Меню

Сложные предложения с разными видами связи. Союзная и бессоюзная подчинительная связь в сложном предложении

Техника

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГИА. Раздел «Грамматика. Синтаксис». Сложные предложения с разными видами связи Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса

Виды связи в сложном предложении союзная бессоюзная сочинительная подчинительная

Сочинительная связь обнаруживается между частями сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы: Однако, зато, тем не менее, а, но, да (=а, =и) , или, и, тоже, так же, же, то... то, либо... либо, ни... ни. Подчинительная связь обнаруживается в сложноподчиненных предложениях. Подчинительные союзы делятся на простые и составные. Простые: Что, чтобы, как, когда, едва, если, пока, хотя, раз, ли, будто, словно, точно, лишь, только, как будто, как только, лишь только, ибо, дабы, ежели, покамест, кабы, коли. Составные: Потому что, оттого что, так что, вследствие того что, в связи с тем что; Для того, чтобы, с тем чтобы; По мере того как, с тех пор как; В то время когда, с тех пор когда.

1) Я долго не мог заснуть, а 2) за окном стучали топорами, 3) потому что в деревню приехали дровосеки. (1 и 2 части – союзная сочинительная связь, сочинительный союз а; 2 и 3 часть союзная подчинительная связь, подчинительный союз потому что) 1)Он думал: 2) зима скоро закончится, но 3) его зубы стучали от холода. (1 и 2 части – бессоюзная, 2 и 3 – союзная сочинительная)

1)Снег таял, 2) птицы возвращались домой, и 3) холод постепенно отходил от сердца. (1 и 2 – бессоюзная связь, 2 и 3 – союзная сочинительная) 1)Так оставьте ненужные споры – 2)Я себе уже все доказал; 3)Лучше гор могут быть только горы, 4)На которых еще не бывал. (1 и 2 – бессоюзная, 2 и 3 – бессоюзная, 3 и 4 – союзная подчинительная)

Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс. 35

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? –спросила учительница. –Это мне Витя подарил,(5) –спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову. 3, 7

Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (12)Сергеева –артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос: –(14)Ты её любишь? –(15)Нет, –улыбнулся парень. –(16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 22

Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству. 28

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кровати,(2) и,(3) когда кто-нибудь наклонялся над ним,(4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. 1

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. –Я просто хотел узнать,(1) почему она воет. Ей плохо,(2) да? –Ты прав,(3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять,(4) а я на работе. Вот приедет моя жена,(5) и всё будет в порядке. 3,4,5

Среди предложений 5–12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает. 12

Среди предложений 18–25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. –(18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая. (19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести. (21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза: –(23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести! 18

Среди предложений 23–26 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений. (23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. 25, 26

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. –Спасибо,(1) –сказал Назаров,(2) –но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю? –Нет,(6) нет,(7) –поспешно сказала Сергеева. –Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира. 5, 8

Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать –я сообразила уже тогда –очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала –они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом. 16

Среди предложений 29–33 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и союзной подчинительной) между частями. Напишите номер этого предложения. –(29)Я ведь не так, я по делу... (30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее... (31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться –уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна –вся наружу, что ей просто нельзя не верить. 33

Список литературы Открытый банк заданий ГИА-9 // Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/ Троснецова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2013.


В этой статье мы рассмотрим, что такое сложные предложения с разными видами связи, примеры которых будут приведены и проанализированы. Но чтобы было понятно, начнем издалека.

Что называют сложным предложением

В синтаксисе предложение - это слова, объединенные общим смыслом и связанные с помощью законов грамматики, обладающие общей темой, целью высказывания и интонацией. С помощью предложений люди общаются, делятся своими мыслями, излагают какой-либо материал. Мысль можно выразить кратко, а можно развернуто. Соответственно и предложения могут быть лаконичными или распространенными.

В каждом предложении есть его "сердце" - грамматическая основа, т.е. подлежащее и сказуемое. Это предмет речи и его основная характеристика (что делает, каков он, что он такое?). Если грамматическая основа в предложении одна, это простое предложение, если их две или более, то сложное.

(СП) могут включать в себя две части, три, четыре и даже больше. Отношения по смыслу между ними, а также средства связи их друг с другом могут быть различными. Есть сложные союзные предложения и бессоюзные. Чтобы узнать об их многообразии, читаем следующий раздел.

Какими бывают СП

Мы уже начали говорить о том, что СП могут быть союзными или бессоюзными. Все очень просто. Если части СП связаны союзом (либо и интонацией, то связь между ними называют союзной, а если одной лишь интонацией, то, соответственно, бессоюзной.

В свою очередь, союзные предложения подразделяются на сочинительные и подчинительные - в зависимости от того, находятся ли их части в "равноправном" положении или одна зависит от другой.

Скоро наступит весна . Это простое предложение. мир снова заиграет яркими красками. Это предложение - сложное, при этом его части связаны интонационно и союзом "когда" . Мы можем задать вопрос от главной предикативной части к придаточной (мир заиграет яркими красками когда ? - когда наступит весна ), значит, это Скоро наступит весна, и природа расцветет . В этом предложении тоже две части, но объединены они интонацией и сочинительным союзом и . Нельзя сформировать вопрос между частями, зато легко можно разделить это предложение на два простых. Это предложение - сложносочиненное. Скоро наступит весна, расцветут цветы, прилетят птицы, станет тепло. В составе этого СП четыре простых части, но все они объединены только интонацией, союзов на границах частей нет. Значит, это бессоюзное Чтобы составить сложные предложения с разными видами связи, потребовалось бы объединить в одном предложении и союзную, и бессоюзную связь.

Сколько простых предложений может быть в сложном?

Чтобы некое предложение считалось сложным, в него должно быть включено как минимум два простых, две предикативных части. Сложные предложения с разными видами связи (примеры увидим чуть ниже) содержат не менее трех частей, а бывает, насчитывают и около десяти. Но в этом случае предложение может тяжело восприниматься. Такие предложения совмещают в себе союзную и бессоюзную связь, сочинительную и подчинительную в любых комбинациях.

Он был удивлен; каким-то странным чувством были полны голова и грудь; вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, и с такой силой падала с высоты, что казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам которой пестрили горные цветы...

Вот замечательный пример. Здесь представлены части сложных предложений с разными В этом предложении 5 предикативных частей, между которыми представлены все из возможных видов связи. Каковы их особенности? Давайте вспомним более подробно.

Союзная сочинительная связь

Сложные союзные предложения бывают сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Сочинительная связь (СС) соединяет "равноправные" простые предложения. Это значит, что нельзя сформировать вопрос от одной предикативной части сложного предложения к другой, между ними нет зависимости. Части ССП легко можно сделать самостоятельными предложениями, и смысл фразы от этого не пострадает и не изменится.

Для связи частей таких предложений используются сочинительные союзы и, а, но, или и т.д. Море было неспокойным, и волны разбивались о скалы с бешеной силой .

Союзная подчинительная связь

При подчинительной связи (ПС), как и видно из ее названия, одна часть предложения "подчиняет" себе другую, несет основной смысл, является главной, тогда как вторая (придаточная) лишь дополняет, конкретизирует в чем-либо, к ней можно задать вопрос от главной части. Для подчинительной связи используются такие союзы и союзные слова как что, кто, когда, который, потому что, если и т.д.

Но грустно думать, что напрасно была нам мо-лодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она... (А. Пушкин). В этом предложении одна главная часть и три придаточных, зависимых от нее и отвечающих на одинаковые вопросы: "Но грустно думать (о чем?), что напрасно... "

Если попытаться разделить СПП на отдельные простые, то в большинстве случаев будет видно, что главная часть сохраняет свой смысл и может существовать без придаточных, а вот придаточные становятся неполными по смысловому наполнению и полноценными предложениями не являются.

Бессоюзная связь

Еще один вид СП - это бессоюзное. Сложное предложение с разными видами связи чаще всего и сочетает связь без союзов с одним из видов союзных или с обоими видами сразу.

Части БСП связаны только интонационно. Но такой вид СП считается самым сложным с точки зрения пунктуации. Если в союзных предложениях между их частями ставится только один знак - запятая, то в данном случае нужно сделать выбор одного из четырех знаков препинания: запятую, точку с запятой, тире или двоеточие. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности этого нелегкого правила, так как наша задача сегодня - сложные предложения с разными видами связи, упражнения в их грамматически правильном составлении и пунктуационном оформлении.

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). В этом предложении три части, соединенных интонацией и разделенных запятыми.

Итак, мы коротко дали характеристику каждому из возможных видов связи частей СП, и теперь снова вернемся к основной теме статьи.

Алгоритм разбора СП с разными видами связи

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное - определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы. Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их - столько и предикативных частей. Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая. После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

И наконец, остается только правильно расставить знаки препинания, ведь без них на письме очень трудно воспринимаются сложные предложения с разными видами связи (упражнения учебников как раз и направлены на развитие этого навыка).

Как же не ошибиться в выборе знаков препинания?

Пунктуация сложного предложения с разными видами связи

После того, как предикативные части выделены и виды связи установлены, все становится очень понятным. Знаки препинания расставляем в соответствии с правилом, относящимся к конкретному виду связи.

Сочинительная (СС) и подчинительная связь (ПС) требуют постановки запятой перед союзом. Другие знаки препинания в этом случае очень редки (при сочинительной связи возможна постановка точки с запятой, если одна из частей осложнена и содержит внутри себя запятые; возможна постановка тире, если части резко противопоставлены или одна из них содержит неожиданный результат).

При бессоюзной связи, как уже упоминалось выше, может стоять один из четырех знаков препинания, в зависимости от того, какие смысловые отношения между частями предложения.

Составление схем сложных предложений с разными видами связи

Этот этап можно выполнить до расстановки знаков препинания, а можно после, чтобы проверить их правильность. Схемы используются в пунктуации, чтобы графически объяснить выбор того или иного знака препинания.

Схема помогает написать без пунктуационных ошибок сложные предложения с разными видами связи. Примеры расстановки знаков препинания и составления схемы приведем прямо сейчас.

[День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев) .

В этом предложении между первой и второй частью легко прослеживается бессоюзная связь, между второй и третьей - сочинительная, и третья часть является главной по отношению к следующим двум придаточным частям и соединена с ними подчинительной связью. Схема этого СП такова: [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). Схемы сложных предложений с разными видами связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Мы привели пример горизонтальной схемы.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что такое сложные предложения с разными видами связи (примеры их очень распространены в произведениях художественной литературы и деловом общении). Это предложения, содержащие более чем два простых в своем составе, а их части соединены разными видами синтаксической связи. В СП с разными видами связи могут входить СПП, ССП и БСП в различных сочетаниях. Чтобы не ошибиться в знаках препинания, нужно обозначить простые предложения внутри сложного и определить виды синтаксической связи.

Будьте грамотными!

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну. . .
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и
фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,
погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её
слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и
оглохла не только она, но и её душа…

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру
в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая
Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что
ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –
сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что
он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Мне объяснить что ж такое сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью? И сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. И как отлечить Сложносоиненные предложения от сложноподчиненных предложений?


Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями: 53

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных: 4

Сложное предложение с разными видами связи - сложное предложение, состоящее из нескольких грамматических основ, две из которых, например, связаны бессоюзной связью, а третья присоединяется к ним сочинительной связью. Например: Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Объяснение: Первая грамматическая основа - сказуемое вынули, вторая грамматическая основа также - это сказуемое вынули. Между ними нет союза, стоит тире, то есть это бессоюзная связь. А дальше идёт третья грам. основа (подлжащие она и душа, сказуемое оглохла), и она присоединяется ко второй сочинительным союзом и. Таким образом в этом предложении два типа связи - бессоюзная и сочинительная.

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных - это когда придаточные относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному. Однородные придаточные могут соединяться между собой без союзов и при помощи союзов и, а, но. Пример: Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. Придаточные: что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма относятся к одному и тому слову в главной части - рассказала. И соединяются союзом и.

Сложносочиненные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких грам. основ, соединенных сочинительными союзами и, а, но и др. Части сложносочиненного предложения равноправны, могут употребляться друг без друга.

Сложноподчиненные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких грам. основ, соединенных подчинительными союзами что, как, когда, где, потому что и др. Части сложноподчиненного предложения неравноправны, не могут употребляться друг без друга, так как придаточная часть зависит от главной.

Сложноподчиненные предложения (СПП) – синтаксические конструкции, содержащие два и более простых предложения, связанные подчинительной связью между собой и соединенные соответствующими союзами. Подчинительная связь в сложном предложении бывает нескольких видов в зависимости от смысловых отношений между его структурными элементами.

Для того, чтобы определить предложения с подчинительной связью, нужно их проверить на соответствие следующим параметрам:

  • два и более простых предложения, которые представляют собой неравноправные части: одна является главной, вторая – придаточной;
  • есть подчинительный союз или союзное слово;
  • на письме его части разделяются запятой.

В СПП от главной части к придаточной можно поставить вопрос. От него зависит тип связи. Примеры: «Мы не смогли получить вовремя инструкции (почему?), потому что очень устали и рано пошли домой», «Когда мне понадобится помощь, я обращусь к нужным источникам (когда?)».

Связь в словосочетании

Полезное видео: что такое сложноподчиненные предложения

Средства подчинительной связи

Части предложения соединяются с помощью подчинительных союзов: пока, как, если, так что, с тех пор как, будто и многих других. Каждый союз выражает определенный вид отношений, которые различаются по смыслу.

Иногда для соединения главной и зависимой частей используют другие языковые средства – союзные слова, в которые входят:

Союзные слова и союзы, которые выражают разные смысловые отношения, представлены в таблице:

Тип средства связи Смысловые отношения Примеры
Изъяснительные формулирует пояснение Я сказала маме, чтобы она не беспокоилась обо мне
Временные Указывают на время действия, уточняют время Марина заказала цветы тогда, когда услышала, что у Маши День Рожденья
Причинные выражает причину действия Я никогда раньше не думала об этом, потому что не знала, что так может случиться
Условные Формулируют условные отношения Дмитрий сделал бы заказ сразу, если бы знал, что товар подорожает.
Целевые Формулируют целевые отношения Оксана пела, чтобы заработать денег
Уступительные Формулируют уступительные отношения Несмотря на то, что на улице шел дождь, людей на пляже было много.

Союз и союзное слово – это элементы, которые связывают части сложного предложения. В схематическом изображении союз принадлежит к придаточному, он не является членом предложения.

Внимание! Союзное слово не только соединяет два структурных элемента, но и играет синтаксическую роль в придаточном.

Например: «Не существует таких событий, которые можно было бы изменить». В этом примере слово «которые» является не союзом, а союзным словом.

Виды подчинения

В сложном предложении может быть не одно, а несколько зависимых частей. Они связываются между собой разными способами. В зависимости от этого выделяют такие виды подчинения:

  • однородное;
  • параллельное;
  • последовательное;
  • комбинированное.

Каждый вид имеет свои особенности и отличается от остальных определенными характеристиками.

Виды подчинительной связи

Однородное и параллельное

Однородная связь образуется при условии, что все зависимые части относятся к главной или принадлежат к одному типу. Например: «Мне казалось, что я вижу день, что я слышу странные звуки, что я ощущаю холод».

Три придаточных в этом примере отвечают на один вопрос и относятся к главному по одному признаку. Они относятся к одному слову и принадлежат к одинаковому виду. В этом случае все зависимые элементы относятся к одному типу и отвечают на один вопрос.

Параллельное подчинение возникает в конструкциях, в которых не соблюдено одно из условий однородного.

Например, придаточные части могут относиться к одному слову, но при этом отвечать на разные вопросы. Например: «Когда я дочитала книгу, сложно было понять (когда? что?), что именно я чувствовала к ее героям», «Когда как за окном бушевала буря, я читала книгу (когда?, какую?), в которой рассказывалось об истории, которая произошла с детьми, когда они отдыхали в лесу с родителями».

Однородная связь

Последовательное и комбинированное

Последовательное подчинение – это связи в предложении, при которых зависимые части связаны между собой «цепочкой»,т. е. каждый следующий элемент зависит от предыдущего. Их определяют как придаточные разной степени. Например: «Максим увидел фильм (какой?), где играл тот актер (какой?), которого он любил (когда?), когда был ребенком (каким?), который был влюблен в картины про героев».

В этом примере второе придаточное зависит от первого, третье – от второго, четвертое – от третьего. Вопросы в таких предложениях задаются последовательно от одной части к следующей. Они могут быть разными и выражать разные смысловые отношения.

В комбинированном подчинении употребляются все виды подчинения: смешиваются параллельное, последовательное, однородное. Это характерно для длинных конструкций с большим количеством зависимых. Например: «Вчера я так устала, что не могла понять, то ли голова болит от погоды, то ли от завала на работе». В этом примере использованы два вида связи: последовательное и однородное подчинение.

Обратите внимание! Для того, чтобы определить тип связи, используют схемы и обозначения для главных членов, стрелочки для вопросов и скобки для обозначения начала и окончания зависимых элементов.

СПП с комбинированным подчинением

Знаки препинания

В СПП положение придаточного может быть разным:

  • находится после главного предложения;
  • с обеих сторон «окружено» главной;
  • находится перед главной.

Придаточное всегда выделяется запятыми.

Полезное видео: знаки препинания в ССП и виды СПП