Меню

Будьте всегда в настроении. Активная жизненная позиция

Плитка

Относится к людям, к жизни, к собственному будущему можно по-разному: работать с энтузиазмом или вполсилы, заботиться о пользе дела или только о себе, идти навстречу трудностям или прятаться в кусты, занимать позицию активную или просто удобную.

Динамика развития современных общественных отношений требует от выпускника школы наличия определённого набора качеств. Если обратиться к объявлениям в рубрике «Биржа труда», можно составить примерный психологический портрет принимаемого на работу. Работодатели хотят видеть, помимо деловых и профессиональных качеств, такие, как: активность и коммуникабельность, умение преодолевать трудности и инициативность, стремление к творчеству и мобильность, дисциплинированность и ответственность.

Поэтому воспитание активной жизненной позиции школьника считаю одной из важнейших задач классного руководителя в современной школе, для того чтобы выпускник был конкурентно способен и на рынке труда в том числе.

Что же такое «активная жизненная позиция»? конечно, данное выражение понимать можно по-разному. На мой взгляд, это умение реализовать себя в различных видах деятельности: и в общественной работе, и в спортивных мероприятиях, и в школьном или классном самоуправлении, и т.д. ведь насколько шире может раскрыться личность, насколько интереснее становится жизнь школьника, если он реализует себя не только в учении, но и во внеклассной или внешкольной работе.

Для успешного формирования активной жизненной позиции ученика необходимо, на мой взгляд, соблюдение ряда следующих условий :

  • Общественная деятельность становится действительно интересной, если складывается энергичный, сплочённый школьный коллектив, где взрослые не досаждают излишней мелочной опекой, где каждый хочет внести в жизньличный посильный вклад, не замыкаясь в тесных рамках собственной личности
  • В становлении активной позиции чрезвычайно велика роль чувств и переживаний, вызываемых участием в деятельности. И детьми, и подростками глубоко переживаются как иуспех, и желание сотрудничать, и сопереживание, так и зависть, злорадство, недоброжелательность. Эмоционально окрашены желание и нежелание участвовать в том или ином деле. Если поручение или мероприятие отвечают интересам школьника, то они приносят радостьи чувство удовлетворения
  • Успешное формирование активной позиции зависит и от характера педагогического руководства, которое должно, на мой взгляд, осуществляться как совместная деятельность детей или подростков и классного руководителя, их сотрудничество в общественной деятельности, ведь помощь в планировании, в организации отдельных дел, в обучении организаторским способностям и преодолении затруднений на разных ступенях выполняемого дела - всё это функции классного руководителя
  • Исключительно важно стимулировать школьников, зная их индивидуальные особенности, ведь каждая похвала вызывает радость, а осуждение - огорчение.

Таким образом, все вышеперечисленные условия позволяют утверждать, что в формировании активной позиции школьника существенны как объективные , так и субъективные факторы .

Доктор педагогических наук К.Н. Радина считает показателями, по которым можно судить о сформированности активной жизненной позиции школьников, следующие:

  • положительное отношение к делам и начинаниям, готовность их выполнять
  • наличие опыта участия в общественной жизни, что связано с выполнением конкретных обязанностей (поручений)
  • наличие определённого уровня организаторских умений
  • переживание ответственности за свою работу
  • благоприятное положение подростка в межличностном общении.

Исходя из приведённых показателей, можно классифицировать позицию школьника в общественной деятельности на 4 основные группы:

  • общественно-активная позиция, полностью сформированная к окончанию школы
  • противоречивая позиция, характерная для подростков, у которых проявляются противоречия в её основных показателях, т.е. школьник с удовольствием принимает участие в общественной деятельности, но только в тех мероприятиях, которые ему необходимы, выгодны или интересны
  • пассивно-доброжелательная позиция характеризует подростков, у которых проявляется положительное отношение к общественной деятельности при ограниченном участии в ней
  • негативная позиция характеризуется как проявление отрицательного отношения к общественной деятельности и отрицательного опыта участия в ней.

Наверное, невозможно воспитать активное отношение к жизни у каждого ученика в силу разных причин, зачастую не зависящих от педагога. Опыт, о котором я рассказала, естественно, не является совершенным, и дальнейшие свои поиски я намерена направить на то, чтобы воспитывать в каждом школьнике стремление увидеть, познать окружающий мир, а, может быть, даже сделать его хоть немного лучше.

Как Вы думаете, я на верном пути?

С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где их исток? Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.

Сценарий, закладываемый в этом возрасте, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае он позволяет реализовать планы: разбогатеть, писать музыку и стать известным композитором или спортсменом, хорошим семьянином или просто счастливым человеком. Во втором – может включить негативные жизненные программы: установку на отсутствие денег, развитие алкогольной и наркотической зависимости и других проблем.

Основные программные компоненты, закладываемые в сценарий формируются родителями до 7 лет. Именно в это время ребенок получает первые впечатления о жизни. Так человек, заходящий в кафе впервые, за доли секунды формирует первое впечатление: «сарай» – низкие, давящие на голову потолки, слишком яркий свет и по-сельски развязный контингент или, напротив, – по-домашнему уютно, приятный персонал, есть столики, за которыми можно расслабиться и побеседовать, музыка не навязчива, репертуар подобран отлично. Даже если в кафе, которое вам с первого раза не понравилось, все изменится с точностью до наоборот, вы все равно в него больше не пойдете, поскольку первое, самое устойчивое впечатление у вас уже сложено.

Точно также ребенок до 6-7 лет, отвечая на важные для него вопросы, составляет свое первое впечатление о себе и мире: какой он, кто он, приятно ли учиться, хорошее ли место школа, можно ли доверять родителям, друзьям, что такое дружба?

Если его первоначальные ожидания обмануты, он разочаровывается в том что не оправдало ожиданий и замыкается в себе. Это не что иное, как защита: если я ограничиваю контакты с миром, то в следующий раз он не сделает мне так больно, а если и сделает, то боль будет намного меньше.

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

4 основные жизненные позиции

В свой первый класс дети приходят, уже получив первый «болевой» опыт со своей жизненной позицией: любимчиками, лидерами, неудачниками, выбирающими последние парты. В школе, с учетом этого, закрепляются и развиваются уже сформированные ранее психологические реакции. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют: не выбирайте хорошую школу – выбирайте хорошего классного руководителя.

Многих поломанных судеб не было бы, а у психологов было бы на порядок меньше работы, если отношение родителей к своим детям в первые годы их жизни было бы другим. Если мама подняла вовремя, а собака лизнула, а не укусила, то отвечая себе на вопросы: «Каков Я?», «Каково мое окружение?» ... и «Каков мир?» ... ребенок в свои 2–3 года «поставит плюсики». Он сформирует жизненную позицию счастливого и позитивного человека, настроенного на созидание.

Важно: между человеком и поступком в его мире всегда будет разница. Поэтому он никогда не скажет «Ты форменный идиот», наживая при этом врага или теряя друга, а заметит: «Сегодня ты поступил по-идиотски». Это схема: Я «+» Ты «+» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Если собака все же укусила, а родители в ответственный момент занимались собой, подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден «проминусовать». Поскольку его представления о мире оказались ошибочными, то он делает вывод, что плох он, что он «неудачник». Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. При этом своих самых близких ему людей – истинных виновников миллионов поломанных судеб на момент принятия решения ребенок всегда оправдает, ставя им свой заветный плюсик. С годами, продолжая упорно минусовать себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть лох и непингуемый ламер. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».


Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2–3 лет. Главными виновниками перекоса жизненной позиции, опять-таки, становятся родители, бабушки, дедушки.

Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема Я «+» Ты «-» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ».


Не менее деструктивна жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ». Такая позиция в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.


Когда все ХОРОШО

Психологически здоровым можно признать человека, который оценивает себя – Я «+», умеет разглядеть позитивное начало в своих близких – Ты «+», охотно завязывает новые знакомства – Они«+», находит интересную работу – Труд«+».

Оценку и выбор жизненной позиции изначально ребенок начинает с самого себя – Кто Я «+» или «-»? Если выбирается «+» – ребенок признает себя сильным, талантливым, умным, способным, таким же, как папа / таким же, как мама.

Когда дело ПЛОХО

Если в возрасте 2–3 лет ребенок поставил себе «-» – он заведомо согласился с тем, что он туп, неловок, труслив, увы весь в папу/в папину маму, не интересен окружающим, не нужен. Именно такая жизненная позиция в 13–16 лет часто приводит школьниц совершенно нормальной комплекции, преследующих цель похудеть любой ценой, к анорексии с фатальным исходом.

Ты «-» расположен к конфликтам с членами своего микросоциума, которых он заносит в список неблагополучников. При этом проявляется его склонность к сарказму и едкой иронии, желание их перевоспитать и готовность распрощаться даже по пустяковому поводу. Если преобладает позиция Они«-», человек избегает новых контактов, а у новых партнеров в общении замечает только недостатки. Адаптация в малознакомой обстановке проходит черепашьими темпами. Если Труд«-» - присутствует постоянная неудовлетворенность материальным результатом. Тогда человек занят постоянным поиском лучшей работы, стремясь улучшить, главным образом, материальное благосостояние.

Важно: С появлением «-» в одной из позиций меняется позитивное содержание других. Так если «+» исчезает из позиции Ты «+», происходит искажения в восприятии Я. Тогда человек, общаясь с близкими проявляет высокомерие.

Реже практически во всех жизненных ситуациях все позиции характеризует «+» – личность стабильна. Когда в одни моменты жизни позиции остаются положительными, в другие – отрицательными – то не стабильна. Как заметил Литвак, присутствие даже одного минуса в личностном комплексе влечет за собой появление минусов в остальных, что рано или поздно приведет к неврозу.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Всё то, о чем человек мыслит, думает, делает, представляет его жизненную позицию. На первый взгляд, кажется, что может быть общего между отношением к окружающему миру и нравственностью? Оказывается, всё в этой жизни взаимосвязано.

Жизненная позиция помогает нам преодолевать трудности жизни, взлёты и падения. Она выражается во всех областях деятельности: трудовой, этической, внутренней, общественной, политической.

Люди начинают формировать жизненную позицию с самого рождения. Как будет развиваться ребёнок, в большей степени зависит от близкого окружения. Это родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя. На данном этапе закладывается фундамент жизни в социальной сфере. От гармоничных отношений в семье, школе, на работе формируется личность.

В чём отличие жизненных позиций

Главным секретом самореализации личности является активная жизненная позиция. Смелость, инициатива – вот та небольшая толика, формирующая к намеченной цели. Такие люди часто становятся лидерами в коллективе и среди друзей. Пассивные личности только следуют за ними, хотя имеют свою точку зрения, но не желают ее отстаивать.

Видовые особенности активной жизненной позиции

Негативная
Люди с негативной жизненной позицией направляют энергию на отрицательные поступки. Они причиняют окружающим массу неприятностей. Их жизненное кредо – навязать обществу своё мнение, конкретные цели, которых наносят колоссальный вред, а не пользу. Зачастую такие люди являются главарями бандитских групп и формирований.

Позитивная
Высокая нравственность человека, позитивный образ жизни, неприемлемость ко злу.

Пассивные люди ведут инертный образ жизни. Они равнодушны к нашей действительности. Пессимисты никогда не участвуют в решении трудных вопросов, проблемы общества обходят стороной. За свои слова никогда не отвечают, пообещав что-то, часто обманывают. Поведение людей напоминает нам страуса со спрятанной головой. По их мнению, это наиболее удобный способ огородить себя от ненужных ему проблем.

Пассивность и отрицательные жизненные цели, практически, идентичные понятия. От бездействия и нежелания помочь в трудную минуту случается много различных преступлений и выплеска несправедливости.

Виды пассивной жизненной позиции

  • Покорность;
  • Полнейшая инертность;
  • Разрушительное поведение;
  • Возбуждение.

Покорный человек будет до конца своей жизни идти по «проторенной» кем-то дороге. Он четко соблюдает правила, не задумываясь об их потребности и соответствия.

Последняя категория пессимистов не менее серьезна для общества. Все свои беды, неудачи, злость они выплёскивают на посторонних, совершенно непричастных к их проблемам, людей. Например, море негатива выплёскивает мать на своих детей, неудачно вышедшая замуж. Ни в чём не повинные существа расплачиваются за нерадивых родителей. Подобных примеров можно привести массу.

Жизненная позиция начинает формироваться с раннего детства и продолжает укрепляться или ослабевать во время продолжения жизненного цикла. Посмотрите на себя со стороны, оцените свои поступки. Возможно, что-то вы делаете не так. Если результаты вас не впечатляют, то постарайтесь изменить себя. У вас ещё есть на это время!

Другие статьи по этой теме:

Как стать успешным человеком Как полюбить себя Как быть самим собой Как достичь желаемого Когда происходят изменения в жизни человека Потребность личности в самореализации Способы развить концентрацию Как стать добрее Как изменить самого себя?

Мы часто слышим выражение - «Требуется активная жизненная позиция» или «У меня активная жизненная позиция» . А что под этим понимается? Что ощущает и как себя ведёт человек с такой позицией, и какие есть подводные камни? Давайте рассмотрим подробнее.

Активная жизненная позиция проявляется в двух аспектах:

  • Проявление в самоотношении.
  • Проявления в том, что транслируете вы миру через ваши поступки, эмоциональные реакции.

Второе, ваше проявление во внешнем мире - это следствии вашего самоотношения, то, как вы себя ощущаете, ваше вИдение себя.

Надо сказать, что активная жизненная позиция - характеристика относительна. То есть мы говорим о тех внутренних и внешних отличиях, которые отличаются от поведения и внутреннего состояния большинства. И противопоставляются ему.

Например, когда все предпочитают молчать, а вы - нет, и вы высказываетесь в общей тишине, ваш голос может прозвучать громко или тихо, но всё же прозвучать.

Давайте проведём мини-тест. Вспомните 15 человек, с которыми вы общаетесь чаще всего. Не важно, насколько они любимые или не любимые: коллега, свекровь, любимый друг или подруга, соседка по трамваю. Ориентируемся при выборе на время, которое вы с ними общаетесь, проводите рядом.

Теперь вспомните, что вы чаще, чем они, что-то берёте и делаете: едете куда-то, общаетесь, осваиваете новое и т.д. Или, наоборот, вы отстаёте: все уже давно повыходили замуж, сделали ремонт, записались на курсы гонки на мотоциклах… Подсчитайте количество пунктов, по которым вы впереди и позади. И вычтите второе из первого.

Если количество баллов:

  • 5 и ниже, то вы явно тащитесь в хвосте. Деэволюция - ваш личный выбор.
  • Если +5—5, вы, как брёвнышко, плывёте по течению - у вас пассивная жизненная позиция.
  • Если +5 и более, то у вас есть сильное личное качество.

Первый аспект, который виден всем и сразу, когда речь идёт об активной жизненной позиции - это поведение. Когда есть два варианта делать или не делать - такой человек, скорее, делает. Второй аспект, который бросается в глаза - инициативность. Есть идея - выдвигает, продвигает, добивается результата. Инициативность в более «продвинутом» проявлении и в сочетании с другими качествами может проявляться как организаторские и лидерские качества.

Ещё одно, сразу заметное - личность с активной жизненной позицией более публичная, чем другие. Человек действует, а не прячется за спинами других. И, как правило, придерживается и сам проповедует такое поведение. Давай, делай, говорит он себе и другим.

Проявление активной жизненной позиции

Проявление активной жизненной позиции во внутреннем состоянии - сумма движений наших мыслей, настроев, мотивации, силы духа. И из неё мы получаем импульс для движения вперёд. Мы можем двигаться по течению, куда бы оно не текло, или грести в ту сторону, куда нам надо. Весло у нас всегда под рукой.

Пассивная жизненная позиция отвечает природному закону сохранения сил и экономии энергии. Она целесообразна в ряде случаев в простейшей природе, но используемая во вред развитию скорее создаёт множественные риски. В социальных джунглях мы получаем слабых духом, больных из-за отсутствия стремления иметь здоровый стиль жизни и игнорирующих реальность людей. И их процент - очень велик.

Первый признак болезни пассивной жизненной позиции, когда человек часто говорит: «Мне сложно что-то начать. Мне иногда так сложно решиться сделать шаг. Я подолгу не могу себя заставить позвонить, сделать, начать новую жизнь» . Уже прошло 10000 понедельников и как минимум 10 Новых годов. А новую жизнь начать всё не получается. Вставать в 6:30 утра, радостно выходить на пробежку, быть бодрым и свежим, полным сил и задора, и твёрдо вести себя в прекрасное светлое завтра и особенно очаровательное сегодня. Это что-то вроде прокрастинации, но, пожалуй, не так масштабно. Продайте уже, наконец, мне эту волшебную таблетку, которая заставит меня действовать и день за днём менять свою жизнь к лучшему! А лучше измените мою жизнь за меня. И только человек с активной жизненной позицией в конце всё же добавит: «Ладно, пожалуй, не нужно. Минутная слабость. Я сам».

Второй признак болезни, когда человек говорит, что хорошо быть «богатыми здоровым, чем бедным и больным», но при этом у него нет действий, направленных на первую часть. Он стоит перед витриной, смотрит на кусочек тортика и проходит мимо этой витрины день за днём, десятилетием за десятилетием, и в его жизни всё медленно по естественным законам природы движется вниз и в ухудшение.

Движение вниз и в ухудшение - нормальное естественное состояние. При единственном условие - человек пассивен. Если не заниматься здоровьем - мышцы атрофируются. Таков закон природы. Если не учиться каждый день - мозг атрофируется. Таков закон природы. Если не убираться дома - вонять будет точно. Таков закон природы. А если в душе не убираться? Будет запах ещё хуже. Это как закон физики, который мы все изучали в школе, и он нам не на руку.

Самомотивация

Самомотивация - ещё одна грань активной жизненной позиции. Очень важно понять, получается ли у вас почувствовать драйв от изменений. Как известно, у нас с вами есть два мозга: это тот, о котором вы подумали в первую очередь, и нейроны, которые находятся в животе. И там, и там вырабатываются сильные гормоны и нейромедиаторы, в том числе гормоны, регулирующие эмоции и дающие нам энергию. Но не у всех они настроены. Иногда это обусловлено генетикой, иногда тяжёлым детством и скользким подоконником, иногда просто привычкой, которая становится второй шкурой и обретает такую инерцию, что для того, чтобы преодолеть её, нужны дополнительные вливания энергии в виде сверх мотивации.

Энергия для действия рождается из мотивации. И чем сильнее мотивация, тем больше вероятности, что действие будет совершено. Это, конечно, так. Но, положа руку на сердце, ведь абсолютно все хотят жить лучше. Вы видели хоть одного человека, который хотел бы жить хуже. Отчего же желание жить лучше не переходит в активное действие? Давайте сейчас обратим внимание на страх и вторичные выгоды от него. Что это такое? Это желание эго сохранить существующий статус-кво. Рассмотрим не то, что мешает, а то, что помогает. Что хорошего в мотивации? Мотивация даёт энергию. Но в некоторых случаях этой энергии явно недостаточно. Например, можно годами хотеть изучить английский, но так и не приступить ни к каким действиям. Где же взять энергии ещё, не прибегая к пыткам в виде посещения мотивационных тренингов?

Энергия для Действий, или Сила Духа

Человек - довольно сложно устроена структура. Пожалуй, каждый сходу может назвать два компонента: это тело и сознание. Немного подумав, можно включить сюда третий - это энергия. Что, если я скажу вам о том, что существует ещё кое-что? Это душа и Дух. Вполне себе реальные составляющие. С которыми точно также можно работать, как и с сознанием. Душа отвечает за чувства (и не только), дух за движение по жизни. То есть дух отвечает за творение вашей жизни, душа отвечает за то, как именно вы её творите. Потому что понятно - одних и тех же целей можно добиваться по-разному. Можно получить новую должность, пройдя по головам сослуживцев, а можно это сделать экологично. И в том, и в другом случае достигнутая цель будет одна и та же, методы - разные.

Дух, как структура, отвечает за делание, за достижения целей, то есть за творение своей жизни. В русском языке есть много устойчивых ассоциаций, связанных с силой духа. Попробуйте представить сильного духом человека. Вполне вероятно, что у вас возникнет некий образ человека сильного по характеру, деятельного, активного. То есть образ, кардинально отличающиеся от образа слабого духом человека. Это ещё раз говорит нам о том, что в сознании и социума эти понятия закреплены и всем очевидны и понятны.

Действия, поведение, невербальные сигналы зависят от ресурсов и внутренней энергии. Общеизвестным источником получения энергии является еда, хороший отдых и сон. Но это ещё не всё. Два человека, выспавшись и наевшись на десять лет вперёд, могут иметь диаметрально разные позиции по активности. Будем считать, что существует ещё один источник энергии, он подобен атомному реактору, находится непосредственно в человеке и способен сподвигать его на активные действия. Назовём это силой духа. Мощь нашей энергетики, которую чувствуют окружающие и которая влияет на ход социальных событий, напрямую зависит от того, в каком состоянии находится наш Дух. Если он горит жизнью, развитием, желанием достигать - то такой человек, скорее всего, будет ярко социально проявлен и успешен. Наличие силы духа, этой энергии не говорит о том, что всё ему будет даваться легко. Но у такого человека будет достаточный ресурс для преодоления трудностей.

Тренировка активной жизненной позиции

Активная жизненная позиция - это как раз и есть хорошее несогласие с тем, что есть на данный момент или желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, готовность менять её и действия на перемены.

Можно ли приобрести её, или она задана изначально? Конечно, можно.

Есть три простых правила на каждый день:

  1. Отмечайте людей, которые выделяются своим поведением, и у них больше получается. Отмечайте те маленькие шаги, которые они делают, и не делаете вы, и делайте те же, когда чувствуете в себе силы.
  2. Запаситесь мощностью про запас. Находите моменты, где вы теряете и где приобретаете. Теряйте, когда получается, чуть меньше, а моментов, когда приобретаете, создавайте чуть больше.
  3. Задайте себе вопрос: «Как бы я жил, если бы уже был… (успешным, сексуальным, талантливым и т.д.)?». Потом выпишите все отговорки на тему - «Что мешает мне вести себя так прямо сейчас?» . Посмотрите на них. Большая часть из этого будет просто чепухой, оставшееся - страхами.

Есть ли подводные камни у человека с активной жизненной позицией? Да, конечно.

Иногда такая характеристика себя говорит о том, что у человека есть пробелы в всестороннем развитии, какие-то дыры, которые заполняются движением к новому, постоянным деланием, но в одной сфере или постоянным праздником.

Это может быть форма защитной реакции, когда на душе что-то не в порядке. Убери её, и придёт уныние и депрессия. Гармоничный человек чувствует себя спокойно, и когда что-то происходит, и он что-то меняет, и когда в жизни «плато» - тишь да гладь. То есть у него нет зияющих брешей в его развитии как личности. Например, если вы можете сказать про себя: «У меня есть одно из: я некомфортно чувствую себя в отпуске, когда мне нечем заняться» .

Как исправить? Просто позволить себе ничего не делать. Лениться. Дать возможность миру пожить своей жизнью. Поверьте, без вас он точно не рухнет. В конце концов, в отпуске масса других прекрасных занятий, никак не связанных с работой.

Или: «Мне не комфортно в одиночестве, я болезненно его воспринимаю» . Вот тут нужно внимательно себя проанализировать и выписать все - «Почему мне рядом нужен кто-то?» . В зависимости от ответов можно понять, чего именно вы ждёте от присутствия другого. Может быть, поддержки, заботы, восхищения? Тогда необходимо признать тот факт, что вы зависимы, и у вас нет той степени личной свободы, которая отличает взрослого человека от инфантильного человека. Это признаки нехватки ресурсов и мощности личности.

Почему одни люди богаты и удачливы, а другие бедны и недовольны? Мы часто задаемся таким вопросом. Мол, повезло, нашел свою стезю, или же наследник богатых родителей, или вор, что угодно скажет пессимист. Но сам при этом ничего не делает, чтобы хоть на маленькую ступеньку приблизиться к их успеху. Об этом и многом другом будем говорить в статье.

В чем секрет счастья?

Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.

Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:

  1. Пассивную жизненную позицию.
  2. И активную.

Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.

Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.


Особенности активной жизненной позиции

Может быть:

  • Негативной.
  • И позитивной.

В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.

Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.

Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает. Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться.


Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Поговорим о морали

Нравственные жизненные позиции человека характеризуют его внутренний духовный багаж и основаны на тех ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственно индивид развивается в процессе жизнедеятельности в социуме, выражается в умении осознанно выстраивать отношения с людьми, самим собой, обществом, государством.

Формирование нравственных жизненных позиций, конечно же, будет зависеть от многих факторов, таких как окружение, характер личности, привычки, воспитание, семейные традиции. Для их формирования нужно выработать несколько качеств:

  • Необходимо научиться жить в гармонии с собой.
  • Выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственные позиции человека формируют модель поведения, направляющую к достижению успеха и благополучия.


Как определиться с лучшей жизненной позицией?

Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:

  • Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
  • Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
  • Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это - наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.

Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.


Как это сделать?

Итак, разберемся, с чего начать, чтобы развить в себе активную жизненную позицию:

  1. Как говорилось выше, научитесь ставить цели. Не ставьте невыполнимых задач, цель должна быть конкретной, реально достижимой и в короткие сроки. Лучше маленькими шажками двигаться к большой мечте.
  2. Нужно избавиться от вредных привычек. Это не только курение и алкоголь, сюда можно отнести бесцельное времяпрепровождение. Не просиживайте часами за компьютерными играми, в социальных сетях и так далее. С пользой проводите выходные, посещайте музеи и выставки.
  3. Больше читайте полезной информации.
  4. Обучайтесь тайм-менеджменту. Технология поможет вам правильно организовать время и повысить эффективность его использования.
  5. Не закрывайтесь от внешнего мира. Познавайте его, открывайтесь для нового. Смените имидж, путешествуйте. Проявляйте интерес к неизвестным видам искусств, к примеру.
  6. Не бойтесь рисковать. Никогда не сомневайтесь в реализации идей. Не останавливайтесь на полпути.
  7. Оставляйте негативные воспоминания позади, извлекайте опыт и не оглядывайтесь в прошлое.
  8. Окружайте себя только позитивными людьми, перенимайте их знания.

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо действовать. Вы скажите, мол, легко говорить. Но опять же, сидеть сложа руки, рассуждать над ненужными вещами, попросту бездействовать – невыход, ничего не произойдет. Начните с малого, научитесь мыслить позитивно, и, потихоньку преодолевая небольшие препятствия, вы будет двигаться к своей цели, мечте.