Меню

5 мая православный праздник. На пятое мая в православной церкви припадает день луки

Потолок

Опубликовано 05.05.18 00:28

Сегодня, 5 мая 2018, также празднуют День водолаза в России, Международный день акушерки, Всемирный день борьбы с астмой и другие события.

5 мая 2018 года отмечается народно-христианский праздник День Луки. Церковь сегодня вспоминает апостола от семидесяти Луку.

Сегодня в большинстве регионах Руси было принято высаживать лук. Наши предки также считали, что в этот день веселится нечистая сила, особенно ведьмы.

Лука — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был инткббээ врачом (Кол. 4:14), возможно судовым. Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

Если в день Луки ясное утро, то самое время сеять, если туманное - надо повременить. В полдень прояснится - сев средний будет, к вечеру - поздний.

День водолаза в России

В России День водолаза отмечается 5 мая. Праздник был учрежден Указом Президента Российской Федерации В. Путина от 5 мая 2002 года. Дата праздника приурочена к основанию 5 мая 1882 года первой водолазной школы в городе Кронштадт по приказу Всероссийского императора Александра III.

День шифровальщика в России

Криптография имеет древнюю историю. С того момента, как появилось письмо. На смену ручным шифрам пришла техника. Бытует мнение, что первый аппарат для кодирования слов был изобретен Леонардо да Винчи. Из века в век методы шифрования все более совершенствовались, механические технологии стремительными шагами продвигались вперед. Услугами шифровальщиков пользовались шпионские миссии, тайные канцелярии, военные, дипломанты и другие. Но не только они.

Международный день акушерки

Международный день акушерки отмечается 5 мая. Праздник возник в 1987 году во время проведения конференции Международной конфедерации акушерок в Нидерландах. Официальным праздник стал в 1992 году.

Всемирный день борьбы с астмой

Всемирный день борьбы с астмой отмечается ежегодно в первый вторник мая. В 2018 году он выпадает на 5 мая. Дату справляют в России, Украине, Беларуси и других странах.

Инициатором праздника выступила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Первые торжества прошли в 1998 году. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена к Всемирному совещанию по бронхиальной астме, которое прошло в испанском городе Барселоне.

Международный день борьбы за права инвалидов

Международный день борьбы за права инвалидов отмечается ежегодно 5 мая. В 2018 году дату справляют в России, Украине, Беларуси и других странах.

История праздника началась 5 мая 1992 года. В тот день инвалиды 17 государств устроили первый общеевропейский день борьбы за равенство прав. Они выступили против проявлений дискриминации людей с ограниченными возможностями.

Инициатива активистов получила распространение и поддержку во многих странах. Мероприятия проходят в интересах социального развития, наращивания усилий в искоренении несправедливости, обеспечении занятости, вовлечения инвалидов в активную жизнь.

Платон, Федор, Виталий, Всеволод, Гаврил, Дмитрий, Климент.

  • 1764 год - Основан Смольный институт благородных девиц в Петербурге
  • 1912 год - Открытие пяти летних Олимпийских играх в Стокгольме
  • 1921 год - Презентация духов «Шанель 5» в Париже
  • 1945 год - Начало вооруженного восстания против гитлеровских оккупантов в Праге
  • 1949 год - Создан Совет Европы
  • 2000 год - Северная Америка потерпела ущерб в миллиард долларов от компьютерного вируса «Я люблю тебя»
  • Карл Маркс 1818 год - экономист, социолог
  • Евгений Долматовский 1915 год - советский поэт и прозаик
  • Георгий Седов 1877 год - полярный исследователь
  • Александр Рагулин 1941 год - советский хоккеист
  • Генрик Сенкевич 1846 год - польский писатель и Нобелевский Лауреат
  • Юрий Назаров 1937 год - актер театра и кино
  • Любовь Егорова 1966 год - лыжница
  • Сергей Ахромеев 1923 год - военный деятель

Седмица 4-я по Пасхе

Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Мч. Епиподия Лионского (ок. 177). Прп. Виталия (609-620). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918). Мч. Димитрия (1942). Собор новомучеников в Бутове пострадавших. Апп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941).

Именинников — с днем Ангела!

Евангелие от Иоанна, глава 8, стихи 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Преподобный Феодор Сикеот

Преподобный Феодор Сикеот жил в середине шестого века. Свое второе имя он получил по названию родного села – Сикеи, близ города Анастасиуполя в Малой Азии. Вся жизнь Феодора оказалась связана с великомучеником Георгием и его молитвенным заступничеством. Когда мальчику исполнилось шесть лет, мать решила подарить ему золотой пояс, чтобы Феодор стал смелым воином. Но ей явился великомученик Георгий, который открыл женщине, что Феодору уготован путь служения Господу. В четырнадцать лет юноша покинул дом и вырыл себе пещеру неподалеку от храма святого Георгия. Монашеский постриг он принял в Иерусалиме. Феодор вернулся на родину и продолжил жить при церкви великомученика Георгия. Он много постился, любил молитвенное уединение и не искал общества людей. Но вскоре стало известно о том, что по молитве иеромонаха Феодора происходят исцеления, а предсказанное им сбывается. К маленькой церкви потянулись люди. Жители Анастасиуполя упросили Феодора стать их епископом. Праведник тяготился этим бременем и вскоре отказался от него, но прежде немало послужил Церкви. По преданию он оставил пророчество о бедствии, ожидавшем империю – о ереси иконоборчества. Оно сбылось – более ста лет власти в Византии запрещали почитать и хранить святые иконы.

Мученик Епиподий Лионский

После Сошествия святого Духа на апостолов, ученики Христовы разнесли весть о Спасителе в самые дальние уголки Римской империи. Христианские общины стали возникать во всех провинциях, в том числе Галлии, современной Франции. Её столицей был Лион, тогда он назывался Лугдун. К христианам относились настороженно – ведь они не участвовали в культе императора, которого в Риме почитали как божество. Стали ходить слухи об их таинственных обрядах. Общество вытесняло и преследовало христиан, а власти Рима развязали настоящие гонения. В сто семьдесят седьмом году их жертвами стали лионские верующие.

Епиподий и его друг Александр были молодыми людьми из состоятельных семей. Их связывала глубокая дружба. Они вместе росли, вместе пришли в христианскую общину и приняли крещение. Когда на христиан начали настоящую облаву, юноши в страхе бежали из Лугдуна и укрылись в предместье у одной вдовы. Однако их нашли и заключили в тюрьму. Первым перед судом предстал Епиподий. Он смело исповедал свою веру и сказал: “Муки, которые мы от вас терпим, дают нам перейти от времени к вечности, от нищеты смертной жизни к счастью жизни, над которой смерть не имеет власти”. Епиподия приговорили к казни. На следующий день погиб и его друг Александр. Мощи святых хранятся в крипте храма святителя Иринея в Лионе.

Преподобный Виталий Александрийский

Преподобный Виталий Александрийский жил на рубеже шестого и седьмого веков. Он был монахом в Александрии. Этот шумный порт, перекресток цивилизаций, притягивал и честных торговцев и путешественников, и плутов и разбойников. Как и во всяком крупном городе, здесь был веселый квартал для моряков. И вот монах Виталий, которому было уже за шестьдесят лет, взял на себя необычный подвиг – он молился о здравии всех обитательниц публичных домов Александрии. Их имена он занес в специальную книжку – помянник. Кроме молитв, он помогал женщинам и деньгами. Целый день Виталий трудился, а вечером шел к одной из блудниц и отдавал ей деньги, при условии, что в ту ночь она не будет заниматься своим промыслом. При этом Виталий просил женщину ничего не рассказывать о его помощи. Но вскоре по городу поползли разные слухи о монахе, пропадающем в городских притонах. Некоторые священники потребовали у патриарха Александрийского Иоанна изгнать Виталия, лишить его сана. Но тот лишь пристыдил клеветников. Когда Виталий скончался, у келии святого собралось множество женщин – монахинь, почтенных замужних матрон, ремесленниц и крестьянок. Они рассказали о том, как своими молитвами и помощью Виталий Александрийский помог им прийти к покаянию и переменить жизнь. А в руках преподобного обнаружили свиток со словами «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода Псковского, в крещении Гавриила

Святой благоверный князь Всеволод Псковский, в крещении – Гавриил, был внуком Владимира Мономаха и жил в двенадцатом веке. Он родился в Новгороде, где княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий. Со временем молодой Всеволод стал наместником отца. Он даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. Когда на край обрушился страшный голод, князь пожертвовал казной для спасения людей. О Всеволоде говорили, что он был доблестным воином, но никогда не брался за меч ради корысти и власти. Новгородцы затаили обиду на князя, когда тот, согласно династическим законам, покинул их, чтобы княжить в Переяславле. Впрочем, оттуда Всеволод быстро вернулся. Он желал восстановить отношения с Новгородом, но вече осудило князя на изгнание. Через несколько лет Всеволода призвали княжить жители Пскова. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей. После смерти Всеволод стал почитаться как небесный защитник города. По преданию его молитвенная помощь спасла Псков от осады войска Стефана Батория. Сегодня Церковь вспоминает как в тысяча восемьсот тридцать четвертом году святые мощи князя были перенесены в новую гробницу в Псковском Троицком соборе.

Священномученик Евстафий Малаховский

Священномученик Евстафий Малаховский родился в тысяча восемьсот восьмидесятом году, в Полоцкой губернии. В начале двадцатого века Россия выстраивала отношения с недавно вошедшими в состав империи землями Средней Азии. Евстафий вызвался послужить Отечеству в Туркестанской епархии. Там только начали возводить храмы для русский переселенцев. С тысяча девятьсот четвертого года Евстафий служил там в храмах и вскоре принял священнический сан. Он много ездил по краю и оставил интересные записки о социальном составе и нравах разных волн русских переселенцев в Средней Азии. В шестнадцатом году Малаховский стал свидетелем восстания киргизов в Семиреченском районе. Он был тогда настоятелем храма села Покровское недалеко от Пржевальска. Сохранились его воспоминания о героической обороне жителей Покровского от шеститысячной конницы и о спасении, которое он называл настоящим чудом. Подводы русских поселенцев смогли пробраться мимо осады села и укрыться в крепости в Пржевальске. Всё это время священник руководил обороной, строил баррикады. А кроме того – служил литургии и молебны, исповедовал, причащал, с крестным ходом обходил укрепления. Всего через два года, в восемнадцатом, во время Пасхального крестного хода священник Евстафий Малаховский был убит отрядом красноармейцев.

Мученик Димитрий Власенков

Мученик Димитрий Власенков родился в тысяча восемьсот восьмидесятом году в Могилевской губернии, в крестьянской семье. Он крестьянствовал, женился, потом был призван в армию и закончил службу унтер‐офицером. Все эти годы он не оставлял храма – пел на клиросе, был псаломщиком. После революции Дмитрия избрали в церковный совет. В тридцать четвертом году храм закрыли, а священника арестовали. Власенков вместе с другими прихожанами стал хлопотать о возвращении церкви, но их старания не увенчались успехом. Крестьяне часто просили Дмитрия прийти к ним домой почитать Псалтырь по усопшим. На Радоницу, когда Церковь особо поминает умерших, Власенков вместе с односельчанами ходил на кладбище. Собиралось более двухсот человек, хор пел панихиду. Власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, церковная жизнь в селе не прекратилась. На основании ложных свидетельств Дмитрий Власенков в сороковом году был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации и приговорили к пяти годам лагерей. Мученик Димитрий скончался в Карагандинском лагере в сорок втором, после тяжелой болезни.

Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Сегодня Церковь вспоминает всех пострадавших за веру, казненных на Бутовском полигоне. Бутовский полигон – это крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий.
До революции это было имение купцов-промышленников Зиминых. Владельцы сами передали новой власти ухоженный парк и конный завод. В двадцатых годах там находилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В марте тридцать четвертого территорию огородили забором с колючей проволокой. А вскоре прибыло несколько подвод из бывшей Екатерининской пустыни. Там уже три года размещалась тюрьма… Пик расстрелов пришелся на тридцать седьмой – тридцать восьмой годы. Установлены имена двадцати тысяч семисот шестидесяти человек, казненных в Бутово с августа тридцать седьмого года по октябрь тридцать восьмого. Среди них были люди всех возрастов и сословий, самых разных вероисповеданий. Известно, что около тысячи человек из числе расстрелянных и погребенных в Бутово, пострадали за свое исповедание православной веры. Это и служители Церкви, среди которых шесть архиепископов и митрополитов, множество священников, монахов, и простые миряне. Многие из них прославлены в лике святых.
В тысяча девятьсот девяносто пятом году Русская Православная Церковь открыла в Бутово мемориальный комплекс. Был освящён храм в честь новомучеников Бутовских.

5 мая отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 5 мая

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Праздник преподобного Феодора. Жил с середины VI века по 613 год. В 10 лет смертельно заболел. Был исцелен двумя каплями росы из лика Спасителя в храме. Обладал даром исцеления и прозрения. Был посвящен в сан диакона, затем — священника. Принял монашество в Иерусалиме. Был Анастасиопольским епископом.

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца

День чествования святого благоверного князя Всеволода (перенесение его мощей). В крещении — Гавриил. Внук Владимира Мономаха. За время жизни (около 1095-1138 гг.) построил много храмов, спасал людей от гибели в период голода. Был псковским князем.

Апостола Варфоломея (Нафанаила), апсстолов от 70-ти Луки и Климента

Почитание святых апостолов. Варфоломей (Нафаил) — один из 12 апостолов Христовых, проповедник Евангелия в Сирии и Малой Азии. Лука — сподвижник святого апостола Павла; писал иконы, является автором книги Деяний святых апостолов в Риме в 62-63 гг. Климент — епископ в Сардике (город в Малой Азии).

Преподобного Виталия Александрийского

Чествование памяти монаха (инока) Виталия. Спас молитвами многих падших женщин (блудниц).

Народные приметы на 5 мая — День Луки

Именно 5 мая люди начинали сеять лук-севок. Однако они всегда предварительно обращали внимание на погоду. Так, если 5 мая солнце утром ясное, то начинали проводить посевные работы. А если, напротив, погода пасмурная, и стоит туман, то решали с посевами повременить. Погода могла проясниться к полудню, и в этом случае говорили, что урожай будет средним. К вечеру небо прояснялось – урожай обещал быть плохим. Огородники5 мая высаживали лук на грядки, приговаривая: «Сей лук, он от семи недуг. Кто ест лук – избавлен будет от вечных мук».

День 5 мая в старину называли по-разному: Лука, Чащобные хороводы и т.д. Продолжалось ляльное время. Так, девушки5 мая водили хороводы, развлекали себя самыми разными играми. Однако говорили, что и нечистая сила сейчас хочет повеселиться и навредить людям. Так, верили, что ведьмы 5 мая стелили на траву, покрытую росой, холст и водили хороводы. Причем, эти ведьмы были беременными, а потому, если женщина хотела избавиться от бесплодия, ей следовало подойти к лесной поляне, над которой вешний пар поднимается, а потом, увидев ведьм, полностью раздеться и незаметно встать в хоровод на холст. Затем от полотна следовало оторвать кусок и утереться им по возвращении домой. Это и сулило скорую беременность. Однако многие полагали, что, если женщина попадет в хоровод ведьм, то те подкинут в ее чрево ведьмененка, а сама мать останется в подчинении у нечистой силы.

Традиции на 5 мая

В ляльное время — время хороводов и игр — не только девушки хотели повеселиться, но и нечистая сила. Ведьмы в этот день стелили на траву, покрытую росой, холст и водили на нем хороводы. К этому дню, как верили в народе, ведьмы уже были беременны. Поэтому, чтобы избавиться от бесплодия, женщины использовали такой способ, который никак нельзя назвать безопасным.

Бесплодная женщина шла к лесной поляне, над которой поднимался теплый вешний пар. Она выглядывала ведьм, раздевалась и вставала незаметно в хоровод на холсте, а потом отрывала от утоптанного полотна лоскут, приходила домой, утиралась и вскорости тоже беременела. Однако многие верили, что если женщина все же попадет в этот хоровод, то ведьмы подкинут ей в чрево своего ведьмененка, и эта женщина навек окажется в подчинении у нечистой силы.

Ведьма в представлении русского народа — это женщина, наделенная колдовской силой, связанная с нечистым. Может менять свой облик, летать, наводить порчу и вредить людям. Очень часто ведьмы оборачиваются черными кошками, свиньями, собаками, сороками. Они могут принимать облик и прекрасной молодой женщины и соблазнять мужчин.

Основные функции ведьм — мешать продолжению рода и появлению изобилия в любых его формах. Забирая жизненную силу у людей, животных и растений, ведьма увеличивает свою собственную силу. Если корова не доится или молоко не сбивается в масло, то надо звать на помощь местную колдунью или знахаря — узнать, что тому виной: естественные причины или колдовство. Часто оказывается, что причина происходящего — в происках ведьмы.

Основные приметы:

Если сегодня ночью подморозит, то еще сорок утренних морозов падет на хлебные поля.

Кукушка закуковала – морозы прекратятся.

Если сегодня ясное утро, то самое время сеять, если туманное – надо повременить. В полдень прояснится – сев средний будет, к вечеру – поздний.

Ранняя луна сулит ранние морозы, и посеять лук нужно ранний, дабы урожай вовремя собрать; луна на ущерб идет – лучше не торопиться с севом.

Реклама

Народный праздник День Луки отмечается 5 мая. В церковном календаре это день памяти апостола от семидесяти Луки. В народе этот праздник также назывался так — «Лука», «Лельник», «Ляльник», «Ведьмины хороводы».

На Луку в большинстве регионах Руси было принято высаживать лук. Наши предки также считали, что в этот день веселится нечистая сила, особенно ведьмы. Лука - апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно судовым. Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Какой церковный праздник сегодня 5 мая: памятные даты сегодня

Празднование Лельника — особый обряд, проводившийся 5 мая, главными участницами которого были девушки. Они наряжались в самые лучшие сарафаны, водили хороводы вокруг расцветающих яблонь и пели песни. Считалось, что так девушки «лелеяли» наступившую весну и погожее время. Кроме того, с помощью такого обряда девушки добивались благосклонности одной из древних славянских богинь Лели, которая в ответ делала их красоту неувядающей, а желающим дарила счастье скорого благополучного материнства.

После вождения хоровода у яблонь, среди девушек выбиралась самая красивая, ее называли «Ляля». Девушку украшали лентами, венками из свежей зелени и цветов и сажали посредине поляны на скамью. Дальше хороводы начинали водить уже вокруг избранной Ляли. Все это действие заканчивалось тем, что к девушкам присоединялись парни, запевались веселые песни и устраивались пляски и прыжки через костер. В ляльное время веселились не только девушки, но и нечистая сила.

Седмица 4-я по Пасхе; поста нет. Установлены следующие памятные даты:

День памяти преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского;

Перенесение мощей блговерного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Новгородского, Псковского чудотворца;

День памяти апостолов Варфоломея (Нафанаила), Луки и Климента;

День памяти преподобного Виталия Александрийского;

День памяти священномученика Платона, епископа Банялукского;

День памяти мученика Епиподия Лионского;

Память Собора новомучеников, в Бутове пострадавших;

День памяти священномученика Евстафия Малаховского, пресвитера;

День памяти мученика Димитрия Власенкова.

Какой церковный праздник сегодня 5 мая: приметы на сегодня

5 мая высаживали на грядки лук: «Лук - как татарин: как снег сошел - так он и тут». Это растение считали на Руси целебным - и не зря, впоследствии его свойства подтвердили и медики. О луке говорили: «Лук от семи недуг»; «Кто ест лук - избавлен от вечных мук»; «Лук да баня все исправят».

Лук входил в состав многих народных лекарств. В сочетании с медом, например, использовался как средство от гриппа и атеросклероза. Без лука нельзя было представить и русскую кухню. Лук активно использовался во многих блюдах. Отлично дополнял супы, салаты, закуски, подходил для приготовления различных блюд - его добавляли к мясу, рыбе, овощам, мог использоваться как основной ингредиент для вторых блюд. Его ели и в сыром виде - с соленой рыбой и хлебом. «Лук добро и в бою, и в щах»; «Голо-голо, а луковка в щи есть», - говорили в народе.

Теплый май весну снаряжает (начинает).

Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

Выходи на сев с первой майской росой.

Закуковала кукушка — морозу больше не бывать.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

5 мая (22 апреля по старому стилю)

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского (613).

Преподобный Феодор Сикеот родился в середине VI века в селе Сикее, недалеко от города Анастасиополя (Малая Азия) в благочестивой семье. Когда его мать Мария зачала святого, ей было во сне видение, что светлая звезда сошла к ней в утробу. Прозорливый старец, к которому она обратилась, разъяснил, что это благодать Божия сошла на зачатого ею младенца.
Когда мальчик достиг шестилетнего возраста, мать подарила ему золотой пояс, так как хотела, чтобы сын стал воином. Ночью в сонном видении ей явился великомученик Георгий (память 23 апреля) и приказал не помышлять о военной службе сына, потому что младенец был предназначен служить Богу. Отец святого, Косма, служивший скороходом у императора Юстиниана Великого (527-565), скончался рано. Мальчик остался на попечении матери, вместе с которой жили его бабушка Епидия, тетка Диспения и маленькая сестра Влатта.
В школе святой Феодор обнаружил большие способности к учению, а главное - недетский разум и мудрость: он был спокоен, кроток, умел всегда успокоить товарищей, не допускал ссор и злобы среди них. В доме его матери жил благочестивый старец Стефан. Подражая ему, святой Феодор с 8 лет начал в Великий пост съедать лишь небольшой кусок хлеба по вечерам. Чтобы мать не принуждала его обедать вместе со всеми, мальчик возвращался из школы только к вечеру, после того как он в церкви причащался Святых Таин вместе со старцем Стефаном. По просьбе матери учитель стал отпускать его на обед во время перерыва в занятиях. Но святой Феодор уходил в церковь великомученика Георгия, где покровитель храма являлся ему в виде юноши и вводил в храм.
Когда святому Феодору исполнилось 10 лет, он смертельно заболел. Его принесли в церковь святого Иоанна Крестителя и положили пред алтарем. Мальчика исцелили две капли росы, упавшие с лика Спасителя, написанного на своде храма. В это время мальчику по ночам стал являться великомученик Георгий, который водил его молиться в свой храм до утра. Мать, боясь опасностей ночной дороги в лесу, уговаривала сына не ходить но ночам. Однажды, когда мальчик все же ушел, она в гневе пошла за ним в церковь, за волосы вывела оттуда и привязала к постели. Но в ту же ночь ей в сонном видении явился великомученик Георгий и грозно повелел не запрещать отроку ходить в храм. Такое же видение было Елпидии и Диспении. Женщины убедились в особом призвании святого Феодора и больше не препятствовали ему совершать свой подвиг, а маленькая сестра Влатта стала подражать ему.
В двенадцать лет святой удостоился в тонком сне увидеть на Престоле Царя Славы Христа, Который сказал: "Подвизайся, Феодор, чтобы принять в Царствии Небесном совершенную награду".
С того времени святой Феодор начал трудиться еще усерднее. Первую и Крестопоклонную седмицы Великого поста он проводил в совершенном молчании.
Диавол задумал погубить его. Он явился святому мальчику в образе одноклассника Геронтия, стал уговаривать спрыгнуть в пропасть и даже сам показал в этом пример. Но мальчика спас его покровитель, великомученик Георгий.
Однажды мальчик отправился за благословением к пустыннику старцу Гликерию. В это время в стране была страшная засуха, и старец сказал: "Чадо, преклоним колена и помолимся Господу, чтобы Он послал дождь. Таким образом мы узнаем, угодны ли Господу наши молитвы". Старец и отрок, преклонив колена, стали молиться и тотчас пошел дождь. Тогда старец сказал святому Феодору, что на нем покоится благодать Божия, и благословил его стать иноком, когда придет время.
В четырнадцать лет святой Феодор ушел из дома и жил при церкви великомученика Георгия. Мать приносила ему еду, но святой Феодор все оставлял на камнях при церкви, а сам съедал в день лишь одну просфору. В таком юном возрасте преподобный Феодор был удостоен дара исцеления: по его молитве выздоровел бесноватый юноша.
Преподобный Феодор избегал людской славы и удалился в полное уединение. Под большим камнем недалеко от церкви великомученика Георгия он выкопал пещеру и уговорил одного диакона засыпать вход землей, оставив лишь небольшое отверстие для воздуха. Диакон приносил ему хлеб с водой и никому не говорил, где скрылся преподобный. Два года провел преподобный Феодор в затворе и полном молчании. Родные оплакивали святого и думали, что его съели звери. Но диакон открыл тайну, так как боялся, что преподобный Феодор умрет в тесной пещере, и жалел рыдавшую мать. Преподобного Феодора извлекли из пещеры полуживым. Мать хотела взять сына домой, чтобы восстановить его здоровье, но святой остался при церкви великомученика Георгия и через несколько дней совершенно исцелел. Весть о подвигах юноши дошла до местного епископа Феодосия. В церкви великомученика Георгия он посвятил его в сан диакона, а затем - во священника, хотя преподобному было всего 17 лет. Через некоторое время преподобный Феодор отправился на поклонение святым местам в Иерусалим и там, в Хозевитской Лавре близ Иордана, принял монашество. Когда он вернулся на родину, то продолжал жить при церкви великомученика Георгия. Его бабка Елпидия, сестра Влатта и мать по советам преподобного удалились в монастырь, а тетка скончалась в добром исповедании.
Подвижническая жизнь молодого иеромонаха привлекала к нему людей, ищущих спасения. Преподобный постриг в иночество юношу Епифания, затем благочестивая женщина, исцеленная святым от болезни, привела к нему своего сына Филумена. Пришел и добродетельный юноша Иоанн. Так постепенно около преподобного собралась братия. Преподобный Феодор продолжал нести тяжелые подвиги. По его просьбе кузнец сделал для него железную клетку без крыши, такую узкую, что в ней можно было только стоять. В этой клетке в тяжелых веригах преподобный стоял от Святой Пасхи до Рождества Христова. От Крещения Господня до Святой Пасхи он затворился в пещере, откуда выходил только для совершения Богослужения в субботу и воскресенье. Во всю святую Четыредесятницу святой вкушал лишь овощи и яровой хлеб по субботам и воскресеньям. Подвизаясь таким образом, он получил от Господа власть над дикими зверями. Медведи и волки приходили к нему и брали пищу из рук. По молитве преподобного исцелились прокаженные, из целых областей изгонялись бесы. Когда в соседнем селении Магатии появилась саранча, уничтожавшая посевы, жители обратились с просьбой о помощи к преподобному Феодору. Он отправил их в церковь. После Божественной литургии, которую совершал преподобный Феодор, жители возвратились к себе и узнали, что за это время вся саранча вымерла. Когда воевода Маврикий возвращался в Константинополь после персидской войны через Галатию, преподобный предсказал ему, что он станет императором. Предсказание исполнилось, и император Маврикий (582-602) исполнил просьбу святого - присылал каждый год в монастырь хлеб для множества людей, кормившихся там.
Маленький храм великомученика Георгия не вмещал всех, кто хотел молиться в нем. Тогда стараниями святого был построен новый прекрасный храм. В то время скончался Анастасиопольский епископ. Жители города упросили Анкирского митрополита Павла поставить им епископом преподобного Феодора.
Как ни противился святой, посланцы митрополита и жители Анастасиополя силой вывели его из кельи и увезли в город.
Став епископом, святитель Феодор много трудился на благо Церкви. Душа же его искала уединенного общения с Богом. Через несколько лет он отправился на поклонение святым местам в Иерусалим. Там, не открывая своего сана, он поселился в Лавре преподобного Саввы, где жил в безмолвии от Рождества Христова до Пасхи. Затем великомученик Георгий велел ему вернуться в Анастасиополь.
Тайные враги пытались отравить святителя, но Божия Матерь дала ему три зернышка. Святитель съел их и остался невредим. Святой Феодор тяготился бременем епископства и испросил у Константинопольского Патриарха Кириака (595-606) разрешения уйти обратно в свой монастырь и совершать там Богослужение.
Святость преподобного была столь явна, что во время совершения им Евхаристии благодать Святого Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Однажды, когда преподобный приподнял дискос с Божественным Агнцем и провозгласил "Святая святым", - Божественный Агнес поднялся на воздух, а затем снова опустился на дискос.
Вся Православная Церковь почитала преподобного Феодора святым еще при его жизни.
Когда в одном из городов Галатии случилось страшное происшествие - во время крестного хода деревянные кресты стали сами собой колебаться и разбиваться, то Константинопольский патриарх святой Фома (607-610; память 21 марта) призвал к себе преподобного Феодора, чтобы от него узнать тайну этого страшного чуда. Наделенный даром прозрения, преподобный Феодор объяснил, что это является предвестием грядущих бед для Церкви Божией (так он пророчески указал на будущую ересь иконоборчества). Опечаленный святой Патриарх Фома просил преподобного молиться о своей скорейшей кончине, чтобы не видеть ему бедствия.
В 610 году святой Патриарх Фома преставился, испросив благословения у преподобного Феодора. В 613 году отошел ко Господу и преподобный Феодор Сикеот.

Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода-Гавриила, Псковского (1834).

Святой благоверный князь Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха , родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088-1093 и 1095-1117 годах княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий († 15 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении.
Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых - собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве († 1128). В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.
В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен был уходить от них. "Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородский летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, "хочу у вас умереть"".
Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135-1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание: "изгнание претерпел еси от своих", - поется в тропаре святому. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, "пустиша из города". Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в Х веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля).
Ольга, "градов Киева и Пскова изрядная доброто", защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем, 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноапостольной Ольги. Это был первый Псковский князь, избранный по воле самих псковичей.
Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма во Имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм "об одном верху - Святая Троица".
Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод - 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода, и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".
27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный храм собора.
Никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил.
При явлении чудотворной Псковско-Покровской иконы (память 1 октября) святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди Небесных защитников Пскова.


Сщмч. Евстафия пресвитера
(1918).
Сщмч. Платона Банья-Лукского
(1941).
Мч. Димитрия
(1942).
Апп. Нафанаила, Луки и Климента
(I).

Прп. Виталия монаха (609-620).
Мч. Леонида Александрийского.
Мч. Епиода Лионского
(Галл.).
Мч. Неарха
(Греч.).