Меню

Социальные ценности социальные нормы общества. Социальные ценности и их характерные особенности

Ремонт

Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целœенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определœенном направлении, называют социальными нормами.

социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всœеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определœеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всœеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная крайне важно сть. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всœего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции . 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы должна быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм : 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.

Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всœему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3. Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, ᴛ.ᴇ. наказания или поощрения. При этом нормативные системы не являются застывшими и навсœегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклониния от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап - ϶ᴛᴏ возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целœей, к которым люди должны стремиться, и базовых средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

В рамках ʼʼструктурного функционализмаʼʼ Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всœеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Οʜᴎ формируются на базе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности - ϶ᴛᴏ не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не всœегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, ᴛ.ᴇ. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Несмотря на неоднозначную трактовку понятия ʼʼценностные ориентацииʼʼ, всœе исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

В рамках ʼʼструктурного функционализмаʼʼ Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всœеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения.

Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целœей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и базовых сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целœей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе." 2017, 2018.

Социальная норма (от лат. norma - правило, образец, мерило) - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм:

1) Являются общими правилами для членов общества.

2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

5) Возникают в процессе исторического развития.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

2) Предписание - указание на требуемое действие.

3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм

Наименование вида Его сущность

Примеры

социальных норм

Обычаи Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения. Празднование Нового года.
Традиции Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Регулярные встречи выпускников учебного заведения.
Ритуалы (по сути своей являются разновидностью обычая) Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения. Ритуал посвящения в рыцари в Средние века.
Нормы морали (их иногда еще называют этическими нормами) Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («золотое правило нравственности») и др.
Правовые нормы (законы и подзаконные акты) Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме - в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система. «Запрещается пропаганда социального, расового национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.

Религиозные нормы

Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм. «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.

Политические нормы

Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.

Эстетические нормы

Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности, и др.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

По степени обязательности социальные нормы делятся на:

1) побуждающие;

4) императивные (от лат. imperatives - повелительный).

Функции социальных норм:

1) Регулируют общий ход социализации.

2) Интегрируют личность в социальное окружение.

3) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения.

4) Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

5) Контролируют отклоняющееся поведение.

Развернуть

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми.Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Социамльные номрмы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социальная норма выполняет следующие функции.

  • 1. Нормы призваны ориентировать и регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений.
  • 2. социализирует личность;
  • 3. оценивает поведение;
  • 4. Предписывает модели должного поведения.
  • 5. Средство обеспечения порядка.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности -- это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить.

Важнейшая функция социальных ценностей -- играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Основная функция социальных ценностей -- быть мерилом оценок -- ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

  • 1. То, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, -- то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
  • 2. То, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • 3. То, что не одобряется, порицается и -- на крайнем полюсе системы ценностей -- предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Класс: 11

Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока

План:

  1. Социальные ценности и нормы.
  2. Социальные санкции.

I. Изучение нового материала.

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

О чем этот миф?

Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.

1. Социальные ценности и нормы

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?

Классу предлагается из слов собрать целое понятие.

Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:

Класс делится на три группы.

Задание 1 . Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).

Задание 2 . Изучив материал § 6 «Социальные нормы», составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
  • предписание - указание на требуемое действие;
  • запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие - предписанием? Какие - дозволением?

Социальные нормы

Виды

Пример

Традиции

Регулярные встречи выпускников учебного заведения (дозволение)

Правовые нормы

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) (запрет)

Моральные нормы

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание)

Политические нормы

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ,
ст. 3(2)) (предписание)

Эстетические нормы

Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности (запрет)

Религиозные нормы

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет)

Правила этикета

Помощь ребенку, беспомощному, женщине… (предписание)

Мода на одежду спортивного стиля (дозволение)

2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое социальная норма ?
  2. Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.
  3. Какую роль играют социальные санкции?

Домашнее задание: § 6, выучить.

Приложение 1 . Рабочий лист к уроку «Социальные ценности и нормы»

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Признаки социальных ценностей:

  • 1) Являются общими правилами для членов общества.
  • 2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • 3) Направляются на регулирование общественных отношений.
  • 4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • 5) Возникают в процессе исторического развития.
  • 6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными ценностями:

  • 1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • 2) Предписание - указание на требуемое действие.
  • 3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно

условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию социальным ценностям.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.

Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.

Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.

В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры. Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9-12 предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух поколениях предков по прямой линии.

Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.

Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство - скот, для оседлого крестьянина - земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.

Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца, если только оно не было предназначено для последующей раздачи или употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,- купцы и ростовщики - пользовались большей частью низким престижем, а особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других людей.

Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот, приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам, хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот, растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому, что они дороги, т. е. доступны только состоятельным людям. Обращение к демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.

Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:«Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического круга он поставил на первое место скуку.

Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить следующие: а) производственные, т. е.

классовый статус человека и его отношение к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б) профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в) технологические, т. е. отношение человека к той или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.

По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно озабоченный и прижимистый накопитель.

Во всякой классово-дифференцированной системе субъективная незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением, которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки», под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т. е. физического выживания, в поддержании своей семьи.

Конечно, существует и общественно-бесполезная и вредоносная трудовая деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с моральными мотивами.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Таким образом, ценности - это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей- быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

  • то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:

  • определение природы человека, идеал личности;
  • картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
  • место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
  • отношение человека к человеку;
  • характер общества, идеал общественного устройства.

Заметим, что в течение всей жизни одна система ценностей может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.

Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам социальной группы. Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний. Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют социального работника на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала. Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.