Меню

Учение свет а неучение тьма. Сочинение-рассуждение на тему: «Ученье свет, а неученье – тьма

Потолок

Есть такие поговорки, которые, казалось бы, не нуждаются в пояснении, например «учение - свет, а неученье - тьма». Но некоторые все же не понимают их смысла. Но не только для таких людей написана наша статья. На самом деле наша заметка для всех, потому что в ней будет не только значение пословицы, но и кое-что еще.

«Знание - сила»

Так говорил Ф. Бэкон - один из деятелей Нового времени. Он был настолько активным и энергичным товарищем, что даже умер, проводя научный опыт. Наш мир вполне бы мог подписаться под его словами. Реальность подчиняется профессионалам. Они разрабатывают новые гаджеты, пишут книги и тексты в Интернете (журналисты, например). Мир вертится вокруг тех, кто знает нечто.

Если же человек ничему не учится, то он не то что успеха в жизни не достигнет, он всю жизнь будет рабом системы и других людей, поэтому «учение - свет, а неученье - тьма». Правда, если быть до конца честными, то следует сказать, что человек, который успешно учится, не обязательно станет большим и важным начальником. В России реальность такова, что «умниками» часто, наоборот, управляют другие. А весь секрет в том, что у последних влиятельные родители или другие родственники. Таким образом, участь образованного человека в России - осознавать свою незавидную долю, страдать, плакать и понимать, как дела обстоят в мире. Конечно, это слабое утешение для тех, кто считает, что поговоркой «учение - свет, а неученье - тьма» можно мотивировать. Но поверьте, лучше осознавать свое существование, сделать его светлым, чем блуждать в темноте и думать, что так оно и надо. Однако мы отвлеклись. Переходим к значению.

Трактовка

Собственно, тут не надо быть чтобы понимать это значение. Слова «ученье - свет, а неученье - тьма» смысл имеют такой: образование - это хорошо, а отсутствие оного - плохо. Причем в наше время это особенно актуально. Социолог Урлих Бек в книге «Общество риска. На пути к новому модерну» замечал, что в современном мире очень высоки требования к людям. Высшее образование (У. Бек ориентирован на Германию, естественно) является минимальным условием какой-либо успешности человека в современном социуме. Примечательно то, что и в России, и в Германии существует некоторое перенасыщение рынка специалистов с высшим образованием. Для такого количества кадров нет рабочих мест. Это справедливо и в отношении родины Пушкина, и в отношении родины Гете.

Об образовании в России

Вообще, еще В.В. Путин сказал, что хватит выпускать уже экономистов и юристов, их и так уже слишком много. Но вузы не услышали директиву президента и продолжили готовить никому не нужные кадры. Поэтому новоиспеченные специалисты после выпуска занимались чем угодно, кроме той деятельности, которой обучались. Ладно, всем известно, что у нас две реальности: одна - в действительности, а другая - по бумагам.

Афоризм «учение - свет, а неученье - тьма» дает, безусловно, правильный вектор развития, но многие, ввиду странного требования о том, что даже у уборщицы в России должно быть высшее образование, идут его получать, не особенно заботясь о свете, который одолеет и развеет тьму.

«Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак»

К современной трактовке классического афоризма можно относиться как угодно. Например, можно сказать, что это шалость. А можно воспринимать эту мысль как некоторый символ времени. В сегодняшней Японии одна из самых популярных причин смерти - переутомление. А еще жители Страны восходящего солнца постоянно учатся - это их профпригодности.

Поэтому иногда действительно лучше остановиться и оставить приятный глазу и сердцу полумрак. Другими словами, афоризм «ученье - свет, неученье - тьма» (пословицы вообще, надо сказать, ориентируют верен, но к нему, как и ко всему на свете, нужно относиться осторожно.

Кроме того, надо признать и еще один малопривлекательный факт: и в России, и в любой стране мира есть люди, неспособные к обучению. К сожалению, их удел - вечная мгла.

На эту пословицу ссылаются как на непререкаемую мудрость. Но даже высшее образование и наличие ученых степеней не гарантируют успеха в жизни. Почему же так часто ее вспоминают? Не кроется ли в ней другой, скрытый, смысл?

Выражение «учение - свет, а неученье - тьма» и грамотность

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель - достичь всеобщей грамотности.

Фраза «учение - свет, а неученье - тьма» в литературе

И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.

Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.

Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.

Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.

Дальше писатель сравнивает ее состояние со светом знания: «В голове просветлело». Она первый раз в жизни подумала: «Люди мы темные. Учить нас надо, дураков». Так буквально обыграна мастером пословица «ученье - свет, а неученье - тьма».

Что говорят философы

Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание - сила».

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

В глубину веков

«Ученье - свет, а неученье - тьма»: кто сказал первый? Ответ находим у Екклесиаста, он записан 1000 лет до нашей эры: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый видит ясно, а глупый ходит в кромешной тьме». Вот о каком знании идет речь. О том, что делает человека мудрым, способным принимать верные решения.

С переводом Священного Писания на другие языки пословица «Учение - свет, а неученье - тьма» вошла в лексикон многих народов. Несомненно, значение ее было такое: знающий истину ходит во свете. Это и в Евангелиях написано.

Когда знания - буквально свет, а их отсутствие - тьма

По данным статистики, в России выявлено 1250000 больных глаукомой, столько же не знают о своей болезни. Об этом говорили на VIII Конгрессе «Человек и лекарство». При этом 40% больных могли бы ее избежать. Это те ситуации, когда «учение - свет, а неученье - тьма».

Врачи дают следующие советы:

  • Простое соблюдение правил по технике безопасности, в частности, инструкции по защите органов зрения, предупредит травматическую слепоту.
  • Правильный, сбалансированный рацион питания защитит от «куриной слепоты».
  • Диабетическим больным постоянный контроль сахара и диеты, отказ от вредных привычек и физкультура помогут избежать осложнений и, в том числе слепоты.
  • Регулярные визиты к офтальмологу здоровых людей смогут выявить глаукому или катаракту на ранних стадиях. Пожизненное соблюдение назначений врача сохранит зрение.

Пословица «ученье - свет, а неученье - тьма» смысл в XXI веке приобретает буквальный. Экологическая катастрофа, тотальное загрязнение планеты привели к недостатку питательных веществ в рационе. Как следствие - органические нарушения обмена веществ и зрения.

Смысл пословицы

Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.

Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье - свет, а неученье - тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.

Есть такое понятие - обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова - мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.

По сути, идет постоянная борьба двух начал - света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.

С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому.

Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к знаниям, умные и начитанные, они разбираются в разных интересных и полезных вещах, учатся в университетах и академиях, работают в современных офисах менеджерами и директорами.

Я с детства хочу стать переводчиком. Это моя мечта. Для того, чтобы она сбылась, я очень стараюсь, я учу английский в школе, хожу на дополнительные занятия. Стараюсь смотреть мультфильмы без перевода, каждый день мама проверяет, сколько новых слов и фраз я запомнила. Она мне помогает достигнуть моей цели и выйти на свет, в мир грамотных и умных людей. Мне трудно, потому что у меня каждый день много других уроков, а еще музыкальная школа и танцы. Но меня это не пугает, я очень стараюсь и верю, что все обязательно получится. Я хочу много путешествовать, общаться с интересными людьми. Но если я не смогу поддержать беседу, они подумают, что я глупая и не станут со мной разговаривать.

Нельзя оставаться во тьме, тем более наши замечательные учителя и любимые родители дают нам необходимые знания, поддерживают и верят в нас. Это нужно не для них, а для нашего будущего. Нужно прикладывать немало усилий для того, чтобы много уметь и знать, но все это пригодится в жизни. Для того, чтобы получить любимую профессию и работать тем, кем мечтаешь, нужно потрудится.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Давным-давно окончилась Великая Отечественная война. Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия. Но и сейчас среди нас живут те, кто помнит ту войну, это ветераны. Их осталось совсем мало. В то время, когда они были юными, чуть-чуть старше нас, они защищали Родину от жестокого врага в Советской армии. Мне интересны рассказы ветерана Леонида Ивановича Куликова о воинской службе и о Великой Отечественной войне. Теперь Леонид Иванович полковник в отставке, у него весь китель в наградах: […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Ср. Мой сын учись ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье не только свет, по народной пословице, оно также свобода.

    И. Козлов, Жизнь в борьбе. Советница:] Разве ваш сын должен говорить с вами только тем языком, который вы знаете. Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует».

    Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием - чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром. Как можно это описать? Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым - более тонко чувствовать.

    К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это - воображение. В объятья наших партнёров из компании «Карелия в цифрах» попали 40 молодых людей и 60 девушек.

    Оказывается, только 38 человек из 100 вспомнили про дуэль, после которой в 26 лет поэт и скончался. В таблице все видно. Поблагодарим лишь тех 42 человек, которые нас раскусили. Вот мнение специалиста о том, какое образование в области литературы и русского языка получают школьники. Может, стоит определиться, для чего мы вообще литературу в школе изучаем, с какой целью. А мы ставим телегу впереди лошади.

    В каком возрасте погиб поэт и почему?

    Да и до русской классики XVIII-XIX веков десятиклассники еще, откровенно говоря, не доросли. И идти в глубь веков. И тогда школьники смогут понять, как все новое выросло из этой старины. Но этого в школе делать нельзя из-за системы изучения литературы и федеральных стандартов. Самое главное - определить цель литературного и языкового образования в школе. Все остальное - это вопросы производные.

    В каком районе Петрозаводска находится улица Лермонтова?

    Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги - это не самое главное. Этим светом является наша объединяющая множество народов русская культура, её духовные истоки. Запись буквы и соединений в прописи.

    Призвали на совет сову, и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. И. Чернев, Семейщина. С. Семенов, Беженка Луиза.Из XVIII в.: Любезная собратия! Намерение такое удивит угрюмых читателей и философов. По мне все равно. Иное говорит он, кажется, и по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею. Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно.

    „Я помню в нём каждое дерево…”

    Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки - бессознательные автоматизмы поведения). Как можно видеть знание фактов - лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

    Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть.

    Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

    3. Чтение слов и текста с новой буквой

    Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. 200-летие - прекрасный повод спросить у вас, дорогие читатели, - знаете ли вы на самом деле, кто такой Михаил Лермонтов.

    И всё же, на всякий случай, попросили петрозаводскую компанию «Карелия в цифрах» опросить 100 человек, да помоложе, и выведать - знает ли петрозаводская молодежь «наше второе все». Они и опросили. Зря он все же когда-то написал «страна рабов, страна господ».

    Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится. Господне дело. В писании святые апостолы возвещали: ученье свет, неученье тьма. Оттуда и пословица в народе. Яков Ростер:] Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма! Как тому хорошо, кто учен. Княжнин, Неудачный примиритель. Ученье свет, почтеннейший Калин Калиныч! Напишем букву ф в прописи.

    Интеллектуально познавательная игра

    Тема: «Ученье - свет, а не ученье – тьма».

    Цель: Развитие познавательного интереса к истории, литературе, природе. Расширение кругозора детей, развитие памяти образного и логического мышления.

    Оборудование: проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кемеровской области.

    Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

    Здравствуйте, уважаемые участники!

    Сегодня в интеллектуально - познавательной игре «Ученье - свет, а не ученье-тьма» примут участие ребята, которые в честном поединке продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию.

    Предлагаю командам занять свои места (команда зелёных, команда красных, команда жёлтых).

    (МУЗЫКА).

    Представляем наше уважаемое жюри

    Интересные факты из истории об образовании

    Ведущий:

    Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, мир живой природы, математика, литература, загадки, ребусы и кино.

    А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, время на обсуждения не даётся, отвечает команда, первой поднявшая флажок.

    1 раунд: Общих вопросов. (Разминка).

    1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)

    2. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови - ты и я»)

    3. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло - валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)

    4. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

    5. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

    6. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

    7. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

    8. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)

    9. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

    11. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)

    12. Какую страну носят на голове? (Панаму)

    14.Самый большой медведь? (Белый медведь)

    15.Самый зубастый столовый прибор? (Вилка)

    18.Самый острый каблук? (Шпильки)

    19.Самый небесный цвет? (Голубой)

    20.Самый зубастый балет? («Щелкунчик»)

    21.Самый мирный итог поединка? (Ничья)

    22.Самое крупное спортивное мероприятие? (Олимпиада)

    23.Самый умный вид спорта? (Шахматы)

    24.Самые большие волны? (Цунами)

    26.Самый большой кусок льда? (Айсберг)

    27.Он бывает между корнем и окончанием (Суффикс)

    28.Что будет, если поспешишь? (Людей насмешишь)

    29.Научное справочное пособие по всем отраслям знаний (Энциклопедия)

    30.Команда самолета, танка, корабля (Экипаж)

    2 раунд: литературный.

    Ведущий:

    Ребята, а давайте проверим, знаете ли вы пословицы и поговорки?

    (вопрос залу, отвечают).

    А сейчас мы проверим наших знатоков, им будут даны слова, вы должны из этих слов составить пословицы. (Время три минуты).

    Повторенье – мать ученья.

    Грамоте учиться – всегда пригодится.

    Ученье - свет, а не ученье – тьма.

    Тяжело в учении – легко в бою.

    Век живи, век учись.

    Учиться никогда не поздно.

    Ученье – красота, не ученье – сухота.

    Ученье - путь к уменью.

    Ученье и труд - все перетрут.

    3 Раунд «Знатоки природы»

    1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)

    2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)

    3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)

    4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)

    5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)

    6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)

    7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)

    8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

    9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? (Петрушки)

    4 раунд: разгадайте ребус.

    Ведущий:

    Задание на смекалку. Вам даны карточки с ребусами и время 3 минуты, в каждом ребусе зашифровано название какого то животного.

    (МУЗЫКА).

    Давайте подведём итоги по двум раундам (слово жюри).

    5раунд: отгадай фильм по кадру.

    Ведущий:

    А сейчас проверим ваш кругозор. Ребята, вы все любите смотреть мультфильмы, художественные фильмы, а давайте проверим, сможете ли вы угадать название фильма по одному его кадру? Команды поднимают флажок, кто первый, отвечает.

    (слайды фильмов).

    6 раунд: Географичекий кроссворд.

    Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет нашей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

    Каждой команде будет задан вопрос и один участник выходит и пишет ответ в клеточках. Если команда не знает ответа, ход переходит другой команде.

    Кроссворд по географии

    Задания для слов кроссворда по географии, расположенных по горизонтали

    Чтобы заполнить слова по горизонтали, нужно вспомнить все самое-самое на нашей планете: самое большое, самое глубокое и т. п.

    1 . Самое глубокое озеро мира.

    8 . Самое большое высокогорное озеро нашей планеты.

    9 . Самая многоводная из сибирских рек.

    10 . Самый большой материк земного шара, занимающий третью часть всей суши.

    11 . Самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная оболочка нашей планеты.

    Задания для слов кроссворда по географии, которые расположены по вертикали

    2 . Самый малый по площади материк земного шара.

    3 . Самый большой по площади океан на нашей планете.

    4 . Древнейший, относительно устойчивый, выровненный участок земной коры, который лежит в основании современного материка.

    5 . Плавная кривая линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами.

    6 . Представитель малорослого (ниже 150 см) народа экваториальных лесов Африки.

    7 . Священная река Индии.

    (СЛОВА ПО ГОРИЗОНТАЛИ)

    Ответы: 1 – Байкал, 8 – Титикака, 9 – Енисей, 10 – Евразия, 11 – Атмосфера.

    (СЛОВА ПО ВЕРТИКАЛИ)

    Ответы: 2 – Австралия, 3 – Тихий, 4 – Платформа, 5 – Изотерма, 6 – Пигмей, 7 – Ганг.

    7. Ведущий:

    Предлагаю нашим командам отдохнуть.

    А мы проведём конкурс для наших малышей, «Путешествие по сказкам».

    (Презентация).

    8 раунд: Черный ящик

    Ведущий :

    Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди.

    Что в черном ящике? (соль)

    9 раунд: Краеведение.

    Ведущий:

    Ребята скажите, сколько городов в Кемеровской области?

    Правильно 20 городов и 19 районов. Со своей историей развития, со своими достопримечательностями.
    - А как вы хорошо знаете свой край, мы сейчас и проверим.

    По очереди команды называют города Кемеровской области, а если покажите их на карте, это принесёт дополнительный бал команде.

    (Кемерово, Новокузнецк, Таштагол, Осинники, Калтан, Междуреченск, Мыски, Тайга, Яя, Киселёвск, Прокопьевск, Белово, Гурьевск, Салаир, Мариинск, Юрга).

    10 раунд: загадки

    Ведущий:

    Ребята, для чего нужны загадки?

    Назначение загадки - учить. Загадка учит мыслить, состязаться с партнером. Эти фольклорные произведения развивают наблюдательность, умение сопоставлять явления, делать выводы, прививают любовь к поэзии.. Загадка помогает познавать окружающий мир.

    Каждой команде выдаются карточки с загадками и время на обсуждение 3 минуты.

    (МУЗЫКА).

    1-ая команда

      Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

      Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);

      Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

      Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

    2-ая команда

      Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);

      Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

      Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);

      Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

    3-тья команда

      В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);

      Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги (болото);

      Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);

      Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

    11. Релаксация: Просмотр ролика «Самые красивые места мира» (5 минут)

    12. Подведение итогов и вручение грамот.