Меню

Постановка правильного звука «Л» у ребенка. Как научить ребенка говорить букву «Л»: простые логопедические упражнения

Канализация

Дошкольный возраст – это период наиболее активного развития ребенка. В его организме происходят существенные физиологические изменения, идет развитие мыслительных процессов, психики, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Исследования показали, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. И, очевидно, что нарушение этой человеческой функции ведет к трудностям в гармоничном развитии малыша. Чтобы своевременно помочь ребенку овладеть речью, родители должны знать закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста.


Возрастные отклонения речевого развития

В норме к трём годам малыш должен владеть почти всеми звуками языка, за исключением шипящих (Ш, Щ, Ч, Ж) и звука Р, Рь. Этот возраст характеризуется повышением речевой активности, дети начинают пользоваться речью, для того чтобы узнать новые для себя факты. По-другому, это возраст «почемучек».

Вот распространенные ошибки, которые совершают дети на данном этапе речевого развития:

  • замена звука Р на Л, Ль (рука - люка),
  • замена шипящих Ш, Щ, Ч, Ж мягкими Сь, Зь (шарф – сярф),
  • замена Л звуками Ль, Й (лук – люк, лампа – ямпа).


Пятилетний малыш уже должен правильно произносить все звуки речи и использовать для выражения своих мыслей не только простые, но и сложные предложения.

Если ребенок долгое время неправильно произносит звуки, то двигательные артикуляционные навыки у него закрепляются, а восприятие звуков речи искажается. Малыш неверно произносит звук, но сам этого не понимает. Если вовремя не помочь ребенку, то у него появится стойкий дефект речи, который преодолеть будет гораздо сложнее.


Не откладывайте занятия по устранению речевых дефектов на потом, дабы избежать осложнений в будущем

Формирование правильного произношения звуков у ребенка

Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ), нарушений в работе нервной системы, взрослые в домашних условиях могут помочь малышу овладеть тем или иным звуком. В этом случае требуется лишь знать порядок действий, необходимых для постановки недостающего или искаженного звука.

  • Во-первых, главное, с чего стоит начать родителям – укрепление артикуляционной моторики. Это достигается посредством различных упражнений, которых литература предоставляет множество.
  • Во-вторых, это сама постановка или уточнение звука. Для каждого звука при этом есть своя методика.
  • Следующим этапом будет закрепление звука сначала в слогах, затем в словах.
  • После того как ребенок успешно произносит звук в словах, ему предлагаются задания на дифференциацию (различение) оппозиционных звуков (Ж-Ш, Ч-Щ, З-С, Т-Д и т.д.).
  • Далее идет этап заучивания потешек, скороговорок, загадок, стихов с поставленным звуком.
  • И, наконец, мы закрепляем звук в речи: рассказывание сказок, составление рассказов.



Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях

В этой статье хотим остановиться подробнее на постановке твердого звука «Л».

Чаще всего при произношении звука «Л» встречаются следующие недостатки: звук отсутствует совсем, заменяется другими – Ль, В, У, И. (лавка – «лявка», «уявка»). В связи с тем, что произнесение данного звука требует верхней позиции языка, нужно узнать, может ли ребенок поднять его вверх.


Для того, чтобы язык четко держал нужную позицию, предлагаем следующие упражнения, предназначенные на укрепление мышц языка:

  1. «Жало» – показать узкий язык
  2. «Жало» - «Лопатка» - показать то узкий, то широкий язык.
  3. «Качели» - язык касается попеременно то нижней, то верхней губы.
  4. «Маятник» - конец языка поворачивается в углы губ.
  5. «Накажем непослушный язычок» - высунуть язык, похлопать по нему губами (пя-пя-пя), чтобы он стал широким.
  6. «Язычок спит» - слегка прикусывать конец высунутого языка, открывая и закрывая рот, губы и язык расслаблены и неподвижны.


После того как вы заметите, что ребенок без труда справляется с предложенными упражнениями, можно приступать непосредственно к постановке звука «Л».

Первый способ вызывания Л: распластанный язык лежит неподвижно между зубами («Язычок спит»), мама предлагает спеть ААА и, не прерываясь, прикусить кончик языка, продолжая петь тот же звук, - получилось АЛЛЛ. Хочется предупредить, что не надо на данном этапе спрашивать у ребенка, какой звук у него получился. Это можно сделать только после многократного повторения упражнения, когда у него все получается.

Второй способ постановки: петь ЫЫЫЫ, при этом прикусить широкий язык. Ребенку показывается данное упражнение молча, чтобы звук Л был не слышим, иначе он произнесет его с привычным искажением.

Звук, полученный при данных приемах, закрепляется сначала в закрытых слогах (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ); далее – между гласными звуками (АЛА, ИЛА, УЛО...), затем в открытых слогах (ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ и т.д).


  • где звук Л стоит в конце слова: тыл, осёл, стул, калач, бокал и т.д.
  • где звук Л стоит в начале слова: лыжи, лыко, лодка, лужа, лошадь и т.д.
  • где звук Л стоит в середине слова: клык, класс, слава, глаза, блоха и т.д.

Следом вы начинаете заучивать с ребенком несложные стихи, потешки, загадки, в которых часто встречается звук Л. Это позволит автоматизировать полученный звук и ввести его в речь.

Примеры:

По глади оконной стекла

тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

и открыла один лепесток.

Убежало, убежало,

убежало молоко.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!


Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!


Если вы не уверены в своих способностях или боитесь каким-то образом навредить малышу, то всегда есть выход обратиться в специализированные центры, которых сейчас большое множество. Посетив несколько логопедических занятий и овладев навыком произношения «трудного» звука, ваше чадо вполне сможет продолжить работу по развитию речи со своими родителями.



Предлагаем с ребенком сделать упражнения, показанные в следующем видео логопеда Натальи Гориной.

Как предупредить недостатки речи

Родители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?

  • В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.
  • Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.
  • Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.
  • Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых могут привести к заиканию .
  • При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.
  • Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.

Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.


Последовательные и регулярные занятия с малышом обязательно дадут результат

Вашему вниманию предлагаем следующее видео, в котором можно подробно рассмотреть постановку звука "Л" в домашних условиях.

Постановка мягкого звука "Ль" рассмотрена в следующем видео.


Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук [л] – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами. Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно. Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.

Причины ошибок

Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука [л]. Причин может быть несколько.

  • Нарушение слуха. Ребенок неправильно слышит звук и оттого начинает неправильно его выговаривать.
  • Нередко малыш копирует речевые ошибки старших, поэтому если один из родителей имеет дефект в произношении [л], то и ребенок может столкнуться с подобной проблемой.
  • Часто проблема с артикуляцией возникает в двуязычных семьях: слыша речь на разных языках, ребенок может запутаться и не сразу разобраться, где какой звук ему следует говорить.
  • Причина ошибки может быть и физиологической – если уздечка укорочена, то [л] верно произнести не получится – язык не достает до верхних зубов.

Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе [л], ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.

Варианты ошибок

Малыш может допускать следующие ошибки при произнесении [л]:

  • пропускать эту букву в словах (вместо «лось» — говорить «ось»);
  • заменять согласный звук гласным [у] (уось);
  • употреблять вместо [л] [j] («колобок» будет звучать как «койобок»).

Также может наблюдаться ситуация, когда ребенок путает твердый и мягкий варианты Л, используя их в неверной форме, смягчает звук или, напротив, использует твердый вариант.

Как произносить букву?

Родителям важно самим понимать верное расположение органов речи, которое позволяет получать звук Л.

  • Кончик языка находится у корней верхних зубов, упираясь в них. Возможное положение – упор в щель между нижними и верхними зубами.
  • Воздух сильным воздушным потоком проходит по бокам языка.
  • Язык не должен упираться в зубы своими боковыми краями.

Чаще всего этот процесс у ребенка особых затруднений не вызовет и через несколько занятий он уже сможет правильно произносить звук. Но если изучать правила произношения вместе с малышом, результат будет лучше.

Верная организация обучения

При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.

Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.

Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?

  • В мяч.
  • С игрушками, которые будут «учиться» говорить слова или фразы.
  • Рисование.
  • Лепка из пластилина.
  • Магазин, товары которого — это слова с буквой Л.

Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно. Однако родителям важно придерживаться ряда правил.

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Основные упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Л, следует выполнять ряд упражнений, которые помогут верно поставить ребенку произношение.

  • «Улыбка». Наиболее простое в исполнении упражнение для детей, которое поможет приступить к занятиям и улучшит настроение малыша. Выполняется оно так: ребенку следует как можно шире улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Далее застыть в таком положении на несколько секунд. Сначала достаточно 3-5 секунд, постепенно время увеличивается до 10. Улыбка делается один раз, но в течение дня желательно повторить (оптимальное число – 8 раз за сутки).
  • «Ветерок». Рот слегка приоткрыть, чуть прикусить язык губами и как можно сильнее подуть. Такое упражнение также повторяется несколько раз за день, общая продолжительность должна быть примерно 3 минуты.

Родителям следует самостоятельно поработать перед зеркалом, наблюдая за собственной мимикой, и только после этого показывать пример ребенку.

  • «Цоканье». Ребенок имитирует цокот лошади. Важно при этом следить, чтобы нижняя челюсть оставалась полностью неподвижной. Темп выполнения следует постепенно ускорять, якобы лошадь начинает бежать быстрее. Далее – вносится еще одно изменение, цокать надо тише, словно лошадь идет очень тихо, крадучись.
  • «Вкусности». Малышу дается установка представить, что он облизывает нечто сладкое, вкусное (например, шоколадную пасту). Для этого необходимо вращать языком по кругу, облизывая губы. Выполняется по 1 минуте в сутки.
  • «Трубочка». Простое и веселое упражнение, которое придется по нраву самым маленьким. Губы складываются в трубочку, для этого следует вытянуть их максимально вперед.
  • «Длинный язык». Ребенок высовывает свой язык на максимальное расстояние. Можно предложить попробовать дотянуться языком до носа, подбородка.
  • «Звук [ы]». Кончик языка находится в глубине рта, спинка поднята к небу. В таком положении следует протянуть звук «ы», стараясь, чтобы он звучал как можно четче.

Подобный комплекс лучше сочетать с развитием мелкой моторики, это станет отличным способом развития речи, а также интеллектуального потенциала ребенка. Эти упражнения нравятся детям, не вызывают особых сложностей и выполняются с удовольствием.

Для наилучшего результата тренировки следует сочетать с артикуляционной гимнастикой, которая укрепит губную и язычную мускулатуру.

Постановка верного произношения

Чтобы научиться говорить твердый [л] правильно, следует работать над произношением каждый день. Занятие лучше всего начинать с разминки.

  1. Широко улыбнуться, показав зубы, далее кончиком языка надавить на передние зубы (можно сказать ребенку, что он словно нажимает на кнопку звонка), далее начать гудеть. Сначала звук будет получаться мягким, со временем малыш научится произносить твердое Л верно.
  2. Следующее упражнение направлено на смягчение звука. Необходимо улыбнуться, стараясь максимально показать зубы. Затем аккуратно прикусить зубами кончик языка. Теперь следует начать дышать ртом (словно пес, которому очень жарко). Чтобы избежать дыхания через нос, его можно на время зажать. Погудев с зажатым зубами языком, словно паровоз, необходимо сделать небольшую паузу, поместив язык на нижнюю губу и проговаривая звук [а]. Когда ребенок выучит этот несложный способ, можно разучить с ним песенку «ла-ла-ла».
  3. Следующий шаг – многократное произнесение слогов: ЛА-ЛО-ЛУ и так далее. Это поможет ребенку закрепить произнесение звука и не делать ошибок в его дальнейшем использовании.

После того, как все слоги малыш научился выговаривать четко, а звук [л] в его воспроизведении звучит верно, необходимо приступать к более сложному заданию – произнесению целых слов. Важно выбрать такие из них, которые содержат букву Л: сало, лампа, ложка, алоэ, пила, лошадь.

Если ребенок испытывает трудности с выговариванием, начать необходимо с межзубного произношения, а затем переходить к воспроизведению звука, держа язык за зубами. Мы учим ребенка тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни, поэтому спешить нельзя.

Профессиональная помощь

Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.

Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:

  • если один из членов семьи испытывает проблемы с дикцией и невольно подает ребенку плохой пример;
  • когда русский язык не является родным для семьи или дома разговаривают на разных языках либо с акцентом.

Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.

Многие родители замечают, что крохе не удается произнести звук «Л», он его «проглатывает» или произносит вместо него иные звуки («У», «Й»). Как научить ребенка выговаривать букву «Л» правильно? Для исправления речи, прежде всего, надо определить причину и источник ошибок.

Основные ошибки в выговаривании буквы «Л» и их причины

  • Вместо «Л» ребенок произносит «Й». Причина данной ошибки заключается в том, что ребенок неверно располагает язык. При правильном выговаривании буквы «Л» язык должен подняться вверх и коснуться неба. Чтобы скорректировать речь, нужно научить малыша прижимать конец языка к небу и верхним резцам, при этом задняя часть языка должна подниматься, а передняя − опускаться.
  • Вместо «Л» ребенок говорит «У». В этом случае проблема заключается в ошибочном положении губ. Предложите ребенку широко улыбнуться, показав зубки, и произнести «ЛА» так, чтобы губы остались неподвижными.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Ы». Это происходит потому, что при выговаривании буквы «Л» конец языка опускается, а задняя часть, наоборот, поднимается. Коррекция проводится так же, как и в случае со звуком «Й».
  • Вместо «Л» ребенок говорит «В». Язык при этом остается совершенно неподвижным, а основную роль в звукообразовании играет нижняя губа. Исправить эту ошибку можно, научив малыша опускать нижнюю губу, касаясь языком верхних резцов, а затем приводить губу в исходное положение.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Г». Причиной этой ошибки является то, что в звукообразовании не участвует кончик языка. Малыша нужно научить касаться языком верхней части резцов.

Логопедические развивающие игры на тренировку звука «Л»

Такие игры способствуют не только формированию правильной артикуляции, но и развитию артистических способностей ребенка, расширяют его кругозор, тренируют память.

«Вкусный мед»

Пусть ребенок представит, что он мишка, который очень любит мед. Когда мишка видит мед, он облизывается от предвкушения полакомиться вкуснятиной. Изображая мишку, ребенок должен не спеша облизать верхнюю и нижнюю губы.

Покажите малышу на картинке, как надувается парус под дуновением ветра. Предложите ему «показать» парус языком. Для этого кончиком языка нужно упереться в верхние резцы и медленно выдохнуть.

«Лошадка»

Ребенок должен широко улыбнуться, открыв зубы, и поцокать языком, имитируя бег лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лошадка может бегать быстро или медленно, громко цокая или почти бесшумно.

«Пароход»

Ребенок должен приоткрыть рот, кончик языка опустить, а спинку приподнять. Затем произносим протяжное «ЫЫЫЫЫЫ», имитируя гудок парохода.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» в старшем возрасте?

Неправильное произношение звука «Л» в возрасте старше 6 лет может быть следствием неврологических заболеваний, стрессов, неправильного прикуса или короткой уздечки, поэтому ребенка должен осмотреть педиатр, детский психолог и логопед.

Если специалисты не выявили физиологических нарушений речевого аппарата, то причиной неправильной артикуляции является педагогическая запущенность ребенка. Чем старше ребенок, тем труднее его научить правильному произношению звуков. В этом случае родители и воспитатели должны постоянно контролировать произношение. Особое внимание необходимо уделять тренировке моторики рук, от которой напрямую зависит развитие речи.

Многим деткам трудно научиться произносить отдельные буквы. Наиболее сложным в произношении является звук «Р», поэтому часто дети проглатывают его или пытаются заменить другими, более простыми звуками «Л» и «Г». Пока ребенок только учится разговаривать, родителям не стоит волноваться, если у него не получается правильно выговорить эту букву. Тренировать ребенка в произношении буквы «Р» следует начинать в 4-5 лет. Если ребенок посещает детский сад, то родители могут обратиться за помощью к логопеду, который будет регулярно проводить индивидуальные занятия с малышом. Если ребенок воспитывается дома и у родителей нет возможности получить помощь специалиста, то развивающие упражнения необходимо проводить самостоятельно.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?

Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.

  • Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».
  • Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.
  • Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.
  • Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.
  • Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.
  • Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.
  • Малыш резко и быстро бьет по верхним зубам кончиком языка и одновременно с этим выговаривает звук «Д».

Игровые методики

Родители, задающиеся вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «Р», зачастую сталкиваются с тем, что малыш не хочет выполнять задания и артикуляционные упражнения, поскольку ему скучно и неинтересно. Как быть в этом случае? Существуют специальные развивающие игры, которые тренируют произношение буквы «Р».

Взрослый предлагает ребенку имитировать языком колебания маятника часов. Для этого малыш широко открывает рот, высовывает язык и тянется им к правому и левому углу рта.

«Прятки»

Взрослый рассказывает малышу, что язычок любит гулять, но при этом очень пугливый. Поэтому надо научиться высовывать его тогда, когда этого никто не видит. После этих разъяснений взрослый закрывает глаза и язычок выходит на прогулку – высовывается изо рта, а когда взрослый открывает глаза, язычок прячется.

«Комарик»

Спросите у ребенка, какие звуки издает комарик, если кроха не знает, как ответить, подскажите: «ззззззззз». Пусть малыш повторит звук с закрытым и открытым ртом.

Главное правило таких игр – доброжелательная обстановка. Если сами родители воспринимают их как докучливую обязанность и постоянно одергивают ребенка и ворчат на него, то ничего хорошего из них не выйдет. В таком случае лучше все же обратиться за помощью к профессиональному логопеду.

Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей. Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?

Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи - нормальное явление. Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится.


А вот после шести это уже определенно проблема. Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.


Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического характера.

Первые - это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова. В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его произносить.


Вторые - это биологические особенности ротовой полости малыша. Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку языка.


Если проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.


Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют: «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».


Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок - это один из основных элементов методики.
В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:

«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,

Радуга, ракета, рак.
Нет, не рак.
Тогда ромашка,
Рыболов, ружье, рубашка,
Может рама или ручка?
Нет. Сдаетесь? Это Жучка!
Под столом она сидит и рычит»

или «л»:

«Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!»

или

«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука!»

Забавные упражнения

Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.
«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.
«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.

Гимнастика

Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы языка.

Вот несколько упражнений:


«Змея». Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.


«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.


«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.


Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.


И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.

Как научить ребенка говорить буквы

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.