Меню

"живописные средства выразительности в искусстве". Введение

Аксессуары для ванной

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Архитектурное проектирование

Архитектурное эскизирование

Методические указания для студентов

специальности 270300.62 (Бакалавр архитектуры)

Красноярск

УДК 72.025.5(07)

ББК 38.7-09я73

Составитель: А. В. Сорокин

О-753 Архитектурное проектирование. Архитектурное эскизирование. Методические указания для студентов спец. 270300.62 – Бакалавр архитектуры [Текст] / сост. А. В. Сорокин – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 12 с.

Методические указания разработаны для студентов в рамках подготовки по специальности 270300.62 (Бакалавр архитектуры). Общий объем курса состоит из 38 часов аудиторных и 38 часов самостоятельной работы; общий объем часов – 76. Данная дисциплина поможет студентам приобрести знания и практические навыки в работе над эскизом, что поможет в работе над проектом, а так же в академических дисциплинах: рисунке, живописи, скульптуре, в работе над портфолио.

УДК 72.025.5(07)

ББК 38.7-09я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Введение

В данной методической разработке даётся методика работы над эскизированием, которая разбита на этапы. Каждый этап работы над эскизом несёт свою функциональную нагрузку. Например, первый этап фиксирует идею решения задач определённой темы, второй этап – «фор-эскиз» формирует фундамент композиции, решая вопросы формата, отношения силуэта изображаемой формы и силуэта окружения, рассмотрение силуэта изображаемой формы относительно разной линии горизонта. Третий этап- «эскиз» рассматривает ритм форм, ритм текстур, светотень, цветовое решение, выбор выразительных средств. При этом второй и третий этап являются камертоном, при разработке деталей в четвёртом этапе - «картоне». У каждого этапа есть свой размер, что не позволяет уйти от поставленных задач и решения вопросов в данном этапе. Большая ошибка в том, что нужно делать много эскизов, так как, увлекаясь этим этапом работы мы «перегораем», «остываем». И уже в самой работе исчезают эмоции, она становится сухой, безразличной. Если проанализировать, все эти «маленькие произведения» - эскизы, то по большому счёту они ни чем не отличаются друг от друга, лишь на нюансе видны их отличия: чуть ниже – чуть выше, чуть больше – чуть меньше… «Гореть» нужно в самой работе, оставляя в ней частичку себя, своей любви, создавая художественный изобразительный образ за счёт художественных выразительных средств, внутреннего духовного напряжения и твёрдой, уверенной рукой ремесленника. Эскизная работа должна выполнять конкретные задачи. Ведь эскиз – это ещё не картина, не скульптура, не здание…, а только слагающая часть её, хотя и главная, так как в нём зарождается идея создания художественного изобразительного образа. Этот метод даёт студентам ответы на вопросы: «С чего начать?», «Как вести работу?», «Чем заканчивать?». Овладев этой методикой, через выполнения ряда упражнений под руководством педагога вначале, ученику в дальнейшем не нужен будет учитель в работе над проектом, в рисунке, живописи, скульптуре, в работе над портфолио, в создании самостоятельных творческих процессах. Предложенная методика – это анализ эскизированиея зодчих разных эпох, стран, мировоззрений. Она применима для всех изобразительных видов искусств. Сама методика может постоянно развиваться и изменяться. Данная методика не есть «панацея». Это не правило и не закон – это наработки зодчих и художников разных эпох и стран, жизнеспособность которых проверено временем – самым лучшим экспертом. А так как искусство строится не только на эмоциях и индивидуальности мастера, но и на ремесле: мы должны изучать и умело использовать этот «багаж» знаний в своей работе.

Раздел 1 Выразительные средства изобразительного искусства, используемые в работе над эскизом

В изобразительном искусстве есть один закон – закон красоты, гармонии, который достигается созданием образа через форму простую или сложную. И есть множество выразительных средств, которые составляют язык зодчего. Главным выразительным средством в искусстве является композиция. Она присуща всем видам искусств. В переводе с латинского языка (composition) обозначает сложение, соединение в единое целое в определённом порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые вместе взятые, составляют определённую форму. Композиция – это гармоничное расположение изображаемой формы в формате, в пространстве экстерьера и интерьера, на ландшафте, это важнейший организующий компонент художественной формы придающей ей единство и цельность, соподчиняющей его элементы друг другу и целому.

Формат – плоскость материала, используемая в эскизировании, в работе, имеющая форму и размер. Выбор формата зависит от изображаемой формы и от идеи. Правильно найденный формат может усилить замысел или наоборот случайно взятый формат может разрушить цельность композиции, ослабить динамику, помешать обострению художественного образа. Есть форматы статичные - это когда при изображении формы в центре формата расстояние от силуэта формы до краёв формата равны (квадрат, круг…) и есть динамичные – когда расстояния от изображаемой формы до краёв формата не равны (прямоугольник, овал, ромб...).

Контраст – резко выраженное различие форм, характеристик элементов друг от друга. Контраст усиливает и подчёркивает различие свойств форм, делает их единство более напряжённым, впечатляющим. Это контраст: форм, масс, размеров, цвета, фактур, направлений…

Нюанс – отношение форм незначительно различающихся сравнительными свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие. Нюанс используется в борьбе с монотонностью, жёсткостью ритма в построении композиции.

Статика – состояние покоя, равновесия, устойчивость. В формате она достигается вводом в композицию горизонтальных или вертикальных форм, или одновременно и тех и других, стороны которых параллельны сторонам формата. Статика может быть усиленна форматами: квадратом или кругом, расположением формы в центре.

Динамика - состояние движения. В формате она достигается расположением формы под углом к сторонам формата, усиливается вытянутыми формами и расположением формы дальше от центра.

Ритм – одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству – упорядочение их расположения. Закономерное чередование линий. Пятен, тона, цвета, масс, фактур, форм, направлений… в формате. Важнейшим признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соотношении с этим повторность может быть двух типов: статическая и динамическая.

Доминанта – главенствующая, вызывающая на себя внимание, подчиняющая себе. Доминанта может быть: доминанта цвета, формы, тона, массы, размера.

Модуль – элемент. В композиции изобразительных видов искусств модуль применяется для создания фактуры, разнообразия светлого и темного, получаемых за счет уплотнения и разрядки расстояний между модулями. Модуль может измениться не только по размеру, но и по тону, и по цвету и по фактуре.

Симметрия – одинаковое расположение элементов, относительно какой – либо точки, оси или плоскости, называемых центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигуры вокруг центра. Оси или плоскости симметрии, элементы полностью замещают друг друга. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции.

Асимметрия – сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции для достижения единства формы особенно важна зрительная уравновешенность всех её частей по массе, фактуре, цвету. В сложной композиции симметричные группы элементов могут сочетаться с асимметричными.

Масштабность – соразмерность форм и её элементов по отношению к человеку, к окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности – реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

Пропорции – размерное отношение двух элементов (частей) формы. Отношение большой формы к деталям и отношение деталей между собой к большой форме.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности.

Фактура (рисунок материала) – свойства, характеризующие общее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая…). Фактура материала зависит от плотности и величины микро искажений поверхности. Один из пределов – гладкие поверхности, у которых элементы фактуры так малы, что они зрительно не различаются. Другой предел – когда элементы фактуры по всей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. Фактура создаёт зрительный образ формы и выступает одним из источников осязательной информации. Восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одной форме, часто приводит к дробности к дисгармонии. Текстура (ощутимость фактуры) – наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материла, из которого сделана форма.

Стилизация – преобладание в изображении условных, декоративных форм над реалистической передачей действительности, упрощение формы до степени её узнаваемости, считываемости; отказ от второстепенных деталей, оставляя лишь характерные детали формы, обостряя её.

Линия и пятно – являются основными выразительными средствами, которые несут на себе не только функцию языка данного изобразительного вида искусства, но также задают настой в формате листа: подъём (вертикаль и диагональ вверх), падение (вертикаль и диагональ вниз), беспокойство (пунктир), покой (горизонтальная прямая), неуверенность (линия из точек), нервозность, жёсткость, гротесковость (ломанная, угловая линия), приближение (толстая линия)… Пятно чаще работает на силуэт, поддерживает линию в листе, организует плоскость листа, работает в контраст белому.

Светотень – свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности, материалом и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объёма и рельефа, способна обобщить или расчленить объём или поверхность предмета. Тени собственные и отбрасываемые предметами организуют изобразительную плоскость. Собственная тень на самом объекте создаёт иллюзию реальности (трёх мерности). Тень, отбрасываемая объектом на другую поверхность, позволяет установить соотношения между предметом и окружающей средой. Свет подчёркивает объём непрозрачных тел, освещая их поверхность, определяет их положение в пространстве. Когда свет падает на форму спереди, то форма как бы утрачивает свою объёмность. Если источник света находится сзади – против света, то в этом случае не свет, а тень скрадывает наличие объёма, форма воспринимается как силуэт. Когда источник света расположен сбоку от объекта, то скользящее освещение придаёт предмету большую объёмность и подчёркивает края и выступы. Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией объекта. Объекты строго геометрического очертания образуют жёсткую геометрическую тень, которая подчиняется линейной перспективы. Тела неопределённой формы отбрасывают расплывчатую тень. Порою тени по форме интересней и забавней самих предметов, которые их отбрасывают. Это зависит от угла падения лучей источника света, и расстояния между источником светом и формой (при искусственном освещении).

Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражённого или излучаемого ими света. Цвет – активное композиционное средство. Основные характеристики цвета: цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности), ахроматические цвета (белый, серый, чёрный), хроматические цвета (цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), тёплая гамма (жёлтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния), холодная гамма (зелёный, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния).

Выразительные средства могут организовывать плоскость, при этом не разрушая её, но также могут в этой изобразительной плоскости организовывать пространство, точнее говоря иллюзию глубины интерьера, экстерьера при определённых решениях выразительных средств:

Линия – организация плоскости за счёт характера линий (тонкая, толстая, плавная, нервная, жёсткая, лёгкая, тяжёлая, равномерная, прерывистая, пунктирная); организация пространства за счёт изменения толщины линий, контрастности их начертания.

Силуэт – организация плоскости за счёт однородности по тону пятна силуэта форм, составляющих силуэт изображаемой формы; организация пространства за счёт разного тона силуэтов, составляющих силуэт изображаемой формы.

Светотень – организация плоскости при низкой линии горизонта, когда собственные и падающие тени находятся на предмете и заднике; организация пространства при нормальной и высокой линии горизонта, когда раскрывается предметная плоскость, на которую падает падающая тень от изображающих форм.

Текстура – организация плоскости за счёт чередования дробных пятен, состоящих из модулей одного размера и цельных пятен; организация пространства за счёт направления модулей, увеличения и уменьшения их размера.

Цвет – организация плоскости при ритме локальных цветов, организация пространства при тональных отношения цвета.

Тон организует пространство, если мы рассматриваем его при изменении насыщенности от светлого к тёмному или от тёмного к светлому, при равномерной насыщенности он организует плоскость.

Симметрия организует плоскость, но не решает пространство, ассиметрия, напротив, разрушает плоскость и организует пространство.

Нюанс организует плоскость, а контраст – пространство.

Живопись - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Произведение искусства, выполненное красками, нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии. В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.

Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII-XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение. По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.

Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.

Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца. Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров. Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета. В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени.

Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д. Формировались различные живописные системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком. В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита. Переворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на ее развитие, было появление импрессионизма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов, и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование. Появляется абстрактная живопись, которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что, несомненно, приведет к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

Данная работа поможет воспитателям разобраться и понять язык живописи. А затем раскрыть своим воспитанникам авторский замысел художественного произведения. В картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов - все служит художнику для раскрытия его замысла,его мыслей и чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»

Сообщение.

«Художественные средства выразительности

в пейзажной живописи»

с использованием презентации

В рамках работы районного методического объединения

«Изобразительная деятельность в ДОУ

Воспитатель высшей

Квалификационной категории

Командрина М.М.

г.п. Вербилки

1слайд Введение.

Мир искусства прекрасен и удивителен. Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности. Педагог учит раскрывать душу ребенка для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое, и удивительное.

Незаменимым средством формирования духовного мира ребенка является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и потому близко ребенку дошкольного возраста.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эмоционально воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык живописи.

(2 слайд) Художественные средства выразительности

Знакомя детей с пейзажной живописью, мы раскрываем перед ними картину окружающего мира, при этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на ней предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразием его мастерства, что побудило художника написать эту картину, знакомим с секретами изображения, которые помогают художникам создавать картины, очень похожие на реальную природу.

(3-4 слайд)

И 1секрет художника это цвет. Цвет - душа живописи, без цвета живопись не существует. Цвет - это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи - доводить до предела, как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения.

С помощью цвета художник может показать время года, время суток, состояние погоды.

(5-6-7слайд)

Художник с помощью цвета может показать своё настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко («Золотая осень» И.Левитана). Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро («Зима» И.Шишкина). Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение. Например, цвета, смешанные с черной краской, звучат таинственно, загадочно, тревожно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок создает ощущение опасности, тревоги.

Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Живописными средствами художник создаёт неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

(8 слайд) Композиция

Композиционное построение картины также о многом может нам рассказать.

1тайна композиции: что такое линия горизонта и зачем она нужна в картине.

Линия горизонта , помогает художнику выстроить картину, определить величину пространства неба и земли помогает передать глубину пространства, наметить планы - что находится близко, что далеко, что еще дальше.

(линейная перспектива) То, что расположено близко, изображено ярко, крупно, подробно, видны все детали.

(воздушная перспектива ) Чем дальше предметы, тем меньше они по размеру и бледнее по цвету.

«Золотая осень. Слободка» И. И. Левитан.

(9 слайд)

2 тайна: почему художник располагает линию горизонта по-разному - высоко, по середине картины, низко.

Итак, линия горизонта есть почти во всех пейзажных картинах, но в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник, она может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по середине картины, то вообще забирается высоко наверх.

На картине «Золотая осень» В. Поленова

линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба. Художник обращает наше внимание на красоту земли золотой осенью.

Значит, высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле.

(10 слайд)

Рассмотрим другую картину «В голубом просторе» А. Рылова

Художник изобразил линию горизонта низко. Почему?

Чтобы нарисовать больших летящих лебедей и чтобы было просторно в голубом небе. Огромное, просторное голубое небо с легкими облаками. Кажется, что облака летят наперегонки с лебедями. Внизу картины, ниже линии горизонта, мы видим небольшую полоску темно-синего моря. Свежий ветер поднимает мелкие волны, кое-где они кудрявятся пенными барашками. Справа - небольшой каменистый остров, покрытый остатками снега, а слева - парусник. Корабль далеко, и поэтому художник изобразил его маленьким. Но видно, что корабль стремительно движется: его паруса наполнены ветром.

Удивительная картина! Кругом простор, свобода, жизнь!

(11 слайд)

Картина «Грачи прилетели» А. Саврасов

Линия горизонта проходит по середине картины. О чем хотел нам рассказать художник в этой картине? О том, что пришла весна. Грачи - вестники весны. Если закрыть небо на картине листом бумаги, это будет красиво? Нет! Тогда не видны будут вершины берез с птичьими гнездами и грачами. А если закрыть землю - опять плохо: не видно, что происходит на земле со снегом. Эта картина - ожидание тепла, яркого солнца, буйной весны! Этого ждут и земля и небо. Вот почему художник расположил линию горизонта по середине картины.

«Золотая осень» И. Остроухов.

Но бывает, что линия горизонта полностью не видна, потому что ее закрывают деревья, дома или другие предметы. Вот так бывает и на картинах: эта линия «прячется» от нас. Иногда линия горизонта вообще «убегает» с картины. Обычно это бывает тогда, когда художник рисует какой - то кусочек пейзажа.

(12 слайд)

Формат картины также имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувствования и переживания.

Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувствований.

«Февральская лазурь» И. Грабарь, «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Осенний день. Сокольники» И. Левитан.

Художник выбрал вертикальное построение полотна картины, чтобы показать огромность старого парка, его глубину, длину аллеи. Низкая линия горизонта дает возможность открыть даль, глубину и протяженность аллеи, ширь и значительность объектов на переднем плане, выделить их яркостью и рельефностью объемов. Мы чувствуем, что настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется легкая печаль, грусть, задумчивость и тишина.

(13 слайд)

Горизонтальный формат - передаёт широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность.

«Лесные дали» И. Шишкин, «Золотая осень» В. Поленов.

Формат полотна картины «Гималаи» Н. Рериха, длинный, горизонтально положенный прямоугольник. Это и позволило художнику показать протяженность, величие горной страны. Художник показал только вершины гор. Этим он подчеркнул, как высоки горы.

(14 слайд)

«Рябинка» И. Грабарь.

В картине очень тихо, спокойно. Основное внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.

(15 слайд)

Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаги, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна. Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник наложил краску на бумагу или холст. Краска может ложится густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазочков. Они могут быть похожи на точки, полосочки, волны, запятые.

«Марсельский порт» П. Синьяк – картина написана мазками, которые похожи на кирпичики - полосочки.

«Скалы в Бель-Иль» К. Моне . – мазки похожи на волны и запятые

(16 слайд)

Характер линий – прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы.

Ветка берёзы нежная, тонкая, ласковая.

А ветки дерева закручены и переплетены. Дерево похоже на волшебника или дракона.

(17 слайд)

Ритм линий – ритмом линий можно создать образ добрый или злой, печальный или веселый. Стройные березки тянуться вверх. Их ровные стволы создают свой ритм.

Травы создают ритм спокойного движения.

Ветер обдувает пески, и они создают ритм волнистых линий - змеек.

(18 слайд) Ритм пятен.

Художник может использовать ритм. В изобразительном искусстве ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных, черных или белых пятен.

Т. Маврина «Ландыш пел» (акварель)

Таким ритмом цветов и листьев художник создал веселое настроение. Цветы как будто танцуют и поют, а листья хлопают в ладоши.

Т. Маврина «Правый берег реки Лутосни». (фрагмент - тушь, перо)

Ритм черного пятна беспорядочный, немного тревожный.

(19 слайд) Ритм пятен передает движение. Оно может быть спокойное, быстрое, беспорядочное.

На картине А. Рылова «В голубом просторе» птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм.

В работе Е. Чарушина «Воробьи» - ритм и движение совсем другие. Может быть, эти воробьи слетелись на день рождения к своему другу? Именинник в центре, а гости окружили его хороводом.

(20-21 слайд) Характер форм

В этих плавных формах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Представим себе, что в гости к князю Гвидону плывет флот царя Салтана. У царя и его друзей хорошее, доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело. И вдруг на своем пути они встретили флот злых пиратов.

(22 слайд) Заключение.

Мы с вами совершили путешествие в особый мир – мир изобразительного искусства.

Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности ? Прежде всего радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого . Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать .

Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.

Очень важно , чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел . Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик.

В картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Произведения художников учат ребят
фантазировать . Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

Линия горизонта цвет композиция Время года Состояниепогоды Линия горизонта Характер образа Характер формы Характер линий рисунок Время суток Формат полотна Язык живописи Настрое ние Колорит Цветовая гамма картины Величие Стройность Возвышен ность Широта панорамы протяженность, пространственность, монументальность. Спокой ствие Линейная перспектива Воздушная перспектива Замысел худож ника, выделение главного выразительность мазков. Ритм линий, пятен

Цвет Средства выразительности «Золотая осень» В. Поленов «Зима» И. Шишкин «Весна. Большая вода» И.Левитан

«Сумерки. Стога» И. Левитан «Закат» А. Рылов «Мокрый луг» Ф. Васильев

Теплые цвета веселые, радостные, звучат громко. «Золотая осень» И.Левитана Настроение Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро. «Зима» И. Шишкин

«Аленушка» В. Васнецов «Зимой в провинции» Н. Крымов

А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. «Последний день Помпеи» Карл Брюллов

Линия горизонта помогает наметить планы - что находится близко, что далеко, что еще дальше. «Золотая осень. Слободка» И. И. Левитан.

«Золотая осень» В. Поленов

«В голубом просторе» А. Рылов

«Грачи прилетели» А. Саврасов «Золотая осень» И. Остроухов.

Формат картины «Февральская лазурь» И. Грабарь «Осенний день. Сокольники» И. Левитан. Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувств.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественные средства выразительности в пейзажной живописи. 2 часть Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко» Подготовила воспитатель Командрина Марина Михайловна

«Лесные дали» И. Шишк ин «Гималаи» Н. Рерих Горизонтальный формат передаёт широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность.

«Рябинка» И. Грабарь Квадратный формат обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

Мазок в живописи Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна. «Марсельский порт» П. Синьяк «Скалы в Бель-Иль» К. Моне

Характер линий

Ритм линий

Ритм пятен. Т. Маврина «Ландыш пел» Т. Маврина «Правый берег реки Лутосни».

А. Рылов «В голубом просторе» Е. Чарушин «Воробьи» Ритм пятен передает движение

Как может говорить форма? В этих плавных формах больше спокойствия и доброты. А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Характер форм

Спасибо за внимание.

Используемая литература: « Знакомство с пейзажной живописью» Н.А.Курочкина. 2000 Санкт-Петербург: Детство-Пресс. «Искусство и ты» Е.И. Коротеева. 1997 Москва: Просвещение. «Дошкольникам о живописи» Чумичева Р.М. 1992. Москва: Просвещение. Интернет ресурсы.


в искусстве"

Материал подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ № 11 «Колокольчик»

Живопись занятие для слепцов.

Художник рисует не то, что видит,

а то, что чувствует.

Пикассо Пабло

Изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. Язык? Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т. д. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.

В работах, установлено, что дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Язык изобразительного искусства многообразен. С младшего дошкольного возраста надо формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) затем обратить внимание детей на средства образной выразительности.

Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К, Д,Флавицкий писал свое произведение не для детей. Впечатлительный ребенок заметил страх и муку. Очень сильное впечатление. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства – сострадание, сочувствие.

Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане характерно полотно В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина «Мир Конец войне» Ее содержание – возвращение матери с войны, измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина чувств и отношений!

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Портрет это не просто воспроизведение черт конкретного человека. Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художественными средствами он подчеркивает самое существенное в человеке, многообразие его качеств: физических, нравственных, эмоциональных, интеллектуальных. Способами передачи эмоционального состояния человека являются выразительные движения: мимика, жест, поза. Художник раскрывает внутренний мир человека, дает психологическую характеристику переживаний, используя изобразительный «язык человеческих чувств».

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком и неунывающим веселым солдатом, и озорной девчонкой… Способность поставить себя на место другого, испытать радость, удивление, или огорчение порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Благодаря знакомству с портретом ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания об известных деятелях науки и искусства, о сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях , моральных нормах и правилах.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение , создает поэтический образ природы. И. Левитан, И. Шишкин, К. Коровин - певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека.

Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности и т. п.) способны выразить пейзажи и натюрморты. Они передают красоту природы, эстетические представления о ее красоте, возникшие у художника. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в близких людях. В процессе знакомства с произведениями живописи и графики дети узнают некоторые термины: картина, живопись, графика, линия, композиция, динамика (или движение), изображение, мазки, холст и т. п. Не все эти термины дети будут использовать в активной речи, но они должны слышать правильный, образный язык искусства.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства как вида деятельности в детском саду - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. В процессе общения ребенка с явлениями изобразительного искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Занимаясь изобразительным искусством, старший дошкольник не только замечает общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следит за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает ему реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Ребенок может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке - наиболее яркое выразительное средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Леонтьева Е И)

Другое выразительное средство - характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника - является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например

Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования.
Например, такая сложная композиционная задача, как расположение на широкой полосе, становится понятнее детям при рассматривании картины. Воспитатель обращает их внимание на то, как художник разделил ее на две части - землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдаленные предметы рисуются выше, почти без деталей. Дети видят, что деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии. Можно рассмотреть несколько картин на одну тему, где использован один и тот же прием расположения, чтобы дети лучше усвоили его. При рисовании воспитатель, напомнив о виденном на картине, предлагает детям подумать, сколько места займут небо, земля. Затем, разделив их тонкой линией, ребята начинают рисовать.

Младший дошкольный возраст

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных ви­дов искусства через художественный образ. Готовить к посещению куколь­ного театра, выставке детских работ и т. д.

Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что у ребенка движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.
Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, нева­ляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Развивать умение располагать изображения по всему листу.

Средняя группа

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предме­тов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Формировать умение выделять и называть основные средства вырази­тельности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Дети этого возраста передают несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. В этом возрасте развивается способность сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.
Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Обращают внимание дети на передачу соотношения предме­тов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Правильно передают расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносят их по величине.

Старшая группа

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей . Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы , рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).
В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности

Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).
Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Продолжать совершенствовать умение переда­вать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литера­турных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отли­чия в рисунках

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день - наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель , цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Заме­чать и выделять выразительные решения изображений.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетиче­ское восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоя­тельной художественной деятельности.

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

Создает изображения предметов (с натуры, по представле­нию); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Подготовительная группа

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
Например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.
Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы.
Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов.
Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуще­ствлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких дета­лей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмично­сти расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равно­мерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворе­ний, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Совершенствовать умение изображать предметы, пе­редавая их форму, величину строение, пропорции, цвет, композицию.

Приобщение к изобразительному искусству

Формировать основы художественной культуры. Продолжать разви­вать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творче­ской деятельности людей., о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать ху­дожественное восприятие произведений изобразительного искусства. Про­должать знакомить детей с произведениями живописи; И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри». «Иван-царевич на Сером волке») и др.

Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учрежде­ний дополнительного образования и культуры в художественном воспита­нии детей. Организовывать семейные посещения музея изобразительных ис­кусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.