Меню

Элективный мутизм коррекция. Избирательный мутизм у детей: причины, лечение

Стены

Элективный мутизм большинство исследователей называют синдромом-болезнью. Так как эта аномалия сложная и недостаточно изучена, случаются ошибки в диагностике, к примеру, могут поставить диагноз шизофрении или умственной отсталости. В некоторых случаях данное состояние оценивается как симуляция или упрямство. Иногда происходит нарушение речевого контакта, в определенных ситуациях расценивают как временное и самопроизвольное купирующее.

Если хронический или затяжной элективный мутизм неправильно лечить или совсем игнорировать, то нередко это может привести к тяжелой форме школьной, либо социальной дезадаптации, включая достижения человеком зрелого возраста. Для того чтобы назначить правильное лечение, психиатр должен вовремя поставить точный диагноз. О наличии этой патологии у ребенка, о ее проявлении и последствиях, обязательно должны знать психологи детских учреждений, педагоги и воспитатели.

Причины, которые вызывают элективный мутизм

Данное заболевание связанно с психогенным расстройством, которое случается из-за сверхценного отношения к ситуациям разного характера и вызывает регрессивную реакцию на обиду, разлуку с близкими людьми, может возникнуть ощущение собственной несостоятельности. Такому расстройству характерно развитие истерического механизма, что вызывает реакцию «мнимой смерти». Элективный мутизм также может принять форму навязчивого страха, вызвав этим интеллектуальную или речевую недостаточность.

Признаки элективного мутизма

Элективный мутизм становится очевидным еще в начале обучения в школе. Это расстройство может протекать на протяжении нескольких месяцев или даже лет, самовольно исчезнуть заболевание не может, разве что в очень редких случаях. Известны случаи, в которых элективный мутизм может протекать в течение всех школьных лет, к этому может привести отсутствие целенаправленного лечения. Если такое расстройство длится много лет, могут возникнуть вторичные психогенные реакции на собственное состояние, а это приводит к патологическому формированию личности. Диагноз этого заболевания могут установить при таких условиях:

  • адекватном понимании обращенной речи;
  • способность пациента нормально разговаривать;
  • при достаточном уровне социального общения экспрессивной речи.

Не стоит путать элективный мутизм с ранним детским аутизмом, ранней детской шизофренией, с органическими заболеваниями головного мозга, истерическим и реактивным мутизмом, а также с галлюцинациями и с депрессивным состоянием психотического уровня.

Ранний детский аутизм (отсутствие контакта с окружающими) в отличие от элективного мутизма, который включает в себя нарушение речевой коммуникации, которое произошло в период нормального речевого общения. В случае этого расстройства пропадает глубокая интровертированность и дисгармоничность развития психического характера. Для элективного мутизма не характерны: тотальное нарушение поведения, нелепое сверхценное увлечение и игры, вычурный страх.

Стоит отметить, что есть случаи, когда у ребенка при ранней манифестации процесса шизофрении в рамках регрессивных или кататно-регрессивных шумов, после этапа нормального психофизического развития пропадает речь. В этом случае можно наблюдать яркую полиморфную продуктивную психопатологическую симптоматику, что не характерно для элективного мутизма. В ситуации регрессивного расстройства пропадает не только речь полностью или частично, но и медленно и необычно восстанавливается после. Также наблюдаются такие симптомы, как потеря навыков самообслуживания, появляются архаичные симптомы, потеря опрятности.

В случае позднего развития шизофрении и тяжелых депрессиях отсутствие или частичная потеря речи не считается облигатной причиной. Утрата речи из-за неврологических заболеваний объясняется органическим поражением лобных долей или лимбической системы мозга, базальных ганглиев, сопровождается симптомами типичными для органического процесса, не доставляет затруднений для дифференциальной диагностики.

Аффективно-шоковая реакция возникает непосредственно после психической травмы, относительная кратковременность, тотальность, выраженность панического страха, моторная заторможенность, а также отсутствие избирательности.

Большую сложность представляет отграничение элективного мутизма от истерического. Эти два признака объединяет механизм возникновения, который базируется на «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения. Отличия данных расстройств заключаются в особенностях личности. Ребенок, у которого наблюдается элективный мутизм, пытается быть незаметным, может возникнуть нерешительность, застенчивость, снижается самооценка. А у детей с истерическим мутизмом появляется стремление находится всегда в центре внимания, возникают разные фантазии, наблюдается слишком повышенная самооценка, возникает желание манипулировать людьми. Если подобрать правильный психотерапевтический подход истерический мутизм быстро редуцируется.

Как лечить элективный мутизм?

В этом случае предназначено амбулаторное лечение. Есть случаи, в которых необходимо наблюдение, а также амбулаторно-инструментальное исследование в психиатрическом стационаре, для того чтобы выявить специфическое различие между элективным мутизмом и эндогенным или текущим органическим заболеванием. Главное, отличать детей, у которых глубокая школьная дезадаптация, которые нуждаются в щадящем обучении в полустационарном отделении психиатрического учреждения.

При наличии элективного мутизма назначают семейную, индивидуальную терапию, тренинги общения, арт-терапию, игротерапию, психотерапию. В зависимости от степени тяжести заболевания могут назначить медикаментозное лечение:

  • ноотрипы (гопантеновая кислота, пирацетам, аминофенилмасляная кислота, ацетиламиноянтарная кислота, пиритинол, и т.д.);
  • транквилизаторы (диазепам, небольшая доза феназепама, хлордиазепоксид);
  • мягкие нейролептики противотревожного действия тиоридазин 20 мг в сутки;
  • антидепрессанты, такие как: амитриптилин, пирлиндол, кломипрамин, мапротилин, имипрамин.

Дифференциальная диагностика заболевания

Диагностика основывается полностью на клиническом проявлении состояния, практически всегда не нуждается в физикальном обследовании, а также в инструментальных исследованиях, исключением является подозрение на органическое заболевание головного мозга, ухудшение слуха. В таких ситуациях необходимо дополнительное обследование таких специалистов: педиатр, психолог, невролог, окулист, отоларинголог, нейрохирург, психотерапевт. Также проводят такие исследования как: ЭКГ, ЭЭГ, РЭГ, краниография, МРТ, ЭхоЭГ.

Если вы наблюдаете, заболевание эклективный мутизм у своего ребенка, не затягивайте и своевременно обратитесь к специалистам, чтобы данное расстройство не привело к неисправимым последствиям. Пытайтесь избавиться от проблемы на стадии ее развития.

Элективный мутизм - это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

Вот что обозначает элективный мутизм

У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства - это жизнь на всём готовом.

Элективный мутизм — это социально-тревожное расстройство, связанное с построением системы самоидентификации

Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях - наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

Элективный мутизм, что это такое?

Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

  • сверхценное поведение , связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
  • социофобический эффект - тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
  • истерический аспект - ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
  • депрессивное состояние - низкий витальный тонус, заторможенность.

Разумеется, возможно и рассмотрение комплексных причин. Выделяют ещё и такие причины, как страх услышать свой голос, уход в себя в силу реактивной депрессии, пассивно-агрессивную форму, когда молчание представляет собой способ враждебного отношения к окружающим.

Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

Одной из причин элективного мутизма может быть депрессивное состояние

Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам. Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать. В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки. Мнение автора - всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п. Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

Элективный мутизм у детей: коррекция

Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

Игротерапия — хороший метод лечения элективного мутизма

Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

Дети достаточно часто сталкиваются с элективным мутизмом

Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

Избирательный мутизм – патология, при которой у детей развивается немота в определенные моменты и в случаях присутствия каких-то конкретных лиц при полной сохранности речевого аппарата. Эти дети сохраняют способность понимать речь и способны говорить в иных условиях. Самым частым проявлением избирательного мутизма является отказ детей говорить в моменты адаптации к школе и детскому саду. Большая часть случаев связана с расстройствами эмоциональной сферы.

Заболевание обычно развивается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В редких случаях избирательный мутизм поражает взрослых людей. Развиваясь у детей, мутизм не делает полового предпочтения, тогда как во взрослом возрасте он отдает предпочтение женщинам.

В случаях нормального развития школьника избирательный мутизм, связанный с адаптацией к школе, проходит самостоятельно годам к 10. Объясняется это тем, что больной осознает необходимость в речевом общении в обществе. Школьник понимает, что сверстники и учителя не станут потакать ему, как это делают родители, и если он не переборет себя, то получит клеймо «неполноценного». Однако существуют случаи, когда для коррекции патологии необходима помощь специалиста. Поэтому при подозрении на наличие избирательного мутизма у ребенка, не стоит ждать, что расстройство пройдет само собой.

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

В случае отсутствия специализированной помощи у выросшего мутиста могут возникнуть серьезные сложности в личной жизни. Данная патология, буквально, приковывает больного к матери.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники. На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка. Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

Вам также может быть интересно

Элективный мутизм - это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

Суть проблемы и немного эпистолярного жанра

У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства - это жизнь на всём готовом.

Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях - наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

Элективный мутизм, что это такое?

Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

  • сверхценное поведение , связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
  • социофобический эффект - тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
  • истерический аспект - ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
  • депрессивное состояние - низкий витальный тонус, заторможенность.
  • Разумеется, возможно и рассмотрение комплексных причин. Выделяют ещё и такие причины, как страх услышать свой голос, уход в себя в силу реактивной депрессии, пассивно-агрессивную форму, когда молчание представляет собой способ враждебного отношения к окружающим.

    Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

    Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам. Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать. В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

    Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки. Мнение автора - всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п. Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

    Элективный мутизм у детей: коррекция

    Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

    Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

    Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

    Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

    Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

    Элективный мутизм у детей

    Элективный мутизм у детей – психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

    Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

    Причины элективного мутизма у детей

    Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.
  • Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

    Классификация

    По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.
  • Симптомы элективного мутизма у детей

    Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

    Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, дизартрии, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

    Осложнения

    Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

    Диагностика

    Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.
  • Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.
  • Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

    www.krasotaimedicina.ru

    Психолого-педагогическая коррекция элективного мутизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста Добридень Ирина Вадимовна

    Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Добридень Ирина Вадимовна. Психолого-педагогическая коррекция элективного мутизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.03: Москва, 2000 254 c. РГБ ОД, 61:01-13/841-4

    ГЛАВА 1. Состояние проблемы элективного мутизма у детей в теории и практике современной науки 11

    1.1. Аспекты изучения элективного мутизма на современном этапе 11

    1.2. Периоды формирования личности ребенка с элективным мутизмом. 37

    1.3. Подходы к преодолению элективного мутизма 58

    ГЛАВА 2. Психолого-педагогический анализ личности, общения, поведения детей с элективным мутизмом дошкольного и младшего школьного возраста 80

    2.1. Психолого-педагогические особенности семьи и ребенка 80

    2.2. Изучение сферы межличностных отношений и особенностей поведения в различных ситуациях 89

    2.3. Психолингвистический анализ общения и речи 100

    ГЛАВА 3. Психолого-педдгогическая коррекция элективного мутизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста 123

    3.1. Описание принципов психолого-педагогической коррекции 123

    3.2. Характеристика этапов психолого-педагогической коррекции 126

    3.2.1. Подготовительный этап 126

    3.2.2. Коррекционный этап 143

    3.2.3. Адаптационный этап 155

    3.3. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции 158

    Введение к работе

    Актуальность темы. В жизни человека общение с другими людьми играет важнейшую роль, а речевое общение в детском возрасте отвечает за полноценное формирование личности ребенка. Коммуникативная деятельность (или общение) есть взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, К. Обуховский и др.). Основой коммуникативного процесса является речь, появляющаяся и совершенствующаяся под влиянием других средств общения — невербальных (жестов, мимики, пантомимики).

    Работы по изучению онтогенеза психического развития детей показывают огромную роль для дошкольного и младшего школьного возраста таких факторов, как участие взрослого (взрослый-родитель, взрослый-учитель) и детского коллектива в формировании личности ребенка (А.В. Запорожец, ЯЗ. Неверович, Д.Б. Эльконин и др.).

    Элективный (или избирательный) мутизм — одно из редких нарушений детского возраста, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и невысокой эффективностью коррекции. Ребенок, как правило, имеющий сохранную речь, сознательно отказывается от речевого общения (а иногда и от общения вовсе) в ситуациях, являющихся для него психотравмирующими (как в детском коллективе, так и среди взрослых). Возникая в период активного становления речи (3-5 лет) или при поступлении в детский сад либо школу, элективный мутизм, ограничивая коммуникативные возможности, нередко искажает психическое развитие ребенка, затрудняет его социальную адаптацию (В.В. Ковалев, Г.Е. Сухарева, Т.П. Симеон, Т. Cline с соавт., Н. Heinze, I. Kolvin с соавт., Y. Lebrun, М. Tramer, A. Weber, R. Wilkinson, H.R. Wright с соавт. и др.).

    Изучение элективного мутизма было положено психиатрами, с 20-х годов XX века этой проблемой стали и продолжают заниматься в основном детские психиатры. В настоящее время решение проблемы элективного мутизма осуществляется психотерапевтически с учетом двух основных фокусов воздействия: собственно симптоматического, нацеленного на аномальную поведенческую модель (поведенческая, или бихевиоральная коррекция); и патогенетического, направленного на первичные и вторичные механизмы ее возникновения и инертного воспроизведения (неповеденческая, или небихевиоральная коррекция). Изучение содержания этих методов показало их в разной степени узконаправленность, нескоординированность воздействия на личность ребенка и окружающей его среды.

    Подтверждаемые всеми исследователями данные о единичных случаях элективного мутизма у детей также существенно затрудняют выработку комплексных эффективных мер коррекции (М. Adams, S. Bradley с соавт., J.B. Brown с соавт., I. Kolvin с соавт., Y. Lebrun, F.G. Reed, М. Tramer, H.R. Wright с соавт. и др.).

    Являясь проблемой взросления, элективный мутизм имеет тенденцию к саморедукции. Однако негативный жизненный и социальный опыт в возрасте активного формирования личности может оставить неизгладимый след на психическом облике и функционировании человека, что делает выжидательную позицию неоправданной (М.И. Буянов, Т.П. Симеон, Г.Е. Сухарева, L. Сету с соавт., Т. СНпе с соавт., I. Kolvin с соавт., Y. Lebrun и

    ДР-) В целом коррекция элективного мутизма признается весьма трудной,

    малоэффективной, а главное затяжной. Как отмечают I. Kolvin и Т. Fundudis,

    среди 24 наблюдавшихся и пролеченных ими пациентов, спустя 5-10 лет

    было обнаружено улучшение менее, чем у половины.

    Развитие ребенка — это процесс присвоения общественно-исторического

    опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества (А.В.

    Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Но этот процесс невозможен без участия взрослых, так как именно старшие являются живыми носителями общечеловеческого опыта (Д.Б. Эльконин). Передача этого опыта происходит в игре, в обучении, которое в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. Обучение постепенно становится значимым для дошкольного возраста, к концу которого ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком, и, очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый (Л.Ф. Обухова).

    Имеющий место при элективном мутизме дефицитарный опыт коммуникативного взаимодействия, полученный в более раннем возрасте, обусловлен особенностями воспитания: нарушение взаимоотношений в системе мать-дитя, гипо- или гиперпротекционное воспитание и проч. (по В.И. Гарбузову с соавт.). Социализация ребенка в таких случаях носит ограниченный характер: не развиваются в полной мере до-речевые, невербальные формы общения, которые, как было указано выше, являются базой для словесных способов коммуникации.

    Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что накопление сведений о семье, окружающей ребенка среде, изучение невербальных (как наиболее доступных в данном случае) форм поведения ребенка с элективным мутизмом, с помощью которых в дальнейшем активизируются и вербальные, расширение его социальных связей будет способствовать диагностике и уточнению специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

    Недостаточная разработанность обозначенных вопросов определила выбор темы исследования и ее актуальность.

    Проблема исследования: каковы причины формирования, особенности проявления элективного мутизма у детей и возможности психолого-педагогической коррекции данного нарушения развития.

    Решение этой проблемы на основе психолого-педагогического анализа семей и детей с элективным мутизмом составило цель исследования.

    Объект исследования — элективный мутизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих различный уровень интеллектуального развития.

    Предмет исследования — процесс формирования особенностей межличностных отношений и невербально-вербальных средств общения, их место в коррекции элективного мутизма.

    Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: дефицитарный опыт коммуникативного взаимодействия, полученный в раннем возрасте и обусловленный неблагоприятными особенностями воспитания, влияет на возникновение элективного мутизма и процесс формирования личности ребенка; дефицит использования невербальных средств общения в сочетании с отказом от вербальных в психотравмирующих ситуациях влияет на формирование социальных потребностей (познавательных, творческих, этических, потребности в самореализации); социализация ребенка с элективным мутизмом эффективнее будет проходить в разновозрастной группе участников, которые имеют общие (или схожие) по механизму возникновения и течения пограничные состояния (заикание, неврозы страха, истерический невроз, гиперактивность, проблемы поведения и проч.); включение в процесс занятий обоих родителей и других членов семьи позволит качественно перестроить систему взаимоотношений на более продуктивный уровень.

    Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Выявить особенности семейного воспитания и внутрисемейного взаимодействия, а также другие факторы, оказывающие патогенное влияние на развитие личности ребенка с элективным мутизмом.

    2. Изучить особенности межличностных отношений детей с элективным мутизмом.

    3. Определить характерные особенности невербального и вербального поведения и общения детей с элективным мутизмом.

    4. Разработать и апробировать методику психолого-педагогической коррекции детей с элективным мутизмом, базирующуюся на принципах онтогенетически-ориентированной психотерапии.

    Методы исследования были подобраны с учетом специфики предмета и объекта изучения, соответствовали гипотезе, целям и задачам работы:

    1. Теоретический анализ психолого-педагогической, патопсихологической и психиатрической литературы по теме исследования.

    2. Диагностические: детская проективная методика для изучения межличностных отношений Рене Жиля в адаптированном варианте, психолингвистическая диагностика параметров развития вербально-невербальных средств общения (В.П. Добридень, 1999); наблюдение; беседа; рисунки; видео- и аудиозаписи; сочинения родителей.

    3. Психокоррекционные: онтогенетически-ориентированная психотерапия, ограничение речевой активности (режим молчания), десенсибилизация деструктивного поведения с помощью бихевиоральной системы поощряющих, вдохновляющих, принуждающих и наказывающих стимулов и «лестницы проблемного поведения».

    4. Количественный и качественный анализ полученных данных. Научная новизна и теоретическая значимость исследования

    заключается в следующем: выявлена провоцирующая, причинно-динамическая и патопсихологическая роль неблагоприятных особенностей внутрисемейных отношений и воспитания в возникновении элективного мутизма; определены характерные особенности невербально-вербального

    общения и поведения, их взаимосвязь с формированием социальных потребностей при элективном мутизме; предложена и апробирована модель психолого-педагогической коррекции данной категории детей; полученными данными уточнена и дополнена характеристика детей с элективным мутизмом; обоснована целесообразность применения интегративного подхода к коррекции, комплексного воздействия на ребенка и его окружение; впервые за последние годы проведен анализ зарубежной литературы по проблеме элективного мутизма большого количества авторов.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проделанной работы была разработана система психолого-педагогической коррекции элективного мутизма детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая используется родителями и педагогами детских дошкольных и школьных учреждений; описаны ситуации и состояния, при которых возможно возникновение мутичных форм поведения, и, как следствие, их предупреждение; предложена и апробирована методика комплексного воздействия на ребенка с элективным мутизмом и его семью.

    Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на концепции Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта и ведущей роли обучения и воспитания в коррекционной работе, общей и специальной педагогике и психологии; всесторонним углубленным изучением особенностей детей с элективным мутизмом с учетом состояния их невербально-вербальных средств общения; надежностью выбранных методов, адекватных изучаемой проблеме и задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализов результатов экспериментальной работы.

    Организация исследования. Экспериментальная работа проводилась с 1996 по 2000 гг. на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской

    академии последипломного образования, консультационно диагностического центра г. Рязани.

    Апробация результатов исследования. Основные положения и

    результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры

    олигофренопедагогики МПГУ; конференциях молодых ученых

    дефектологического факультета МПГУ (1997-1999 гг.), Второй

    Всероссийской научно-практической конференции «Современные направления арттерапии в медицине и образовании» (г. Москва, 24-28 марта

    1997 г.), Второй Всероссийской учебно-практической конференции по

    Дефицитарный опыт коммуникативного взаимодействия ребенка с

    элективным мутизмом, полученный в более раннем возрасте, обусловлен

    особенностями воспитания, вследствии чего не развиваются в полной

    мере до-речевые, невербальные формы общения, являющиеся базой для

    словесных способов коммуникации.

    Общая или парциальная незрелость личности ребенка с элективным

    мутизмом обусловливает несформированность его социальных

    потребностей (познавательных, творческих, этических, потребности в самореализации), образуя, таким образом, порочный круг: социально и эмоционально незрелый ребенок формирует вокруг себя искусственный мир, затрудняющий его дальнейшее взросление и полноценную

    І интеграцию в обществе.

    Активизация невербальных средств общения (через режим молчания) с последующим включением вербальных расширяет коммуникативные возможности ребенка и влияет на его социально-потребностную сферу.

    Бихевиоральная система поощряющих, вдохновляющих, принуждающих и наказывающих стимулов («лестница проблемного поведения»)

    позволяет преодолеть деструктивное поведение, страхи и закрепить адекватные поведенческие модели. Семейно-групповой характер работы, сочетающий в себе интегративные подходы и базирующийся на принципах онтогенетически-ориентированной психотерапии позволяет добиться высоких положительных результатов коррекции элективного мутизма.

    Аспекты изучения элективного мутизма на современном этапе

    Мутизм (лат. mutus — немой) — нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь .

    По отношению к элективному мутизму в специальной литературе употребляются следующие термины: селективный мутизм, избирательный мутизм, речевая фобия, речевая замкнутость, тимогенный мутизм, добровольный мутизм, немота при сохранном слухе, функциональный мутизм, речевой негативизм, характерологический мутизм, ситуационно-обусловленный мутизм, психогенный мутизм и некоторые другие (К.-П. Беккер, М. Совак, 1981; В.И. Гарбузов с соавт., 1977; В.В. Ковалев, 1979; R.D. Conrad с соавт., 1974; T.R. Kratochwill, 1981; J.R. Mack, В. Maslin, 1981 и др.). В 1934 году М. Tramer ввел существующий доныне термин «селективный мутизм» (нем. — elektiver mutismus, англ. — elective mutism, selective mutism).

    В отечественной литературе чаще всего встречаются термины «избирательный мутизм» и «элективный мутизм». Также употребляются сочетания «ребенок-мутист», «мутичный ребенок», «ребенок, страдающий элективным мутизмом». Далее мы будем пользоваться термином «элективный мутизм».

    Элективный мутизм — нарушение, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста, и проявляющееся в сознательном избегании речевого общения при преимущественной сохранности речевой функции в ситуациях, являющихся для ребенка психотравмирующими.

    Впервые об элективном мутизме было сообщено A. Kussmaul в 1877 году, который описал 3 случая того, что он назвал «добровольной афазией» (aphasia voluntaria) .

    Изучение элективного мутизма у детей началось лишь с 20-х годов XX века, до этого самостоятельно это нарушение практически не рассматривалось.

    Началось изучение проблемы мутизма вообще в психиатрических кругах с исследований кататонии и бреда во второй половине XIX века, хотя отдельные клинические проявления истерического мутизма у взрослых описывались задолго до этого. Русский ученый К.О. Ягельский в своей диссертации «Об истерической болезни», защищенной в 1765 году в Лейпциге, описывал истерический мутизм как симптом истерического расстройства .

    Зарубежные авторы (в основном стран романо-германской группы) относили мутизм к кататоническим нарушениям, которые К.Л. Кальбаум (1863) рассматривал как наиболее интенсивные проявления сочетаний психических расстройств с поражением двигательной сферы .

    Во Франции в то время чаще всего мутизм рассматривался в рамках истерии, что было связано с традицией, идущей от Шарко, описавшим мутизм как одно из проявлений истерического невроза . Как отмечали пациенты Шарко, после волнения или душевного потрясения у них как бы отключалась речь, но обращенную к ним речь они прекрасно понимали и выполняли все инструкции, описывая при этом на бумаге то, что переживали. У некоторых мутизм чередовался с афонией, при которой исчезал лишь голос, а внутренняя речь оставалась неизменной. При истерическом мутизме звукообразование было сохранным, но речь как таковая отсутствовала.

    В качестве родоначальника более дифференцированного подхода к проблеме мутизма М.В. Соловьева упоминает французского ученого

    Флоренвиля (1910). Он подразделил мутизм на «абсолютный, относительный, добровольный и недобровольный», основывая такое деление на степени глубины поражения речи, его длительности и участии в его і» оформлении компонента воли. Так, при «добровольном» мутизме больной не говорит из-за упрямства, каприза, в знак протеста. При «недобровольном» наблюдаются абулия и заторможенность всех функций. «Относительный и абсолютный» мутизм соответствуют тому, что в более позднее время стали рассматривать как мутизм элективный и тотальный. Американским ученым Ch. С. Darrow с соавт. в 1910 году был описан мутизм как проявление реакции протеста у психопатических личностей . Во время первой мировой войны G. McDowall (1918) описывал в основном истерический мутизм у военнослужащих .

    Периоды формирования личности ребенка с элективным мутизмом

    Элективный мутизм относится к группе так называемых пограничных расстройств, то есть состояниях между нормой и патологией. Если рассматривать это состояние как приспособительное поведение ребенка на различные ситуации, то возникает вопрос о причине возникновения таких реакций.

    Известно, что начало формирования различных невротических реакций и неврозов нередко наступает в раннем возрасте (с первых месяцев жизни ребенка).

    Поэтому углубленное изучение этапов возрастного развития детей начиная с самого раннего возраста имеет исключительную важность для понимания проблемы элективного мутизма.

    Как писал В.Н. Мясищев о неврозах , это «. психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невознаградимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.»

    Все вышесказанное применимо также и в отношении детского возраста. Возрастной фактор, по мнению В.В. Ковалева , является одним из важнейших, специфичных для психических заболеваний у детей, а при пограничных состояниях ему принадлежит ведущая патогенетическая роль. Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, В.В. Ковалев (1969, 1973) высказывает предположение о том, что патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов детского возраста психических проявлений составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности .

    Онтогенетически более ранним является соматовегетативный уровень, для которого характерны различные варианты невропатического синдрома (повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности и т. п.).

    К психомоторному уровню реагирования автор относит проявления гипердинамического синдрома, системные невротические и неврозоподобные двигательные расстройства — мутизм, заикание, тики и др. По данным возрастной физиологии и морфологии примерно в возраста от до 12 лет (период дошкольного и младшего школьного возраста) происходит » наиболее интенсивная дифференциация функций двигательного анализатора (А.А. Волохов, 1965). К 7 годам ядро корковой части двигательного анализатора приобретает цитоархитектоническую структуру, сходную со структурой этой зоны коры у взрослого.

    Наслаивающийся на предыдущий, но сдвинутый к более старшему возрасту аффективный уровень характеризуется синдромами и симптомами страхов, синдромами повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества и т.д. Несмотря на то, что эти проявления начинаются и раньше (например, страхи), но именно в возрасте 6-7 лет они приобретают психопатологическую очерченность. Это связано также и с началом формирования самосознания к концу дошкольного периода и с появлением у ребенка элементарной способности к самооценке субъективных переживаний (Д.Б. Эльконин, 1960).

    Пубертатном периоде проявляется эмоционально і идеаторный уровень реагирования, основной чертой которого является возникновение сверхценных образований.

    Таким образом, возникновение элективного мутизма приходится на психомоторный и аффективный уровни нервно-психического реагирования (по В.В. Ковалеву).

    Дизонтогенез психики, согласно В.В. Ковалеву , выражается в различных нарушениях темпа, сроков созревания психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка.

    Психолого-педагогические особенности семьи и ребенка

    Современные исследования показывают огромную роль семьи в формировании личности ребенка. Ребенок появляется в мир без прошлого, І без представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на окружающих его людей, на те оценки, которые они ему дают как личности (В. Сатир, 1992). Как было показано выше (см. главу 1.2), роль членов семьи меняется по мере роста и психического развития ребенка. В первый период жизни і исключительное значение придается матери, которая ухаживает за ребенком [ и предоставляет ему первые интенсивные стимулы, являющиеся I необходимой предпосылкой возникновения чувства доверия, столь важного для нормального психического развития (Й. Лангмейер, 3. Матейчек, 1984; А. Фрейд, 1991). Роль отца осознается в более позднем возрасте: отец выступает как «наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике» и создает «социально полезные цели и идеалы» (Й. Лангмейер, 3. Матейчек, 1984). Братья и сестры создают стимулы разного рода, оказывают воздействие в анализаторной, аффективной и социальной областях. Мы считаем, что склонность к мутичному поведению проявляется в достаточно раннем возрасте, а при поступлении в образовательное учреждение она становится лишь очевидной (прежде всего для родителей).

    Поэтому в целях комплексного исследования проблемы элективного мутизма у детей нами было проведено изучение раннего развития детей, первого проявления мутизма и связанных с этим особенностей поведения и общения детей и родителей, а также изучение внутрисемейных отношений и о особенностей воспитания.

    Информация о семье была получена посредством написания родителями я сочинения, включающего темы «Портрет моего ребенка», «Я как родитель» и «Мой дом, моя семья» и в индивидуальных беседах (см. Приложение №1).

    В экспериментальной работе участвовало 30 детей: 10 детей дошкольного и 20 детей младшего школьного возраста. Возраст испытуемых составлял от 5 до 11 лет. Из них 20 девочек (8 человек дошкольного и 12 младшего школьного возраста) и 10 мальчиков (2 дошкольного и 8 младшего школьного возраста). отказ от речи со всеми детьми и взрослыми — 4 наблюдения; отказ от речи только со взрослыми — 9 наблюдений; отказ от речи только с детьми — 7 наблюдений; отказ от речи с избранными взрослыми — 4 наблюдения; отказ от речи с избранными детьми — 3 наблюдения. Ситуации отказа от речи в домашних условиях: отказ от речи с матерью — 1 наблюдение; отказ от речи с отцом — 2 наблюдения; отказ от речи с братьями/сестрами — не наблюдался; отказ от речи с бабушкой/дедушкой — 1 наблюдение; отказ от речи со всеми домашними, кроме избранного родителя — не наблюдался. Ситуации отказа от речи в других условиях (неформальное общение): отказ от речи с незнакомыми/посторонними взрослыми — 16 наблюдений (2 по половому признаку); отказ от речи с незнакомыми детьми — 2 наблюдения; отказ от речи с незнакомыми взрослыми и детьми — 5 наблюдений; отказ от речи в новых ситуациях — 8 наблюдений.

    Необходимо заметить, что в большинстве случаев дети проявляли избирательность в речевом контакте не в одной, а в нескольких ситуациях. Так, отказ от речи только в одной ситуации наблюдался лишь у троих испытуемых.

    Отказ от речи с детьми, как правило, наблюдался в тех случаях, когда у ребенка имелись так называемые «отличия» от сверстников в виде речевых нарушений (заикания, плохого звукопроизношения), избыточного веса, ослабленного зрения и ношения очков или интеллектуального недоразвития и аутистического поведения. Такие дети или сами избегали общения, или же находились на положении отвергнутых.

    В большинстве наблюдений дети избегали речевого общения со взрослыми (в детском саду/школе, в неформальных/новых ситуациях), имея сохранный или частично сохранный контакт с детским коллективом.

    Для установления причин, повлекших за собой возникновение элективного мутизма, и определения путей коррекции были проанализированы анамнестические данные о раннем развитии и особенностях поведения детей, проведено изучение семьи.

    Сбор анамнестических данных включал следующие сведения: 1. Особенности протекания беременности и родов у матери. 2. Особенности раннего развития ребенка. 3. Первые проявления элективного мутизма. 4. Особенности характера, поведения и общения ребенка. 5. Особенности внутрисемейных отношений, личности родителей и воспитания. Для описания этого пункта мы использовали классификацию факторов невротизации детей, предложенную А.И. Захаровым .

    Описание принципов психолого-педагогической коррекции

    Анализ данных, полученных в результате изучения семьи и ребенка с вербального взаимодействия, общения с окружающим миром свидетельствует о необходимости многопланового комплексного воздействия.

    Учитывая проблемы в коррекции элективного мутизма, связанные со спецификой самого нарушения (см. главу 1.1), мы сочли правомерным предложить интегративную психолого-педагогическую систему коррекции, опирающуюся на накопленный опыт в области психотерапии, психокоррекции, педагогики, психологии, и включающую в себя несколько этапов.

    Предлагаемая методика базируется на принципах онтогенетически-ориентированной психотерапии, разработанной Ю.С. Шевченко и В.П. Добриденем . Принципиальной идеей этого направления психотерапии является гармонизация личностной структуры ребенка (подростка, взрослого), семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем за счет сочетания двух разнонаправленных процессов: оживления онтогенетически ранних, включая и безречевые, форм общения, саморегуляции, мышления, деятельности и активное включение их в процесс адаптивной перестройки психики в качестве ранее не используемых резервов и одновременной стимуляции освоения личностью и ее ближайшим окружением более зрелых индивидуально- и социально психических уровней функционирования, которые находятся в их «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

    Психолого-педагогическая помощь детям с элективным мутизмом, учитывая то, что их настоящее неблагополучие уходит корнями в дефицитарность развития в прошлом и делает проблематичным будущее, должна осуществляться в трех пространственно-временных измерениях:

    1. «тогда и там» - за счет позитивного регресса к более ранним формам общения и взаимодействия;

    2. «сейчас и здесь» - в виде решения актуальных внутренних и межличностных конфликтов, мотивации отказа от привычных поведенческих стереотипов и овладения адекватными способами адаптации;

    3. «вскоре и вблизи» — возвышение самосознания и формирование потребностей в соответствии с индивидуально-личностной зоной ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).

    Таким образом, основными мишенями коррекционного воздействия прежде всего являются сферы индивидуальных потребностей, социальных связей и отношений, самосознания и коммуникативного опыта (невербального и вербального) ребенка, а также работа с семьей .

    Вышеперечисленное позволило нам выделить основные принципы психолого-педагогической коррекции элективного мутизма у детей:

    Семейно-групповой характер работы, при котором неотъемлемым является участие обоих родителей, особенно отцов.

    Наглядно-чувственная диагностика проблем ребенка для него самого и его семьи с целью повышения их ответственности за их решение.

    Эмоционально-стрессовый характер психокоррекционного процесса, во время которого максимальная экспрессивность психотравмирующего переживания сочетается со стремлением получить положительные эмоции, ощутить себя совершающим подвиг (смелости, уверенности, собранности и проч.).

    Сочетание группового характера психолого-педагогической работы с индивидуализацией задач посредством применения бихевиоральной системы поощряющих, вдохновляющих, принуждающих и наказывающих стимулов и составления «лестницы проблемного поведения» ребенка, что позволяет преодолеть деструктивное поведение, страхи и закрепить адекватные поведенческие модели.

    Активизация невербальных форм общения (режим молчания, психогимнастика и проч.), как фактор, стимулирующий оживление и доразвитие вербальных способов коммуникации и превращения речевого взаимодействия из избегаемого «врага» в желанного «друга». Комплексная система психолого-педагогической коррекции элективного мутизма состоит из трех этапов, объединенных идейно и тематически: 1. Подготовительный этап (индивидуальные занятия с семьей 1-3 раза в неделю по 1-1,5 часа). 2. Коррекционный этап (групповая интенсивно-экспрессивная психокоррекция ИНТЭКС в течение 8 дней подряд). 3. Адаптационный этап (индивидуальные занятия 1-2 раза в месяц/спустя полгода занятия в группе ИНТЭКС 4-8 дней подряд).

    Трехэтапность работы обусловлена динамикой течения элективного мутизма у детей, которая выглядит следующим образом: этап преходящих поведенческих реакций (временный отказ от речи в новой ситуации), этап привычного поведенческого стереотипа (устойчивое патологическое состояние), этап вторичных личностных реакций (невротическое формирование личности дефицитарного типа). Каждый этап формирования элективного мутизма откладывает отпечаток на процесс коррекции. Так, наиболее быстрым и успешным будет коррекция элективного мутизма в стадии преходящих поведенческих реакций. элективным мутизмом, его межличностных особенностей, невербально-

    Избирательный мутизм – достаточно неприятный недуг, при котором у ребенка появляется в определенной момент немота. Дитя отказывается разговаривать при других людях, при этом у него нет проблем с речевым аппаратом. В других условиях дети нормально понимают речь, спокойно говорят. Одним из проявлений мутизма считается отказ ребенка общаться во время адаптации в детском саду, в школе. Основной причиной является эмоциональное расстройство. Насколько опасно заболевание? Как помочь ребенку?

    Описание

    Данный вид мутизма больше всего характерен для детей дошкольного возраста, а также младших школьников. Редко может поражать взрослого человека.

    Если школьник нормально развивается, уже к 10 годам полностью проходит, потому что ребенок понимает – без общения невозможно адаптироваться в обществе. Школьник осознает: учителя, сверстники не будут потакать ему в отличие от родителей. В некоторых ситуациях ребенку нужна срочная помощь.

    Причины

    Заболевание может развиваться из-за органических и психических недугов. Можно выделить такие распространенные факторы:

    • Ушиб головы.
    • Эпилепсия.
    • Родовая травма.
    • Ребенок отстает в умственном развитии.
    • Затяжная депрессия.

    Часто избирательный мутизм является последствием нарушений в головном мозга. Например, при у ребенка возникают проблемы с пониманием, формированием речи. Дитя в первые 3 года использует не более трех слов, он не пополняет свой словарный запас.

    Иногда мутизм у ребенка является последствием сильного эмоционального , обиды, серьезной конфликтной ситуации. Ребенок, который переживает психологическую травму, часто страдает от избирательной формы мутизма. В данном случае органические нарушения не являются причиной немоты.

    Достаточно часто этот вид заболевания диагностируют у деток, которые сильно обижаются, имеют повышенный уровень чувствительности, физическую слабость. Иногда немота является определенной формой протеста, так ребенок выражает свою агрессию.

    Симптомы

    При избирательной форме мутизма ребенок отказывается общаться в конкретной ситуации. При этом у детей нет проблем с коммуникативными навыками. На то, что дитя имеет серьезное заболевание, указывает странное поведение, состояние, которое не проходит около месяца.

    Личностное развитие

    Не стоит думать, что избирательный мутизм отражается на умственных способностях. Дети с заболеванием имеют высокий интеллектуальный уровень. Психологи считают, что ребенок просто еще не научился общаться с людьми. При этом дети понимают, им не обойтись без речевого контакта, все равно придется знакомиться с окружающими людьми.

    Часто мутисты недовольны собой, окружающим миром. Все это выражается в демонстративных выходках. Опасно, что дитя может связаться с компанией двоечников, хулиганов. Мутисты отдают предпочтение вызывающему поведению, они получают наслаждение от разных пороков. Очень важно своевременно изменить поведение деток, иначе в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в личной жизни. Больной ребенок практически прикованный к своей маме, сильно зависит от нее.

    Мать начинает опекать ребенка, поэтому в будущем он не может общаться с противоположным полом. Некоторые детки начинают манипулировать тем, что особенные. Родители ведутся на манипуляции, пытаются всеми силами оберегать своих деток. Все это негативно отражается на личностном развитии.

    Впоследствии мальчик становится не самостоятельным, властным. Дети-мутисты превращаются в маленьких тиранов. Девочки начинают соперничать с матерью, а в дальнейшем могут вступать в беспорядочные половые связи, некоторые рано выходят замуж. Так детки мстят за свою несвободу. Не стоит ждать, что дитя изменится, лучше сразу обратиться к врачу. Специалист восстановит речь, предотвратит развитие личностных проблем.

    Методы лечения

    Курс терапии зависит от мутизма. В данном случае не обойтись без помощи логопеда, психиатра, психотерапевта. Каждый из специалистов знает, как лечить данную патологию.

    Медикаментозная терапия заключается в приеме транквилизаторов, седативных нейролептиков, селективных ингибиторов. Обращаем ваше внимание, медикаментозный курс лечения не является основным.

    Лечить избирательный мутизм необходимо, используя мультимодальный подход, в этом случае применяются разные методики, техники. Особенно эффективно сочетать индивидуальную, семейную и поведенческую терапию.

    Психологи часто используют поведенческие методики. На занятиях с детками специалисты отрабатывают навыки речи, за свои успехи детки получают призы. Немаловажное значение имеют родители, учителя, одноклассники. Занятия начинаются с того, что ребенок привыкает к своему голосу. Как все происходит? Специалист сначала записывает речь, затем дает ее прослушать ребенку, при этом обращает внимание, насколько красиво звучит голос. Так постепенно начинает формироваться потребность в общении, правильном произношении. Затем ребенка начинают все больше социализировать, добавляют новых собеседников.

    Сначала это люди, с которым ребенок сталкивается каждый день и доверяет, затем добавляют незнакомых людей. Как правило, это дети того же возраста. Когда дитя проходит курс терапии, в дальнейшем он полностью одолевает собственное волнение, у него не возникает барьер в общении.

    Итак, вы начали замечать, что ваш ребенок на публике замыкается в себе, перестает разговаривать, странно ведет себя. Не оставляйте такое поведение без внимания! Сразу же обратитесь к психотерапевту. Запомните, любые нарушения лучше устранять в детском возрасте, не стоит запускать их, иначе в дальнейшем будут большие проблемы. Берегите здоровье своих детей!