Меню

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными Старик вернулся и заявил что кажется придумал

Ванна

Снобизм "профессионалов" всегда меня веселил. Стремление сохранить свою "Илитарность" любой соц. группы путем агрессии (снобизм один из видов агрессии) говорит лишь о том, что почвы для "Илитарности" нету. Систематическому образованию не так много лет в мире. Мало того, оно себя стремительно изживает в его традиционном виде.

Популярность лекториев связана с тем, что люди начали терять страх перед "Великим Знанием" и начали стремиться расширить рамки своих возможностей, ориентируясь на потребности и любопытство. Это происходит потому, что знание становится доступным любому в связи с развитостью коммуникаций, главным образом конечно интернета.

Тут важно отметить одну важную вещь. Люди стали (наконец-то) переключать внимание с идеи "обширной профессиональной подготовки", как было в совке, на идею "профессиональных компетенций". Это привело к тому, что представители образования стали выть о том, что совковая парадигма так крута, а нам навязывают всякую фигню с Запада. Одним из элементов западной культуры является непрерывное пожизненное образование. Оно невозможно, если тратить на каждый этап образования годы последовательного времени. Отсюда "фрагментарность". На деле же не фрагментарного образования не бывает просто потому, что память людей не абсолютна.

При этом идея профессиональных компетенций ведет к появлению людей, способных функционировать "с нуля и вне группы". Совок готовил винтики для завода, неспособные что-то создать на пустом месте в одиночку (в фундаментальной науке тоже). Западные типы потребления знаний (о ужас, слово потребление встретилось!) предполагают, что "нахватал компетенций - открыл бизнес сам". Это противоположные цели и соответственно противоположные подходы.

Ограничиваться тем или иным подходом в образовании глупо, так что стоит всемерно приветствовать популярность "фрагментарного образования", как и существование отличной школы "систематического образования". Что делать, если вы инженер, а вам надо в бухгалтерии разбираться что бы ИП открыть? Идти на лекции, курсы, консультации и прочие "фрагментарные" типы образования. Что делать, если вам что то любопытно? Многие дети, оболваненные родителями, идут получать высшее образование в какой-то области только потому, что их посетило мимолетное любопытство, тем самым губят себя и теряют время. Сейчас медленно и неуверенно функцию профориентации (которая в России никогда не была достаточно развитой) тоже берут на себя популярные лекции и прочие типы "фрагментарного" образования. Так что противопоставление этих двух подходов - полнейшая глупость противопоставляющих.

Конспект урока русского языка в 11 классе

« Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»

Цель урока: повторение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие :
  • углубить знания о сложноподчинённом предложении;
  • повторить понятия -параллельное, последовательное, однородное подчинения;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  • повторить основные группы СПП по их значению;
  • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.
  • Развивающие :
  • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;
  • развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
  • Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока

1.Организация начала занятий.

2.Подготовка к основному этапу занятий.

Знание только тогда знание,

когда оно

приобретено усилиями своей мысли…

Л.Н.Толстой.

Верность этих слов великого русского писателя, нашего земляка, мы постараемся проверить на сегодняшнем уроке.

Мы с вами продолжим разговор о сложных предложениях.

3.Опрос

1. Какие предложения называются сложными?

2. Какие виды сложных предложений вам известны?

3. Как отличить СПП от других сложных предложений? Какова их структура?

Слайд

4. Задание классу.

Укажите номера сложноподчиненных предложений.

  1. Уля не сразу сообразила, что произошло и каковы будут последствия событий.
  2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
  3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
  4. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.
  5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

Ответ 1,4 .

Какова особенность строения данных с СПП предложений?

Целеполагание:

* Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными вы знаете?

* Кому необходимо повторить данный материал?

* Какую же цель мы сегодня перед собой поставим?

(повторить виды подчинения в СПП с несколькими придаточными)

* Какой алгоритм работы выберем?

(повторение теории и закрепление ее на практике)

Повторение теории .

Работа со схемой

Как определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными?

Какое подчинение называется однородным? Как зависят придаточные предложения от главного?

Какова структура СПП с параллельным подчинением?

Каково строение предложения с последовательным подчинением?

Слайд

Закрепление (вид работы?)

1.Определите вид подчинительной связи в этих СПП.

  1. Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.
  2. Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.
  3. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.
  4. Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.
  5. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.
  6. Известно, что, если музыкант долго не подходит к инструменту, пальцы его теряют гибкость.
  1. Параллельное
  2. Последовательное
  3. Однородное
  4. Параллельное
  5. Однородное
  6. Последовательное

2. Поработаем с учебником.

Откройте упражнение 452.

Выпишете предложения, строение которых соответствует схемам.

По 1 человеку у доски: выписать по 1 предложению

I вариант II вариант.

Упражнение 452.

  1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
  2. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками, где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка, что запотели окна.
  3. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
  4. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребали из печек, двигались маленькие фигурки.
  5. Он рассказывает, как жилось прежде здорово, весело и интересно, какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе.
  6. По возвращении домой Пьеру казалось, что он приехал из какого-то дальнего путешествия, где он провёл десятки лет.
  7. В плену, в балагане Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка.

Релаксация. Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо .

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

  1. Ребята, вы помните, что на ЕГЭ вам предстоит работать с текстом, выполняя задания части Б и С.

Предлагаю сейчас выполнить небольшую работу.

Слайд

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

З.Люстрова

Определите тип речи (рассуждение)

Определите стиль. (публицистический)

От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

Давайте выпишем его, построим схему.

5. [ ,(ли = -),(ли =), = ],(= ли –)

однородное и параллельное подчинение

Наше занятие подходит к завершению. Давайте попробуем подвести итог урока

Рефлексия

  1. Знания по какой теме мы сегодня расширили и укрепили?
  2. Решили ли поставленную в начале урока задачу?
  3. Помог ли вам сегодняшний урок подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?

Подведение итогов урока.

«Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Оценка

V. Контроль знаний

Тест:

Вариант 1

1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

5.В каком сложноподчиненном предложении три придаточных с однородным соподчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

А) Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали нас уже четвертые сутки.

Б) И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры.

В) По-видимому промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет миру красоту воспитывает лучшие чувства у человека.

Г) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.

Тест

Вариант 2

1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

5 . В каком сложноподчиненном предложении есть три придаточных с последовательным подчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

А) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.

Б) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать.

В) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карелиных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

Г) Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу.

Самооценка знаний

Оценка

Знание теоретического материала

Умение определять границы простых предложений в составе СПП

Умение определять вид придаточных предложений

Умение находить СПП с несколькими придаточными в тексте

Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

Самооценка знаний

Знаю», «умею» - 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов.

Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

З.Люстрова

Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

Определите тип речи.

Определите стиль.

Сформулируйте проблему текста.

1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

З.Люстрова

Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

Определите тип речи.

Определите стиль.

Сформулируйте проблему текста.


с несколькими придаточными

Вариант 1

Не помню где мы еще бродили в эту ночь только помню что никак не могли уйти от Шевы (Астафьев).

1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 5.

2. В каком сложноподчинённом предложении два придаточных?

1) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонек чтобы поведать чужим людям о своем счастье (Горький).

2) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части об­ширнейшего океана находится наше судно (Арсеньев).

3) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней (Астафьев).

4) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила (Тургенев).

(1) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, (2) что он может, (3) как прекрасна была бы земля наша (Чехов).

1) 1; 2) 2; 3) 3.

4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в предложении:

Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2) параллельное подчинение;

3) однородное подчинение;

В замаскированном гнезде я насчитал более десятка насиженных яиц (1) и (2) чтобы не дать им остынуть (3) поспешил поскорее убраться.

1)1,2; 2) 2,3; 3) 1,2,3; 4)1,3.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами (Арсеньев).

2) Каждый знает, как легко подниматься по осыпям, и как трудно по ним спускаться вниз (Арсеньев).

3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста (Айтматов).

4) Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Вариант 2

1. Сколько частей в сложном предложении?

Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

1) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.

2) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным (Симонов).

3) Иногда он вспоминал о слышанном им рассказе как на войне солдаты старательно подыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность (Быков).

4) Она стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышня и благодарила всех за то что так повеселили ее (Тургенев).

3. Укажите главное предложение в сложноподчинённом предложении:

(1) Если в задаче говорилось о бассейне с трубами, (2) мне представлялся бассейн за стеклянной стеной, (3) по которой скользили молчаливые тени (Каверин).

1) 1; 2) 2; 3) 3.

4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в пред­ложении:

Чтобы выстоять в войне с врагом, город вынес такие испытания, каких еще ни разу не знал за много лет (Сергеев-Ценский).

1) последовательное подчинение;

2) параллельное подчинение;

3) комбинированное подчинение;

4) однородное подчинение.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я так ушел в свои думы (1) что (2)совершенно забыл (3) зачем пришел сюда в этот час сумерек (Арсеньев).

1) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая доро­га обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кус­тарником скату (Чехов).

2) Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось (Тургенев).

3) Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом то, что дикто­вал жестокий закон штыковых атак (Сергеев-Ценский).

4) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что, если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Коро­ленко).

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Вариант 3

1. Сколько частей в сложном предложении?

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься через спу­танные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Сергеев-Ценский).

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4)5.

2. В каком сложноподчинённом предложении три придаточных?

1) Человек одарен разумом и творческой силой чтобы приум­ножить то что ему дано (Паустовский).

2) Надо перестать говорить тотчас же когда заметишь что раз­дражаешься сам или тот с кем говоришь (Каверин).

3) Наташа не кончила еще петь как в комнату вбежал востор­женный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые (Л. Толстой).

4) В воздухе висит зной от которого клонится лист и покрыва­ется трещиной земля (Чехов).

3. Укажите вид подчинения придаточных предложений в пред­ложении:

Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка (Сергеев-Ценский).

1) последовательное подчинение;

2) однородное подчинение;

3) параллельное подчинение;

4) комбинированное подчинение.

4. Укажите предложение с параллельным подчинением:

1) Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда говорит серьезно (Горький).

2) Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почто неучтиво слушал пожилую даму, она ласково и трогатель­но улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку (Л. Толстой).

3) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человечества хотя бы немного зоркости (Паустовский).

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это самое главное для понимания (1) что вредит человеку (2) и что идет ему на пользу (3) и как надо поступать (4) чтобы получалось счастье (Сергеев-Ценский).

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Она сказала ему, что, если он болен, то надо лечиться.

2) Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

3) Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее.

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


Упражнение 1.

Закончите предложения, указав в каждом случае нужный вид подчинения придаточных. Запишите.

1) Если придаточные относятся к одному слову главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, то это сложноподчинённые предложения с... .
2) Если придаточные относят к разным словам главного и отвечают на разные вопросы, то это сложноподчинённые предложения с... .
3) Если придаточные последовательно поясняют сначала главное предложение, затем первое придаточное, второе и т. д., то это сложноподчинённые предложения с... .

Упражнение 2.

Запишите. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).

1) Не_надо хвалиться, коли не_знаешь, как рожь родится. (Пословица) 2) Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В. Арсенъев) 3) Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не_исследована. (Я. Паустовский) 4.) Она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. (М. Пришвин) 5) Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте. (М. Пришвин) 6) Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы. (М. Пришвин) 7) Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают. (Д. Гранин) 8) Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря. (К. Паустовский)

Упражнение 3.

Запишите отрывок из книги академика Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», расставляя недостающие запятые. Составьте схемы 2-го и последнего предложений.

В своей книге я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить что следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Я не пытаюсь объяснить что такое добро и почему добрый человек внутренне красив... Если есть у человека великая цель то она должна проявляться во всём. Нельзя думать что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми - это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.

Упражнение 4.

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное). Поясните пунктуацию при однородных придаточных предложениях.

1) Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (М. Булгаков) 2) Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. (Б. Солоухин) 3) Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик. (С. Орлов) 4) Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются. (В. Солоухин) 5) Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё лее приятнее сначала разобрать корзину. (Б. Солоухин) 6) Кто никогда не видал как растёт клюква тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт. (М. Пришвин) 7) Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал. (Л. Толстой) 8) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь. Несказанное слово - золотое. (Л. Толстой)

Упражнение 5.

Выпишите из любого художественного текста по два сложноподчинённых предложения с однородным и неоднородным подчинением. Составьте схемы этих предложений.

Упражнение 6.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Составьте схемы этих предложений. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный писателем в этом тексте?

Можно ещё много написать о Мещёрском крае. Можно написать что край этот очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то что она богата что она даёт обильные урожаи и природ¬ные её силы можно использовать для нашего благосостояния?
Я люблю Мещёрский край за то что он прекрасен хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. На первый взгляд - это тихая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

(К. Паустовский)

Упражнение 7.

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах? Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирующих данный вид подчинительной связи.

1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) 2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М.Лермонтов) 3) Ребёнок был так уморительно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов) 4) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)

Упражнение 8.

Перепишите стихотворение в соответствии с нормами русской пунктуации. Составьте схемы и проведите синтаксический анализ сложных предложений.

Всё в тающей дымке
Холмы перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки
Туманны озёра
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Упражнение 9.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Разберите по членам главные части этих предложений. Определите вид подчинительной связи, составьте схемы этих предложений.

1) Если радость кончается ищи в чём ошибся. (Л. Толстой) 2) Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают, особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. (М.Лермонтов) 3) Есть у России берёзоньки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые реки которым названия нет. (Л.Ошанин) 4) Чтобы отбить отбросить вражий вал такие город вынес испытанья каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья. (В. Инбер) 5) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней. (К. Паустовский)

Упражнение 10.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы данных предложений.

1) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь. (Л. Толстой) 2) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье. (А. Чехов) 3) Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано. (А. Чехов) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Салтыков-Щедрин) 5) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным. (В.Арсеньев) 6) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков-Прибой)

Упражнение 11.

Спишите предложения из произведений Л. Н. Толстого, объясняя расстановку знаков препинания. Составьте схемы этих предложений.

1) Наташа не кончила ещё петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые. 2) Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её. 3) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила. 4) Иногда Пьер вспоминал о слы¬шанном им рассказе о том как на войне солдаты находясь под выстрелами в прикрытии когда им делать нечего старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность. 5) Сильнее всего поразило его то что приближаясь к Смоленску он видел прекрасное поле овса которое какие-то солдаты косили очевидно на корм и по которому стояли лагерем.

Упражнение 12.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы сложных предложений.

Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие а ночи - прохладные. В городе наступила такая тишина что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская п..утинка. И вот в такую (то) бесшумную ночь Таня проснувшись услышала... Трудно объяснить что она услышала потому что это были (н..) звуки а как (бы) (полу) забытые воспоминания (н..) заметно переходившие одно в другое.

И хотя Таня условилась р..збудить Петьку она полежала ещё (н..) много думая о том как тр..пещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, листве(н, нн)ый дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско качаются на своих длинных ч..ренках молодые кл..новые листья.

Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в реч(?)ку. И Таня вспомн..ла как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(н, нн)ой дорожке которую по Немухинке проложила луна. Но потом пр..шлось всё (таки) встать и пройдя босиком (на) ц..почках через комнату в которой еле слышно похрапывала мама спусти(т, ть)ся на Нескорую.
(В. Каверин)

Упражнение 13.

Спишите, вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте запятые, укажите виды связи предложений.

I. Сейчас миллионы людей слушают радио включ..ют телевизоры б..рут в руки газеты чтобы узнать всё чем живёт наша страна наша планета.
Для того чтобы пон..мать всё что пр..исходит в окружающем мире для того чтобы и нас понимали те с кем мы обща..мся мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако н..()чего закрывать глаза на то что очень часто мы говорим н..()брежно и пиш..м кое()как. Если наша реч.. н..()понятна собеседнику как л..гко наши слова могут быть перет..лкова(нн/н)ы на другой лад! От того точно ли выража..м мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит буд..м ли мы правильно поняты.

II. Девушка с такой рад..стью бегала по дорожкам и тр..пинкам так внимательно осматривала все места как будто пр..вела здесь своё де..ство.
На другой день она п..просила пр..вести её в поле которое было н..()далеко от села и к которому примыкал н..()большой лес. Юноша н..()мог н..() спросить её н..()была ли она когда()нибудь прежде в этой деревне. Смутившись девушка отвечала что здесь вп..рвые и что прое..жая мимо она любовалась этими местами потому()то и хоч..т их вид..ть. Юноша смолчал хотя ответ его н..()удовл..творил и п..вёл её в поле.

Упражнение 14.

Прочтите текст вслух. Объясните постановку и «непостановку» знаков препинания: почему в некоторых случаях, там, где при чтении неизбежна пауза, запятую ставить не нужно. Найдите в тексте придаточные соподчиненные предложения.

Так навсегда и осталась в моем воображении картина, представившаяся мне тогда: большой, старый сад, весь уже по-осеннему проредевший, живописно обезображенный осенними дождями, бурями и первыми заморозками, засыпанный гниющей листвой, чернеющий стволами и сучьями и пестреющий остатками желтого и красного убора, свежее и яркое утро, ослепительный солнечный свет, блещущий на полянах и теплыми, золотистыми столпами падающий среди стволов вдали в сырой холодок и тень низов в тонкий, сияющий голубым эфиром дым еще не совсем испарившегося утреннего тумана перекресток двух аллей и на нем - великолепный столетний клен, который раскинулся и сквозит на ярком и влажном утреннем небе своей огромной раскрытой вершиной, черным узором сучьев с кое-где повисшими на них большими зубчатыми лимонными листьями и в могучий закаменевший от времени ствол которого с удовольствием акая все глубже врубаются блестящими топорами мужики в одних рубахах и в шапках меж тем ка приказчик, засунув руки в карманы, глядит вверх на вздрагивающую макушку дерева.
(И. Бунин.)

Упражнение 15.

Составьте схемы предложений.

1) По узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Лермонтов.) 2) Когда кричали грачи, загалдели лягушки, жившие в камышах на казенных квартирах, и целые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков, слившихся скоро в один звук. (А Чехов.) 3) Я вспомнил, как ты здесь страдала, как сердце билось и чело болезни муки выражало, - и как мне было тяжело! (Н. Огарев.) 4) Нехлюдов вспомнил, как он в Кузминском стал обдумывать свою жизнь, решать вопросы о том, что и как он будет делать, и вспомнил, как он запутался в этих вопросах и не мог решить их: столько было соображений по каждому вопросу. (Л. Толстой.) 5) Держа одной рукой рюмку, а свободной рукой размахивая так, как будто бы он управлял хором, и мотая опущенной головой, Лех начал рассказывать один из своих бесчисленных рассказов, которыми он был нафарширован, как колбаса ливером, и которых он никогда не мог довести до конца. (А Куприн.)

Упражнение 16.

Расставьте знаки препинания в следующих сложных предложениях. Составьте схемы предложений.

1) Нина пришла потому что в выходной день не могла усидеть дома я пришел из-за Нины Павлик - из-за меня а почему пришла Женя было нам непонятно. (Ю. Нагибин.) 2.) В кармане у меня было печенье и я раскрошил одну лепешечку на перилах радуясь что могу доставить воробью хоть несколько приятных минут все-таки в каждом живом существе если оно чувствует заботу о нем возникает нечто чего оно не осознает но что на человеческом языке называется признательностью. (В. Лидин.) 3) Надо одно из двух: или признавать что настоящее устройство общества справедливо и тогда отстаивать свои права или признаваться что пользуешься несправедливыми преимуществами как я и делаю и пользоваться ими с удовольствием. (Л. Толстой.) 4) Мысли о том куда она поедет теперь к тетке ли у которой она воспитывалась к Долли или просто одна за границу и о том что он делает теперь один в кабинете окончательная ли это ссора или возможно еще примирение и о том что теперь будут говорить про нее все ее петербургские знакомые как посмотрит на это Алексей Александрович и много других мыслей о том что будет теперь после разрыва приходили ей в голову. (Л. Толстой.)

Упражнение 17.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3) Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6) Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9) Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

Упражнение 18.

Проверьте свою подготовку по сложноподчинённому предложению на более сложных примерах: произведите синтаксический разбор предложений, объясняя каждую пунктограмму, а затем запишите их (контрольное списывание), выделяя «сигнальные» средства связи (союзы, союзные и указа¬тельные слова).

I. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними. (В. Обручев)

II. Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. В труднейших условиях, ещё никем не понятый и не признанный, он положил начало основам космонавтики, выдвинул ряд поразительных по смелости идей, многие из которых были реализованы десятилетия спустя и часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем. (Б. Петров)

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст - все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли!
(А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.
2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.
2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.
2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.
2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.
2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.
2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.
2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.
2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.
2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.
2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов - сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.
2. Запятая нужна; три запятые.
3. Запятая нужна; пять запятых.


17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной
(А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.
2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

title: Купить: feed_id: 3854 pattern_id: 1079 book_author: Новиков-Прибой book_name: Цусима
На следующий день все боевые суда эскадры вышли в море. В бухте остались
только транспорты и крейсер "Алмаз", чтобы покончить с погрузкой угля. На
"Алмазе" теперь поднял брейд-вымпел заведующий транспортами, капитан 1-го
ранга Радлов, а контр-адмирал Энквист перенес свой флаг на крейсер "Олег".
Четыре дня эскадра болталась на просторе, то стопоря машины, то давая
тихий ход кораблям, чтобы сохранить хоть приблизительный строй. Все время
держались в виду бухты Камранг. Это было самое нелепое наше скитание. Тем
временем Рожественский сносился через Сайгон по телеграфу с Петербургом.
Теперь более определенно выяснилось, что где-то здесь мы должны
встретиться с эскадрой Небогатова. Кроме того, пришлось ждать разгрузки
пароходов "Ева", "Дагмара" и "N 3", доставивших из Сайгона провизию, уголь,
припасы.
Наблюдая жизнь на корабле, я все больше удивлялся бессилию командного
состава удержать власть над своими подчиненными. Бывало, стоило только
услышать: "Все наверх!" - и сотни людей бросались к трапам, сшибая друг
друга. А теперь при срочных авральных работах многие матросы с такой же
поспешностью летели с верхней палубы вниз и прятались по трюмам. Даже
молодые матросы перестали бояться начальства.
Вспомнилось, как я, будучи новобранцем, смотрел на морских офицеров. Мое
знакомство с ними началось в Кронштадте, где я был водворен в один из
флотских экипажей. До этого я встретил в Петербурге каких-то кавалеристов,
прогарцевавших по улице на сытых и стройных конях. Эти офицеры удивили меня
оригинальностью своего наряда, и только. Ничего тут особенного не было. На
конях и сам я в своем селе Матвеевском ездил верхом в ночное, правда, без
седла и не так, может быть, красиво. Совсем иное впечатление произвели на
меня морские офицеры. В воображении своем я связывал их с кораблями, на
которых они плавают по синим морям, переживают бури, бывают в чужих странах,
совершают кругосветные путешествия и видят всякие чудеса земного шара. Мне
казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам -
как объясняли старые матросы - определить, в какой части океана находится
судно. Все это было для меня необычно, необычна была и сама форма, какую
носили морские офицеры. В особенности я поражался, когда видел их в черных
парадных мундирах с эполетами, с орденами, в треугольных шляпах. Этот блеск
ошарашивал меня, подчеркивая мое ничтожество. Я, вылезший из деревенской
глуши и грязи, смотрел на офицеров, как на людей особой породы, с красивыми
благородными лицами, чрезвычайно талантливых. И разве я мог в то время
заподозрить кого-нибудь из них в нечестных поступках?
Отец мой, бывший николаевский солдат, воспитывая меня, часто внушал:
- Ежели тебе, Алешка, придется попасть на военную службу, то служи
по-настоящему. Будут бить - терпи. За одного битого десять небитых дают. И
помни - за богом молитва, а за царем служба никогда не пропадут.
Я поверил его словам и, явившись во флот, ревностно, со всей страстностью
своего темперамента принялся за службу. Период новобранства длился около
четырех месяцев и запечатлелся в моей памяти, как отвратительный сон.
Капралы, инструкторы, фельдфебель принимали самые решительные меры к
тому, чтобы вышибить из нас деревенский дух. В шесть часов утра горнист на
дворе играл побудку. Мы очумело вскакивали, заправляли свои койки, наскоро
пили чай с черным хлебом и целым взводом в сорок человек становились в своей
камере на гимнастику. Инструктор командовал, а мы выкидывали руки вперед,
вверх, в стороны, вниз. Против гимнастики ничего нельзя было бы возразить,
если бы ей не злоупотребляли. А нас, например, заставляли проделывать бег на
месте с выкидыванием колен то вперед, то назад до тех пор, пока не только
все белье становилось мокрым от пота, но и разбитые подошвы сапог промокали
насквозь. Еще труднее было выполнять "лягушечье путешествие".
Заключалось оно в том, что все сорок человек опускались на корточки в
затылок друг другу и, выставив руки вперед, прыгали вдоль стен камеры, по
нескольку раз огибая ряды коек. Тут все зависело от настроения инструктора.
Если он был не в духе, то это глупейшее прыганье затягивалось, и тогда глаза
застилались зеленым туманом. Некоторые новобранцы не выдерживали такой пытки
и падали.
- Отяжелели, окаянные, с мякинным брюхом! - ревел инструктор и
подбадривал падающих пинком.
Потом нас выгоняли во двор. Там учились маршировке, всяким захождениям,
поворотам, ружейным приемам, бегали по двору. Инструктор говорил нам:
- Если я скомандую "смирно", это значит - не дыши, замри. Забудь, как
отца и мать зовут, и только слушай, что дальше последует от меня.
Вообще он относился к нам так, как будто мы были его заклятыми врагами.
После обеда наступал короткий отдых, но иногда в это время заставляли нас
пилить и колоть дрова. Потом опять выгоняли на двор для маршировки.
Вечером, поужинав, мы измученные, отупевшие, рассаживались по койкам в
камере и занимались словесностью. Из нее мало мы черпали знаний. Главный
упор делался на дисциплину, на чинопочитание, на верность царю. Заучивали
имена царствующего дома и фамилии начальства, начиная от командующего
флотом, кончая ротным командиром. Тут же инструктор рассказывал нам, как
различать чины. Все делалось с матерной бранью и мордобойством.
Часов в семь все занятия кончались. Пока не скомандуют "на справку", мы
могли писать письма, читать книги и веселиться. Некоторые, пользуясь
небольшим промежутком свободного времени, бежали на двор, в прачечную, в
кирпичное помещение и стирали там свои рубашки и подштанники. Развешивать их
на чердаке было рискованно - украдут. Поэтому каждый новобранец расстилал
сырое белье под простыню, чтобы за ночь просушить его температурой своего
тела.
Тяжелый рабочий день заканчивался справкой и вечерними молитвами.
Привертывались газовые рожки, за исключением одного. В камере было
полусумрачно. Кто-нибудь из нас назначался дежурным, а остальные тридцать
девять человек укладывались спать - каждый на свою койку, на соломенный
тюфяк, под серое казенное одеяло. Воздух сгущался смрадом человеческих
испарений.
Так продолжалось изо дня в день.
Я исполнял все служебные обязанности самым добросовестным образом. Меня
нельзя было причислить к глупым ребятам. До службы я прочитал порядочно
книг, а это очень помогло мне в изучении словесности. При своей недурной
памяти я в один месяц выучил матросский устав наизусть. Новобранцев до
принятия присяги не полагалось отпускать в город поодиночке, но инструктор,
ввиду моего необычайного успеха по словесности, сделал для меня исключение.
- Смотри в оба, - наказывал он мне. - Знай, кому нужно козырнуть, кому -
стать во фронт.
- Есть, господин обучающий.
- Если подведешь меня, я из тебя яичницу сделаю. Все это мне казалось
нормальным.
Гуляя по городу, я отдавал честь встречающимся офицерам по всем правилам.
Правда, проделывал я это не без волнения, но ко мне никто не придирался.
Захотелось посмотреть офицерские флигели, и я, свернув на Екатерининскую
улицу, зашагал вдоль сквера. Как после узнал я, здесь никогда не гуляли
матросы, боясь столкновения с начальством. Не прошло и пяти минут, как
навстречу мне показался человек с седыми бакенбардами. Какой у него был чин?
Я еще ни разу не видал живого адмирала, но уже знал, какие у него должны
быть погоны: золотые, с зигзагами, с черными орлами. Эти погоны можно было
видеть в экипаже за стеклами. В голове у меня крутилась мысль:
если по одному орлу на каждом плече - значит, контр-адмирал, по два -
вице-адмирал, по три - полный адмирал. А этот человек с седыми бакенбардами
совсем не имел погонов, но зато воротник и полы его черной шинели были в
золотых позументах и на них в один ряд разместились десятки черных орлов.
Неужели я попался сверх-адмиралу? Почему мне инструктор ничего не объяснил о
такой форме? Мне некуда было свернуть в сторону и спрятаться. Я сошел с
тротуара и за три шага до встречи со страшным человеком стал во фронт.
Старик с позументами и орлами тоже вдруг остановился и, удивленно глядя на
меня, задвигал седыми бакенбардами. "Ну, пропал я", - мелькнуло у меня в
голове.
- Долго ты, дурак, так будешь стоять?
От его голоса, проскрипевшего в морозном воздухе, как ржавые петли
калитки, и от его выпуклых и тусклых глаз, напоминающих пузыри на мутной
луже, мне стало не по себе. Моя рука, поднятая к фуражке, дрожала.
- Иди, дурак, дальше, не стой столбом.
Он захихикал мелким дробным смешком, а я пошагал дальше, употребляя все
усилия на то, чтобы скорее от него удалиться. Через минуту я оглянулся - он
стоял на том же месте и смеялся мне вслед. У меня пропала всякая охота
гулять, и я торопился скорее попасть в экипаж. Почему этот человек с орлами
назвал меня дураком? Разве я стал перед ним во фронт не так, как нужно? Я
был так занят сверх-адмиралом, что не успел козырнуть встретившемуся
лейтенанту. Он подозвал меня к себе и спросил:
- Почему честь не отдаешь?
- Виноват, ваше высокоблагородие, задумался.
Лейтенант выругался матерно, постучал кулаком по моему лбу и сказал почти
ласково:
- Не нужно задумываться на военной службе.
Я остался благодарен ему, что он не записал моей фамилии. В экипаже от
старых матросов я узнал, перед кем мне пришлось стать во фронт. Это был не
сверх-адмирал, а флотский швейцар из бывших матросов! Мне было стыдно за
свой промах.
Через несколько месяцев я принял присягу и стал матросом 2-й статьи. С
поступлением в плаванье жизнь улучшилась. Мое первое представление о морских
офицерах постепенно изменялось. Оказалось, что эти благородные люди так же
ругаются матерно, как и мужики в нашем селе, и даже дерутся.
Потом я узнал, что многие из них напиваются и устраивают скандалы,
занимаются азартными играми и посещают публичные дома. Катилось время.
Меня повысили в матросы 1-й статьи, а потом, когда кончил школу
баталеров, произвели в унтер-офицеры. Я еще больше освоился с условиями и
бытом императорского флота. Деревенская наивность исчезла, наставления отца
перестали для меня звучать правдиво.