Меню

Да винчи святой иоанн креститель. "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание картины

Канализация

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Статуя, венчающая Александрийскую колонну.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...

Итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя столько тайн и загадок, что на их изучение понадобится еще не одно столетие. На этот раз сюрприз исследователям творчества знаменитого живописца преподнесла его картина «Иоанн Креститель».

Другой Иоанн Надо сказать, что полотно само по себе необычно как в манере исполнения, так и по сюжету. Во-первых, большинство портретов, созданных художником, за редким исключением, имеют в качестве фона пейзаж («Джоконда», «Мадонна с гвоздикой»). Фон картины «Иоанн Креститель» - глубокий черный.

Более того, ни один подробнейший анализ картины с помощью самых современных приборов не помог исследователям обнаружить следы мазков кисти - даже на микроуровне поверхность картины абсолютно гладкая.

Теперь что касается сюжета. Большинство художников, изображавших Иоанна Крестителя, видели его (особенно в иконописи) суровым, изможденным мужчиной, в чьих глазах, казалось, сосредоточена вся боль мира и страдания за род людской. И только лишь у да Винчи Иоанн - это холеный откормленный юноша с двусмысленной ухмылкой, и в глазах его читаются не страдания, а откровенный порок.

А о том, что перед нами именно Иоанн Креститель, а не молодой кутила и распутник, говорит только небольшой крест в его левой руке. Кстати, натурщиком художнику послужил его любимый ученик Салаи, который, по одной из версий, служил моделью и для «Моны Лизы».

Если взять зеркало

Но последние, более тщательные исследования картины показали, что, кроме Иоанна Крестителя, художник создал на полотне портрет еще одного странного, непонятного и, скорее всего, неизвестного его современникам существа. Но зато существо это хорошо знакомо благодаря творчеству фантастов жителям XXI века.

Судите сами: огромные глаза, сужающийся к подбородку череп, мощный лоб, узкая щель рта и отсутствие носа. Правильно! Перед нами - канонический, если можно так сказать, портрет инопланетянина. Точнее, половина портрета. Но целое изображение гостя из космоса можно получить, если поднести к картине зеркало.

Подобный прием часто использовался художниками, скрывающими в своих картинах зашифрованную символику.

Правда, чтобы обнаружить инопланетянина, одного зеркала мало. Его портрет так тщательно замаскирован, что увидеть его можно только с помощью компьютерной обработки изображения путем равномерного осветления фона.

Если немного "дорисовать" изображение лица, то перед нам окажется почти типичный "серый", только с рогами на голове

Зачем знаменитому живописцу понадобилось прятать в своей картине внеземную форму жизни? Во-первых, Леонардо да Винчи был большим любителем подобных тайных символов, неоднократно использовал их в своих произведениях. А так как далеко не все эти символы поощрялись церковью, их приходилось тщательно прятать.

Но почему портрет инопланетянина так похож на растиражированный современным кинематографом образ, почему именно его художник замаскировал в своем полотне и, самое главное, откуда вообще в XVI веке живописцу могла прийти мысль о существовании внеземной формы жизни - на эти вопросы пока нет ответа.

8. Ангел во плоти

Вернемся теперь к портрету Иоанна Крестителя кисти Леонардо да Винчи. Юноша, изображенный на картине, вполне мог бы быть изображением античного Гермеса, если бы не канонические атрибуты Иоанна Крестителя – одежда из шкур и крест из тростника. Однако теперь нас уже не может удивить совмещение столь разных, казалось бы, образов – Гермеса и Иоанна. В свете проведенного анализа мы выдвигаем гипотезу, что картина на самом деле представляет могущественного ангела, почти равного Богу: Иоанна – Гермеса – Еноха – Метатрона, демиурга, создателя материального мира. Представление пророка и аскета Иоанна в виде цветущего юноши уже не кажется странным и невероятным, если учесть, что в синкретических доктринах, созданных мистиками Ренессанса, мудрый старец Гермес Трисмегист являлся ипостасью юного бога Гермеса, а аскет Енох после 365 лет земной жизни и вознесения на небеса стал юношей Метатроном.

Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти»:

Поза юноши на наброске практически такая же, как поза Иоанна Крестителя на картине Леонардо, портретное сходство несомненно. Набросок ориентировочно датируется 1513 годом; считается, что Леонардо нарисовал его тогда, когда работал над «Иоанном Крестителем» и что моделью как для этого рисунка, так и для Иоанна послужил один и тот же юноша по прозвищу Салаино, ученик Леонардо. Однако, есть существенная разница – вместо атрибутов Иоанна на рисунке присутствует бесспорный атрибут Гермеса – напряженный фаллос.

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане.

Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска. Мы считаем, что юноша на рисунке представляет Гермеса .

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья:

Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на наброске Ангела во плоти , и точно так же устремлен в небеса перст указующий .

9. Перст указующий

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо:

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа»:

Рафаэль. «Афинская школа». Фрагмент

Образ Платона на фреске наделен несомненным сходством с Леонардо да Винчи – вот для сравнения его автопортрет:

Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста: Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.

Интерес к личности и творчеству Леонардо да Винчи не ослабевает. Например в фильме «Тайная жизнь «Моны Лизы»» авторы утверждают, что открыли тайну Джоконды и знают, кто позировал художнику для бессмертного образа, ставшего символом европейского искусства.
Другой фильм о Леонардо да Винчи «Код да Винчи», его сюжет не имеет отношения к скандальному одноименному бестселлеру. В фильме люди, комментирующие кадры, несколько эпатирующего вида, но с учеными степенями утверждают, - и выглядядит это довольно убедительно, - что в картинах да Винчи отражена символика секты сторонников учения Иоанна Крестителя - мандеев.

В частности, говорились о некоем жесте, по которому можно определить приверженца данного гностического учения. Это указующий жест - вверх, вниз, в сторону, т.е. не имеющий фиксированной направленности - отставленный указательный палец. Жест, довольно часто встречающийся на картинах Леонардо да Винчи. Его «Иоанн Креститель» палец указывает куда-то вверх.

В другом сюжете «Мадонна в скалах» якобы зашифровано послание о том, что Иоанн является настоящим учителем Истины.
Существует две версии картины "Мадонна в скалах" одна, написанная по всем церковным канонам, находится в Национальной галерее в Лондоне. На ней рядом с Мадонной (как считают искусствоведы) изображен Иисус, которого крестит сидящий рядом с ангелом Иоанн Креститель. Причем Иоанн выглядит младше Иисуса, и держит... крест! Еще одна деталь - ангел изображен с темными крыльями, которые прикрыты ярко-алой накидкой, и более того - с когтистой лапой! Как считают искусствоведы, именно это неканоническое изображение ангела стало поводом для того, чтобы заказчики потребовали перерисовать картину.
Вторая картина "Мадонна в скалах", хранится в Лувре. Предположительно, это - первая версия картины. Здесь ангел указывает на Иоанна (искусствоведы настаивают на том, что рядом с Мадонной сидит Иоанн Креститель, а с ангелом - Иисус). Здесь Иоанн старше Иисуса. Но! Иисус крестит Иоанна, а не наоборот, что противоречит Евангелию. В отличие от лондонской версии «Мадонны», на этой картине нет нимбов.

В общем, смысл фильма сводился к тому, что практически все художественное творчество Леонардо было направлено на то, чтобы донести до потомков правду об истоках христианства.

Прежде не доводилось слышать о том, что Леонардо да Винчи был приверженцем какой-то веры. Известно о его конфликтах с церковью. При том, что его гений был безграничен, он, определенно, владел некими тайными знаниями, полученными извне.
Но откровением стало то, что Леонардо да Винчи причислили к мадееям (кстати, единственной сохранившейся гностической секте) .

Итак давайте рассмотрим все по порядку :

John the Baptist, 1513 -1516гг. Лувр.

Посмотрите внимательно на правую руку . Она не только направлена вверх - она еще изображена без безымянного пальца и мизинца (как у десницы Иоанна Крестителя) .

Madonna of the Yarnwinder. 1501. (Частная коллекция)

1. Что видят на этой картине христиане?
Богоматерь Мария и младенец Иисус

2. Что видят на этой же картине мандеи?
Богоматерь Елисавета с Иоанном Крестителем.

И для тех и для других на картине мадонна, только в пользу второй версии удлиненный крест, который держит в руках младенец - символ Иоанна Крестителя .

Основной постулат мандеев: Истинная миссия - Иоанн Креститель, Иисус и Магомед - лжепророки.

А теперь смотрим на следующие картины:

Madonna of the Rocks. 1482-1486. Лувр

Справа архангел указывает на младенца слева. Так кто из них Иоанн, кто Иисус?

Более поздняя версия:

The Virgin of the Rocks. 1506-1508. Национальная галерея. Лондон

Здесь символ Иоанна Крестителя у младенца слева, т.е. на первой картине архангел указывает на истинного пророка на Иоанна

«Мадонна в гроте» - первое из известных творений Леонардо, созданное в Милане, и стоит у истоков Ломбардской школы.
Различна интерпретация религиозной темы: в лувской версии цветы символизируют главным образом Страсти Христовы, в лондонской - чистоту и покорность Марии.

В Лондонской версии младенец Иисус (если с крестом Иисус), заметно старше младенца Иоанна. Обратите внимание на двуперстное благословение младенца справа. По идее, это жест Иисуса, поскольку мы знаем, что жест Иоанна - «указующий перст».

Это «Спаситель мира» - одна из лучших т.н. ученических версий, от которой остались собственноручные рисунки Леонардо. Рука Иисуса поднята в двуперстном жесте.

«Вакх», изначально «Святой Иоанн Креститель». Был ретуширован в 17 веке.


А. Веццози, «Леонардо»:

«Мадонна в гроте» на протяжении двадцати пяти лет будет предметом спора между Леонардо и Братством непорочного зачатия в Милане. Несмотря на открытие новых архивных документов, картина эта во многом остается загадкой.
Она стала причиной многих конфликтов с момента исчезновения первой версии (сейчас находится в Лувре). Угрозы и жалобы продолжались до тех пор, пока не было заключено соглашение о второй версии (сейчас находится в Лондоне). Приняв заказ 25 апреля 1483 года, Леонардо обязался закончить картину за семь с небольшим месяцев. Подпись же под готовой работой он смог поставить только 23 октября 1508 года.
В этой картине поражает синтез главных леонардовских тем и герметических знаков, загадочных и насыщенных аллюзиями, которые рождают бесконечное множество символических и теологических толкований: грот с водным потоком и цветами в глубине земли, окутанный мистическим лиризмом и тайной. Скалистая пещера и неприступные, теряющиеся вдали горы воплощают геологическую Вселенную в бесконечном пространстве и времени, служат сценой для таинства, связанного со священным событием, и все жесты остаются незавершенными в стремлении постичь это определяющее мгновение истории человечества.
Иконография не соответствует той, что была предусмотрена в договоре 1483 года (Мадонна с младенцем между двумя ангелами и двумя пророками, но без святого Иоанна), что заставляет думать о еретическом замысле Леонардо.

Брошь Богородицы (Брошь, изображенная в центре парижской «Мадонны в гроте», отсутствует в лондонской версии.) представляет чрезвычайный интерес для морфогенеза картины: в ней воплощен некий микрокосм, око преломленного света и глубокой тени, как на тусклом зеркале. Лицо Богородицы находится в точке пересечения нескольких диагоналей, но центром композиции является брошь с двадцатью жемчужинами.

На луврской «Мадонне в гроте» взгляд ангела обращен за пределы картины, по направлению к зрителю, который, однако, уловить его не может. Некоторые считают этого ангела двусмысленным - почти демоном из-за копей на правой ноге. Четыре персонажа лондонской версии, образуя геометрическую, пирамидальную композицию с линиями в форме креста, более свободно располагаются в пространстве. Каждый освещенный элемент обладает своей визуальной динамикой, в частности желтые складки драпировки Богородицы, которые в луврской версии кажутся чистой абстракцией, в лондонской обретают правдоподобие подкладки. Созданная Джакомо дель Майано великолепная рама позолоченного дерева исчезла бесследно, зато сохранились два боковых панно, на которых изображены всего два ангела-музыканта вместо оговоренных заранее восьми музыкантов и певцов.

Virgin and Child with St. Anne. c.1502-1516. Лувр


- это символ Иисуса, которого Иоанн Креститель призывал:

" ...На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира... " (Ин.1.29)

Весьма показательно то, что на картине "Virgin and Child with St. Anne" (композиционные схемы: пирамида и треугольник) Анна держит Марию на коленях. Можно толковать это так, что Мария является преемницей или "духовной дочерью" Анны. Так же возможно, что картина содержит намек на древний обычай усыновления. Происходило это примерно так. Суррогатная мать во время родов разрешалась от бремени, сидя на коленях приемной матери, так чтобы новорожденный оказался между ног второй. Таким образом, символические роды давали приемной матери законное право называть ребенка своим.

На это наброске жесты персонажей вполне узнаваемы. И, главное, понятно, что с указующим перстом - Анна, а никак не Мария.

Помните, конечно, знак Иоанна - ВЫТЯНУТЫЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ... а теперь смотрите:

1. Фрагмент картины Madonna of the Yarnwinder. 1501.
2. Эскиз к картине Virgin and Child with St. Anne. 1508.

Внимательно смотрите на палец младенца.

Так кто там (на картине Virgin and Child with St. Anne) божему агнцу, принимающему на себя грех мира, голову то крутит ?

Иоанн и Иисус были родственниками:

"...Святой пророк Захария и праведная Елисавета, жена его из рода Аронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии... "

Т.е. св. Анна - это общая их родственница

Как я говорил сюжет, когда одна женщина сидит на коленях у другой - означает "суррогатная мать".

Опять посмотрим на картину "Virgin and Child with St. Anne" с двух точек зрения:

1. Что видят христиане: на коленях "бабушки" Анны сидит "мать" Дева Мария, рядом младенец Иисус теребит голову агнца.

2. Что видят мандеи: на коленях пожилой сестры Елисаветы (мать Иоанна) (младшая сестра более подошла бы под суррогатную мать - тогда бы и название картины читалось бы более понятно "Virgin and Child with St. Anne", т.е. Virgin -девственница или нерожавшая ) сидит св. Анна, у ног которой Иоанн (обратите внимание - вытянутый палец правой руки прикрыт овечьей шерстью) и теребит голову Агнца Божего (символ Иисуса) ...

«Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц…» (Лк.1:36).

А вспомните самую знаменитую картину Леонардо "Мона Лиза", смотрите:

МONA LISA = M-ad-ON-n-A E-LISA-betta (ital.)

Если Леонардо истинным Миссией считал Иоанна то:
Мона - это сокращенная форма от Мадонна (Богоматерь),
для него Богоматерь, т.е. Мадонна - ЕЛИСАВЕТА - сокр. ЛИЗА

Если наша версия верна и Леонардо изображал Богоматерь мандеев Елисавету, то "Мона Лиза", "Мадонна с младенцем и веретеном" и "Мадонна с младенцем и св. Анна" должны иметь что-то общее... Какой-то неуловимый символ. Смотрим:

Я ещё думал, что это за полосы у них у всех на лбу похожие на сгиб картины. А потом присмотрелся - точно ТРАУРНАЯ ВУАЛЬ (слева хорошо видно).

А вот почему Елисавета изображалась с траурной вуалью:

"...XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили... "

Нечто очень интересное и на картине, которая является Российским достоянием (хранится в Эрмитаже):

Мадонна Литта (увеличенная версия)
Свое название работа получила по имени её владельца в XIX в. герцога Антонио Литты.
Картина создана в миланской студии (1488-1490) предположительно Марко д"Оджионо или Больтраффио. Леонардо вносил только детали, среди которых узнают "фирменные" вьющиеся волосы младенца, приглушенный цвет лица и шеи Мадонны. От себя добавлю с большой вероятностью и "траурная сетка" на голове Мадонны.

Курчавым младенцем изображают как правило Иоанна Крестителя, траурная сетка на его матери Елисавете (Лизе) по поводу кончины её мужа, отца Иоанна.

До того как разобратся в картине напомню что в то время, Лоренцо Медичи (глава флорентииской республики) решил протолкнуть своего сына к папскому престолу.
Он выдает замуж свою дочь Магдалену за внебрачного сына Иннокентия VIII - Франческетто. А своего 13 летнего сына Джованни (будущего папу Льва X) с помощью своего нового "родственника" делает кардиналом.

Попоробуем найти символы, подтверждающие догадку.

Что это за птица в левой руке младенца?

Это щегол.

Щегол - Cardellino (итал.) происходит от итал. Cardo - чертополох, семенами которого эта птица часто питается.
Cardo (лат.) означает "ось, стержень" от этого слово образовано и другое итал. слово Сardinale (кардинал).

Собственно, на итальянском языке "маленький кардинал, кардиналёнок", наверное, так и будет "Сardinallino". Слово в словарях находить бесполезно из-за "нонсенса" его значения, однако, в Истории случается разное.
Обратите внимание на щегле Леонардо красные не только щеки (как и в природе), но и красная "кардинальская" шапочка (аллюзия на Медичи) (!)

Ещё одна интересная деталь - знаки на сетке:

Это знак гностиков: .
А первая строка похожа на цифры (дату): Х III C V

Как известно Джованни Медичи 9 марта 1489 года был назначен кардиналом (в 13 лет) с условием носить кардинальские знаки отличия не ранее, чем через 3 года.

Собственно именно этот факт и хотел подчеркнуть Леонардо римскими цифрами.

Итак знаки можно расшифровать как: XIII летний продолжает дело С летнего Козимо Медичи (род. 1389), его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции.

Итак: в траурной накидке - Елисавета, кудрявый младенец - Иоанн Креститель (Иоанн на итал. Джованни(Аллюзия на Джованни Медичи), держащий в руках "Cardellino".

По другой версии это каббалистические знаки:


?

Среди учеников Леонардо был Томмазо ди Джованни Мазини член платоновской академии Фичино, где ему дали имя "Зороастро". Он едет в Милан вслед за Леонардо и преуспевает там в искусстве магии (его здесь так и назвают "Индовино"[предсказатель судьбы]). Так что "каббалистические знаки" Леонардо было кому подсказать.

Получается так см. (Поправка: Шут - 0 карта Таро, а Вселенная - 21)

16. Айн, OYN, переводится как "Глаз" : O , a"a, Айн, (о) - 70 -Козерог -Башня

17. Пе, PH или PA, переводится как "Рот": P, Пе (Фе), (п,ф)-80, 800 - Меркурий - Звезда

21. Тау, ThV, переводится как "Крест": Th, Тау, (т)- 400-Солнце- Вселенная

9. Тет, TYTh, переводится как "Змея": T, Тет, (т)-9- Лев- Отшельник

Итак, пробуем сопоставить каждой букве значение карт Таро:

ע - карта IX L"Eremita (Отшельник)

Изображен мужчина в монашеском одеянии, стоящий на вершине горы. Он держит в руке фонарь, в котором горит звезда, другой рукой опирается на посох из золота.
Христианские отшельники считали своими предшественниками Илью Пророка и Иоанна Крестителя .

פ - карта XXI Il Mondo (Мир (Вселенная))

ח - карта XVII La Stella (Звезда)

На карте изображена женщина, стоящая на одном колене у кромке воды. В каждой руке у нее по кувшину, из которых она льет воду в ручей. Она возвращает источнику часть того, что получала.

Значение: Мудрость, бессмертие, духовное просвещение.

ט - карта XVI La Torre (Башня)

Значение: в т.ч. Изгнание, отлучение от церкви.

Личность Леонардо да Винчи оказала неоценимую услугу для развития духовного аспекта эпохи Возрождения в Италии, раздираемой, как внутренними противоречиями, так и внешними феодальными войнами. Ведь его творческое наследие до сих пор поражает воображение даже искушенного современного человека.

Одухотворенная атмосфера той эпохи в полной мере отражается одновременно веселым и жизнерадостным нравом Рафаэля, всегда окруженного компанией друзей, и задумчивым и мрачным характером Микеланджело, который совместно с Леонардо да Винчи получает выгодный заказ на роспись христианского собора во Флоренции. А руководство этого грандиозного проекта поручается молодому и амбициозному чиновнику Никколо Макиавелли.

И именно этот широкий диапазон духовной реализации стоит во главе угла того времени, когда идеализация античности становится той математически выверенной моделью архитектуры и искусства. Причем греко-римское наследие в полной мере дополняется уместной творческой переработкой, которая смогла привнести в культурное наследие своей эпохи характерную уникальность и своеобразие.

Творческое наследие Леонардо да Винчи

Сегодня достоверно известно, что гений Леонардо да Винчи сумел распространиться почти на все области живописи и инженерии. В связи с тем, что в качестве художника он был в свое время значительно менее востребован, то этому талантливому человеку пришлось позиционировать себя в первую очередь именно как инженера, создающего новые образцы вооружений, или, например, как кулинара, который смог изобрести достаточное количество новых и изысканных блюд.

Известно, что в Милане он отвечал за стол самого герцога, в связи с чем ему приходилось распоряжаться не только всем комплексом мероприятий по сервировке различных торжественных застолий, но и заниматься вопросами, связанными с приготовлением всего ассортимента меню. А среди наиболее известных его достижений в области инженерных конструкций следует выделить многочисленные качественные чертежи аэропланов, по которым и сегодня можно изготовить вполне актуальную воздухоплавательную технику.

Этот гениальный изобретатель считал, что человек создан для воздушных полетов. Так, в перечне его тематических творений имеется парашют, телескоп с двумя линзами, облегченный вариант мобильных мостков и многое другое. Особенных слов благодарности заслужили его изыскания в области анатомии, ведь он в данном направлении науки обогнал свое время, как минимум, на три столетия.

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, где активно занимался организацией придворных торжеств, руководил проектом по изменению русел двух рек, создавал план канала между ними, а также планировал строительство нового королевского дворца. Поистине, гений этого человека был неисчерпаем. Возможно, он может возглавить список гениальных людей планеты всех времен и народов.

Оценка специалистов-искусствоведов

Картина «Иоанн Креститель», принадлежащая кисти итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, написана маслом. Она относится к более позднему периоду творчества мастера живописи. Об упадническом характере данной работы свидетельствует не только период жизни художника, но и завершение самой эпохи Возрождения, одухотворявшей весь европейский мир культуры и искусства. Это отлично видно, как по образу Иоанна, так и по отсутствию традиционного пейзажа на заднем плане картины.

«Иоанн Креститель» писался художником в усадьбе Клу (город Амбуаз в центральной части Франции), когда он пребывал в почете и окруженный всеобщим признанием и вниманием. Известно, что Леонардо да Винчи уже не испытывал удовлетворения от собственного творчества. Он постоянно занимался переделкой и дополнением своих старых работ, которые в большом количестве привез сюда с собой. По всем приметам видно, что данная картина «доводилась до ума» в период его крайнего творческого упадка.

Картина показывает юношу, одна рука которого обращена ввысь, а вторая прижимает к груди крест. Таинственность и загадочность изображения усиливается контрастом темного фона и освещенной фигурой молодого человека. Несмотря на восторженные отзывы коллег по творческому цеху и критиков о работах художника того времени, именно картина «Иоанн Креститель» вызывала у них неподдельное удивление. Ведь привычный канонический образ святого в данном случае очень сильно разнился с полученным изображением.

Религиозная традиция однозначно трактует личность Иоанна Крестителя, выступавшего в Священном писании именно в качестве сурового аскета с обильным волосяным покровом на лице. Поэтому двусмысленная улыбка изображенного на картине юноши никак не вяжется с классическим восприятием известного исторического и религиозного персонажа. Важно понимать, что именно такая улыбка была свойственна всем лицам людей, которых изображал Леонардо в своем позднем периоде творчества.

Именно отсутствие живописного пейзажа на заднем плане картины «Иоанн Креститель» и цветущий образ молодого человека, не соответствующий каноническим правилам художественного воспроизведения образов, позволяют говорить о том, что Да Винчи в этом случае хочет произвести на зрителя особое впечатление. Пожалуй, такого рода двусмысленность может ассоциировать у многих лишь с ироническим мотивом и неким прозрением, позволяющим заглянуть за традиционные рамки бытия.

Краткое описание картины

На темном фоне картины изображен молодой Иоанн. На него сверху и с левой стороны падает свет. Указательным пальцем правой кисти святой указывает на крест, расположенный у него на груди и являющийся его непосредственным атрибутом. Именно крест и небесный свод символизируют пришествие Спасителя. Поэтому данный жест красноречиво свидетельствует о посыле, когда всем людям требуется поразмыслить над духовным подвигом, связанным с подготовкой к этому наиважнейшему событию.

На картине Леонардо да Винчи изображенный персонаж общается со зрителями глазами. Он нежно улыбается, а его фигура полностью соответствует типажу зрелого художника. В качестве одежды отшельника выступает меховая шкура. Он одет не полностью, оставив оголенным правое плечо с правильными пропорциями. А длинные кудрявые волосы Иоанна Крестителя волнами ниспадают на плечи.

Многие специалисты предполагают, что в качестве модели художника послужил его ученик Салаи. Все светотени и контрастные переходы имеют тонкий и изысканный характер. Знаменитое сфумато, изобретенное ранее самим Леонардо да Винчи, здесь реализовано в полной мере. Округлость и пластика совершенных форм подчеркивается на картине мягкими и очень нежными переходами между светлыми и темными тонами. Этот способ изображения позволяет отразить одухотворенное состояние святого. Удивительно, что на полотне невозможно увидеть мазки от кисти.

Картина «Иоанн Креститель»: материалы и исторический экскурс ее мест пребывания

Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» написана в период 1508-1513 годов ореховым маслом по дереву. Размер полотна составляет 69 х 57 см. Следует понимать, что во время написания данного шедевра материалы для живописи изготавливались по технологии, совершенно отличной от современной. Так, масло выбеливалось на солнце по пятьдесят лет, а доски сушились и того дольше. Краски готовились художниками самостоятельно. Как правило, они применяли кристаллы, истолченные в порошкообразное состояние.

Впервые о картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» упоминается в летописях в 1517 году. Известно, что именно его ученик Салаи после смерти учителя стал ее владельцем. Кстати, он сделал с нее себе еще и копию, которая неплохо сохранилась. А после смерти Салаи его родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Таким образом, данная работа оказалась в Лувре. Однако позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни этого монарха картина появляется уже в Германии. Не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV, и шедевр вновь появляется во Франции. Теперь картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи находится в экспозиции Лувра.