Меню

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих. Фундаментальные исследования

Ремонт

Типы теорий социального благополучия. Экономическое благополучие. Социальное

Благополучие. Психологическое благополучие.

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом

и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Социальное

благополучие проявляется в широкой динамичной системе социальных связей, с наличием

позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. Также оценивается

успешным функционированием в социуме. У людей с высоким уровнем социального

благополучия есть близкие, которые помогают им добиваться своего, наслаждаться жизнью и

оставаться здоровыми. Они окружены людьми, которые их уважают, поощряют их развитие и

рост и принимают их такими, как есть. Люди с высоким уровнем социального благополучия

сознательно уделяют время общению со своим окружением.

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности

внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также

поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. В качестве

базовых составляющих психологического благополучия человека выделяются:

позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни),

автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность

(контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью),

наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство

непрекращающегося развития и самореализации.

Экономическое благополучие – основывается на удовлетворении трудом и доходом, удовлетворение

потреблением и гражданское удовлетворение (системой, экономической политикой).

Историко-культурном контексте.

Благополучие-это спокойное течение жизни, не нарушенное несчастьями и неудачами. Социальное

благополучие- проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе

социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в

зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич., социального и эконом.

функционирования в социуме (Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие благополучие определяется в

самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь

культурных, социальных, психол., физич., эконом. и духовных факторов. В используемой ВОЗ дефиниции

здоровья («состояние полного физич., душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физич. дефектов») понятие «благополучие» включает элементы, к-рые обеспечивают индивиду

способность жить полноценной для него жизнью. Русский язык содержит много слов, корень к-рых «благо».

В зап. практике также наряду с термином «благо» используются термины «благополучатель»,

«благодаритель» и др. Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но

способен к его рефлексии. В общее состояние С. б. каждая из его составляющих (субъективное физич.,психич., духовное, социальное благополучие) вносит свой вклад. Восприятие личностью своего положения

в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в к-рых она живет, а также в соответствии со своими

целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни Оценивание

собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально признанной для

данной культуры на данном временном истор. отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся

на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном благополучии. Эти

оценки в разных системах измерения могут не совпадать. При разработке понятия «благополучие» авторы

делают акцент как на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, так и на аспектах

позитивного функционирования личности. Благодаря процессу О. личность может влиять на уровень своего

социального благополучия, к-рый нежестко связан с субъективным переживанием его.

Индивидуальное благополучие, коллективное благополучие. Субъективное и

Объективное в трактовке социального благополучия.

Индивидуальное социальное благополучие - отражает субъективные переживания индивида своей

удовлетворенностью или неудовлетворенностью положения в обществе.

Коллективное с.б - это совокупность объективных (исчисляемых) критерием удовлетворенности членами

общества своим положением в нем (определенной социальной группы).

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности,

жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных

представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. В

субъективном благополучии (и его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента:

когнитивный (рефлексивный) - представление об отдельных аспектах своего бытия, и эмоциональный -

доминирующий эмоциональный тон отношение к этим аспектам.Субъективное благополучия (или

неблагополучия) человека состоит из частичных оценок различных аспектов ее жизни, что является

предметом изучения различных научных дисциплин. Благополучия является интересным предметом

изучения и актуальной проблемой для психологии и психогигиены.

Человеческая жизнедеятельность и общественная жизнь как неотъемлемое условие

Социального благополучия. Творчество как условие социального благополучия.

Смысл человеческого существования как вопрос о высшем благе. Экзистенциальные

Концепции бытия человека.

Вопрос о высшем благе ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и

человеческого существования, в зависимости от которого определялась соотносительная

ценность всех других благ.

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В

целом ряде работ 20 - 30-х годов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии.

Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей, Ж.-П. Сартр создал

обновленное понимание бытия (особенно в книге "Бытие и ничто"). Еще раньше новые,

неклассические варианты онтологии, повлиявшие на экзистенциалистов, разрабатывал Э.

Гуссерль. Избирается обратный путь - .от человеческого существования, т. е. от

экзистенции, к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой

подход представляется философам XX в. предпочтительным с точки зрения не только

реалистической (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и

гуманистической: в центр ставится человек, его активность, его уникальность,

возможности свободы, открываемые самим бытием.

Учение Аристотеля о двух видах справедливости. Историко-философские учения о

Благополучия.

Благо - понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития

человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и

духовные блага, а среди последних – абсолютное благо, или Бог, и субъективные блага,

т.е. добро, красота, радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в

зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним

понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и

необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется

понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати,

исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах

общечеловеческих ценностей. Ценность, то есть жизненная и практическая установка,

рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое

достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру

благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность

другого, пользуется верой как благом.

Религиозные или производные от них представления о человеке продолжают оказывать

влияние и на сегодняшний мир людей. Несколько религий получили мировое

распространение. Различия мировых религий свидетельствуют об устойчивой

неоднозначности трактовки "я" в мире людей. Религии помимо того, что удовлетворяют

творческую и поведенческую потребность человека в представлениях о себе и мире,

привносят внечеловеческий, надчеловеческий подход к отношениям между людьми,

стремление людей к замене стихийного внутривидового противоборства на общепринятые

нормы взаимоотношений.9. Народные сказки, поговорки, пословицы как источник формирования представлений о

благополучии.

Представления о счастье – ключевая черта мировоззрения человека, входящая в смысла

жизненную систему его ценностей. Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. В

современном же обществе особенно ярко выражен как тяготение к счастью-удаче и

счастью-наслаждению.Человек современности блуждает в поисках счастья и блага в

пространствах социума и культуры не менее, нежели человек прошлых эпох. Один из

ключевых концептов культуры "счастье" занимает важное положение в картине мира,

которая видится сквозь призму русской сказки затрагивают ряд актуальных вопросов:

каково счастье подлинное и как не спутать его с обманчивым, ложным? Что за путь к

такому счастью ведёт и как отыскать его, и как с него не сбиться? Как счастье с

житейским благополучием связано? Соотносится ли с добродетелями? С благом? С не–

счастьем, которого так много в судьбе сказочных героев? Примечательно, что сказочные

притеснители "несчастных" героев (сирот, падчериц и т.п.) предстают перед слушателем

вполне житейски благополучными; у них есть все то, что, казалось бы, нужно для счастья

: и родительская защита, и свой дом, и хозяйство, и достаток, у них все в жизни в порядке.

Однако повествователь наделяет подобных героев особыми чертами. Так, если любимым

сказочным героям будет свойственно трудолюбие, то антигероям – праздность;

искусность героя будет противопоставлена неумелости антигероя, милосердие –

жестокости, терпение – гневливости, послушание – властолюбию, скромность –

самолюбованию, кротость – негодованию, безропотность – мстительности.

Противопоставление по принципу "герой - антигерой", "добродетель - порок",

разворачиваемое в динамике развития сказочного сюжета, приводит тех и других

персонажей к разному для каждого финалу. Счастье одних и несчастье других меняются

местами в развязке сюжета, знаменуя победу или поражение разных путей

жизни.Антигерои, в лучшем случае, теряют, что имели: цари - царство, богатые -

богатство, а иногда отнимается и человеческий облик или сама жизнь. Счастье же

открывается "несчастным", невольно вызывая воспоминание о евангельском обетовании

блаженства "плачущим и кротким". Ценностная специфика счастья выражается сказкой в

его итоговом, результирующем характере: образ разбитого корыта, образу свадебного

пира, как выражение оппозиции "ложное понимание счастья - подлинное понимание."

Счастье в сказке может проявить себя через житейский идеал достатка и налаживания

хозяйства, но это становится возможным, как правило, благодаря чудесной помощи герою

в ответ на доброту сердца и его готовность отдать последнее. Сказочное счастье может

являть себя в судьбе героя в образе доброго супруга или супруги, сумевших угадать свою

суженую половинку в неприметном, скромном облике, Сказочное счастье может

обнаруживать себя и в получении героем или героиней простого происхождения нового,

царского статуса, что также сопряжено с супружеством. В разных культура счастье

трактуется по разному и передается через народное творчество.

Экономических систем.

1.Традиционная: Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие

товары и услуги как и для кого производить.Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие

нововведений.

2.Командная: Экономические решения принимают в основном представители

государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у

производителей заинтересованности в повышении эффективности производстваДостоинство: Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях

экономической деятельности

Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в

завтрашнем дне»

Недостатки: Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-

технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления-Низкий

уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический

дефицит предметов потребления

3.Рыночная: Свободное решение основных экономических вопросов на основе

рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими

личными экономическими интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние

государства

Достоинство: Способствует эффективному распределению ресурсов, так как

направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше

всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности

предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая

адап-тированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического

прогресса

Недостатки: Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение

потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции

и безра-ботице, социальным противоречиям

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования

Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий

Расточительное отношение к природным ресурсам

4.Смешаная Одновременное сочетание частного и государственного секторов

экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и

социализации жизни

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

Достоинство: Обеспечение экономического роста и экономической стабильности

Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями

Обеспечение политической стабильности Стимулирование технологических и

организационных инноваций Поддержка сферы образования, культуры, науки

Недостатки: Отсутствие стандартных схем

Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики

В благополучие как феномене социальной реальности можно выделить три смысловых аспекта: духовно-нравственный, политико-правовой и финансово-экономический. Основными структурными элементами духовно-нравственного аспекта являются смысл жизни и достоинство личности. В политико-правовом аспекте центральной ценностью, влияющей на эффективность использования общественных и личных ресурсов для достижения благополучия, оказывается справедливость. В финансово-экономическом аспекте ключевыми факторами благополучия выступают деньги и институт частной собственности.

Самобытность понятия "благополучие" и невозможность выразить его смысл через другие близкие к нему по значению слова (благосостояние, счастье). При всякой новой попытке это сделать, сущность феномена благополучие ускользает, а все эти термины фиксируют лишь различные аспекты проблемы. Термин "благосостояние" выражает материальный достаток людей. Понятие "счастье" наряду с тем, что указывает удовлетворенность человека своей жизнью, подразумевает причастность человека к чему-либо. Традиционно под чем-либо мыслятся духовные и материальные блага. Поэтому счастье в отличие от благосостояния связывается не только с материальным, но и духовным измерением человеческого бытия. Но понятия счастья и благополучия между собой взаимодействуют по принципу взаимодополнительности. Они схватывают различные аспекты одной ситуации. В понятии "счастье" причастность к благу потенциальна, а в понятии "благополучие" причастность к благу актуальна. Это видно из этимологии этих слов.

- 11. Показатели социального благополучия в либеральной рыночной экономике. Теория А. Смита и Д. Рикардо.. Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию,

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается.

В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» . Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара.

«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей.

Капитал по Рикардо:

Часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимая, чтобы привести в движение труд

Из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое».

Рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество - неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.

Рентообразующие факторы - плодородность земли (неодинаковый природный потенциал) и разная удаленность участков от рынков, где полученная с них товарная продукция может быть реализована. Источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.

Труд имеет естественную и рыночную стоимость: «естественная цена труда» - возможность рабочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства. Зависит от нравов и обычаев, так как в некоторых странах не требуется, скажем, теплой одежды; «рыночная цена труда» - плата, складывающаяся с учетом реального соотношения спроса и предложения.

Рикардо прогнозировал, что при росте заработной платы рабочие начнут заводить большее количество детей, и в итоге заработная плата будет падать из-за того, что количество рабочих будет увеличиваться быстрее, чем спрос на их труд.

Безработица в рыночной экономике невозможна, так как избыточное население вымирает. В этом суть рикардианского «железного» закона заработной платы.

Позиции Рикардо по теории денег базировались на положениях, характерных для формы золотомонетного стандарта. При этом «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей». Рикардо был сторонником количественной теории денег.

Модели социальной политики.

4. Модель «социально- ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет. Концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов (пособий, пенсий). В России – жесткая социальная модель (все платы есть, но они крайне низкие).

Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей

38. Национальная программа демографического развития России. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

Общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

Совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

Совершенствование системы образования;

Улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

Прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

Укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

Создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

39. Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта

Укрепление здоровья граждан

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Развитие первичной медицинской помощи

Возрождение профилактического направления в здравоохранении

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей практики

повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

31. Модели социальной политики .

Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.

Как правило, модель основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. В зависимости от содержания выделяют следующие модели социальной политики:

1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ.

государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности.

Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.

Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

3.Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Получила распространение в индустриально развитых странах. Концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран

Здоровье и здоровый образ жизни: общие понятия и содержание

1.1. Определение понятий

Существует ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев здоровья человека. Эти критерии следующие:

  • отсутствие болезни;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
  • полное физическое, умственное, духовное и социальное благополучие;
  • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Обычно руководствуются определением здоровья, данным в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде «здоровье» можно определить как способность человека приспосабливаться к окружающей среде с учетом собственных возможностей, противостоять внешним и внутренним воздействиям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать объем полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова «благополучие» в Словаре русского языка (Ожегов СИ.) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а «счастье» - «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

Отсюда следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.

Однако достижение благополучия и счастья возможно лишь при постоянном сохранении и укреплении здоровья, соблюдении правил здорового образа жизни. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и совершенствование своих духовных, физических и социальных качеств. Это, прежде всего, постоянное познание себя, своего места и роли в окружающем мире, совершенствование своих духовных и физических возможностей, обеспечение социального благополучия. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, и ценностью общественной.

Общественное здоровье представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, которая характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

В этом положении нет ничего нового и необычного. Рассмотрим высказывания по этому поводу Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В трактате «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого - заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».

Основой человеческого здоровья все больше выступает духовная его составляющая. К этому люди пришли не сегодня. Обратимся снова к высказываниям Цицерона: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, очень мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность событий, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».

Духовное и физическое здоровье - это две неотъемлемые части здоровья человека, которые должны находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья в целом. Поэтому, рассматривая вопрос об общем индивидуальном здоровье, необходимо иметь в виду две его составляющие: духовное здоровье и физическое, здоровье разума и тела.

Разум - это способность человека познавать себя и окружающий мир, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь, это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект и достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения и устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье человека - это способность его тела реализовывать индивидуальную программу поведения и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Духовная и физическая составляющие должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Вот как об этом сказано в книге «Построение мощной нервной силы» американского диетолога Поля Брегга: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой - зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита - одна сторона была красная, другая - зеленая. Есть также две стороны щита здоровья - физическая и духовная - и они обе важны. Обе эти стороны - физическая и духовная - так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Физическое здоровье обеспечивается физической активностью и рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, а также исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Оно определяется тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому-либо определенному лицу или вещи, области знаний или принципу. Достигается духовное здоровье и умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой . Во что верить и как верить - это дело совести каждого.

Вот как об этом говорит Н.М. Амосов: «От Бога нельзя отказываться, даже если его нет. Только в нем надежное условие морали. Бог многообразен. Для одних он только запустил небесную механику и отстранился, для других - не позволяет даже волосу с головы упасть без его воли. Для неразумных нужен Ад и Бог карающий, для интеллектуалов достаточно верить, что существует (из какой-то материи) носитель идеала, добра, укоряющий за грехи самим своим постоянным присутствием».

Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому - несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее - усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

1. 2. Факторы, влияющие на здоровье

Все факторы, влияющие на здоровье человека, можно подразделить на три группы: модифицируемые (духовные и социальные), трудномодифицируемые (например, состояние окружающей среды) и немодифицируемые, на которые человек не в силах повлиять (например, наследственная предрасположенность к различным заболеваниям). Рассмотрим подробнее влияние каждой из этих групп.

Модифицируемые факторы. Духовный фактор (понимание здоровья как способности к созиданию добра и самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи) является наиболее действенным компонентом здоровья и благополучия. Путем создания установки на здоровый образ жизни этот фактор способен оказать наиболее действенное влияние на развитие наследственных задатков человека, ослабить отрицательное влияние окружающей природной или социальной среды.

Трудномодифицируемые факторы. Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить до 20%.

Немодифицируемые факторы. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты физического и психического здоровья. Степень предрасположения к определенным видам заболеваний может составлять от 20 (инфекционные болезни) до 99% (наследственная патология).

Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Однако зачастую довольно приятные на короткое время ощущения могут оказать вредное воздействие на здоровье. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом определяет индивидуальный образ жизни. Степень его влияния на здоровье может составлять до 50%.

Социальные факторы также значительно влияют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а следовательно, здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Влияние качества медицинского обслуживания на здоровье человека составляет 10%.

Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия - непрерывный процесс, связанный с поведением человека. Духовное и физическое начала в человеке неразрывно связаны и взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы быть здоровым и телом и душой.

Отметим в заключение, что по этому вопросу удачно высказался Н.М. Амосов: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

1. 3. Репродуктивное здоровье -

составная часть здоровья человека и общества

Понятие репродуктивного здоровья связано с понятием репродукции (то же, что размножение) - воспроизведения организмами себе подобных.

Существование любого вида живых существ возможно только благодаря смене поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако если у всех остальных видов живых существ воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то наделенный разумом человек может влиять на их реализацию, т. е. управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства.

Поэтому процесс воспроизводства в человеческом обществе включает в себя не просто рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять все необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества. По нашему мнению, именно это и определяет основное содержание понятия «репродуктивное здоровье».

Для характеристики состояния репродуктивного здоровья человека и общества существует несколько критериев, из которых наиболее значимы следующие:

  1. Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни и привлекательности личностной модели хорошего семьянина.

Эти критерии наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую здоровья человека и общества.

Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи.

Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья - малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В современном обществе семья состоит из супругов и их детей, представляя собой морально-правовой союз мужчины и женщины.

Характер взаимоотношений супругов подчиняется социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. В значительной степени он подвержен влиянию социального устройства, особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

Законодательство РФ («Семейный кодекс РФ» введен в действие с 1 марта 1996 г.) исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на основе взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию - рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. Семьей определяется и функция досуга, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, способность выбрать спутника жизни и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Анализ статистических данных и опросов молодежи о значении ценности создания счастливой семейной жизни в России свидетельствует о том, что за последнее время она резко теряет свою привлекательность. Отмечено, что начиная с 1990 г. уменьшается число ежегодно заключаемых браков в России. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков. В 1995 г. это число составило 7,3, в 1999 г. – 6,3.

За последние годы возрос показатель, характеризующий соотношение числа регистрируемых разводов и браков: с 424 разводов на 1000 браков в 1990 г. до 585 разводов на 1000 браков в 1999 г. Растет число детей, живущих в неполных семьях. Кроме того, постоянно растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.

Это позволяет сделать общий вывод о том, что идеал человека, способного создать благополучную семью и стать «хорошим семьянином», резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что состояние здоровья человека, в том числе репродуктивного здоровья как составной части здоровья, за последнее время постоянно ухудшается. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за их здоровье определяет уровень репродуктивного здоровья человека и общества.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

Оценить уровень репродуктивного здоровья семьи и общества и целом с определенной степенью достоверности можно с помощью имеющейся статистики. «По данным Минздрава России, лишь 14% детей школьного возраста практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология органов

пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения» 1 .

В письме министра здравоохранения РФ от 25 марта 1997 г. Правительству РФ указывалось, что, по данным Госкомстата России, заболеваемость подростков за последние 5 лет (1992-1997 гг.) увеличилась на 26,3%. Увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней.

В письме обращено внимание на существенный рост числа подростков, состоящих на диспансерном учете по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса - в 31,5 раза, нарко- и токсикоманией-в 7 раз, туберкулеза - на 37,4%, гонореи - на 18,5%. Ежегодно количество юношей, страдающих заболеваниями, которые требуют спортивно-оздоровительной коррекции, увеличивается на 12-15%.

По данным МВД России, растет преступность среди несовершеннолетних. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет в 1997 г. наркоманов и токсикоманов является несовершеннолетними.

Анализ ежегодного государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации, 2000 год» показывает, что в 1999 г. показатель заболеваемости детей туберкулезом составил 17,6 на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет (1997 г. - 14,9). Зарегистрировано 516 ВИЧ-инфицированных детей в возрасте до 14 лет.

Растет алкоголизация детей в возрасте до 14 лет. В 1999 г. число подростков, стоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических средств, составило 234,2 на 100 тыс. (1997 г. - 108,1 на 100 тыс.). В определенной степени уровень здоровья подрастающего поколения характеризует анализ состояния здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Так, по имеющейся в Генеральном штабе ВС РФ информации по итогам призыва 1997 г. отмечено, что почти каждый третий юноша освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

1 Международная ассоциация "Личность, экология, мир». ЕМП «Кольцо», 1993.

Низок уровень физической подготовленности призывников; снижается уровень общеобразовательной подготовки юношей (общее полное образование имели около 70% призывников, основное общее - 25%, а 5% имели только начальное общее образование). Кроме того, отмечено, что среди призывников 6% имели судимость, до 8% состояли на учете в милиции за правонарушения, до 12% регулярно употребляли спиртные напитки, около 8% пробовали наркотики.

Учитывая эти данные, оценить положительно общее состояние репродуктивного здоровья семьи и общества в России представляется затруднительным.

Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства. Это своего рода итоговый показатель состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье ее отдельных граждан и общества в целом.

Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала в качестве основной гарантии выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы.

Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности ее народонаселения и с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Об этом писал M.R. Ломоносов; эту тему развил Д.И. Менделеев, который, основываясь на демографических показателях начала века, определял вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн. человек.

Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а также распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения России в 1999 г. составила 145,6 млн. человек.

Низкой остается продолжительность жизни населения России: на 1994 г. она составила для мужчин 57,7, для женщин 71,3 года, и, по долгосрочным прогнозам, останется близкой к этому уровню (так, у родившихся в 1993 г. мужчин средняя продолжительность жизни составит 58,9 лет, у женщин 71,88 года). Для сравнения: средняя продолжительность жизни граждан США и Англии - 75 лет, Канады - 76, Швеции - 78, Японии - 79 лет.

Оценка уровня репродуктивного здоровья с точки зрения демографических процессов, происходящих в России, также оставляет желать лучшего.

В заключение необходимо отметить, что сохранение и укрепление уровня репродуктивного здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей образования. Еще раз подчеркнем, что индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. В конечном итоге здоровье общества складывается из здоровья его членов. Поэтому в настоящее время очень актуальной стала задача обучения детей в школе основам здорового образа жизни. Обучение тому, как обеспечить свое духовное, физическое и социальное благополучие, поможет поднять уровень здоровья каждого человека и общества в целом, изменит к лучшему демографическую обстановку в стране.

1.4. Здоровый образ жизни

как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья

Ранее мы познакомились с основными понятиями и определениями здоровья человека, репродуктивного здоровья человека и общества и пришли к выводу, что уровень здоровья во многом зависит от здорового образа жизни.

Исходя из определения здоровья как состояния полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов, понятие «здоровый образ жизни» можно сформулировать следующим образом:

здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносит здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

Таким образом, здоровый образ жизни - это цельная, продуманная и спланированная индивидуумом система поведения, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и при этом уверен, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Необходимо отметить, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер и имеют ряд специфических направлений, связанных с проблемами возраста.

В пособии освещен ряд составляющих здорового образа жизни с учетом особенностей подросткового возраста. Отметим, что каждый учащийся должен понять, что здоровый образ жизни - динамическая система поведения, основанная на глубоких знаниях различных оказывающих влияние на здоровье человека факторов и выборе алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, его постоянное корректирование с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Удовольствия от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая каждым индивидуальная система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо видеть конечную цель усилий, понимать, чего же личность хочет добиться, ведя здоровый образ жизни.

Перефразировав Цицерона, можно конечную цель определить так: здоровый образ жизни - это система поведения, имеющая целью достижение благополучия для себя, для семьи и государства. Только при реализации этой триады человек может быть счастлив.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения. Выбор пути должен сделать каждый человек самостоятельно и при этом выработать в себе ряд необходимых качеств. Для этого необходимо:

  • иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
  • знать свою родословную (исторические и биологические корни семьи) как основу сохранения физического и психического здоровья;
  • уметь управлять своим поведением, способствующим сохранению и укреплению здоровья;
  • стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что избранная вами система поведения, образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;
  • выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь получать от жизни радость;
  • развивать чувство самоуважения, проникаясь осознанием того, что живешь не зря и в состоянии решить все стоящие перед тобой задачи;
  • постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека - вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;
  • соблюдать правила гигиены;
  • быть оптимистом, ставить перед собой достижимые цели и не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство - в принципе недостижимая вещь;
  • радоваться успехам; во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Все это входит в содержание понятия здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни.


Что мне делать с ним

Дано мне тело

Таким единственным

И таким моим.

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д.

Что же такое «здоровье»? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье-это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья», распространённого в быту недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье».

Что же такое здоровье? И дозволено ли, человеку планировать уровень своего здоровья, будучи убежденным, что многих болезней можно избежать? Как сохранить свое здоровье?

Наличие здоровья констатировать просто, однако определить здоровье как понятие трудно.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1947 г., а затем в 1984 г. в конституции ВОЗ было дано определение здоровья, которое почти не меняется. Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия. С 1984 г. вместо "духовного" стали употреблять "душевного".

Но духовный мир человека включает 3 основные группы:

1. Знания.

2. Эмоции (оценочная сторона этих знаний).

Когда подчеркнули в определении "душевность", то упор сделали на эмоции, но это сужение несколько неоправданно. Следует отметить, что существует более 25 определений понятия здоровье. Определение института практической медицины: здоровье – такое состояние организма и такая форма жизнедеятельности, которые обеспечивают приемлемую длительность жизни, необходимое её качество и достаточную социальную дееспособность.

В 1997 году было последнее уточнение определения понятия здоровья (ВОЗ):

Может ли считаться человек, обладающий недюжинной физической силой, мускулами, но лишенный интеллекта или человек, находящийся в постоянном раздражении и выливающий его на окружающих. Здорова ли мать, бросающая ребенка?

Идеальное определение здоровья представляется четырьмя компонентами – физического, духовного, душевного и социального.

Физическое здоровье относится к телу. Это способность сохранять и использовать тело. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физической формой, тренированностью, физической активностью.

Душевное или психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Это способность контролировать свои эмоции и поведения. Духовное здоровье является собственной человеческой компонентой здоровья. Главным условием здорового образа жизни является причастие к творчеству, созидание человеческой цивилизации и, что первично, самого себя. Не хлебом единым жив человек. Каждый должен осознавать, что кроме способности рисовать, писать стихи, петь, думать, он обладает и способностью самосохранения и саморазвития. Эта способность – наше главное отличие от неодушевленных объектов. Так же как способности читать, писать, правильно мыслить, эту способность надо развивать с детства и всю жизнь.



Социальная составляющая – способность сохранять и использовать отношения с другими людьми. Она отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качества.

(Д.И. Писарев). "Разве человек, испорченный в нравственном отношении, - не больной?"

"Любовь – доброта, любовь – милосердие и любовь – неосуждение должны встретиться в одном сердце, чтобы была возможность начать творческий путь в жизни".

(К. Антарова "Две жизни").

Здоровье есть свобода от рабства телесных и духовных привычек.

Определяя здоровье надо иметь в виду 3 основных состояния, которые мы должны воспитывать в человеке:

Я могу – физиологическое состояние здоровья.

Я хочу – психологическое состояние здоровья.

Я должен – социальное состояние здоровья.

Здоровье – естественное состояние организма, и человек, согласующий свою жизнь с законами природы, не может быть болен.

Здоровье – это когда нет в душе раздражения, горечи, обид, затаённого на кого-то зла, зависти, ненависти.

“Природа излечивает, а медицине достается слава”. (Монтень)

В каждом физическом теле присутствует известная жизнедеятельность, его жизненная сила, которая постоянно поддерживает огонь жизни. Пока соблюдены правильные условия для сохранения здоровья, никакой организм заболеть не может. При рождении нам определен путь Господом Богом – путь здоровья. Наша беда состоит в том, что мы часто сворачиваем с этого пути, невзирая на толкающий импульс и угрызения совести.

Следовательно, здоровье не просто отсутствие нарушений в организме, отсутствие патологических поражений, поломок, симптомов и синдромов заболеваний, но и нечто большее – условие для свободного выполнения человеком его функций, прежде всего трудовых, морально-нравственных и пр., что делает его социальным существом.

Здоровье человека – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями, а болезнь – нарушение этой гармонии, этого единства.

Дерябин А.М. "Болезнь – одна из форм нашего эгоизма".

Во второй половине 20 века в нашей стране не было культа здоровья, а был культ болезни. В России выгодно было болеть. Очень низка соматическая психологическая культура. Мы безграмотны в вопросах самоуправления собой. Люди не знают телесных и духовных резервов, очень низка культура сексуальных отношений. Почему человек думает одно, говорит другое, делает третье? Извечная дисгармония нейронов, языка и мышц. Мысль, слово и поступок дополняют друг друга. Человека называют прекрасным, у которого слово не расходится с делом, с мыслями. И в вопросах здоровья это имеет исключительное значение. Многие болезни человека (65-75%) связаны с расхождением слова, мысли и дела. Отсутствие меры и такта жизни. Много чрезмерностей в пище, питье, истощение дум и чувств.

Рецепт вечной молодости и радости, здоровья и жизни человека (этому рецепту 5 тыс. лет):

Ешь много трав и мало мяса, будь травоядным, но не кровожадным.

Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть будет чистым твое лицо, твой желудок, твой кишечник. Нас моет вода и пища.

Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, зависти и зла, гордыни и высокомерия. Иди в храм и очищай душу.

Пусть двое живут единой сутью и получают в любви радость и наслаждение. Жизнь начинается с колыбели, но продолжается на ложе любви.

Знай меру во всем.

Живи по законам природы.

Ложись в постель с радостью за прожитый день, вставай ото сна с улыбкой: ты радуешься и улыбаешься – ты здоров; ты стал хмурым – значит ты заболел.

Да помогут тебе

Силы Неба и Гор,

Силы Неба и Богов наших

Справиться с твоими недугами.

Выполняя это, ты проживешь долго, очень долго.

Проблема питания, проблема чистоты тела и души, проблема интимных отношений мужа и жены – вот 3 кита, на которых стоит здоровье.

В результате освоения темы студент должен:

знать

Основы современной теории социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;

уметь

  • использовать основные критерии социального благополучия;
  • определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия, социальной безопасности и сплоченности;

владеть

  • различными направлениями обеспечения социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;
  • способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения.

Содержание и структура понятия "социальное благополучие"

Практика социальной работы определяется различными факторами, к которым относятся традиции и обычаи определенного народа, законодательная база, регулирующая социальную политику, представления общественного сознания и пр. Важное место среди этих факторов занимает система ценностей, которые разделяют все представители данного социума (или их большинство) и которые, в сущности, формируют основу общества.

Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества. Поэтому каждый объект и явление, которые рассматриваются как значимые, включаются в ценностную, или аксиологическую, основу миропонимания современного человека, занимая в ней более или менее важное место.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории в зависимости от уровня развития материальных благ, религиозных и этических норм, потребительских стандартов соответствующего общества. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности. Исследователи рассматривали, как в обществе неравенства можно добиться благосостояния с помощью более равномерного распределения доходов. В качестве путей к этому рассматривались: государственное вмешательство, рациональное налогообложение и бюджетно-налоговая политика.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Однако современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу самореализации и пр.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Можно сказать, что в известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Учебно-методическое объединение вузов России по социальной работе в числе фундаментальных, исходных категорий теории социальной работы как научной дисциплины называет понятия:

  • социальное благополучие человека;
  • социальное благополучие общества.

Данные понятия отражают сложную структуру самой категории социального благополучия, включенность в нее представлений о благополучии индивида, о благополучии групп людей, наконец, о благополучии общества в целом. Эти представления и фактические данные, на которых они основываются, взаимосвязаны друг с другом, но не совпадают полностью.

Представители социальных наук и органов управления в течение долгого времени искали объективные количественные измерители данного интегрального явления, которые бы достаточно точно отражали состояние различных сторон жизнедеятельности общественного организма в целом, были способны показать динамику его отдельных элементов и к тому же были практически применимы в аспекте сбора и использования данных. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX в. был разработан информативный, пригодный для сравнения и удобный в применении показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в пересчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).

Каждый из включенных и индекс показателей в отдельности может не отражать генерализованное состояние благополучия, но все они в совокупности прямо или опосредованно представляют картину благополучия или неблагополучия данного общества.

За все годы публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Швейцария, Канада, Норвегия, Япония, Исландия.

В последнем выпуске доклада об уровне ИРЧП, представленном в марте 2013 г. в Мехико, указано, что наивысшие показатели индекса зафиксированы в Норвегии. Россия стоит на 55-м месте в группе стран с "высоким уровнем развития человеческого потенциала", поднявшись по сравнению с предшествующим докладом на 10 позиций. 42 страны, имеющие "очень высокий уровень" ИРЧП, названы в отчете "развитыми", хотя в их число входят, например, Барбадос или Сейшельские острова, которые обычно не принято включать в число развитых.

При этом составляющие российского ИРЧП далеко не равнозначны. На мировом фоне среднестатистический российский человек отличается высокой образованностью, средним уровнем материального достатка и невысокой продолжительностью жизни.

Среди других показателей следует рассмотреть динамику ИРЧП, т.е. направление и величину изменений, которые продемонстрировали индексы разных стран в сравнении с 1990 г. (началом наблюдений). В этом плане последний опубликованный отчет, к сожалению, показывает, что Россия находится в числе стран, у которых данный показатель ухудшился. Еще в 1990 г. СССР (и Россия в его составе) находилась в группе стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23-е место в общем рейтинге.

Разумеется, такое снижение социальных характеристик неприемлемо для страны, которая поставила своей задачей модернизацию всех сторон своего развития. Именно для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты "Образование", "Здоровье", "Жилье", было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы усилия, предпринятые по улучшению здравоохранения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи принесли свои результаты. Произошли позитивные изменения в одном из наиболее консервативных показателей – показателе средней ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет превысила 63 года, что является значительным ростом, но не достигает, впрочем, как и ожидаемая продолжительность жизни женщин, показателей 1990 г.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включаются общественные ожидания в области безопасности – защищенности от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасности.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку избежать нищеты и голода, получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами, содействие при потере работы, уход в старости и т.п. Следует подчеркнуть, что в основном забота о социальном благополучии своей семьи является предметом собственной ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Однако пожилые люди, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой не всегда могут справиться с возникающими социальными проблемами самостоятельно. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех ее уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов, способных осуществлять меры социальной поддержки.

С состоянием социальной защищенности населения связано чувство социальной защищенности у индивидов, которое не может возникнуть без наличия указанных выше элементов социальной защищенности. Однако объективное существование этих структурных элементов не обусловливает автоматическое формирование у человека чувства социальной защищенности – граждане могут не знать о них или считать их недостаточными. Отсутствие же этого чувства неблагоприятно действует на состояние социальной стабильности, на субъективные характеристики благосостояния населения.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. На первый взгляд, представляется, что зажиточная жизнь лучше, чем необеспеченная, что наличие комфортабельных условий для жизни вызывает большее удовлетворение, чем жизнь в аскетических условиях. Однако проведенные исследования показывают неполноту такой точки зрения.

Английский психолог М. Аргайл обобщил результаты широких кросс-культурных исследований и выявил, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенности жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека: эти показатели оказались равными у обследованных лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.

Впоследствии было определено, что человек воспринимает обыденное и привычное существование как нормальное для себя и оценивает его в величинах незначительных изменений, связанных с небольшими событиями, происходящими в рамках этого обыденного существования. Эта оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в терминологии производимых опросов человек "скорее удовлетворен" своей повседневной жизнью). Однако если происходящие изменения более значительны и производят качественные изменения в образе жизни, то возникает другой подход к оцениванию: люди "реагируют на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.

Так, если жизненные условия человека, его семьи улучшились, то в течение некоторого времен он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Если эти улучшившиеся условия стали привычными, обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обычному среднему уровню. Эту закономерность важно учитывать при выявлении мнений и суждений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания: вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая, дополнительная к уже существующей системе, не долее полугода, а затем ее новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается и собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие, т.е. те люди, которые для инициатора сравнения представляются показательными, авторитетными. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, предприимчивости, достижениям. Средние, унифицированные показатели благосостояния, когда никто не живет лучше других, могут порождать самоуспокоенность и вести к застою.

Конечно, в обществе должны существовать механизмы поощрения более активного труда, предприимчивости в рамках закона, изобретательности, таланта и пр., а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге проницаемость границ социальных страт и исправная деятельность "социального лифта", позволяющего социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности, модернизируемости социума, его способности к развитию и совершенствованию.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно и противоречиво.

В структуре личности человека присутствуют три вида элементов: физическое "Я", социальное "Я" и духовное "Я". Физическое "Я" включает телесную организацию и все материальное, чем обладает человек. Структуру социального "Я" составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное "Я" – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Однако невозможно отрывать друг от друга различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, поскольку в их неразрывном единстве обеспечивается устойчивость и целостность личности, а также само это единство становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественно важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей ее формирования и воспитания, просоциальной или антисоциальной направленности, эгоистической или альтруистической установки. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения. Поскольку субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия достаточно постоянен. Субъективное благополучие отнюдь не определяет объективного благополучия личности, оцениваемого по социальным критериям ее личных достижений, структуры личности, поведения и деятельности. Согласование общественных и субъективных конструктов социального благополучия создает благоприятные условия для последовательного развития социума и его членов. Рассогласование порождает социальную нестабильность, а также негативные последствия длительного воздействия дистресса.

Специалистам социальной работы приходится чаще иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. В свое время этот вид профессиональной деятельности создавался именно для того, чтобы обеспечить выживание людей, оказавшихся неприспособленными к реалиями нового вида социально-экономического устройства, спасти их от голода и крайней нищеты. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит и другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов. Это обусловливает необходимость использования новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты в современных условиях.

Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Как же поддерживать в себе это ощущение внешней и внутренней гармонии? Что для этого надо делать?

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

  1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.
  2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: ведь это говорит о том, что "я оказался хуже всех". Но можно воспринять это событие и иначе: жизнь предоставила мне шанс найти более интересное, более нужное и, вполне вероятно, более материально выгодное дело. Это не самоуспокоение, это возможность вынести из произошедшего урок и увидеть в нем положительные стороны. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: "Что ни делается, все к лучшему".
  3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно. Помните анекдот: "Вам дрова нужны?" - "Нет". Утром проснулись - дров нет.
  4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни. Речь идет не о том, чтобы посещать картинные галереи и театры - хотя и это неплохо. Это, прежде всего, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Неважно, в кого или во что вы верите: в Бога, Судьбу, Высшую справедливость или Космический разум. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь "свыше".
  5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь сейчас меняется очень быстро. Останавливаться нельзя, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.
  6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.
  7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему. Давно ли вы смотрели на небо? А когда в последний раз вы наблюдали за животными? А замечаете ли вы дерево у подъезда - как оно меняется каждый месяц? Часто человек говорит: "В моей жизни нет ничего хорошего". А ведь вокруг нас очень богатая среда, причем созданная не нами, задолго до нас. Не сами ли мы сузили каналы восприятия до работы и телевизора?
  8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий. Это не обязательно должен быть спорт или упражнения на тренажерах. Это - и уборка снега во дворе, и стирка белья. Парадокс в том, что люди часто измеряют степень своего комфорта тем, насколько им удалось избавиться от физических усилий. А потом жалуются на иммунитет, который, как известно, напрямую зависит от нашей активности. На самом деле не такая уж большая нагрузка нужна человеку для поддержания своего тонуса. Например, 20 минут ходьбы ежедневно. Но некоторые и этого не делают: для них жизнь замкнулась в треугольнике: автомобиль, компьютер, телевизор.
  9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают. Что такое скука? Это напоминание о том, что мы не решаем своих жизненных задач. Но человек не пытается разобраться в этом, понять, что же ему надо делать. Он начинает, например, злоупотреблять алкоголем - чтобы не чувствовать того, что чувствует.
  10. Здоровый человек стремится внести свой вклад в жизнь других людей. Какой след вы оставляете в сердцах близких? Какое впечатление производите на людей знакомых и незнакомых? Хочется другим общаться с вами или нет? От того, что вы рядом, людям тепло или холодно?
  11. Одна из составляющих здоровья - умение проявлять великодушие и благородство. Человек живет не на острове, как Робинзон. Он находится в определенной сети человеческих отношений. И если ты можешь что-то хорошее дать другим, то и они тебе тоже. Надо лишь уметь принимать это и быть благодарным.
  12. И, наконец, здоровый человек обладает чувством юмора. Без комментариев.

Алексей Луньков,
доктор педагогических наук, кандидат
психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии и психологического консультирования МЭГУ
Статья предоставлена сайтом