Меню

Киевские князья Аскольд и Дир: годы жизни, правление, история. Аскольд и дир - загадочные князья киева

Плитка


Аскольд - варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864-882 гг. (правил совместно с Диром).

В истории восточнославянского мира IX век, на середину которого приходится завершение процессов становления государственности и формирования феодальных отношений, стал весьма сложным и переломным моментом. Согласно «Повести временных лет», в это время существовало два раннегосударственных объединения: северное, с центром в Новгороде, где княжил варяг Рюрик, и южное, с центром в Киеве. Киевский стол занимал князь Аскольд - выдающийся государственный деятель раннесредневековой Европы. Именно при его правлении Киевское государство переживает общий подъем, уверенно выходит на мировую арену, становится важным фактором тогдашней международной политики. Аскольд принял титул кагана, который воспринимался современниками как императорский и свидетельствовал о политических амбициях киевского властителя.

К сожалению, летописные сведения об Аскольде не всегда соответствуют действительности, они довольно скупы, а порой и противоречивы. Более того, почти всегда имя Аскольда упоминается рядом с именем его брата Дира. По сообщению «Повести временных лет», Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика, скандинавами по происхождению. В 862 г. они захватили Киев и стали киевскими князьями. Однако в более древнем Киевском летописном своде никаких сведений о прибытии Аскольда и Дира в Киев нет, лишь упоминается, что они в нём княжили. У историков имеются веские основания считать Аскольда и Дира последними представителями княжеской династии, основанной полулегендарным Кием. Так, еще в XV в. польский хронист Ян Длугош, знаток русских летописей, писал: «После смерти Кия, Щека и Хорива их сыновья и племянники правили в русских землях, пока наследование не перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру». Большинство современных исследователей разделяет это мнение и считает Аскольда потомком Кия, младшим братом Дира, прямым и законным наследником киевского престола.

Военная деятельность. Походы против Византии

Князь Аскольд осуществил ряд мероприятий, способствовавших укреплению Киевского государства. Предпринимались многочисленные походы, основным направлением которых были юг и юго-восток. Точно неизвестно, в каком году Аскольд пришел к власти, но уже в 852-853 гг. его дружина принимала участие в борьбе с арабами в Закавказье, а в 864 г. русское войско достигло берегов Каспийского моря. Огромное внимание уделял киевский князь борьбе с кочевой Степью. В Никоновской летописи (XVI в.) находим датированную 864 г. запись о. гибели сына Аскольда: «Убиен бысть от болгар Оскольдов сын». Под «болгарами» здесь следует понимать тюрко-язычных кочевников, известных под названием «черных», кочевавших у южных границ Руси. В 867 г. Аскольд двинулся на печенегов, которые стали вытеснять из Нижнего Поднепровья венгров. Поход был удачным. «…Избита множество печенег Оскольд и Дир», - сообщает летописец. Беспокоило князя Аскольда и состояние северных рубежей: в 866 г. был осуществлен победоносный поход на кривичей.

Наибольшее же значение имели прославленные походы князя Аскольда против Византийской империи и заключенные с греками мирные соглашения. Первый поход приходится на 860 г. Киевское войско и флот неожиданно окружили Константинополь и вынудили имперскую администрацию заключить мирный договор. Момент для молниеносного удара был выбран очень удачно: весной 860 г. император Византии Михаил во главе 40-тысяч-ного войска отправился на войну с арабами, а византийский флот отплыл к острову Крит для борьбы с пиратами. В столице остался небольшой гарнизон, явно недостаточный для обороны городских стен. Внешнеполитическими трудностями и слабостью империи незамедлительно воспользовался Аскольд. Появление доселе невиданного грозного войска русичей не на шутку испугало жителей Царьграда. «Народ от страны Северной, и племена поднялись от краев земли, держа лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумит, будто море», - писал константинопольский патриарх Фотий в «Окружном послании». Во второй своей проповеди Фотий признавал, что Византия не смогла дать отпор «варварам» - русам, захватившим «бесчисленные богатства». Греки вынуждены были уплатить киевскому кагану огромную контрибуцию и согласились выплачивать дань, которая должна была идти на содержание русских купцов в Византии. По словам венецианского хрониста Иоанна Дьякона, победители возвратились на Русь «с триумфом».

Заключением нового, также весьма выгодного для Киева, соглашения увенчалось нападение Руси на Принцевы острова в Мраморном море в 863 г. Это соглашение закладывало экономическое основы пребывания русских купцов и дипломатов в греческой столице.

В 866 г. Аскольд вновь собирает войско и отправляется на двухстах кораблях в третий поход на Царьград. Но на сей раз фортуна отвернулась от князя - неожиданно разразилась страшная буря. Нестор-летописец в «Повести временных лет» приводит полулегендарную историю об этих событиях: «Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви Святой Богородицы во Влахернах. И вынесли они с песнями знаменитую ризу Пресвятой Богородицы, и обмакнули в море её полу. В то время было тихо, море было спокойно, и вдруг поднялась буря с ветром, и огромные волны разбросали корабли язычников-русов, и прибило их к берегу и переломало так, что яко мало их оттаковыя беды извергнуты и в свояси возвратишася». «И был в Киеве плач большой», - констатирует летописец. князь аскольд киевский византийский

Несколько лет понадобилось князю Аскольду, чтобы построить новые корабли и собрать сильное войско. В 874 г. русичи снова двинулись на Константинополь. Но и на этот раз битва не состоялась. Греки предложили Аскольду мир. Был заключен новый договор, максимально удовлетворявший интересы киевской стороны.

Походы на Византию имели огромное значение. Русь была признана великой державой, достойной противницей империи. Она прочно утвердилась на побережье Черного моря, которое в тогдашних документах даже называли «Русским морем». С новым государством вынуждены были считаться вес страны Средиземноморского региона.

Крещение Руси. Загадка христианского имени князя

На крутом склоне киевских гор, на повороте дороги, которая бежит к Днепру, стоит ротонда. Любой из киевлян скажет, что там - Аскольдова могила. Когда-то на месте ротонды была церковь и называлась она - церковь Святого Николая. Построил ее Аскольд, первый из князей Руси, принявший новую веру - еще в 60-х годах IX столетия, задолго до знаменитого князя Владимира Святого. По тогдашней традиции князь Аскольд нарек имя построенной им церкви в честь своего патрона, святого Николая, имя которого принял при крещении.

Однако именно с этим христианским именем князя Аскольда связано столько загадок в нашей истории.

Дело в том, что согласно церковной традиции имя при крещении давалось в честь крестного отца. А крестным отцом князя Аскольда должен был быть, вне сомнения, либо высокий церковный иерарх, либо царственное лицо: речь ведь шла о престиже государства. В частности, именно так поступил болгарский хан Борис во время своего крещения в 863 году. Он выставил условие, чтобы его крестным отцом считался византийский басилевс Михаил III, правда, заочно, поскольку во время церемонии он, конечно, не смог присутствовать. И в его честь болгарского хана нарекли Михаилом. Подобным образом наш князь Владимир Святославович выбрал крестным отцом греческого царя Василия II, а следовательно, и получил его имя. Позже Владимир построил церковь Святого Василия - тоже согласно традиции.

Но кто мог быть крестным отцом князя Аскольда и в честь кого он получил имя Николай? Ведь ситуация с политической точки зрения была очень важной: впервые правитель Руси принимал христианство.

Если предположить, что Аскольда крестили греки - во время одного из походов, как это традиционно считается, то кого - по имени Николай! - киевский князь признал достойным считать своим крестным отцом? Анализ показывает, что в тот период в Византии не было ни императора, ни кого-нибудь из его родственников, ни патриарха, кто носил бы имя Николай.

Здесь будет уместным привлечь внимание еще к одной загадке, связанной с крещением Аскольда.

Традиционно считается, что крещение Руси состоялось во времена князя Владимира - десять лет тому назад Православная Церковь праздновала 1000-летие этого знаменательного события. Но почему отсчет христианской эры на Руси не ведется от крещения князя Аскольда? Казалось бы, для престижа русской церкви как раз выгодно подчеркнуть, что христианство у нас имеет более древнюю историю - более чем на столетие.

Конечно, о крещении Аскольда в летописях упоминается, но как-то мимоходом, а вся слава святителя Руси приписывается князю Владимиру.

Многие из историков соглашаются, что здесь кроется какая-то тайна. Единственная гипотеза, которая напрашивается, - это та, что князь Владимир принял крещение от Константинополя, а князь Аскольд - от Рима. Только крещение от Римской Церкви, что никак не импонирует престижу Восточной Церкви, может объяснить причину такой предвзятости. По-видимому, не без влияния греческих духовных наставников всякие упоминания о приоритете Рима в деле крещения Руси были оттеснены рассказами о Владимировом крещении - но уже от Константинополя.

Правда, некоторые могут не согласиться: мол-де, Великий раскол Церкви на Восточную и Западную произошел позже - через 65 лет после Владимирового крещения. Но в действительности то был уже окончательный разрыв между Константинополем и Римом, а первый раскол Церкви состоялся во времена князя Аскольда, когда в Риме первосвященником был Николай I, а константинопольскую кафедру возглавлял патриарх Фотий - один из самых образованных высших иерархов Восточной Церкви. Именно он впервые четко сформулировал догматические расхождения между Восточной и Римской Церквами. И именно с тех пор между обеими ветвями когда-то единой Церкви существует глубокое противостояние и глухая борьба за первенство. Кстати, соревновались Константинополь и Рим и за право первым крестить славян.

Но где, когда и кто именно крестил первого правителя Киевской Руси?

Кажется, одним из ключей к разгадке этой истории и может служить христианское имя Аскольда. А еще - интересная информация в одной из летописей: «Идет Аскольд на болгар и был убит его сын». В другой летописи говорится также о Дире, и о том, что ходили братья не на болгар, а на греков. Противоречия здесь нет, поскольку под греками наши летописцы понимали те христианские народы, которые придерживались греческого обряда. То есть летописи сообщают о походе киевских князей на крещеных болгар. Возникает закономерный вопрос: а не был ли этот поход непосредственно связан с теми драматическими событиями, которые происходили в Болгарии после введения там христианства?

Болгарский хан Борис давно пытался крестить свою державу, однако этому сопротивлялась многочисленная оппозиция - из тех ста чистых болгарских родов, которых в 679 году привел на Балканы хан Аспарух и которые теперь боялись раствориться среди местных славян, если будет принята общая для всех вера. Однако под давлением обстоятельств - поражений в войнах против греков и против франков, голода от страшной засухи и 40-дневного землетрясения - Болгария наконец в 863 году принимает крещение от Константинополя.

Можно не сомневаться: антихристианская оппозиция обращалась за помощью к другим языческим государствам, в том числе и к Руси, которая несколько лет перед этим, в 860 году, прославилась своим успешным походом на Константинополь. По-видимому, именно об ответе русских князей на предложение принять участие в войне против христиан и сообщает наша летопись: «Идет Аскольд и Дир на болгар...» Летописец приводит и дату похода: в лето 867-е.

Однако, несмотря на помощь союзников, болгарские язычники снова потерпели поражение. Более того, в этой войне погиб сын Аскольда. Хотя вряд ли русская дружина была полностью разгромлена; скорее всего болгарский хан Борис заключил мир с русами. И вполне вероятно, что одним из условий мирного договора было требование, чтобы русский князь, а возможно, и его дружина приняли новую веру, которой уже придерживалась Болгария. Таким образом гарантировалось бы, что в будущем русы снова не поддержат непокорных болгарских язычников.

Следовательно, крещение Аскольда могло состояться в Болгарии, во время неудачного похода в 867 году. Теперь напрашивается еще одна интересная гипотеза, на которую наводит выбор христианского имени для русского князя. Если принять во внимание тогдашнюю традицию, то вполне логично предположить, что крестным отцом мог быть папа римский Николай I. И прежде всего потому, что в 867 году в Болгарии князя Аскольда мог крестить только римский священник.

Оказывается, что в 866 году, разгневанный тем, что Константинопольский патриарх Фотий не согласился высвятить для Болгарии независимого архиепископа, хан Борис прогнал греческих священников и обратился за помощью к Риму. Осенью того же года папа Николай I прислал в Болгарию миссию во главе с епископом Формозой Портуенским, который повторно крестил болгар.

Если гипотеза о крещении первого правителя Руси верна, то вероятнее всего, что именно епископ Формоза и совершил необходимый обряд. При этом, конечно, Аскольд мог потребовать, чтобы его крестным отцом считался папа римский - Николай I: гордый князь вряд ли согласился бы, чтобы статус его крестного отца был ниже, чем у болгарского хана.

Наконец стоит заметить, что крещение, по-видимому, принял только один из братьев - Аскольд, а Дир так и остался язычником. В пользу такого предположения свидетельствует тот факт, что братья похоронены в разных местах. Аскольда - как христианина - похоронили на месте построенной им церкви; таким был и позже обычай у русских князей, Дира же, который так и остался верным русским богам, похоронили по старому русскому покону, вероятнее всего - сожгли, а потом урну с прахом закопали. Летописец Нестор сообщает, что могила Дирова - за святой Ориной, то есть где-то у церкви Святой Ирины.

Смерть

Князь Аскольд трагически погиб в 882 г. в результате заговора реакционной антихристианской верхушки и ладожского воеводы Олега, ставшего правителем Северной Руси в 979 г., после смерти князя Рюрика. Формально на княжеском столе сидел малолетний сын Рюрика Игорь, а Олег был лишь регентом. Впрочем, ловкий и неразборчивый в средствах регент не собирался довольствоваться ролью ладожско-новгородского князя. Его привлекали Киев и далекий Царьград. Через три года после смерти Рюрика он организовал поход на Юг. В 882 г., собрав дружины варягов, чуди, словен, мери, веси и кривичей, Олег двинулся по старинному пути «из варяг в греки». По дороге он захватил города Смоленск и Любеч и посадил там своих наместников (прежде эти города были подчинены Киеву).

На пути завоевателя стоял Киев. «И придоста к горам Киевским, и уведа Олег, яко Аскольд и Дир княжита, и похорони вой в лодьях, а другая назади остави, а сам приде, неся Игоря детьска... И приела ко Аскольду и Дирови, глаголя, яко гость есмь, идем в Греки от Олга и от Игоря княжича. Да прилета к нам с родом своим... И рече Олег Аскольду и Дирови: «Вы неста рода княжа, но аз есмь рода княжа, и вынесоша Игоря: А се есть сын Рюриков», - рассказывает киевский летописец. После этого Олег приказал убить Аскольда и Дира. «И сел Олег княжа в Киев». С этого момента Киев стал столицей объединенной Руси, «матерью городам руським».

Есть все основания считать, что события 882 г. были тщательно спланированы и организованы боярской оппозицией. Если бы не это, вряд ли смог Олег захватить хорошо укрепленную столицу Южной Руси. Возможно также, что недовольные политикой князя антихристианские круги сами призвали Олега-язычника в Киев. Со смертью Аскольда все его начинания пошли прахом. Русь была отброшена назад. Начался длительный и драматичный период языческой реакции. Смена династии привела также к отделению некоторых «племенных» владений от Киева и ухудшению отношений с Византией.

Князь Аскольд был похоронен на месте своей мученической смерти - в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой. Через 50 лет княгиня Ольга соорудила там церковь Святого Николая (под этим именем Аскольд принял святое крещение). Позже там был построен женский монастырь, а в XII в. - мужской. В 1810 г. на Аскольдовой могиле была возведена небольшая каменная церковь, которую в 1934 г. переделали под парковый павильон. В 1998 г. церковь Святого Николая отстроили и теперь она принадлежит греко-католической церкви.

Историография по Аскольду

В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (с центром в Старой Руссе). Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что «будущие изыскания соберут… лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя» . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.

Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания». Его точку зрения поддержал М. Ю. Брайчевский в труде «Утверждение христианства на Руси», где пытался реконструировать «аскольдову летопись», фрагменты которой в отредактированном виде якобы легли в основу «Повести временных лет».

Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии - имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов - сколоты.

В 2010 В. В. Фомин счёл возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) «были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге»

Гипотезы

Аскольд и Дир, по преданию убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда - Hoskuldr или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.











Он был первым князем-христианином в Киеве?

С именем князя Аскольда современные историки связывают период «собирания» славянских племен вокруг Киева. Эта политика, наконец, привела племена к объединению в Киевское государство. Хотя в летописях Аскольд и Дир почти всегда действуют вместе, многие исследователи не считают их соправителями. Возможно, они были братьями с большой разницей в возрасте. Значительная часть исследователей считает, что Аскольд княжил в 40-60-х годах, а Дир был его преемником и княжил в 80-х годах ІХ столетия. Другие ученые считают Аскольда потомком Дира.

И именно со смертью Аскольда связывают изменение правящей династии в Киеве. Однако как бы там ни было, но именно его считают первым киевским князем-христианином. И верующие, которые любят читать старинные книжки, хотели бы, чтобы Церковь его канонизировала как святого. Они твердят, что за 130 лет до князя Владимира Аскольд уже принес христианство в Киев.

«Повесть временных лет» и другие киевские хроники ІХ-ХІІ столетий воссоздают события тысячелетней давности, опираясь на повествования, легенды, разнообразные фольклорные источники. Так вот, история одного и того же государства, одних и тех же событий ІХ столетия, описанная в разных источниках разными авторами, иногда изображается совсем по-разному. Поэтому многих целиком реальных исторических персон мы воспринимаем скорее как литературных героев. Нестор Летописец, описывая, «откуда єсть-пошла земля русская...», рассказывает, что князь Рюрик, приглашенный славянами править «по ряду», с 862 года княжил в Новгороде, а после смерти своих младших братьев Синеуса и Трувора (за два года «по призвании») остался единым правителем Киевского княжества и «раздал города» во владение своим приближенным.


Так представляли Аскольда и Дира на берегу Днепра

Киевских князей Аскольда (Осколда) и Дира летописец изображает как варягов, не родственников князя Рюрика, а лишь его «бояр» - дружинников. Они «отпросились» у него в поход на Царьгород (Константинополь) и попутно овладели Полянской землей и Киевом. Нестор пишет: «Идя вниз по Днепру, увидели они на горе небольшое поселение и спросили: «Чей это городок?». Жители отвечали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив. Вот они и построили этот город, и после «изгибли», а мы платим дань хозарам». Согласно Нестору, Аскольд и Дир мирным способом взяли власть в Киеве, собрали варягов и начали «владеть» полянами. Исторические источники утверждают, что начало княжения Аскольда приходится на 864 год. Именно с этих пор власть в Киеве получила «русь» - такое название носило племя Рюрика.

Действительно ли Аскольд и Дир были из варягов? Большинство историков, перелистав еще и другие летописные свидетельства, материалы восточных и западных исторических хроник, пришли к выводу, что версия о варяжском происхождении Аскольда и Дира не является достоверной. По мнению некоторых историков, этих киевских князей ІХ столетия можно считать последними представителями местной киевской династии, потомками основателя города - Кия.

Особенно расписаны в исторических источниках события 860 года. Тогда дружина князя Аскольда, воспользовавшись затруднительными обстоятельствами, в которых оказалась Византия, напала на Константинополь. Киевские летописи и византийские источники воссоздают детальную картину этих событий и даже называют точную дату осады византийской столицы - 18 июня 860 года. Утром 200 кораблей флота русичей ворвались в бухту Золотой Рог, и их десант вместе с пешей ратью окружил Константинополь. Через неделю осады было достигнуто мирное соглашение. Аскольд отозвал свое войско и, получив огромную контрибуцию, возвратился в Киев.


Так изобразили поход Аскольда и Дира на Константинополь

Однако «Повесть временных лет» рассказывает также, что «...в 866 году пошли Аскольд и Дир на греков, при царе Михаиле. Царь в то время пошел был войной на аравитян (арабов), но, получив весть, что русь идет на Царьгород, возвратился. Между тем Аскольд и Дир с двумястами кораблей вошли в Босфор Фракийский (Константинопольский проток), опустошили берега Пропонтиды (Мраморного моря), посекли множество христиан и осадили город. Царь с патриархом Фотием всю ночь молились в церкви Влахернской и потом, вынесши ризу Богородицы, погрузили ее в воду. К тому времени море было тихим; и вдруг разразилась буря, и волны разбили русские корабли. Немногие из Аскольдовых воинов спаслись от такой беды и возвратились в свою землю». При этом Нестор отмечает, что бесспорной пользой от этого ужаса стало то, что сами Аскольд и Дир, охваченные страхом, уверовали в Христа…

Среди других скупых свидетельств об этих князьях есть записи монахов в Никоновском списке летописи под 864 годом о гибели сына Аскольда «от булгар», под 865 годом - о походе Аскольда и Дира на полочан, «которым они много зла сотворили», под 867 годом - о возвращении их из-под Царьгорода с остатками дружины и об избиении ими печенегов. Там же говорится о крещении киевских русов вместе с их князьями. Это событие произошло, согласно Никоновской летописи, около 874 года и подтверждается византийскими хрониками.

Вероятнее всего, что вследствие активных «контактов» Руси и Византии в 860-е годы эти государства заключили мирный договор, по которому Византия обязывалась платить киевским князям ежегодную дань, а Русь - предоставлять военную помощь византийцам.

Одно из важнейших сообщений византийских источников, которое приходится на 70-е годы ІХ столетия, - крещение Аскольда и его ближайшего окружения. Это событие имело огромное значение в дальнейшем развитии Русской земли. С того времени летописи заговорили о ее культурных и политических связях с европейскими государствами. Факт крещения Аскольда вдохновил некоторых историков высказать допущение о введении христианства на Руси не во времена княжества Владимира в 988 году, а более ста лет раньше - при князе Аскольде. Есть ли основания для такой гипотезы, ответ должны дать дальнейшие исторические исследования.

Древнерусские источники свидетельствуют: возвратившись с остатками флота к Киеву в 867 году, на народном вече Аскольд вел с епископом, присланным из Византии, разговор о вере. Епископ ссылался на Евангелие, говорил о земной жизни Иисуса и содеянных им чудесах. Русичи, слушая проповедника, сказали: «Если и мы не увидим чего-то подобного тому, что произошло с тремя отроками, которые спаслись в печи огненной, мы не хотим верить». Они просили, чтобы Евангелие бросили в огонь, и обещали уверовать в христианского Бога, если оно останется неповрежденным. Православный священнослужитель не колебался и, призвав: «Господи! Прославь имя Твое перед сим народом», положил книгу в пламя. Евангелие не сгорело. Увидев это, князья и многие язычники, пораженные чудом, приняли крещение. После описания этих событий имя киевского князя почти на двадцать лет исчезает из поля зрения русских летописцев.


Олег - убийца Аскольда и Дира

Под 882 годом в «Повести временных лет» рассказывается, как Киев захватили варяги, которые «притворились» мирными купцами, об убийстве Аскольда и Дира и начале княжения Олега (Ольгерда). Того самого, знакомого нам со времен детства из пушкинской «Песни о вещем Олеге». Того, который сказал о городе над Днепром: «Это будет мать русским огородам».

Нестор Летописец пишет: «Между тем умер Рюрик (879 год. - Авт.), он передал княжение Олегу, старшему среди своих родственников, поручив ему также и сына своего Игоря, который был еще дитя... Прийдя под горы Киевские и видя, что Аскольд и Дир княжат, Олег припрятал часть воинов своих в лодках, других оставил позади, а сам пришел, неся малыша Игоря на руках: «Мы идем в Грецию от Олега и Игоря». Аскольд и Дир пришли. Тогда воины повыскакивали из лодок, и Олег сказал киевским князьям: «Вы не князья, не княжеского рода, но я княжеского рода, а вот сын Рюриков». Аскольда и Дира убили, понесли на гору и похоронили там».


Аскольдова могила в Киеве сейчас

Аскольда и Дира хоронили, очевидно, по христианскому обряду. Позднее на месте могилы Аскольда (на горе Венгерской) построили церковь святого Николая (возможно, таким было христианское имя Аскольда, данное ему при крещении). Ныне в этом живописном уголке на днепровских склонах есть церковь-ротонда, построенная в 1810 году. А погребение Дира, как отметил летописец, было за церковью св. Ирины (ныне - район ул. Владимирской, недалеко от здания СБУ). В 1930-х годах церковь разрушили коммунисты…

История знает несколько версий происхождения киевских князей. Предпочтение отдается классической летописной истории о «призвании варягов». Согласно древним летописям варяги, скандинавские племенные вожди, были предводителями русских дружин в военное время. Одним из таких предводителей называют Рюрика, сына норвежского короля и Умилы - дочери новгородского старейшины Гостомысла. Призванный новгородским народом на княжение, пришел со своей дружиной в район Ладожского озера и согласно летописи стал править в Новгороде с 862 г., а его дружинники - в других городах русской земли.

Следует сказать, что варяги находились в привилегированном положении: во время похода им полагалась большая доля добычи, с ними советовался князь, в то время как дружинники-славяне выполняли остальную работу. Иноземцев защищал и закон, по которому за убийство или оскорбление варяга полагался большой штраф. Историки объясняют это тем, что, будучи варягами по происхождению, киевские князья комплектовали дружину преимущественно из своих дальних родственников. Дополнительное количество воинов набирали из русичей. Термина «фаворит» тогда еще не существовало, но летописный термин «отроки-други», с которым князь обращался к своим старшим дружинникам (варягам), как нельзя лучше характеризует их приближенное положение. Для русских, младших дружинников, существовали иные термины: «гриди», «дети молодшие» и др. Фаворитами в смысле приближения к князю становились преимущественно ближайшие родственники (родные и двоюродные братья, жены, дядья) либо самые сильные, умные или хитрые дружинники. То есть внимание высокой особы можно было завоевать, обладая родственными связями с ней и (или) выдающимися личными качествами.

Такие люди занимали привилегированное положение, становились сотрапезниками князя, пользовались его доверием. Они могли стать советниками, воеводами, отправлялись в завоевательские походы - собирать для князя дань в «своей и чужой земле». Так, пришедшие вместе с Рюриком Аскольд и Дир были отправлены им в поход на Константинополь. Представители киевского князя в таких случаях имели полномочия от его имени и от имени управляемого им народа заключать с византийскими императорами договора о сотрудничестве и ненападении. Разумеется, только лучшие из лучших могли выполнить эту миссию, те, которым князь доверял, как себе.

Поскольку в те времена власть и безопасность князя зависели от его личных качеств и верности его людей, фавориты назначались управителями подвластных ему городов или правителями при малолетних детях умершего князя, как например Олег.

Судьба приближенных Рюрика - Олега, Аскольда и Дира, также правивших в землях Киевской Руси, - наиболее полно отражена русскими летописями и дает некоторое представление об истоках русского фаворитизма. Жизнь в Древней Руси не была безоблачной, и кровавая борьба за власть, интриги и конфликты между «пришлой» и «местной знатью» тогда также имели место, как и много веков спустя, - при Иване Грозном или первых Романовых.

Олег (? - 912)

Олег, родственник и дружинник Рюрика, прибыл вместе с ним на Ладожское озеро. Год его рождения неизвестен. Но известно, что князь приблизил его к себе и имя Олега упоминается в дворцовых книгах византийских императоров вместе с «конунгом славян» и его племянниками Игорем и Яканом, а также другими варягами из «ближнего круга». Олег отличался завидным здоровьем, богатырской силой и ловкостью - этот былинный образ подкрепляется археологическими находками. Известно, что двуручный меч весил около 25 кг, а в бою им надо было умело орудовать.

Боевая секира викингов могла весить и 15, и 20 кг, а если добавить к этому доспехи, пусть кожаные, но окованные железом, шлем и металлические поножи (специальные голенища, защищавшие ноги воина от щиколотки до колена), то выяснится, что рядовой дружинник должен был носить на себе как минимум 40 - 50 кг практически постоянно. Дружинник обязан быть выносливым, от него к тому же требовались воинская смекалка и безоговорочная преданность князю. Именно таким и должен быть будущий новгородский или киевский князь - поистине «первый среди равных».

Почему Рюрик не отправил Олега в поход на Константинополь вместо Аскольда и Дира, для историков является загадкой. Возможно, в начале его правления опытные дружинники Аскольд и Дир пользовались у него большим доверием. Возможно, военное мастерство Олега требовалось на не слишком гостеприимной новгородской земле - подробности остаются неизвестными. Скорее всего, в период первого константинопольского похода Олег был, по понятиям того времени, слишком молодым и не зарекомендовал себя таким искусным дипломатом, как, например, Аскольд. Возможно, что эта неприязнь к «обошедшим его на полкорпуса» Аскольду и Диру не давала ему покоя все годы правления Рюрика и в конечном итоге и стала истинной причиной гибели киевских правителей. Версия о том, что «вечно второй» Олег тяготился своим подчиненным положением, может быть признана спорной. Тем не менее его активное участие в константинопольских походах, подавлении новгородского восстания Вадима и решительная борьба с кочевниками указывают на характер агрессивный и деятельный. То, что Олег с общего согласия назвал себя представителем княжеского рода, свидетельствует об имевшихся у него определенных правах на престол или вассальное правление и амбициях, оставленных без внимания как самим Рюриком, так и новгородской аристократией.

До захвата Киева согласно летописи Олег предпринял военные набеги на территории любечских и смоленских славян. Эти атаки оказались успешными, так же как и вторжение в Киев, и весьма укрепили положение Олега среди дружины как «первого среди прочих». «Ознакомительные» набеги русичей на Константинополь в 860-х гг. становятся во время его правления почти традицией. Подчинив Киеву ближайших соседей - радимичей, древлян и северян, Олег не только расширил подвластную территорию, но и существенно пополнил киевскую казну. С непокорными тиверцами и уличами он воевал неустанно в течение всего своего правления. Правда, осадившие столицу Киевской Руси угры стали исключением из общего правила. Их не только не удалось победить, но даже пришлось заплатить им выкуп, и только после этого они убрались восвояси.

Интересно, что не имевшему серьезных конкурентов в киевских землях Олегу невероятно везло. Его мечту о самостоятельном княжении можно считать сбывшейся. Более того, в 907 и 911 гг. он совершил два победоносных похода на Константинополь. И от своего имени в кругу своих дружинников он подписал с византийским императором договор о контрибуции и дальнейшем сотрудничестве.

Конечно, указанное в летописи число воинов Олега (80 000 человек) кажется современным историкам фантастическим, но не подлежит сомнению, что его армия была действительно велика и устрашающе боеспособна.

В связи с этим хрестоматийный рассказ об «Олеговой хитрости» представляется характерной иллюстрацией его тактической смекалки и воинской доблести. Перегородившие акваторию порта металлическими цепями греки также проявили военную хитрость и рассчитывали надолго избавиться от алчных завоевателей. Но приказавший за одну ночь донести корабли на руках до ворот Константинополя Олег совершил настоящую «психическую атаку», против которой византийцы не устояли. И главным приобретением Киевской Руси в этом походе стала не столько огромная дань, сколько заключение договора, разрешавшего русским купцам торговать без уплаты пошлины и таможенных сборов (за счет чего регулярно и пополнялась казна Византии). Это было признаком экономической стратегии, пусть и в начальном варианте. В мирном соглашении от 911 г. Олег именуется «великим князем». Этот договор «о вечном мире и ненападении» также имел большое дипломатическое значение, высоко поднявшее престиж Киевской Руси за рубежом.
По одной летописной версии, Олег скончался в 912 г., по другой - в 922 г. Все источники упоминают поэтическую версию гибели Олега «от своего коня», но приписывают ей вполне прозаическую причину - отравление змеиным ядом. Тем не менее в общем-то чуждый мистики, проницательный и достаточно прагматичный варяг в былинах XII - XIV вв. отождествляется с непобедимым князем-колдуном Волхом Всеславьевичем, что свидетельствует о том почтении, которое испытывали соплеменники к его выдающимся уму и физической силе.

Аскольд (? - 882) и Дир (? - 882)

Аскольд и Дир согласно летописным данным являлись дружинниками Рюрика. И хотя история первых киевских князей имеет множество разночтений, доподлинно известно, что они не были его родственниками, но пользовались большим доверием новгородского князя. Именно их он послал во главе завоевательского похода на Константинополь в 864 - 866 гг. (примерная датировка летописью). Согласно одной из версий буря помешала Аскольду и Диру добраться до византийской столицы, и, убоявшись княжеского гнева, они решили не возвращаться в Новгород, а сами стать князьями в земле полян. В те времена поляне не имели своих князей, сообщает летописец, но платили дань хазарам и терпели от них притеснения. Аскольд и Дир предложили полянам защиту в обмен на тот «взнос», который прежде доставался хазарам, и стали править.
По другой версии, они с самого начала не собирались нападать на Константинополь, так как Аскольд якобы уже был христианином. И с самого начала, отправляясь в поход, они надеялись стать независимыми князьями, а не «служить под началом». В дворцовой книге византийских императоров среди совершивших поход варягов и русов их имена не упоминаются, а это значит, что до Константинополя они не дошли. В Киеве народ под их властью жил мирно и спокойно и был доволен своими правителями.

Против этой версии говорит отсутствие каких-либо репрессивных мер со стороны Рюрика по отношению к своим «боярам», нарушившим приказ.

Известно, что в Новгороде местная власть не была довольна правлением варягов. В летописях упоминается восстание Вадима (очевидно, представителя аристократии русичей), убитого по приказу Рюрика. После подавления восстания часть новгородской знати бежала на киевскую землю под защиту Аскольда и Дира, и это очень возмутило Рюрика и его воевод, одним из которых был знаменитый Олег.
Польские летописные хроники считают и Аскольда, и Дира младшими родственниками Рюрика, которые имели прав на киевский престол значительно меньше, чем сын Рюрика Игорь и другой его родственник - Олег. Поэтому их убийство Олегом осталось безнаказанным, так как послужило возмездием за самовластие.

Неклассические летописи, например Иоакимовская, известная только в пересказе историка XVIII в. В. Татищева, утверждают, что Аскольд и Дир княжили не одновременно, но один после другого, причем Аскольд был варяжским князем, а Дир - славянским, и имя его переводилось, как «зверь». Подобные сведения можно почерпнуть и в заметках арабских путешественников раннего Средневековья, но эта версия остается спорной.

Все источники сходятся на том, что после смерти Рюрика (в 879 г.) мирному существованию киевских князей угрожал другой фаворит Рюрика - Олег, постепенно сосредоточивший в своих руках власть и влияние в новгородских землях. Через три года Олег, ставший регентом-соправителем при малолетнем Игоре, появился у ворот Киева. Согласно летописным источникам богатая киевская земля привлекала его уже давно, а удобное расположение города вблизи от известных торговых путей служило стимулом для объединения новгородских и киевских земель под своим началом. Разумеется, свои интересы Олег отождествлял с интересами семьи Рюрика. Ради этого ему казались приемлемыми любые средства: выманив обманом Аскольда и Дира из-за городских стен, он предательски убил их в присутствии своей дружины и юного князя.
О мире и спокойствии, царивших тогда в киевских землях, говорит и тот факт, что Аскольд и Дир вышли к Олегу безоружными и не имея под одеждой даже легких доспехов, что облегчило задачу Олега. Подобная бесхитростность, стоившая им жизни, объясняется их уверенностью в собственной безопасности и тем влиянием, которым они пользовались на подвластной им территории.
Перед тем как казнить безоружных киевских правителей, Олег объявил, что карает их по праву, так как они, будучи не княжеского рода, захватили власть в городе и окрестностях. Власть, как объяснил Олег (по словам летописца), должна принадлежать потомственным князьям, т. е. Игорю или ему, Олегу. Интересно, что ни дружинники, ни киевский народ не вступились за Аскольда и Дира, а это доказывает, что аргументы Олега они сочли правильными. После чего некто Ольма, которого разные источники считают то дружинником Аскольда, то местным купцом, похоронил убитых. Причем над могилой Аскольда воздвигли церковь, а над могилой Дира - нет. Историки видят в этом обоснование того, что Аскольд к тому времени уже был крещен в христианство (называют даже данное ему имя Николай), а Дир оставался язычником, как и многие другие рядовые варяги и киевские князья.

Юлия Матюхина. Фавориты правителей России

Принято считать, что христианство на Руси зародилось при святом благоверном князе Владимире, получившем в народе прозвище Красно Солнышко. Однако это не так. Он всего лишь популяризировал эту религию, привел к ней массы. Незадолго до него христианство приняла его бабушка, княгиня Ольга. Она не только стала праведной последовательницей Христа, но и начала строить на Руси церкви, переводить богослужебные книги. Но и Ольга не была первой! Практически за 100 лет до Великого Крещения Руси христианство приняли прославленные киевские князья Аскольд и Дир.

Этапы становления христианства

Митрополит Макарий (Булгаков) в своем труде об истории Русской Церкви разделил процесс становления религии на Руси на пять этапов:

  1. Приход святого апостола Андрея Первозванного в Киевские и Новгородские земли;
  2. Крещение киевских князей Аскольда и Дира;
  3. Крещение княгини Ольги;
  4. Реформы князя Владимира по объединению языческих богов, завершившийся неудачей. После этого правитель задался целью найти для своего народа правильную веру;
  5. Крещение Руси

То есть предыстория 988 г. довольно велика и уходит своими корнями задолго до известной всем даты.

Апостол Андрей, ведя миссионерскую деятельность среди скифов, побывал в Русских землях. Он предрек строительство Киева и, почти наверняка, проповедовал христианство среди местных славянских племен. Нельзя сказать точно, какими оказались итоги, ибо сегодня мы знаем о русах, как о язычниках.

Первыми славянами, принявшими христианскую веру стали князья Аскольд и Дир.

Полулегендарные братья

Несмотря на то, что личности эти и по сей день являются полулегендарными, они оставили глубокий след в истории как Русского государства, так и Русской церкви.

Есть две основные версии, кем были братья Аскольд и Дир, и как они заняли киевский стол. По одной, они были дружинниками из войска Рюрика, которые захватили уже существовавший тогда Киев и стали его правителями. Другой вариант истории гласит, что они являлись потомками княжеской династии, шедшей еще со времен Кия, Щека и Хорива. Также историков волнует один вопрос. Аскольд и Дир – это одно лицо? Ведь во всех летописях они упоминаются вместе, практически неотделимые друг от друга. Может быть Дир – это прозвище или титул? Большая часть современных ученых все же придерживается мнения, что это были два человека, родных брата.

Так или иначе, но при Аскольде и Дире Киевское княжество переживало существенный подъем, выходило на мировую арену.

Военные успехи

Конечно, главными достижениями киевских князей были военные походы. Если точно неизвестно, когда братья пришли к власти, то с уверенностью можно сказать, что в 852-853 гг. их дружины воевали в Закавказье, пока в 864 г. не вышли к Каспийскому морю.

Столь же активную деятельность Аскольд и Дир вели со степняками. В 864 г. киевские войска оттеснили «черных» тюрков на юге. Тогда же в бою погиб сын Аскольда. В 866 г. братья побеждают племена кривичей, а в 867 г. – печенегов у Нижнего Поднепровья.

Отдельной вехой стоят походы князей на Византию.

Первое вторжение русских войск датируется 860 г. Тогда Аскольд и Дир выбрали очень удачный момент для нападения на Царьград, так как император Михаил оставил в городе лишь небольшой гарнизон. Основная часть его войск сражалась с арабами, а флот, ловя пиратов, бороздил берега Крита. Жители Царьграда не смогли дать отпор русским дружинам, поэтому согласились на мир при определенных условиях. Греки были обязаны выплатить Киевскому государству контрибуцию и дань на содержание русских купцов в Византии.

В 863 г. войска Аскольда и Дира оказываются в Мраморном море. После этого роль русских торговцев и дипломатов становится весомой в международных отношениях, и с новым государством были вынуждены считаться все средиземноморские страны.

Третий поход на Византию в 866 г. оказался неудачным для Киева. Связывают это с промыслом Божьим. Когда ладьи русских показались на горизонте, патриарх Фотий, находясь в храме Святой Богородицы во Влахернах, усердно молился. И ему было видение, которое патриарх поспешил исполнить. С молитвами из храма вынесли ценную реликвию – риза Пресвятой Божией Матери. Крестным ходом жители дошли до берега моря. Патриарх Фотий с молитвами опустил полы ризы в воду. Как сообщал летописец, спокойное море враз сделалось бурливым, подул сильный ветер, поднялись волны. Суда русичей переворачивало, выбрасывало на мель, ломало. Для киевских князей это была огромная утрата.

В 874 г. Аскольд и Дир с новым флотом и армией вновь отправились в Царьград. Битва опять не состоялась, так как миролюбивые греки согласились на новый договор, удовлетворяющий обе стороны.

Крещение Аскольда и Дира

Если верить легенде, после кораблекрушения 866 г. у берегов Византии Аскольд уверовал во всесильного греческого Бога. Этим воспользовался патриарх Фотий. Согласно документам, глава Византийской церкви отправил в Киев одного из своих епископов, чтоб нести христианство на землю русов. Аскольд и Дир обрели веру всем сердцем и душой. Они с радостью приняли Таинство Крещения. Вместе с ними крестились некоторые люди из числа бояр, дружинников и простых людей. Аскольду было дано новое имя – Николай.

Однако и тут перед историками встают вопросы. Почему мы не знаем нового имени Дира? Может быть, он остался язычником? Да, возможно и такое. Но в русской церковной традиции принято называть первыми христианами двух князей, а не одного.

Вторая загадка касается другого имени Аскольда. Известно, что в тот момент существовала традиция, когда крещеный получал имя своего крестного. Но единственным из всех Николаев того времени был только Папа Римский Николай I. Поэтому историки не исключают, что первое крещение Руси прошло не по греческому, а по римскому обряду. С другой стороны раскол Церкви на православную и католическую случится только через полтора века после Аскольда. Так что крестили князей по обрядам «общей» Христовой Церкви.

Есть и такая версия, что Аскольд и Дир приняли крещение от болгар, которые на тот момент уже были христианами. Вполне возможно, что крестным Аскольда стал какой-нибудь болгарский воевода по имени Николай.

В любом случае Аскольд и Дир стали первыми киевскими князьями, кто принял христианство. На берегу Днепра был построен первый храм, освященный во имя святого Николая (впоследствии Ольга возвела его в камне). На русскую землю было брошено благородное зерно, давшее первые посевы.

Гибель князей


Князья Аскольд и Дир погибли в 882 г. в результате заговора. Вещий Олег, бывший в то время правителей Северной Руси, не хотел довольствоваться только ладожско-новгородскими землями. Поэтому у него появился хитрый план. Он собрал большое войско, в состав которого входили дружины чуди, мери, веси, варягов, кривичей, и двинулся к Киеву. По пути войсками Олега были захвачены Смоленск и Любеч; там князь поставил своих, новгородских, наместников. По прибытии в Киев Олег высадил часть дружины на берег. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру гонцов, будто он везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те вошли в ладью, «больной» Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь». Показав братьям маленького Игоря, он повелел убить киевских князей.

Князь Аскольд был похоронен на месте своей мученической смерти - в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой.

Вопросы о канонизации

В декабре 2010 - январе 2011 гг. в Ужгородской украинской богословской академией были инициированы научные чтения. По их результатам соответствующие чины приняли решение о создании Комиссии по подготовке материалов для канонизации князя Аскольда, как мученика за веру во Христа. Бумаги должны были предоставить на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых УПЦ. В январе 2013 г. ряд киевских ученых принял документы, поддерживающие канонизацию..

Однако УПЦ (МП) решение о просвящении князя Аскольда-Николая в лике святых пока не принято.

В то же время УПЦ (КП) на Поместном Соборе 27 июня 2013 г. причислила князя Аскольда к лику святых.


Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи. Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.
Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей. Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.
Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали

корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой. Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».
Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.
Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.