Меню

Индивидуальная беседа с учеником. Плохое поведение ученика: беседа с учеником

Сантехника

Характеристика, ученика класса МАОУ «СОШ № », . . г.р. поступил в школу. .20 г., обучается по программе «Перспектива». До поступления в школу посещал «Школу развития личности». проживает в полной, благополучной семье. Мать работает воспитателем в детском саду, старается быть в курсе всех школьных дел сына, постоянно приходит в школу. Домашние задания чаще бывают выполнены частично, под контролем мамы. Домашнее задание в дневник сам не записывает, мама пользуется услугой «Электронный дневник». Задания по русскому языку сводятся к списыванию текста, грамматические задания не выполняет. характеризуется поведением, которое не соответствует возрастным нормам и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. На уроках не работает устно, письменные задания не выполняет.

О неадекватном поведении ученика на уроке физкультуры.

Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (позиция администрации — это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Позиция многих родителей — мой ребенок вам нагрубил, значит, вы сами это заслужили). Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

Докладная записка о безобразном поведении ученика

Возможно, вам также пригодятся образцы докладных записок, написанных по другим поводам:

  • Об оскорблении на рабочем месте – образец;
  • О невыполнении трудовых обязанностей – образец;
  • Об отсутствии на рабочем месте – образец;
  • О нарушении трудовой дисциплины - образец.

Документ адресуется директору школы или завучу, их точную должность и ФИО следует указать в правом верхнем углу, ниже пишется ФИО и должность того лица, от которого пишется докладная записка. Далее в краткой форме излагается, в чем именно заключается хамское поведение ученика. Это может быть несоблюдение дисциплины на уроках, срыв уроков, оскорбление учителей и учеников, Следует подробно описать поведение ученика и предложить пути решения проблемы.


В качестве примера предлагаем скачать образец докладной записки на ученика внизу статьи.

Докладная записка на ученика за хамское поведение

Образец докладной на ученика о плохом поведении Образец характеристики предназначен для классных руководителей. Характеристика ученика состоящего на внутришкольном учете; 2 класс. В характеристике указаны трудности в обучении и поведении ребенка.


Ученики употребляют ненормативную лексику постоянно и не Но сейчас уже и поведение не такое ужасное, дети адаптировались к. Докладная на ученика, образец которой практически нереально найти в папке с шаблонами у школьного секретаря, на самом деле может быть написана в произвольной форме, но есть общие правила, такие, как написание заголовка документа или место написания даты и подписи. Где ознакомиться с образцом докладной записки на сотрудника.
Докладная записка о хамском поведении работника, как и любая. На моего ребенка ученика четвертого класса была написана докладная по проишествию (нарушение норм поведения -глупая шутка-разделся при.

Как написать докладную записку на ученика

Записки Если ученик плохо себя ведет, оскорбляет учителей, срывает уроки, нарушает дисциплину, мешает заниматься другим ученикам, то учитель этого ученика (классный руководитель) может написать руководству учебного заведения докладную записку. В данной статье предлагаем скачать образец докладной записки на ученика за хамское поведение. Докладная записка – это, как правило, крайняя мера. Когда беседы учителя с учеником не помогают, вызовы родителей в школу также не меняет поведения ученика, учитель может направить вышестоящему руководству докладную записку, в которой описывается хамское поведение учащегося и высказывается просьба принять меры по улучшению поведения школьника.
Докладная записка может быть направлена директору школы, завучу.

Характеристика ученика с неадекватным поведением

Внимание

Ребнку требуется больше помощи и внимания педагога для обучения, контроля и воспитания, чем это может дать учитель в общеобразовательном классе. Вторая характеристика имя поступила в МОУ Средняя общеобразовательная школа. До этого жила у бабушки и училась в сельской школе в.


Из характеристики 1 класса девочка своенравна, капризна, не всегда занимается в полную силу. За время обучения показала средние способности. Труднее девочке даются математика, английский язык. Особая сложность возникает с задачами. Техника чтения выше нормы.
На уроках труда и рисования несдержанна. Если что то в своей работе не понравилось, девочка е может выбросить и не доделать. На занятия физической культуры всегда опаздывает, так как одевается со звонком, не реагируя перед этим на предупреждение учителя об опоздании. На уроках бывает невнимательна.

Неадекватный ученик в начальной школе

Определенное поведение в определенных обстоятельствах. Это любая ситуация, которая повторяется регулярно. Один из учеников никогда не поднимет руку на уроке истории и не ответит, пока его не спросят. Другой ученик будет хамить учителю математики и вежлив со всеми остальными.

Инфо

И так постоянно. Вот тут стоит задуматься педагогу, как изменить, прежде всего, свое поведение, чтобы научиться взаимодействовать с учениками, а те, в свою очередь, ощутили выбор, как им себя вести дальше. Учителю же стоит задуматься и над тем, как сделать так, чтобы ученики захотели изменить свое поведение. 2 закон Цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к обществу, в данном случае к школьной жизни. То есть это – потребность в своей важности и значимости, чтобы занять свое место в школьном коллективе.

Докладная записка

По своему отсутствию пояснила, что была вызвана в школу классной руководительницей своего сына Ивана в связи с произошедшей дракой. Важно Аналитическая часть Смирнова Алевтина Николаевна на нашем предприятии работает более 1. По ситуации с прогулом готова предоставить контакты учителя, который подтвердит факт вызова Смирновой в школу.

Отсутствие технического работника в период с 1. Провести беседу о недопустимости таких ситуаций впредь. Образец докладной на ученика о плохом поведении Внимание Может заниматься посторонними делами и на замечания учителя не реагирует, или замечание вызывает агрессию. Если имя что то не понравилось или непонятно, она может устроить истерику кричать, топать ногами, бросать учебные предметы, визжать.

Замечания со стороны педагогов никакого влияния на не не оказывают, пока она сама не успокоится. Часто требует к себе особого внимания.

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

Общешкольные мероприятия:

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
- здоровый образ жизни в доме и школе;
- ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
- успеваемость и поведение вашего ребёнка;
- помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

Охрана здоровья:

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье».

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе» .

Беседа четвертая: «О толерантности».

Беседа пятая: «Нет предела совершенству».

Беседа шестая: «Кто есть кто?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

Девизы программы:

1. «Мы до тех пор люди, пока хотим быть лучше»;

2.Не забывайте, что любой человек ищет радости в жизни.

И вернуть эту радость,

вселить в душу ребенка оптимизм – задача социального педагога в школе.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»

Хорошо ли тебе в семье? Что нравиться и что ты не принимаешь?

Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.

После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах). Например: 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.

Эти беседы с инсцинированием вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе»

Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?

Беседа проходит в форме диалога:

1. С чего начинается Родина? С тропинки в школу, с друзей и товарищей на школьном дворе.

2. Что нового внесла в твою жизнь школа?

3. Как ты понимаешь девиз: один - за всех, и все за одного?

4. Кого из одноклассников ты можешь назвать своим другом (подругой) и почему?

5. Какая разница между другом и товарищем? Зачитываем речь Т.Бульбы о товариществе. Анализируем этот текст.

По каким же правилам должны жить дети в классном коллективе? Проводиться мозговой штурм. Дети предлагают следующие правила и пожелания:

1. Мальчики должны уважать девочек.

2. Выполнять поручения, какие им дают кл.руководители или лидер класса.

3. Не давать прозвища.

4. Не грубить, не обзываться.

5. Быть дружными и т.д.

Вывод и призыв: давайте будем взаимовежливыми, культурными и внимательными. Призыв принимается, и правила появляются в классном уголке.

Беседа третья: «Все начинается с детства».

Цель этой беседы – пробудить у учащихся желание быть завтра лучше, чем вчера, задуматься над своим поведением, над режимом дня, подумать об ответственном отношении к учебе, ибо в жизни нет мелочей:

Грустно думать,

Что напрасно была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

(А.С.Пушкин)

Обсуждаем мысль поэта, детство – самая прекрасная пора в жизни человека, но оно быстро проходит. Основные качества человека закладываются с детства. Если ты привык все уроки выполнять самостоятельно, никогда не опаздываешь, не врешь, не допускаешь грубости, понимаешь всегда, что ты рожден человеком.

Заранее проводится анкетирование:

а) Каким ты представляешь настоящего человека, какие качества ставишь на первое место?

б) Знаешь ли ты правила поведения? Почему их нужно выполнять?

в) Были ли в твое жизни случаи вандализма по отношению к предметам, школьному имуществу?

г) Честно признайся, не было ли в твоей жизни варварского отношения к животным, растениям?

д) Если бы ты был министром юстиции, как бы ты боролся с проявлением варварского отношения к городскому имуществу?

Зачитываются ответы самые интересные, обсуждаются. Учащиеся, как правило, активно обсуждают эти негативные явления в обществе. Делают неожиданные выводы: Надо умело, с интересом организовывать свой досуг, заниматься спортом.

Почему дети часто оказываются на улице среди подростков, склонных к правонарушениям? Сказывается стадное чувство – куда все, туда и я. Детская неопытность. СМИ принося огромным вред: печатается один криминал. Куда подрастающее поколение ведут СМИ? А боевики чему учат? Насилию. С экранов телевидения пропагандируется насилие, желание разбогатеть любыми способами, но есть у нас четыре воинства: «Совесть, честь, долг и достоинство». Это необходимо взять на вооружение.

Беседа четвертая: «О толерантности»

«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» «Мы все – сестры и братья». «Если мы едины, мы непобедимы»…

Цель: Воспитывать уважение друг к другу, терпимость, желание воспринимать людей другой национальности как равных в обществе, имеющих одинаковые права и обязанности.

Беседа пятая: «Нет предела совершенству»

«Если б знала Земля о поступках своих обитателей,

Верно, диву далась бы: на что разум мы свой потратили?»

Цель: заставить учащихся задуматься над тем, что человек рождается познавать мир, созидать, уметь преодолевать различные трудности и испытания судьбы, нельзя разрушать, подавлять другого, унижать чье-либо достоинство, не отдавать предпочтение физическим удовольствиям и потребностям, ибо человек родится для того, чтобы хоть немного продвинуть себя и свой род к совершенству.

Стремитесь, люди, только к высоте.

Что красота? Пребудет и пройдет,

А тяга к красоте - не подведет!

Беседа шестая: «Кто есть кто?»

Классный час «Кто есть кто?» проводится отдельно для девочек и мальчиков.

Цель. В период созревания юноши и девушки стремятся найти себе пару. Помочь им не совершить ошибку, руководствоваться не только эмоциями, но и слушать правильный выбор.

Тезис. Семья вырастает из любви, живет любовью, дети родятся в любви. Создавая семью, молодые выбирают путь, по которому им вместе идти. Осилит ли эту трудную дорогу идущий. (На 1000 браков у нас 800 разводов) Почему?

Анкеты юношей говорят о том, что они хотели бы видеть жену умной, совестливой, честной, любящей, верной и преданной, чистосердечной, умеющей сохранять чувство своего достоинства, улучшать свой характер степенностью, быть веселой и гостеприимной.

Девочка – будущая мать, а мать – трудная миссия: надо иметь способность к самопожертвованию, невероятному терпению и терпимости, ибо любить конкретного человека бывает невыносимо тяжело. Он имеет свои привычки и не всегда уступает в ссоре, спорах. Девочка – жена должна быть во сто раз мудрее мужа – юноши. Человечество существует потому, что есть материнская любовь.

Каким девушка хочет видеть своего мужа? Он должен хорошо зарабатывать, любить жену предано и верно, любить детей, понимать жену, считаться с ее мнением, уметь понять ее, быть хорошим человеком, помогать жене, иметь спокойный и сдержанный характер.

Всегда ли юноша придет на выручку девушке, когда ее обижают, проявляет рыцарские качества, занимается ли спортом, чтобы быть сильным и оправдать понятие «быть мужчиной». «Быть мужчиной» - значит, взять на себя равную долю забот о семье, долю труда, уметь хранить то, что тебя окружает, преумножать только хорошее в семье, жить для своей семьи, хранить ее как Бог – ибо счастлив тот, кто счастлив в семье.

Наша социально-психологическая служба в творческом поиске методов и средств, помогающих в формировании социализации личностных качеств ученика, понимая, что каждый из нас «продукт» степени общественного развития личности. Надо помочь учащимся, стоящим на внутришкольном учете, найти свое место в жизни, научить умению жить в коллективе, обществе и быть счастливым.



Беседа как форма воспитательной работы в отечественной школе очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из учителей скажет достаточно исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь учителя вступают в контакт с детьми постоянно, часто - без подготовки, нередко - в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из учителей не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с учеником именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником...

Воспитательная беседа с учеником - в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.

Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила - алгоритмы, которые целесообразно учесть классному руководителю, беседующему с ребёнком.

«Общие правила» - это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона - личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.

Принципы поведения людей в межличностных контактах, сформулированные Д. Карнеги, - это азбука поведения здравомыслящего культурного человека. Это жизненно необходимые этические нормы, которыми должен владеть социально развитый гражданин современного общества. И где же этому учить, как не в школе?
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:


  1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми.

  2. Понять, что хочет ваш собеседник.

  3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.

  4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.

  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.

  8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.

  9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке

  10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

  12. Взывайте к более благородным мотивам.

  13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.

  14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.

  15. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

  16. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  17. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

  18. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

  19. Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор - очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.
Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы

Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе три главные возрастные группы: младшие школьники, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).

Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность - как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Структура потребностей человека такова:

младший возраст - потребность в защищённости, безопасности;

подростковый - потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

юношеский возраст - потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

взрослый - потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.


Беседа с младшим школьником

Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд - немотивированную.


Бесполезно давать многочисленные советы - малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе - поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно - учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом - внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:

Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.

Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель поведения.

Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.

Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).

Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах - это 99% успеха в воспитании!

Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.
Беседа с подростком

В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток - экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники - мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состя-заются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оцен-ки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание - в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения ученика: «Я знаю, ты хотел справедливости...»

Постарайтесь, чтобы подросток рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа - честными и прямыми словами передать случившееся, - это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше - добивайтесь честной, объективной оценки - важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, ученика и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ученик должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы - поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы - подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.
Беседа с учеником юношеского возраста

Ведущая потребность юношеского возраста - в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

По каким же правилам строить беседу со взрослым учеником?

Главная цель - привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже - точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц - родителей, друзей, юристов.

Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость - подлостью, кражу - кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние - шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное - дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей и в своих глазах. Нельзя, чтобы школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя - вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать то-го, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать.

Достижение выразительности педагогической техники - лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

Литература

Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).

Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. - № 6. – С. 154–164

Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76

Сазонов В. Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. – 2005. - № 6. – С. 93-102

Беседа С УЧАЩИМИСЯ

«Зачем я хожу в школу»

Вы выбрали разговор о школе.

Тема его «Зачем я хожу в школу».

Важен ли этот разговор для каждого из вас? Почему?

Сегодня нам предстоит выяснить, как каждый из вас относится к школе, какое значение она имеет для каждого. А, может быть, есть и такие ребята, кому она не нужна. Давайте выяснять.

Для дальнейшей работы нужно распределиться на группы.

1. Игровое упражнение.

Предлагаю всем встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить.

Закройте глаза.

Детям на спины скотчем приклеиваются рисунки: книга – 8 человекам, портфель – 8человекам. На столы ставятся 2 символа: портфель и книга

У каждого из вас спине приклеен символ, который подскажет, за какой стол нужно сесть. Помните, что вы не одни, и можете обратиться за помощью друг к другу.

Дети должны подходить друг к другу.

Посмотрите, все ли правильно расселись по своим местам.

Почему у вас всё получилось?

Смогли бы вы справиться с заданием, не общаясь друг с другом? Почему?

- Так, сформулируйте первую причину, зачем вы ходите в школу ( общение). .

Перед вами на столах ителлект – карты, сих помощью мы можем выразить все свои мысли. ассоциации. Когда вы слышите слово школа, какие Ассоциации у вас возникают, подпишите с помощью стрелочек. В школе вы действительно учитесь общаться с одноклассниками, ребятами из других классов, взрослыми людьми

- Конечно, общение общению рознь .

Предлагаю вам, поработать в группе, и составить правила общения в школе.

· будь всегда вежлив

· умей выслушать другого, не перебивай

· не конфликтуй

Назовите правила, которые вы выбрали.

Как не нужно общаться в школе? Почему?

Скажите, названные правила общения следует применять только в школе? Почему?

Конечно, школа – это место, где вы общаетесь. Но, есть и другие причины, зачем вы ходите в школу.

2. Анализ ситуации.

Мне очень нравится одна история, послушайте её.

Учиться никогда не поздно

Когда к старому учителю музыки пришёл новый ученик, все дети рассмеялись.

- Вы не туда попали, дедушка! - крикнул кто-то.

- Тихо, дети. Познакомьтесь, это дедушка Бао. Когда-то у меня учились его дети. Они давно выросли и стали известными людьми. Теперь Бао не надо работать, и он хочет осуществить свою мечту - научиться играть на флейте, - объяснил учитель.

- Разве старики могут учиться? - удивились дети.

- В учении неважно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером, - ответил учитель.

Первое время дети посмеивались над Бао, но вскоре старик научился играть на флейте так, что учитель стал давать ему отдельные уроки.

Прошло два года. Флейтиста Бао, как его теперь стали называть, приглашали во многие дома с концертами, хотя он ещё считался учеником.

- В этом году вместо заключительного экзамена лучшие ученики будут выступать на конкурсе флейтистов в столице, - объявил однажды учитель.

- А дедушка Бао тоже поедет? - поинтересовались ребята.

- Конечно, он же наш лучший ученик. Это будет его экзамен на звание музыканта.

Почётными гостями конкурса были король с королевой. Они приготовили приз для лучшего музыканта - золотую флейту.

Когда подошла очередь Бао, его не хотели пускать на сцену.

- Вы не туда попали, дедушка, это конкурс учеников! - сказали ему.

- А я ученик! - гордо ответил дедушка Бао. Своей игрой он заворожил весь зал. Даже король и королева встали, аплодируя ему.

Когда дедушке Бао вручили золотую флейту, его учитель произнёс:

- В учении неважно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером.,у чёба, вот, что главное!

Подумайте, согласны ли вы с ним.

Конечно, это учёба в школе.

Что подразумевается под словом учёба?

В школе вы получаете новые знания, изучаете новые предметы, становитесь умнее.

Что нового вы узнали за время обучения в школе?

3. Просмотр фильма.

- Общение и получение новых знаний – это, наверное, одни из главнейших серьёзных сторон вопроса «Зачем я хожу в школу?», но есть причины менее серьёзные, а, в некотором смысле, даже смешные. Посмотрите фильм. Постарайтесь запомнить некоторые из них.

Для прикола, просто так, наряды показать, все новости узнать, из-за оценок, для уроков, чтобы учиться – мне это в жизни пригодиться.

4. Мне в жизни это пригодиться.

- Зачем ребята ходят в школу?

Какие из причин смешные?

Какая важная?

Как же учёба в школе может пригодиться? Подумайте, обсудите в группах.

Хорошая учёба в школе – это залог успешного будущего. Не забывайте об этом.

5. Формулирование причин.

Мы говорили много, а назвали только три причины «Зачем вы ходите в школу». С помощью своих интеллект-карт назовите их: общение, учёба, успешное будущее.

А может быть есть другие причины, про которые мы не сказали? Назовите их.

6. Работа с пословицами.

Люди давно стали подмечать ситуации, связанные с разными сторонами жизни человека, в том числе и со школой, учёбой. Они высказывали мудрые мысли, которые стали пословицами, поговорками.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Эта пословица соответствует теме разговора? Почему?

Предлагаю вам сообща в группе сочинить свою пословицу о школе...

7. Общий свод причин.

Зачем человек ходит в школу?

1) Общаться.

2) Получать новые знания.

3) Для успешного будущего.

Распределите эти причины по степени значимости для себя на данный момент.

Что для вас из перечисленного важнее всего?

8. Итог. - Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов и, высоких результатов в вашей работе.