Меню

У больного с амнестической афазией нарушена способность. Что нужно знать об амнестической афазии

Аксессуары для ванной

Амнестическая афазия возникает при поражении задневисочных и теменно-затылочных отделов мозга. Единственным и центральным симптомом является затруднение в назывании предметов. В основе этой афазии лежат два фактора . Первый – связан с дефектами оптического восприятия предмета, с дефектами выделения его существенных признаков. Второй связан с патологическим состоянием коры, затрудняющим выбор слова из нескольких альтернатив.

В клинической картине на первое место выступает обилие поисков слов-наименований, обилие вербальных парафазий в устной спонтанной речи. Из всех функций речи прежде всего и грубее нарушается номинативная функция. При попытке назвать предмет больные перечисляют группу слов, но обязательно из этого же семантического поля. В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афазий подсказка помогает. Это указывает на то, что акустический гнозис сохранён.

В психологической картине можно отметить нарушение номинативной функции речи. Все виды и формы речи не нарушаются. Сохранено чтение и писание. Эта форма афазии встречается редко.

Все формы афазии отличаются по клинической и психологической картинам и по нейропсихологическому синдрому. В основе различия лежит центральный механизм (фактор). Первой задачей нейропсихолога является вычленение механизма и анализ синдрома. Сосудистые поражения мозга часто приводят к комплексным, смешанным формам афазии.

Алалия

Алалия – это отсутствие или ограничение речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением в доречевом периоде речевых областей коры головного мозга: лобных или височных. При установлении этого диагноза должны быть исключены глухота, механическая анартрия и слабоумие. Различают моторную, сенсорную и тотальную алалию. При моторной алалии речь нарушена, но сохранено её понимание. Обращает на себя внимание отсутствие или органичение гуления, поздно появляющийся и очень бедный лепет. Отсутствие речи у ребёнка 2-3 лет должно вызывать тревогу. Если при нормальном речевом развитии лепет появляется во втором полугодии первого года жизни, то у детей с моторной алалией лепет появляется на втором и третьем году жизни, поэтому их называют «безречевыми». К концу третьего года и позже у детей появляются отдельные звукоподражания или слоговые элементы, которые сохраняются на длительный срок. Накопление словаря идёт медленно и, как правило, за счёт существительных, наиболее часто произносимых родителями. Структура слова нарушена: дети употребляют первый или ударный слог, наблюдается упрощение слоговых элементов. В возрасте 4-5 лет происходит некоторая активизация речи, обогащение словаря за счёт наиболее простых по структуре слов. Существительные употребляются в именительном падеже, глаголы – в неопределённой форме. В этот период становится отчётливо видно отставание в развитии речи. Постепенно начинает формироваться фраза, структура которой резко нарушена из-за аграмматизмов. Бедность словаря сохраняется. После 5-летнего возраста отмечается активация речи, наряду с существительными появляются глаголы, но предлоги и дополнения в речи отсутствуют. Таким образом, прослеживаются этапы речевого развития: позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение структуры слова, позднее накопление словаря и формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Занятия с детьми по развитию речи выявили трудности запоминания и составления фразы. Рассказ по картинке происходил в форме вопросно-ответной речи с называнием отдельных предметов, действия не учитывались. У детей отмечался недостаточный интерес к речи окружающих.

Дети с выраженной алалией должны рано начинать занятия с логопедом по развитию речи и обучаться в школе для детей с речевыми нарушениями. В более лёгких случаях дети должны заниматься с логопедом до школы и в период школьного обучения, продолжать занятия со школьным логопедом для профилактики дисграфии.

В противоположность моторной алалии при сенсорной дети многословны даже в период лепетной речи. На фоне сохранённого слуха у детей отмечается нарушение восприятия речи. В одних случаях дети слышат слова, повторяют их, но не соотносят с предметом, его обозначающим. Связи «слово – предмет» и при многократных повторениях не формируется. Поведение детей правильное, интерес к окружающему достаточный, экспрессивная речь развивается. Более тяжёлым вариантом сенсорных нарушений являются сенсорные расстройства, когда дети не понимают речи окружающих людей и не могут повторить слово вслед за педагогом. Они лучше воспринимают тихие звуки или звуки средней громкости, в то время как громкие звуки их раздражают. Они лучше воспринимают речь человека, постоянно общающегося с ними, а речь незнакомого человека не воспринимают вовсе. При сенсорной и тотальной алалии обучение детей крайне осложнено.

Все дети с алалиями нуждаются в раннем выявлении и медико-педагогической помощи для подготовки к школьному обучению. Интеллектуальное развитие детей с алалиями может приближаться к норме.

Дизартрия

Дизартрия – это речевое нарушение, вызванное поражением центральной нервной системы, которое проявляется в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм: бульбарную, псевдобульбарную, корковую, смешанную и мозжечковую.

При бульбарной форме в патологический процесс вовлекаются ядра черепных нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, которые иннервируют группы мышц артикуляционного аппарата, участвующих в звукообразовании, фонации и дыхании. При поражении ядер черепных нервов парез или паралич носит характер периферического, при этом нарушается проведение нервного импульса и мышцы атрофируются. Особенно заметны дизартритические расстройства при поражении подъязычного нерва с одной стороны, при этом кончик языка отклоняется в сторону пареза.

Более распространёнными являются псевдобульбарные дизартрии. Они возникают тогда, когда поражается корково-стволовой пирамидный путь, иннервирующий ядра двигательных черепных нервов, участвующих в артикуляционных движениях. Осложняют дизартрию вторичные нарушения формирования премоторной и теменно-височных областей мозга, происходящие после рождения. У грудных детей происходит задержка гуления и лепета. Появляющиеся в последующем звуки оказываются однообразными, тихими, редкими, кратковременными, без интонаций. С возрастом лексическое развитие речи ребёнка задерживается. В результате нарушения артикуляций страдает фонетическая сторона речи. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, что затрудняет контакт с окружающими. В последующем некоторые звуки формируются, но речь остаётся смазанной, плохо модулированной, невнятной. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слова. Дети не различают звуки на слух, затрудняются в повторении звукового ряда, выделении звуков в словах, что даёт основание рассматривать эти нарушения как фонетико-фонематические расстройства.

Неврологическая симптоматика, на фоне которой развивается псевдобульбарная дизартрия, характеризуется парезами и параличами конечностей и нарушением функций других черепных нервов.

Корковая дизартрия. В случаях поражения артикуляционного праксиса, когда поражается нижний отдел постцентральной извилины, наблюдается вариант корковой афферентной апрактической дизартрии. В этих случаях расстраивается произнесение согласных звуков, причём нарушения артикуляции непостоянны. Отмечается поиск артикуляционного уклада речи, что замедляет её темп и нарушает плавность.

Кинетический вариант корковой афферентной апрактической дизартрии возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария. Он характерен затруднениями произнесения сложных предложений. Речь ребёнка напряжённая, замедленная. При исследовании артикуляционного праксиса отмечаются трудности воспроизведения серии последовательных движений по заданию.

При смешанной дизартрии (экстрапирамидной) наблюдается мышечная дистония в общей и артикуляционной моторике. Дистония значительно искажает артикуляцию, возникает замена и пропуск звуков. Дистония артикуляционных мышц обычно сочетается с гиперкинезами мышц лица, языка, губ, диафрагмы, межрёберных мышц, в связи с чем дизартритические нарушения сочетаются с расстройством дыхания и фонации.

Мозжечковая форма дизартрии возникает при поражении путей, связывающих двигательную зону коры головного мозга со стволом и мозжечком. Для неё характерны гипотония артикуляционных мышц, а также десинхронизированное дыхание, фонация и артикуляция. Речь замедленная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией, затуханием голоса к концу фразы. В неврологическом статусе больных – атаксия, расстройство координации движений.

Наряду с хорошо выраженными формами дизартрии наблюдаются стёртые, малозаметные, при которых артикуляционные и общемозговые нарушения выявляются при обследовании или функциональной нагрузке. Дети с такими расстройствами с раннего возраста нуждаются в специальных лечебных и педагогических мероприятиях.

Нарушения речи у детей и взрослых могут быть связаны с различными состояниями: наследственные дефекты, родовая травма, ЧМТ, заболевания головного мозга и пр. Например, амнестическая афазия наблюдается при поражении нижних или задних отделов височной и теменной доли. Болезнь характеризуется тем, что человек начинает забывать названия различных предметов, что затрудняет его коммуникацию с окружающими людьми. Вопросами диагностики и лечения подобного состояния занимается невролог или психиатр.

Определение и классификация

Амнестическая афазия − это разновидность нейропсихологического расстройства речи, при котором наблюдается забывание названий предметов или имен. Основной фактор, обуславливающий развитие данного расстройства – это органическое повреждение, локализующееся в височной и теменной доле больших полушарий головного мозга. В такой ситуации пациент понимает, какой объект находится перед ним и знает, зачем он нужен, однако не может назвать его. Чаще всего пациенты во время разговора описывают функции предмета, дают ему характеристику по форме и цвету, но вспомнить название не могут.

Врачи выделяют еще один подтип подобного расстройства речи − оптико-мнестическую афазию, которая развивается при преимущественном повреждении коры височной доли. К афазии присоединяется невозможность рисовать объекты по памяти, только видя предмет перед собой. Больные могут описать его характеристики, но не изобразить или назвать.

Причины возникновения

Патология характеризуется повреждением серого и прилежащего белого вещества височной и теменной доли, что объясняет нарушения связей между группами нервных клеток. Причины, приводящие к поражению мозга следующие:

  • инфекционно-воспалительные заболевания бактериальной, вирусной или грибковой этиологии: энцефалит, менингит, абсцесс тканей головного мозга;
  • токсическое поражение коры при отравлении алкоголем, лекарственными препаратами или нейротоксичными ядами;
  • травмы: аварии, удары тупыми предметами, ушибы или сотрясения, разрыв нейронных связей в височной доле;
  • последствия оперативного лечения патологий ЦНС;
  • опухолевые образования;
  • острое нарушение кровообращения головного мозга;
  • хроническая недостаточность кровообращения в тканях мозга (транзиторно-ишемические атаки);
  • болезнь Альцгеймера или Пика.

Кроме прямых причин, существуют факторы риска, приводящие к подобным болезням: старческий или пожилой возраст, метаболические нарушения в организме, ожирение и атеросклероз, курение и алкоголизм, малоактивный образ жизни, генетическая предрасположенность, ишемическая болезнь сердца, гипертония и др.

Клинические проявления

Невозможность назвать предмет − основной симптом патологии, однако, выявить это при обычном общении очень сложно. Но болезнь проявляется не только афазией. Симптомы включают в себя следующие проявления:

  • Частое повторение одних и тех же слов или словосочетаний.
  • Замедленность речи с выраженными паузами между словами или, наоборот, больные начинают говорить очень быстро и нелогично.
  • Речь приобретает описательный характер, то есть пациент пропускает существительные, а говорит только с помощью прилагательных или глаголов.
  • Человек легко описывает предмет и говорит о его функциях, однако не может вспомнить название объекта.
  • Когда больному подсказывают первую букву или слог названия предмета, он с легкостью вспоминает все слово.
  • Психические нарушения развиваются на фоне повреждения других областей головного мозга и могут характеризоваться частой сменой настроения, агрессией, замкнутостью, дурашливостью, депрессией, апатией, парезами или параличами, забывчивостью и др.

Несмотря на речевые нарушения, другие функции головного мозга, связанные с произнесением слов, не страдают. Пациент может писать, читать, что отличает болезнь от алалии.

Постановка диагноза

Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.

Во время первичной консультации у специалиста врач проводит комплексную диагностику. Она включает в себя следующие действия:

  • Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Необходимо знать время появления симптомов, на каком фоне они развились и какие хронические заболевания есть у пациента.
  • Оценка неврологического статуса. Исследуется походка, равновесие, когнитивные навыки, проводится оценка эмоционально-волевой сферы, тест на узнавание предметов, пробы для оценки функциональной активности речевого аппарата и отдельных компонентов речи − лексики, фонетики и грамматики.
  • Лабораторные анализы (клинический и биохимический анализы крови, общее исследование мочи, по показаниям ликвора).
  • Рентгенограмма черепа.
  • Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплером.
  • Компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография головного мозга для выявления органических заболеваний ЦНС.

Перечень используемых для диагностики процедур зависит от имеющихся у человека симптомов и сопутствующих болезней. Ни в коем случае не стоит самостоятельно ставить диагноз, так как это часто приводит к прогрессированию основной патологии.

Коррекция нарушений

Комплексная диагностика позволяет поставить однозначный диагноз. На основе результатов исследований, возраста пациента и его психического состояния лечащий врач подбирает схему лечения. Терапия всегда носит комплексный характер.

Если афазия вызвана травмой головного мозга, инсультом или опухолью, то пациент срочно нуждается в оперативном лечении. Только после устранения непосредственной причины состояния можно переходить к восстановлению речи больного.

После проведения экстренной терапии, врачи рекомендуют начинать реабилитацию. На первом этапе с больным занимается психолог и логопед. Они обучают пациента адекватно воспринимать предметы и образно мыслить. Постепенно количество картинок и визуальных рядов увеличивается, тем самым формируется словарный запас. Второй этап характеризуется адаптацией к разговорной речи, уменьшением пауз между словами и фразами. Заключительная ступень логопедической коррекции заключается в увеличении речевого запаса, улучшении способности к восприятию большего количества информации.

Прогноз и профилактика

При комплексном подходе к терапии и выполнении реабилитационных мероприятий пациентам удается восстановить речь. Со временем запоминаются названия предметов, снижается заторможенность речи, повышается способность поддерживать разговор. В ситуациях с обширными повреждениями тканей головного мозга говорить о положительном прогнозе сложно. В этом случае эффективность лечения зависит от степени повреждения, сроков его начала и наличия у пациента сопутствующих болезней ЦНС.

  • регулярные физические упражнения (растяжка, гимнастика, йога, занятия в тренажерном зале);
  • следование методам лечения, назначенным лечащим врачом;
  • своевременное лечение хронических заболеваний;
  • контроль над индексом массы тела;
  • рациональное питание: прием витаминов и микроэлементов, обогащение рациона зеленью и овощами, употребление фруктов и кисломолочных продуктов, нежирного мяса; необходимо снизить потребление красного мяса, жирного и жареного, острого и соленого, сладкого, мучного;
  • длительные занятия с логопедом;
  • консультации психотерапевта;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

Профилактические советы не требуют финансовых затрат и не вызывают дискомфорт у человека.

Амнестическая афазия возникает на фоне повреждения структур головного мозга. При первых признаках основного заболевания или афазии необходимо обратиться к врачу. Терапия на раннем этапе поможет достичь более успешных результатов и добиться быстрого выздоровления. Если же длительное время заниматься самолечением, возможно формирование стойкого речевого дефекта.

Навигация

По сравнению с другими формами речевых расстройств амнестическая афазия не так сильно снижает качество жизни заболевшего человека. Но и это состояние представляет определенную угрозу для пострадавшего. Во-первых, нарушение не возникает само по себе, а является лишь проявлением поражения тканей головного мозга. Оно может сопровождать развитие опасного для здоровья и жизни пациента заболевания. Во-вторых, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека, у него возникают проблемы с социализацией. Наконец, амнестическая форма расстройства редко встречается обособленно, обычно она идет в комплексе с другими афазиями.

Нарушение является лишь проявлением поражения тканей головного мозга, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека.

Что такое амнестическая афазия

Все разновидности афазий возникают в результате снижения функциональности тканей коры или вещества головного мозга в месте расположения отделов, отвечающих за формирование речи. Это может происходить под влиянием внешних факторов, внутренних процессов, органических поражений ЦНС. Афазия амнестическая становится результатом нарушений, захватывающих границу на стыке височной, теменной и затылочных областей в левом полушарии мозга. Как становится ясно из названия патологии, она протекает с определенными проявлениями амнезии.

Амнестическая афазия считается одним из самых легких речевых расстройств. Ее течение сопровождается минимальной потерей контроля пациента над высшими функциями его нервной системы. Клиническая картина патологии довольно размытая, иногда больной и его близкие даже не замечают наличия проблем. Для расстройства характерна утрата способности быстро подбирать слова для устного выражения мыслей. Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать. Это в какой-то мере осложняет его взаимодействие с окружающими.

При амнестической афазии у пострадавшего не нарушена артикуляция, не снижен уровень интеллекта. У него сохраняется привычная острота слуха. Со стороны подача таким человеком информации выглядит несколько странно. Он использует мало существительных, плохо подбирает глаголы, оперирует в основном пространными описаниями.

Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать.

Причины

На органическом уровне амнестическая афазия возникает из-за нарушения связи между несколькими анализаторами посредством передачи клетками нервных импульсов. В зависимости от типа провоцирующего фактора расстройство может проявиться резко или развиваться постепенно.

Внезапное появление очевидных признаков амнестической афазии может быть результатом таких патологий:

  • ишемический или геморрагический инсульт, тромбоз церебральных сосудов;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы, особенно открытого типа;
  • стремительное развитие ряда психопатий;
  • отравление ядами, наркотическими средствами, алкоголем, медикаментами.

Постепенное развитие амнестической афазии с нарастанием клинической картины характерно для формирования опухолей в головном мозге, сосудистых заболеваний. Также причиной может стать инфекционный или воспалительный процесс, затрагивающий вещество или оболочки мозга.

Речевые расстройства нередко сопровождают развитие дегенеративных процессов в ЦНС, например, при болезни Альцгеймера.

Черепно-мозговые травмы легкой или средней степени тяжести тоже представляют опасность. Амнестическая афазия может стать их отсроченным осложнением, особенно, если в остром периоде у пострадавшего отмечались проблемы с памятью.

Неврологи выделяют ряд факторов, повышающих вероятность развития нарушения. В группе риска находятся пожилые люди, лица с наследственной предрасположенностью к перечисленным выше патологиям. Опасность представляют и общие болезни: атеросклероз, гипертония, ИБС, сахарный диабет, пороки сердца, мигрень или эпилепсия в анамнезе.

Симптоматика и проявления

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо. Иногда симптомы патологии замечает только медицинский работник, вынужденный по каким-то другим причинам общаться с пациентом в течение длительного времени. Очень редко лица с этой формой речевого расстройства сами обращаются к неврологу по причине проблем с социализацией или эмоционального дискомфорта.

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо.

Амнестическая афазия определяется по таким признакам:

  • пострадавший хорошо разбирается в предметах, их описании, свойствах и функциях, но при этом не может вспомнить названия объектов;
  • речь больного построена на использовании одних и тех же слов, фраз, словосочетаний. Иногда это приводит к коверканию предложения в плане логики или грамматики;
  • снижение памяти нередко распространяется на имена собственные;
  • иногда в изложении информации проскакивают неправильно употребленные слова, паузы. Может снижаться темп речи;
  • высказывания содержат минимум существительных и однотипные глаголы.

При амнестической афазии не страдает артикуляция, сохраняются способности к чтению и письму. В зависимости от типа заболевания, поразившего головной мозг, у пациента будут присутствовать общие или неврологические симптомы. Нередко этот тип нарушения речи дополняется другими формами патологии.

Диагностика

В силу особенностей течения амнестическая афазия нередко остается незамеченной до появления более очевидных признаков поражения ЦНС. При любом подозрении на речевое расстройство, затрагивающее свойства памяти, необходимо посетить невролога. Специалист соберет анамнез, проверит рефлексы, проведет базовые тесты для оценки функциональности областей головного мозга, отвечающих за речь. На наличие проблем с сфере неврологии могут указать такие симптомы, как асимметрия лица, мышечная слабость, судорожные подергивания мышц и многое другое.

Факт наличия или отсутствия речевых нарушений проверит логопед. Диагностика в обязательном порядке должна включать обследования, направленные на выявление причины амнестической афазии. В этом помогут МРТ, КТ, люмбальная пункция, рентген черепной коробки, УЗИ церебральных сосудов, лабораторные исследования крови. Наличие у пациента проявлений речевого расстройства позволит понять, в какой части головного мозга сосредоточен очаг заболевания.

Лечение

Амнестическая афазия – это только одно из последствий поражения ЦНС. Для избавления от состояния необходимо устранить его причину, выступающую в качестве провокатора. В зависимости от типа и степени тяжести заболевания головного мозга терапия может ограничиться консервативными подходами или включить оперативное вмешательство.

Лечение, направленное на борьбу с самим нарушением речи, основывается на приеме больным медикаментов, посещении им сеансов физиотерапии и занятий с логопедом. Подбирать подходящие препараты может только врач. Обычно упор делается на применение ноотропов, антигипоксантов, сосудорасширяющих средств, нейропротекторов, витаминов. Воздействие на проблему должно быть комплексным, систематическим, с учетом особенностей ситуации. Не стоит ограничивать свое лечение сеансами с логопедом – предложенные им упражнения рекомендуется выполнять в домашних условиях, заручившись поддержкой близких. Только в этом случае можно рассчитывать на появление признаков положительной динамики и минимальный риск рецидива.

Практика показывает, что амнестическая афазия у пациентов более молодого возраста может быть вылечена за несколько месяцев. Средние показатели по достижению стойкого лечебного эффекта колеблются в пределах 2-5 лет. Пожилые люди редко полностью избавляются от проявлений патологии, но и в их случае можно добиться притупления тревожных симптомов.

116. При поражении правого полушария головного мозга у правшей возникают корковые речевые расстройства:

2.Алексии

3.Не возникают

117. У больных с сенсорной афазией нарушено:

1.Понимание речи

3.Воспроизведение речи

118. У больного с амнестической афазией нарушена способность:

1.Описать свойства и назначение предмета

2.Дать название предмета

3.Определить предмет при ощупывании

119. У больного с апраксией нарушены целенаправленные действия по причине:

2.Нарушения последовательности и схемы действия

3.Нарушения скорости и плавности действия

120. При поражении левой лобной доли возникает афазия:

1.Моторная

2.Сенсорная

3.Амнестическая

121. При поражении корковых речевых центров возникает:

2.Анартрия

122. При поражении левой угловой извилины возникает:

1.Аграфия

2.Алексия

123. При поражении левой надкраевой извилины возникает:

2.Аграфия

124. Зрительная агнозия наблюдается при поражении:

1.Зрительного нерва

2.Затылочной доли

3.Зрительной лучистости

125. Слуховая агнозия наблюдается при поражении:

1.Слухового нерва

2.Височных долей

3.Корковой зоны Вернике

126. При поражении левой височной доли возникает:

1.Моторная афазия

2.Сенсорная афазия

3.Амнестическая афазия

Ответ: 2, 3

127. При поражении теменной коры правого полушария мозга возникает:

1.Анозогнозия

2.Псевдомелия

4.Алексия

5.Аутотопагнозия

Ответ: 1, 2, 5

128. При поражении теменной коры левого полушария мозга возникает:

1.Моторная афазия

2.Акалькулия

4.Алексия

5.Агнозия

Ответ: 2, 3, 4

129. При поражении левой лобной доли нарушается:

3.Экспрессивная речь

Ответ: 1, 3

130. При поражении левой теменной доли возникает апраксия:

1.Идеаторная

2.Моторная

3.Конструктивная

Ответ: 1, 2, 3

Установить соответствие:

131. Вид афазии: Клинические проявления в виде нарушения:

1.Моторная А.называния предметов

2.Сенсорная Б.понимания загадок, логико-грамматических

3.Амнестическая конструкций

В.построения фразовой речи

Г.понимания простых инструкций

Д.узнавания предметов

Ответ: 1 - В. 2 - Б,Г. 3 - А.

132. Вид афазии: Расстройство речи:

1.Моторная А.парафазии

2.Сенсорная Б.словесный эмбол

3.Амнестическая В."словесный салат"

Г.неправильное называние предметов

Д.дизартрия

Ответ: 1 - А,Б. 2 - А,В. 3 - Г.

133. Локализация поражения: Симптом:

1.Надкраевая извилина А.моторная афазия

2.Зона Брока Б.сенсорная афазия

3.Зона Вернике В.апраксия

Г.амнестическая афазия

Ответ: 1 - . 2 - А. 3 - Б.

134. Локализация поражения: Симптом:

1.Средняя лобная извилина А.амнестическая афазия

2.Верхняя височная извилина Б.аграфия

3.Угловая извилина В.астереогноз

Г.алексия

Ответ: 1 - Б. 2 - А. 3 - Г.

135. Локализация поражения: Симптом:

1.Нижняя теменная долька А.моторная афазия

2.Зона Брока Б.астереогноз

3.Угловая извилина В.акалькулия

Г.аграфия

Ответ: 1 - Б. 2 - А. 3 - В.

Расстройства вегетативной нервной системы

Выбрать один правильный ответ:

136. При поражении диэнцефальной области возникает:

1.Нарушение походки

2.Нарушение терморегуляции

137. При поражении симпатического ствола возникают:

1.Эпилептические припадки

2.Вазомоторные нарушения

3.Нарушения сна

138. При поражении диэнцефальной области возникают:

1.Нарушения сна

3.Нарушения чувствительности

139. При поражении гипоталамической области возникают:

1.Вегетативные пароксизмы

2.Сегментарные вегетативные нарушения

3.Нарушения чувствительности

140. Для поражения солнечного сплетения характерно:

1.Боли в области пупка

2.Полиурия

3.Мидриаз

Выберите все правильные ответы:

141. Для височной эпилепсии характерны признаки:

1.Ощущение "уже виденного"

2.Обонятельные галлюцинации

3.Висцеральные кризы

4.Расстройства чувствительности по сегментарному типу

5.Отсутствие брюшных рефлексов

Ответ: 1, 2, 3

142. Для поражения гипоталамической области характерно:

1.Нарушение терморегуляции

2.Гемипарез

3.Гемианестезия

4.Нарушения сна и бодрствования

5.Нейроэндокринные расстройства

6.Повышение артериального давления

7.Нарушения сердечного ритма

8.Гипергидроз

Ответ: 1, 4, 5, 6, 7, 8

143. Для поражения гипоталамической области характерно:

1.Вегетососудистые пароксизмы

2.Нарушения потоотделения

3.Несахарный диабет

4.Парез лицевого нерва

5.Гипалгезия по проводниковому типу

6.Нарушения в эмоциональной сфере

7.Бессонница

8.Нейродермиты

Ответ: 1, 2, 3, 6, 7, 8

144. Для поражения звездчатого узла характерно:

1.Нарушения сердечного ритма

2.Жгучие боли в области половины лица, шеи и верхней конечности

3.Парезы рук

4.Нарушение адаптации к боли

5.Патологические симптомы

6.Отеки в области половины лица, шеи и верхней конечности

7.Трофические нарушения кожи верхней конечности и половины лица

8.Вазомоторные нарушения в области половоины лица

Ответ: 1, 2, 4, 6, 7, 8

145. Для синдрома Горнера характерны:

1.Экзофтальм

4.Энофтальм

5.Диплопия

6.Мидриаз

Ответ: 2, 3, 4

146. К общемозговым симптомам относятся:

1.Головная боль

2.Гемипарез

3.Джексоновская эпилепсия

4.Несистемное головокружение

6.Генерализованный судорожный припадок

Ответ: 1, 4, 5, 6

147. К очаговым неврологическим симптомам относятся:

1.Головная боль

2.Гемипарез

4.Джексоновская эпилепсия

5.Нарушение сознания

6.Нарушение координации

Ответ: 2, 4, 6

148. Менингеальные симптомы:

1.Кернига

4.Ригидность мышц затылка

5.Бабинского

6.Брудзинского

Ответ: 1, 4, 6

149. Признаки гипертензионного синдрома:

1.Головная боль в утреннее время

2.Головная боль в вечернее время

3.Брадикардия

4.Застойный диск зрительного нерва

5.Первичная атрофия диска зрительного нерва

Ответ: 1, 3, 4

150. Для синдрома Броун-Секара характерно:

1.Центральный парез на стороне поражения

2.Центральный парез на противоположной стороне

3.Нарушение глубокой чувствительности на стороне поражения

4.Нарушение глубокой чувствительности на противоположной стороне

5.Нарушение болевой чувствительности на стороне поражения

6.Нарушение болевой чувствительности на противоположной стороне

Помощь человеку с афазией

Афазия - утрата или искажение речи у взрослого человека чаще всего является следствием инсульта. Процесс восстановления обычно занимает долгое время, и здесь очень важны совместные усилия логопедов и близких людей. Подробнее о том, как помочь человеку восстановить речь, читайте в статье.

После выписки

Не всегда, далеко не всегда, человек выздоравливает за 21-24 дня нахождения в стационаре. Не стесняйтесь спрашивать у врачей, что делать дальше, ведь процесс реабилитации (восстановления) идет от полугода до 6 лет. Длительность его зависит:

От состояния сосудов. Различные обследования покажут способность сосудистой ткани к восстановлению или определят, насколько соседние участки смогут возместить утраченную функцию.

От возраста пациента. Это совсем не означает, что если вам 73, то нечего и ждать. Напротив, практика показывает, что пожилые больные восстанавливаются быстрее и полнее. Но фактор возраста необходимо учитывать.

От характера больного и типа его психики. Люди, «быстрые на подъем», легче приспосабливаются, схватывают помощь на лету.

От помощи, которую оказывает больному логопед. Т.е. больному необходимы занятия с логопедом. Не пытайтесь самостоятельно, без специальной подготовки, начинать восстановление, можно «наломать таких дров», что и не исправить. Невозможно будет переломить стереотипы речи, которые могут появиться при такой некомпетентной помощи. Не оказывайте близкому человеку «медвежьей услуги», согласитесь, что каждому делу - свой специалист.

С больным можно проговаривать вместе:

Это касается устной речи. Но, как правило, страдает письмо и счет - так называемые аграфия, акалькулия, а также чтение - алексия. Есть действия, которые не приведут к непоправимым последствиям. Например, можно написать в столбик довольно крупным шрифтом:

Имена близких;

Географические названия (эмоционально значимые для вашего родственника, связанные с его жизнью);

Продукты;

Вывески.

Виды афазии и ее проявления

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр Брока), развивается при повреждении задненижних отделов лобных долей головного мозга (зона Брока) доминантного полушария

Распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма. Нарушение инициации экспрессивной речи и трудности переключения речевых программ. Пациенты молчаливы, иногда в остром периоде спонтанная речь может полностью отсутствовать. Впоследствии речь больных обычно плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы. Весьма характерны звуковые и вербальные персеверации. В равной степени нарушается как спонтанная речь пациента, так и повторение слов или фраз за врачом. Возникают трудности называния предметов по показу, подсказка помогает пациенту правильно назвать предмет. Нарушается чтение текста вслух. Письмо также дается с трудом, больной допускает как орфографические, так и грамматические ошибки, возможны персеверации отдельных букв. Понимание устной и письменной речи не страдает. В большинстве случаев данный вид афазии развивается остро в сочетании с гемипарезом и гемигипестезией в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры, при поражении верхних отделов теменной доли доминантного по речи полушария, в результате вторичных расстройств экспрессивной речи по типу трудностей построения артикулем.

Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект - невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова. Понимание речи не страдает. Самостоятельная речь плохо артикулирована, характерны литеральные парафазии по типу замен близких артикулем. Может отмечаться как в спонтанной речи, так и при повторении, чтении вслух, назывании предметов. Вместе с тем беглость речи не снижена, паузы отсутствуют, грамматические конструкции правильны.

Сенсорная афазия развивается при поражении задних верхних отделов верхней височной извилины доминантного полушария обычно в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии или иного локального поражения.

Утрата фонематического слуха. Нарушение понимания устной и письменной речи, возникает отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи. Страдает понимание письменной речи, поскольку больной не может сопоставить букву с соответствующей ей фонемой.

Выраженные нарушения отмечаются также в экспрессивной речи больных. Возникают замены близких фонем на созвучные (литеральные парафазии), речь больного становится непонятной для окружающих ("речевая окрошка"). Страдает самостоятельная речь, повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух. Ошибки по типу литеральных парафазии могут отмечаться и при письме. Беглость речи не нарушается. Речь больных плавная, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется. В основе этой афазии лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.

Сенсомоторная афазия при обширных инфарктах в бассейне левой средней мозговой артерии зона ишемического повреждения может охватывать как заднелобные, так и височные отделы головного мозга.

Страдает инициация речи, фонематический слух. Клиническая картина характеризуется сочетанием симптомов сенсорной и моторной афазии (сенсомоторная афазия). Страдают все аспекты речевых функций, поэтому другое название данного речевого расстройства тотальная афазия. Как правило, тотальная афазия сочетается с выраженным правосторонним гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией.

Динамическая афазия (транскортикальная моторная) развивается при поражении префронтальных отделов лобных долей головного мозга доминантного полушария

Проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и ее реализации. Распад внутренней речи. Нарушение инициации речевой активности и трудности переключения речевых программ. Уменьшение беглости речи, особенно при назывании глаголов, телеграфный стиль и аграмматизмы в устной речи и при письме. Речь больных плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Понимание речи не страдает. Повторение слов и фраз за врачом сохранено. Более характерны вербальные персеверации.

Акустико-мнестическая афазия - развивается при локальных поражениях височных долей головного мозга доминантного полушария. Возникает в результате первичного нарушения импрессивной речи. В основе - нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. Понимание отдельных фонем при акустикомнестической афазии сохранено. Невозможным становится синтез фонем в слова. Преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются на местоимения. Характерны вербальные парафазии. Беглость речи не страдает, однако попытки "вспомнить" нужное слово могут приводить к паузам в разговоре. Проба на категориальные ассоциации выявляет значительное уменьшение словарного запаса существительных. Повторение слов за врачом не нарушено.

Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения. Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи считают различение этих трех форм афазии сугубо теоретическим.Номинальная афазия , близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.

Подкорковые афазии . В большинстве случаев возникновение афазии связано с поражением корковых отделов головного мозга. Однако описаны афатические речевые расстройства при патологии базальных ядер.

Поражение таламуса может приводить к расстройствам экспрессивной речи, которые по своим клиническим характеристикам напоминают афазию ВерникеКожевникова (выраженные литеральные и вербальные парафазии, превращающие речевую продукцию в "словесную окрошку"). Отличительной особенностью таламической афазии от афазии Вернике является сохранность понимания речи и отсутствие нарушений при повторении фраз за врачом.

При поражении полосатого тела описано уменьшение беглости речи и парафазии в сочетании с нарушением артикуляции. Повторение за врачом и понимание речи остаются интактными.

Поражение задних отделов внутренней капсулы часто приводит к возникновению мягких речевых нарушений, которые трудно отнести к какомулибо определенному виду афазий.

Семантическая афазия (транскортикальная сенсорная). Семантическая афазия (по другой терминологии транскортикальная сенсорная афазия) характеризуется нарушением понимания грамматических взаимоотношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обращенную к нему речь, если она содержит сложные логикограмматические конструкции. Аналогичные трудности пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, в которых могут отсутствовать служебные слова. Попытка говорить более сложными предложениями неизбежно приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов по показу. Как и при других первичных нарушениях импрессивной речи, беглость речи и артикуляция при семантической афазии не нарушены.

Семантическая афазия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочных долей головного мозга доминантного полушария обычно в результате инсульта. В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Оптикомнестическая афазия. Оптикомнестическая афазия характеризуется прежде всего значительными трудностями при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков оказывает положительный эффект. Эти признаки отличают оптикомнестическую афазию от зрительнопредметной агнозии. При последней больной способен описать предмет, но не узнает его, литеральная подсказка неэффективна.

В отличие от акустикомнестической при оптикомнестической афазии узнавание существительных на слух и самостоятельная речь больных не нарушаются. Оптикомнестическая афазия возникает при поражении смежных отделов височной и затылочной долей доминантного по речи полушария. Предполагаемый механизм развития разобщение центров зрительнопредметного гнозиса и центров импрессивной речи.

Субкортикальная моторная афазия (афемия, малый синдром Брока). Также возникает при поражении задненижних отделов лобных долей головного мозга, но обычно при меньшем объеме повреждения мозговой ткани. Малый синдром Брока характеризуется уменьшением беглости спонтанной речи, трудностями повторения слов и называния предметов по показу, нарушением артикуляции. В то же время в отличие от эфферентной моторной афазии письменная речь при афемии остается интактной, в том числе в острейшем периоде. Последнее обстоятельство дает основание некоторым авторам считать афемию апраксией речи, а не одним из видов афазий.

Причиной афемии обычно является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне корковых ветвей левой средней мозговой артерии. Как правило, при этом не бывает стойких двигательных нарушений, однако в остром периоде может отмечаться центральный паралич мимических мышц, легкий преходящий гемипарез.

Транскортикальная смешанная афазия . Нарушения мозгового кровообращения по гемодинамическому типу иногда приводят к одновременному ишемическому повреждению префронтальных отделов лобных долей и зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга. При этом могут возникать речевые нарушения, в клинической картине которых присутствуют симптомы динамической (транскортикальной моторной) и семантической (транскортикальной сенсорной) афазий. Это состояние получило название транскортикальной смешанной афазии. Как и при других транс кортикальных афазиях, важный диагностический критерий данного вида речевых нарушений - сохранность повторения фраз за врачом.

Проводниковая афазия. Основной клинический признак проводниковой афазии - выраженное нарушение повторения фраз за врачом и чтения вслух. Нарушается также называние предметов по показу. Самостоятельная речь более сохранна, беглость речи не изменена, отсутствуют наруше-ния артикуляции. Однако могут отмечаться литеральные и вербальные парафазии. При письме под диктовку больной допускает орфографические ошибки, пропускает буквы и слова. Понимание устной и письменной речи при проводниковой афазии не нарушается.

Проводниковая афазия развивается при поражении белого вещества верхних отделов теменной доли доминантного полушария. Предполагаемый механизм развития речевых расстройств разобщение центров импрессивной и экспрессивной речи. Однако иногда проводниковая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.