Меню

Инь и янь значение мужское и женское. Успешное использование символа инь-янь в вашем доме

Гидроизоляция

Тату Инь-Ян начала набирать популярность еще на заре современной тату-культуры. Этот символ выражает идею мироздания, сочетания всех сторон жизни и будто бы намекает, как достичь гармонии в жизни. Идея дуализма (противопоставление двух разных начал) распространена не только в китайской философии, но и в буддизме, индуизме и других восточных религиях, из-за чего тату с Инь-Янь набивают сторонники философского мышления по всему миру. В данной статье вы узнаете не только «перевод» знака, но и его историю, значение в татуировке и идеи изображения в эскизе для тату.

История и символика знака Инь-Янь

Популярный в тату-культуре знак Инь-Ян походит из древней китайской мифологии (хотя существует мнение, что он был заимствован у буддистов). Суть этого символа в объединении двух противоположностей, что порождает гармонию. Они борются между собой, но при этом дополняют друг друга и создают равновесие.
Инь - черного цвета, является воплощением женского начала и в то же время всего негативного, темного: зла, ночи, луны, мрака, холода, пассивности, четных чисел, смерти и земли. Янь - белого цвета, символизирует положительные и светлые вещи: добро, день, свет, тепло, активность, нечетные числа, жизнь и солнце. Следует отметить, что Инь не полностью негативная часть, ведь она также означает плодородие, гармонию человеческих отношений.

Две части символа заключены в круг - символ бесконечности. Это означает, что противостояние будет продолжаться вечно. Древний Генон считал, что Инь-Янь - это графическое изображение мирового вихря, который закружил противоположности и объединил их воедино, создав вечное движение.
Нетрудно заметить, что внутри символа есть некий сакральный центр. В нем нет никакого движения, борьбы или страданий, лишь пустота.
Каплевидная форма также имеет свой философский смысл. Она символизирует воду, живительную влагу, без которой невозможно все живое. Точка в центре каждого из символов в тату Инь-Янь имеет два значения. С одной стороны, это нейтральная точка отсчета без страстей, борьбы и событий, начало всей структуры. По другим источникам, она означает, что нет ничего идеального или абсолютно негативного, в каждой из частей есть вкрапление противоположности.

В популярном восточном искусстве Фэн-шуй борьба заключается в сражении двух различных видов энергии. При этом они порождают друг друга и просто не могут существовать самостоятельно. Это соединение становится началом всего живого, формирует жизнь. Главное условие - гармония; если соотношение сил меняется, вся структура разрушается. То, что соединение двух частей показано волнистой линией, символизирует неоднозначность, бесконечные изменения.

Как переводится тату Инь-Янь? Значение в тату-культуре

Указанный знак всегда целостный и неделимый, благодаря притяжению противоположностей. Он создает гармонию в мире, мировое единство, помогает справляться с противоречиями и жизненными неурядицами, укрепляет внутренние силы человека и дарит чувство уверенности в завтрашнем дне. Именно это главное влияние знака Инь-Янь в тату на теле человека.
Часто такую tattoo набивают люди, склонные философствовать или интересующиеся восточной культурой. Нередко изображение призвано помочь сделать важный выбор, стать путеводителем в жизненном пути. Реже рисунок набивают неуверенные в себе личности с не сформировавшимся характером - дабы найти себя.
Значение татуировки Инь-Янь может заключаться в том, что человек показывает свое желание или умение чувствовать радость и быть счастливым от жизни независимо от того, какой полосой (черной либо белой) ему сейчас приходится довольствоваться. В какой-то мере рисунок является частью душевного покоя и самопознания, выражает оптимизм.
В европейской культуре, да и во всем мире тату воспринимается точно так же, как и в восточной. Стоит отметить, что татуировка является указанием человека, для которого очень важна духовная жизнь, причем абсолютно неважна его религиозная принадлежность.

Расположение эскиза на теле

Размещение рисунка зависит от его размера. Влияет и форма: круглый знак не всегда удачно выглядит на спине, икре или запястье. Мастера рекомендуют набивать Инь-Ян на груди (мужчинам), руке (как плече, так и предплечье), шее, лопатке. Эскизы в стиле акварель оригинально выглядят на щиколотке или стопе.
Люди, связанные с восточной культурой, зачастую ориентируются на учение о психоэнергетических центрах тела человека. Считается, что расположение татуировки Инь-Янь на шее (чакра Вишудха) будет символизировать гармонию между мыслями и словами, побуждениями и действиями, правдивость, честность. Татуировка, размещенная на груди (чакра Анахата), позволит эмоционально раскрепоститься. Это связано с тем, что чакра Анахата влияет на наши чувства(ее также называют чакрой любви или сердечной), а тату усилит ее действие.

Цвета для татуировки

В большинстве случаев эскизы выполняются в классическом черно-белом варианте, хотя можно встретить и цветное тату Инь-Янь. Последний вариант подразумевает стилизованное оформление рисунка. Можно соединить огонь и воду, день и ночь, белую и черную кошек, траву и солнце и т. д., то есть оригинально обыграть идею символа и сделать его более конкретным.

Значение тату Инь-Янь для мужчин и для девушек

Татуировка имеет одинаковое значение как для парней, так и для девушек. Стоит лишь отметить, что стилизованные и цветные варианты встречаются чаще у женщин. Девушки также склонны размещать эскиз на запястье, тогда как мужчины предпочитают плечо или лопатки. Среди женщин нередко встречаются ажурные тату Инь и Янь, а также эскизы, украшенные растительным либо цветочным орнаментом.

Стили для татуировки

Сегодня один из самых популярных вариантов стилевого решения для тату с символом Инь-Янь - минимализм. Этот лаконичный стиль позволяет кратко выразить смысл символа без лишних отвлекающих элементов.

Стилизованные рисунки можно изобразить в таких техниках:

  • Реализм (например, если между собой сражаются животные либо день с ночью);
  • Биоорганика и трайбл (татуировка будто является частью тела);
  • Хендпоук (слегка неаккуратные тату, выполненные без использования тату-машинки, иглой);
  • Черно-белая традиция (довольно распространенный вариант простых и традиционных тату в виде Инь-Янь);
  • Дотворк и графика (рисунок точками/линиями);
  • Треш-полька и другие.

Окончательный выбор техники зависит лишь от того, насколько большой эскиз и какая в нем заключена идея.

Иногда композиционный рисунок изображается в технике ориентал. Это не совсем верно, так как этот стиль является японским, а не китайским, и ничего общего с философией Инь-Янь не имеет.

Оригинальные детали для татуировки, сочетаемость

Знак может набиваться как отдельно от других татуировок, так и в композиции с другими эскизами. Центром всего рисунка может быть дракон, тигр, лотосы или другие популярные китайские мотивы. Нередко встречается идея, когда животное держит в пасти монетку с изображением Инь-Янь.
Символ может быть окружен разными по цвету:

  • карпами,
  • цветами,
  • птицами
  • или другими элементами.

Этот лаконичный знак легко сочетается с другими тату и при этом не теряет своего значения, поэтому может набиваться и как часть рукава или другой масштабной задумки.

Значение наколки Инь-Янь на зоне

Культура «отметки» отдельных каст зеков распространилась в начале ХХ века в странах СНГ. На тот момент китайские и вообще восточные мотивы не нашли популярности среди тюремщиков, поэтому и Инь-Янь среди наколок зеков нет. Соответственно до сих пор такая татуировка в тюрьме ничего не означает и может трактоваться сидевшими по-разному. «Отвечать» за нее точно не придется.

Инь-Янь в современной тату-культуре

Из-за популярности китайских мотивов в татуировке многие сторонники философии Инь-Янь переживают, что их тату станет «мейнстримным». Дабы избежать такой проблемы, рекомендуем оригинально обыграть идею. Рисунок может делиться на две половины, одну из них изобразите на правом предплечье, а другую на левом (если приложить руки друг к другу, эскиз станет целостным). Такую же идею можно обыграть на лопатках либо ступнях. Замените черную и белую рыбок совами, цветами, луной и солнцем - получите оригинальное решение, которое не встретите более ни у кого. Использовать китайские мотивы можно по-разному, соединять несколько философских символов или даже делать их противоречивыми. То, что означает тату Инь-Янь, от нестандартности эскиза никак не поменяется, но при этом татуировка будет индивидуальной, особенной.

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства , особенно в учении о «ли» (кит. 禮 ) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В -III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя . Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются . В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом . Мужское и женское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

См. также

Примечания

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.

Категории:

  • Философия Китая
  • Символы
  • Ицзин
  • Понятия даосизма
  • Аналитическая психология
  • Китайская мифология
  • Философия даосизма
  • Дуализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инь и ян" в других словарях:

    - (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… … Философская энциклопедия

    В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… … Энциклопедия мифологии

    - (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… … Энциклопедический словарь

    ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… … Энциклопедический словарь

    ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении … Большой Энциклопедический словарь

    Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… … Словарь символов

    Основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… … Философская энциклопедия

    Одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… … Философская энциклопедия

Понятия Инь-Янь пришли к нам из Китая - то есть, с Востока. Ведь и западная, и восточная цивилизации испокон века соприкасались, дополняя друга. Но, к сожалению, не все понимают, что означает китайский символ Инь-Янь. И, тем более, многие не знают, как можно использовать учение о символе в своей жизни.

Энергия «ци» и определяющие параметры её развития

Чтобы понять, что может значить знак инь янь, следует обратиться к знаменитой «Книге перемен» — древнекитайскому трактату «И-цзин». Космогонический смысл, то есть, относящийся к мирозданию, лежит в основе знаков Инь и Янь. Понимание значения этого древнего символа - это понимание главного закона единства и борьбы противоположных начал.

Именно этот закон был ключевым в основе диалектического материализма, который изучали советские студенты не так давно! Значит, открыт он был вовсе не в наше время, а много раньше - где-то в 7 веке до нашей эры китайскими философами.

Древнекитайские мудрецы трактовали Инь-Янь как символ единства целого, как противоположные части его, взаимодействующие между собой, взаимопереходящие друг в друга, составляющие вместе общую, сильнейшую энергию «ци». Эта неразрывная связь частей определяет развитие энергии «ци».

Как выглядит знаменитый китайский символ

Что же, всё-таки, означает знак Инь-Янь? Каждый, рассматривая этот символ, выделяет его основные черты характерные черты:

  1. Компоненты символа, Инь и Янь, заключены в замкнутый круг, что означает бесконечность всего сущего на Земле.
  2. Равное разделение круга на две половинки, окрашенные в противоположные цвета (белый и чёрный) подчёркивают равнозначность Инь и Янь, их противоположность.
  3. Разделение круга не прямой линией, а волнистой, создаёт как бы проникновение одной противоположности в другую, их взаимное влияние одного знака на другой. Ведь увеличь один знак - другой без сомнения будет уменьшен.
  4. Влияние одного знака на другой подчёркивается также симметричным расположением точек - «глаз» — противоположного цвета, то есть, цвета «противника». Это означает, что знак Инь «глядит на мир глазами» знака Янь, а знак Янь воспринимает жизнь «глазами» знака Инь.

То есть, мир создан из противоположностей, которые в сочетании могут составлять единое целое. В единстве ли, дружбе и согласии, находятся эти начала, в борьбе ли они находят консенсус - только неразрывное взаимодействие их несёт развитие.

История символа

Предполагается, что первоначальное значение символа с изображением Янь и Инь восходит к имитации горы: одна сторона освещена, а друга затенена. Но так не может продолжаться вечно: через какой-то период стороны поменяются освещённостью.

Например, существуют такие «расшифровки»:

  • земля - небо,
  • верх - низ,
  • тёплое - холодное,
  • мужское - женское,
  • доброе - злое,
  • хорошее - плохое,
  • вредное — полезное,
  • светлое — темное,
  • активное — пассивное

Кое-что в этих трактовках имеет определённый смысл. Но вот придавать символу этическое значение большинство учёных не рекомендует. Ведь символ имеет в виду космогонические природные противоположности, но никак не нравственные. Поэтому не стоит говорить о борьбе и единстве хорошего, доброго и полезного с одной стороны и плохого, злого и вредного - с другой.

Оберег с китайским символом Инь-Янь

Обереги и амулеты помогают людям, энергетически подпитывая их, защищая от всего злого. Одним из сильнейших амулетов считается тот, в котором присутствует символ Инь-Янь. Но важным условием помощи любого оберега является такой факт: хранитель (в данном случае амулет, талисман или оберег) должен быть «настроен» на того, кто им пользуется. В противном случае такой оберег может представлять угрозу, равноценную силе ожидаемой помощи.

Знак китайского символа Инь-Янь несёт в себе вселенские, непрерывно и вечно переходящие друг в друга силы. Он также значит активные начала, у которых знаку Янь соответствуют дерево и огонь, а знаку Инь - металл и вода. Земля является в этом учении нейтральной.

Кроме того следует учитывать, что знак Янь несёт значение светлого, активного, мужского, доминирующего. А знак Инь заключает в себе значение тёмного, тайного, женского, спокойного. Однако, помня о единстве противоположностей, даже одного, конкретно взятого, человека нельзя причислять к той или иной категории. В каждом из нас присутствует как сила Инь, так и силы Янь. И чем в большем равновесии находятся эти силы, тем успешнее личность.

Именно оберег с символом Инь-Янь помогает уравновешивать две противоположные энергии, подавляя доминирующую и усиливая слабую.

Амулет дарит носителю энергетическое равновесие, помогает найти вторую половинку, достичь успеха и гармонии. Ведь символ Инь-Янь несёт значение не только борьбы и единства, непрекращающегося движения и активной энергии, но и гармонии, красоты.

Силы Инь и Янь в обычной жизни

По большому счёту, повсюду присутствует борьба и единство Инь и Янь. Кому не ясно, что означает данное утверждения, следует вдуматься. Вот наше питание. Оно состоит из тёплой пищи и холодной, сладкой и горькой, белковой и растительной. И любые диеты, ограничивающие человека, например, только сырыми продуктами или только вегетарианскими блюдами, нарушают баланс, закрывают путь развития энергии «Ци».

Говоря о Инь и Янь, отмечают, что значение символа в плавном переходе одного знака в другой. Поэтому и в жилище человека оба направления должны плавно переходить один в другой. Иначе душевное состояние индивидуума подвергается сильному напряжению, что вовсе не способствует ни достижению своих целей и успеха в жизни, ни улучшению его здоровья. Исключение составляют учреждения - там доминирует начало Инь либо Янь в чистом виде. В жилище же, которое должно помогать набираться энергии, отдыхать, получать удовольствие и наслаждаться гармонией, необходимо присутствие обоих начал.

Каждый из нас видел символ Даосской монады , но не все задумывались о значении черно-белых точек, находящихся в центре черной и белой областях. Древнекитайская мифология гласит, что Инь — Ян – это символ творческой целостности диаметральностей во Вселенной. Он изображен в виде круга, который символизирует образ бесконечности. Данный круг разделен на две половины волнистой линией. Одна часть черная, вторая – белая.

Внутри круга симметрично расположены две точки : белая на черном фоне и наоборот, черная на белом. Эти точки повествуют о том, что две великие силы вселенной несут в себе зарождение противоположности. Черное и белое поля означает Инь и Ян , они так же симметричны, но их симметрия не статична. Благодаря такой симметрии, происходит непрерывный круговорот, и когда одно из начал достигло своего апогея, оно уже готово отступить: «Ян, достигая вершины своего развития, отступает перед Инь. Инь, достигая пика развития, отступает перед Ян».

Инь и Ян – это два противоположных и взаимозаменяющих начала, пронизывающие всю китайскую культуру. Древние китайцы считали, что все проявления Дао были порождены при помощи взаимодействия двух разносторонних сил.

Разделу Неба и Земли предшествовала первозданная целостность мира. Началом всего существующего называли Хаос. Для творения мира, хаосу необходимо было распасться. Он диссоциировался на 2 основных элемента: Инь и Ян.

Изначально Инь и Ян означали темный и светлый склоны горы. С одной точки зрения они представляли только разные склоны горы, с другой – они ничем не отличаются друг от друга. Их качественное отличие можно обусловить определенной силой, солнцем, которое освещает оба склона по очереди.
Инь и Ян соотносятся с такими стихиями, как огонь и вода. Цикл данных стихий включает 2 этапа, которые символизируются со стихиями металла и дерева. Таким образом, образуется трансформационных круг Инь и Ян, который имеет свой центр. Эмблема центра круга – это стихия Земли. Таким образом, разворачивается пятеричная структура, объединяющая в себе Инь и Ян с триадой творения, поэтому и является символом мироздания.


Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле... Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь... Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает...
«Ней-цзин»

В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян («тай цзы», Великий Предел) — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображали в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян».

«Концепция инь и ян — двух противоположных и взаимодополняющих начал — пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управления государством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную схему взаимоотношений между человеком и духовным миром... Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами и внешнего мира, и мира внутри себя». (А. Маслов)

По представлениям древних китайцев, все проявления Дао порождены динамическим чередованием и взаимодействием этих противоположных сил. Разделению Неба и Земли предшествовало состояние первозданной целостности мира. Этот исток всего сущего назывался Хаосом («хунъдунъ») или Беспредельным («у цзи»). Чтобы началось создание мира, хаос должен был дифференцироваться. Прежде всего, он распался на два основных элемента — ян и инь. Взаимодействие этих элементов привело к образованию предметов видимой природы.

«Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в „И цзине“) — и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные склоны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга; с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона». (А. Маслов)

С эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю — инь. «Ци Неба и Земли, собираясь, образует единство, а разделяясь, образует инь и ян», — гласила традиционная формула. Солнце и Луна, «Тай Ян» и «Тай Инь», Великий Ян и Великий Инь, образуют пару противоположностей, дающих начало формам Неба.

Уже в древности ян и инь дали жизнь целому ряду космологических символов. Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, духом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной, нечетными числами. Ян символизирует все светлое, сухое и высокое: гора, небеса, солнечные животные и птицы. Инь — это изначальные воды, пассивное, женское начало, луна, душа, глубина, отрицательное, мягкое и уступчивое, север, тьма, смерть, четные числа. В области человеческого мышления инь — это интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь — неподвижность погруженного в созерцание мудреца, ян — созидательная деятельность правителя. Контраст инь и ян не только является принципом, организующим всю китайскую культуру, но также отражается в двух основных философских направлениях Китая. Конфуцианство отдает предпочтение всему рациональному, мужскому, активному. Даосизм же, напротив, предпочитает интуитивное, женское, мистическое.

Крайнее ян и крайнее инь соотносятся со стихиями Огня и Воды. Цикл их взаимных превращений включает две промежуточные стадии, символизируемые стихиями Металла и Дерева. Образуется круг трансформаций инь и ян, имеющий, как любая окружность, свой центр. Эмблемой центра выступает стихия Земли. Так Великий Предел разворачивается в пятеричную структуру, которая объединяет в себе двоичность инь-ян и триаду творения, а потому является емким символом мироздания.

Одно из важнейших понятий традиционного китайского мировоззрения — сань цай — «три материи», «три дара», «три богатства»: Небо, Земля и соединяющий их Человек. В цикле своего развития Хаос порождает два начала мироздания — Небо и Землю, а получает завершение в Человеке. В «Дао Дэ Цзин» сказано: «Одно рождает два; два рождает три; три рождает всю тьму вещей». Человек, по китайским понятиям, стоит в центре мироздания, на нем замыкается, им держится мировой поток бытия. «Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего в себя и макрокосм, и микрокосм, в „Каноне Перемен“ следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей... В той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль». (Гельмут Вильгельм, «Перемены»)

Таким образом, все сущее есть не что иное, как превращение единого потока бытия, проекция Великого Пути, в конечном счете — «превращенное единое». Оба начала — инь и ян — включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.