Меню

Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции. Рождество Предтечи Иоанна: особенности праздника, история и интересные факты

Аксессуары для ванной

У католиков всего мира торжество высочайшего церковного ранга – Рождество Иоанна Крестителя. Прославляется последний ветхозаветный пророк – вестник прихода Мессии, и поэтому ещё именуется как Предтеча.

Евангелие от Луки описывает само зачатие Иоанна как величайшее чудо. Его родители были бездетными евреями, жившими в Иудее, но отец Закария продолжал молиться, будучи уже в преклонном возрасте. И господь услышал его просьбу. Ангел, спустившийся к нему, предсказал рождение не просто обычного младенца, а наделённого великой пророческой миссией, который проложит дорогу явлению Христа. Закария усомнился в этом, за что был лишен речи до момента имянаречения младенца, действительно родившегося в обещанный срок (6-2 гг. до н.э.)

Исторически совпало, что чуть позже правитель Ирод устроил событие, известное как избиение младенцев. Мать Иоанна бежала в горы: только помощь Господа помогла ей сохранить жизнь великого ребенка. Он вырос в пустыне, стал аскетом, питаясь саранчой и диким мёдом, нося одежду из верблюжьей шерсти.



Когда ему исполнилось 30 лет, он начал свою деятельность: проповедовал, призывал к покаянию, крестил тех, кто обрёл истинную веру. Проявление покаяния и духовной трансформации проходило через омовение в воде. Он возвестил о скором пришествии Мессии и самое главное, крестил Иисуса, который являлся его родственником по материнской линии.

Сам процесс крещения очень важен: тем самым Иоанн, предчувствуя свою гибель, наделил Иисуса перед обществом духовной властью. А все основные Евангелия повествуют, что в этот момент сошёл Святой Дух, имеющий обличье голубя.

Иоанн изобличал пороки общества, что стало причиной его гибели около 30 г. н.э. Он считается реальным историческим персонажем, его жизнеописания в некоторых источниках признаны аутентичными текстами, не тронутыми домыслами переписчиков. Его деятельность была неугодна тогдашним правителям, погрязшим в разврате, особенно царице Иродиаде, нарушившей еврейский закон преступной любовной связью с братом мужа. Иоанн обладал вполне реальной властью на умы людей, которые уважали его, почитали и считали святым. Эти, больше политические, чем религиозные, мотивы послужили аресту Крестителя и его дальнейшей казни.

Момент обезглавливания такой источник, как Евангелие от Марка, связывает с легендарным танцем Саломеи. Будучи верной дочерью Иродиады, она за свой танец потребовала у правителя Ирода Антипы в награду голову святого, который на тот момент был заточён в темницу. Так свершилась женская месть.

Далее детали биографии расходятся у разных источников, обрастая всевозможными легендами: место погребения оспаривается до сих пор. Два фрагмента мощей – глава и нетленная правая рука, считаются почитаемыми святынями, хотя количество реликвий спустя века от момента смерти стало просто нереально: известны 12 голов, 9 рук, и ещё много частей тела, претендующие на святость. По мнению большинства экспертов, подлинная часть головы хранится во французском Амьене.

Но всё это не мешало людям верить и наделять в день Рождества великого Крестителя особой силой набранную воду. Иоанн Креститель стал одним из самых чтимых святых уже к 4 веку, и его разница в возрасте с Иисусом 6 месяцев использовалась католическими догматиками как дополнительный символ. Рождение Иисуса приурочено к зимнему солнцестоянию, а Иоанна – к летнему. Это наложило отпечаток на обрядовость праздника, когда христианство распространялось в начале 1-го тысячелетия, особенно на территории современной Европы. Искоренение язычества позволило заменить празднование самого длинного дня и поклонение культу солнца на Рождество Иоанна, оставив схожую атрибутику – огни, костры, разжигаемые в поселениях.

Католики всего мира после торжественной мессы 24 июня празднуют до самой ночи, прославляя великого святого, который свою жизнь посвятил служению истинной веры. Они почитают всё, что связано с ним. Так, на месте дома его родителей в пригороде Иерусалима стоит величественный францисканский католический монастырь. Во многих станах, где эта религия основная, римско-католическая церковь проводит торжественную литургию с последующими шествиями со свечами и факелами.


Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем, - один из самый почитаемых в христианстве святых. Именно поэтому его Рождество отмечается наравне с Рождеством Христовым и Рождеством Пресвятой Богородицы.

В этот день принято дарить подарки своим близким. Желательно, чтобы эти подарки были как-то связаны с верой. Это может быть крестик или, например, икона. Икона «усекновение главы Иоанна Предтечи» станет хорошим подарком, так как она помогает избежать клеветы, сохранить здоровье и удачу в делах.

Дата торжества вычислялась на основе библейского свидетельства о том, что Креститель и Христос имели шестимесячную разницу в возрасте. Праздник Рождества Иоанна Предтечи приближен к летнему солнцестоянию, говорящему об уменьшении светового дня, а Рождество Спасителя - к зимнему (соответственно, увеличению световых часов в сутках).

Рождество Иоанна Крестителя отмечается в церковном календаре как праздничный день

Однако с переходом на новый стиль летоисчисления в России и многих других странах потерялось соответствие этих торжеств и солнечного стояния.

Событие чрезвычайно значимо для всей Европы, а в некоторых странах имеет статус государственного торжества. Оно является одним из немногочисленных праздников в календаре христианской традиции, когда отмечают именно рождение прославленной личности. Термин «рождество» употребляется всего лишь два раза в году - это праздники появления на свет Христа и Пречистой Девы.

В церквях по случаю празднования Рождения честного пророка Иоанна Крестителя проводится особенное богослужение.

  • Накануне этой символической даты проходит обряд всенощного бдения. Стихиры, которые исполняются во время богослужений, в разные периоды писали знаменитые гимнографы: Иоанн монах, отец Анатолий, А. Иерусалимский.
  • Первый канон для этого торжества в VIII веке сочинил И. Дамаскин, а второй - Андрей Критский. В этих произведениях говориться о том, что прежде бесплодная Елисавета сумела родить Предтечу, которому суждено стать исполнителем евангельских пророчеств. Далее, канон повествует о крещении Иоанном Христа в священной реке Иордан.
  • В тропаре торжества читается восхваление пророку Предтече, который появился на свет, несмотря на бесплодие своей матери, пишет портал Ros-Registr. В этом кратком молитвенном песнопении ясно демонстрируется величие пророка Иоанна, который возвестил о Христе и вскоре крестил Его во благо верующего народа.
  • В конце богослужений церковь прославляет Предтечу и оказывает почтение его рождению от бесплодной женщины.
На заметку! Считается, что традиционный языческий праздник Ивана Купала на Руси слился с христианским Рождеством Иоанна Крестителя. Название славянского торжества ранее связывали с именем божества Купалы, но эта версия не находит подтверждения и часто критикуется, потому что самое первое упоминание об этом идоле начертано в летописях, созданных в XVII столетии.

Наиболее правдоподобным объяснением отождествления языческого и христианского праздников считается гипотеза, согласно которой название «Купала» является славянским вариантом имени Креститель («погружатель», «купатель»).

В этом году, как и в любой другой, желательно прочитать дома молитвы для успокоения души, об исцелении больных. Считается, что 7 июля многие люди получают чудесное исцеление по воли Господа. Для этого следует помогать близким и совершать благородные поступки.

Постарайтесь посетить храм в этот день, потому что служба будет торжественной и яркой. Что точно нельзя делать в этот день, так это работать в огороде, убираться дома. Это светлый праздник, в который нужно радоваться и отдыхать. Этому могут поспособствовать традиции Ивана Купала, который тоже отмечается в этот день.

Церковь с осуждением относится к тем, кто проводит в этот день языческие обряды,а накануне этого для гадает на суженого. Единственное время, когда церковь закрывает глаза на народные и языческие верования, является масленичная неделя.

История торжества

Иоанн Предтеча - высокочтимый святой христианского мира, Иисус называл пророка величайшим из живших на земле. Креститель появился на свет в семье праведных родителей Захарии и Елизаветы. Иоанн являлся родственником Мессии по материнской линии и последним пророком, который предсказал Его пришествие. Святителя называют Предтечей, потому что он родился раньше Спасителя, а Крестителем - так как крестил Божьего Сына в реке Иордан.

  • Перед тем, как начать свою божественную проповедь, Иоанн много лет провел в пустыне, закаляя дух суровым постом и ежедневной молитвой. Он одевался в грубую одежду, а его рацион составляли только мед и саранча. Когда пророку исполнилось 30 лет, Всевышний Отец повелел святителю покинуть пустыню.
  • Иоанн Креститель - Предтеча Иисуса Христа

  • Предтеча направился на берег Иордана, где иудеи традиционно совершали обряды омовения. В этом месте из его уст лилась проповедь о покаянии и очистительном крещении. Народ верил словам Крестителя, многие послушались его советов и приходили к реке, чтобы отдать Господу всего себя.
  • Иоанн очень удивился, когда у Иордана появился Сам Христос, который уговорил пророка провести обряд крещения Божьего Сына ради исполнения великой правды. Во время ритуала небеса разверзлись, и в Мессию сошел Святой Дух в телесной оболочке. Глас Господа подтвердил сие действо и благословил участников на величайшие свершения.
  • Итак, Крещением Иисуса Христа божественным образом увенчалась великая проповедь Предтечи, которого ожидала мученическая кончина. Человеком, который отдал приказ отрубить честную главу пророка, был Ирод Антипа. Причиной этому послужило разоблачение Иоанном прелюбодейства царя Галилеи. В память о событии усекновения церковь установила особенное празднование 11 сентября.
Интересно! Престарелая Елисавета являлась родственницей Девы Марии. Однажды Богородица навестила будущую мать Иоанна Крестителя. В момент, когда Дева Мария приветствовала Елисавету, во чреве престарелой женщины взыграл младенец, а она сама преисполнилась Святого Духа, как упоминает апостол Лука. События, связанные с рождение Предтечи

Чудесная история зачатия пророка Иоанна начертана в Евангелие от Луки. Архангел Гавриил предстал перед отцом Предтечи, престарелым священником Захарией, и возвестил благую весть о рождении сына. Небесный посланник сказал, что молитвы супругов услышаны, и Господь дает им ребенка, которого следует назвать Иоанном.

Святые Захария и Елисавета происходили из рода Ааронова

Гавриил предвещал большое счастье для родителей и народа, который узрит великого пророка в их сыне. Архангел перечислял все достоинства и подвиги святителя, прославляя его аскетизм и стремление обратить в истинную веру своих соплеменников.

  • Однако Захария сначала не поверил Гавриилу, потому что он и его жена Елисавета были уже немолодыми людьми, да еще и бесплодными. За такой образ мыслей священник был наказан немотой.
  • По словам апостола Луки, Предтеча родился на шесть месяцев раньше Христа. По закону Моисея, младенцу сделали обрезание на восьмой день. Елисавета назвала ребенка Иоанном, что несколько смутило близких, потому что никто в роду ранее не носил этого имени.
  • Захария обрел дар речи сразу, как только поддержал супругу и написал на табличке имя, о котором говорил Архангел Гавриил. Священник и его семья стали прославлять Господа и благовествовать о том, что этому младенцу суждено пророчествовать приход Спасителя.
  • После того, как родился Христос, и прошла весть о приказе Ирода на убийство всех вифлеемских младенцев, Елисавета испугалась и вместе с сыном убежала в пустыню. Отец Захария же, по преданиям, остался в Иерусалиме, чтобы исполнять великие обязанности священника. Посланцы Ирода желали выведать у него тайну о том, куда спрятались жена и сын. Однако мужественный отец не выдал свою семью и был убит прямо в стенах храма.
  • Елисавета и её сын жили в пустыне. Вскоре матерь Предтечи скончалась, а Иоанн продолжал закалять свой дух, читая ежедневные молитвы и соблюдая строжайший пост. Пророк готовился возвестить миру о скором сошествии Божьего Сына.

Торжество прославляет беспредельную добродетель и безукоризненное служение человека Творцу. Каждый верующий обязан стать тем, кто выведет себя самого из мрака и привлечет на свет собственное окружение. Житие Иоанна Предтечи - великий пример того, каким образом необходимо выполнять своё земное призвание, ведь в каждом из нас существует потенциал проповеди о принятии Христа.

Пустыня, в которой долгое время жил Креститель - это символическое место пустоты, которая часто преобладает в человеческих сердцах. Если сумеет христианин перебороть своё материальное одиночество и найдет опору в вере, он обязательно возвыситься до небесных высот и победит мрак.

Важно! Предтеча есть не просто пророк, но голос Господа, использующего тело Крестителя в целях благовещения. Ведь не говорят святые люди от себя самих, но несут слово Вседержителя, безгранично преданные Ему. Когда в каждом из нас возрастает образ Иоанна, мир становится ближе и целостнее, возвеличивая единство, как абсолютную истину.

Церковь празднует Рождение честного пророка Иоанна Крестителя 7 июля. Это торжество прославляет величайшую преданность вере и стойкость духа святителя, который последним оповещал народ о пришествии Мессии. В церковных богослужениях вспоминается житие Иоанна Предтечи, его чудесное рождение в семье бесплодных и престарелых родителей, а также событие Крещения Христа в священном Иордане.

Ежегодно Рождество Иоанна Предтечи празднуется 7 июля. С давних времен на Руси в этот день довольно много различных запретов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Это торжество очень почитается среди всех христиан, поэтому есть несколько очень важных ограничений, которые нужно соблюдать. Например, в Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна нужно соблюдать пост. Это одно из главных правил, и считалось что, каждый, кто будет его соблюдать, будет поощрен прощением различных грехов, и возможно даже будут исполнены все желания.

В Усекновение головы Иоанна Предтечи категорически нельзя использовать ножи и другие режущими предметами. Поверье гласит, что человек, проигнорировавший этот запрет, возьмет на свою душу грехи убийцы пророка. И категорически нельзя резать все овощи, по форме похожие на человеческую голову.

Очень часто в Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна люди уже начинали собирать урожай. Но, так как в праздник работать нежелательно, люди должны быть молиться пока это делают, чтобы не гневить Господа.

Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна нельзя было веселиться всем глубоко верующим людям. Особенно неприемлемо было петь, или плясать.

В этот праздник так же было достаточно много поверий. Например, о белой собаке. Если она пойдет за вами, то ее категорически запрещается прогонять. Если она дойдет за вами аж до дома, то ее нужно пустить в дверь. Считается, что так сам Иоанн Креститель благословляет человека на лучшую жизнь.

Видео о рождестве Иоанна Предтечи. Протоиерей Артемий Владимиров

Фрагмент иконы Иоанна Предтечи. Вторая четверть XV в.

Православная церковь 7 июля празднует один из великих праздников - Рождество Иоанна Предтечи, последнего ветхозаветного пророка Израиля, который подготовил израильский народ к пришествию Мессии - Иисуса Христа - и крестил Его в реке Иордан.

Рождение самого пророка и Крестителя Господня было предсказано пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему".

Иоанн Креститель - самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

Сам Спаситель говорил о нем так: "Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя".

Чудо зачатия и рождества

Фрагмент иконы Рождество Иоанна Предтечи. XV в. Византийский и христианский музей, Афины.

О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна повествует евангелие от Луки. Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хевроне (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Родители будущего пророка - праведные Захария и Елисавета достигли старости, не имея детей, так как Елисавета была бесплодна. Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

О рождении сына Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: "…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн". Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Рождение долгожданного сына для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного. Так, по милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город, где жили праведники.

Путь к пророчеству

Иоанн Предтеча. XVI в. Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Будущий Святой, скрываясь в глубине пустыни и ища только общения с Богом, ждал, когда Сам Господь призовет его для пророческого служения. Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.

Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

Хотя, крещение Предтечи не было еще благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.

Креститель Господень

Иоанн Предтеча. Первая половина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось все больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: "Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

И этот день настал - Иисус Христос - Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься. Крещение сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный…"

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира". Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона-Петра).

Смерть праведника

Крещением Спасителя пророк Иоанн практически завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.

В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата - Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу.

Но, ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей все, что она пожелает.

По наущению матери она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, а Соломия отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, Святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

Особенности богослужения

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

Особенность великого праздника состоит в том, что он имеет один день попразднества, которого не бывает у схожих праздников. По выражению церковных песнопений, Святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы Святому, однако значение самого Святого Иоанна и праздника его Рождества отмечается в богослужении тем, что на утрени прежде читается канон Иоанну Предтече, которые не предваряется каноном Пресвятой Богородице.

По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к самым великим праздникам. В связи с такой выдающейся торжественностью в этот радостный день из служб категорически исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом, а не просто запрещает вносить поминальные моления в общественное богослужение.

Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петровский пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля. На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

Через Святого Иоанна каждый приходит в церковь с покаянием – он покровитель всех верующих.

Молитва

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Рождество Иоанна Крестителя - один из великих христианских праздников. В этот день Церковь вспоминает появление на свет Пророка и Крестителя Божия, который по божественному замыслу должен был прийти прежде Мессии и приготовить Ему путь - вспахать землю, в которую упадет доброе семя.

Если Рождество Пресвятой Богородицы именуют началом евангельской истории, то Рождество Иоанна Крестителя можно назвать началом христианской миссии. Ведь Предтеча еще до апостолов проповедует о Христе как о Спасителе человечества, Агнце, Который возьмет на себя грехи мира. Он первым несет благую весть о возможности исцеления и преображения души через принятие крещения.

Предтечей Христа святой Иоанн становится не только в проповеди. Чудо зачатия Иоанна бесплодной пожилой женщиной предваряет чудо непорочного зачатия Девой от Святого Духа. Жизнь в пустыне предшествует 40-дневному посту (также в пустыне) Иисуса Христа. Иоанн раньше выходит на проповедь, и крещение в водах реки Иордан подготавливает народ иудейский к крещению Духом Святым. Мученическую смерть святой принимает от Иродова меча прежде, чем на смерть на Кресте во искупление человеческих грехов отправится Спаситель. Во всем Предтеча идет впереди Господа, становясь его провозвестником.

История праздника

История рождения Иоанна Крестителя подробно описана лишь в одном из Евангелий - от Луки. Евангелист сообщает о том, что священник Захария и его благочестивая жена Елисавета, уже войдя в преклонные лета, оставались бездетными. В то время бездетность считалась у иудеев дурным знаком, великим несчастьем и вызывало порицание общины. Супруги долго молились Богу о даровании ребенка, и, наконец, их молитва была услышана. Однажды, когда Захария молился в храме об оставлении грехов израильскому народу, перед ним чудным образом явился Божий посланник Архангел Гавриил и возвестил священнику, что его супруга Елисавета зачнет и родит младенца, которого назовут Иоанном. Их сына ожидает великая миссия - приготовить народ израильский ко встрече с Господом.

Захария был поражен этим явлением, однако выразил сомнение в возможности такого чуда, ведь он был уже стар и до сих пор оставался бездетным… Но едва священник произнес эти слова, как уста его словно запечатались - он вмиг лишился речи и слуха. В этом событии можно увидеть тройственный смысл. Это произошло, во-первых, в назидание Захарии, не поверившему слову Ангела; во-вторых, для того чтобы по прошествии времени была явлена Сила Божия; и в-третьих, как знак, что Божии замыслы остаются сокровенны до тех пор, пока не исполнятся. Кроме того, неверие Захарии противопоставлено ответу Божией Матери, полному абсолютного доверия: да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1: 38).

Пророчество Архангела Гавриила немедленно сбылось: Елисавета зачала и в течение пяти месяцев сохраняла свою беременность в тайне, радуясь и боясь одновременно. В это время ее посетила Дева Мария, бывшая ее родственницей. Она уже также носила под сердцем ребенка. Эта встреча двух матерей сопровождалась дивными знамениями (почувствовав приближение Богородицы, младенец Иоанн взыграл во чреве своей матери) и провидческими словами: и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1: 43).

На восьмой день после рождения Иоанна в доме Захарии и Елисаветы собрались родственники, радуясь вместе с ними. Пришли также и священнослужители, чтобы совершить обряд обрезания, установленный Моисеем. В этот день новорожденному давали имя. Младенца хотели назвать в честь отца, и когда Елисавета назвала имя Иоанн, все удивились, ведь никто из их рода ранее не носил этого имени. Тогда обратились к самому Захарии, и тот начертал палочкой на вощеной доске: Иоанн имя ему (Лк. 1: 63). В это же мгновение к нему вернулась способность говорить, и он прославил Бога.

Все описанные события происходили в горном городе Хевроне. Люди, слышавшие о них, говорили между собой: «И кем же будет этот младенец?» Эти слухи дошли и до Ирода, царствовавшего в то время в Иудее, и также весьма его удивили.

После рождения на свет Иисуса Христа волхвы сообщили Ироду, что в Вифлееме родился Царь Иудейский. Эта весть страшно испугала и разгневала царя. В ответ он отдает один из самых страшных приказов в истории иудейского народа: истребить всех младенцев до двух лет. Плач, стоявший в Вифлееме, достиг и Хеврона. Елизавета, не медля ни минуты, скрылась вместе с сыном в горах пустыни. Существует предание, что по молитве матери гора расступилась и скрыла их в своей утробе.

Не найдя младенца Иоанна в городе, слуги Ирода пришли к Захарии и стали требовать открыть, где Елисавета спрятала своего сына. Захария ответил, что не знает, и за это был убит воинами Ирода - прямо между жертвенником и храмом, о чем позже вспомнит Иисус Христос во время обличительной речи против фарисеев.

Спустя 40 дней после убийства Захарии преставилась и его супруга. Иоанн же жил в пустыне, где Ангел питал его и хранил великого пророка для будущего служения.

Особенности праздничного богослужения

Праздник Рождества Предтечи не относится к числу двунадесятых, однако имеет литургический статус великого. Он всегда приходится на период Петрова поста. Праздничная литургия предваряется совершением всенощного бдения. В VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным был написан канон праздника. Позже другой канон составил святитель Андрей Критский.

День празднования изначально устанавливался исходя из того, что между рождением Иисуса Христа и Иоанна Предтечи прошло 6 месяцев. Дата Рождества Предтечи оказалась близкой ко дню летнего солнцестояния (в то время как день Рождества Христова связан с зимним солнцестоянием). Символическое соответствие оказалось удивительно красивым: после Рождества Христова солнечный день начинает расти, после Рождества Крестителя - сокращаться: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3: 30).

Молитвы Иоанну Крестителю

Тропарь Рождеству Иоанну Предтече, глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством,// и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи, глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва Рождеству Иоанна Предтечи

Святы́й Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне! Пропове́дник сы́й покая́ния, ка́ющихся не пре́зри на́с, но моли́ся ко Влады́це Христу́ за на́с, недосто́йных рабо́в, уны́лых, немощны́х, во мно́гия грехи́ впа́дших. Сме́рти у́бо ча́ем, о гресе́х же на́ших николи́же поболе́хом и о Ца́рствии Небе́снем не попеко́хомся: но не пре́зри на́с, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, бо́лий рожде́нных все́х, по́стником и пусты́нником наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в. Тя мо́лим, к тебе́ прибега́ем: не отри́ни на́с, прося́щих твоего́ заступле́ния, обнови́ ду́ши на́ша покая́нием, е́же е́сть второ́е креще́ние: твои́м хода́тайством пре́д Го́сподем испроси́ на́м очище́ние грехо́в. Уста́ недосто́йная вопию́т к тебе́, и душа́ смире́нная мо́лится, се́рдце сокруше́нное из глубины́ воздыха́ет: простри́ пречи́стую твою́ десни́цу и защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых. Ей, Го́споди Иису́се Христе́! Моли́твами свята́го Иоа́нна Крести́теля Твоего́, изря́днее же Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери, Влады́чицы на́шея Богоро́дицы, спаси́ на́с, гре́шных рабо́в Твои́х, ка́ющихся о гресе́х. Ты́ бо еси́ Бо́г ка́ющихся, и на Тя́, Спаси́теля, возлага́ем наде́жду, сла́вяще Пресвято́е и́мя Твое́, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи. Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи пришлось на день празднования Ивана Купалы. Но давайте узнаем эту историю с самого начала!

Так было и при установлении праздника Предтече Господнему Иоанну

Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы. Концентрировались же все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки в конце июня, во время летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, по достижении высокого проявления своих сил, делает первый поворот на зиму. В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу , а ночь с 23-го на 24-е была для них самой мистической в году.

«Концентрация» эта была многообразна, красочна и многопланова, да и не удивительно, ведь Купала был в первом ряду языческих богов и считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна.

Вот что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших».

Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи» воплощаемые в реальность в этот день и ночь, опускает, а их хватало, начиная от поиска суженого-ряженого, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями…

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

Так, в «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) рассказывается о купальских празднествах, – что во время них «нецыи, пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю»; что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Но вот уже в начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»: «В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов – в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения. В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми. В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о какой-нибудь определенной связи современных простонародных поверий с былой верою».

Не менее спокоен и автор «Настольной книги для священнослужителя» С. Булгаков. В его комментарии на 24 июня читаем: «Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей».