Меню

Психологическая защита: защитные механизмы психики личности человека. Что такое психологическая защита и как она работает

Сантехника

Экология жизни: Психологическая защита, наверное, одно из самых противоречивых явлений человеческой психики. С одной стороны она стоит на страже нашего «Я»

Психологическая защита, наверное, одно из самых противоречивых явлений человеческой психики. С одной стороны она стоит на страже нашего «Я», оберегая его от стрессов, повышенной тревожности, негативных мыслей, внешних и внутренних конфликтов. С другой может действовать разрушающе и не давать личности расти и развиваться, достигать успехов, открывать для себя новые возможности, творить и наслаждаться жизнью.

Механизмы психологической защиты формируются в раннем детстве. Их набор индивидуален для каждого человека и подбирается согласно его темпераменту, стилю воспитания, детско-родительских и внутрисемейных отношений (с бабушками, дедушками, тетями, дядями и другими родительскими фигурами).

Доказано, что наибольшее влияние на формирование защитных механизмов оказывают негативно-значимые взрослые, которые вызывали в ребенке страх и тревогу. Именно эти переживания и чувства являются непосредственными источниками, питающие психологические защиты личности и сопряжены с внутренними или внешними конфликтами.

Существуют целые защитные стратегии, которые в Транзактном Анализе рассматриваются как игры. Их основная цель не допустить к осознанию информацию о себе и партнере, которые могли бы угрожать сложившимся отношениям. По сути, это проигрывание стратегий построения взаимоотношений в родительской семье, типы реагирования на стрессовые ситуации, которые позволяли избежать истиной близости (открытого доверительного общения о чувствах, мыслях, поведении и мотивах поступков между партнерами).

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: они действуют на неосознаваемом уровне, а потому являются самообманом. Они либо искажают, отрицают, трансформируют, либо фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу или страх менее угрожающими для человека.

На сегодня известно более двадцати видов защитных механизмов. Большая их часть перечислена в этой статье.

Просматривая список психологических защит, Вы неизбежно столкнетесь с теми, которые присущи лично Вам. Предлагаю не реагировать на них слишком эмоционально. Помните, что, как правило, защитные механизмы человеком не осознаются, а распознать их сможет только хорошо подготовленный специалист, который изучал их или сам столкнулся с ними в личностной психотерапии.

Виды защитных механизмов

Вытеснение. С помощью этого механизма неприемлемые для человека импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, что снижают самооценку. Все, вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает определенное влияние на поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме сновидений, ошибочных действий, оговорок.

Дефлексия (отклонение) – неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека, как от других, так и от его собственного опыта. Человек абстрагируется от ситуации, отпускает реплики не по существу.

Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом, и оберегает человека от эмоциональных срывов. Внешне дефлексия может проявляться в избегании зрительного контакта с собеседником, постоянных движениях, топтании на месте и прочее.

Замещение – удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным.

Идентификация – повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.

Интроекция – включение в структуру эго внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот механизм противоположен механизму проекции.

Интернализация. Этот механизм разрядки проще всего описать фразой «Не очень-то и хотелось». Если не получается достигнуть желаемого, порой оказывается проще убедить себя в том, что тебе это не нужно.

Интеллектуализация – пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.

Компенсация – прикрытие собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт или преодоление неприятных чувств в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом.

Катарсис – защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости.

Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Система ценностей человека весьма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов человека, что они сломают защитный барьер всех других форм психологической защиты.

Катарсис несет с собой очистительный эффект. Это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в будущее.

Механизм ухода в болезнь или образование симптомов. Уход в симптоматику, в болезнь – своеобразное решение нерешаемых проблем в жизни индивида. Как сказали бы психоаналитики. для своей неспособности и своего бессилия что-либо изменить в своей жизни человек находит соматическое выражение. При формировании ухода в болезнь больной отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Отрицание – не вижу то, что видят все. Обычно речь идет о личных особенностях себя или значимых людях. Механизм отрицания действует по принципу, «если я этого не признаю, значит, это не случилось». Нежелательные события не принимаются сознанием. Отрицание часто становится первой реакцией на необратимые события - на смерть или тяжелую болезнь.

Смещение – разрядка подавляемых чувств, как правило, чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции. Например, начальник поссорился с женой, и весь день вымещает злость на своих подчиненных.

Сновидение – вид замещения, в котором происходит переориентация, т.е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. Тайное покаяние или угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении.

В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и трансформации, что характерно для защиты по типу рационализации, а с помощью языка образов. Возникает образ, примиряющий антагонистические установки и тем самым снижающий напряженность. Так, сцена перехода через мост может служить метафорой необходимости принятия важного решения или существенного изменения в жизни. Падение напряженности одновременно устраняет надобность в вытеснении.

Сны постоянно что-то компенсируют и дополняют. И в отличие от реальности, сон может наделить вас сверхъестественными силами и неограниченными возможностями.

Подавление – отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях и формулировать их. Классический пример – рассуждение мальчика, который принимает решение не вступаться за своего друга перед подростками потому что, хочет показаться взрослым, а не таким же маленьким и беспомощным, как и его «неугодный» друг.

Проекция – перекладывание ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных​ качеств и побуждений.

Так, обманщику кажется, что все кругом стремятся его надуть, а человек, испытывающий недостаток в деньгах, склонен чаще других ругать нищих и попрошаек.

Проецироваться могут не только негативные, но и позитивные эмоции. В широком смысле мы все используем проекцию для объяснения мира - а как еще можно понять других, кроме как найти похожие чувства в себе?

Разрядка – снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем ее внешнего выражения. Такое поведение часто проявляется в преступности или делинквентности (антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом).

Рационализация. Этот механизм защиты подразумевает поиск убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний, попытки доказать, что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым. Что удобнее: признать, что вас не берут на работу, о которой вы всегда мечтали, из-за недостаточного опыта – или верить в то, что этому мешает, например, ваша яркая внешность.

Рационализация позволяет отгородиться от мира набором нехитрых стереотипов, тратить минимум усилий на анализ поступающей информации - и при этом чувствовать себя д’Артаньяном на фоне унылой реальности.

Реактивные образования – Достаточно прозрачным способом психологической защиты являются реактивные образования - когда человек совершает подмену собственных чувств на противоположные. Классические примеры реактивных образований можно найти в поведении подростков, стремящихся вывернуть наизнанку чувства, которые они считают постыдными. Поэтому приходится смеяться в кино над эпизодом, который вызывает слезы, или дергать за волосы девочку, которая нравится, но страшно, «что скажут другие ребята».

Регрессия. В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, человек, бессознательно использует, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей - начинает проявлять детские, неадаптивные черты характера и модели поведения.

Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и беспомощности также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я болен. Я не способен о себе позаботиться. Защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, могут развиться хронические болезни, которые в свою очередь могут перерасти в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной.

Репрессия – недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей.

Ретрофлексия – проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде: бьет себя по руке или пинает стул, вместо того, чтобы ударить кого-то. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство.

Слияние. При таком виде защиты, человек полностью «растворяется» в окружающей среде, группе или человеке, отказывается от своей жизни, собственной индивидуальности, потребностей, тщательно избегая конфликтов. В речи – устойчивое употребление местоимения «мы».

Сочувствие – стремление завоевать симпатии других людей и таким образом поддержать чувство собственного достоинства, невзирая на неудачи.

Сублимация – удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто носящих сексуальный характер, при помощи другой деятельности. Обычно это относится к изменению способа удовлетворения, а не его объекта. Например, человек, испытывающий сильное половое влечение к другому человеку и не имеющий возможности это влечение удовлетворить, может найти частичную разрядку в допустимых действиях, например в танцах, колке дров, игре на колоколах.

Фантазия – удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении.

Фантазии могут иметь различные формы: осознанные фантазии, сны наяву, и бессознательные фантазии.

Человек может уйти от разочаровывающей его реальности в виртуальные компьютерные миры, кинофильмы, главная отличительная черта которых – возможность взаимодействия с вымышленной идеальной «реальностью».

Формирование реакций – предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве «барьеров». Например, человек может стать борцом против алкоголизма, потому что его отец или другой член семьи был алкоголиком.

Эмоциональная изоляция – замыкание в себе и пассивность для защиты от боли и обиды.

Теперь, когда вы познакомились со своими психологическими защитами, задайте себе вопрос: так ли они важны для Вас сегодня, как это было в далеком детстве? Или все же пришла пора их отпустить, освободив место для нового жизненного опыта? опубликовано

По материалам СМИ и Интернет-изданий

Подготовила Ксения Панюкова

В публикации также использована Диссертация на соискательство ученой степени кандидата психологических наук Елены Чумаковой.

Представление о механизмах психологической защиты сформировалось в рамках психоаналитического направления в психологии. Психологическую защиту составляет ряд специфических приемов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние, которое эти переживания могут оказывать. Представление о психологической защите было введено Фрейдом и разрабатывалось его дочерью А. Фрейд. Наиболее распространено определение Ташлыкова: защитные механизмы - это «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений». Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они, как правило, бессознательны, 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют реальность. Механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости. Наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считают вытеснение и отрицание - они характерны для маленьких детей, а также для самого социально незрелого типа личности - истероидного. Подростковому возрасту более свойственны механизмы, занимающие промежуточное положение по степени зрелости: идентификация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация, рационализация, интеллектуализация. Чаще описывают следующие механизмы психологической защиты.

1. Вытеснение. Механизм вытеснения был описан еще Фрейдом, который считал его центральным в формировании невротических расстройств. Вытеснение - это механизм психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как немотивированная тревога.

2. Отрицание - механизм психологической защиты, который заключается в отрицании, неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. В качестве механизма психологической защиты отрицание реализуется при любых внешних конфликтах и характеризуется выраженным искажением восприятия действительности, когда индивид не воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и самом себе.

3. Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. К реактивным образованиям относится замена «Эго» - неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

4. Регрессия - возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека идут в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой, какая она есть. Регрессия, как и реактивные образования, характеризует инфантильную и невротическую личность.

5. Изоляция - отделение аффекта от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции блокируются таким образом, что связь между определенным событием и его эмоциональным переживанием в сознании не выступает. По своей феноменологии этот механизм психологической защиты напоминает синдром отчуждения в психиатрии, для которого характерно переживание утраты эмоциональной связи с другими людьми.

6. Идентификация - защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Так, маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого боится, и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается также символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить практически с любым объектом - другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и пр.

7. Проекция. В основе механизма проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Агрессивный человек склонен, оценивая самого себя как личность сенситивную, ранимую и чувствительную, приписывать окружающим агрессивные черты, проецируя на них ответственность за социально неодобряемые агрессивные тенденции. Хорошо известны примеры ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

8. Замещение (смещение). Действие этого защитного механизма проявляется в своеобразной «разрядке» подавленных эмоций, обычно враждебности и гнева, направленных на более слабых, беззащитных (животных, детей, подчиненных). При этом субъектом могут совершаться неожиданные, в ряде случаев бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

9. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие проявления механизма рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Защита по типу «кислого винограда» заключается в обесценивании недостижимого, снижении ценности того, что субъект получить не может. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью не столько дискредитацию недосягаемого объекта, сколько преувеличение ценности того, чем человек реально обладает. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая от депрессивных переживаний.

10. Сублимация - психологическая защита посредством десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Агрессивность может сублимироваться в спорте, эротизм - в дружбе, эксгибиционизм - в привычке носить яркую броскую одежду.

Психологическая защита работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои защитные механизмы психики , если он ничего не знает о них. (Индекс жизненного стиля — тест)

Психологическая защита и разрушающее действие защитных механизмов психики человека

Психика человека имеет свойство защищать себя от неблагоприятных воздействий, будь то внешние факторы или внутренние. Механизмы психологической защиты работают в той или иной мере у каждого человека. Они выполняет функцию стража нашего психического здоровья, нашего «Я» от воздействия стрессов, неудач, повышенной тревожности; от неприятных, разрушающих мыслей, от внешних и внутренних конфликтов вызывающих негативное самочувствие.
(преодоление психологической защиты)

Кроме охраняющей функции психологическая защита человека может нести и разрушающее воздействие на личность, она может не давать личности расти и развиваться, достигать успехов в жизни.

Это происходит при частом повторении какого-либо защитного механизма психики в сходных жизненных ситуациях, но некоторые ситуации, хоть и сходны с той которая изначально вызвала защиту, все же в ней не нуждаются, т.к. человек способен сознательно решить эту проблему.

Так же психологическая защита становится разрушительной для личности в случаях использования человеком сразу нескольких защит одновременно.

Человек, часто использующий защитные механизмы (напомню: это происходит бессознательно) обречен на статус «неудачника» в своей жизни.

Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие. Короче говоря, использования детьми психологической защиты зависит от того, как и какую защиту используют родители.

Психологические защиты имеют самую тесную связь с акцентуациями характера , и насколько более выраженной является акцентуация, настолько более выражены защитные механизмы психики человека.

Зная акцентуацию характера , свои индивидуально-личностные психофизиологические особенности (теория личности) , человек сможет научится управлять своими психологическими защитами и акцентуациями характера, (Программа психокоррекции характера) добиваться успехов в жизни, т.е. переходить из «неудачников» в «победители». (Теория личности 2)

Механизмы психологической защиты человека

Первым ввел понятие «психологическая защита» Зигмунд Фрейд , это «вытеснение» и «сублимация».

Это такие защитные механизмы психики как: Вытеснение, подавление, сублимация, интеллектуализация, рационализация, отрицание, проекция, замещение, идентификация с агрессором, регрессия, компенсация и гиперкомпенсация, реактивное образование, обратное чувство и их составляющие.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — ОТРИЦАНИЕ — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.

Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания.

Возможные девиации (отклонения) поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибизионизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Диагностическая концепция: истерия.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.

Тип групповой роли (по Г. Келлерман): «роль романтика».

МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ _ ПОДАВЛЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ . Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: «это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной» .

В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

Акцентуация характера: тревожность (по К. Леонгарду), конформность (по П.Б. Ганнушкину).

Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.

Возможные психосоматические заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки.

Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику).

Тип групповой роли: «роль невиновного».

механизм защиты — РЕГРЕССИЯ — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения.

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

В кластер регрессии входит также механизм ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Акцентуация характера (по П.Б. Ганнушкину): неустойчивость.

Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия .

Возможные психосоматические заболевания: данные отсутствуют.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

Защитный механизм психики — КОМПЕНСАЦИЯ — онтогенетически самый поздний и когнититвно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

В кластер компенсации входят следующие механизмы: СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и ФАНТАЗИЯ, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация характера: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депресивность.

Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Психологическая защита — ПРОЕКЦИЯ — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Возможные девиации поведения: поведение детерминированное сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистский комплекс и ипохондрический симптомокомплексы, последний на базе недоверия к медицине и врачам.

Диагностическая концепция: паранойя.

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.

Тип групповой роли: «роль проверяющего».

защита психики — ЗАМЕЩЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.

Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронических алкоголизм, самоповреждения и суициды.

Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П.Б. Ганнушкину), возбудимая психопатия (по Н.М. Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, язва желудка (по Э. Берну).

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

Механизм психологической защиты — ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят следующие механизмы: АННУЛИРОВАНИЕ, СУБЛИМАЦИЯ и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.

Последняя подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.

Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязятельств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Акцентуация характера: психастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичный характер.

Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.

Диагностическая концепция: навязчивость.

Возможные психосоматические заболевания: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.

Тип групповой роли: «роль философствующего».

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — защитный механизм психики , развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса и агрессии).

Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе, сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте), подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение.

Из других особенностей: осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

Акцентуации характера: сенситивность, экзальтированность.

Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.

Диагностическая концепция: маниакальность.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.

На этом описание защитных механизмов психики человека — закончено.

Желаю всем психического здоровья!

Предварительная консультация психоаналитика бесплатно.

Часто задаваемые вопросы психологу

Защитные механизмы психики

Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Наша психика умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики. Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в соответствии с поставленными целями.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.

Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

1. Вытеснение. Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация. Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.

Рационализация - это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.

Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция. Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение. Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание. Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности). Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование. Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т.д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так? Ребенка начинает тревожить чувство симпатии - чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.

Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация - психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.

Когда включаются защитные механизмы?

Причины, вызывающие необходимость «включения» защитного механизма психики, разнообразны. Главным критерием их значимости выступает представление человека о том, что является для него наиболее травмирующим, каковы его ведущие потребности.

Психологи считают, что наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», а именно - неудовлетворение потребностей «Я» в самоутверждении, сохранении собственной ценности и чувстве идентичности, тождества, то есть во внутренней согласованности, а также ощущение потери контроля над собой и окружающими.

Потребности нашего «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, помимо всего прочего, в так называемой поддерживающей информации, которая способствует сохранению и укреплению представлений о собственном «Я», его взаимоотношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворяются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоционально-мотивационное напряжение - сопротивление, и «Я», защищаясь, прибегает к действию защитных механизмов.

Сопротивление возникает потому, что наши проблемы пусть искаженно, с помощью защитных механизмов, но все же удовлетворяют потребности нашего «Я». В различных исследованиях неоднократно было показано, что для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить. Потребность в сохранении привычного, устойчивого представления о себе побеждает в борьбе потребность в успехе.

Сопротивление находит отражение в различных формах поведения:

    в стремлении выйти из ситуации (просто уйти из комнаты, не прийти куда-либо и пр.);

    в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;

    в нежелании разговаривать на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;

    во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся аппетите;

    в ситуации цейтнота - в отвлечении от выполнения основной задачи, неминуемо приводящем к опозданию, несвоевременному ее решению;

    в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;

    в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;

    в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;

    в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из сложившегося серьезного положения.

В каждом из этих случаев важным признаком сопротивления является то, что поведение служит дымовой завесой, которая отвлекает от истинной значимости той или иной ситуации.

Взгляд на проблему со стороны сознания.

Как бессознательное оказывает влияние на наше сознание, так и сознательное, произвольное желание изменить себя способно оказать воздействие на бессознательное. Безусловно, такие действия требуют определенных усилий, в основе их всегда должны быть воля, позитивное мышление и желание радоваться жизни.

Случается, что человеку трудно осознать собственные проблемы. Он может испытывать дискомфорт, чувствовать неблагополучие, эмоциональную напряженность, но из-за внутреннего сопротивления не может понять причину собственной неудовлетворенности.

Для того чтобы обойти сопротивление, освободиться от внутреннего напряжения, достигнуть состояния расслабления и на его фоне осознать собственные проблемы, можно использовать специальные приемы:

    Кричать изо всех сил. Конечно, там, где вас никто не услышит, или при закрытых окнах.

    Заняться спортом или быстро пройтись по улице.

Задаться вопросом: «Что происходит, в чем дело? Что меня раздражает?»

В основе изменения состояния при использовании данных приемов лежит механизм «разрядки» напряжения, в результате чего сопротивление ослабевает, поскольку оно удерживалось как раз за счет напряжения, и причины переживаний становятся более доступными осознанию.

Необходимо учитывать, что осознание глубинной проблемы не ведет к полному освобождению от нее, облегчение бывает лишь временным. Важно понять свою проблему и назвать ее как можно конкретнее для того, чтобы затем работать над ее разрешением.

Понять, что именно вызывает сопротивление, позволяет также анализ собственных фантазий. Как уже говорилось, зачастую, когда нам что-то не удается или мы огорчены, фантазии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить свои желания и стремления. Этот защитный механизм может быть использован как ключ к внутренним проблемам, достаточно перевести его в область сознания. Верно утверждение: у оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов - страхи.

Директор Центра Паламарчук Е.М.

Дипломированный специалист, телесно - ориентированный психотерапевт,

член Профессиональной Психотерапевтический Лиги.

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в , помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из .

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать , развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, ощущения , вины, чувства .

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к .

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является , которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда или к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.