Меню

Скороговорки для развития речи. Хочешь, чтобы тебя слушали с открытым ртом? Эти скороговорки улучшат дикцию

Проблемы

Сегодня можно встретить не так уж много людей, которые способны похвастаться отличной дикцией. Четким произношением звуков и слов природа наградила далеко не каждого. Однако ситуацию можно исправить, если систематически говорить скороговорки.

Как улучшить дикцию и четкость речи?

Внятно произносить слова дают возможность эластичные и подвижные артикуляционные органы. Именно благодаря ним человек не глотает окончания и не шепелявит. Один из способов улучшить работу этих органов – специальные упражнения:

  • Вовлечение в процесс дыхания органов грудной клетки.
  • Тренировка мышц артикулярного аппарата с разминкой губ, языка и челюсти.
  • Управление эмоциями – помимо правильного произношения слов, важна интонация.
  • Правильное произношение каждого звука.
  • Скороговорки – если произносить их регулярно, исправляются дефекты речи, вырабатывается дикция.
  • Сценическая речь – способствует развитию дикции.

Скороговорки для развития речи и дикции

Каждый человек с детства знаком со скороговорками, но не все знают, что они способствуют развитию речи и дикции. В качестве тренировки взрослым, которые шепелявят или имеют иные дефекты речи, рекомендуется произносить их регулярно. Скороговорки представляют собой тексты либо фразы, которые состоят из труднопроизносимых звуков. Нередко они являются народными произведениями, придуманными несколько веков назад.

Для улучшения дикции и развития речи при помощи скороговорок следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Новичкам для упражнений в произношении трудно сочетаемых звуков сначала нужно выбрать около 3 или 5 скороговорок.
  • Скороговорки необходимо произносить медленно и четко, поскольку именно таким способом можно быстрее добиться улучшения дикции и развития речи;
  • Тренировки желательно проводить около зеркала, произносить текст лучше шепотом или беззвучно.
  • Упражнения по произношению скороговорок рекомендуется выполнять с определенной эмоцией и конкретным тембром.
  • Желательно говорить скороговорку нараспев.

Скороговорки для развития дикции и речи взрослых и детей:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
*

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.

Существуют и современные скороговорки, специально составленные лингвистами, чтобы решать конкретную проблему. К примеру, такие:

Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
*

Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Произносить эти скороговорки достаточно трудно, зато такие упражнения способствуют развитию речи и улучшению дикции.

Некоторые скороговорки для развития речи и улучшения дикции представляют собой целые стихотворения:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

Но заскороговошившись, выскороговорил –

что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Скороговорки для взрослых бывают длинными и короткими, простыми и сложными, однако этот лучший способ для развития речи и улучшения дикции.

Вот еще примеры скороговорок:

  1. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  2. Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
  3. С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши - и во ржи не души.
  4. Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин.
  5. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам.
  6. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
  7. Баран - буян залез в бурьян.
  8. Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
  9. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  10. Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
  11. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
  12. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  13. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  14. Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
  15. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  16. Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы, Цифру всегда отличите от буквы, И различите ли ясень и бук вы?
  17. Купила бабуся бусы Марусе.
  18. Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
  19. Возьми у белобородого мужика Полкринки кислого молока.
  20. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
  21. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
  22. Съел Валерик варенник, А Валюшка - ватрушку.
  23. Проворонила ворона вороненка.
  24. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  25. Соломы воз возница вез.
  26. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  27. Валя на проталинке промочила валенки. Валин валенок провалился в проталинок.
  28. Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
  29. А мне не до недомагания. На меду медовик, а мне не до медовика.
  30. Командир говорил про полковника и про полковницу Про подполковника и подполковницу Про поручика и про поручицу Про подпоручика и подпоручицу Про прапорщика и про прапорщицу Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  31. Интервьюер интервента интервьюировал.
  32. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла
  33. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  34. Мерчендайзеры соврали - сорван сэмплинг самоваров.
  35. У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  36. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  37. Ядро потребителей пиастров - пираты, а пиратов - пираньи.
  38. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  39. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг - бум! Блеск!
  40. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  41. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  42. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  43. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  44. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  45. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  46. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  47. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
  48. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  49. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  50. Флюрографист флюрографировал флюрографистку.
  51. Я − вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  52. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  53. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  54. Волховал волхв в хлеву с волхвам.
  55. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  56. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  57. Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленовывал.
  58. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.Регулировщик
  59. Лигуриец регулировал в Лигурии.
  60. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  61. У осы не усы, не усища, а усики.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  62. Осип охрип, Архип осип.Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  63. Сачок зацепился за сучок.
  64. По семеро в сани уселись сами.
  65. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  66. Свиристель свиристит свирелью.
  67. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  68. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  69. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  70. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  71. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  72. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
  73. Константин констатировал.
  74. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  75. Ценит цеп косец по косовице.
  76. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
  77. У ежа ежата, у ужа ужата.
  78. Жутко жуку жить на суку.
  79. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  80. Течет речка, печет печка.
  81. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  82. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  83. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  84. Около колодца кольцо не найдется.
  85. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  86. Яшма в замше замшела.
  87. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  88. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  89. Ест Федька с водкой редьку.
  90. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  91. Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат − бородат.
  92. К Габсбургам из Страсбурга.
  93. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  94. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  95. Рододендроны из дендрария.
  96. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  97. Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  98. Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
  99. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
  100. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Скороговорки с буквой Р для развития речи взрослых

Зачастую у взрослых людей встречается дефект, когда они произносят букву «Р». Такую речь неприятно воспринимать на слух окружающим, да и самому человеку эта неприятность доставляет неудобство. Чтобы убрать изъян, на помощь приходят скороговорки. Этот способ устранения дефектов при произношении буквы Р также способствует улучшению дикции и развитию речи.

Существует множество примеров скороговорок с буквой Р для развития речи у взрослых:

1. Карасенку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка –

Три веселых поросенка:

Карасенок поросят перекрасил в карасят!

2.На горе Арарат рвала Варвара виноград.

3.Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

4.Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

5.Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

6.На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.

7.У Аграфены и Арины растут георгины.

8.Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

9.Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

10. Дробью по перепелам да по тетеревам.

11. Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

12. У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?

13. Перед коровой короб корок.

14. У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла - кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

15. Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

16. Лорд Карл украл у Клары три коралла,
Кораллы лорда Клара не крала!

17. Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

18. Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

19. Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла

До норы не дорыла.

На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

20. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

21. Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл - на валторне,

На арфе - Алла,

А на рояле Лара играла.

Если задействовать фантазию, можно придумать и другие варианты скороговорок для развития речи и улучшения дикции. Главное, чтобы тренировки были регулярными. Правильное произношение звуков и четкая речь необходима не только ораторам, но и взрослым людям в повседневной жизни.

Взрослый человек самостоятельно обнаруживает какую-либо проблему в себе и борется с нею. Если в своей речи он замечает дефект, то занимается его исправлением. Лучше всего использовать скороговорки. Это достаточно просто, потому что для получения нужного материала достаточно лишь открыть соответствующую статью или раздел книги.

Скороговорки для улучшения речи

Скороговорки представляют собой отличное решение для развития навыков ораторского мастерства, а также улучшения речевых способностей. Эти действенные и несложные упражнения используют политики, общественные деятели, телеведущие. Многие из нас полагают, что известные люди родились с правильной речью и отчётливой дикцией. На самом деле всё это является результатом постоянной работы над собой.

И далеко не всегда здесь присутствует рука дорогостоящего специалиста, Скороговорки - это упражнения, которые доступны каждому из нас. И для организации подобных занятий не нужно ничего, кроме небольшого проявления силы воли.

Если практиковать сложные скороговорки для взрослых с серьёзностью, то получается достаточно быстро улучшать своё произношение. В ходе тренировок человек начинает отчётливо произносить звуки, правильно дышать. При этом происходит развитие речевой артикуляции.

Для скороговорок свойственна особенная классификация. Она создана на основании разных признаков, к которым относятся сложность, простота, продолжительность. То есть более длинными являются упражнения для улучшения дикции. Народные скороговорки часто звучат наиболее коротко.

Выбор скороговорок

Предварительно нужно подобрать наиболее подходящие для ситуации скороговорки. При этом следует учитывать особенности фонетики личной дикции. То есть выбирать нужно те скороговорки для взрослых, прочтение которых вызывает сложности.

Для первой тренировки вполне достаточно подготовить три упражнения. После этого можно приступать к делу. Но после завершения урока должна быть полная уверенность в полном освоении материала. То есть выбранные скороговорки для взрослых больше не должны вызывать затруднений при прочтении.

Как работать со скороговорками

Перед началом занятий нужно уделить время ознакомлению с теорией. должна осуществляться поэтапно. Прежде всего следует прочесть скороговорку по слогам, основательно проговаривая каждый.

Постепенно темп нужно увеличивать. Но не нужно заниматься Преувеличение собственных возможностей приведёт к запинкам. Скороговорки для взрослых должны произноситься с контролем дикции и артикуляции.

При необходимости занятий с ребенком надо предварительно отработать все упражнения самостоятельно. Материал в этом случае подбирается заранее. При этом ни в коем случае не следует запинаться перед ребёнком. Конечно, подобное занятие напоминает игру. Но не стоит делать его слишком уж несерьёзным. И обязательно нужно стараться быть образцом для малыша.

Примеры скороговорок

Скороговорки для взрослых, которые улучшают дикцию:

  1. Еду я по выбоинам, еду, из выбоин никак не выеду я.
  2. Немощный худой Кощей тащит ящик овощей.
  3. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не доприватизировали.
  4. У гуру инаугурация на ура прошла.
  5. Это колониализм? - Нет, это - не колониализм, а неоколониализм!
  6. Бесперспективняк.
  7. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
  8. Исподвыподверта.
  9. Глаза газели на нее глазели
  10. Недопереквалифицировавшийся.
  11. В швейне шеф лжив - паршив его пошив.
  12. Не перевыскороговорить всех скороговорок.

Усложнённые упражнения

Сложные у взрослых помогают дома и без дополнительных свидетелей справляться с проблемой чёткости произношения. А можно организовать полушутливую игру с друзьями. Она состоит в прочтении скороговорок в непринуждённой дружеской обстановке. В результате получится провести время довольно интересно.

Действительно, не всем удаётся справиться с такими фразами с первого раза:

  1. В поле холм с кулями, выйду на холм, куль поправишь, куль возьмешь. Куль поправлю в любом случае.
  2. Кармен Роман положил роман в карман и пошёл на «Кармен» в «Ромэн».
  3. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.
  4. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  5. Флюорографист флюорографировал флюорографистов.
  6. Я - вертикультяп. Могу вертикультяпываться, могу перевертикультяпываться.
  7. Ретив стаффордширский терьер, резв черношерстный ризеншнауцер.
  8. Кокосовары варят кокос, а получают кокосовый сок в скорококосоварках.

В 2016 году наиболее актуальны скороговорки для улучшения дикции взрослых про обезьян. Их примеры могут выглядеть таким образом:

  1. Забавной обезьяне выдали бананов, выдали бананов забавной обезьяне.
  2. Макака макала коалу в какао, какао коала лениво лакала.

Важность красивой речи

Все мы хотим, чтобы нас слушали со вниманием и воодушевлением. Но как этого добиться, если не работать над собой? Прирождённых ораторов единицы. В большинстве случаев взрослые люди выявляют собственные недостатки самостоятельно. Но недостаточно просто о своей неспособности к чему-либо.

Должен осознанно прикладывать максимум усилий на пути к достижению цели. Только таким образом у него получится существенно улучшить положение дел. Возможно, выполнение упражнений покажется скучным занятием. Но на самом деле результат стоит труда.

Если сначала не получается выговаривать скороговорки красиво и отчётливо, не стоит огорчаться. Следует возвращаться к упражнениям до тех пор, пока дикция не станет правильной. Также важно следить за приятным звучанием голоса. Ведь резкие и кричащие интонации не будут приятны слушателям. Подобного оратора никто не станет слушать, хоть дикция его и является чёткой. Людям неприятна резкость, слова следует произносить различимо, красиво и размеренно.

То есть, скороговорки для развития речи взрослых существенно улучшают качество произносимых фраз, делают память лучше. А для занятий не требуется большого количества времени и сил. Упражняться можно дома в привычной и удобной обстановке.

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Скороговорки тренируют дикцию, делая произношение правильным и чистым. Труднопроизносимые словосочетания невольно заставляют произносить фразы снова и снова: вначале меделенно и спотыкаясь, затем быстрее и почти без ошибок. Русские скороговорки не только помогают «оттачивать» свой язык, но и знакомят с богатством русского языка и поэтическими образами. Словесная игра становится увлекательным процессом, делает весёлым времяпрeпровождение. Одни скороговорки дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены во второй половине 20-ого века.

Прислать скороговорку

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Четыре чёрненьких
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными
Чернилами чертёж
Чрезвычайно чётко.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека - цап.

Пётр Петру пёк пироги.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.

На возу лоза, у воза коза.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Оса боса и без пояса.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

У Кондрата куртка коротковата.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Баран буян залез в бурьян.

У ежа и ёлки иголки колки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Проворонила ворона воронёнка.

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Огурцы-молодцы зеленобелогубы.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Сух сук нёс барсук.

Прислать скороговорку

Скороговорка является жанром устного народного творчества. Скороговоркой называют специально подобранную фразу с трудно выговариваемым подбором звуков, прибаутку или быстро произносимую шуточную поговорку. Еще в глубокую старину появились на Руси скороговорки. Они помогали детям в шутливой увлекательной форме постигать родную речь. В настоящее время логопеды специально составляют скороговорки для детей, содержащие трудно произносимую последовательность слов и букв. Быстрое произношение вслух таких скороговорок позволяет устранить большинство дефектов речи.

Актуальны скороговорки и для взрослых. Особой популярностью пользуются скороговорки у дикторов, ораторов, артистов, руководителей и певцов, поскольку по долгу службы им необходимо четкое произношение. Скороговорки помогают тренировать дикцию. Их чтение вырабатывает правильную артикуляцию и избавляет от оговорок.

Попробуйте прочитать скороговорку вслух, при этом отчетливо проговаривая каждый звук, затем начните постепенно увеличивать темп. Следует учесть, что в первую очередь обращать внимание стоит на четкое произношение, и лишь только потом на темп произношения. Если даже в привычном темпе у вас не получается правильно и без ошибок прочитать скороговорку, попробуйте осознать ее смысл и постройте в голове ясный видеоряд. Затем начинайте медленно читать скороговорку. Повторяйте ее до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. После постепенно наращивайте темп. Желаем вам удачи в постижении скороговорной науки!

Многие считают, что использование скороговорок оправдано только во время занятий логопеда с детьми-дошкольниками, а некоторые вообще не знакомы с этим понятием. В реальности – скороговорки часто применяют и взрослые. Чаще всего это связано со сменой профессии, но есть случаи, когда желание избавиться от дефектов речи приходит лишь в сознательном возрасте. Какой бы ни была причина, скороговорки для улучшения качества речи и дикции взрослых – это хороший способ избавиться от проблем и комплексов, а так же получить отличное настроение на целый день.

Чтобы понять, что такое скороговорка, достаточно открыть любой толковый словарь. Обычно этот термин характеризуют как специально придуманный текст или фразу с труднопроизносимыми и плохо сочетаемыми звуками.

  • Побрёл бобёр в бор.
  • В бору бобра обобрали.
  • Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
  • Бобриха бобра побранила и побрила,
  • а бобрята бобра ободрили.
  • Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

Очень часто скороговорки — это народные произведения, которым несколько веков.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.

Но есть и современные, которые составлены лингвистами для решения конкретной проблемы.

Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.

Они имеют довольно простой смысл, к тому же смешные и легко запоминаются. Вот только произнести их зачастую очень сложно с первого раза.

Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.

По смыслу, скороговорки делятся на детские и взрослые, хотя особой разницы между ними не чувствуется, только если в тексте присутствуют «недетские» слова (не удивляйтесь, есть и такие!).

  • Карасёнку раз карась
  • Подарил раскраску.
  • И сказал Карась:
  • На раскраске Карасёнка –
  • Три весёлых поросёнка:
  • Кукушка кукушонку купила капюшон,
  • Hадел кукушонок капюшон,
  • Как в капюшоне кукушонок смешон.

Есть также сложные и простые, короткие и длинные, но все они преследуют одну цель – это скороговорки для развития речи. Текст скороговорок часто адаптирован под проблему, которую надо решить.

Например, четкое проговаривание звуков:

  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.
  • Топали да топали, дотопали до тополя,
  • До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
  • Испугались медвежонка
  • Ёж с ежихой и с ежонком,
  • Стриж с стрижихой и стрижонком.
  • На опушке в избушке
  • Живут старушки-болтушки.
  • У каждой старушки лукошко,
  • В каждом лукошке кошка,
  • Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.
  • Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
  • Чертили черными чернилами чертеж.
  • Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь


Скороговорки для улучшения дикции

Улучшать дикцию с помощью скороговорок советуют многие профессиональные дикторы и ораторы. Чтобы понятно выражать мысли, не достаточно уметь отчетливо произносить слова и звуки. Хотите, чтобы вашу речь понимали и воспринимали окружающие – тренируйте ее. В этом тоже помогут всем известные скороговорки. Использовать рифмованные тексты для улучшения дикции нужно регулярно, а значит ежедневно. Плоды принесут только постоянные тренировки. Не отчаивайтесь, если не видите результатов через неделю или две. По статистике, для того чтобы ощутить изменения необходимо упражняться 21 день.

План по улучшению дикции с помощью скороговорок включает несколько пунктов:

  1. Выберите небольшое количество текстов, лучше 3-5
  2. Произносите медленно и четко, особенно окончания и проблемные звуки
  3. Тренируйтесь перед зеркалом, без звука или шепотом, таким способом выполнять артикуляционную гимнастику
  4. Произносите скороговорку с определенным тембром или эмоцией (громко, тихо, жалобным или торжествующим голосом)
  5. Распевайте текст скороговорки (например, под музыку любимой песни)

Чтобы не забыть о поставленных задачах, можно распечатать тексты и развесить по комнате, а также привлечь друзей и родственников к упражнениям, соревноваться в произношении. Примеров скороговорок великое множество, давайте вспомним самые известные:

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

  • Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
  • Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
  • Но заскороговошившись, выскороговорил –
  • что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
  • И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.


Дефект при выговаривании буквы р, пожалуй, встречается чаще всего среди дефектов речи. Этот недостаток приносит неудобство, как самому человеку, так и окружающим. На помощь в борьбе с дефектом и комплексами тоже придут скороговорки для развития речи и дикции взрослых на букву р .

Иногда человек произносит этот звук неправильно из-за физического изъяна – слишком короткой уздечки, но чаще всего причина — это слабые мышцы языка и неумение делать необходимые правильно направленные движения. Звук р нужно произносить мягко выталкивая воздух, едва касаясь языком альвеол. При этом говорящий должен ощущать небольшую вибрацию.

Примеров скороговорок для отработки буквы р очень много, их без труда можно найти в сети и книгах.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

  • Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
  • Полдвора рылом изрыла,
  • Вырыла, подрыла
  • До норы не дорыла.
  • На то хавронье и рыло,
  • Чтобы она рыла.

Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

  • Дружно в оркестре играли дети:
  • Карл играл на чёрном кларнете,
  • Кирилл - на валторне,
  • На арфе - Алла,
  • А на рояле Лара играла.
  • Карасёнку раз карась
  • Подарил раскраску.
  • И сказал Карась:
  • «Раскрась, Карасёнок, сказку!»
  • На раскраске Карасёнка -
  • Три весёлых поросёнка:
  • Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

При наличии фантазии можно придумать любой вариант на свой вкус, лишь бы присутствовали нужные звуки.

Помните, самое важное в тренировках — это регулярность. Не бросайте занятия на полпути. Ведь правильно поставленная и четкая речь — это залог успеха не только в ораторском искусстве, но и в жизни!