Меню

Город и городская агломерация. Крупнейшие города и агломерации РФ

Плитка

Под агломерацией понимается город без деления на административные единицы, представляющий собой ареал сплошной застройки. Для выделения таких урбанизированных площадей используется метод «светового отпечатка» — область искусственного освещения в городе и его пригородах, которую можно наблюдать с самолёта в ясную ночь.

Посмотрим на самые большие агломерации Земли:

Московская агломерация — 16 млн. человек

Имеет площадь в 4662 кв. км. и плотность населения 3500 чел. на 1 квадратный километр. Центром агломерации является Москва. Крупнейшая агломерация России.

Агломерация Осака - Кобе - Киото — 17,4 млн. человек

Имеет площадь в 3212 кв. км. и плотность населения 5400 чел. на 1 квадратный километр. Имеет три центра. Вторая по численности агломерация .

Мумбайская агломерация — 17,7 млн. человек

Город расположен на берегу Аравийского моря. Является второй по численности агломерацией в . Его площадь — 546 кв. км., а плотность населения 32400 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Мехико — 20 млн. человек

Столица является самой большой агломерацией в стране. Её площадь — 2072 кв. км. и плотность населения 9700 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сан-Паулу — 20,3 млн. человек

Самая большая включает в себя 39 муниципалитетов. Площадь агломерации — 2707 кв. км. и плотность населения 7500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Гуанчжоу - Фошань — 20,5 млн. человек

Площадь агломерации — 3432 кв. км. и плотность населения 6000 чел. на 1 квадратный километр. Расстояние между центрами городов равно 27,6 км. Третья по численности агломерация .

Нью-Йоркская агломерация — 20,6 млн. человек

Нью-Йоркская агломерация считается самой крупной в США. Площадь агломерации — 11642 кв. км. и плотность населения 1800 чел. на 1 квадратный километр.

Пекинская агломерация — 21 млн. человек

Является второй по численности в Китае. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Карачи — 22,1 млн. человек

Карачи — это самый крупный город-порт в Пакистане. Площадь агломерации — 945 кв. км. и плотность населения 23400 чел. на 1 квадратный километр.

Шанхайская агломерация — 23,4 млн. человек

— это самая крупная агломерация Китая. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сеул - Инчхон — 23,5 млн. человек

Это самая большая агломерация в Южной Корее. Её площадь — 2266 кв. км. и плотность населения 10400 чел. на 1 квадратный километр.

— 24,1 млн. человек

Столица. Площадь агломерации — 3225 кв. км. и плотность населения 9500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Токио - Иокогама 37,8 — млн. человек

Самая большая агломерация на планете. Располагается в Японии. Площадь агломерации — 8547 кв. км. и плотность населения 4400 чел. на 1 квадратный километр.

В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

Специфика определения понятия «город» зависит, конечно, от того, с каких позиций рассматривают проблему. В самом общем виде город — это крупный населенный пункт, преобладающее большинство жителей которого занято вне сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Можно выделить следующие характерные особенности современных городов:

  • экономические — занятость населения вне сельского хозяйства;
  • экистические — концентрация значительного населения на относительно небольшой территории и, следовательно, высокая плотность населения (до нескольких десятков тысяч жителей на 1 км2 территории города);
  • демографические — формирование специфических городских характеристик и его структуры;
  • архитектурные — образование характерной городской архитектурно-планировочной среды;
  • социологические — формирование городского образа жизни;
  • правовые — города, как правило, — административные центры прилегающей территории.

Степень благоприятности развития города в том или ином направлении определяется его .

Социологи предлагают искать специфические черты города в структуре его «социального пространства», «в городском стиле жизни», который, прежде всего, выражается в более высокой степени мобильности городских жителей и в увеличении количества контактов между ними, рассматриваемых как мера потенциальных человеческих взаимодействий.

В литературе можно встретить следующие характеристики городского образа жизни: увеличенная подвижность населения; свобода выбора своей среды, а также возможность легко изолироваться от нее; урегулированное рабочее время и возможность планирования свободного времени; дезинтеграция семьи; уменьшение средней величины семьи и домашних хозяйств.

В системе географического разделения труда каждый город представляет собой, прежде всего, место сложной концентрации функций, участвующих в этом разделении труда. Отсюда вытекает экономико- определение города как места сложной концентрации социально-экономических функций.

С позиций изучения народонаселения город — место жизнедеятельности (в широком понимании) концентрированных масс населения, отличающихся специфическими социально-демографическими характеристиками и факторами развития народонаселения.

По нашему мнению, наиболее правильно народнохозяйственная структура и функциональный профиль городов могут быть количественно охарактеризованы при выделении градообразующего контингента трудящихся города, т.е. той части трудящихся, которая занята в градообразующих отраслях хозяйства города, на предприятиях и в учреждениях, имеющих значение, выходящее за рамки данного пункта (промышленность, внешний , склады и базы заготовительных и снабженческих организаций, административные учреждения, научно-исследовательские институты и учебные заведения, строительные организации, сельское , прочие учреждения внегородского значения).

В настоящее время понятие «город» существенно трансформируется. Будучи формой расселения людей на территории, город издавна ассоциируется в нашем представлении не только с местом, где сосредоточивается несельскохозяйственная деятельность (индустрия, торговля, транспорт и т.д.), но и с местом, где скапливается население, концентрируются жилища, скрещиваются дороги. Понятие «город» неразрывно связано с представлением о каком-то центре — функциональном, населенном, жилом. Можно отметить, что исполнение различных функций такого центра не менее типично для городов, чем их индустриальная роль. В этом смысле города как центры издавна оказывались как бы в фокусе территориальной структуры расселения, но вместе с тем оставались лишь отдельными, хотя и фокусными точками на карте. Сущность новых видоизменений, привнесенных в развитие городов, состоит в том, что на смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации.
Производственные, трудовые, культурные связи между городом и его окружением на определенном, достаточно высоком уровне развития производительных сил становятся настолько тесными, что ни город, ни прилегающие к нему населенные пункты друг без друга существовать не могут. Этот процесс слияния, сращивания идет столь быстро и интенсивно, что некоторые ученые предлагают заменить понятие «город» как устаревшее.

Города несут разнообразные экономические и надстроечные функции, содержание которых в различные исторические эпохи существенно изменялось. В связи с этим исторически менялось и само понятие «город». В определениях города конца XIX и начала XX в. предпочтение отдавалось торговле, в то время как промышленности отводилась меньшая роль.

В дореволюционной России определение города соответствовало административно-территориальной и сословной структуре Российской империи. Название «город» вначале означало укрепленное поселение, огороженное место, а территория города ограничивалась пределами крепости. Постепенно город «обрастает» населением, живущим за его пределами, но в непосредственной близости от стен крепости. Со временем эти поселки превращаются в части города (в России это «предградья» или «посады» с ремесленным и торговым населением). Причем сам термин «город» принимает два значения: город как крепость и город как населенное место, т.е. крепость с окружающим ее предградьем.

До начала XX в. термин «агломерация» применялся для определения территориальных скоплений промышленных предприятий, а для обозначения процесса большой концентрации населения в городах его ввел А. Вебер (1903). По мере того как крупные города разрастались и в сферу их влияния вливались все новые городские и сельские поселения, этот термин стал применяться и для обозначения новых территориальных образований. Основные черты таких образований:

  • тесные экономические связи по комбинированию и кооперированию промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и продукции (показателями тесноты этих связей являются значительно более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);
  • трудовые (часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное и происходят ежедневные маятниковые между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями);
  • культурно-бытовые и рекреационные (учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поселений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или целями);
  • тесные административно-политические и организационно-хозяйственные (вызывающие повседневные деловые поездки между поселениями агломерации — по делам производства, службы и общественной работы).

Все указанные характерные черты обусловливают специфику развития агломерации как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Таким образом, агломерацию следует рассматривать одновременно как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Экономическая предпосылка стремительного развития агломераций — преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения, а именно: высокая степень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность; концентрация квалифицированных кадров, тесная связь производства с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование систем производственной и социальной .

Существует также такая форма расселения, в которой роль «лидера» играет не один, а два или группа городов; некоторые авторы применяют в этом случае термин «конурбация». Другие авторы термины «агломерация» и «конурбация» применяют как равноправные. Разница заключается в том, что агломерация складывалась при «присоединении» крупным городом окружающих его территорий, а конурбация — при слиянии нескольких часто равнозначных в экономическом отношении и по людности городов. В случае такого понимания к конурбациям следует относить пол и центрические высокоразвитые системы городских поселений. Но обычно такие системы преобразуются в моноцентрические (с одним центром), в этом случае стирается различие между конурбацией и агломерацией.

Стадии динамики населения агломераций следующие:

  • численность населения ядра увеличивается, а внешней (пригородной) зоны уменьшается за счет миграции в ядро, в целом численность населения агломерации растет;
  • ядро сильно растет, внешняя зона также растет, сильная концентрация во всей агломерации;
  • ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти;
  • население ядра начинает сокращаться, но в пригородной зоне оно увеличивается, агломерация в целом растет;
  • население ядра сокращается, в пригородной зоне продолжается рост, но численность населения в агломерации уменьшается (эта стадия ныне характерна для ряда );
  • сокращается и численность населения ядра, и его численность во внешней зоне, население агломерации уменьшается.

Возглавляемая столицей Московская агломерация самая крупная и сложная среди агломериций России, не имеющая себе равных по территориальным размерам и численности населения, количеству городов и поселков, многообразию их типов. Прежде всего она выделяется мощью и ролью ядра. Москва оказывает чрезвычайно сильное воздействие на окружающий район, проявляя высокую потребность в городах-спутниках. В то время, как урбанизация в стране затормозилась, не завершившись, в Московском регионе она интенсивно продолжается, для чего находятся материальные, финансовые, организационные и, что самое главное, - демографические ресурсы, остродефицитные в большинстве регионов Российской Федерации.

В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км2, а численность населения около 16 млн чел. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях.

Главная характерная особенность Московской агломерации в том, что именно здесь возник и получил развитие новый тип города - наукоград. Ещё до Великой отечественной войны в возникли прообразы будущих технополисов, например, город Королёв (в те годы Калининград) - центр ракетной техники, ставший затем крупнейшим аэрокосмическим комплексом. В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки - Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка.

Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск и др; знаменитые монастыри, такие как, Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы - литературные гнёзда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. и битвой под Москвой в 1941-42 гг. Всё это создает удивительно духовную региона.

Московская агломерация является также рекреационной агломерацией, благодаря насыщенности учреждениями лечения, отдыха, туризма. По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье на уступает .

Московская агломерация - гигантский резервуар трудовых ресурсов. Ежедневно в будние дни на работу и учёбу в Москву из окружающего района прибывает около 1200 тысяч человек, встречный поток достигает 400 тыс. человек.

Многими характерными чертами отличается территориальная структура Московской агломерации. Её каркасом служат радиусы разветвлённого транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации - многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях.

О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в её составе «дочерних» агломераций, так называемых агломераций 2-го порядка. Это - складывающиеся в разных местах, больше тяготея к восточной части, территориальные группы сближенных городов и поселков, тесно взаимосвязанных, объединённых общими локальными проблемами. В центральной части Московской агломерации это - Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии - Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации 2-го порядка вошли поселения соседних областей. На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и посёлков во главе с Обнинском с общим числом жителей 240 тыс. чел. В Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области - Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России.

Российский мегаполис

В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов - самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и , наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом.
Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел.

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20-40 км. Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов.

Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это - колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники.

Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника.

Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей.

Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города - Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово.

Новые города - центры отраслей нового века - качественной металлургии (Электросталь), (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово),приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука - высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) - высшее образование.
Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской - западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области.

Санкт-Петербургская агломерация - крупная городская агломерация, уникальность которой придает Санкт-Петербург - великий город, культурная столица России, в своей исторической части - образец градостроительного искусства.

Санкт-Петербург - единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, портов.

Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от ) перед . Карельский перешеек благодаря своим природным условиям, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной ёмкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта.

Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции - портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация в целом, как и ее ядро Санкт-Петербург, многогранна. В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в т.ч. 15 городов. Общая численность населения (на начало 2006 г.) - 5257 тыс. человек; на долю Санкт-Петербурга приходится 87%. Доля населения спутниковой зоны невысока. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре, и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся 8 городов и 21 посёлок городского типа общей численностью 560 тыс.человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

После революции, когда бывшая столица империи была отрезана от традиционных зарубежных сырьевых и топливных баз, вокруг Ленинграда была создана система городов-спутников - производственных дополнений, которые обеспечили его предприятия электроэнергией, топливом, металлом, химическим сырьем. Города при электростанциях разного типа (тепловых, гидравлических, атомной) составили «отряд» энергетиков. В настоящее время происходит развитие городов-портов, предназначенных, в частности, обслуживать экспорт нефти. Санкт-Петербург, будучи крупнейшим научным центром, стимулировал возникновение и развитие наукоградов - центров, ускоряющих научно-технический прогресс. Среди них Сосновый Бор, рожденный Ленинградской АЭС, Приморск, Гатчина, Петродворец, Колпино и др.

В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. Санкт-Петербургская агломерация испытывала значительные трудности, что выразилось в спаде промышленного производства, сокращении научных исследований и рекреационной деятельности, в последовательном уменьшении численности населения. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) за 1989–1998 гг. число жителей сократилось на 6,1%, в то время как за предшествующее 10-летие (1979–1989 гг.) увеличилось на 9,5%.

Сокращение числа жителей продолжается. Сказывается дефицит демографических ресурсов в России.

Однако Санкт-Петербургская агломерация - вторая по своему потенциалу в России - сохраняет динамику развития. В 1990-х годах продолжалось образование новых городов, построены и строятся новые порты; район Санкт-Петербурга привлекает значительные инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей, расширяются возможности отечественного и иностранного туризма.

Самарская Лука - одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара - крупнейший центр , основанный как город-крепость в 1586 г. вскоре после присоединения к Московскому государству Казанского ханства. Два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти - Жигулевск, Сызрань - Октябрьск.

Трехцентровое скопление городских поселений - Самарская триада - насчитывает почти 2,5 млн человек городского населения. Несколько менее половины приходится на долю Самары (46,8%). Расстояние между Самарой и Тольятти около 100 км. Это наибольшее сближение крупнейших (превысивших 500 тыс. человек) городов в России. Почти такое же расстояние разделяет Тольятти и Сызрань. Три агломерации своими краевыми частями накладываются друг на друга.

Самара занимает выгодное географическое положение, в районе, богатом энергетическими ресурсами и плодородными почвами.

До Великой Отечественной войны в Самаре размещались предприятия ведущих отраслей промышленности - авиастроения, станкостроения, приборостроения. В войну Самара являлась резервной столицей страны. В Самаре наибольшее число жителей по сравнению с другими городами Поволжья. Крупнейший многофункциональный город, центр культуры, науки, высшего образования, высокотехнологичной промышленности, Самара активно стимулировала возникновение в своем окружении городов-спутников. Среди них выделяются: Новокуйбышевск - центр нефтепереработки и нефтехимии; Чапаевск, основанный накануне первой мировой войны, с несколькими предприятиями химической индустрии; Кинель - железнодорожный узел, расположенный к востоку от Самары.

Тольятти - самый крупный из российских городов-новостроек, центр автомобилестроения, химической индустрии, промышленности строительных материалов; крупный речной порт, центр туризма и спорта.
Тольятти представляет собой агломерацию. Городская черта охватывает три территориально обособленных района, объединенных городскими системами транспортной и инженерной инфраструктуры. Наиболее крупный район Автозаводский (435,2 тыс. жителей) превосходит два других вместе взятых - Центральный (градообразующая база - в основном химические заводы) и Комсомольский (речной порт, железнодорожный вокзал, производство строительных материалов).

Сызрань - город, расположенный в 137 км от Самары и почти в 100 км от Тольятти. Сызрань возникла в 1683 г. как крепость на Сызранской оборонительной линии. В настоящее время Сызрань - центр машиностроения и химической индустрии, крупный железнодорожный узел у первого по времени сооружения перехода через Волгу в ее среднем течении; западные ворота агломерационного образования в районе . В последние годы усиливаются производственные связи Сызрани с Тольятти.

Полицентризм урбанистического образования, сложившегося в районе Ростова-на-Дону, позволяет именовать его конурбацией, а не агломерацией. В территориальной организации юга Европейской части России, городском расселении, в системе межрайонных связей ареал весьма примечательный. В этих местах ещё с античных времён возникали города. Близ устья реки Дон существует археологический заповедник на месте античного города Танаис. У нынешнего города Азов была вереница предшественников, располагавшихся в средние века на северной ветви Великого шёлкового пути.

Позже развернулось противостояние Российской и Османской империй; стремилась закрепиться на черноморском и азовском побережьях, развить экспансию на Дон и Волгу. Поэтому она превратила Азов в грозную крепость и цепко за него держалась. Петр I предпринял Азовские походы, чтобы утвердиться на южных морях, основал в 1698 г. Таганрог - крепость и порт. На Дон бежали жаждавшие свободы люди со всей Руси. Столицу донского казачества Старочеркасск сменил, специально построенный в 1805 г. как административный центр, город Новочеркасск. Во 2-й половине XIX в. быстро формировался Донбасс. Его восточное крыло последовательно занимало части Области Войска Донского, превращая казачьи станицы в центры угледобычи. Наиболее значительный из них - станица Грушевская в 1867 г. получила городской статус (ныне город Шахты).

С первой половины XIХ в. Ростов-на-Дону (город с 1796 г.), созданный на месте крепости Св. Дмитрия Ростовского (основана в 1761 г.), развивался как крупнейший торгово-промышленный центр Южной России. Значение его возросло после соединения железными дорогами с Харьковом (1870 г.), Воронежем (1871 г.), Владикавказом (1875 г.) Определилась роль Ростова-на-Дону как «Ворот Кавказа».

По переписи 1897 г. Ростов-на-Дону превысил вдвое по числу жителей Новочеркасск. В 1920-е годы стал административным центром Азово-Черноморского, затем Северо-Кавказского края, с 1937 г. - центр Ростовской области. Современный Ростов-на-Дону - крупнейший культурный, научный и промышленный центр, важнейший транспортный узел. В значительной степени функции транспортного узла возложены на спутник Ростова-на-Дону город Батайск (образован в 1936 г.), расположенный в 15 км к югу, на противоположном берегу Дона. Второй ближний спутник - промышленный центр Аксай - находится в 18 км к востоку (образован в 1957 г. из станицы Аксайской).

Город Новочеркасск, утратив административные функции, сохранил культурные и образовательные, превратившись также в крупный многоотраслевой промышленный центр. Город Шахты - главный промышленный центр Российского Донбасса. Город Азов в течение веков имел беспокойную судьбу ключевого города-крепости, в конце XIX в. был посадом. Сейчас это многофункциональный город, морской и речной порт, центр промышленности и туризма. Город Таганрог - второй по числу жителей город области и конурбации, центр северного Приазовья. Его промышленному развитию способствовало положение на выходе из Донбасса. В Таганроге развиты металлургия, авиастроение (проектирование гидросамолетов), и автомобилестроение. Город Таганрог - важный центр культуры и образования; город А.П. Чехова.

Каждый из городов конурбации имеет примечательную историю, характерные черты, свою траекторию развития. В центре ареала городов резко выделяется Ростов-на-Дону, отличающийся особым разнообразием функциональной структуры и выдающимся географическим положением. Ростов-на-Дону связывает угольно-металлургический Донбасс с Донской и Кубанской житницами, открывает пути на Кавказ и Нижнюю Волгу.

Ростов-на Дону не знает конкурентов и, несмотря на положение «в углу» , является его признанным и естественным социально-экономическим фокусом.

Город Сочи охватил своей городской чертой курортную агломерацию, протянувшуюся вдоль черноморского побережья на 145 км от реки Шепси на северо-западе до реки Псоу на государственной и Грузии.

Территория агломерации составляет 3506 км2 (в три раза больше Москвы), число жителей 331,0 тыс. человек. Агломерация Сочи - это собственно город Сочи и входящие в его черту прибрежные поселения Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Солоники, Головинка, Якорная Щель, Вардане, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Адлер, а в горах-поселок городского типа Красная Поляна.

После того, как железная дорога от Туапсе до Адлера была продолжена в , Сочинская агломерация оказалась в транспортном коридоре. Железная дорога и еще раньше проложенное Черноморское шоссе послужили осями развития агломерации.

Сочи - город-курорт. Приобщение к курортной деятельности произошло в1908 г, когда вошел в строй санаторий-первенец «Кавказская Ривьера». Превращение в массовый курорт осуществилось в 1930-е гг. В короткие сроки были построены санатории, поликлиники, комплекс ванных корпусов в Мацесте, морские вокзалы в Сочи и Мацесте, создан дендрарий, проложен Курортный проспект, проведены берегоукрепительные работы и т.д.
Как курорт Сочи уникален, что обусловлено сочетанием нескольких факторов: мягкий климат, теплое море, сульфидно-хлоридно-натриевые воды Мацесты, углекислые Красной Поляны, глинистые железистые илы Имеретинской бухты (район Адлера). Потенциал Сочи еще полностью не использован.

Город-агломерация Сочи состоит из 4-х административных районов: Лазаревского, Центрального, Хостинского и Адлеровского. Около 2/5 постоянного населения сосредоточено в Центральном районе. Здесь располагаются администрация, главные культурные учреждения: оперный театр, филармония, художественный музей, музей Николая Островского, цирк, дендрарий, крупные гостиницы, а также железнодорожный, морской и автовокзалы. Значительная часть многоэтажного жилого фонда размещена в долине р. Сочи (Новые Сочи). Здесь же находятся предприятия и производство строительных материалов, обслуживающие нужды курорта - курорта.

Адлер - транспортный узел, международный аэропорт. Активное использование адлеровского побережья для отдыха началось сравнительно недавно. В отличие от Центрального района, где велика доля санаториев, в Адлере преобладают пансионаты.

Если на начальном этапе развития Сочи предпочтение отдавалось санаториям, то в последующем большое внимание было уделено строительству гостиниц, что, в частности, способствовало развитию так называемых «фестивальных» видов деятельности - проведению кинофестивалей, праздников песни, спортивных состязаний и тренировочных сборов, научных конференций, деловых встреч и т. п.
Красная Поляна (ранее Романовск) - поселок городского типа, расположенный в долине р. Мзымта в 40 км к северу от Адлера, с которым соединен шоссейной дорогой. Красная Поляна - климатический и бальнеологический курорт, центр туризма и горнолыжного спорта.

Развитие Сочи как столицы Зимних Олимпийских Игр 2014 г. позволит осуществить коренную реконструкцию агломерации и полнее использовать её уникальный потенциал. Завершится сооружение обходной автомобильной дороги, повысится уровень благоустройства, войдут в строй спортивные сооружения (свыше 200 объектов), гостиницы, пансионаты, жилве дома, расширится аэропорт. Преимущественное развитие получат «крылья» агломерации - Лазаревский и Адлеровский районы Сочи, Красная Поляна.

Кавказские Минеральные Воды-созвездие знаменитых курортов–располагается в Центральном Предкавказье, частью на равнине, частью в предгорьях Большого Кавказа. Своеобразие району придают горы-лакколиты, разнообразные минеральные источники, грязи оз. Тамбукан (окрестности Пятигорска). С июля 1992 г. Кавказским Минеральным Водам придан статус особо охраняемого эколого-курортного района.

Агломерация поселений Кавказских Минеральных Вод сложилась как система взаимосвязанных центров, дополняющих друг друга. Она состоит из 6 городов и 4 поселков городского типа, включает также сельские поселения, подчиненные городским администрациям Минеральных Вод, Пятигорска и Кисловодска. На долю самого большого городского поселения - Пятигорска - приходится 27,0% общей численности населения района.
Минеральные источники изучаются с конца XVIII века. В 1803 г. указом Александра I район Кисловодска был объявлен курортной местностью.

В 1830 г. Пятигорск и Кисловодск стали городами. Развитие курортов сдерживалось отдаленностью от центральных районов страны и отсутствием удобного сообщения. Импульс развитию дал ввод в действие Владикавказской железной дороги. Большое значение имело сооружение в конце XIX в. шоссе Минеральные Воды - Кисловодск и параллельно ему железнодорожной ветки.

У всех городов-курортов стержневая функция - лечебная, но при этом у них различная специализация и разное место лечебной функции в народнохозяйственной структуре.

Пятигорск с давних пор занимает центральное место. Помимо санаториев и других лечебных, учреждений в Пятигорске находятся НИИ курортологии и физиотерапии, Педагогический институт. Значителен удельный вес промышленности, не связанной с нуждами курортов (сельскохозяйственное машиностроение), что сужает возможности развития Пятигорска как курорта.

Кисловодск по числу здравниц и обслуживаемому потоку лечащихся и отдыхающих первенствует среди городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Он не только бальнеологический курорт, использующий собственные и доставляемые по трубопроводу (из Нагутского месторождения) нарзаны, но и горно-климатический курорт. Кисловодск славится своим климатом, обилием солнечных дней, замечательными парками, разнообразием ландшафтов. Здесь имеются филармония, театр, музеи истории курортов и истории космонавтики, дачи – музеи художника Ярошенко и певца Шаляпина. Кисловодск - центр туризма. От него идет автомобильная дорога в Карачаевск - Теберду - Домбай.

Ессентуки - город с 1917 г., бальнеологический и грязевой курорт, специализирующийся на лечении органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Располагает уникальной бальнеологической базой.
Железноводск - город с 1917 г., но лечебные процедуры проводятся с 1812 г. Расположен на южных склонах горы Железной.

Особая роль у города Минеральные Воды. Получив городской статус в 1920 г. он выполняет обязанность главного транспортного узла, управляет потоками отдыхающих. Здесь находится один из крупнейших в России международных аэропортов. В1960- 1970-е гг. в городе получила развитие промышленность строительных материалов.

Агломерация занимает центральное положение на . Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 г. как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала, это – первый по времени образования город в агломерационном ареале. Город Невьянск получил права города в 1917 г., хотя как поселение при заводе («город-завод») возник в 1700 г.

В годы довоенных пятилеток городами стали 6 поселений, в войну – 2, в послевоенное время – 8. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, на «чистом месте» появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск. В постсоветское время новых городов образовано не было.

Главенство Екатеринбурга определяется более высокой долей в его народнохозяйственной структуре «верхних этажей»: науки (группа научно-исследовательских институтов с признанными достижениями, авторитетные научные школы), высшего образования (плеяда ВУЗов, в т.ч. несколько университетов и академий), а также учреждений культуры (театров, музеев).

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле (у Екатеринбурга 7 железнодорожных направлений).

Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда–Дегтярск, Заречный–Белоярский, Сысерть–Верхняя Сысерть и др.). Распространена присущая вообще горнопромышленным районам конгломеративность.

Новосибирск – крупнейший город в Сибири, почти набравший к последнему году существования СССР полтора миллиона жителей – не смог сформировать развитую агломерацию. В пределах 100-километровой зоны его влияния всего лишь 3 города и 9 поселков городского типа. Общая численность городских поселений вместе с Новосибирском – более 1600 тыс. человек. На долю приходится 82,5% населения.

Все города и поселки получили свой нынешний статус в XX в. Рост возникшего у перехода через Обь Транссибирской магистрали Новосибирска, был феноменален. К 1926 г. он опередил по числу жителей все города Сибири и Дальнего Востока, кроме Омска. К переписи 1939 г. вырос еще в 3,4 раза (Омск – в 1,8) и стал первенствующим городом в Азиатской части России.

Преимущества экономико-географического положения Новосибирска: нахождение города у восточного края Барабинской степи, близость другой житницы Сибири – Степного Алтая и, что особенно важно – положение у выхода из Кузбасса – главной угольно-металлургической базы восточных районов России.

Все основное, что определяет роль главного центра агломерации, Новосибирск стремится сосредоточить в своей городской черте или в непосредственной близости от нее. Отчасти этим объясняется малоразвитость зоны городов-спутников.

Самый крупный спутник Новосибирска – город Бердск (в 10 км к югу), в котором электротехнические предприятия занимают ведущее место в градообразующей базе. Город Искитим – центр промышленности строительных материалов, город Обь специализируется на . К югу от центра Новосибирска – триада Академгородков: Российской академии наук (Академгородок – район Новосибирска), Сибирского отделения Академии медицинских наук (Кольцово) и Академии сельскохозяйственных наук (Краснообск).

В последние десятилетия в Новосибирской агломерации не появилось ни одного нового городского поселения. Несмотря на включение в городскую черту Новосибирска пригородных поселений, за 1989-2006 гг. число жителей уменьшилось почти на 40 тыс. человек.

Ось урбанизации в протянулась на сотни километров от Анжеро-Судженска до города Таштагола в Горной Шории. В средней ее части сформировалась урбанизированная полоса, города и поселки которой образуют цепь агломераций во главе с городами Кемерово, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. Это своего рода угольно-металлургический Кузбасский мегалополис протяженностью около 400 км и численностью населения свыше 2 млн чел.

Новокузнецк по людности и экономическому значению превосходит областной центр Кемерово. Преимущества Кемерово в том, что он обладает более развитой промышленной структурой и является центром Южного Кузбасса, весьма перспективного и для развития промышленности, и горного туризма, благодаря рекреационным ресурсам Горной Шории.

Создание плеяды городов Кузбасса в сжатые сроки происходило в тяжелых условиях индустриализации, военного времени и послевоенного восстановления хозяйства. На всех этих этапах значительным был дефицит времени и средств, чем объясняется экологическое неблагополучие, недостаточное благоустройство, разбросанность городов и поселков, монотонность застройки. Города Кузбасса молодые, но во многом сделаны по старым образцам.

Система городов Кузбасса переплетена тесными производственными связями. Новокузнецкие металлургические предприятия получают железную руду из Таштагола, электроэнергию из Калтана. В Белово доставляется цинковый концентрат из Салаира. В основе народнохозяйственного комплекса, как и прежде, лежит уголь – хлеб индустрии.

Бывший в течение десятилетний районом притяжения мигрантов со всей страны, Кузбасс сейчас теряет население. Все города Кузбасса сократили людность: Анжеро-Судженск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Осинники потеряли за период с 1989 г. около1/5 своих жителей. Стабильность Кемерово объясняется включением в его городскую черту пригородных поселений.

Кузбасс обладает разнообразными минеральными, лесными, водными, земельными, рекреационными ресурсами. У Кузбасса два выхода на Транссиб, прямые выходы на Алтай и в Восточную Сибирь. Однако удаленность от внешних рынков, вследствие положения в глубине континента, сдерживают развитие базовой отрасли.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: