Меню

Кому на руси жить хорошо анализ поэмы. Анализ поэмы "кому на руси жить хорошо"

Проблемы

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершинное произведение творчества Н.А. Некрасова. Он долго вынашивал замысел этого произведения, четырнадцать лет работал над текстом поэмы (с 1863 по 1877 год). В критике принято определять жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея. Произведение это не закончено, однако, несмотря на сюжетную незавершенность, в ней воплощено глубокое социальное значение.

Поэма состоит из четырех глав, объединенных сюжетом о том, как мужики поспорили: кто на Руси счастлив. Среди возможных вариантов поиска счастливых были такие: помещик, чиновник, поп, купец, боярин, министр и сам царь. Однако от встречи с некоторыми категориями «счастливцев» мужики отказались, так как на самом деле их (как и автора) интересовал вопрос о народном счастье. Расположение последних трех частей тоже в распоряжениях автора осталось не до конца проясненным.

Сюжет поэмы выдержан в форме путешествия. Подобное построение помогает включать различные картины. Уже в Прологе звучит тонкая ирония писателя по поводу российской действительности, выраженная в «говорящих» названиях деревень («Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож»).

В поэме сильны разговорные интонации. Текст ее наполнен диалогами, риторическими вопросами и восклицаниями, анафорическими повторами («В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай», «Как село солнце красное, Как вечер наступил...»), повторами внутри строк («Ой, тени! Тени черные!»). Представленные в поэме небольшие пейзажные зарисовки тоже выполнены как стилизации под фольклор: «Уж ночь давно сошла, Зажглися звезды частые В высоких небесах. Всплыл месяц, тени черные Дорогу перерезали Ретивым ходокам». Многочисленные инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения, упоминание образов из русских народных сказок («Ну! Леший шутку славную Над нами подшутил!») и даже загадки («Без тела - а живет оно, Без языка - кричит!» (эхо)) - все эти художественные детали также придают поэме фольклорную окрашенность.

Н.А. Некрасову нужен данный художественный эффект для того, чтобы подчеркнуть, что главным героем произведения является народ. Не случайно в романе так много русских народных имен.

Мечты мужиков о счастье просты, требования к радостям жизни реальны и обыкновенны: хлеб, водочка, огурчики, квас да горячий чай.

В поисках счастья мужики обращаются к птичке: «Ой ты, пичуга малая! Отдай свои нам крылышки, Все царство облетим, Посмотрим, поразведаем, Попросим - и дознаемся: Кому живется счастливо, Вольготно на Руси?». В этом тоже проявляется следование народнопоэтической традиции. В древности способность птиц летать, переноситься на большое расстояние расценивалась как наличие у них сверхъестественных сил, особая близость к Богу. В связи с этим просьба мужиков к птице одолжить крылышки подчеркивает символический план восприятия темы: справедливо ли устроено царство. Традиции народной сказки воплощает в поэме образ скатерти самобранной: «Эй, скатерть самобраная! Попотчуй мужиков!

По вашему хотению, По вашему велению, Все явится тотчас». Образ дороги в поэме подчеркивает необъятные просторы России, что еще раз подчеркивает необъятные просторы России, что еще раз свидетельствует о важности поднимаемого автором вопроса: как живут жители огромной, наделенной природными богатствами страны?

Еще одним жанром русского фольклора, к которому Н.А. Некрасов обращается в поэме, является заговор: «Ты, вижу птица мудрая, Уважь - одежу старую На нас заворожи!» Таким образом, произведение подчеркивает еще и духовный потенциал народа, причудливое переплетение христианского и языческого начал в его миропонимании. Сказочная форма помогает автору несколько завуалировать остроту понимаемых им социальных проблем. По мнению Н.А. Некрасова, вопросы спорные должны решаться «по разуму, по-божески».

Рисуя перед читателем галерею социальных типов, Н.А. Некрасов начинает с попа. Это закономерно, ведь служитель церкви должен, по логике вещей, лучше всех понимать идею божественного мироустройства и социальной справедливости. Не случайно мужики просят отвечать попа «по совести, по разуму», «по-божески».

Оказывается, поп просто несет свой крест по жизни и счастливым себя не считает: «Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Болящий, умирающий, Рождающийся в мир Не избирают времени: В жнитво и в сенокос, В глухую ночь осеннюю, Зимой, в морозы лютые, И в половодье вешнее Иди

Куда зовут!» Попу доводилось видеть и слышать всякое, поддерживать людей в самые трудные моменты жизни: «Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипение, Надгробное рыдание, сиротскую печаль». Рассказ попа поднимает проблему счастья с социального уровня восприятия до философского. Покой и почет попу и не снятся. А былое богатство приходов с началом распадения дворянских гнезд утрачивается. Поп не видит и духовной отдачи от своей миссии (еще хорошо, что в данном приходе две трети населения живет в православии), а в других - одни раскольники). Из его рассказа мы узнаем о скудности крестьянской жизни: «Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы, Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные, Господь, прибавь им сил! С таких трудов копейками Живиться тяжело!»

Однако у крестьянина иной взгляд на поповское житье: один из мужиков знает об этом хорошо: «три года он жил у попа в работниках и знает, что у того каша - с маслицем, пирог-с начинкою.

Есть у Н.А. Некрасова в произведении и оригинальные поэтичные находки в области изобразительно-выразительных средств языка («...облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам», «Земля не одевается Зеленым ярким бархатом И, как мертвец без савана, лежит под небом пасмурным Печальна и нага»).

На народные житье на Руси проливает свет сцепа ярмарки в богатом торговом селе Кузьминском. Везде - грязь. Примечательна одна деталь: «Дом с надписью: училище, 11устой, забитый наглухо. Изба в одно окошечко, с изображеньем фельдшера, Пускающего кровь». О народном образовании и здравоохранении в государстве никто не печется. Н.А. Некрасов рисует пестро одетую крестьянскую толпу. Вроде бы от этой картины должно быть праздничное настроение. Однако сквозь эту обстановку нарядности и кажущегося благополучия явственно проглядывает темное крестьянское самосознание. Злющая старообрядка со злобой угрожает народу голодом, видя модные наряды, так как, по ее мнению, ситцы красные собачьей кровью крашены. Сетуя на необразованность мужиков, Н.А. Некрасов с надеждой восклицает: «Эх! эх! придет ли времечко, Когда (приди, желанное!..) Дадут понять крестьянину, Что розь портрет портретику, Что книга книге розь? Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого - Белинского и Гоголя С базара понесет?»

Ярмарочное веселье заканчивается пьянством и драками. Из рассказов баб читатель узнает, что многим из них дома тошно, как на каторге. С одной стороны, автору обидно смотреть на это беспробудное пьянство, а с другой - он понимает, что лучше уж пусть мужики пьют и забываются между часами тягостного труда, чем понимают, куда уходят плоды их работы: «А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!»

Из рассказа о Якиме Нагом мы узнаем о судьбе людей, которые пытаются отстаивать свои права: «Яким, старик убогонькой, живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся». Спасая картины, Яким во время пожара потерял деньги: сохранение духовности, искусство для него выше, чем бытовое.

В ходе развития сюжета поэмы читатель узнает о социальном неравенстве и социальных предрассудках, которые Н.А. Некрасов беспощадно бичует и высмеивает. «У князя Переметьева Я был любимый раб. Жена - раба любимая, А дочка вместе с барышней Училась и французскому, И всяким языкам, Садиться позволялось ей В присутствии княжны...»,

Заявляет дворовый.

Самым забавным в его монологе является то, что он считает, что болен почетной болезнью - подагрой. Даже болезни в России разделены по классам: мужики хворают хрипотой и грыжею, а привилегированные классы подагрой. Дворянской болезнь считается потому, что, чтобы получить ее, нужно пить дорогие вина: «Шампанское, бургонское, Токайское, венген-ское Лет тридцать надо пить...». С восхищением пишет поэт о подвиге мужика Ермила Гирина, который держал сиротскую мельницу. Мельницу выставили на торги. Ермил стал за нее торговаться с самим купцом Алтынниковым. Денег у Гирина не хватало, на базарной площади крестьяне дали ему в долг. Вернув деньги, Ермил обнаружил, что у него остался рубль. Тогда мужик отдал его слепым: чужого ему не нужно. Безукоризненная честность Ермила становится достойным ответом на то доверие, которое оказал ему народ, собрав для него деньги: «Наклали шляпу полную Целковиков, лобанчиков, Прожженной, битой, трепаной Крестьянской ассигнации. Ер-мило брал - не брезговал И медным пятаком. Еще бы стал он брезговать, Когда тут попадалася Иная гривна медная Дороже ста рублей!»

Ермил работал писарем в конторе, охотно помогал крестьянам писать челобитные. За это его выбрали бурмистром. Работал он исправно: «В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил...».

Единственное прегрешение его состояло в том, что он по-выгородил от рекрутчины своего меньшого брата Митрия. Да потом замучила его совесть. Сначала хотел Ермил повеситься, потом сам просил его судить. Наложили на него штраф: «Штрафные деньги рекруту, Часть небольшая Власьевне, часть миру на вино...». Наконец, в рассказ о Ермиле Гирине вступает седовласый поп, который подчеркивает, что почет, который имел Гирин, куплен не страхом и деньгами, а «строгой правдою, Умом и добротой!» Так вырисовывается в поэме образ народного заступника - человека честного и порядочного. Однако в итоге выясняется, что Ермил после народного бунта сидит в остроге. Важную содержательную функцию в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играют фамилии: Гирин звучит веско и надежно, а вот фамилии помещиков (Обрубков, Оболт-Оболдуев) свидетельствуют об их ограниченности и несостоятельности поддержать русский народ.

Помещик на Руси тоже, как оказывается, не чувствует себя счастливым. Когда Оболт-Оболдуев рассказывает о своем"родовом дереве, мы узнаем, что подвиги, которые совершили его предки, едва ли можно назвать таковыми. Один из них получил грамоту за то, что тешил государыню в день царских именин. А князь Щепин с Васькой Гусевым вообще были преступниками: пытались поджечь Москву и ограбить казну. Описывает Н.А. Некрасов и ту часть жизни помещиков, которая составляет былую красоту помещичьих домов с оранжереями, китайскими беседками и английскими парками, традиции псовой охоты. Однако все эго осталось в прошлом: «Ой ты, охота псовая! Забудут все помещики, Но ты, исконно русская Потеха! Не забудешься Ни во веки веков! Не о себе печалимся, Нам жаль, что ты, Русь-матушка, С охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид!»

Оболт-Оболдуев тоскует о времени крепостничества, вспоминая, как несли ему и его семье сверх барщины гостинцы добровольные. Н.А. Некрасов показывает, что помещики оказались в непростом положении: они привыкли жить чужим трудом и не умеют ничего делать.

Об этом рассказывает Оболт-Оболдуев в"своей исповеди: «Трудись! Кому вы вздумали Читать такую проповедь? Я не крестьянин-лапотник - Я божиею милостью Российский дворянин! Россия - не неметчина, Нам чувства деликатные, Нам гордость внушена! Сословья благородные У нас труду не учатся. У нас чиновник плохонький И тот полов не выметет, Не станет печь топить...Скажу я вам, не хвастая, Живу почти безвыездно В деревне сорок лет, А от ржаного колоса Не отличу ячменного, А мне поют: «Трудись!»

Глава «Крестьянка» посвящена положению русской женщины. Это сквозная тема в творчестве Н.А. Некрасова, что свидетельствует о важности ее в писательском мировоззрении. Главная героиня - Матрена Тимофеевна (осанистая женщина лет тридцати осьми). Рисуя ее портрет, автор любуется красотой русской крестьянки: «Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла». На вопрос мужиков о счастье женщина сперва вообще отказывается отвечать, говоря, что идет рабочая страда. Однако мужики соглашаются помочь ей жать рожь, и Тимофеевна все-таки решается рассказать о себе. До замужества жизнь у нее была счастливая, хотя и проходила в трудах (приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, утяточек пасти, собирать грибы и ягоды). Глава перемежается народными песнями. В замужестве терпела Матрена и побои, и колкости мужниной родни.

Вся жизнь крестьянки проходит в тяжелом труде, в попытке разделить время между работой и детьми: «Неделя за неделею, одним порядком шли, Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться Да лоб перекрестить Поешь - когда останется От старших да от деточек, Уснешь - когда больна...». Однообразие, невозможность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить ее в нескончаемых трудах - вот удел русской женщины низших сословий в России.

Вскоре потеряла Матрена родителей и ребенка. Покоряясь во всем свекрам, Тимофеевна живет, по сути, ради детей. Ужасающей темнотой, дремучим суеверием пахнет рассказанная ею история о том, как какая-то странница велела по постным дням не кормить молоком грудных детей. Вспоминается тут странница Феклуша из пьесы А.Н. Островского «Гроза» со своими глупыми небылицами. Из данного сопоставления вырисовывается общая картина нравов, бытующих в России. Красноречиво свидетельствует о темноте и невежестве описанная в поэме сцена, когда в голодный год женщину убивают кольями только за то, что она рубаху чистую надела в рождество. По народным приметам, это ведет к неурожаю.

Однажды Тимофеевна приняла наказание розгами за сына, не уберегшего овцу от волчицы. Описывая эту историю, Н.А. Некрасов с восхищением пишет о силе и бескорыстии материнской любви. Тимофеевна - типичная русская женщина, у которой «потупленная голова» и гневное сердце. Подчеркивая силу характера героини, Н.А. Некрасов показывает ее и в минуты слабости: Матрена подобно Аленушке со знаменитой картины художника В.М. Васнецова идет на речку, садится на серый камушек ракитова куста и рыдает. Еще один выход для женщины - молиться.

Описание трудной жизни крестьянки приоткрывает завесу над общей картиной народной жизни в России. Голод, нужда, рекрутчина, необразованность и отсутствие квалифицированной медицинской помощи - вот в каких условиях находится русское крестьянство. Не случайно плач и слезы - наиболее часто употребляющиеся мотивы в поэме.

Вставным сюжетом является фрагмент главы под названием «Савелий, богатырь святорусский» о том, как взбунтовавшиеся работники закопали хозяина. Потом выпала Савелию каторга, поселение, лишь в старости смог вернуться он в родные места.

В главе «Последыш» старик Влас рассказывает о своем помещике, который постоянно бранил крестьян, не понимая, что работают они уже не на барской, а на своей полосе. Барин издает абсурдные приказы, под которыми все смеются. Не сразу народ понимает, что барин сошел с ума. Однажды не вытерпел мужик Агап и отругал самого барина. Постановили в присутствии помещика «за дерзость беспримерную Агапа наказать». Однако на деле наказание это оборачивается фарсом: бурмистр Клим отводит Агапа в конюшню, ставит ему штоф вина и велит кричать и стонать, чтобы барин слышал: «Как из конюшни вынесли Его мертвецки пьяного Четыре мужика, Так барин даже сжалился: «Сам виноват, Агапушка!»

Он ласково сказал». Эта сцена красноречиво свидетельствует о том, что безвозвратно прошло время дворянского владычества. Эту же мысль подчеркивает сцена смерти старого князя в финале главы: «Крестьяне пораженные Переглянулись... крестятся... Вздохнули... Никогда такого вздоха дружного, Глубокого-глубокого Не испускала бедная Безграмотной губернии Деревня Вахлаки...».

Глава «Пир - на весь мир» подвергалась серьезной цензурной правке. Перед ней есть посвящение С.П. Боткину - известному врачу, лечившему Н.А. Некрасова.

Наиболее ярким эпизодом главы является фрагмент «Про холопа примерного - Якова верного». В нем ставится проблема холопства. «Люди холопского звания - Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа», - пишет Н.А. Некрасов. Поэт убедительно показывает, что некоторым крестьянам даже нравится чувство холопства. У них так прочно выработана рабская психология, что им даже нравится унижение: «Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать».

Помещик же в ответ на заботы Якова платил черной неблагодарностью. Он даже не разрешил его племяннику Грише жениться на любимой девушке и сослал в рекруты. Обиделся Яков, отвез барина в Чертов овраг, но не учинил расправы, а сам повесился на глазах у хозяина. Всю ночь пролежал безногий барин в овраге, видя, как вороны клюют тело мертвого Якова. Утром его нашел охотник. Вернувшись домой, барин понял, какой грех он совершил.

Еще одним важным образом в поэме является образ народного заступника Гриши Добросклонова. Лишь ему в поэме улыбнулось изведать счастье. Гриша еще молод, но «лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка». Сочиненная юным поэтом песня «Русь» есть подлинный призыв к революционному переустройству мира: «Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!» Таким образом, Н.А. Некрасов как поэт-гражданин убедительно показывает, что счастье состоит в служении другим людям, в борьбе за народное дело. «Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» - восклицает герой. В образе Г. Добросклонова Н.А. Некрасов воплотил собирательный образ революционера, молодого человека, способного посвятить жизнь борьбе за светлое будущее России.

Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма, но стоит заметить интересный факт, что некоторые замыслы и зарисовки будущей поэмы автор начал создавать ещё задолго до непосредственного написания самой поэмы.

Один из великих русских писателей, считал данное произведение одной из своих самых любимых работ, так как в ней ему удалось описать жизнь целых крестьянских семей, и людей, которым пришлось жить в то время. Он смог вложить в данную поэму историю жизни нескольких лет.

К сожалению, автор не успел закончить свою поэму до конца своей жизни, и поэтому поэма так и осталась не законченной, но в этой незаконченности есть некий внутренний смысл, вот только автор об этом так и не узнал.
После ухода писателя, издатели которым пришлось выпускать эту поэму пришлось довольно не легко, так как очень тяжело было определить в какой последовательности выпускать данное произведение.

Некрасов Николай Алексеевич не успел сложить поэму воедино, соединив её в правильной последовательности. Задача была решена лишь тогда, когда на помощь пришел другой великий русский писатель и смог после нескольких месяцев работы по архивам Некрасова собрать всё воедино, уж очень им хотелось, чтобы поэма вышла в память об Николая Алексеевиче.

Сюжет данного произведения по сути своей довольно прост, встречаются на дорожке несколько мужчин, которые договариваются и решают идти в путешествие на поиски по-настоящему счастливого человека, которого по их мнению очень сложно встретить в этой жизни. Ведь в то время, очень тяжело жилось большинству людей страны.
Удивило практически всех критиков и специалистов в области литературы, то что автору удалось в одной поэме охватить не одну, и даже не две, а довольно масштабное количество различных направлений и житейских историй.

Вот только одним неоднозначным вопросом в произведении становиться то, что сложно и непонятно определить, кто же является главным героем поэмы, потому что в произведении у каждого героя своя определенная роль и задача, которую они полностью выполняли.

Очень интересным фактом становиться и то, что автор задевает все проблемы, которые довольно открыто обсуждаются в исторических данных тех времен.

Сейчас читают:

  • Сочинение Сила воли и мужество человека

    Все люди обладают силой собственной воли от которой и зависит мужество определенного человека, но не всем удается свести во едино эти оба качества, так как для этого нужно очень большое желание и определенные навыки,

  • Тема свободы в поэме Мцыри 8 класс сочинение

    Поэма «Мцыри» является романтическим произведением с достаточно простым сюжетом. В ней рассказывается о юноше, который всю свою прожил пленником и его стремление к свободе. И оно понятно, так как он родился на свободных просторах и должен

  • Человек ежедневного контактирует с окружающими его людьми. Помогает им в чем-то, ссорится или мирится, дает советы, говорит обидные слова, учится у них чему-то новому. И каждый поступок окружающих нас людей откладывается в нашем сознании и сердце

  • Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс

    Шишкин, является очень талантливым художником, который в основном работал в пейзажном стиле, и нужно отметить, что в этом жанре он сумел достичь очень больших успехов. Все его работы вызывают у зрителей очень большой интерес и неподдельное восхищение,

  • Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова сочинение

    Много лет охватывает роман Толстого «Война и мир». Много происходит событий, значимых для страны. И многое переживают его герои. Терпят они и внутренние перемены и перемены в жизни. И война, и мир происходят как в стране, так и внутри их.

  • Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов сочинение

    Чтобы полностью раскрыть в своем романе явление "обломовщины", Гончаров создает образ Андрея Штольца, противоположности Ильи Обломова. Штольц - друг детства главного героя. Его жизнь полна движения. Он часто путешествует, ведет множество дел,

Отмена крепостного права 1861 года вызвала волну противоречий в российском обществе. Н.А. Некрасов тоже откликнулся на споры «за» и «против» реформы своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо», рассказывающей о судьбе крестьянства в новой России.

История создания поэмы

Задумывал поэму Некрасов еще в 1850-х гг., когда хотел рассказать обо всем, что ему известно о жизни простого русского нарда – о жизни крестьянства. Основательно работать над произведением поэт начал в 1863 г. Смерть помешала Некрасову закончить поэму, вышло 4 части и пролог.

Долго исследователи творчества писателя не могли определиться, в какой последовательности должны печататься главы поэмы, так как Некрасов не успел обозначить их очередность. К. Чуковский, досконально изучив личные записи автора, допустил такой порядок, какой известен современному читателю.

Жанр произведения

«Кому на Руси жить хорошо» относят к различным жанрам – поэма-путешествие, российская Одиссея, протокол всероссийского крестьянства. Автор дал собственное определение жанру произведения, на мой взгляд, самое точное – поэма-эпопея.

Эпопея отражает бытие целого народа в переломный момент его существования – войты, эпидемии и проч. Некрасов показывает события глазами народа, использует для придания большей выразительности средства народного языка.

Героев в поэме множество, они не скрепляют собой отдельные главы, а логически соединяют сюжет в одно целое.

Проблематика поэмы

Повествование о жизни русского крестьянства охватывает широкий масштаб жизнеописания. Мужики в поисках счастья путешествуют по России в поисках счастья, знакомятся с различными людьми: священником, помещиком, нищими, пьяными балагурами. Празднества, ярмарки, сельские гуляния, тяжесть труда, смерть и появление на свет – ничто не укрылось т взгляда поэта.

Главный герой поэмы не определен. Семеро путешествующих крестьян, Гриша Добросклонов – больше всего выделяется среди остальных героев. Однако основным действующим лицом произведения является народ.

В поэме отражены многочисленные проблемы русского народа. Это и проблематика счастья, проблема пьянства и морального разложения, греховности, свободы, бунта и терпимости, столкновения старого и нового, сложной судьбы русских женщин.

Счастье понимается героями по-разному. Самым важным для автора является воплощение счастья в понимании Гриши Добросклонова. Отсюда вырастает основная идея поэмы – истинное счастье реально только для человека, думающего о благе народном.

Заключение

Хотя произведение незакончено, оно считается цельным и самодостаточным по выраженности основной идеи автора и его авторской позиции. Проблематика поэмы актуальна по сей день, поэма интересна современному читателю, которого привлекает закономерность событий истории и мировоззрения русского народа.

В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Долгожданная отмена крепостного права принесла свободу крестьянам. Но стал ли народ жить хорошо и счастливо? Вот основной вопрос поэмы, на который пытается ответить Некрасов.

Поэма создавалась в течение 14 лет и была завершена в 1877 году. Поэту не удалось довести до конца задуманное – он умер. Сам Некрасов определил жанр произведения – поэма-эпопея. Сюжет очень простой – семеро мужиков решили выяснить независимо друг от друга, как живётся на Руси. Они отправились в разные стороны.

Встречаются с разными людьми - поп, помещик, нищий, пьяница, торговец. И говоря современным языком, «берут у них интервью». Главное действующее лицо поэмы – русский народ. Мужики наделены общими чертами, нет портретного описания. Образ их собирательный, любой человек из народа вполне мог подойти под описание одного из семи мужиков.

Какие же проблемы могут быть у свободного теперь народа? Житейские – пьянство, человеческие грехи, проблема свободы и бунта. Некрасов первым обозначил проблемы русской женщины. И самая главная проблема – проблема счастья. Каждый её понимает по-своему. Для попа и помещика счастье – это личное благосостояние, почёт, денег побольше.

У мужика своё счастье - это череда несчастий. То медведю в лапы попался, то на службе попал под горячую руку начальника. Главный ответ на вопрос о счастье даёт Гриша. Это и есть главная мысль поэмы – счастлив тот, кто живёт не ради себя, а ради общества. Не напрямую, но Григорий призывает всех любить свой народ и бороться за его счастье.

Поэма и актуальна в наши дни. Юридически русский народ свободен. Но счастлив ли он от того, что видит вокруг себя. Если бы отправить тех семь человек в разные стороны, чтобы они увидели? Заброшенные колхозные поля, полуразрушенные дома в деревнях. После войны так не жили. Закрытые почты и школы, детские садики, медпункты (оптимизация здравоохранения), полное отсутствие работы в деревнях, поголовное пьянство, приводящее к смертоубийствам. Молодежь не хочет возвращаться в деревни.

Мужики, как и в былые времена, отправляются на заработки в далёкие края, не видят семьи, не принимают участия в воспитании детей. Они предоставлены сами себе, чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Расстреливают в школах учителей и своих одноклассников.

Так кому же на Руси жить хорошо? Вопрос так и остаётся без ответа.

Вариант 2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» появилась, как раз во время отменены крепостного права. Автор работал над ней около десяти лет. Конечно же, он не успел ее дописать, но все равно она является законченной. Некрасов не смог остаться в стороне. После него его дописывали и собирали материал лучшие друзья и родственники. Многим читателям очень даже нравится данная поэма и до сегодняшнего времени остается популярной и знаменитой. Хотя данное произведение является тяжелым для восприятия и не многие могут его понять с первого раза. И для того чтобы понять его смысл, нужно сделать анализ.

Началась поэма с того, что на столбовой дорожке встретилось несколько мужиков. Вот только читатели не знают характера каждого из них. Но все равно у них прослеживается упорство в том, что они не собираются соглашаться с чужим мнением, а стараются отыскать свою правду. Все остальные жители деревни описаны здесь немного подробнее. Каждый из них начал рассказывать, как живется тому или иному человеку на Руси. Конечно, сколько человек столько и мнений и поэтому постепенно разговор перешел в спор.

В итоге они ни к чему не пришли, ведь каждый человек остался при своем мнении. А для того чтобы отыскать ответ на этот вопрос они решили отправиться путешествовать по всему миру. На пути они встречают разных людей, и каждый новый человек рассказывает про свою жизнь. Они встречаются сначала в батюшкой, он рассказывает о своей жизни. Дальше они встречают пьяницу, у которого имеются свои взгляды на жизнь. После этого они встречаются с нищим человеком, который обижается на жизнь, ведь она у него несладкая.

Автор впускает читателя с жизнью каждого из людей, которые встречаются поэме. Бедному человеку порой бывает очень тяжело работать и достать себе копейку на жилье. А вот барин вообще ни о чем не заботиться, ведь у него все есть, да и денег полные карманы.

Многим может показаться, что здесь нет ничего сложного, да воспринимается она легко и просто, но на самом деле это не так.

Среди всех мужчин именно Гриша отыщет ответ на этот вопрос. Кроме этого ему удастся отразить все, что людей ожидает в будущем.

В самых тяжелых или непростых ситуациях весь народ объединяется и тогда решение приходит само собой, да и справиться с этими проблемами бывает намного проще, чем раньше. Помещик не дает покоя никому в этой деревне и когда он умирает, то все просто облегченно вздыхают.

Часто в народе встречаются и проблемы, которые они решают вместе. Частенько в деревне происходят пьянки, люди делятся друг с другом счастливыми моментами.

Гриша всегда жалел свою мать, которой часто доставалось от своего мужа. А когда он вырос, то стал жалеть родину, в которой живет. Он верит в то, что если человек будет думать не о себе, а о других людях, то вскоре станет счастливым человеком. Он всегда любил свой народ и делал все для того чтобы защитить его во всем и всегда и решать их проблемы.

В конце можно понять, что, не смотря на то, что произведение является неоконченным, но все равно представляет большую литературную ценность. И на сегодняшний день она актуальна.

Кому на Руси жить хорошо - Анализ

В 1861 году в России наконец была осуществлена реформа - отмена крепостного права. Всё общество было крайне оживленно данным известием. Однако, несмотря на данную царем свободу, многие люди всё же задавались вопросом: "А счастлив ли народ после произошедших реформ?" и "Наблюдается ли в обществе подлинная свобода?". Горячо любивший простой люд Некрасов, несомненно, не мог проигнорировать такое важное событие как падение крепостничества. Спустя два года после выхода манифеста, он берётся за написание поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Она показывает жизнь российского народа после произошедших реформ. Это творение Некрасова считается наиболее значительным - оно и в современности пользуется огромной популярностью. На первый взгляд читатель может выявить что сюжет произведения незамысловат и примитивен, но произведение это является очень витиеватым для восприятия. По этой причине разумным будет провести анализ поэмы - с помощью него можно вникнуть в глубокий смысл произведения, определить поднятые в нём проблемы.

"Кому на Руси жить хорошо" - произведение, которое создавалось литератором Николаем Некрасовым в период 1863 и 1877 год. Как свидетельствуют его близкие люди и современники, идея, замысел появился у Некрасова еще в середине ХIX века. Талантливый поэт ставил своей целью вложить в поэму абсолютно всё что ему известно о народе, всё что он слышал от него. Но завершить произведение у Некрасова не получилось ввиду кончины, вышло лишь несколько частей произведения с прологом.

На плечи издателя поэмы легла тяжелая задача - решить, какую последовательность будут иметь части поэмы, ибо у Николая Некрасова они не были объединены в одно целое. Чуковский разобрался с этой проблемой, проанализировав работы писателя, он пришел к мнению, что лучше всего будет печатать разрозненные части в таком виде, в каком они представлены нынешнему читателю.

Существует множество споров, о том к какому жанру относить поэму. Это по мнению людей и поэма-путешествие и Русская Одиссея, существует и другие определения. Всё же подавляющее большинство критиков единогласно твердят, что "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. Эпопеей творение называется потому что отображает быт целого народа, в определенный важный период истории - войны, различные социальные катаклизмы. Литератор Некрасов описывает всё с позиции народа и прибегает к фольклору, для показания народного отношения к проблеме. Как правило, эпопея вмещает в себя много героев, которые образуют сюжет.

  • Особенности языка повести Левша Лескова

    Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.

  • Анализ комедии Гоголя Ревизор

    Предметом для повествования в комедии «Ревизор» Гоголь выбрал жизнь чиновника в России. Писатель всячески подвергает сатире присущие этой жизни нравы.

  • Анализ произведения Песня о Буревестнике Горького сочинение

    Целая буря разыгрывается в строках «Песни о буревестнике» М. Горького. Они полны эмоций и чувств. А главное – в них автор представляется смелого и независимого лирического героя