Меню

Князь Олег: биография основателя Древнерусской державы. Правление вещего олега

Потолок

Озвучте свое мнение!

Вещий Олег – легендарный воевода, сумевший объединить славянские племена в Киевскую Русь

Легендарный князь Олег по праву может считаться основателем древнерусского государства – огромной средневековой державы с центром в Киеве , исторической колыбели современного украинского народа. Его заслуги перед потомками неоспоримы, так как князь Олег стал первым вседержателем приднепровских земель, чье существование документально подтверждено. В отличие от полумифических Кыя, Щека, Хорыва и сестры их Лыбеди, а также загадочных Аскольда и Дира про князя (конунга) Олега (Хельга) известно очень многое: от датировки его правления до сущности проводимых им реформ и результатов военных кампаний. За что же стоит помнить и чтить князя Олега?

1. Он создал могучее древнерусское государство, раскинувшееся от берегов Балтики до днепровских порогов.

2. Он сумел покорить жившие на территории современной Украины племенные союзы полян, древлян и северян, давшие ему мощнейший ресурс для дальнейших завоеваний.

3. Он смог победить могучий Хозарский каганат, вырвав восточнославянские земли из его зависимости, что очень серьезно подорвало силы степной сверхдержавы. Киев же после Олега превратился из окраинного городишки, расположенного на самой западной окраине Хозарского каганата, в столицу новой славянской державы.

4. Он сумел навести определенный порядок на всех подконтрольных ему землях. Конечно, он основывался исключительно на системе сбора дани, однако с этого начинались абсолютно все государственные образования времен средневековья.

5. Он победил в войне с самым могущественным противником того времени – Византийской империей. Олег сумел совершить успешный поход в ее владения, подошел к воротам Константинополя, вынудил императора ромеев подписать с ним выгодный для Киева торговый договор и после этого вернуться невредимым вместе с войском.

Основные заслуги князя Олега.

Приход в Киев. Норманнский воевода Олег (Хельг), как и многие его земляки, прибыл в славянские земли из далекой Скандинавии в поисках славы и богатств. Он присоединился к дружине могучего конунга Рюрика (Рорха), который правил в обширных владениях на севере Руси. После смерти Рюрика в 879 году, Олег, как воспитатель его трехлетнего сына Игоря (Ингвара), стал князем Новгородским. Однако ему вскоре стало тесно в этих пределах, и, собрав большое войско из норманнов, славян и финнов, Олег отправился на юг. К 882 году ему покорились Смоленск и Любеч, а вслед за ними и Киев. Местных правителей Аскольда и Дира пришелец с севера вероломно убил, притворившись торговцем. Жители же Киева, «…устрашенные его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя». Так Олег подчинил себе весь торговый путь «из варяг в греки», и теперь ни один корабль не мог проплыть по Днепру не заплатив дань могучему норманну.

Учреждение системы взимания дани и победа над хазарами. Олег пожелал остаться на юге, провозгласив: «Да будет Киев материю городов Русских!». Именно оттуда он совершал теперь свои походы, и туда стекалась дань от покоренных народов. Новгород платил Киеву серебром (300 гривен ежегодно), древляне – шкурками черной куницы, северяне и радимичи давали по одной мелкой монетке с каждой сохи. Кроме них, Олег подчинил своей власти еще и многолюдные славянские племена дулебов, белых хорватов и тиверцев, живущих на западнорусских землях. В своей кипучей деятельности новый киевский правитель затронул интересы грозного повелителя восточных степей – кагана Великой Хазарии. Между ними неоднократно вспыхивали войны за право собирать дань с северян и радимичей. Олег сказал последним: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне» и назначил им совершенно символическую сумму подати. После нескольких боевых столкновениях с хазарами Олег отвадил непрошеных гостей появляться на Поднепровьи. Теперь большинство восточных славян платили дань ему и его викингам. Вряд ли для местного населения это стало большим облегчением.

Походы на Византию. В 907 году огромная армия князя Олега отправилась походом на столицу Византийской империи город Константинополь. 2000 ладей, в каждой из которых было по 40 хорошо вооруженных воинов, вскоре приблизились к бухте Золотой Рог. Греческий император Лев Философ не смог организовать никакой обороны, лишь приказал перегородить цепью гавань, предоставив русичам разорять городские предместья. Киевский же князь нашел необычный способ подойти вплотную к Константинополю: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Перепуганные византийцы готовы были любой ценой откупиться от Олега, который в знак презрения к ним прибил свой щит на воротах Константинополя. Князь требовал от императора выдать ему по 12 гривен серебром на каждого воина, а также установил еще отдельную плату, которая должна была идти во все крупные города древней Руси. Кроме того, Олег заключил с византийским правителем очень выгодный торговый договор, открывающий купцам-русичам широкие коммерческие возможности на многочисленных рынках Царьграда.

Возвращение князя в Киев стало поистине триумфальным, подданные были поражены величиной привезенной добычи и в восхищении прозвали Олега Вещим, то есть ясновидящим или волхвом.

Умер великий князь в 912 году, как и надлежит герою, при загадочных обстоятельствах. Сохранилась легенда, что Олег якобы принял смерть от коня своего, как напророчили ему волхвы. Попытка обмануть судьбу закончилась полным провалом: князь избавился от любимого коня и когда, дождавшись его смерти, пришел взглянуть на кости, то был укушен ядовитой змеей, укрывшейся в конском черепе. Кстати данный сюжет встречается и в более позднем скандинавском эпосе, например в «Саге об Одде Стреле».

Краткая биография князя Олега.

879 год – после смерти князя Рюрика становится регентом при еще маленьком княжиче Игоре.

882 год – приплывает из Новгорода в Киев и захватывает его.

883 год – покорил древлян.

884 год – подчинил своей власти северян.

885 год – сумел взять под свою руку радимичей.

885 год – обложил данью полян, северян, древлян и радимичей.

907 год – совершает первый свой поход на Византию.

911 год – второй поход князя Олега на Византию.

912 год – князь Олег умирает.

  • Дань, учрежденная князем Олегом, называлась полюдье, ее размер был нефиксированным, а собиралась она с каждого человека один раз в год. Именно из-за того, что дань касалась всех без исключения жителей подвластных Олегу территорий, ее называли «полюдье» (т. е. по людям). Только при княгине Ольге стала вводиться подымная подать (т. е. с дыма или дома), что было намного более гуманно. По сути дань времен Олега и его преемника Игоря была ничем иным, как узаконенным грабежом, когда часто на месте решалось сколько и чего именно возьмет себе киевский князь. Кстати, Олег всегда ездил за данью лично. И делал он это совсем не потому, что не доверял собственным дружинникам (и по этому тоже), а для того, чтобы продемонстрировать подданным, что он все еще жив и находится в силе. В противном случае славянские племена могли и взбунтоваться.
  • Существует версия, что языческая знать Киева была очень недовольна принявшим христианство князем Аскольдом, а потому и пригласила с далеких северных краев Олега, который был убежденным идолопоклонником.
  • После успешного похода 907 года на Константинополь, закончившегося прибиванием щита над городскими воротами, византийский император был обязан выдать победившим его русичам 150 тонн серебра в виде контрибуции.
  • В 911 году русское посольство вновь прибыло в Константинополь для подтверждения от имени своего князя действующего межгосударственного договора. Новый документ начинался такими словами: «Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским». Как видим, вся делегация состояла из скандинавов, которые, однако, называли себя исключительно «русскими». Земляки князя Олега во время его правления составляли полноценную элиту могучего славянского государства Киевская Русь.
  • Отрывок из древнеисландской саги «Об Одде Стреле» очень близко напоминает легендарный эпизод с описанием смерти вещего Олега от укуса змеи, укрывшейся в черепе его коня.
  • «Сказав так, Хейд запела какую-то таинственную песню».

    – Вот, что это значит, Одд, – объяснила она. – Ты проживешь дольше других – целых триста лет, и объездишь много земель и морей, и всюду, куда ни приедешь, слава твоя будет расти. Путь твой лежит далеко отсюда, но умрешь ты в Берурьёде. Стоит здесь в конюшне конь серой масти с длинной гривой по имени Факси, и этот конь причинит тебе смерть.

    – Рассказывай сказки свои старым бабам! – крикнул Одд и, вскочив с места, подбежал и ударил колдунью прямо в лицо, так, что кровь полилась на пол...

    Спустя какое-то время Одд позвал с собой Асмунда, и пошли они туда, где стоял конь. Накинули они на него узду и повели коня к берегу моря, в холмы. Там вырыли они яму почти в два человеческих роста и, убив коня, бросили его туда. Потом завалили молочные братья эту яму такими большими камнями, какие только было им под силу поднять, и насыпали еще сверху много мелких камней и песку, так что над могилой коня встал высокий курган. И сказал тогда Одд:

    – Не сможет исполниться теперь предсказание колдуньи о том, что конь этот причинит мне смерть.

    Совершив все это, вернулись они домой.

    … стали они поспешно спускаться вниз по камням, и в то время как шли они по узкой тропинке, Одд ушиб обо что-то ногу и остановился.

    – Обо что это ушиб я ногу? – сказал он.

    Стал он раскапывать землю копьем, и все увидели в земле череп коня. Выползла оттуда змея, подползла к Одду и ужалила его в ногу пониже щиколотки. И от яда ее распухла у Одда вся нога и бедро.

    Увидел Одд, что случилось, и велел он своим людям нести себя вниз, на берег моря, а когда они пришли туда, Одд сказал:

    – Ну, теперь пойдите и вырубите мне каменную гробницу, а другие пусть посидят здесь со мной и вырезают руны, записывая песнь, что сложу я на память своему потомству».

    Историческая память о князе Олеге.

    Образ вещего Олега неоднократно привлекал художников и поэтов. Среди посвященных этому историческому персонажу произведений искусства можно выделить следующие:

  • драма А. Д. Львова в 5 действиях «Князь Олег Вещий»;
  • стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»;
  • поэма К. Ф. Рылеева «Думы»;
  • роман Б. Л. Васильева «Вещий Олег».
  • Вещий Олег в социальных сетях.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Вещем Олеге?

    Для анализа популярности запроса "Вещий Олег" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 4 июля 2016 г., количество запросов за месяц составило 5, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Вещий Олег" зарегистрировано в ноябре 2015 г. – 198 524 запросов за месяц.

    В 879 г., оставив малолетнего сына Игоря, умер новгородский князь Рюрик . Правление взял в свои руки Олег Вещий, князь новгородский с 879 г. и великий князь киевский с 882 г. Стремясь расширить свои владения, князь собрал достаточно сильное войско. В него вошли кривичи, ильменские славяне и представители финских племен. Двинувшись на юг, Олег присоединил к своим владениям города Смоленск и Любеч. Однако планы молодого правителя были более грандиозны. Отдав власть в завоеванных городах верным ему людям, воинственный князь двинулся к Киеву. Поход Олега на Киев увенчался успехом. В 882 г. город был захвачен, а его правители Аскольд и Дир - убиты. Олег взошел на киевский престол. Этот же год считается датой .

    Правление князя Олега в Киеве началось с укрепления городских стен и защитных сооружений. Границы Киевской Руси также укреплялись небольшими крепостями («заставами»), где несли постоянную службу дружинники. В 883-885 гг. князь предпринял несколько успешных походов. Были подчинены славянские племена, селившиеся по берегам Днепра, радимичи, жившие на берегах Днестра, Буга, Сожа, древляне и северяне. По приказу Олега в захваченных землях строились города. Покоренные племена были обязаны платить подати. Собственно, вся внутренняя политика Олега, как и других князей того времени, сводилась к сбору податей.

    Внешняя политика Олега была успешной. Важнейшим событием стал поход на Византию в 907 г. Князь собрал для этого похода огромное по тем временам войско (по некоторым сведениям, до 80 тыс. человек). Византия, несмотря на оборонительные хитрости греков, была захвачена, пригороды - разграблены. Результатом похода стала богатая дань, а также торговые льготы для русских купцов. Через пять лет мир с Византией был подтвержден заключением письменного договора. Именно после этого похода великий киевский князь Олег, основатель государства Киевская Русь, стал называться Вещим (т.е. чародеем).

    Князь Олег, один из величайших правителей Руси, умер в 912 г. Его смерть окутана легендами. По одной из них, наиболее известной, Олег спросил о своей смерти встреченного на дороге волхва. Тот предсказал князю гибель от любимого боевого коня. На этого коня князь никогда больше не садился, но приказал приближенным заботиться о нем. Через много лет Олег пожелал увидеть кости коня, решив, что волхв ошибся. Он наступил на череп, а из него выползла ядовитая змея и ужалила князя. После смерти Олег был похоронен в Киеве. Существует и другая версия гибели князя, согласно которой воинственный Олег погиб в бою.

    Биография Олега, ставшего первым князем, жизнь и деяния которого подтверждены летописями, стала источником множества легенд и литературных произведений. Одно из них - «Песнь о Вещем Олеге» - принадлежит перу А.С. Пушкина.

    В правление князя Олега Новгородское и Киевское княжества объединились в единое государство. Древнерусская держава постепенно набирала мощь. Князю Олегу тем или иным способом удалось распространить свою власть на кривичей, древлян, северян, радимичей, тиверцев и другие славянские племена. Под протекторатом Киева оказался весь путь "из варяг в греки" и его ответвления на Десну и Западную Двину. Князь Олег первым нанес удар по могуществу Хазарского каганата. Он успешно воевал с Виуантийской империей. В 907 году он заключил с греками выгодный для Руси договор о мире и торговле, который был позже подтвержден в 912 году. В тексте документа Олег впервые назван "великим князем русским" .

    Подготовка к походу. Князь Олег желал установить свой контроль на всем протяжении торгового пути "из варяг в греки" и стремился утвердиться на юге. Во второй половине IX века на Среднем Днепре возник скандинавский поселок, ныне известный как Гнездово. Он стал опорной базой пришельцев с севера на пути к Киеву. Три года оставался князь Олег в Новгороде, готовя завоевательный поход. В 882 году, собрав огромное войско, он пошел к "странам днепровским".

    Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.
    Князь Новгородский (879-882)
    Князь Киевский (882-912)

    Прозвище Вещий (то есть знающий будущее), получил по возвращении из похода на Византию 907 года. Он «отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом - дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу».
    Само имя «Олег» скандинавского происхождения («Ангел»).

    Князь Олег Вещий

    О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего ). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи именно Киевский Князь Вещий Олег стал создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.

    Киевский князь Вещий Олег

    В следующие 25 лет Олег расширяет свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход к Константинополю. Со стороны византийских авторов нет ни одного упоминания о походе, но некоторые современные историки считают его легендарным.

    Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.

    В том же, 912 году Олег погибает. Существует несколько противоречивых версий обстоятельства гибели Вещего Олега, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По сказаниям «Повести временных лет» волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии четырех лет, вспомнив, о предсказании посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега.

    В исландской саге о Орваре Одде (XIII в.) герой получает предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня. Уже стариком он спотыкается о череп коня, ударяет его копьем и выползшая змея жалит Одда.

    По одной летописной версии (послужившей Пушкину сюжетом для стихотворения «Песнь о Вещем Олеге») Олег умер в Киеве, по другой – на севере и похоронен в Ладоге, по третьей – за морем.

    После смерти Олега процесс последующего создания державы Рюриковичей стал уже необратимым. Заслуги его в этом трудно переоценить.

    Великий сын земли Русской — Князь Олег Вещий -язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.

    Предшественник: Аскольд и Дир Преемник: Игорь Рюрикович Вероисповедание: язычник Смерть: Похоронен: Киев или Ладога

    Оле́г (Ве́щий Оле́г , др.-русск. Ольгъ , ум. или г.) - варяг , князь новгородский (с ) и киевский (с ). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства .

    Происхождение Олега

    В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет» , и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.

    Начало правления. Захват Киева

    Поход на Византию

    Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

    «ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»

    Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года , где Олег именуется великим князем русским , но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

    Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге "другии сказывают, будто ушёл он за море… .

    С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w , который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа» , захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь . Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго. Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 , а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века , а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

    Смерть

    Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге , но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

    Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века . Вот как погиб Орвар Одд:

    «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»

    Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем .

    Историография по Вещему Олегу

    Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение - - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к году (см. выше), дата становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

    Источники

    Ссылки

    • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. - 659 с. //«Ізборник». Історія України IX-XVIII
    • ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ РУССКИХЪ ЛЂТОПИСЕЙ. Томъ 2. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ. Изданіе второе.С.-ПЕТЕРБУРГЪ.Типографія Александрова.1908//«Ізборник». Історія України IX-XVIII
    • Об Олеге и Одде - статья Е. А. Рыдзевской
    • Карамзин Н. М. Олег Правитель

    Wikimedia Foundation . 2010 .