Меню

Что такое канон? Покаянный канон перед причастием. Канон в православной церкви — значение и как правильно читать

Унитаз

Нет ни одного верующего человека, который бы, побывав в церкви на богослужении, не слышал этого песнопения.

Но что такое канон, знают не все. Он наполняет душу прихожанина целительным божественным светом, как будто сам Бог присутствует на службе .

Что значит церковный канон

Это слово в переводе с греческого означает «правило» и определяет два понятия.

Первое из них связано с совокупностью установленных в православии норм и законов, которые не подлежат пересмотру и внесению изменений.

Еще слово канон означает песнопение в церкви для прославления праздника или святого. Это музыкальная форма, основанная на повторении одной и той же мелодии разными голосами хора, вступающими последовательно один за другим.

Жанр имеет непростое построение, в состав гласа входят девять песней. Каждая из них начинается пением первой строфы, называемой ирмосом. Остальные 4-6 строф — тропари (краткие хвалебные песни, которые читаются). Кроме этого, в каноне используются еще два вида строф: икосы и кондаки. Отличие между ними состоит в том, что в икос включен особый припев.

Строфы бывают хвалебными и молитвенно — скорбными, они составлены по правилам гимнографии. Первыми стали каноны, созданные преподобным Иоанном Дамаскиным и святителем Андреем Критским.

Когда следует читать

Хвалебные песни (покаянные и молебные), будучи утвержденными в уставе церкви, произносятся ежедневно утром и вечером.

Верующий человек может молиться дома в разные периоды времени.

Христианин, готовящийся к Причастию, должен с особым усердием читать:

  1. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Чтение продолжается в вечернее время перед причащением, затем с утра в день Причастия. Его задача — настроить человека на волну покаяния как внутреннего состояния души, смягчить ее и помочь открыться перед Творцом. Непосредственно перед совершением таинства следует соблюдать трехдневный пост.
  2. Каноны Царице Небесной, их читают каждый день перед Святым Причастием. Молитвенное обращение к Богородице станет первой поддержкой в пору скорбей и уныния, когда «плачет» душа.
  3. Песнопение Ангелу Хранителю, смысл которого — в покаянии и обращении к Божьему ангелу с просьбой наставить на верную жизненную стезю, помочь избавиться от лености, жестокосердия и неразумения.

Канон — шедевр, созданный Андреем Критским, относится к покаянным молитвам, которые в течение двенадцати веков провозглашаются в Великий пост каждый вечер на богослужении. Делится он на четыре части, которые поочередно читаются в течение первых четырех дней поста. Песнопение это — зов покаяться и, приняв Божье благословение, измениться.

В случае болезни родных или близких к Богу обращаются с просьбой послать выздоровление, читая канон за болящего.

Произведения этого церковного жанра помогают христианину задуматься, правильно ли он живет, разобраться в своих недостатках, принять решение поменять что-то в себе с помощью Спасителя.

Главные отличия между каноном и акафистом

Молитвы - общение души с Богом, происходящее на высшем духовном уровне.

Умиление и печаль, нужда и благодарность человека — все известно Господу посредством молитвы.

Одним из способов обращения к Царю Небесному, Божьей Матери и святым являются каноны и акафисты .

Непосвященные в тонкости церковной терминологии часто путают эти два вида песнопений.

Между ними есть и сходство, и отличия, состоящие в:

  • сути (смысле) произведений: акафист — благодарение Господу и святым, канон же — жанр покаяния и просьбы;
  • композиции молитвословий, различном количестве строф, способов их чередования и повтора;
  • уровне восприятия: благодаря простому построению предложений и несложной лексике акафист воспринимается легче, чем канон;
  • авторстве, хвалебные песни были созданы священниками высшего сословия, акафисты писались мирянами;
  • наличии ектении (возгласа, призыва к молитве) во время чтения канона, чего нет в акафисте;
  • количестве чтений: несколько канонов могут читаться одновременно, что не характерно для исполнения акафистов;
  • возможности выбора песнопения: каноны обязательны, так как включены в состав молебнов по уставу церкви; акафисты на богослужениях не звучат, прихожане могут их выбирать и заказывать самостоятельно;
  • включении песнопений в богослужения периода Великого поста, так как акафисты читать в этот период не разрешено (за исключением двух — Божией матери и Страстям Христовым).

Как правильно читать каноны дома

Если они читаются дома, и заодно с ними произносятся заутрени и вечерни, то этого достаточно, чтобы не дополнять их другими молитвами.

Если в семье кто-то плохо себя чувствует или болеет, дома можно читать также каноны за болящего.

Православные каноны по дням недели

Каждый день седмицы (недели) соотносится с определенными событиями в истории церкви.

В состав церковных служб во храме и дома включены дневные моления:

  • в воскресный день славится Воскресение Господа;
  • в понедельник произносится хвала Божьим помощникам, Ангелам;
  • по вторникам читается канон в честь Иоанна Крестителя;
  • службы по средам и пятницам связаны с воспоминанием о грехе, содеянном Иудой, в эти дни соблюдается пост, в храмах звучит хвалебная песнь Животворящему Господню Кресту;
  • четверг по церковному уставу назначен как день славословия апостолов и Святителя Николая;
  • Суббота — день хвалы Царицы Небесной и воспоминаний о праведниках и упокоившихся, уверовавших в Божью истину;

Их можно найти в сборнике канонов, называемом Каноником.

Всегда есть возможность изменить себя. Ведь подвиги святых отцов, отображенные в церковных песнях — молитвах, служат наставлением для верующих.

Своим примером они показывают, как жить праведно, как поступать в семье, чтобы никого не огорчать и не обижать. Дают силу, руководят волею и учат каждого человека верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

от гр. Капоп, образец, правило): идеальный образец, которого следует придерживаться. У Канта - комплекс априорных принципов, управляющих познанием и составляющих рамку для познания мира, в том случае, если они соотносимы с возможным опытом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАНОН

система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела; переосмысленный древнегреческой классикой, он был теоретически закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и-с некоторыми изменениями - для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т. ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в. Строгим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, каноном называлась одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.). Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первая строфа каждой песни (ирмос) почти всегда составлялась на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных строфах (тропарях) поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с 12-13 вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до 20 в. (у П. Хиндемита, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Каноническая нормативизация искусства, часто перераставшая в формализаторский академизм, характерна для эстетики классицизма.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в 20 в. А. Ф. Лосев определял канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (Лосев А. Ф. О понятии художественного канона.- В сб.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 15). Ю. М. Лотман, исследовавший информационно-семиотический аспект канона, считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому организует имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс.- Там же, с. 16-22).

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т. п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах - благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на преодоление этой схемы внутри нее самой с помощью мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностью, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных духовных глубин.

Лит.: Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля.- В сб.: Вопросы эстетики. М.. 1964, в. 6, с. 351-99; Бычков В. В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно-христианском искусстве.- В сб.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1972, в. 7, с. 148-68; Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999, т. 1, с. 483-507; т. 2, с. 91-98; Померанцева H. А. Эстетические основы древнеегипетского канона.- Она же. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994; Булгакове. Икона и иконопочитание. М„ 1996.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

В православной церкви главными и самыми значимыми произведениями церковной гимнографии считаются канон и акафист. Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете, чем отличается канон от акафиста.

Общие сведения о понятиях

Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.

Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.

Акафист - это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.

Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.

Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос - «Радуйся».

Канон - это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.

Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.

Видео «Что такое акафист, как и когда его читать?»

В этом видео протоиерей Андрей Ткачев расскажет, что такое акафист, как и когда его читать.

Отличительные черты

Многие невоцерковленные христиане интересуются, чем отличается канон от акафиста. К основным отличительным характеристикам вышеописанных жанров церковной гимнографии относят:

  1. Акафист как особое церковное произведение отличается более легким слогом и мелодичным произношением. «Народная песнь» не только легко читается прихожанами, но и хорошо воспринимается на слух.
  2. Каноны исполняются в храмах практически ежедневно, в то время как ритуал хвалебно-благодарственного песнопения, обращенного к Пресвятой Богородице, исполняется священнослужителями всего лишь один раз в год. Православные христиане, почитающие и верующие в Бога, Божию Матерь и святых великомучеников, читают акафисты во время утренней молитвы.
  3. При прочтении канонов необходимо соблюдать регламентированные церковным уставом правила, что считается необязательным во время исполнения народного песнопения. Существует определенный круг недельных богослужений, согласно которому подбираются произведения гимнографии. Но читая молитву в домашних условиях, верующий человек может выбрать хвалебно-благодарственную оду на свое усмотрение.
  4. «Народная молитва» начинается из проимии (вступительной строфы), а многострофный текст имеет простое начало.
  5. В канонах описания ветхозаветных событий экспроприируются на новозаветные действия. Что касается текстов хвалебных песен, в молитвах воспеваются новозаветные и более поздние церковные мероприятия.
  6. Каждый икос «народной молитвы» заканчивается возгласом «Радуйся», что нехарактерно для церковного многострофного произведения.
  7. В каноне по окончании третьей и шестой песен зачитывается малая ектения. Кондаки и икосы читаются один за другим, без каких-либо отступлений.
  8. Некоторые священнослужители не признают акафисты, считая хвалебно-благодарственные оды обычным народным творчеством, которому не место в церкви. Данное утверждение не относится к Акафисту Пресвятой Богородице. Остальные хвалебно-благодарственные песнопения исполняются преимущественно в домашних условиях.

Обращаться к Богу, Богородице, святым угодникам и архангелам нужно искренне и открыто. Поэтому во время прочтения молитвы рекомендуется отложить все мирские дела и заботы.

Словарь Ушакова

Канон

кано н , канона, муж. (греч. kanon).

1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п. ), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк. ).

2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (иск. ). Романтики были разрушителями классического канона.

3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т.н. священного писания (церк. ). Библейский канон. Новозаветный канон.

4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-нибудь писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (неол. лит. ). Пушкинский канон.

5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк. ). Пасхальный канон.

6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. в 3 знач. ; муз. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Канон

(от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер:

1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Этимологический Словарь Русского Языка

Канон

Старославянское – канонъ.

В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского.

Канон – определенное правило, утверждавшееся на протяжении длительного времени. Чаще всего слово употребляют по отношению к церкви (церковные каноны).

Производные: канонический, канонизировать, канонизированный.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Канон

(от греч.

1) правило, положение какого-либо направления, учения; свод правил, действующих в определенной области; (в переносном смысле) то, что твердо установлено, стало традиционным, общепризнанным;

2) совокупность книг Библии, признанных церковью как священное писание, без права внесения изменений в текст;

3) догматы, обряды, установленные и узаконенные церковью.

Культурология. Словарь-справочник

Канон

(греч. kanon – норма, правило)

свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Церковный канон: правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Канон (в изобразительном искусстве) – система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления, служащая нормативным образцом.

в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

Католическая Энциклопедия

Канон

(греч. κανών), в общем значении - правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике - совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве - статья церк. закона (напр., Кодекса канон. права); в истории Церкви - постановление Вселенского или поместного собора; в Божественной литургии - анафора (евхаристический К., напр. Римский К.); в визант. гимнографии (гимн) - один из жанров; в вост. иконографии - правила создания сакрального образа.

Как жанр гимнографии К. представляет собой развернутое повествование о празднуемом дне святого или к.-л. события. В полном варианте К. состоит из 9 песен и входит в состав утрени. Песнь состоит из нескольких тропарей, которые метрически и мелодически ориентированы на ирмос (греч. είρμός - связь), с которого начинается песнь. Ирмосы являются аллюзиями на поэтические отрывки из Библии, стихи которых служат припевами к тропарям К. на утрене: это песни Моисея (Исх 15, 1–19; Втор 32, 1–43), Анны (1 Цар 2, 1–10), Аввакума (Авв 3, 2–19), Исайи (Ис 26, 9–19), Ионы (Ион 2, 3–10), трех вавилонских отроков (Дан 3, 26–56.67–88), Богородицы (Лк 1, 46–55) и Захарии (Лк 1, 68–79). Последний тропарь каждой песни посвящен, как правило, Богородице (отсюда его название - богородичен), предпоследний иногда посвящен Троице (троичен). Завершает каждую песнь, как правило, катавасия (греч., καταβάςια, множественное число от καταβάσιον от καταβάίνω - сходить; название связано со способом исполнения - посередине храма двумя хорами, спускавшимися со своих клиросов). Содержание тропарей К. определяется темой литург. празднования. Многие визант. К. содержат акростих (по начальным буквам тропарей), что иногда помогает определить имя автора. Вытеснив распространенный ранее гимнографический жанр - кондак, К. стал важнейшей частью визант. утрени.

Создателем классического К. считается Андрей Критский. Самое известное его творение - это покаянный Великий К., насчитывающий 250 тропарей и 11 ирмосов и исполняемый, согласно совр. уставам Православных Церквей, во время Великого поста дважды - по частям в первые 4 дня 1-й седмицы и целиком в четверг 5-й седмицы. Авторами К. были Иосиф Гимнограф, Феофан Начертанный, Феодор Студит, Стефан Савваит, Георгий Никомидийский, Симеон Метафраст и др. Среди авторов К. на церковно-слав. яз. - Григорий Печерский (XI в.), Пахомий Серб (XV в.), Мисаил Соловецкий (XVI в.), Максим Грек, Макарий Калязинский (XVI в.), Епифаний Славинецкий (XVII в.), кн. С.И. Шаховской (XVII в.), Димитрий Ростовский (XVIII в.), Феофан Прокопович, патр. Сергий (Страгородский, XX в.).

Лит-ра: Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875; Тураев Б. Коптские богослужебные каноны // Византийский временник 14 (1908), 184–189; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: По современным Минеям. Париж, 1951; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964 (М., 1997), с. 40–53; Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91) (1986), 112–120; Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика (Материалы Международной научной конференции 1991–1994). М., 1994, с. 79–91; Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 1995, вып. 1, с. 327–331, 383, 457–463; Пасхальный канон святителя Андрея Критского / Публикация, описание, пер. прот. С. Правдолюбова. М., 1996; Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris / Ed. I. Schiro. R., 1966 83. 13 vol.; Szöverffy J. A Guide to Byzantine Hymnography. Brooklyn (Mass.)–Leyden, 1979, part 2, p. 1–230.

С. Никитин

Архитектурный словарь

Канон

Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. kanon - правило, предписание)

В изобразительном искусстве канон - свод твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций, изображения отдельных персонажей и сюжетных сцен. Канон связан с господствующей идеологией общества. Строго каноническим было искусство Древнего Египта ордерная система античной архитектуры также по сути своей канонична известен трактат древнегреческого скульптора ПОЛИКЛЕТА. Канон, жесткая система предписаний, установленных религией господствовала в искусстве средних веков, для эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ характерны попытки рационалистическим путем установить идеальные нормы для произведений искусства, позднее многочисленные правила догматического характера были связаны с академизмом в искусстве с соцреализмом. Развитие реалистического искусства всегда сопровождалось преодолением старых застывших канонов.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Этнографический Словарь

Канон

канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке.

Античный мир. Словарь-справочник

Канон

1) К. писателей и поэтов - список лучших представителей каждого жанра, отобранных учеными александрийской филологии: 10 ораторов, 9 лирич. поэтов, по 3 трагич. и комич. автора.

2) К. христианский - соч. Нового Завета (числом 27), признанные церковью священными. Стал складываться во II в. н. э. и оконч. закрепился в нач. V в.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Православие. Словарь-справочник

Канон

(греч. «правило», «установление»)

1. Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Между 8-й и 9-й песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа ...» (см. Лк. 1, 46-55) и припев, прославляющий Богородицу – «Честнейшую Херувим ».

В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресенья и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

2. Собрание принятых Церковью книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Греческое слово «канон» заимствовано из семитских языков и первоначально означало линейку или палочку, с помощью которой можно было производить измерения, а отсюда – в переносном значении – «правило», «норму» или «список».

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Канон

, а , м.

Церковное песнопение в честь праздника или святого.

* [Пушкин :] Что пользы в том, что явных казней нет, Что на колу кровавом, всенародно Мы не поем канонов Иисусу . // Пушкин. Борис Годунов // *

Гаспаров. Записи и выписки

Канон

♦ ИстВ 25, 1904, 1090, в некрологе - перечень больших писателей, чьи полные собрания сочинений купил А. Ф. Маркс: Г. Данилевский, Шеллер, Лесков, Григорович, Чехов, Щедрин, Потапенко, Майков, Полонский, Фет, Случевский, Станюкович, Авсеенко, Луговой, Терпигорев, Головин-Орловский, Баранцевич, Ромер, Альбов, Полевой, Сементковский, Стерн.

Православный энциклопедический словарь

Канон

1) (греч. - прямой шест, отвес, линейка) - постановление Церкви, как относящееся к вероучению, так и касающееся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

2) богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.

Словарь музыкальных терминов

Канон

(гр. kanon - норма, образец, правило)

1. Многоголосное про­изведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами.

2. Армянский народный щипковый инструмент, похожий на цитру.

Словарь церковных терминов

Канон

(греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55 ) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

Православная энциклопедия

Канон

сложное произведение, состоящее из множества строф. Церковный гимн, посвященный прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери, какого-либо святого или праздника. Входит в состав многих богослужений. Канон подразделяется на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей. Тема каждой песни – одна из библейских песен, которые в старину читали перед каноном. В настоящее время библейские песни читают только Великим постом. Число песен канона может составлять от трех до девяти. Однако каноны из трех и четырех песен также поют и читают Великим постом. Канон, состоящий из девяти песен, в современных богослужениях используется редко. Это Великий канон Андрея Критского, который служат особым чином. Обычно в церковных службах используют каноны, состоящие из восьми песен, то есть каноны без второй песни. После восьмой песни канона положено петь так называемую Песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа .», которая прославляет Божью Матерь. В дни двунадесятых праздников вместо нее поют величание празднику. Греческие каноны составлены таким образом, что ирмос и тропари имеют один размер и их можно петь. При переводе на славянский это единство было утрачено, поэтому ирмос поется, а тропари читает чтец. Единственным исключением является канон Пасхи, который поется весь, целиком. Напев ирмосов канона подчиняется гласу. В большие праздники и по воскресеньям канон принято петь с катавасией.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Канон

Канон

♦ Canon

Любая разновидность правила (от греческого kanon – правило), способная служить нормой, образцом или моделью.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Канон

(греч. kanon - правило, предписание)

совокупность нормативных требований, предписывающих художественно-эстетическому сознанию следовать определенным образцам, соблюдать определенные приемы творческой деятельности. Каноны формируются на протяжении длительного времени, постепенно обретая авторитет незыблемого императива, диктатура которого начинает господствовать в пределах эстетического сознания. Это отчетливо видно в истории искусства, существовавшего в традиционных обществах древних цивилизаций Востока и Запада. В христианском искусстве средневековой Европы каноны определяли развитие всех основных видов искусства - архитектуры, живописи, музыки.

«Канон » Поликлета . Древнегреческий скульптор Поликлет (V в. до н. э.) вошел в историю искусства как создатель трактата «Канон» и скульптуры «Дорифор» («Копьеносец») (432 г. до н. э.), явившейся практическим воплощением, наглядным примером теоретических, художественно-эстетических принципов, сформулированных в трактате. Находясь под влиянием учения Пифагора о присущей космосу гармонии числовых соотношений, Поликлет предпринял попытку взглянуть на человека в свете этих же принципов. Так у него появилась вначале умозрительная, а потом скульптурная бронзовая модель человеческого тела как целостности, подчиненной определенным числовым соотношениям. Поликлет был убежден, что его исчисления давали идеальную фигуру гармонично сложенного человека. Ее высота в переводе на современные единицы длины составляла 1 м 99 см. Голова относилась к общей высоте как 1: 8. Пуп располагался строго посредине. Длина ступни составляла 1/6 от длины тела. Лицо делилось на три равные части - лоб, нос и подбородок. Профиль точно вписывался в квадрат, а общая линия лба и носа составляла прямую. Соблюдение всех этих соотношений рождало впечатление безупречного, абсолютного совершенства. Для своего «Дорифора» Поликлет придумал характерную позу перекрестной уравновешенности тела -устойчивой и вместе с тем динамичной. Эта поза («хиазм») свидетельствовала о физической и моральной силе изображенного человека, об его уверенности в себе и способности поддерживать гармоничные отношения с миром, космосом.

Художественно-эстетический канон Поликлета, воплощенный в «Копьеносце», дает наглядное представление об античном понимании красоты, гармонии и совершенства. Скульптурное изваяние человеческого тела предстало носителем космических гармоний, в полной мере отвечающим греческому идеалу калокагатии (от греч. kalos - прекрасный; agathos - добрый). Буквально переводясь как единство | прекрасного и доброго, калокагатия предполагала неразрывность красоты телесной и душевной.

Поликлетовский «Канон» стал для греческих скульпторов эталоном художественного мастерства. Характерна дошедшая до нашего времени история двух братьев-скульпторов, создавших статую Аполлона, находясь при этом в разных точках Эллады - один в Эфесе, а другой на Самосе. Определившись с замыслом и приняв за основу I нормативы Поликлета, они порознь приступили к работе над правой и левой половинами. Когда по окончании обе половины были соединены, у зрителей возникло впечатление, что скульптура создана одним мастером.

В современном художественно-эстетическом сознании существуют две противоположных трактовки канона. Одна гласит, что канон теснит воображение художника, сковывает его творческое сознание и оказывает губительное воздействие на развитие художественного таланта. Согласно другой, канон ни в коей мере не лишает художника творческой свободы. Эту, вторую, точку зрения точно и ярко охарактеризовал П. А. Флоренский. «Каноническая форма, - писал он, - это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступления от форм канонических стеснительны и искусственны... В канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле, движения. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое» (Флоренский П. А. Иконостас . - М., 2001. - С. 82).

Еще одно примечательное высказывание Флоренского касается церковных канонов как ритуальных норм, которые регулируют жизнь православной и католической церквей. Он называет эти каноны «регулятивными символами церковного общества» и указывает как на их необходимость, так и на трудновыполнимость их в повседневной церковной жизни: «Никогда они не выполнялись целиком, да и нельзя ждать, чтобы были выполнены когда-либо до точности; но всегда их должно было и должно есть иметь в виду для яснейшего сознания своей виновности перед Богом» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. - М. 1990.-С. 425).

Лит.: Ротенберг Е. От канона к стилю //Вопросы искусствознания . 1994. № 2-3; Соцреалистический канон . - СПб., 2000 ; Флоренский П. А. Иконостас . - М., 2001.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Канон

♦ (ENG canon)

(греч. kanôn, лат. - правило)

церковные постановления, принятые церковным собором или отдельной церковной организацией. Также - церковное право (каноническое право); собрание священных книг (канон Священного Писания); список святых; главная часть мессы.

Словарь духов и богов

Канон

одно из самых популярных божеств японского буддизма. Она милосердная застУПНИЦа к которой каждый мог обратиться за помощью вне зависимости от своего статуса и положения- Канон умела превращаться и каждому человеку являлась в подходящем образе: к старику - стариком, к ребенку - ребенком, к женщине - женщиной. На ранних рисунках ее изображали с тысячей рук. Считалось, что каждой рукой она спасала грешника.

Энциклопедический словарь

Канон

  1. (от греч. kanon - норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными" , применяемых в богослужении в качестве "Священного писания" . Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
  2. (канун), струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.
  3. жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).
  4. форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации - проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).
  5. в изобразительном искусстве - система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

Словарь Ожегова

КАНО Н, а, м.

1. Правило, непреложное положение какогон. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны.

3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.).