Меню

Ребенок воспринимает все негативно. Детский негативизм: что делать с маленьким «протестантом

Стены

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм – речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

Вам также может быть интересно

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Активная и пассивная форма сопротивления

Принято выделять две основные формы негативизма: активную и пассивную. Пассивный негативизм выражается в абсолютном игнорировании требований и просьб.

При активной форме человек проявляет агрессию и резко сопротивляется любым попыткам воздействия на него. Как один из подвидов активного негативизма можно выделить парадоксальный, когда человек делает все намеренно наоборот, даже если это расходится с его реальными желаниями.

Отдельно стоят чисто физиологические проявления этого состояния, когда человек отказывается от еды, практически не двигается, не говорит.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека, а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Комплекс причин и факторов

Как психиатрический диагноз негативизм чаще всего наблюдается при развитии (шизофрении, возбуждения и ступора), аутизма, (в том числе старческой) и некоторых видах депрессии.

Когда негативизм подразумевается в более широком контексте, то среди причин его возникновения принято в первую очередь называть фрустрацию, вызванную длительной и очень сильной неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами и окружающей человека обстановкой. В свою очередь, эта фрустрация создает сильный психологический дискомфорт, для компенсации которого человек прибегает к негативистскому поведению.

Еще одной возможной причиной возникновения сопротивления могут являться сложности с общением у человека. В таком случае подобное состояние возникает как гиперкомпенсаторная реакция на собственные коммуникативные проблемы.

В форме яростного упрямства негативизм возникает как ответ на попытки внешнего воздействия, которые расходятся с личными нуждами и желаниями человека. Такая реакция обусловлена потребностью человека в собственном мнении, самовыражении, контроле над своей собственной жизнью.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Взгляд со стороны

Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.

Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:

  • трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
  • конфликтность;
  • отказ идти на компромиссы;
  • скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.

В случае со взрослыми людьми не стоит путать негативизм и нигилизм. Нигилизм – это мировоззренческая позиция, и, несмотря на то, что ее внешние проявления сходны с проявлениями негативизма, она является сознательным выбором человека, в то время как люди с патологическим упрямством ведут себя подобным образом неосознанно.

Как это ощущается изнутри

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояние как ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Что делать, если это коснулось ваших родных?

Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.

Среди методов психотерапии дошкольникам и младшим школьникам больше всего подходит игротерапия, сказкотерапия и т. д.

Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде.

Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.

Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» — договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.

Желательно вообще избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы ребенок начал следовать позитивным моделям общения и взаимодействия с окружающими. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее, идет на уступки, помогает вам, спокойно общается с другими людьми. В преодолении негативизма механизм положительного подкрепления играет важнейшую роль.

Не допустить — лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием.

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки.

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала.

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием.

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Любовь Яшкина
Консультация для родителей «Детский негативизм»

Баловень семьи

Как найти лекарство от вседозволенности?

Вы и сами не заметили, как любое «хочу» вашего чада превратилось в приказ?

Отказ купить двадцать пятую по счету куклу или заменить обед конфетами выливается в получасовую истерику, и в итоге вы сдаетесь?

Пора бить тревогу : у вашего наследника явные симптомы избалованности! И, как это ни парадоксально, «болезнь» спровоцирована безграничной родительской любовью .

На самом деле, предупреждают психологи, воспитание без «рамок» заражает ребенка вирусом вседозволенности и превращает его в домашнего тирана.

В конечном итоге баловень и сам начнет от этого страдать, ведь вне семьи маленький эгоист не встретит поклонения, которое привык видеть от домочадцев.

Напротив, эгоцентризм делает избалованное детище изгоем в среде сверстников. Как же восстановить баланс между потребностью любить и необходимостью воспитывать?

Специалисты советуют провести грань между потаканием сиюминутным прихотям и заботой.

Слезы не повод для паники.

Зачастую от корректирующих поведение ребенка шагов родителей удерживают слезы сынишки или дочурки. Ну как найти в себе силы сказать "нет самому любимому существу на свете?"

Отказ в данном случае родители воспринимают как стресс для чада. Но так ли это на самом деле?

Детская психика довольно возбудима, но в этом нет ничего противоестественного. Слезы - присущее возрасту выражение эмоций, которые малыш еще не научился сдерживать. Помочь крохе выработать правильную реакцию на окружающий мир и разобраться, что хорошо, а что плохо - задача родителей . Для этого им самим необходимо научиться адекватно реагировать на детский плач .

Опытные педагоги утверждают : в деле воспитания прежде всего важна выдержка. То есть, просто не обращайте внимание на громкий рев. В конце концов, не будет же ваш малыш плакать вечно! Рано или поздно он поймет, что слезами и криком ничего от вас не добьется. В противном же случае, ребенок будет использовать истерику как форму манипулирования домочадцами, и недуг непослушания перейдет в хроническую стадию.

И еще один важный момент! Если вы один раз сказали своему ребенку твердое «нет» (например, в ответ на требование посмотреть мультик вместо дневного сна, ни в коем случае не отменяйте свое решение (и не позволяйте сделать это кому-нибудь из близких! Иначе ребенок никогда не будет воспринимать ваши слова всерьез : ну подумаешь - мама запретила! Я покричу - и папа разрешит! Этого допускать ни в коем случае нельзя.

Помните : в семье главные - родители и их слово - закон . И ребенок тоже должен это усвоить.

У семи нянек дитя без тормозов.

Увы, роскошь жить отдельно от родителей может позволить себе не каждая молодая семья.

Впрочем, даже при наличии собственной жилплощади от влияния бабушек и дедушек не так - то легко избавиться.

С одной стороны, спору нет, замечательно, когда у мамочки, еще только постигающей азы педагогики, есть опытные советчики.

С другой - несогласованность воспитательных позиций двух поколений чревато крахом любой попытки привить ребенку понятие о неких мерах поведения.

Месяц вы боритесь с требованием чада лакомиться десертом перед супом, а сердобольная бабушка, попотчевав «голодную детоньку» перед обедом шоколадкой, сводит ваши усилия на нет.

Ощущая покровительство старших членов семьи, малыш быстро сообразит, у кого искать защиты от «плохих» мамы с папой.

Разумеется, дискутировать со всезнающими дедушками и бабушками на тему воспитательных методик - занятие малоприятное. Однако, родителям необходимо проявить твердость.

В конечном итоге ведь именно вы несете ответственность за своего наследника.

Чтобы не допустить ситуации «лебедь, рак и щука» , всем воспитателям не помешает собраться за круглым столом и обсудить педагогическую стратегию и тактику. Только договорившись между собой, взрослые смогут найти общий язык с ребенком.

Некоторые родители , позволяя ребенку любой каприз, ссылаются на японский опыт, где слово «нельзя» в воспитательных целях практически не применяется. Однако нюансы этой «разрешительной» тактики не все трактуют правильно.

На резкие обороты речи в общении с ребенком и физическое наказание шалунишек в Стране Восходящего Солнца действительно наложено табу. Тем не менее, это отнюдь не означает отсутствие какого -либо воспитания. Японцы регулируют поведение ребенка посредством воздействия на его чувственное восприятие окружающей действительности. Из уст матери, бабушки, сестры малыш слышит не запреты, а предостережения : опасно, грязно, больно и т. д.

Суть японского метода воспитания заключается в том, чтобы не механически ставить заслоны на пути познания детьми внешнего мира, а доступно объяснять последствия нежелательных поступков.

Особое значение в японской системе ценностей имеет личный пример родных и близких.

Глядя на мать, подражая ей, малыш учится достойно себя вести. «С младых ногтей» японцам внушается : плохим быть стыдно.

В результате ребенок избегает нехороших поступков не из страха перед наказанием, а из опасения «потерять лицо» .

Главный итог «воспитания по - японски» : дети, выросшие в тепличных, с нашей точки зрения, условиях, превращаются не в избалованных чудовищ, а вырастают собранными и дисциплинированными людьми.

И еще один вывод : японцы видят в продолжателях рода личностей. А мы частенько пытаемся «выкроить» наследников по трафарету, превращая дочку или сына в собственную витрину. Дорогая одежда, специализированная школа, престижный вид спорта - стандартные атрибуты успеха, которыми родители стараются окружить своих чад.

Но не будем забывать, что любовь и внимание, в которых наши дети нуждаются гораздо острее, не имеют материального эквивалента.

Кризис трех лет : любимое слово«нет» !

Как справиться с детским негативизмом

Нашему сыну через месяц исполнится 4 года. Ваня - настоящий клубок упрямства и противоречий. Например, он говорит : «Нового года не будет» . Я ему отвечаю : «Почему Будет!» И начинается : «Не будет, не будет., и так раз двадцать со слезами и криками. Причем наша бабушка не выдерживая истерик внука, «сдается» : «Ну ладно, не будет, так не будет» . Мы же, родители , не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое - это черное. Вообще, за последний год Ваня стал очень упрямым. Он не признает никаких авторитетов. В садике воспитатели жалуются, что он ничего не хочет делать : не желает лепить - не лепит, нет настроения рисовать - не рисует, не одевается сам - и его часто не берут на прогулку. Я в ужасе : что мне делать?

Возраст ребенка и описание его поведения позволяют предположить, что речь идет о проявлении «кризиса трех лет» (разумеется, это условное название : как и все возрастные кризисы, его сроки могут колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека).

Так называемая «стадия негативизма » , в которую сейчас вступил ребенок - это один из этапов СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ. На этой стадии развития ребенку кажется, будто отрицание каждого слова взрослого - это и есть проявление самостоятельности. Посудите сами : за маленького человечка все и всегда решают мама и папа, но однажды настает момент, когда ему очень хочется заявить о своем собственном мнении. А самый простой и очевидный способ сделать это - начать отрицать все, что навязывают взрослые.

Мы не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое - это черное. На самом деле Ваш ребенок прекрасно знает, что белое - это белое, но сейчас ему нужно отстоять право на свое мнение, пусть даже ошибочное.

Вы тратите время на стократное повторение «да, да, да.» в ответ на его «нет, нет, нет.» , как будто от слов ребенка зависит реальный ход событий. Впечатление такое, что родителям так же , как и сыну, важна не реальность, а утверждение СОБСТВЕННОГО мнения. А это означает, что ребенок навязал вам свою форму поведения, стал управлять вами.

Сами того не подозревая, Вы вступили в бессмысленную игру под названием «Кто кого переупрямит» . Впрочем, не только Вы, но и большинство родителей , столкнувшись с первым проявлением их ребенком собственного «Я» , впадают в ступор и не знают, что с этим делать. А выход из ситуации до банального прост : нужно ИГРАТЬ!

Сделайте слово «нет» развлечением - так оно потеряет свою опасность. Например, опросите сына : «Ты хочешь пойти гулять?» и, не дав ему ответить, тут же сами немного погримасничайте, состроив смешную рожицу : «Нет, нет, нет!» . Малыш рассмеется, а слово «нет» из «грозного оружия» превратится в забаву.

Или, например, поиграйте в игру «Все наоборот» : с серьезным видом толкуйте чаду, что он совсем не хочет котлеты, новый год не наступит, a трава - вовсе не зеленая. Маленький упрямец тут же станет убеждать вас в обратном!

Но здесь есть одно но : в действительно важных вопросах, касающихся безопасности малыша, нужно проявить твердость.

И, наконец, самое главное. Вы должны понять : как спортсмен тренируется перед важными состязаниями, так и личность должна упражняться в том, чтобы стать личностью. И если к первому кризису са-мосознании вашего ребенка вы отнесетесь с благоразумием и долей юмора, то никогда не окажетесь с ним по разные стороны «баррикад» , воздвигнутых его взрослеющим сознанием.

Каждый ребенок и родитель переживает период 11-14 лет очень по-разному. Но по-простому взрослые описывают подростков так: “Раньше был жизнерадостный ребенок, а теперь закрылся в своем мире; он меня совершенно не слышит; я ему слово, а он мне 10 в ответ; часто хмурый, огрызается, как будто ничего хорошего в жизни нет.”

Не секрет, что подростков кидает из крайности в крайность . Я бы описала душевное состояние подростка словами из песни Тины Кароль “уйди, останься, исчезни, вернись, прочь убирайся”. Так подростки, в первую очередь, относятся к родителям. Подростки показывают шипы и иголки, чтобы выстроить свой новый, собственный мир ценностей. И каждый из них нуждается в ощущении любви и принятии со стороны родителей. “Да он же меня на шаг не подпускает к себе; закроется в комнате, врубит музыку и попробуй его обними”. Все так, а как вы хотели? Чтобы ребенок нашел себя не откинув старые принципы и взгляды на жизнь. И неизбежно родители подпадают под критерии “старого мира”. Потому что ведут себя так же, как вели год назад, с значит напоминают, что подросток еще ребенок, а значит не принимают изменений, а значит тормозят его.

Вот ребенок и пытается откинуть архаичность, отталкивая родителей . Но родительская любовь нужна всем, здесь как ни крути; даже если демонстрируется абсолютная противоположность. Ребенок меняется и вы меняйтесь. Только так можно восстановить новую эмоциональную связь. Вы должны стать, хотя бы постараться, больше товарищем, чем родителем, и, возможно, немного шутом в некоторых ситуациях. Да, непростая задача, но быть родителем – это не просто в принципе! Кроме того, в этот период у вас больше возможностей заняться собой, и, если подросток заметит, что вы меняетесь в лучшую сторону – то ваш авторитет в его глазах быстро поднимется. А вам на руку оба эти изменения. Именно за это мы можем сказать подросткам “Спасибо”, так как они провоцируют нас меняться, чтоб мы не успевали закостеневать.

Теперь про черные дыры и негативизм . Когда ребёнок начинает агрессировать, огрызаться, выражаться некрасиво, делать не самые приятные поступки – то родители, да и остальные взрослые, начинают заводить с подростком разговоры-лекции про моральность, правильность поведения, стараются призвать к вине или совести, иногда даже начинают сравнивать: “А вот Петя с пятого этажа играет на скрипке и не хамит своим родителям, а ты..!”. При этом, чем больше таких монологов – тем хуже может быть поведение ребёнка; кажется, все старания улетают в пропасть, проходят мимо ушей, или влияют противоположно. Складывается впечатление, что своим негативным отношением ребёнок смывает речи родителей, будто их и не было, будто они все отправились в чёрную дыру и уже никогда оттуда не вернуться.

И теперь две новости: “Ура, это не так”! – первая новость; “О, нет, это не так” – вторя новость. Те старания и труды, которые вы вкладывайте в ребёнка во время подросткового периода “взойдут” через пару лет. Этим плодам нужен долгий период, так уж сложилось. Но вся критика, крики, непонимание и негативные эмоции тоже отложатся, особенно если их будет больше. Вкладывая в подростка: “ты хам, неудачник, двоечник”, вы оставляете негативный эмоциональный след этого периода и соответствующий показатель поддержки в сложный период.

Главная мысль: ничто никуда не пропадает, даже если по началу так кажется; эмоциональная поддержка подростка на первом месте, смысловая (разговоры о правильном и хорошем) – на первом с половиной, на втором месте – то, как он учится в этот период, на втором месте – то, что ваши вкусы в одежде или музыке расходятся; лучше понять и поддержать, чем раскритиковать или сравнить.

«Нет», «ни за что», «не буду» – самый частый ответ, который вы слышите от малыша. Такое ощущение, что он делает всё вам назло. Но зачем? И как с этим бороться?

Ребёнок начинает излишне упрямиться, не соглашается выполнить даже невинную просьбу, а на любые попытки уговорить его упирается и рыдает? Значит, вы столкнулись с явлением, которое называется «негативизм» -противодействие, нежелание подчиниться чьей-то воле. В данном случае, вашей, родительской. Особенно это ощутимо в так называемые возрастные кризисы: период до трёх лет, шесть-семь лет и подростковый возраст (одиннадцать - шестнадцать лет). В чём же выражается протест? Рассмотрим распространённые ситуации.

Истерика и капризы

Вспышки яростного сопротивления - частые спутники малышей от года до трёх. Они отказываются подниматься или спускаться по лестнице, садиться в коляску, уходить с площадки. Причины такого поведения могут быть самыми разными: разочарование, усталость, голод, страх. Родителям остаётся одно - переждать бурю.

Лучше всего находиться рядом с малышом, ведь ему в такие моменты очень плохо. Можно погладить его по голове (если позволяет), сказать: «Я понимаю, что ты рассержен. Перестань, пожалуйста, кричать, и мы спокойно поговорим».

Когда гроза минует, переключите внимание чада на что-нибудь приятное (сообщите, к примеру, что по дороге домой вы увидите нечто интересное). И похвалите за то, что он так быстро успокоился.

Нытьё или игнорирование

Характерно для детей четырёх-шести лет, когда на первое место выходит словесное несогласие или, что чаще всего, пожелания пропускаются мимо ушей. Вот вы настаиваете, чтобы дочь не наступала на прогулке в лужи, потому что на ней промокаемые сапожки. Повторили это раз сто, а она продолжает молча ходить по воде, и выбирает где поглубже. Или, допустим, сын захотел взять ваш телефон, чтобы поиграть. Вы не разрешили, и не просто так - объяснили почему. Но мальчик снова и снова возвращается к этому вопросу, канючит. Средств воздействия тут два: терпение и твёрдость. Будьте последовательны в своих требованиях и ответах, не уступайте, но и не доходите до угроз и запугивания. Это очень непросто, но необходимо держать себя в руках.


Тревожность, агрессия

Подростковый период протекает по-разному: слишком ярко и проблемно, а иногда гладко и без неприятностей. Это во многом зависит от окружения, от стиля общения с близкими. Если ребёнок растёт в семье, где конфликты, раздражение, грубость - обычное дело, то отрицательное отношение к окружающей действительности рано или поздно даст о себе знать. Этому возрасту присущи резкие смены настроения, враждебность, нервозность. Дети грубят родным и посторонним взрослым, обижают младших, намеренно не реагируют на требования. Причём если у девочек этот промежуток в развитии длится недолго, то у мальчишек проходит проблемно и проявляется в склонности к дракам.

Как помочь ребёнку в это сложное время?

  1. Разговаривайте с детьми. Пусть они учатся объяснять свои желания, обосновывать отказы что-то выполнять. А за помощью и пониманием пойдут к вам, а не к чужим людям. И обязательно хвалите, доброе слово всегда греет душу.
  2. Правила, которые вы устанавливаете, должны быть просты и понятны, а ваши действия - логичны. Если пульт от телевизора нельзя брать, то это недопустимо всегда, а не только по вторникам и пятницам.
  3. Предоставляйте выбор там, где это возможно: в одежде, в еде, в развлечениях. Это значительно ослабит детское ощущение того, что мир несправедлив.
  4. Давайте больше свободы. Если трёхлетний карапуз хочет одеваться самостоятельно, начните собираться чуть раньше, чем обычно. Пускай он сам ест и купается (разумеется, под вашим присмотром).
  5. Игра и чувство юмора - ваши главные помощники. Например, скажите маленькому упрямцу: «Непременно попрыгай в этой лужице!» Или: «Только попробуй съесть яблоко!» И вот уже вы с малышом вместе смеётесь над его «не хочу». С подростками шутить можно и нужно, но - осторожно, не раня, и не задевая их самолюбия.

Наши непоседы растут, какие бы сложности ни возникли на пути их взросления, можно утешить себя простой истиной: всё пройдёт, и это - тоже.