже, девушка не в себе, – сказал я другу. – Кто она?

– А, Женя? Преподает рисование в детской школе искусств. Три дня в неделю.

– Не замужем и бездетная?

– По-моему, да, – равнодушно кивнул друг. – Но чем она тебя заинтересовала?

– Психикой. С кем она живет, неужели одна?

Историю Жениной семьи знал весь поселок. Жили-были в блочной пятиэтажке супруги с сыном и дочерью. По мере взросления детей жена все сильнее помыкала мужем – щуплым и туповатым человечком. «Ничтожество», «полудурок», «мразь» – не самые крепкие ругательства из тех, какие он выслушивал в свой адрес. Не встречая отпора, жена дошла до края – выставила благоверного вон из квартиры. Между тем начиналась осень.

Что делать? Пришел подкаблучник на окраину поселка и начал строить дом. Первым делом сколотил веранду, подложив на землю кирпичи. Натаскал туда тряпья, протянул от ближайшего столба электричество, и потянулась собачья жизнь. В будни изгнанник ездил на работу в Москву, в выходные заливал фундамент, тесал бревна. Зимой тепла от старого рефлектора хватало лишь на то, чтобы поддерживать на веранде нулевую температуру. Выпив водки, бедолага ложился спать в завязанной ушанке и телогрейке, да под старым тюфяком.

Через год двухкомнатная хибара была готова; подкаблучник даже обнес ее штакетником, прирезав себе десять соток (что даже приветствовалось властями при тотальном дефиците продуктов в позднем СССР).

И тут вновь на авансцене появилась супруга.

Милые ссорятся, да не тешатся

Страна погружалась в пучину гиперинфляции – на дворе стоял 1992-й. Для подпитки семейного бюджета дама решила сдать квартиру приезжим, а самой вместе с детьми перебраться в хибару. Подкаблучник получил приказ надстроить второй этаж с отдельным входом и врезать в изгороди вторую калитку.

Ну что поделаешь, если от страха перед женщиной начинается медвежья болезнь? Бедолага принялся реализовывать ее замыслы – как умел. Его дочь, а это и была Женя, тем временем прилежно ходила в художественное училище. Сын учился в университете на переводчика. А чем занималась жена? Вы не поверите: искала в газетах брачные объявления от граждан... Франции.

И охмурила-таки больная «на голову» русская женщина одного небедного француза! И получила визу, и уехала в Париж, ибо в 1990-х спрос на все русское в Западной Европе был невероятно высок. Вот когда подкаблучник понял, что такое счастье. Так и говорил всем: «Война кончилась».

Однако бурный роман в Париже не менее бурно катился к финалу: более двух лет вздорную 50-летнюю тетку француз вынести не смог. Для законного супруга ее неожиданное возвращение было визитом старослужащих («дедов») в казарму новобранцев («салаг»). За рубежом характер жены лучше не стал – отнюдь. Война вспыхнула с новой силой. В начале «боевых действий» подкаблучник, которому аккурат стукнуло 60 лет, получил указание разгородить весь участок надвое мелкой стальной сеткой – прямо через малинник.

Обретя таким образом «экстерриториальность», супруга наняла шабашников, которые лихо срубили на ее половине двухэтажный сарайчик, издали похожий на баню, но таковой не являвшийся. То несомненно было жилье. Для кого? Увы, сие так и осталось загадкой – вскоре супруга исчезла. Обыскав весь дом, дети нашли мать в погребе: она висела в петле. Война окончилась навсегда.

Сын, едва получив диплом, уехал в Швецию, а оттуда перебрался в Канаду. Женя живет на втором этаже вместе с отцом. Благодаря отдельному входу первый этаж оказалось удобно сдавать приезжим; сдали недорого и похожий на баню сарайчик. Это позволило вдовому пенсионеру уволиться с работы. Целыми днями он ковыряется теперь по хозяйству, а вечерами выходит на недостроенную плоскую крышу веранды и из-под ладони глядит на дорогу от железнодорожной станции: высматривает своих возвращающихся из столицы жильцов. Словно с капитанского мостика, отвечает на их приветствия, важно шевеля усами. Жизнь удалась – ох и не зря покойная ведьма вынудила затеять эту стройку!

– Шизофрения у супруги прогрессировала по классической схеме, – констатировал я, ознакомившись с поселковым эпосом. – Точно как у Пушкина: «пуще прежнего старуха вздурилась». Вздурилась – сошла с ума. Как она выглядела-то – покойная?

– Стройная, гораздо моложе своих лет, – припомнил мой журналист. – В общем, красавица!

То, что женщина чертовски хороша собой, заметно и по ее дочери Жене. Собственно, на этой-то почве мамаша и свихнулась – тоже вполне классически.

Искушение красотой

Представляете, какое искушение подстерегает девочку, в которую влюблены все мальчишки в классе? Всеобщее поклонение делает девочку излишне самоуверенной – ей кажется, будто весь мир лежит у ее ног. Она принимает решения быстро, бездумно, к учебе относится без интереса. Зачем напрягаться, если она и так победительница?

Красавица получает максимальное число мужских предложений. Казалось бы, ей легче сделать верный выбор, чем невзрачной «мышке». Однако бывшая королева класса не разбирается в людях и элементарно не приучена думать – зачем, если она и так хороша ? Вот и наша героиня вышла за тряпку, чтобы в итоге постепенно сойти с ума.

Внешностью бог не обделил, мозги можно не утруждать, мужик веревки позволяет из себя вить, и уж мания величия тут как тут: «Я достойна лучшей жизни, к черту Подмосковье с этим ублюдком, уеду в Париж». И ведь покатила – шизофреники упрямы! Жаль, за сыном понаблюдать нельзя...

– Зачем он тебе?

– Хотел бы узнать, в какой степени он нормален. У Жени-то мозги точно набекрень – вся в мать, разве ты не видишь?

Удивительно, насколько бесчувственны люди к сумасшествию, которое выдает себя ярчайшими деталями, буквально кричит о себе.

– Как-то прежде не задумывался, – промямлил журналист. – Да, наверное, унаследовала...

Выдающиеся достижения генетики на протяжении XX века (генная инженерия, биотехнологии) обернулись гипертрофированным завышением роли наследственных факторов относительно воспитания. Например, выражение «природа отдыхает на детях» принято трактовать как ухудшение генотипа отпрысков по сравнению с их знаменитыми родителями. Но в реальности такие дети слабо мотивированы к успеху, поскольку живут в изобилии и пользуются родительскими связями.

Подобно обыденному сознанию, наука также склонна бездоказательно объяснять генетическими факторами всевозможные феномены – рак, половую ориентацию, шизофрению и прочее. Недаром один популярный бизнес-тренер остроумно заметил, что «не существует таких генетических заложенных качеств, которые помогут перейти с позиции узкого специалиста на позицию менеджера, директора» .

– Загадочные «гены скудоумия» здесь ни при чем, – продолжил я. – Куда продуктивнее взять на прицел порочные методы воспитания: «шиза» с большой вероятностью вырастит «шизу» . Наверняка мамаша восхищалась Жениной красотой, но не настораживалась оттого, что дочь ничего не читала: сама была хороша собой и питала отвращение к чтению.

Мой друг-журналист не выдержал:

– Господи, с чего ты взял, что Женя не читает? Ты же видел ее мельком пару раз, словом с ней не перемолвился. И потом, если чтение служит столь важным индикатором шизофрении, что ты скажешь о дописьменной эпохе или о неграмотных людях, которых на Земле и сегодня миллионы? По твоей теории все они должны сойти с ума!

– У неграмотных совсем другие индикаторы, мой друг. Их задача выжить, не издохнуть голодной смертью. Неграмотный бездельник сходит с ума от нежелания заботиться о пропитании... А вот художественное училище – наверняка мамашина идея, кирпичик в мании величия: ах, у меня дочь художница!

– Ах, у меня сын – переводчик! – подхватил журналист. – Черт его знает, может, ты и прав...

– Пожалуй, стезю для юноши также подобрала сумасшедшая. Допустим, воспаленная мечта о «благословенном» Западе породила желание вырастить из сына личного толмача. Ты спросишь: не слишком ли сложная схема для уже распадавшегося в то время сознания мамаши? Нет, дружище: «шизики» изобретательны и настойчивы.

Несомненно, сын столь ничтожного подкаблучника и столь деспотичной «столбовой дворянки» сформировался гомосексуалистом . Однако он не собирался повторять ошибку отца – тоже «голубого» (так называемого скрытого, тайного), который сызмальства мучительно и дурно играл роль женолюба.

Социально значимый дурак

Стремление явить миру истинную нацеленность своего либидо, жить в ладу со своим «Я» обернулось прилежанием в изучении языков. Юноша рвался на Запад – в гомосексуальный рай, где общество не требует от мужчины непременной женитьбы. К тому же вдали от Родины ничто не напоминает об отвратительном детстве с материнской поркой да руганью.

В Монреале 40-летний сынуля шизофренички снимает квартиру вместе с геем из Китая. Ни о чем не подозревающий папаша с гордым видом показывает «фотку» всему поселку: сын обнимается с желтокожим другом у кромки моря.

«Во экзотика, – вздыхают наивные селяне Подмосковья. – Заграница, блин!»

Набросаем наиболее реальный сценарий для Жени. Скудоумие в сочетании с тотальной опекой делает ее недееспособной. К примеру, родитель не раз предлагал дочери научиться заполнять квитанции для оплаты коммунальных услуг, но та всякий раз отмахивалась, – мой журналист был свидетелем подобной сцены в местном отделении Сбербанка.

Патологическую Женину лень выдают даже шевелюра с походкой – палец о палец не хочет ударить девушка, чтобы достойно выглядеть. Неохота расчесаться, неохота держать прямо спину. Поселку известна и такая подробность: после стирки Женя ничего не утюжит – ни белье, ни верхнюю одежду. А зачем? Носить-то можно...

Когда-нибудь экс-подкаблучник умрет, и острое нежелание заботиться о себе ускорит развитие болезни. Скорее всего, найдется среди постояльцев хитрец, который очарует Женю и женится на ней. А затем станет относиться к владелице жилплощади так, как того заслуживает умственно неполноценная: скорее всего, попытается упрятать Женю в «дурку». Внезапное испарение добрачных восторгов в адрес собственной персоны обернется для «жидкой» психики молодой жены катастрофой. А ведь Женя и без того не раз примеряла к себе конец своей матери.

Кстати, развенчаем еще один миф. Считается, что у алкоголиков дурная наследственность: их дети также часто спиваются. Однако гена, ответственного за пристрастие к спиртному, не существует. Беда детей сильно пьющих родителей не в генотипе, а в том, что в семье культ спиртного и ребенок с малолетства знает его вкус. Аналогичным образом дети сутулых родителей имеют перед глазами пример, благодаря которому сутулятся чаще тех сверстников, у чьих родителей нормальная осанка.

А вот еще один признак «шизы», восьмой, с которого, возможно, следовало начать. Слабая память, непомерные амбиции и необучаемость (глупость) делают шизофреника непригодным к серьезной трудовой деятельности, но одновременно вынуждают его подражать деловитости очень занятых людей. Больной свято верит, что куда-то спешит, где-то его ждут.

Однажды, отходя от платежного терминала, ваш покорный слуга едва не столкнулся с молодым мужчиной, который несся занять освобожденное мною место. Он с огромной скоростью несколько десятков раз потыкал кнопки терминала, после чего ринулся прочь с таким видом, будто только что провел важнейшие транзакции. Классический пример расщепленного сознания: дурак изображал социально значимую личность.

Наличие у индивида почти всех описанных признаков позволяет практически безошибочно поставить диагноз. Но не спешите делать вывод лишь по двум–трем из них: единичные признаки сумасшествия встречаются почти у всех. «Не норму» выдает лишь сравнительно полная их совокупность.

Продолжение следует

Примечания

Александр Черницкий. Между психологией и психиатрией // Портал сайт. – 10 мая 2011.

Черницкий А.М. Легкая психология. – М.: Гелеос, 2008. – Сс. 373–389.

Jean-Paul Sartre. L"existentialisme athйe.L"enfer, c"est les autres // Extrait du CD “Huis clos” et de “L"Existentialisme est un humanisme”. – 1964 et 1970.

Словарь крылатых слов и выражений // Словари и энциклопедии на Академике.

Черницкий А.М. Указ. соч. – С. 334.

Михаил Кларин. Корпоративный тренинг: от А до Я. 2‐е изд. – М.: Дело, 2002. – С. 54.

Александр Черницкий. Битва с дураками // Наша власть: дела и лица. – 2007. – №11.

Безумие – это устаревшее название сумасшествия, которое являет собой тяжелую потенциально неизлечимую психическую патологию. До конца девятнадцатого столетия безумием называли поведение либо мыслительное функционирование, преступающее границы принятой нормы в определенном социуме. Например, к разновидностям сумасшествия относили судороги, попытки самоубийства. Также эпилептические припадки, последствия мозговых травм и контузии считались признаками безумия. Итак, что означает слово безумие? Данный термин означает утрату ума. Безумец – это индивид, потерявший рассудок либо сошедший с ума. Поскольку исторически понятие «безумие» применялось к множеству различных недугов психики, сегодня оно употребляется крайне редко в современной медицинской и психотерапевтической практике, хотя разговорной речи также популярно.

Причины безумия

Безумие в жизни является тяжелым психическим недугом, который характеризуется искаженным восприятием реальности. Ученые утверждают, что легкое безумие обусловлено нарушением, происходящим в единстве человеческой души и тела. Считается, что главным фактором, провоцирующим начало безумия, является отсутствие возможности корректировки и принятия яви. То есть безумие простыми словами наступает, когда действительность перестает отвечать сформированным мозгом стереотипам. Вследствие того, что разновидности и формы безумия очень разнообразны, сегодня довольно трудно выделить общие причины, способные привести к утрате разума.

Большинство средневековых психиатров, задаваясь вопросом, что такое безумие, относили к этому понятию такие проявления, как банальная лживость, отсутствие патриотизма, а также все, что делало индивидов отличными от основной массы людей. Они готовы были признать великих художников, находящихся в порыве творчества и вдохновения на грани безумия, душевнобольными.

В древности различали две категории причин помешательства: сверхъестественные и физические. Наши пращуры часто связывали сумасшествие с божественным наказанием за прегрешения. Другими словами, делая человека безумным, высшие силы, таким образом, старались наказать его. Однако нередко божественное сумасшествие давало знание, поэтому несло позитивное содержание.

Одержимость демонами также в те времена считалась распространенной причиной сверхъестественной природы, вызывающей описываемое состояние.

Зачастую проблемы морального и душевного характера могут вызвать симптомы безумия. Например, утрату разума может спровоцировать ежедневное повторение неприятностей, большое горе, гнев, сильная ярость. К физическим факторам, вызывающим сумасшествие относят травмы головы.

Медицина древней Греции, опираясь на изыскания Гиппократа, объясняла сумасшествие как излишек «черной желчи», пары которой оседали в головном мозге, разъедая его, что и вызывало помешательство. К росту активности, то есть холерическому сумасшествию, мании и эпилепсии приводил избыток «желтой желчи». Во времена господства ренессанса и гуманизма описываемая концепция обрела вторую жизнь.

Во второй половине девятнадцатого столетия прочно утвердилась теория позитивизма, которая гласила, что душа – это лишь марионетка мозга, поэтому все симптомы безумия имеют физическую природу и вполне излечимы. Вследствие влияния данной концепции из обихода ушло слово «душевнобольной», поскольку оно означало, что у человеческого субъекта есть душа, имеющая возможность «болеть». В обиходе окончательно утвердилось определение «безумец».

Сегодня все симптомы, ранее обобщенные термином безумие, обозначаются как расстройство психики. Ведь, что означает слово безумие? Оно означает без разума, то есть полная потеря разумности в поведении. Действия безумного становятся непредсказуемыми, как и при ряде патологий психики.

Современная психиатрия убеждена, что психические недуги наступают вследствие расстройства нейромедиаторного баланса, другими словами: структурно-функциональные элементы нервной системы – нейроны друг с другом не соединены, расстояние между ними называется синаптической щелью, в которой находятся нейромедиаторы, передающие импульсы между нейронами. наступают именно из-за нарушения вышеописанного баланса.

Признаки безумия

Поскольку формы безумия довольно многообразны, выделить общие признаки довольно проблематично. Отдельными критериями могут служить поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, патологическая гиперактивность и кататонический .

Начало безумия сигнализируют следующие признаки:

— отсутствие самокритики;

— беседа с самим собой словно с другим человеком;

— резкие смена настроения, носящие беспричинный характер.

Диагноз безумие с точки зрения воздействия на социальное окружение выделяют опасное сумасшествие и полезное. К опасному помешательству относят , ярость, манию и иные симптомы полоумия, в ходе которых страдающий индивид может нанести моральный вред или травмы окружающим.

К полезному безумию относят дар предвидения, творческое вдохновение, восторг и экстаз. Многие известные гении находились на грани безумия и создавали шедевры.

По характеру симптоматики безумие в жизни подразделяется на меланхолию, манию и истерию. Меланхолия проявляется в удрученности, полной , вялости, отсутствии интереса к происходящему. Индивиды, страдающие данным отклонением, испытывают терзания и душевные мучения, пребывают продолжительное время в угнетенном состоянии. Мания и истерия – это полная противоположность меланхолии. Данные отклонения выражаются пациента, возбужденным состоянием и яростью. Индивиды, подверженные мании или истерии, могут импульсивно совершать необдуманные поступки, которые зачастую несут негативные последствия.

По степени тяжести сумасшествие классифицируется на слабое (легкое безумие), серьезное и острое. Слабое расстройство характеризуется проявлениями клинических симптомов либо они выражены в легкой форме. Серьезное помешательство – это расстройство сознания, с которым субъект справиться самостоятельно не в состоянии.

Симптомы серьезного безумия характеризуются нарастанием интенсивности и частоты возникновения. Острое помешательство проявляется сильными отклонениями в функционировании психики, которые носят постоянный характер.

Лечение безумия

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

Уральский психолог Анна Кирьянова советует оглядеться вокруг, чтобы не заразиться безумием... Или не столкнуться на парковке с психом в камуфляже, который громит железякой машины депутатов

Анна Кирьянова родилась в Свердловске, в семье врачей. В детстве жила в Царском Селе и Кронштадте, затем в Свердловске закончила среднюю и художественную школы. В УрГУ получила два высших образования: философское и психологическое. Как философ-практик и философ-аналитик практикует с 1990 года, с 1993 года работала на радио и телевидении, журналист, член Союза писателей и Литфонда России.

Не исключено, что неадекватный мужчина, который сегодня разгромил на парковке иномарки свердловских депутатов, мог взять лом, для того чтобы убить и вас. Понаблюдайте за людьми из своего окружения: вдруг вас напугают лошадиным смехом, вы увидите «восковую мимику» и услышите «телеграфную» речь. Психолог Анна Кирьянова в экспертной колонке рассказывает читателям «URA.Ru» о симптомах «психической заразы», признаках душевной болезни, врагах мнимых и реальных.

По некоторым данным, каждый пятый россиянин нуждается в помощи психиатра. Или психотерапевта, по крайней мере. Количество психически больных людей неуклонно растет. А растет — потому что во времена перестройки и становления демократии были приняты удивительные законы. По которым человека не то что лечить принудительно нельзя, но даже обследовать без его согласия запрещается. Пока он не совершил преступление. Лучше всего — убийство. Тогда можно обследовать. И даже изолировать можно — по решению суда. И никак иначе.

Безумие бывает заразным. Об этом предупреждал еще Антон Чехов

И ненормальных, извините за бытовой термин, полно. И в реальной жизни, и в виртуальном пространстве, где они чувствуют себя особенно комфортно.

Полная анонимность, возможность делиться бредовыми идеями и выплескивать агрессию. Для начала — вербальную. А между тем известно, что сумасшедшие опасны не только своими деяниями и преступлениями. Есть такое понятие — «индукция». Проще говоря, бред заразен. А сумасшедший бывает весьма убедителен.

Лет двести назад врачи в сумасшедшем доме именно по этой причине делегировали свои полномочия дюжим слугам-санитарам. Врачи, видите ли, стали сходить с ума. Особенно те из них, кто проявлял гуманность и много времени посвящал беседам с пациентами. Рассказ Чехова «Палата номер шесть» как раз об этом. Тонкий, чувствительный, впечатлительный доктор психически заболел. И занял место среди своих бывших пациентов.

Так что не просто жестокостью была продиктована суровая мера — изоляция больных. Они опасны именно вследствие так называемой «психической заразы», описанной еще Гюставом Лебоном .

И разгуливающий на свободе ненормальный член общества становится источником «психической заразы», как туберкулезник или носитель бледной спирохеты.

Общество издревле ломало голову над вопросом, как поступать с сумасшедшими. Даже в жестокие и кровавые времена люди понимали, что речь идет именно о болезни. И наказывать вроде как не за что. С другой стороны — опасность, исходящую от психически больных людей, тоже все понимали.

Распознать сумасшедшего непросто, уверяю. Конечно, если человек ведет себя неадекватно — все сразу видно. Но таких больных единицы, и они не представляют опасности для общества — именно потому, что их легко распознать. Психически больные люди могут быть вполне нормальными с виду. И вполне внятно и понятно разговаривать. И даже втираться в доверие и убеждать в своей правоте.

Иногда опытные психиатры вынуждены месяцами проводить исследования и обследования, созывать консилиум, применять различные методы и средства для выявления заболевания — и то они могут ошибаться и заблуждаться.

Ведь хитрость сумасшедшего вошла в поговорку. И некоторые психические заболевания не приводят к потере или снижению интеллекта. Больной тщательно и хитроумно скрывает свое заболевание. Они прячутся, маскируются, скрывают свой бред. Их преступления часто направлены на абсолютно посторонних людей, которых психически больной человек посчитал «преследователями».

Психотические расстройства — это именно сумасшествие. Больной твердо уверен, что вы — его враг. И психиатры это прекрасно знают, и именно поэтому в советские годы запрещалось публиковать телефон доктора в справочнике. Такого больного можно распознать по разговорам о враждебности мира. О преследовании. О тайных врагах, которые ему докучают и следят. Возможно, проникают в квартиру без его ведома, переставляют мебель, читают переписку или даже мысли в голове.

Если человек высказывает подобные идеи, держитесь от него подальше. Иначе он может «включить в картину бреда» именно вас. И понять, что вы-то и есть — его главный враг и преследователь.

Иногда такие больные высказывают сверхценные или бредовые идеи. Космического масштаба. Говорят о заговорах, великих открытиях, чрезвычайно важных сведениях. Склонны к бесплодному мудрствованию, оторванным от реальности проектам. Это опасные больные. Чрезвычайно опасные. В Интернете их легко узнать по стремлению к политическим обсуждениям, высказыванию «важных идей» переустройства общества. И еще — резонерству. «С одной стороны... С другой стороны...», — и так до бесконечности. Утомительные бесплодные рассуждения. И, конечно, верный признак — агрессия. Когда без всякой причины человек проявляет ярость и гнев по ничтожному поводу или вовсе без повода. Выражает злобную ненависть в комментариях.

Общаться с такими персонажами не надо. Бред не поддается разубеждению, это главный постулат психиатрии. А малейшая критика вызывает нечеловеческую ярость. Сделать что-либо с этим мы не можем — в нашей стране нельзя принудительно лечить ненормальных. Но заблокировать необходимо — попытки «поговорить», «убедить» и так далее только разозлят ненормального человека.

Иногда при сомнении врачи применяют «метод провокации» — говорят что-то критическое. Мягкое замечание. Сумасшедший немедленно сбрасывает маску, и диагноз становится ясен.

И еще — психически больные люди особенно раздражаются при намеке на их диагноз. Который им уже когда-то ставили. Или они смутно предполагают его у себя — психически больные люди зачастую неглупы и читают много. Особенно — специализированной литературы. А психиатров ненавидят. Ну, и психологов заодно.

Настоящие сумасшедшие — это психотики. И количество преступлений, которые они свершают, остается примерно на одном уровне. А вот психопатов становится все больше и больше. Не буду вдаваться в тонкости, о психопатах много написано. Но их главные черты: полное отсутствие совести. Сострадания. Раскаяния. У них присутствует так называемое «вытеснение» — психика попросту «вытесняет» все неприятное и плохое. А самооценка остается высокой, несмотря ни на что. «Меня до этого довели!» — типичные слова психопата. Так называемый перенос ответственности на жертву.

Психопат относится к другим людям как к насекомым, которые создают ему помехи или неудобства. И нисколько не сомневается, что борется за правду и справедливость. Потому что мерило правды и справедливости — он сам. До поры, до времени — пока их что-то не разозлит. Например, одежда. Или поведение. Или — политические взгляды. Неважно. Раздражитель может быть ничтожным, а реакция — ужасной.

Определить психопата можно по реакции на критику, на пустячное замечание. Только иногда определять уже поздно — бывший приличный человек с воем набросился на вас. Или такое начнет писать, что вы чуть сознание не потеряете от ужаса. Общение в этом случае бессмысленно и опасно.

Обратите внимание на манеру выражаться: вычурность, манерность речи — признаки психического расстройства. Так называемый «телеграфный стиль» — оборванные короткие фразы, не имеющие логической связи между собой. «Скачка идей», — когда собеседник исключительно быстро переключается с одной темы на другую, не успевая логически закончить мысль. Или вялая, малоинтонированная речь, без эмоций. Склонность к схоластическим спорам, так называемое «переливание из пустого в порожнее», отсутствие логики: «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Не общайтесь.

Внешне тоже есть некоторые черты, по которым можно понять, что с человеком что-то не так. «Восковая мимика» — сглаженные, застывшие черты лица. Или, наоборот, склонность к гримасничанью. «Смех без причины» — идиотские шутки, несмешной юмор, хихиканье, посмеиванье, гогот и лошадиный смех... Странные одежды. Хотя сам человек считает себя знатоком моды и обладателем художественного вкуса. Особенно это заметно у женщин определенного возраста. Дикий головной убор. Неадекватная косметика, когда дама похожа на короля Монтесуму в расцвете империи инков. Сальность кожи и волос. Пренебрежение личной гигиеной.

Недаром у психиатров есть выражение «запах шизофрении» . Что относится не только к специфическому запаху. Но и к поступкам, на первый взгляд, вполне безобидным.

Психиатры так и говорят: «это пахнет шизофренией». Скажем, человек стеснялся зайти в кабинет начальника и въехал туда на велосипеде. Безобидная шутка. Но нелепость поведения — тоже признак психического расстройства.

Иногда безумие маскируется. А именно — алкоголем или наркотиками. Мы думаем, что перед нами — выпивоха. И поэтому он так странно себя ведет. А это — маскированная шизофрения. Так что девиантное поведение и наличие зависимостей тоже намекают, что с психикой у такого человека не все в порядке. И я искренне советую быть осторожнее и немедленно прерывать общение, если оно вызвало у вас чувство недоумения или тревоги. Больше мы, к сожалению, ничем не можем помочь больному психически человеку. Мы не можем даже отвести его к врачу, если он сам не хочет. Так что стоит подумать о себе и о своей безопасности. В реальной жизни и в Интернете...