Меню

Нестандартные формы проведения уроков с использованием активных методов обучения. Восемь идей нестандартных уроков

Канализация

Целью нетрадиционных уроков является отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики - закона об активности обучения.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • · использование коллективных форм работы;
  • · привитие интереса к предмету;
  • · развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • · активизацию деятельности учащихся;
  • · использование средств слуховой и зрительной наглядности;
  • · адаптация материала к возрастным особенностям учащихся;
  • · при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • · более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • · активизацию психических процессов: внимания, запоминания, восприятия, мышления;
  • · становление новых отношений между учителем и учениками.

Классификация нетрадиционных форм урока

Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое.

Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

Семинар - это:

  • - вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов;
  • - форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Семинар-исследование - форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать ».

Семинар - исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:

  • 1 этап. Подготовительная работа:
    • - постановка задачи;
    • - формулирование исходной проблемы;
    • - планирование семинара;
  • 2 этап. Обсуждение темы семинара:
    • - реализация функций семинара (познавательно-исследовательская, воспитательная, практическая, методическая).
  • 3 этап. Заключительный - ориентирующий:
    • - оценка семинара и участников;
    • - определение степени завершённости изучение темы;
    • - вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.

Семинар - исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целенаправленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.

Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».

Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:

  • - «на равных правах, условиях»;
  • - формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке;
  • - «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;

Термин позволяет вычислить три его составляющих:

  • 1) неразрешённый вопрос;
  • 2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • 3) выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы.

«Круглый стол» - это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям.

В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации урока, как «Мозговой штурм ».

«Мозговой штурм» на занятиях - это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.

Довольно часто учителя проводят уроки-конкурсы. Данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность.

Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

  • 1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
  • 2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой.
  • 3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание.

Экскурсии бывают:

  • - краеведческие: организуются с целью изучения природы и истории родного края.
  • - комплексные экскурсии.

Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.

Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты - различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.

На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить уроки - презентации. Презентация - это представление какой-либо информации. Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во время урока. Грамотное использование презентации усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как новое дидактическое средство для организации ученического процесса.

Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:

  • - при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала;
  • - при формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующее демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;
  • - при формировании новых и развитии имеющихся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;
  • - при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации;
  • - при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование мини-презентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г.Лиски

Нестандартные формы проведения уроков

литературного чтения

Выполнил:

учитель начальных классов,

Гоцкина М.В.

Лиски

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования нестандартных с использованием активных методов обучения в начальной школе

      Урок – основная организационная форма обучения………… 4

      Нестандартные формы уроков литературного чтения………. 6

Глава 2. Методические аспекты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе

2.1. Нестандартные формы уроков литературного чтения………..…. 7
(игры, организованные с целью интеллектуального развития младших школьников).

2.2 Фрагменты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе……………………………………………………………. 14

Заключение …………………………………………………………. 16

Список литературы ……………………………………………….. 17

Введение

В последнее время наблюдается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами, в том числе используя нестандартные формы занятий. Нестандартные формы организации обучения имеют главную цель – повысить интерес к учебе, развить познавательную активность, обеспечить субъектную позицию учащихся в учебном процессе.

В настоящее время ученики начальной школы в общей массе не имеют интереса к учению, не могут оценить себя и товарища по классу, общаться друг с другом, работать в школе и дома самостоятельно, стараются все выполнить «точно под копирку» для получения хорошей отметки, а не для своего дальнейшего развития. Детям неинтересно в школе на уроках и они стремятся на улицу.

Все это говорит о том, что проблема формирования и развития познавательного интереса была и остается актуальной.

Цель работы – выяснить, будут ли уроки литературного чтения в нестандартной форме с использованием активных методов обучения развивать познавательный интерес младших школьников. (слайд.2-3)

Задачи :

Рассмотреть урок как основную организационную форму обучения;;

Дать характеристику нестандартным формам уроков литературного чтения;

Разработать уроки литературного чтения в нестандартной форме с использованием активных методов обучения.

Урок – основная организационная форма обучения

Урок как форма обуче­ния относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (40-45 мин), твердо установленное расписа­ние и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех ди­дактических целей и задач, которые решаются в процес­се изучения той или иной темы.

Основными типами уроков, кото­рые проводятся в современной школе, являются следую­щие: (слайд.4)

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Из всех названных типов уроков главным остается урок, который является единицей классно-урочной системы.

Урок – это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которой решаются учебно-воспитательные задачи.

На уроке в сложном взаимодействии представлены цель, содержание и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания, развития.

На уроке используется фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учениками.

При фронтальной форме работы учитель непосредственно управляет всем составом класса, организуя сотрудничество всех учащихся и определяя им единый темп работы. Фронтальная форма позволяет вести учащихся в одном темпе работы и к единой цели. Однако она не рассчитана на учет их индивидуальных различий. При ней не все ученики успешно усваивают знания, формируют навыки и умения. Отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы или не удовлетворены им. Взятый темп урока может показаться быстрым слабому, но медленным – сильному ученику. По этой причине слабые учащиеся уйдут с занятия, не усвоив учебного материала, сильные – недостаточно расширят и углубят знания.

При групповой форме организации учебной работы учитель управляет деятельностью групп учащихся класса. Групповые формы можно разделить на кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые.

Выбор той или иной формы работы на уроке зависит от тех задач, которые ставит учитель на конкретном уроке.

Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.

Нестандартные формы уроков литературного чтения (слайд.5)

Не для всех школьников уроки чтения являются любимыми. Ведь любимые для многих – трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других – физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепит чувство собственного достоинства, самоуважение. Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь про уроки чтения. Присмотримся: один читает вслух – остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя: задание легкое или, если потруднее, без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его выполнения. С пересказом выступят в лучшем случае 2-3 ученика. В беседе учитель, признаемся, опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуют труд ученика. Очень часто на уроках чтения бывает скучно.

Ввести детей в мир художественной литературы, пробудить у них интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры помогает многообразие форм проведения уроков литературного чтения: игры, КВН, викторины, путешествия, обобщения знаний, театрализованные композиции. Их содержание направлено на совершенствование выразительности речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие читательского интереса и активизацию мыслительной деятельности младших школьников.

Глава 2. Методические аспекты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе

Уроки литературного чтениябудут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание различные аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» могут дети прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяют и закрепляют полученные знания такие занятия как уроки-викторины, игры, зашифрованные с помощью загадок, кроссворды, таящие в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти (на уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала).

Задания, которые дети получают на уроках нестандартных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляюще, и постоянно развивает их речь. Задания разнообразны: заполнить анкету (тест), ответить на письма героя произведения, подготовить подпись к иллюстрациям из произведения и т.д..

Но уроки с применением активных методов приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.

Игры, организованные с целью интеллектуального развития младших школьников на уроках литературного чтения (слайд.6-15)

Игры на формирование умения анализировать:

найди пару: например, для героя положительного или отрицательного;

найди лишнее: после прочтения текста можно предложить ребятам выбрать из списка событий то, которого не было в произведении;

загадки: очень удачным будет начать работу над произведением с загадки о герое. Это заинтересует учащихся и настроит их на дальнейшую работу на уроке.

Одним из видов игровых активных методов является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Это – игра-задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтичной выдумки. В таком кроссворде могут быть зашифрованы имена героев произведения, названия городов, улиц, сооружений, которые упоминаются в произведении. Кроме того во время работы с кроссвордом, учащиеся могут повторять правописание слов, т.е. учитель может осуществлять межпредметную связь с русским языком.

Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала. С помощью кроссвордов можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Составление кроссвордов самими учащимися даёт не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. В процессе составления кроссворда развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремлённость.

Для тренировки памяти можно использовать различные игры, направленные на развитие определённого вида памяти.

Игра «Кто больше?» тренирует моторно-слуховую память или речедвигательную.

Учитель произносит предложение – одно из событий из прочитанного произведения, и указывает на кого-нибудь из ребят. Тот должен повторить это предложение и добавить своё событие, указывая на следующего ученика. Он повторяет те предложения, что были уже произнесены, и добавляет своё и т.д.

Игры типа «Корректура» направлены на развитие внимания и зрительной памяти.

Учитель пишет на листке бумаги несколько предложений с пропуском некоторых слов в предложении из изучаемого произведения. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу поправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт листок второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Играют несколько соревнующихся пар.

Игра «Кто быстрее!» проводится для определения скорости мыслительных процессов.

Необходимо быстро вписать недостающие названия предметов, вещей и т.д. в описание какой-либо картины из художественного произведения.

Включение в урок дидактических, ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями (в конверте, в кармане, в сумке). Дети в течение урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки. Обучая литературных героев, дети учатся сами.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.

Динамично помогают начать урок литературного чтения такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок литературного чтения, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок литературного чтения активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы (возможна связь предметов с темой урока литературного чтения) и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока литературного чтения, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. В процессе урока литературного чтения учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инф-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. Например, этот метода очень эффективно работает при изучении сказок А.С. Пушкина. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

На уроках литературного чтения в начальной школе самостоятельная работа, как правило, подразумевает собой чтение произведения или отрывка из произведения с какой-то конкретной целью, которую ставит перед учащимися учитель. При организации самостоятельной работы важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать? Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» – один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема: вопрос может быть взят как из учебника после текста, так и предложен учителем. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему герой произведения поступил именно так? Правильно ли он сделал? Ответы группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить в данной ситуации? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на обобщающих уроках литературного чтения. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – физминутки: «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Методика 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.

На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. Например, это может быть творческое задание (нарисовать главного героя), или ученикам можно предложить придумать конец рассказа, либо продолжить сказку и т.д. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.

На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.

Завершить урок литературного чтения можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Уроки литературного чтения, как впрочем, и любой другой урок, с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.

Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.

На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Фрагменты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе

Задание

Вы получаете сказочные свитки, на которых напечатаны перевёрнутые названия произведений. Ваша задача - угадать сказку Андерсена.

1. Огненный придворный («Снежная королева»)

2. Ручные утята («Дикие лебеди»)

3. Старые брюки служанки («Новое платье короля»)

4. Гулливер («Дюймовочка»)

5. Алёнушка («Русалочка»)

Задание

Представьте себе такую ситуацию: собрались вместе страстные любители книг, прочитавшие немалое количество сказок Х. К. Андерсена. Им не составит особого труда ответить на интересные вопросы по этим произведениям. Вы можете спросить: «А при чём здесь мы?»

А при том, что наш следующий конкурс - это конкурс книголюбов! И сейчас команды-соперницы попробуют блеснуть своими познаниями

1. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки «Снежная королева»)

2. Как появилась на свет Дюймовочка? (Из ячменного зёрнышка)

3. В кого превратился Гадкий Утёнок? (В прекрасного лебедя)

4. Какую цену заплатили русалки Ведьме за возможность спасти Русалочку? (Они отдали Ведьме свои волосы)

5. В какой сказке героиня шила рубашки из крапивы? («Дикие лебеди»)

Задание Поиграем в ассоциации.

Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?

1. Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.

2. Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.

3. Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый.

4. Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.

Задание На сказочных свитках зашифрованы герои сказки. Назовите их.

    Сказка «Дюймовочка»

^ ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
Ответ : крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф

    Сказка «Гадкий утёнок»

КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ
Ответ : утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.
Физминутка

Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Репка, Снежная королева).

Задание Литературная гостиная

Добро пожаловать в литературную гостиную. Сейчас мы познакомимся с ещё одной сказкой Х.К. Андерсена «Штопальная игла». Участники команд будут соревноваться в выразительном чтении.

Заключение

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

В последнее десятилетие в значительной степени усилился интерес к литературному образованию младших школьников. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность.

В силу психологической природы человеку свойственно не пассивное (репродуктивное), а активное (творческое) восприятие текста. Поэтому активизация мыслительной деятельности, стимулирование процесса детского творчества, включение в сознательное творчество – главная задача, стоящая перед учителем начальных классов. С этой целью в современной практике и используют активные методы обучения.

Внедрение активных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (слайд.16)

    Барышникова Г.Б. Теория и методика обучения младших школьников:учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 313 с.

    Кулакова ЕЛ. Развитие творческих способ­ностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследова­тельская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под общ. ред. А.С. Обухова. М., 2006.

    Лазарев В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. - М., 2008.

    Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: Метод. пос. – Тула: Изд-во «Родничок»; М.: Издво «Астрель», «АСТ», 2003.

    Петрова И.А. Настольная книга учителя начальных классов / И.А. Петрова и др. - М.: Астрель, 2009.

    Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М., 2008.

    Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2002 г.

    Федеральный государственные образовательный стандарт начального образования. – М.: Просвещение, 2010.

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

п. Новокавказский,

Александровского района

Опыт работы

«Нестандартные уроки математики»

Учитель математики

Чегринец Е.И.

2014 год

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Для учащихся нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.

В своей работе применяю разнообразные нестандартные уроки:
урок – конференция, урок – соревнование, урок – игра, урок творчества,
урок – зачет, урок – путешествие, урок – тренажер, урок – лекция, урок – аукцион, урок – творческий отчет.

Уроки творчества - это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:

  • присутствует элемент исследования решения;
  • устанавливается связь между всеми видами задач;
  • легко обозрима система задач по теме;
  • присутствует элемент творчества.

Составление задач по готовым чертежам применяю в основном на уроках геометрии, где почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос – это собственное видение проблемы и ее обоснование.

Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.

Для тематического повторения отбираю, как правило, самые существенные вопросы раздела. И чтобы завершающий его контроль был максимально продуктивен, провожу уроки–лабиринты в соревновательной форме в три этапа. На первом и втором этапах соревнуются по три различные команды. Остальные в это время осуществляют роль контролеров при прохождении чужой командой пунктов лабиринта, оценивая продуктивность участия каждого члена команды, творческую атмосферу при работе, уровень взаимопомощи, работают в качестве "знатоков" в "справочном бюро", где дают указания, советы, консультации, вспомогательные задания. Высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по команде. Команда, первая из трех закончившая этап, объявляется победительницей этапа. В конце урока анализируются вопросы, ответы, наиболее каверзные задания, дается оценка работы команд, личного вклада каждого, «контролеров» и «знатоков». Контроль непосредственно на пунктах лабиринта самих ребят, проверка наличия необходимых черновых записей, комментарий к ним да и зависимость успеха всей команды от работы каждого, демократичность общения делают практически незначительной возможность случайности или угадывания ответа, или безделья за счет сильных учащихся.

Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках использую кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Однако применение на уроках ИКТ делает этот процесс менее трудоемким.

Накопленный опыт проведения нестандартных уроков убеждает в том, что цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся и класс становится творческой лабораторией. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Игры на уроках математики

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Правила игры разрабатываю с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаю условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности детей, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

В своей работе использую различные игры: деловые игры "Строитель" (тема "Площади многоугольников"), "Конструктор" (тема "Симметрия в природе и технике"); соревнование художников (тема "Координатная плоскость"), числовой фейерверк (тема "Арифметические действия с обыкновенными дробями") и другие.

Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5-9-х классов средней школы
Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок. Сухомлинский В.А.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Самостоятельно придуманная сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

Включая сказки в учебный процесс, соблюдаю необходимые дидактические условия:

  • соответствие тематики сказок возрасту школьников;
  • использование опыта учащихся, который они получили на других уроках;
  • сочинение сказок учителем вместе с детьми, так как это не только пример того, как надо сочинять, но и стимуляция работы учащихся.

Критерии, по которым оцениваю сказки:

  • отсутствие содержательных математических ошибок;
  • завершенность сюжета;
  • последовательность и логичность изложения;
  • оригинальность сюжета.

Сказки по математике выполняют различные функции в учебном процессе:

  • организационную - привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу, улучшение микроклимата на уроке;
  • содержательную - углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем;
  • контролирующую - корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его усвоения;
  • мотивационную - повышение уровня мотивации в изучении учебного предмета.

Применяю сказки по математике на различных этапах учебного процесса.

Целеполагание. Сказки математического содержания или отрывки из них, прочитанные в начале урока, способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая приводит к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы.

Изучение нового материала. Сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала. Нестандартная форма изложения научных понятий позволяет увидеть рассматриваемые объекты с "непривычной" стороны, что способствует более глубокому и прочному запоминанию материала.
Закрепление материала. Задания типа "продолжи сказку", "проанализируй сказку", "найди в сказке ошибки" закрепляют и углубляют программные знания, открывают для учащихся изученное с новой, непривычной стороны, что способствует развитию их творческих способностей.

Контроль за усвоением материала. Сочинение собственных сказок по изученной теме с необычным целеполаганием: для учащихся других классов в параллели, для публикации в школьной прессе и т.д.

Итоговое повторение. Сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).

Создание сказок при обучении математике является одним из самых оригинальных и эффективных средств всестороннего творческого развития школьников.

Оригами
Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

И в миг увлечет интересное дело.

А.Е. Гайдаенко.

Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам. Но образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.

В оригами заложены богатые возможности для развития не только геометрических представлений учащихся, но и творческого развития детей в целом. В связи с этим использование оригами на уроках в 5 – 6 классах очень важно, так как геометрическая информация, подлежащая в дальнейшем изучению в курсах планиметрии и стереометрии, зарождается, осмысливается и в некоторой степени систематизируется при построении оригами- фигур. Подобное конструирование знания позволяет предусмотреть включение интуиции, воображении, логического мышления и других процессов в познавательный опыт детей.

Значение оригами для развития ребенка
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Развивает пространственное воображение, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В учебном процессе использую оригами и на правах игровой методики, и как наглядное пособие.


Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочное время

Перед школьным образованием стоит проблема - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, помогает сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. У учащихся развивается любознательность, познавательный интерес.

Уроки с использованием ИКТ строю на деятельной основе с применением проблемно-исследовательского подхода. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом - применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель - пробуждение интереса к изучению.
Стремлюсь использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных результатов.

При организации исследовательской деятельности учащиеся используют сеть Интернет для поиска необходимой информации, подготавливают презентации для защиты работы.

Педагогические наблюдения показали, что целенаправленно используемые информационные коммуникационные технологии способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике, существенно повышают уровень индивидуализации обучения.

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы самой маленькой поисковой работы. А.Н.Колмогоров.

Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.

В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:

  • самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Развитие креативных способностей учащихся во внеурочное время
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным. Блез Паскаль.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки, факультативы, спецкурсы вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это математические вечера, викторины, различные дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", КВН и другие. Большой популярностью у школьников пользуются инсценированные сказки. В подготовке этих мероприятий принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их артистические, художественные, музыкальные способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

Условия возникновения опыта.

Развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

Актуальность и новизна опыта.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985).

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

Теоретическое обоснование опыта.

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К.Крупской- Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;

принцип интереса . Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;

хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

  • теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться- по способностям;
  • принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
  • принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
  • принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
  • установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
  • принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
  • мышление должно главенствовать над памятью.

Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации учения школьников выступают:

  • учебное содержание
  • формы
  • методы
  • приемы обучения

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные .

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка . В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

  • урок-соревнование;
  • урок-игра;
  • урок-путешествие;
  • урок-практикум;
  • урок-лекция;
  • урок-консультация;
  • интегральные уроки.

Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала (стереометрия) активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
  2. установить соответствия практического материала изученной теории;
  3. выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
  4. выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
  5. отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
  6. выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
  7. спланировать циклы взаимосвязанных задач;
  8. составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Блочное изучение.

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена. На такие уроки я приглашаю родителей, своих коллег, классного руководителя.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса к предмету я использую быстрые математические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:

  1. Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.
  2. Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.
  3. Одновременно с классом у доски работают 2 ученика. Это дает возможность проверить свои ответы.

В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.

Например, тема: «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.

Информационные технологии.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Тестовые задания.

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учеников на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.

Результативность опыта.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Ежегодно учащиеся выпускных классов успешно сдают математику для итоговой аттестации.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты муниципальных, районных и краевых олимпиад.


урок нестандартный право систематизация

Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным. Они позволяют обеспечить развитие личности ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подластым - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» Подласый И. П. Педагогика. М., 2000. С. 351.. В педагогической науке также имеет место определение «нетрадиционный», наряду с термином «нестандартный». Нетрадиционные уроки - это «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С. 1 ..

Необходимо разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями для того, чтобы успешнее развивалась мыслительная деятельность учащихся, раскрывались их творческие способности, росла мотивация к учению. Следует отметить, что нетрадиционная форма открытых уроков также является весьма выигрышной, т.к. в неё можно продемонстрировать игровые моменты, оригинальную подачу материала, а также активность учащихся и их занятость в различных видах работы, как коллективной, так и индивидуальной.

Опираясь на диссертацию Н. Г. Прашкович Прашкович Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 131 - 146., можно выделить существенные черты нестандартного урока, такие как:

1. перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов основной дидактической структуры урока (оргмомент, опрос, изложение, объяснение, задание на дом);

2. отступление от традиционного организационного построения урока в аспектах группировки обучаемых, их взаимодействия друг с другом (учебного сотрудничества), взаимодействия учителя с учащимися (учебного руководства);

3. интеграция учебного материала;

4. придание учебно-познавательной деятельности формы досуговых, общественно-полезных, художественно-творческих, профессиональных и других социально-значимых видов деятельности.

Особенность нестандартного урока заключается в особой роли учителя, не только в роли предметника, но по большей части в качестве организатора учебной деятельности ученического коллектива. В его компетенции оказывается постановка проблемы урока, создание учебных групп, формирование у учеников навыков работы с различными источниками информации и её дальнейшая обработка.

Весьма разносторонне характеризуют нетрадиционное занятие его признаки, благодаря которым четче видны существенные отличия подобного вида уроков от стандартных, а также причины необходимости их использования наряду с традиционной формой занятий.

1. нетрадиционный урок имеет характер новизны;

2. использование программного и внепрограммного материала;

3. организация коллективной и индивидуальной деятельности в совокупности;

4. проведение уроков в нетрадиционных для этого местах или в оригинально оформленных учебных помещениях;

5. использование музыкальных и кинематографических составляющих, мультимедийного оборудования и информационных компьютерных технологий;

6. раскрытие творческого потенциала учеников;

7. серьезная и тщательная предварительная подготовка урока.

Для более глубокого ознакомления с творческими признаками нетрадиционного урока, которые в целом задают общее направление педагогическому творчеству и ориентируют на конкретную деятельность обучения, следует обратиться к статье Т. С. Широбоковой Широбокова Т. С. Указ. соч. С. 2 .:

1. отказ от шаблонности и формализма при организации урока;

2. максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

3. занимательность и увлеченность как основа эмоционального тона урока;

4. поддержка множественности мнений учеников, помощь в доказывании точек зрения;

5. развитие отношения взаимопонимания с учениками;

6. уважительное отношение к знанию и незнанию учеников, помощь в устранении пробелов

7. использование оценки как результирующий и формирующий инструмент.

Нестандартные уроки, выполняют ряд различных педагогических функций: развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их способности и возможности; позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; развивают творческие способности учащихся; способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; являются хорошим средством от информационной перегрузки Бобырев А. В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 73. № 1. С. 274..

Форм нетрадиционных уроков крайне много, но наряду с этим существует проблема отсутствия единства мнения об их типологии. Обращаясь к статье Л. Н. Соколовой Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. №11. С. 111 - 112., мы можем ознакомиться с двумя классификациями форм нетрадиционных занятий. Рассмотрим типологию, предложенную Т. А. Стефановской, в основе которой лежит форма проведения урока.

1. Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, деловая или ролевая игра);

2. В форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, дебаты);

3. имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная);

4. опирающиеся на фантазию (урок-сказка);

5. комбинированные уроки с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-семинар);

6. перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») и т.п. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., 1998. С. 318.

Теперь можно обратиться непосредственно к классификации Л. Н. Соколовой, представляющей собой унифицированную типологию нестандартных уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки изучения нового материала: урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др.

2. Уроки совершенствования знаний и умений: урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, урок-интеллектуальные игры и др.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний: урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др.

4. Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др. Соколова Л. Н. Указ. соч. С. 112.

Из предложенных типологий можно выделить непрерывную связь традиционной и нетрадиционной форм уроков. В современной педагогической практике имеют место обе эти формы, дополняя друг друга и предоставляя учителю и ученикам возможность не зацикливаться на одном, а постоянно варьировать, расширяя познавательные возможности и укрепляя воспитательные аспекты обучения.

Основное отличие нестандартного урока от обычного - не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок - более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Н естандартные уроки помогают избавиться от : каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Н естандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Н естандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Н естандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра . На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция . Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча . На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка . Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок . Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология - чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока - показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра . Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование . Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте: