Меню

Прогрессивная политика определение. Определения политики

Ремонт

Поли́тика (греч. politikē - искусство управления государством)

    Вопросы и события общественной, государственной жизни.

    Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика - общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика (греч. politikē - государственные или общественные дела от греч. πόλις - государство) определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) - самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности,- особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствование системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформированная в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функциистратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле политика - определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, - в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведется в рамках политологии.

Альтернативные определения

    Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) -интерес ; (дословно - «множество интересов») [ источник не указан 252 дня ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;

    Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;

    Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;

    Политика - это управление распределением ресурсов;

    Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;

    Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;

    Политика - это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства ;

    Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;

    Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;

    Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;

    Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь.

    Политика - это искусство объединения людей.

    Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры.

    Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле).

    Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица.

    Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой).

    Политика - меры и действия предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру политикой фирмы "А", могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли

Основные подходы

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики - консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

    уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

    точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

Политические процессы и общество

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    Политические партии - организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

    искусство управления государством и обществом;

    совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами

    сфера деятельности государства, партий, общественных движений.

    стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти (Макс Вебер).

Политические системы и идеологии

См. также: Политическая система

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

[править]Известные политические мыслители

Связанные определения

    Политические отношения - формы взаимосвязи субъектов политики - согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

    Политическая власть - возможность и способность навязывать свою волю другому.

    Политические организации - совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

    Политическая культура - тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

    Политическое сознание - политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

    Субъекты политики - индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политика и её особая роль в жизнедеятельности общества

Политика - чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач - управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика - определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения - как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

    зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;

    зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;

    зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента.

Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе.

Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования.

Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

    традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;

    социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

    сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;

    науку и искусство государственного управления ;

    способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь - везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:

    Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.

    Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.

    Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.

    Искусство управления государством.

Политика — это особый способ регулирования отношений между большими (массами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на .

Политика — весьма многообразное социальное явление, которое сложно «вместить» в одном определении. Поэтому данное нами определение носит предварительный характер. Ниже мы рассмотрим различные представления о политике и попытаемся определить сущность исследуемого феномена.

Основные определение политики

В современной политической науке существует множество определений понятия «политика». При этом в каждом определении, как правило, акцентируется внимание на том или ином аспекте этого сложного явления. Например, Н. Макиавелли в определении политики отдавал приоритет инструментальному (прагматическому) подходу. Для него суть политики заключалась в борьбе за власть . Он определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать се».

М. Вебер рассматривал политику как определенные действия, направленные на обретение, удержание и использование власти. По его мнению, политика «означает стремление к участию во власти , будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». В этом определении наряду с действием ключевым словом является «власть».

Французский социолог Р. Арон рассматривал политику в качестве определенной концепции (программы действий) и политику как область общественной жизни, в которой различные политические концепции сталкиваются, порождая конфликты и консенсусы.

Конфликтно-консенсусное представление о политике предполагает, что реальная политика, с одной стороны, невозможна без социального конфликта, а с другой — без нахождения общественного согласия (консенсуса). Так, К. С. Гаджиев считает, что «феномен политического находится между двумя крайними интерпретациями, одна из которых рассматривает политику всецело как результат столкновения конфликтующих интересов, а вторая — как систему управления порядком и обеспечения справедливости в интересах всех членов общества».

Само понятие «политика» нередко определяется как борьба субъектов, преследующих несовместимые интересы и цели, результатом которой становится установление определенного правового порядка. Социальная реальность такова, что при любом строе социальные классы и слои занимают неравное положение в социуме и имеют неравный доступ к общественным ресурсам. При этом проводимая политика может быть более или менее гуманной, более или менее компетентной, но амбивалентная (конфликт-консенсусная) сущность ее от этого не меняется. При любом строе люди ведут борьбу за власть, а для сохранения своего социума (государства) вынуждены находить компромиссы.

Сторонники когнитивного подхода видят в политике науку о целях государства и наилучших средствах их достижения, а также искусство жить вместе и способ борьбы за власть и ее удержание.

Под политикой, политическими методами нередко понимается деятельность, направленная на решение сложных общественных проблем ненасильственными способами. В реальной политике даже существуют следующие понятия: «политическое решение проблемы», «политическое урегулирование конфликта» и т. д.

Достаточно емким по своему содержанию является, на наш взгляд, определение политики, предложенное В. П. Пугачевым: «...деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти». В этом определении политика характеризуется как деятельность; указываются субъекты деятельности — социальные группы и индивиды; объект деятельности — коллективные интересы; суть политики — выработка обязательных для всего общества решений; средство осуществления политики — государственная власть.

Однако никакое, даже самое универсальное определение не в состоянии охватить все многообразие такого феномена, каким является политика. Исходя из этого, Д. П. Зеркин считает, что в научном анализе необходимо рассматривать политику в трех измерениях:

  • институциональном — совокупности политических институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность;
  • нормативном — совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности;
  • процессуальном - системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.

Известный западный политолог Э. Хейвуд определяет политику как «создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития». Он выделяет и анализирует четыре основных представления о политике: политика как искусство государственного управления; политика как публичный процесс; политика как компромисс и консенсус; политика как власть.

Проанализировав и обобщив приведенные выше определения политики, можно выделить основные составляющие (формы проявления) данного феномена.

Политика — это процесс регулирования отношений между большими социальными общностями, элитами и лидерами.

Поэтому она предполагает публичность «общественной» деятельности. Однако нельзя утверждать, что только публичная политика является единственно «правильной» политикой, а все остальное выходит за рамки понятия «политика». На наш взгляд, это означает уход от реальных проблем в область идеальных теоретических конструкций. В реальности публичная политика не всегда возможна и не всегда выгодна тем или иным акторам. Элиты и лидеры могут решать политические проблемы, не посвящая в них «большие социальные общности». В таких ситуациях обычно употребляются понятия: «латентная политика», «теневая политика», «закулисная политика», «подковерная борьба» и др.

Политику можно также интерпретировать как искусство организации и управления обществом (государством) с помощью государственной (политической) власти. Она является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые, экономические, социокультурные и др. Но политическое управление благодаря тому, что оно обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми иными видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов управления.

Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика, по сути, начинается с введения в систему управления обществом договорных отношений и писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

Политика — это отношения по поводу захвата, удержания и использования государственной власти.

Поэтому следующим компонентом политики является власть. Именно атрибут власти и возможность се применения отличает политическое управление от всех иных видов управления. Борьба за и властные полномочия в обществе является одним из основных видов деятельности для всех субъектов политики. Следовательно, политику можно понимать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти. Обладание политической властью позволяет ее обладателю (индивиду, группе, институту) навязывать свою волю другим людям, управлять другими.

Борьба за власть предполагает конфликт, а регулирование отношений между большими социальными общностями — консенсус. Поэтому политику можно определить как отношения между политическими субъектами , для которых характерны перманентные состояния конфликта и консенсуса. При этом политическую стабильность можно рассматривать как искусство «балансировки» между различными политическими силами и тенденциями (искусство компромисса).

Важнейшим компонентом политики являются , между которыми возникают, прежде всего, политические отношения, т. е. отношения по поводу власти. Субъектами политических отношений могут быть отдельные индивиды, представляющие определенные политические силы, социальные и политические группы, организации и движения, большие и малые политические общности, общественные и политические институты, государство. Но чаще всего субъектами политики являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами.

Например, в английском языке три ключевых слова имеют отношение к термину «политика»:

  • «politics» — политическая сфера общества;
  • «polity» — политический строй;
  • «policy» — политическая стратегия, проводимая различными властными структурами.

Поэтому в современной зарубежной литературе политика часто определяется как: осуществление влияния и власти; форма господства; способ разрешения конфликтов; достижение коллективных целей; социальная активность, связанная с производством и распределением ресурсов.

Ряд зарубежных исследователей считает, что наиболее точно смысл политики отражает ее определение, во-первых, как курса, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формулировке задач (например, внутренняя политика, международная политика, социальная политика и т.д.); во-вторых, как конкретной сферы, где люди и политические образования ведут борьбу за государственную власть (в этом смысле говорят: «Заниматься политикой», «Держаться подальше от политики»); в-третьих, как искусства управлять людьми в обществе (поэтому говорят: «Все — политика»).

В русском языке слово «политика» употребляется в таких значениях, как:

  • политическая жизнь общества;
  • стратегия деятельности в определенной сфере;
  • управление общественными делами;
  • борьба за власть;
  • форма общественного сознания.

Разнообразие подходов к изучению политики в современной политической науке позволяет рассматривать политику как многомерное общественное явление. Некоторые исследователи видят многомерность политики в том, что она выступает в единстве грех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, социальными группами).

В качестве наиболее общего определения политики, отражающего ее многогранную социальную природу, можно предложить следующее.

Политика — сфера социальной жизни и деятельности, связанная с отношениями власти-подчинения в обществе, с завоеванием, удержанием, пользованием властью.

В настоящее время сложились два основных понимания политики — как подсистемы общества и как управленческой деятельности.

Стили и типы политики

Политика как управленческая деятельность всегда связана с принятием политических решений. Акторы, участвующие в политической жизни, а также принимающие политические решения, в политологии называются политическими субъектами . К ним относятся народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, индивиды через соответствующие организации и непосредственно.

Процедура принятия политических решений получила название стиля политики .

Основой выделения стилей политики выступают:

1. подходы политического субъекта к решению управленческих задач, которые могут быть:

  • реактивные, характеризующиеся установкой реагирования на ситуацию (политика «латания дыр»);
  • креативные, характеризующиеся предвидением возможного изменения ситуации и творческой активностью, направленной на изменение ситуации в нужном направлении («развивающая политика»);

2. отношения политического субъекта, принимающего политические решения с другими участниками политического процесса, которые могут строиться на основе:

  • принятия управленческих решений путем согласования различных групп интересов;
  • навязывания политических решений другим политическим субъектам.

На выработку стиля политики существенное влияние оказывают:

  • политическая культура «управляющих»;
  • «массовизация» политического процесса, связанная с активизацией различных групп интересов, что затрудняет достижение согласованных решений в отдельных секторах политики;
  • появление различных форм нетрадиционного политического участия, которые противоречат устоявшимся политическим нормам.

В большинстве современных обществ доминирует такой стиль политики, где подход правительства к решению управленческих задач носит скорее реактивный характер, а политические изменения достигаются путем навязывания правительством своих решений вопреки сопротивлению определенных групп интересов.

В политологии выделяют также различные типы политики как управленческой деятельности:

  • директивную, основанную на прямом принудительном насилии. Основной организационный ресурс такой политики — сплоченность и воля «своих», жестко и враждебно противостоящих «чужим». Это — политика силы, где противники стремятся нанести ущерб друг другу, а «побеждает» тот, у кого он оказался меньшим;
  • функциональную, акцентирующую внимание на «правилах игры», учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это — политика компромисса, когда каждый в конечном счете должен получить ровно столько, сколько отдает, а общий и частный «выигрыш» заключается в недопущении «ущерба»;
  • коммуникативную, также основанную на «правилах игры», которые, однако, допускается изменять по ходу дела на заранее оговоренных принципах. Это — политика сотрудничества, которая приводит к общему «выигрышу».

Перечисленные типы политики — это ее «идеальные типы». В реальной политической жизни наблюдается противоречивое их соединение.

(греч. πόλις ) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности - эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции . Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю . С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления . Политика, как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы) в которых формировалась будущая элита.

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э . Аристотелем , который предлагал для него следующее определение: политика - это искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события - хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль . Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  1. Теологическое . В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
  2. Антропологическое . Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
  3. Биологическое . Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал - таких, к примеру, как агрессивность , инстинкт самосохранения , борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц , в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны , революции и другие конфликты , имеющие место в жизни общества .
  4. Психологическое . Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности , интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики . В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд , ассоциировавший природу политики с бессознательным .
  5. Социальное . Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего - по мере роста его сложности и развития социальной стратификации . В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция , которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
    1. Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности . Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики , её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности , обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
    2. Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
    3. Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий , находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами - посредством обычаев , моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти . В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти - анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья - как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

Сущность политики

В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским , военным , судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и , управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика , глобальная или мировая политика) .

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

  1. Субстанциональный . Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Н. Макиавелли, М. Вебера и К. Маркса.
  2. Институционный . Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, В. Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.
  3. Социологический . В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп , реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.
  4. Телеологический . Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска компромиссов , и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов , областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия - с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

Альтернативные определения

  • Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) - интерес ; (дословно - «множество интересов») [ ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;
  • Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
  • Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;
  • Политика - это управление распределением ресурсов;
  • Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти ;
  • Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами , будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;
  • Политика - это участие в делах государства , направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
  • Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;
  • Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
  • Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;
  • Политика - это искусство объединения людей;
  • Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры;
  • Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
  • Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
  • Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
  • Политика - меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Функции политики

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

  1. Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
  2. Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство .
  3. Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
  4. Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.

Структура политики

В политике выделяются субъекты, или акторы - свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты - общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему , политический режим и политические процессы.

Виды политики

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

  1. По целевой сфере общества: экономическая , социальная , научно-техническая, военная и т. п.
  2. По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя .
  3. По содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.
  4. По субъектам: политика мирового сообщества , государства, организации и т. д.

Политические процессы и общество

От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

  • Политическая партия - организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику , политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

Как отмечается международной организацией Оксфэм , «во многих странах имущественное неравенство ведёт к дисбалансам в политической репрезентации отдельных групп общества. Политические и экономические правила и решения благоволят к богатым в ущерб всем остальным» .

Политические системы и идеологии

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

ПОЛИТОЛОГИЯ

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим -древнегреческим философом Аристотелем. Политика затрагивает интересы всех людей.

Политология- одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась в конце 40-х гг. 20 века. Она зародилась в рамках философии. Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в 16 веке. Это связано с работами итальянского мыслителя Н.Макиавелли. На политическую науку влияние оказало публичное право(конституционное и административное).В конце 19 начале 20 века- систематизированное изучение политики. Политология- от древнегреческого политика и учение. Наука о политике.Объект политологии- политическая сфера общественной жизни. Это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.

Политика – от древнегреческого полис- город-государство. Трактат Аристотеля «Политика»- то что относится к государству, государственное дело, искусство управления государством.

Определения политики.

  1. Политика- это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
  2. Политика- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами(классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
  3. Политика- сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
  4. Политика- участие в делах гос-ва
  5. Политика- искусство управления гос-вом
  6. Политика – наука гос.управления.

Политическая наука

Политические отношения соц.субъектов по поводу гос.власти

Установки, интересыц, цели соц.групп и полит.институтов

Д-сть по реализации моде6лей будущего об-ва

Влияние на гос.власть политических сил страны(партий, граждан)

Д-сть по управлению сферами жизни об-ва.

Виды политики:

По сферам об-ва- экономическая, социальная, национальная, научная, экологическая, культурная, военная;

По масштабам- внутренняя и внешняя;

По приоритетам- нейтральная, открытых дверей, компромиссов, нацинального примирения;

По субъектам- государства, мирового сообщества, партии, банка, фирмы.

Политология- это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.


С политологией тесно связаны другие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая география, правоведение.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (5-4 век до н.э.), изложенные в произведениях « Государство», «Законы». К порочным формам гос-ва он относил:

- тимократию – власть честолюбцев;

- олигархию – господство немногих богачей;

- демократию – власть большинства;

- тиранию – власть тирана.

Идеальное государство по Платону – справедливое правление мудрецов. Справедливость. Иерархия: правители- философы, воины- стражи, ремесленники и крестьяне- физический труд.

Аристотель все формы гос-ва разделяет на правильные и неправильные. Правильные- цель гос-ва в общем благе (монархия, аристократия, республика). Неправильные- выгода правителя, а не народа (тирания, олигархия, демократия).

В Древнем Риме в развитие политической мысли внес Цицерон (1 век до н.э.) в работах « О государстве», «Законы». Правовое равенство. Справедливость. Три формы гос-ва: царская власть, власть оптимистов(аристократии), народная власть(демократия). Лучшая форма- смешанная- прочность гос-ва и правовое равенство его граждан.

Средневековые философы- власть- промысел божий.Августин Аврелий(4-5 век). Фома Аквинский (13 век).- сторонник монархии. Два типа монархии: абсолютная и политическая. Политическая предпочтительней.

В эпоху Возрождения итальянец Никколо Макиавелли (15-16 век). Работы «Государь» и « Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила. В политике цель оправдывает средства.Два способа

действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Государь должен уметь пользоваться обоими способами. Макивеллиализм- политика основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормам морали.

В Новое время философы Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гоббс- основоположники теории общественного договора. Гоббс - в работе « Левиафан или материя, форма и власть гос-ва».Могут существовать три формы гос-ва: монархия, демократия и аристократия. Гоббс- защитник монархической власти.

Локк в работе « Два трактата о государственном правлении». Идея праврвого гос-ва- гос-во подчиняется обществу.

Монтескье в работе « О духе законов». Свобода и равенство. « Разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей. (Идею смешанного правления разрабатывали еще Аристотель и Цицерон). Впервые эта идея нашла свое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя и стихийно.

Жан Жак Руссо а произведении « Об общественном договоре или принципы политического права» вводит понятие социальное равенство. Принцип народного суверенитета. Принцип республиканского стороя.

Идеи французских просветителей воплотились в Великой Французской революции 18 века.

Немецкая классическая философия.

Кант (нем. Фил. 18 век). Работы « К вечному миру», « Метафизические начала учения о праве».Автономность личности. Человек- цель, а не средство. Правопорядок. Политика- гармония цели и средства.

Гегель (нем. фил.19 век). Работа «Философия права»- идеалистическая теория государства и права. Учение о свободной воле. Учение о гражданском обществе и правовом государстве. Идеал- конституционная монархия.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций:

- теория народного суверенитета- (17-19 век) на базе теории общественного договора. Согласно этой теории народ- источник власти и ее носитель.

- теория правового государства

- теория разделения властей.

Представители утопического социализма 16-19 века.

Родоначальник- Томас Мор (15-16) в книге « Утопия»(место, которого нет). Общественная собственность на средства производства. Коллективизм, плановое управление хозяйством. Труд- первая потребность, трудовое воспитание. От каждого по способностям, каждому- по потребностям. Социальное равенство, равноправие женщин. Отмирание государства.

Этапы утопического социализма.:

- ранний(16-18) зарождение капитализма и буржуазных революций. Представители: Мор(Англия), Кампанелла(Италия), Уинстенли, Мабли, Мелье, Бабеф (Франция).

Второй этап- 18 век, эпоха Просвещения. Представители: Сен-Симон, Фурье (Франция), Оуэн(Англия).

Третий этап 2-я половина 19 века. Русские революционеры-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Герцен и др. За революцию, демократическую республику, народовластие, крестьянская община.

Марксистская концепция политики.Маркс и Энгельс нем.фил. 19 века.

Борьба за власть;

Базис первичен, а надстройка вторична;

Государство- продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Насилие гос-ва.

Идеологически господствующий класс

Общественное бытие определяет сознание

Политика подчинена экономике, но и влияет на нее.

Политическая мысль России 19-20 веков.

Декабристы. Равенство. Гражданское общество. Прва человека. Республика.

Чаадаев. »Философические письма». Причины отсталости России от европейских стран.

Западники и славянофилы.30-40 гг.19 века.

Славянофилы.Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин. Самобытность России. Сохранение самодержавия.

Западники. Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин. Россия идет по западному пути.

Герцен.50-60 гг. Идея « русского социализма». Через сельскую общину.

Чернышевский. Народно-крестьянская революция.. Народничество.

Анархистско-бунтарское направление. Бакунин. Отрицание любого государства.

Неославянофильство. Религиозная философия. Соловьев.Бердяев.Милюков.

Современные политические учения Запада.

Гумплович. 19 век. «Социология и политика», « Основы социологии», «Борьба рас». Представитель социального дарвинизма. Теория завоевания.

Спенсер . 19 век.позитивистское направление. « Основания социологии». Общество эволюционирует. Социальная обусловленность власти.

Парето и Моска 19-20 век. Итальянские ученые. Теория элит. Моска в работе «Элементы политической науки»- власть всегда должна находиться в руках меньшинства, элиты. Парето «Трактат об общей социологии». Элита и контрэлита ведут между собой борьбу.

Острогорский и Михельс к.19-20 века. Теория олигархизации(бюрократизации) политических партий.

Вебер .19-20 век, немецкий социолог. Теория демократии. Бюрократия.

Американские ученые 20 века. Лассуэлл, Даль, Тоффлер, итальянский Боббио, фр. Крозье. Вопросы власти в условиях перехода к постиндустриальному об-ву.

Всю историю человечества можно разбить на дополитический и политический периоды. Несколько десятков тысяч лет общество в своей организации обходилось без политики. К. Маркс связывал дополитическую организацию общества с отсутствием классов. В доклассовом обществе не было частной собственности, люди жили малочисленными этнообразованиями, связанными кровнородственными связями -- семейными, родовыми, племенными. В ХХ столетии исследования таких ученых как К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль расширили представления о дополитическом периоде истории. В этом обществе люди жили в соответствии с жесткими традициями, которые составляли основу организации. Их организация базировалась на культурных технологиях, в которых получали реализацию жизненные ситуации. Поскольку эти ситуации были связаны с природой и немногочисленными сообществами, они были достаточно просты. В этом обществе еще не было людей в нашем привычном понимании. Люди были носителями функций, имели имена, которые давались им при «совершеннолетии» -- включении в сообщество «взрослых» в результате обряда посвящения. Эти люди не мыслили самостоятельно, у них не было индивидуальной воли и права выбора. Они были в буквальном смысле «винтиками» общественной машины -- организации, которая их запрограммировала социальными ритуалами, табу, снабжала мифологическими догмами, формировала донаучное, дологическое сознание, в котором все объяснялось и все диктовалось для каждого человека -- исполнителя социальной роли. Подобная общественная организация характеризовалась нерасчлененностью, слитностью (синкретичностью) социальных институтов. Они в обществе были еще не нужны и содержались в зародыше. Переход к политической организации представляет собой значительный скачок в изменении общественной формы. Появление политики способствовало развитию человеческой культуры. В обществе создается соответствующая структура, которая делает человека более свободным, осознающим себя и свое бытие, а также более организованным. Итак, политика -- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. По его определению, политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Тогда под политикой понималась вся общественная жизнь. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Социологическая. Характеризует политику через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию.

  • -- экономическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- этическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- стратификационная. Политика - это соперничество определенных общественных групп: классов или наций (марксизм) или заинтересованных групп (А.Бентли, Д.Трумэн), обеспечивающих в современном демократическом государстве баланс, равновесие общественных интересов.
  • -- правовая. Политика - это специализированная деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность (теории «Общественного договора» Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта).

Субстанциональная. Раскрывает первооснову, «ткань», из которой состоит политика.

  • -- властная. Политика - это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование (М.Вебер).
  • -- институциональная. Политика - это деятельность государства, а также партий и других ассоциаций и объединений.
  • -- антропологическая. Политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека (Аристотель).
  • -- конфликтно-консенсусная. Политика - это деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов (М. Дюверже, С.Ф. Хантингтон).
  • -- отношение «друзья-враги». Политика - это любая общественная деятельность, в которой люди взаимодействуют как друзья и враги.

Процессуальная - раскрывает динамический, процессуальный характер политики.

  • -- деятельностная. Политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.
  • -- телеологическая. Политика - это деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
  • -- системная. Политика - относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, целостность, отграниченная от окружающей среды (остальных областей общества) и находящаяся с ней в непрерывном взаимодействии.

Натуралистическая трактует политику как совокупность природных факторов.

  • -- географическая. Трактует политику как совокупность природных факторов.
  • -- биологическая. Политика есть инструмент управления животными инстинктами человека.
  • -- психологическая. Политика - это деятельность людей, детерминированная их стремлением к власти и богатству.

Теологическая - политика как проявление божественной воли.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.