Меню

Неврастения у подростков. Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика

Гидроизоляция

Вероятность заболеть неврозом у подростков немного ниже, обычно невротическое состояние идет уже из детства. Подростковый невроз отличается взрослой симптоматикой, обычно различают неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний . На течение болезни сильное влияние оказывает семейная ситуация, к тому же подростки подвержены страхам – ведущему клиническому проявлению при невротизации. Как протекают подростковые неврозы, что входит в лечение?

Похожее на сайте:

Симптоматика

Симптомы истерического невроза у подростков проявляются в стремлении всегда быть в центре внимания. При этом присутствуют резкие смены настроения, капризы, подросток может заплакать, а через некоторое время кардинально поменять эмоцию на положительную реакцию.

Истерические проявления в старшем школьном возрасте являются причиной психотравмирующей ситуации. Такие дети часто подвержены внутренним конфликтам, они недовольны положением в семье, школе, ущемлены как личности.

Неврастения наиболее распространена среди детей, в том числе и подросткового возраста. Основные симптомы неврастении:

  • быстрая утомляемость;
  • раздражение на фоне усталости;
  • мнительность;
  • головные боли;
  • нарушение сна.

Невроз навязчивых состояний у подростков характеризуется двумя видами:

  • навязчивые движения или действия.

У подростков на первый план выходит страх смерти, например, от остановки сердца или от какой-либо болезни. Юноши и девушки с фобическим неврозом имеют высокую тревожность, имеется боязнь выполнить задание и потерпеть неудачу. Например, девятиклассник боится отвечать у доски, несмотря на хорошие знания предмета. Симптомы невроза часто дополняют заикание, энурез, бессонница .

Невроз страха

В основе невротического страха у старших школьников лежит боязнь ожидания и общая робость, тревога. Страх у подростков связан с межличностным общением, ситуацией в семье. Симптомы усугубляют такие черты характера, как эмоциональная ранимость, неуверенность в себе.

Невроз страха у молодых людей может быть кратковременным, но иногда затягивается на несколько лет. В этом случае развивается мнительность, высокая тревожность, ипохондрия.

Отмечено, что подростковые страхи часто отражают тревоги родителей. Тревожная и мнительная мама передает свое беспокойство чаду, делая его беззащитным.

Влияние семейной ситуации

Симптомы невроза у подростков усугубляет семейная обстановка. Неспособность родителей справляться с воспитанием и учитывать возрастные особенности ребенка часто и провоцирует невротизацию. Психотерапевты не рассматривают лечение неврозов у подростков без анализа семейных отношений. Основные моменты неблагоприятного родительского сценария:

  1. Личностные особенности родителей. Принципиальные, нетерпимые, предъявляющие завышенные требования к подростку. Родители не принимают своего ребенка, в семье отсутствуют теплые отношения, присутствует формальный подход к переживаниям.
  2. Родители не принимают взросления, они относятся к чаду, как к слабому и беспомощному ребенку. Подростку не дают проявить самостоятельность, естественные желания запрещаются. Часто в таких семьях запрещено говорить о половых вопросах, секс и любовные отношения преподносятся как что-то грязное. Развивающееся половое взросление сталкивается с моральными ограничениями и запретами.
  3. В семье сложная ситуация, конфликты, ссоры, на взрослеющего ребенка никто не обращает внимания. Иногда чадо может использоваться как средство борьбы между ссорящимися родителями, что только усугубляет невротическое состояние.

Предэкзаменационный невроз

Неврозоподобное состояние может возникнуть у подростка на почве подготовки к выпускным экзаменам в девятом или одиннадцатом классе. Основные признаки расстройства:

  • Паника;
  • Нарушение сна;
  • Депрессия;
  • Отказ от еды;
  • Плаксивость.

Родителям на заметку. Если вы заметили подобные признаки у своего ребенка на почве подготовки к экзаменам, то не стоит откладывать посещение специалиста, в частности психотерапевта. Лечение длительное, но оно поможет подростку спокойно сдать экзамены. К тому же по результатам медико-педагогической комиссии можно провести для конкретного ученика экзамен в менее волнительной обстановке.

  • 2.1. Особенности исследования психических процессов и состояний у детей
  • 2.2. Патопсихологическое обследование детей дошкольного возраста
  • 2.3. Исследование психических процессов у детей школьного возраста
  • 2.4. Нейропсихологическое обследование детей
  • 3. Методы исследования отклонений в личностном развитии детей
  • 3.1. Методы интегральной оценхи личности ребенка в контексте его социальной ситуации развития
  • 3.2. Методы исследования структурных компонентов личности
  • 4. Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности
  • 4.1. Причины возникновения отклонений в личностном развитии
  • 4.2. Первичные и вторичные дефекты
  • 4.3. Частные и общие нарушения развития
  • 4.4. Нарушения межфункционального взаимодействия
  • 5. Нарушения темпа психического развития
  • 5.1. Задержка психического развития
  • 5.2. Недоразвитие психических процессов
  • 6. Органические нарушения психики
  • 6.1. Минимальная мозговая дисфункция
  • 6.2. Нарушения межполушарного взаимодействия
  • 6.3. Расстройства речи
  • 6.4. Эпилепсия и эписиндром
  • 6.5. Ранний детский аутизм
  • 7. Дисгармоническое развитие личности
  • 7.1. Нарушения эмоциональной регуляции как основа дисгармонического развития
  • 7.2. Психологическая структура психопатий
  • 7.3. Невроз как проявление внутриличностного конфликта
  • Рекомендуемая литература
  • 8. Специфика нарушений в психическом развитии у подростков
  • 8.1. Акцентуации и психопатии
  • 8.2. Неврозы у подростков
  • 8.3. Начальные проявления психических заболеваний
  • 8.4. Нарушения влечений
  • 8.5. Психологическая помощь в кризисных состояниях
  • 9. Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних
  • 9.2. Новообразования 8 структуре личности ребенка, препятствующие процессу социализации
  • 9.3. Типология социально дезадаптированного поведения
  • 9.4. Делинквентное и криминальное поведение как крайние формы социальной дезадаптации
  • 9.4.1. Асоциальные группировки
  • 10. Аддиктивное поведение несовершеннолетних
  • 10.1. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
  • 10.1.1. Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте
  • 10.2. Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков
  • 10.2.1. Гиперпротекция
  • 10.2.2. Гиполротекция
  • 10.2.3. Неконгруэнтность в общении; альтернирующее воспитание
  • 10.3. Влияние отклонений в развитии психики ребенка на возникновение аддиктивного поведения
  • 10.4. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению
  • 10.4.1. Мотивационная сфера
  • 10.4.2. Самосознание, образ «я»
  • 10.4.3. Противоречивость самооценки и уровня притязаний
  • 10.5. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
  • 10.5.2. Поисковый полинаркотизм
  • 10.5.3. Фоновый полинаркотизм
  • 11.Особенности формирования личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью
  • 11.1. Определение понятий: алкогольная семья, созависимость
  • 11.1.1. Понятие «созависимость»
  • 11.2. Социальная ситуация развития ребенка в алкогольной семье
  • 11.2.1. Секрет семьи
  • 11.2.2. Непредсказуемость, страх и тревога
  • 11.2.3. Альтернирующее воспитание. Неконгруэнтность в общении
  • 11.2.4. Недостаток внимания к ребенку
  • 11.3. Типы реакций детей на алкогольную ситуацию в семье
  • 11.3.1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения»
  • 11.3.2. «Клоун», «шут» или любимец семьи
  • 11.3.3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок
  • 11.3.4. Ответственный ребенок, или «герой семьи»
  • Рекомендуемая литература
  • 12. Современные методы психологической коррекции и консультирования
  • 12.1. Цели и принципы консультативно-коррекционной работы
  • 12.2. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция
  • 12.2.1. Групповая психологическая коррекция
  • 12.2.2. Коррекция страхов
  • 12.3. Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития
  • 12.4. Психотренинг
  • 13. Изменение социальной ситуации развития ребенка как один из методов психологической коррекции
  • 13.1. Многоаспектность проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка
  • 13.2. Система многостороннего оценивания как способ психолого-педагогической коррекции личностного развития подростка
  • 13.3. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка путем дифференциации обучения
  • 13.4. Ранняя профессиональная ориентация как поиск
  • 14.1. Тренинги, повышающие адаптивность к различной микросоциальной среде
  • 14.2. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие личности
  • 14.3. Коррекция развития отдельных функций
  • Послесловие
  • 1. Ответы к задачам
  • 2. Примеры выполнения заданий обследуемыми
  • 3. Стимульные материалы и описание методик
  • 3.1. Образцы рассказав
  • 3.2. Тест школьной тревожности (Стимульный материал)
  • 3.3. Методика «Лесенка самооценки» (Стимульный материал)
  • 3.5. Личностная шкала проявления тревоги 1 (j. Teylor, 1953)
  • 3.6. Шкала тревожности (Автор а. М. Прихожан, 1989)
  • 3.7. Методика pari
  • Опросный лист
  • 3.8. Методика анализа семейного воспитания (асв)1 (Авторы 3. Г. Зйдемиллер, в. В. Юстицкий, 1987)
  • 1.Уровень протекции в процессе воспитания.
  • 4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала н).
  • 2. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет подростка.
  • 3.10. Шкала депрессии
  • 3.12. Проба на внушаемость (Рекомендована в. Рожновым, 1972)1
  • 3.13. Симптомокомплексы теста «Дом–дерева_человек»
  • 3.14. Методика «Выбор задач различной степени сложности» (Стимульный материал)
  • 8.2. Неврозы у подростков

    Как уже отмечалось выше, в подростковом возрасте неврозы встречаются значительно реже, чем в детском, так как те факторы, которые приводят к неврозам в детском возрасте, у подростков чаще вызывают нарушения поведения. Несмотря на это, неврозы отмечаются у 12% подростков обычных школ.

    Выделяются такие же формы расстройств, как и у взрослых: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы, заикание. Помимо этого встречаются специфические для подростков пограничные состояния: дисморфомания, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлечения.

    Неврастения проявляется в повышенной утомляемости и раздражительности. Наблюдаются расстройства сна, головные боли, снижение настроения. Подростки с трудом (за счет переутомления) справляются со школьной программой, отмечается раздражительность, плаксивость. Могут быть соматические жалобы – ощущение вялости, сонливости, боли в сердце и животе, головокружение и т. д. При патопсихологическом обследовании отмечается выраженная ис-тощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Память и внимание обычно в границах нормы, иногда незначительно снижены. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка обычно низкая, особенно по факторам «здоровье», «эмоциональная устойчивость». При обследовании с применением проективных методов на первый план выступают проекции переживаний по поводу состояния своего здоровья. Часто отмечается акцентуация астено-невротичес-кого и лабильного типа. Если не проводить своевременного лечения, то возможно невротическое развитие личности с фиксацией на соматических расстройствах, возникновение страха смерти. При обнаружении проявлений неврастении у

    подростков желательна консультация невропатолога или психиатра, проведение рационально-разъяснительной коррек-ционной работы.

    Фобический невроз в подростковом возрасте возникает обычно под воздействием какой-либо психотравмирующей ситуации, но иногда может проявляться как заострение черт сенситивной и психастенической акцентуации. Содержание страхов зависит от возраста: если у дошкольников преобладает страх темноты, одиночества, собак и т. д., то у подростков – страх смерти и тревога, связанная с ситуациями общения. В подростковом возрасте общение со сверстниками занимает одно из ведущих мест в иерархии ценностей, значимо также желание быть «таким как все»: если подросток неуверен в себе, то может быть достаточно однократной незначительной ситуации конфликта со сверстником, чтобы возник страх общения. Это могут быть разнообразные страхи: страх речи, публичных выступлений и т. д. В некоторых случаях эти опасения направляются на свое тело – подросток боится, что он может покраснеть или начнется бурчание в животе и т. д. Поэтому подросток начинает избегать ситуаций общения со сверстниками, а затем и со взрослыми, при необходимости общаться он ведет себя скованно, напряженно и убеждается по реакции окружающих, что он «действительно не такой как все», что «все обращают на него внимание». Это еще больше усиливает невротическое состояние подростка.

    При патопсихологическом обследовании не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов. Самооценка занижена, но, в отличие от депрессивных состояний, это снижение не является равномерным, а затрагивает именно те особенности личности, которые связаны с неврозом. При описании картин ТАТ выражены проекции страха общения, при сохранной потребности в контактах. По результатам обследования с помощью ПДО в большинстве случаев отмечается акцентуация черт характера сенситивного или лабильного типа. Чаще всего страхи общения проходят с возрастом, но в некоторых случаях они могут сохраниться в течение всей жизни. При выявлении такого типа страхов после консультации с психиатром желательно проведение психокоррекционных мероприятий. (Подробнее о психокоррекционных мероприятиях см. гл. 12.)

    К другой группе фобических состояний относится страх смерти. Он может быть направлен на себя – подросток боится заразиться, заболеть СПИДом или онкологическими заболеваниями. Чаще страх направлен на других людей – подросток боится смерти матери по какой-либо причине или боится своими действиями причинить ущерб здоровью окружающих. Эти страхи часто сопровождаются возникновением защитных ритуалов: мытьем рук, совершением всевозможных «охранительных действий» (постукивание по мебели, ходьба по определенным линиям пола и т. д.). Эти ритуальные действия выполняются подростком «чтобы ничего не случилось», а если выполнить их не удается, возникает интенсивное чувство тревоги. При патопсихологическом обследовании этих подростков выявляется, что их психические процессы находятся в границах нормы. Иногда отмечается легкая инертность, недостаточность переключаемости внимания. При обследовании по методике ПДО преобладает психастенический тип акцентуации, иногда шизоидный или сенситивный. Описания картин ТАТ, методика «неоконченных предложений» позволяют уточнить содержание страхов.

    При отсутствии лечения и психокоррекционной работы ритуалы могут закрепляться и сохраняться на всю жизнь. При усилении чувства тревоги они могут изменяться, становиться более вычурными, заметными для окружающих. Во всех случаях невроза с ритуальными действиями обязательна консультация психиатра, так как нужно провести дифференциальную диагностику с начальными формами шизофрении.

    К специфическим подростковым состояниям относятся такие явления, как нервная анорексия (упорное стремление к похудению) и дисморфомания (уверенность в наличии уродства, дефекта внешности). Эти состояния могут быть признаками иных психических заболеваний (прежде всего шизофрении), но также встречаются и как пограничные состояния. Их возникновение связано с естественным для подростков желанием быть внешне привлекательным, соответствовать идеальным представлениям о человеке. Отклонения от этого идеала (несколько избыточная масса тела, большие уши, кривые ноги и т. д.) воспринимаются как страшное уродство, и подросток прилагает все усилия по «исправлению» имеющегося (или воображаемого) дефекта. Большую роль в развитии этих состояний играют неосторожные замечания со стороны значимых для подростка людей: педагогов, родителей, иногда сверстников.

    Нервная анорексия. Это состояние характеризуется упорным стремлением к похудению, убежденностью в излишней массе тела. Такая болезнь описана в исследованиях М.В. Коркиной.

    Нервная анорексия обычно возникает у девочек 12-15 лет с несколько ускоренным темпом полового созревания. Для этих подростков характерно сочетание эпилептоидного типа акцентуации с чертами демонстративности, высокой конформностью. Иногда при обследовании по ПДО отмечается повышение индекса маскулинности над феминностью. Благодаря такому типу личности, девочки обычно хорошо учатся, отличаются большой усидчивостью и настойчивостью. В подростковом возрасте, за счет быстрого полового созревания, у таких девочек отмечается несколько избыточная масса тела. Для возникновения анорексии бывает достаточно шуток сверстников, высказываний учителя о том, что полнота безобразна. В некоторых случаях не удается обнаружить таких психотравмирующих факторов, а девочка сама приходит к выводу о том, что ее внешность не соответствует идеалу. После этого девочка начинает стремиться к похудению, ограничивает себя в пище. Если в начале эти ограничения касаются в основном калорийной, углеводной пищи, то затем распространяются на все блюда. Иногда диета отличается вычурностью; например, одна из девочек принимала «только жидкую пищу», питалась кофе и бульоном. При некоторых видах анорексии пища не ограничивается, но после еды вызывается обильная рвота. Помимо режима питания, девочки усердно занимаются изнурительными физическими упражнениями: часами наклоняются, приседают и т. д. Это приводит к быстрому снижению массы тела, но, несмотря на это, они не прекращают голодания и занятия физкультурой. Аппетит в начале заболевания нормальный, затем несколько снижается. Из-за физического

    истощения у девочек прекращаются менструации, нарушается работа эндокринных желез, усиливается рост волос по всему телу. Хотя масса тела значительно снижается (при росте 160 см она может доходить до 28 кг), девочки продолжают воспринимать себя как полных, бояться пополнеть, после каждого приема пищи чувствуют, что «жиреют». При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов в сочетании с некоторой инертностью. Нарушений памяти и интеллекта обычно нет. В таких случаях нужно исследовать процесс мышления, так как иногда анорексия встречается при других заболеваниях (в частности, при шизофрении). Самооценка резко занижена по параметру «внешность», при адекватной самооценке по всем остальным параметрам. Проекции «прошлого, настоящего, будущего» связаны только с изменениями массы тела и красотой. При описании картин ТАТ иногда отмечается недостаточное отождествление с женскими персонажами, некоторая инфантильность мотивации. В картине семейных отношений преобладает холодность, формальность взаимоотношений с матерью при большой эмоциональной насыщенности и конфликтности отношений с отцом.

    В ходе лечения в стационаре, систематически проводимой психокоррекционной работе удается изменить представление девочек о красоте, добиться увеличения массы тела до нормы. В дальнейшем некоторые девушки продолжают сохранять вес на нижней границе нормы, некоторые полностью выздоравливают, но бывают случаи резкого увеличения веса с сопутствующей депрессией. После лечения девочки нуждаются в периодическом наблюдении психолога, так как психотравмы, периоды депрессий могут привести к возобновлению анорексии. Если признаки анорексии возникают у мальчиков, то необходима срочная консультация психиатра, так как в большинстве случаев это служит симптомом психического заболевания.

    По механизмам, сходным с анорексией, возникает дис-морфомания. Как уже отмечалось, иногда она основывается на реальных, но малозаметных недостатках внешности (веснушки, оттопыренные уши и т. д.), но бывает и не связана с какими-либо реальными причинами. Подростки в зависимости от своей настойчивости и наличия искажений мышления изобретают различные способы борьбы с этим «уродством». Иногда это специальные прически, одежда и т. п., в некоторых случаях подросток может стремиться к хирургическому исправлению «дефекта». В более тяжелых случаях борьба со своим недостатком принимает нелепый, вычурный характер: подросток перестает выходить из дому, так как «все обращают на него внимание», закрывает лицо платком, надевает на нос прищепки («для исправления его формы») и т. д. Рациональному разъяснению убежденность в наличии дефекта практически не поддается. При обращении подростка или его родителей с жалобами такого рода необходима срочная консультация психиатра.

    При патопсихологическом обследовании нарушения со стороны памяти и внимания обычно не обнаруживаются. Обязательно тщательное исследование процессов мышления, так как достаточно часто встречаются искажения (в виде разноуровневости, разноплановости суждений, ориентации на слабые признаки и т. д.). Самооценка занижена. При обследовании по ПДО отмечается шизоидный, сенситивный, иногда лабильный или психастенический тип акцентуации. При описании картин ТАТ иногда отмечаются нарушения эмоционального восприятия, проекции идей отношений.

    При пограничном уровне расстройств и своевременном лечении возможно благополучное выздоровление. При психотическом уровне необходимо длительное лечение и динамическое наблюдение районного психиатра.

    Одной из задач школьного психолога является консультирование подростков с отклоняющимся поведением и направление их на обследование к психиатру, в случае обнаружения проявлений психических заболеваний.

    Мы живем в странную эпоху. С каждым днем все больше разных развивающих игр и методик для детей, а у родителей все меньше времени, на то, чтобы с детьми играть. Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

    Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

    С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

    Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?

    Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

    Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины. Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка. Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

    • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
    • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражении ЦНС ребенка;
    • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).

    Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

    К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

    Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

    1. Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
    2. Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
    3. Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
    4. Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
    5. Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
    6. Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
    7. Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

    Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

    • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
    • психологические причины.

    Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

    На период жизни 3 года – 6 лет (ребенок дошкольного возраста) приходится возрастной кризис 3 лет. Он связан с формированием «Я»-концепции ребенка, малыш начинает осознавать себя, свои желания, свое отличие от окружающих. Одно это порождает почву для стрессов и конфликтов. К тому же, именно в этом возрасте происходит первый опыт социализации (ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения), идет активное формирование речи и мышления (большая психоэмоциональная нагрузка). Пик родительских разводов тоже чаще всего приходится именно на этот возраст (3 года – 6 лет). Все эти факторы в совокупности создают почву, на которой формируется невроз у детей, проявляются его первые признаки и симптомы.

    На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель. И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка. У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

    Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

    Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.


    Симптомы и виды

    Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

    • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
    • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
    • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
    • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
    • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
    • спазматические боли в области сердца или желудка;
    • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.

    И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

    • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
    • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
    • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
    • страхи, фобии;
    • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).

    В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

    1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
    2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
    3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
    4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
    5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.

    И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.


    Методы реабилитации и профилактика

    Лечение невроза у детей осуществляется с помощью таких специалистов:

    • невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику);
    • детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания);
    • психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых);
    • другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист).

    Комплексное и своевременное лечение невроза у детей помогает полностью устранить симптомы заболевания. Но помните, что особая уязвимость нервной системы вашего ребенка – это качества, заданные ему природой на всю жизнь.

    Именно поэтому такое значение имеет профилактика неврозов у детей. И основная роль тут отводится именно родителям.

    Чтобы обеспечить психическое здоровье вашего малыша, соблюдайте следующие несложные правила:

    1. Создайте ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
    2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку).
    3. Обязательно обеспечьте ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение.
    4. При психологических проблемах в семье, не затягивайте визит к семейному психологу.
    5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).
    6. Используйте при необходимости доступные дома средства релаксации (хвойная ванна, аромалампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика и методы мышечной релаксации, прием успокоительных трав и сборов). Детей постарше можно обучить медитации. Йога хороша для всех возрастов, сейчас существует даже беби-йога для малышей.

    И неврозы у детей, и подростковые неврозы проще предупредить, чем лечить. Но, хотя лечение невроза у детей и непростая задача, полное выздоровление возможно при условии, что вы обратитесь к специалистам как можно раньше.

    Вам также может быть интересно

    Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

    Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

    С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

    Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях - полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?

    Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

    Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины. Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка. Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

    • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
    • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражении ЦНС ребенка;
    • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).

    Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

    К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

    Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

    1. Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
    2. Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
    3. Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
    4. Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
    5. Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
    6. Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
    7. Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

    Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

    • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
    • психологические причины.

    Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

    На период жизни 3 года - 6 лет (ребенок дошкольного возраста) приходится возрастной кризис 3 лет. Он связан с формированием «Я»-концепции ребенка, малыш начинает осознавать себя, свои желания, свое отличие от окружающих. Одно это порождает почву для стрессов и конфликтов. К тому же, именно в этом возрасте происходит первый опыт социализации (ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения), идет активное формирование речи и мышления (большая психоэмоциональная нагрузка). Пик родительских разводов тоже чаще всего приходится именно на этот возраст (3 года – 6 лет). Все эти факторы в совокупности создают почву, на которой формируется невроз у детей, проявляются его первые признаки и симптомы.

    На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель. И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка. У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

    Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

    Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.

    Симптомы и виды

    Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

    • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
    • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
    • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
    • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
    • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
    • спазматические боли в области сердца или желудка;
    • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.

    И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

    • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
    • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
    • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
    • страхи, фобии;
    • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).

    В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

    1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
    2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
    3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
    4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
    5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.

    И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.

    Методы реабилитации и профилактика

    Лечение невроза у детей осуществляется с помощью таких специалистов:

    • невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику);
    • детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания);
    • психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых);
    • другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист).

    Комплексное и своевременное лечение невроза у детей помогает полностью устранить симптомы заболевания. Но помните, что особая уязвимость нервной системы вашего ребенка – это качества, заданные ему природой на всю жизнь.

    Именно поэтому такое значение имеет профилактика неврозов у детей. И основная роль тут отводится именно родителям.

    Чтобы обеспечить психическое здоровье вашего малыша, соблюдайте следующие несложные правила:

    1. Создайте ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
    2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку).
    3. Обязательно обеспечьте ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение.
    4. При психологических проблемах в семье, не затягивайте визит к семейному психологу.
    5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).
    6. Используйте при необходимости доступные дома средства релаксации (хвойная ванна, аромолампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика и методы мышечной релаксации, прием успокоительных трав и сборов). Детей постарше можно обучить медитации. Йога хороша для всех возрастов, сейчас существует даже беби-йога для малышей.

    И неврозы у детей, и подростковые неврозы проще предупредить, чем лечить. Но, хотя лечение невроза у детей и непростая задача, полное выздоровление возможно при условии, что вы обратитесь к специалистам как можно раньше.

    Детский невроз: симптомы и лечение

    Неврозы у детей довольно частое явление, которое при своевременном обращении к специалисту, поддается лечению. К сожалению, многие родители не считают невроз серьезным заболеванием, и считают, что с возрастом все пройдет само по себе. Это ошибочное мнение может серьезно навредить малышу, ведь даже небольшое психическое отклонение требует консультации специалиста и заботливого отношения со стороны родителей.

    Что такое детский невроз и почему он возникает

    Невротические расстройства у детей являются разновидностью психических заболеваний обратимого характера, без искажения восприимчивости к реальному миру. По статистике, к моменту окончания начальной школы, более половины детей испытывают проблемы с нервной системой. Это связано в первую очередь с повышенными нагрузками на детскую психику.

    У малышей до трех лет невротическое расстройство возникает по физиологическим причинам, а позднее, по море взросления ребёнка, подключаются и психологический факторы. Причины неврозов у детей младшего возраста могут быть:

    • Гипоксия плода во время беременности, возникшая в результате тяжелого протекания беременности или наличия других хронических заболеваний будущей мамы;
    • Поражение центральной нервной системы младенца во время родов;
    • Частые болезни малыша в младенческом возрасте, пониженный иммунитет.

    Психологическое расстройство у детей после трех лет возникает под влиянием не только физиологических причин, но и психологических:

    • Неблагоприятная обстановка в семье, частые скандалы и ссоры родителей. По статистике, развод родителей является одним из главных факторов возникновения детского невроза;
    • Долгое и тяжелое привыкание к детскому саду.

    Психологи утверждают, что невротическое состояние чаще всего возникает у детей, с определенными особенностями психологического состояния:

    • Гиперчувствительность и эмоциональность. Такие дети слишком тяжело переносят расставание с мамой даже на короткий период.
    • Беззащитность.
    • Склонность к страхам и беспокойствам.
    • Замкнутость. Все обиды и переживания малыш прячет глубоко внутри себя, не выплескивая эмоции наружу.
    • Впечатлительность.
    • Потребность самоутвердиться.

    Дети именно с такими особенностям характера более подвержены психологическим расстройствам.

    Неврозы у детей и подростов возникают аналогичным способом: на основе психоэмоциональных и физиологических факторов. Физиологические причины у подростков следующие: тяжелые роды, хронические заболевания нервной системы, низкий иммунитет. А вот психологические причины невроза у подростка зависит от возрастной группы, в котором он пребывает.

    Первый возрастной кризис у ребенка наступает примерно в три года, когда маленькая личность начинает себя осознавать, как отдельного человека, со своими потребностями и желаниями. Также в этом возрасте дети обычно начинают посещать детский сад, что является своеобразным эмоциональным испытанием. По данным статистики, именно на этот период жизни ребенка чаще всего выпадает развод родителей. В возрасте трех лет ребенок наиболее уязвим, и ему как никогда требуется забота и внимание родителей.

    Следующий возрастной кризис приходится примерно на семь лет. В этот период начинается школьная эпоха, в которой немаловажную роль играет первый учитель. По большей части именно от него зависит, как быстро ребенок привыкнет к учебному процессу, как произойдет адаптация в школьном коллективе. Социальная значимость теперь проявляется через достижения в учебе. Не стоит упускать из внимания и возросшие информационные нагрузки на ребенка. Совокупность всех факторов может вызвать у психологически слабого ребенка нервное расстройство.

    Неврозы у детей и подростков после двенадцати лет в основном возникают на фоне гормонального перестроения организма. Постоянные смены настроения, конфликты с окружающими, депрессии – наиболее частые признаки этого возраста.

    Таким образом, невроз у детей может возникнуть под влиянием следующих факторов:

    • Нежелание взрослых находить компромисс в общении с подрастающим поколением;
    • Избыток или дефицит внимания со стороны родителей;
    • Сложная семейная обстановка;
    • Навязывание взрослыми своей модели поведения, чрезмерная опека;
    • Запугивание в детском возрасте сказочными героями;
    • Отсутствие полноценного отдыха;
    • Проживание в плохих жилищных условиях;
    • Круглосуточная занятость родителей, воспитание посторонними людьми;
    • Неполная семья;
    • Хронические заболевания, в том числе и нервной системы;
    • Генетическая предрасположенность к неврастении;
    • Умственные и физические перенапряжения, недосыпание.

    Симптомы

    Детские неврозы имеют физиологические и психологические признаки. К симптомам физиологического характера относят:

    • Нарушение сна. Первыми проявлениями невроза у детей является прерывистый сон или бессонница, появление ночных кошмаров.
    • Снижение аппетита. Малыш все чаще отказывается от еды, возможны рвотные рефлексы во время приема пищи. У подростков иногда фиксируется анорексия.
    • Частые головокружения, головные боли.
    • В теле ощущается слабость, повышенная утомляемость.
    • Неврозы у детей дошкольного возраста часто проявляются в виде недержания мочи, нервного кашля.
    • Нервные подергивания конечностями, появление судорог.

    Помимо физиологических симптомов, неврозное состояние сопровождается и психологическими признаками:

    • Частые истерики, дети младшего возраста могут падать на пол и рыдать.
    • Раздражительность.
    • Появление всевозможных фобий.
    • Затяжная депрессия (наиболее часто встречается в подростковом возрасте).

    Родители не должны оставлять без внимания перечисленные симптомы, чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее можно вылечить детский невроз.

    Виды детских неврозов

    В зависимости от проявляющихся симптомов, неврозы у подростков и детей младшего возраста бывают следующих видов:

    • Истерический.
    • Истерический вид невроза характеризуется падением отпрыска на пол с диким криком и плачем.
    • Астенический.

    Астеническое психическое расстройство сопровождается повышенной несдержанностью ребенка, раздражительностью, плаксивостью. Малейшее эмоциональное перенапряжение провоцирует невротический приступ, нарушение сна и аппетита.

    Невроз навязчивых состояний

    Данный вид невроза проявляется в двух разновидностях: фобический невроз (боязнь темноты и замкнутого пространства) и обсессивный невроз (навязчивые движения в виде покусывания губы или шмыганья носом).

    Депрессивный

    Депрессивный невроз чаще наблюдается у подрастающего поколения. Подросток испытывает желание уединиться, побыть наедине с собой. Голос в этом случае всегда тихий, спокойный, без лишних эмоций.

    Ипохондрический

    При проявлении ипохондрического расстройства дети очень беспокоятся о своем здоровье, мысль о любой болезни становится для них настоящим кошмаром.

    Анорексия

    Расстройство аппетита на фоне неврологического заболевания сопровождается срыгиванием, рвотой. Данное состояние может возникнуть при насильных попытках взрослых накормить малыша.

    Невротическое заикание

    Заикание может возникнуть у малыша при сильном стрессе, испуге, сильной психологической травме. Нередко дети начинают заикаться, когда родители пытаются раньше времени активизировать умственное и речевое развитие ребенка.

    Диагностика

    Большое значение в лечении невроза у детей является его ранняя диагностика. Чем раньше доктор диагностировал заболевание, тем легче оно поддается терапии. Диагностика у детей выглядит следующим образом:

    • Изучение отношений в семье, взаимодействие родителей и детей.
    • Выявление генетической предрасположенности к неврологическим заболеваниям.
    • Беседа психолога с ребенком, в ходе которой специалист должен выявить причины невротического состояния. Для выявления причины может использоваться специальная терапия, основанная на рисовании малышом своих страхов.
    • Подведение итогов и главный ответ на вопрос: как лечить невроз у ребенка.

    Чаще всего диагностика начинается с беседы с родителями, которые обрисовывают общую ситуацию. Только доверительные отношения между психологом и родителями являются залогом успешного лечения детских неврозов. Не стоит забывать, что профилактика детских неврозов в основном зависит от родителей. Своевременная профилактика позволяет не допустить серьезных осложнений и необходимости лечения у психотерапевта.

    Лечение

    Лечение неврозов у детей редко начинается с медикаментозной терапии, и это главное отличие от взрослых психологических расстройств. Практически все седативные препараты имеют противопоказания детского возраста. Поэтому главная задача терапии – выявить основную причину неврологического заболевания, и устранить ее. Если причина не будет найдена – болезнь будет прогрессировать с ухудшающимися симптомами. Использование лекарственных средств, позволительных в детском возрасте, принесет только временное облегчение, но никак не вылечит малыша.

    Условно, психотерапию детских неврозов можно разделить на два вида.

    Семейная терапия

    Сначала психолог беседует с членами семьи, выявляется общая внутрисемейная обстановка, отношения между родителями, детьми и старшим поколением. Затем беседы проходят с участием ребенка. В ходе взаимодействия, психолог выявляет конфликтные ситуации и наблюдает за реакцией на них малыша. Таким образом, выявляется причина невроза.

    Индивидуальная психотерапия

    В первую очередь, психолог налаживает с маленьким пациентом тесный духовных контакт и доверительные отношения. Далее врач объясняет подростку, что у него существует психологическая проблема, с которой необходимо бороться. Очень часто при помощи рисования маленький пациент выражает свои истинные эмоции, черты характера, творческий потенциал.

    Профилактика неврозов детей имеет не меньшее значение, чем само лечение. Основную роль в этом случае играют родители, которые должны нормализовать соотношение сна и отдыха своего отпрыска, уменьшить эмоциональную и физическую нагрузку. Профилактика детских неврозов должна осуществляться при малейшем подозрении на неврологическое расстройство и после комплекса лечебных мероприятий. Благоприятная обстановка в семье, любовь и понимание, способны преодолеть любые трудности по мере взросления подрастающего поколения.

    Неврозы у подростков

    По официальным данным Всемирной Организации Здравоохранения, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний увеличилось только в 1,6 раза. Среди подростков с нервно-психической патологией 36 % страдают неврозами.

    Об этой распространенной среди подростков форме нервно-психической патологии рассказывает главный психотерапевт Пензы, директор научно-практического центра «Психотерапия», академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Сгибов.

    Владимир Николаевич, как часто неврозы возникают у подростков?

    Каковы же причины неврозов у подростков?

    Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

    Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

    К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

    Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

    Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

    Какие же симптомы появляются у больного неврозом?

    - Это значит, что невроз излечим?

    К кому же обращаться больному с неврозом?

    С помощью же психотерапии можно изменить отношение к психотравмирующей ситуации, т.е. к причине невроза, и тогда недуг проходит и человек выздоравливает. При наступлении болезни, пусть нетяжелой, лечиться все-таки следует под наблюдением врача-психотерапевта. Основным методом лечения неврозов является психотерапия. Другие методы лечения при неврозах могут иметь лишь дополнительное значение (массаж, физиотерапия, рефлексотерапия, психофармакотерапия). Однако, использование этих средств без применения психотерапии нередко лишь отвлекают внимание больных неврозами от истинных причин их расстройств и создают иллюзию излечения без приложения собственных усилий, которые требуются при проведении серьезной психотерапии. Поэтому улучшение не будет сохраняться долго, если невротические проблемы остаются нерешенными, а их нельзя решить только с помощью физических методов и лекарственных препаратов.

    Владимир Николаевич, что означает термин «психотерапия»?

    Сегодня психотерапия - это активно развивающаяся область теории и практики во всем мире, где медицинский психолог и психотерапевт становятся ключевыми фигурами в решении проблем человеческих взаимоотношений, семейных и внутриличностных конфликтов, бизнеса и здоровья.

    Какова же цель психотерапевтического лечения?

    Где же в Пензе можно получить квалифицированную помощь подростку больному неврозом?

    Болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если у вашего ребенка появились первые признаки невроза, необходимо обратиться к специалистам.

    Подростковый невроз

    Так же, как и взрослые, подростки могут весьма активно реагировать на стрессы, которые являются следствием сложных жизненных ситуаций. Зачастую первые признаки развития невроза остаются незамеченными, поскольку значительную часть времени подросток проводит вне дома (в школе или в компании друзей). За ребенком в пубертатном периоде нужно следить особенно пристально, поскольку весьма высока вероятность развития нервных расстройств, а лечение невроза у подростков нужно начинать как можно раньше.

    Причины подростковых неврозов

    У подавляющего большинства подростков еще не окончательно сформировано ровное отношение к нормам, принятым в социуме. В связи с этим у них достаточно часто возникают конфликты в школе (со сверстниками или даже педагогами) и на улице.

    Основными причинами нервных расстройств в подростковом возрасте являются психотравмирующие ситуации и характерная для периода полового созревания гормональная перестройка организма.

    Симптомы неврозов у подростков

    Последствия чрезмерной нагрузки на нервную систему определяются личностными особенностями. В результате психических травм у одних развивается подавленное состояние и нарушения сна, у других – возникают навязчивые беспокойные мысли и немотивированное чувство страха, а у третьих – появляется подростковый истерический невроз.

    Наиболее часто у подростков выявляются:

    • неврастения;
    • невроз сердца;
    • желудочный невроз;
    • истерический невроз;
    • невроз навязчивых состояний.

    Важно: Невротические расстройства нередко приводят к формированию девиантной модели поведения.

    К числу основных симптомов неврастении и других видов подросткового невроза относятся:

    • проблемы с учебой;
    • быстрое утомление при умственных нагрузках;
    • подавленное состояние;
    • повышенная раздражительность;
    • головокружения;
    • головные боли;
    • бессонница;
    • заниженная самооценка;
    • ипохондрия.

    Лечение невроза подростков

    Лечение неврозов у подростков – задача квалифицированного психотерапевта. Ни в коем случае не следует оставлять симптомы без внимания или стараться справиться с возникшей проблемой исключительно в семейном кругу. Только специалист сможет установить тип невротического расстройства, выявить истинную причину его появления и назначить адекватное лечение.

    При подростковом неврозе лечение в целом не отличается от терапевтических методик при нервных расстройствах у взрослых. Психогенные расстройства являются обратимыми!

    Пациенту показана психотерапия и аутогенная тренировка. Большую пользу приносят дозированные физические нагрузки и занятия спортом.

    При выявлении серьезных расстройств, врач может назначить медикаментозное лечение – прием седативных (успокаивающих) средств и препаратов из группы транквилизаторов.

    Успех лечения во многом зависит от микроклимата в семье. Если подросток находит понимание и получает поддержку со стороны родителей, то от невроза он может избавиться за довольно короткое время.

    выезд в область Задайте вопрос

    При использовании любых материалов сайта,

    Бесплатная первичная консультация

    Заказать обратный звонок

    Лицензия на осуществление медицинской деятельности: ЛО303 от 20.10.2016. ОГРН3465. Берегите себя - обращайтесь только к лицензированным специалистам!

    В чем особенность протекания подросткового невроза

    Вероятность заболеть неврозом у подростков немного ниже, обычно невротическое состояние идет уже из детства. Подростковый невроз отличается взрослой симптоматикой, обычно различают неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. На течение болезни сильное влияние оказывает семейная ситуация, к тому же подростки подвержены страхам – ведущему клиническому проявлению при невротизации. Как протекают подростковые неврозы, что входит в лечение?

    Симптоматика

    Симптомы истерического невроза у подростков проявляются в стремлении всегда быть в центре внимания. При этом присутствуют резкие смены настроения, капризы, подросток может заплакать, а через некоторое время кардинально поменять эмоцию на положительную реакцию.

    Истерические проявления в старшем школьном возрасте являются причиной психотравмирующей ситуации. Такие дети часто подвержены внутренним конфликтам, они недовольны положением в семье, школе, ущемлены как личности.

    Неврастения наиболее распространена среди детей, в том числе и подросткового возраста. Основные симптомы неврастении:

    • быстрая утомляемость;
    • раздражение на фоне усталости;
    • мнительность;
    • головные боли;
    • нарушение сна.

    Невроз навязчивых состояний у подростков характеризуется двумя видами:

    У подростков на первый план выходит страх смерти, например, от остановки сердца или от какой-либо болезни. Юноши и девушки с фобическим неврозом имеют высокую тревожность, имеется боязнь выполнить задание и потерпеть неудачу. Например, девятиклассник боится отвечать у доски, несмотря на хорошие знания предмета. Симптомы невроза часто дополняют заикание, энурез, бессонница.

    Невроз страха

    В основе невротического страха у старших школьников лежит боязнь ожидания и общая робость, тревога. Страх у подростков связан с межличностным общением, ситуацией в семье. Симптомы усугубляют такие черты характера, как эмоциональная ранимость, неуверенность в себе.

    Невроз страха у молодых людей может быть кратковременным, но иногда затягивается на несколько лет. В этом случае развивается мнительность, высокая тревожность, ипохондрия.

    Отмечено, что подростковые страхи часто отражают тревоги родителей. Тревожная и мнительная мама передает свое беспокойство чаду, делая его беззащитным.

    Влияние семейной ситуации

    Симптомы невроза у подростков усугубляет семейная обстановка. Неспособность родителей справляться с воспитанием и учитывать возрастные особенности ребенка часто и провоцирует невротизацию. Психотерапевты не рассматривают лечение неврозов у подростков без анализа семейных отношений. Основные моменты неблагоприятного родительского сценария:

    1. Личностные особенности родителей. Принципиальные, нетерпимые, предъявляющие завышенные требования к подростку. Родители не принимают своего ребенка, в семье отсутствуют теплые отношения, присутствует формальный подход к переживаниям.
    2. Родители не принимают взросления, они относятся к чаду, как к слабому и беспомощному ребенку. Подростку не дают проявить самостоятельность, естественные желания запрещаются. Часто в таких семьях запрещено говорить о половых вопросах, секс и любовные отношения преподносятся как что-то грязное. Развивающееся половое взросление сталкивается с моральными ограничениями и запретами.
    3. В семье сложная ситуация, конфликты, ссоры, на взрослеющего ребенка никто не обращает внимания. Иногда чадо может использоваться как средство борьбы между ссорящимися родителями, что только усугубляет невротическое состояние.

    Предэкзаменационный невроз

    Неврозоподобное состояние может возникнуть у подростка на почве подготовки к выпускным экзаменам в девятом или одиннадцатом классе. Основные признаки расстройства:

    Родителям на заметку. Если вы заметили подобные признаки у своего ребенка на почве подготовки к экзаменам, то не стоит откладывать посещение специалиста, в частности психотерапевта. Лечение длительное, но оно поможет подростку спокойно сдать экзамены. К тому же по результатам медико-педагогической комиссии можно провести для конкретного ученика экзамен в менее волнительной обстановке.

    Лечение подростковых неврозов

    Лечение невроза у старших школьников стоит начинать как можно раньше, чтобы симптоматика не закрепилась. Важно участие родителей, их помощь и желание помочь родному чаду.

    Врач после обследования может назначить медикаментозную терапию, учитывается степень расстройства и общее состояние ребенка.

    Параллельно необходима психотерапевтическая помощь и лечение. Специалист может порекомендовать как индивидуальные сеансы, так и групповые. Основная задача – работа с психотравмирующей ситуацией, которая привела к невротическому заболеванию.

    Температура воды при закаливании

    Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.


    Даже очень внимательные родители не всегда могут заподозрить у ребенка невроз. Вспыльчивость и раздражительность они объясняют сложным характером, сонливость и апатию считают последствием переутомления в школе, замкнутость и грусть воспринимают как неизбежные проявления переходного возраста. Однако все это может быть проявлениями заболевания, требующего лечения.

    Каковы же симптомы невроза у подростков?

    Признаки подросткового невроза

    Дело в том, что неврозы у подростков не всегда сопровождаются соматическими симптомами. Иногда подростковые неврозы проявляются только в форме нарушения поведения. Но чаще всего имеют место как физические, так и психологические признаки заболевания:

    • высокая утомляемость, особенно при умственных нагрузках;
    • невнимательность, забывчивость, рассеянность;
    • тревожность и беспокойство;
    • гнев и раздражительность;
    • плаксивость;
    • трудности в общении с родственниками, друзьями;
    • бессонница или повышенная сонливость, ночные кошмары;
    • страхи, фобии, навязчивые идеи;
    • мышечная слабость или судороги;
    • головная боль;
    • боль в сердце;
    • нарушение пищеварения (тошнота, рвота, запор);
    • бледность кожи;
    • головокружение.

    Невроз может протекать практически незаметно на протяжении длительного периода. В благоприятных условиях наблюдается постепенное улучшение самочувствия, а в условиях повышенного умственного напряжения, эмоциональных травм и стрессов симптомы невроза у подростков возобновляются.

    Нельзя игнорировать проявления невроза. Опасно ожидать, что подросток сможет «взять себя в руки» и самостоятельно преодолеть заболевание.

    Как справиться с подростковым неврозом?

    Невроз не является необратимым расстройством, поэтому поддается лечению. Но при условии, что заниматься лечением будет исключительно врач. Самостоятельное назначение лекарственных препаратов в лучшем случае окажется бесполезным, в худшем – значительно усугубит состояние подростка.

    Обращение к врачу-неврологу – первый шаг в лечении невроза у подростков. Специалист установит причины и симптомы заболевания, оценит тяжесть заболевания, подберет соответствующее лечение – строго индивидуально!

    Помимо медикаментозного лечения подростку может потребоваться помощь психолога или психотерапевта. Очень эффективны как персональные, так и групповые терапевтические сеансы.

    В процессе лечения на родителей и других членов семьи возлагается большая ответственность – поддерживать благоприятный эмоциональный климат в семье, соблюдать режим дня, не допускать стрессов, следить за количеством умственных и физических нагрузок подростка.