Меню

Интересные занятия по рисованию в начальной школе. Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки. Кружок рисования для начальной школы

Аксессуары для ванной

Наталья Чепаренкова
Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки»

1. Пояснительная записка….3

2. Календарно-тематическое планирование…7

4. Требование к уровню подготовленности воспитанников…. 9

5. Способы проверки результатов освоения программы… … .10

6. Перечень основных средств обучения… . 11

Вновь возникают некоторые важные темы по различным предметам, в биологии, например, скелетная система, в истории это феномен революции, особенно индустриальная революция. Нарративных материалов может быть много времени, но жизненные истории людей, которым пришлось преодолевать препятствия, часто выбираются, но они не сдавались и обычно делали что-то важное.

Как уже указывалось выше, девятый год по-своему уже привязан к среднему уровню, но в нашей правовой системе привязан к основному уровню. Для учеников крайне важно подумать о следующем направлении и выбрать среднюю школу. Некоторые ученики хотят продолжить свое образование в Школе Вальдорфа, у них есть возможность подать заявку на место в лицее, где они также основаны на той же концепции, изложенной Штейнером, и хорошо подытожены Рихтером. Однако они не сталкиваются с простым повторением того, что уже обсуждалось.

7. Список литературы…. 12

8. Приложение…. 17

Пояснительная записка

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум»

Карл Густав Юнг

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.

Ученики в этом состоянии часто воспринимаются где-то еще, а иногда их трудно «вернуть». Опять же, ключевые темы появляются в конкретных предметах, в биологии - это прежде всего мир чувств, в истории события рассматриваются с большим спектром идеологии. На чешском языке и в математике ученики проводят много бурения, но они также занимаются литературой и собственной работой. Тема - информатика, в которой ученики могут также посмотреть, что стоит за средствами массовой информации. Они также работают с программами для создания разных документов.

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.

Студенты изучают основные понятия, такие как: состав, структура, структура, кадр, модель, оттенок, цвет, текстура, пространство. Мы начинаем с простых задач, перейдем к более сложным темам, адаптируя темп к индивидуальным потребностям. Курс направлен, прежде всего, на то, чтобы получить справедливую почву благодаря исследованиям рисования и картин натюрморта. На более позднем этапе мы переходим к фигуре. Мы призываем студентов найти их за пределами студии, мотивировать, вдохновлять. Мы предлагаем две группы по выбору: хобби и хобби с элементами архитектурного рисунка.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart» , в переводе "Искусство песка ".

Курс основан главным образом на традиционных ручных методах. Мы познакомим студентов с миром иллюстрации и интерпретации текстов. При работе с целым рядом иллюстративных тем участники изучат весь процесс создания иллюстраций - от поиска вдохновения и эскизов, до выбора правильных визуальных средств и реализации проекта. Во время курса участники будут рисоваться, экспериментировать с графикой, рисованием, коллажем и размышлять о том, как лучше всего захватить и передать содержание иллюстраций. В классе студенты создают иллюстрацию для избранных песен, стихов, сказок или музыки, а также плакаты для событий, комиксов, иллюстраций моды, обложки книги или обложки книги.

Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира . По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком , ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Пример темы: на основе скандинавских сказок создаются рисунки и иллюстрации, или проводится исследование рисунка предмета, взятого с натуры, такого как камень, лист, кора, цветок. Затем упростите рисунок до отметки, чтобы на последней стадии переместить полученный узор на ткань, рубашку или сумку.

Учебная программа ориентирована на наблюдение за природой, что является отправной точкой для художественной деятельности. Это процесс, основанный на ваших собственных восприятиях и комментариях. Работа в студии предполагает элемент индивидуального усилия и рефлексии. Кандидаты в университетах или художественных школ художественных профилей обеспечивают возможность напряженной работы подготовки к вступительным экзаменам, консультации на всех уровнях работы по созданию «папки» и помощь в специализированных задач.

Разработка рабочей программы «Волшебные картинки » обусловлена :

В соответствии с требованиям ФГОС

Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.

Во время курса студент должен выполнить не менее 50 работ, из которых можно сделать выбор. Подготовка к экзаменам на рисование и живопись и специализированные задания требует выполнения обязательных домашних заданий и систематической работы также за пределами студии, в поисках вдохновения и расширения знаний в области истории искусства и современного искусства. Мы участвуем в 100% или совсем не, уважаемые кандидаты! Это также группа, направленная на людей, которые хотели бы увидеть последствия своих художественных усилий или улучшить свои профессиональные навыки.

Положение о кружковой работе

Приказ об организации кружковой работы ДОУ .

Для обучения детей технике рисования песком используются

Средства ИКТ : компьютер, проектор, принтер, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр.

Программа рассчитана на один год обучения , предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 4-5 лет в количестве 72 учебных часов с режимом проведения 2 раза в неделю с сентября по май включительно. Длительность занятий составляет 20-25 минут.

Важно помнить, что пластик - это не только лист бумаги и карандаши, но и тысячи возможностей для создания, восприятия, выражения эмоций и восприятий. Каждый класс начинается с краткого разговора о вдохновении для темы. Мы часто ссылаемся на выбранное направление в искусстве, работу конкретного художника или произведение. Такой подход позволяет молодым людям относиться к искусству, изучать и выражать свои наблюдения, мнения и формировать свой вкус. Кроме того, мы хотим показать студентам особенности полей и профессий, связанных с широко понимаемыми искусствами и ремеслами.

Количество детей : 10 человек.

Список детей :

1. Кабанова София

2. Тельпиз Никита

3. Гринь Матвей

4. Якимов Георгий

5. Цыплакова Василиса

6. Забаровский Саша

7. Костова Ефимия

8. Маркина Элина

9. Алиева Алина

10. Набиев Максим

Конечный результат работы : презентация.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае) .

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель : формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста : «любознательный, активный» ; «эмоционально отзывчивый» ; «имеющий первичные представления о мире и природе» ; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»; «овладевший необходимыми навыками и умениями» .

Задачи :

1. Образовательные :

- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка .

Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.

Продолжать знакомить детей с особенностями песка , его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) ;

2. Развивающие :

Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;

Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

3. Воспитательные :

Вызвать интерес к рисованию песком на стекле ;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

сентябрь

1. Мой любимый дождик. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле . Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек , передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней.

2.«ОСЕННЯЯ КАРТИНА »

Цели : развитие внимания, связанного с координацией движений;

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

формирование представлений об осенних явлениях в природе : часто идёт дождь, на небе тёмные тучи, на земле лужи.

3. Деревья и кусты. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами . Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

4. По замыслу. песком

5. «ДОРОЖКИ К ДОМИКАМ»

Цели : развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

развитие умений выполнять действия по инструкции;

формирование представлений о цвете предметов (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету)

6. «ПЕСОЧНЫЕ ПРЯТКИ»

Цели : развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, свинья, лошадь, корова, коза,учить подражать их голосу.

7. Яблоки и груши. Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования . Развивать чувство композиции.

8. Мы рисуем, что хотим. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком

9. «День рождения Песочной феи»

Цели : - развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

Развитие умений выполнять действия по инструкции;

Развитие ориентировки в схеме собственного тела (правая и левая рука)

10 Солнышко, куда ты прячешься? Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов . Снятие психоэмоционального напряжения.

11. “Необыкновенные следы”

Задачи : развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка .

12. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком . Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

13. Зимушка, зима! Снеговик. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами , всей ладонью. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру.

14. Маленькой елочке холодно зимой.

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования . Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация.

15. “Гора Самоцветов”

Задачи : развитие тактильной чувствительности, творческой фантазии, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование) .

16. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком . Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

17. В январе все деревья в серебре. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами , всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики.

18. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком . Развивать способность работать парами

19. МЫ ЕДЕМ В ГОСТИ

Цель : развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе» , закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ» , знакомство ребенка с пространственными представлениями : «верх – низ» , «право – лево» , «над – под» , «из-за - из-под» , «центр, угол» .

20. Дикие животные. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами , всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

21. Подарок для папы. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие.

22. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком . Развивать способность работать парами . Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

23. Здравствуй, весна! Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию.

Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха.

24. Птицы прилетели домой. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами.

Развивать любовь к птицам.

25. Мамин день. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.

26. По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком . Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

27. Мои любимые животные из сказок.

Совершенствовать умения в рисовании . Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных.

28. Божьи коровки на лужайке.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками . Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку .

29. Жили у бабуси два веселых гуся. Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство : делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону) . Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение.

30. По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком . Развивать способность работать парами . Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

31. День Победы! Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

32. Мы рисуем, что хотим. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком . Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Самоанализ творческих работ . Итоги года. Фотовыставка детских работ .

Требования к уровню подготовленности воспитанников

Научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;

Отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание) ;

Отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка) ;

Будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

Ожидаемые результаты реализации программы :

Умения работать кистью и пальцами обеих рук;

Координации руки и глаза;

Овладение техническими умениями : регуляция силы движений,

Определенная амплитуда, скорость, ритмичность;

Умение изменять размах и направление движения руки при рисовании ;

Гармоничное сочетание линий, цвета и тени;

Развитие плавности, изящества и точности движений (старший дошкольный возраст) .

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.

Перечень основных средств обучения

1. Световые столы.

2. Материалы и инструменты :

Просеянный песок;

Песок цветной;

Цветные камни;

Кисточки.

3. Антистатик

4. Музыка (релакс)

5. Интерактивная доска

6. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка )

7. Сюрпризные моменты

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Специальная литература.

Список литературы.

1. Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком » Текст/ – О. А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. -76с. ;

2. Горькова, Л. Г., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитиюдошкольников Текст/Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г. - 156с. ;

3. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке . Песочная

игротерапия–Текст /Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с. ;

4. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие иадаптирующие игры. - Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной

терапии. - Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с. ;

6. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке . Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010-112с. ;

7. Сажина, С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ . Методические

8. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : подготовительная группа : программа , конспекты : пособие для педагогов дошкольных учреждений. -Текст /.Г. С. ШвайкоМ. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003-117с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ :

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.jlady.ru

3. http://www.u-sovenka.ru

4. http://www.vita-studia.com

5. http://www.mc-art.ru

Приложение 1

Таблица для фиксации результатов мониторинга

№ Ф. И. ребенка Возраст Уровни развития

Развитие воображения Развития восприятия Развитие моторики руки

1 Кабанова София

2 Тельпиз Никита

3 Гринь Матвей

4 Якимов Георгий

5 Цыплакова Василиса

6 Забаровский Саша

7 Костова Ефимия

8 Маркина Элина

9 Алиева Алина

Кружок рисования для младших классов. Некоторые аспекты работы в кружке.

Когда я пришла работать в школу учителем рисования, меня попросили взять дополнительные часы и вести кружок рисования для младших классов.

Наблюдая за детьми разных возрастных групп, приходишь к выводу, что наибольший интерес к рисованию проявляется у ребят до начала подросткового возраста.

Возможность заниматься в кружках по интересам дает ученикам попробовать свои силы в разных направлениях, из которых формирование творческих способностей является приоритетным.

Кружковая работа существенно отличается от работы на уроке. Прежде всего более неформальной атмосферой, так как на занятие приходят заинтересованные дети. Перед учителем стоит задача сделать занятие необычным, динамичным, успешным, поддержать мотивацию учеников к предмету.

Легко можно отпугнуть маленьких учеников слишком заумным и сложным объяснением как выстраивать композицию или как правильно измерять пропорции предметов. Оставим сложные объяснения для уроков изобразительного искусства.

На мой взгляд учителю нужно четко поставить перед собой цель работы. Цель, которая определит на будущее общую направленность и приемы работы учителя с младшеклассниками.

С точки зрения психоэмоционального состояния ребенка, пришедшего на занятие, становится ясно, какая задача стоит перед учителем. Ребенок пришел заниматься во второй половине дня, после уроков, обеда, прогулки, он уже психологически и физически устал от нагрузок. И вот тогда на кружке просто необходимо организовать занятие таким образом, чтобы оно помогло расслабить психику ребенка, сняло излишнее напряжение и вызвало интерес и радость от процесса.

Имея опыт кружковой работы, я пришла к выводу, что занятие, построенное на объявление темы рисунка и объяснение как выполнить работу, не дает ожидаемого результата, такого как снятие напряжения и погружение в творческий процесс, как вид лечебной и благотворной деятельности для восстановления перегруженной психики ребенка, своего рода здоровье сберегающую технологию.

Далеко не все дети, пришедшие на занятие обладают развитым воображением. Развитие воображения и фантазии – это одна из задач кружковой работы. К тому же, чтобы начать самостоятельную работу над рисунком, необходима своего рода решительность и уверенность, а некоторые ученики не обладают такими свойствами. Кроме того, для многих ребят существует боязнь использования красок в работе, так как во многих детских садах учат разукрашивать предметы, не заезжая за края рисунка старательно и аккуратно, а это закрашивание в свою очередь вызывает опять-таки напряжение и как следствие накопление психологической усталости.

Все это привело меня к выводу, что занятие должно строиться

по-другому. То есть сам подход к процессу нужно изменить, разработать правила и придерживаться их в работе.

Итак, вот мои правила:

Правило 1:

Никаких карандашей и предварительного рисунка, работаем сразу кистью, цветом, с использованием палитры.

Правило 2:

Никаких ограничений в технике работы цветом.

Правило 3:

Каждое занятие должно иметь результат, то есть готовую работу, законченный рисунок дает ребенку ощущение целостности от его деятельности, законченности процесса, ограниченного временным промежутком.

Правило 4:

Учитель рисует одновременно с детьми, выполняя рисунок на тему вместе с учениками на своем листе перед группой. Учитель показывает как смешивают краски, как работать кистью.

Правило 5:

Оставлять свободу творчества и предлагать дополнить сюжет рисунка по желанию.

Важным решением и одновременно трудным для меня, был отказ от работы карандашами. Но оно себя оправдало, так как давало возможность сразу создавать цветовую среду, не буксовать, развивать свободную работу кисти руки, задействовать в работе группы мышц кисти руки. Подтолкнуло же меня к этому шагу изучение китайской живописи, роли каллиграфии в формировании художника. В Древнем Китае во втором веке до нашей эры обнаружили неразрывную связь между действиями руками и развитием умственных способностей ребенка. Занятия рисованием способствуют не только развитию мелкой моторики, но и развитию головного мозга.

Следующий шаг – выбор формата бумаги. Формат А3 вполне подойдет. В серьезных художественных школах такой формат бумаги учителя называют «лопухами» и не разрешают долгое время детям работать на таких больших форматах, пока они не достигнут определенного уровня в рисовании миниатюрных натюрмортов акварелью. В кружковой работе стоят другие цели, а это снятие психоэмоционального напряжения, развитие образного восприятия и фантазии, получение радости от творчества.

Основным материалом выбираем гуашь, набор «Гамма» 12 цветов вполне подойдет для работы. Толстая беличья кисть № 6 – это отличный выбор для работы, и конечно, необходимо иметь более тонкую кисть №3 для проработки мелких деталей.

Одно занятие длится два часа. Сразу хочу сказать, что два часа дети работать не могут и рассчитывать нужно на активную работу максимум в течении полутора часов. После этого большинство детей закончат рисунок, останутся лишь самые трудоспособные или медлительные ребята, или те, кто опоздал к началу работы.

А теперь представим, что вы первый раз открыли баночки с краской, взяли в руку кисть и на белом чистом листе бумаги наносите линии или пятна красками в абсолютно свободном направлении и расположении. Заполните лист произвольно разными цветовыми пятнами и линиями.

Попробуйте этот маленький эксперимент и понаблюдайте свои ощущения. Зачем? Дело в том, что взрослые имеют так много ограничений в своих действиях, что спонтанный выбор и спонтанные действия вызывают трудность. А выработанная привычка действовать осмысленно, подавляет творческое начало и мешает самовыражению. Просто почувствуйте, как приятно оставлять отпечаток кисти на бумаге. Вдруг появляется пятно или линия, они начинают самостоятельную жизнь, а цвет начинает действовать на самого художника, и сам процесс рисования представляет из себя обоюдное воздействие: художника на рисунок и рисунка на художника. Это на мой взгляд основная «химия» и суть творческого процесса. Вот вы уже и забыли, что вас тревожило еще несколько минут назад, вы творите, вы создаете.

Перед началом каждого занятия я придумываю сюжет или тему. А иногда тема появляется прямо на занятии и может быть продиктована происшествием или даже погодой. За окнами начался сильный снегопад или дождь. Ну как обойти вниманием эту перемену погоды? Это можно использовать на занятии и отразить в рисунке. Для развития в детях наблюдательности и художественного восприятия необходимо использовать каждую возможность, даже изменение погоды за окном. Тем более, что непосредственное зрительное и эмоциональное проживание состояния в природе усилит ощущение и запомнится как личный жизненный опыт.

Занятия в кружке действительно запоминаются детям и оставляют глубокий след, определяют дальнейшее развитие интересов ребенка. Отсутствие принуждения является основополагающим. Только собственное желание ребенка, слова «хочу и буду» двигают его в процессе работы. Правда есть большая разница между «хочу и буду» и «должен и будешь»?