Меню

Что нельзя делать в православном храме. Причин считать, почему в эти периоды женщина может быть «нечистой», несколько

Проблемы

Накануне большого религиозного праздника Святой Пасхи с новой силой возникают разговоры на тему: можно ли во время ходить в церковь. Ни в одном источнике невозможно найти единого четкого ответа. Не написано в книгах, нет подтверждений, записи или другой памятки, указывающий на существования такого запрета, однако негласно он существует практически везде. Даже служители церкви не могут дать точной информации. По этому поводу существует много толкований с разными мнениями.

Не зная сути первопричины появления поверья, женщине трудно осознанно решить насколько важно его соблюдать.

Считается, что Божий храм могут осквернить три вещи:

  • мертвое тело;
  • смертельная болезнь;
  • истечения.

Читайте в этой статье

Так почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Откуда возник спор

В Ветхом Завете высказывается однозначное отношение, которое перекликается с традициями язычества – женщина во время месячных нечиста и ей нельзя быть в храме. Объяснялось это тремя причинами, самая обыденная из которых – нормы гигиены.

А вот две остальных — чисто духовные, философские. Согласно Ветхому Завету, Адам и Ева совершили грехопадение и потеряли бессмертие, уготованное им Богом. С тех времен человеческая природа стала поврежденной, женская менструация является подтверждением и напоминанием этого факта. Священники, строго придерживаясь нормы о том, что в Божьем храме ничего не должно свидетельствовать о смертности, греховности человека, запретили женщинам с месячными ходить в церковь.

Тема смерти отражена и в третьей причине, согласно которой мертвое тело не может осквернять церковь. А менструацию у женщины расценивают как отторжение мертвой яйцеклетки, выкидыш несостоявшегося зародыша человека.

Во времена Нового Завета меняется понимание божественной принадлежности человека. Иисус Христос, приняв на себя смерть за все грехи человеческие и вновь воскреснув, отрицает важность физического тела в стремлении человека к единению с Богом. В религиозном восприятии остаются только понятия души, духовности, Святого Духа. Поэтому естественное физическое состояние женщины, как говорится «такой ее создал Господь», не может являться препятствием для молитвы или посещения церкви. Подтверждают это словами из учения апостола Павла, утверждающего, что в человеке, созданном Господом ничего нет нечистого и «всякое творение Божие хорошо». Но отсутствие конкретного разъяснения на тему именно менструирующей женщины, не позволяет поставить окончательную точку в раскрытии этой темы в Новом Завете.

Так, на стыке двух направлений религиозных взглядов, и возник этот спор.

Все «за» и «против»

Считается, что поверье, по которому во время месячных нельзя ходить в церковь, сохранилось по инерции с прошлых староверских времен. Мол, по научению старшего поколения, молодые женщины тоже предпочитали придерживаться этой традиции.

Но ведь споры о том, можно ли посещать храм женщине в критические дни ведутся на протяжении всего времени существования христианства, привязывая его к термину «нечистоты». Кстати, это понятие применяют и в других случаях. Считается, что мать должна очиститься после родов. Если родился мальчик, то этот срок в 40 дней, а если девочка – в 60. Кроме того, «нечистым» считают и мужчину во время семяизвержения.

В Святых книгах можно встретить высказывания, поддерживающие этот запрет. Например, Святой Дионисий Александрийский во втором правиле говорит, что женщинам во время очищения нельзя входить в святой храм, и причащаться.

А Святой Георгий Двоеслов утверждал, что нужно разрешать женщинам посещать церковь во время месячных, поскольку они так созданы природой и не виноваты в этом.

Серьезные споры ведутся вокруг истории о женщине с кровотечением, описанной в Новом Завете. Рассказывается, что она притронулась к одеждам Иисуса, когда он на улице лечил других, и от этого исцелилась. Кроме того, сам Спаситель, не отверг ее, заметив это прикосновение, а, наоборот, подбодрил ее словами «Смелее, дочь!».Это можно привести в качестве доказательства, что женщина и в «критические» дни может обращаться к Господу за помощью и благословением. Но этому мнению противопоставляют рассуждение о том, что она касалась только лишь одежды Иисуса, но не его тела. А значит, «нечистой» женщине дозволено далеко не все то, что обычно.

Некоторая ясность была внесена совсем недавно на Архиерейском Совещании, которое состоялось 2-3 февраля этого года. На нем, опираясь на ряд церковных канонов, была закреплена общепринятая практика, которая предписывает воздерживаться от причащения «в состоянии женской нечистоты».

И это уже не суеверие, не древняя традиция, а четко выписанное правило, принятое собранием архиереев Православной Руси, которого должна придерживаться любая благочестивая женщина. Стоит отметить, что возбраняется совершать только самые сокровенные обряды, но не указывается, что нельзя посещать церковь.

Сейчас практически все согласны, что нужно разрешать женщинам посещать храм в критические дни, но если она из благоговения сама постарается избегать таких ситуаций, то ее можно за это ее личное решение.

Что же позволяется женщине в «критические» дни

Получив некоторую ясность в вопросе, можно ли с месячными ходить в церковь, остается открытая дискуссия: что можно делать в святом храме в такой ситуации.

Многие склоняются к мнению, что практически ничего. Запрещается прикасаться к иконам, святым книгам, ставить свечки. Считается, что храм, где совершается только Бескровная Жертва Спасителя нельзя осквернять истечением крови.

Современные средства гигиены практически исключают возможность попадание крови женщины наружу. Таким образом, некоторые священнослужители признают возможность вести себя в церкви во время месячных, как обычно. В любом случае, всегда лучше будет испросить благословения у своего наставника и последовать его совету.

Часто спрашивают: «Можно ли читать молитвы во время месячных?». Здесь никаких запретов нет, наоборот. Церковники утверждают, что если женщина в «критические» дни не молится, то тем самым помимо воли допускает к себе нечистый дух. Значит молитве ничего не может воспрепятствовать.

Стоит ли совершать таинства и обряды

Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:

  • Чем нежелательно заниматься во время менструации: спортом, сексом, сдавать анализы, диета, лекарства, спиртное, плавание, сауна, баня. ... Можно ли при менструации париться в бане.


  • Можно ли ходить в церковь, исповедоваться, причащаться при месячных - вопросы, которые вызывают споры у священников и волнуют каждую христианку.

    Не зная четкого ответа, при месячных днях прихожанки остаются слушать службу в притворе.

    Откуда растут корни запрета? Ответ ищем в Ветхом завете

    Церковный притвор находится в западной части храма, представляет собой коридор между храмовым входом и внутренним двором. Притвор издавна служит местом слушания для некрещеных , оглашенных людей, тех, кому запретили вход в храм на определенное время.

    Есть ли что-то оскорбительное для христианки на некоторое время быть вне церковного служения, участия в исповедании, причастии?

    Менструальные дни - не болезнь, грех, а естественное состояние здоровой женщины, подчеркивающее ее способность даровать миру детей.

    Почему тогда возникает вопрос - можно ли исповедоваться во время месячных?

    Ветхий завет много внимания уделяет понятию чистоты при вхождении перед Богом.

    К нечистотам относились:

    • болезни в виде проказы, чесотки, язв;
    • всякие истечения как у женщин, так мужчин;
    • прикасание к мертвому телу.

    Евреи до выхода из Египта не были единым народом. Кроме поклонения Единому Богу, они многое позаимствовали из языческих культур.

    Иудаизм считал, что нечистота, мертвое тело - одно понятие. Смерть - наказание Адаму и Еве за непослушание.

    Бог создал мужчину, его жену совершенными по красоте, здоровью. Человеческая смерть связана с напоминанием о греховности. Бог есть Жизнь, всякое нечистое не имеет права даже прикасаться к Нему.

    Подтверждение тому можно найти в Ветхом Завете. Книга Левит, глава 15 четко говорит, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».

    Для справки! При менструации запрещалось не только в храме, но и в обычной жизни общение, личное касание между любым человеком и «нечистой» женщиной. Это правило касалось мужа, запрещая при менструации всякие сексуальные действия.

    При рождении ребенка также происходит выделение крови, поэтому 40 дней при рождении мальчика, 60 - после появления на свет девочки молодая мать считалась нечистой.

    Языческие жрицы отлучались от обрядов по причине немощи, по их мнению, с кровью исчезала магическая сила.

    Эра христианства внесла свои поправки в этом вопросе.

    Новый Завет - новый взгляд на чистоту

    Приход Иисуса кардинальным образом меняет понятие жертвы за грех, значимость чистоты.

    Христос четко говорит, что Он - есть Жизнь (Ин.14:5— 6), прошлое все минуло.

    Сам Спаситель прикасается к смертному одру юноши, воскрешая сына вдовы. (Луки 7:11— 13)

    Женщина, страдающая 12 лет кровотечением, знающая о запрете Ветхого Завета, сама прикоснулась к краю Его одежды. При этом многие люди касалась ее , ведь вокруг Христа всегда было множество народа.

    Иисус сразу почувствовал, как из него вышла целительная сила, призвал некогда больную, но не забросал ее камнями, а сказал, чтобы она действовала смелее.

    (Матв . 9:20— 21)

    Важно! Нигде в Новом Завете не написано о нечистоте кровоистечения .

    Апостол Павел, посылая письмо Римлянам, глава 14, говорит о том, что сам не имеет нечистого. «Нечистоту» люди придумывают себе сами, потом в это верят.

    Первое послание Тимофею, глава 4, апостол пишет о том, все надо принимать, воздавая благодарность Богу, который все сотворил хорошо.

    Месячные являются процессом, созданным Богом, они не могут относиться к нечистотам, тем более отлучить кого-то от защиты, благодати Божьей.

    В Новом Завете апостолы, говоря о нечистотах, подразумевают, употребление при приеме пищи продуктов, запрещенных Торой, что недопустимо для евреев. Свинина относилась к нечистой еде.

    Перед первыми христианками также стояла проблема - можно ли причащаться во время месячных, решение они должны были принимать сами. Кто-то, следуя традициям, канонам, не прикасался ни к чему святому. Другие считали, что ничто не может отлучить их от Божьей любви, кроме греха.

    Многие верующие девы при менструации исповедовались и причащались, не находя в словах, проповедях Иисуса запрета.

    Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

    С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.

    Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген , Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит - грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.

    Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.

    Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.

    Клементий Римский дал ответ на проблему - можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого .

    Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии , может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка , ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.

    Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.

    Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.

    Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан , которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак. В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения. Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными , Богом созданными.

    В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.

    Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.

    Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.

    Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

    Русская церковь раннего периода

    Русской православной церкви всегда были свойственны строгие законы, касающиеся женских критических дней, любых видов истечений. Здесь даже не ставится вопрос - можно ли ходить в церковь при месячных. Ответ однозначен и обсуждению не подлежит - нет!

    Мало того, по словам Нифонта Новгородского, если начнутся роды прямо в храме и ребенок появится на свет там, то вся церковь считается оскверненной . Ее опечатывают на 3 дня, переосвящают , читая специальную молитву, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика ».

    Все присутствующие при этом в храме считались нечистыми, могли выйти из него только после очистительной молитвы Требника.

    Если христианка пришла в храм «чистая», а потом у нее случилось кровотечение, она срочно должна была покинуть церковь, иначе ее ждала полугодовая епитимья.

    Очистительные молитвы Требника поныне читаются при церквях сразу после рождения младенца.

    Этот вопрос вызывает много споров. Проблема прикасания к «нечистой» женщине в дохристианские времена понятна. Почему и сегодня, когда ребенок рождается в священном браке и является даром Бога, его рождение делает мать, всех, к ней прикасающихся оскверненными ?

    Современные столкновения в Русской церкви

    Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.

    Современное объяснение этому явлению - усталость роженицы, ей якобы надо прийти в себя. Как тогда объяснить, что тяжело больным рекомендуется чаще посещать храм, принимать причастие, очищаясь кровью Иисуса?

    Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

    Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.

    1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.

    Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла.

    После Крита православные церкви получили настоятельные рекомендации донести до всех прихожанок, что их стремление посещать храм, исповедоваться и принимать причастие приветствуется независимо от критических дней.

    Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.

    Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.

    Каноны не должны управлять Церковью, ибо они написаны для храмовых служений.

    Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.

    Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной. Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.

    Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».

    Важно! Сам Иисус очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал Плотью всех православных. Он попрал смерть телесную, подарив людям жизнь духовную, независимую от состояния тела.

    Посмотрите видео о посещении церкви во время месячных

    Широко распространено мнение, что женщине с менструальным кровотечением заходить в храм, а к тому же проходить причастие, категорически запрещено. В действительности ли это так? И в чем причина такого количества разногласий вокруг этого вопроса? Никто не может дать точного ответа на него. В каких-либо книгах и прочих источниках нет упоминаний и подтверждений того, что такой запрет существует. Но все-таки негласно его стараются придерживаться. Даже священнослужители не могут предоставить единую информацию. Вокруг этого вопроса есть множество толкований с различными мнениями.

    Как было раньше?

    В самой древней части Библии – Старом Завете, говорилось о том, что в храм нельзя заходить «нечистым» людям. К этой категории относились:

    • больные проказой;
    • все, кто страдает гнойно-воспалительными заболеваниями;
    • люди, осквернившие себя, прикоснувшись к разлагающемуся телу (трупу);
    • женщины с физиологическими кровотечениями.

    Бытовало мнение, что посещать храм нельзя ни при одном из этих состояний.

    Интересный факт: в то время, когда матери, родившие мальчика, допускались в церковь через 40 дней после родов, девочку – после 80.

    Что думают сейчас?

    При Новом Завете в список людей, которым нельзя ходить в церковь, были снесены корректировки. Хотя определенные ограничения для женщин никуда не делись. Запрет посещения храма женщинами во время месячных стал обуславливаться соображениями гигиены.

    Всегда считалось, что храм – это святое место, и на его территории нельзя проливать кровь. Раньше не было надежных гигиенических средств для защиты, поэтому для женщин во время менструации посещения церкви были под запретом.

    Есть еще одно мнение, почему женщина не может посещать храм с месячными. На ком лежит вина за то, что человеческий род подвергся изгнанию из садов Рая? На женщине. Вероятно, поэтому представительницы женского пола к Богу не допускались. Видимо, чтобы не напоминать о давних проступках. По этой причине во время месячных, а также в течение сорока дней после рождения младенца до тех пор, пока не завершится послеродовое кровотечение, женщине доступ в храм закрыт.

    На сегодняшний день обоснованного запрета на посещение женским полом в период менструации храма не существует. В Завете имеются главы, в которых ученики высказывались о том, что осквернение веры несет зло, которое идет от сердца человека, а не физиологические выделения. В Новом Завете в основной акцент делают на внутренней духовности человека, а не естественных процессах, которые от него не зависят.

    Запрещается ли женщине ходить в церковь во время месячных?

    В храме нельзя проливать человеческую кровь. Если, например, человек в церкви порезал палец, и началось кровотечение, он должен его покинуть до тех пор, пока кровь не остановится. В противном случае, будет считаться, что святое место было осквернено, и возникла необходимость в его повторном освещении.

    Можно сделать вывод, что при месячных, если использовать качественные средства гигиены (прокладки, тампона) в церковь ходить можно, поскольку пролития человеческой крови не будет. В это же время мнения священнослужителей по этому поводу расходятся, некоторые даже противоречат друг другу.

    Некоторые считают, что женщинам с менструальным кровотечением не место в церкви. Можно войти, прочитать молитву и уйти. Другие – приверженцы более радикальных взглядов, говорят, что посещать женскому полу во время месячных церковь категорически запрещено. Однако есть и те, кто уверяет, что менструация никаким образом не должна оказать влияние на поведение, что не надо в этот период ничего менять в церковной жизни, нужно продолжать читать молитвы, ставить свечки, исповедоваться и причащаться.

    Сторонники обоих взглядов могут предоставить доказательства собственных суждений, хотя их можно и оспорить. Те, кто поддерживают первого мнения, по большей степени основываются на информации из Старого Завета, высказываясь, что в давние времена женщины с кровотечениями должны были находиться подальше от народа и церкви. Но четких объяснений, почему это должно быть именно так, предоставить не могут. Поскольку в те времена женщины имели страх испачкать кровью святое место из-за того, что не было необходимых средств гигиены.

    Приверженцы противоположного мнения уверяют, что и тогда женщины ходили в храм. К примеру, греки (в этом и состоит их отличии от славян), не проводили освещение церкви, соответственно, никакого осквернения произойти не могло. В этих местах женщины, даже во время физиологических выделений, могли приложиться к иконам и ничего не меняли в обычной своей церковной жизни.

    Зачастую отмечалось, что в данном физиологическом процессе нет вины женщины. И все же в давние времена женщины на Руси избегали посещения церкви в эти дни.

    Одни из святых делали высказывания о том, что природа сделала женщинам щедрый подарок, наделив их этой уникальной способностью очищать организм. Они утверждали, что явление было создано Всевышним, следовательно, о грязи и нечистоплотности не может быть речи.

    Было бы неправильным отказывать женскому полу в посещении храма во время месячных, опираясь на данные из Старого Завета. Если внимательно и глубоко изучить церковь, можно прийти к мнению, что запрет на посещение храма в период менструации, уже морально устарело.

    Как же все-таки поступить?

    Посещать храм девушкам разрешается во все дни. Если учесть мнение большего числа священнослужителей, и при менструации делать это можно. Но лучше будет в эти дни отказаться от проведения таинства крещения и венчания. Желательно, если это возможно, не дотрагиваться до крестов, икон и прочих святынь. Кроме того, церковь призывает в эти дни не исповедоваться и не причащаться.

    Видео: можно ли женщинам входить в храм в критические дни

    Многие из нас верят в Бога, но не все знают, как вести себя в церкви, когда ее посещать и что делать в таких случаях, поэтому, давайте рассмотрим некоторые правила посещения церкви и узнаем, что можно делать, а что делать категорически запрещается.

    Любое важное событие в жизни человека всегда окружено различными суевериями, а также народными приметами. Стоит отметить, что большая часть из них является полным, неаргументированным и недоказанным бредом, именно поэтому, необходимо выяснить, насколько правдиво предположение, что беременным нельзя посещать церковь.

    Необходимо сразу сказать о том, что церковь полностью отрицает все суеверия, потому что верить можно только в Бога, а суеверие – пустая вера, которая является грехом перед церковью. Исходя из этого, с уверенностью можно сказать, что запрет посещения церкви беременными, является ничем большим, чем обычное и банальное суеверие.

    Как говорится, дыма без огня не бывает, поэтому, необходимо выяснить источник такого суеверия. Распространителями рассматриваемого мифа являются наши бабули. Во времена их молодости, беременных девушек старались до родов держать дома, чтобы чужие глаза поменьше их видели в таком положении. К тому же, «выходы в свет» часто заканчивались не совсем благополучно, тем более, считалось, что в церкви «червивых» глаз всегда много, и особенно на праздники, когда там собираются все – и млад, и стар.

    Другой версией появления такого запрета является просто забота о будущих мамах. Не каждый здоровый человек выстоит службу в церкви, не говоря уже о женщинах в положении, которые в этот период страдают различными недугами в виде токсикоза, проблем с опорно-двигательным аппаратом и т.д.

    Подводя итог всему вышесказанному, с уверенностью можно сказать, что посещать церковь во время беременности не просто можно, но и нужно. Священники говорят будущим матерям, что они должны посещать Божий Храм регулярно. Здесь будущая мама может поблагодарить Бога за возможность забеременеть и выносить плод, попросить его, чтобы роды прошли без осложнений, и просто отдохнуть от мирских забот в Божьем Храме.

    Необходимо помнить, что церковь приветствует всех людей, которые приходят сюда по своей воле, не важно, ребенок это, женщина или мужчина. Случается так, что женщина в положении, первый раз посещает церковь именно во время своей беременности. Такое желание посетить то место, где ты раньше не был, объясняется тем, что именно в Церкви, очень многие чувствуют себя в безопасности и спокойствии.

    Можно ли с месячными ходить в церковь?

    Сегодня в церкви существуют некоторые правила, которые подвергаются сомнению или не выполняются вовсе. Одним из таких правил, является запрет на посещение божьего храма во время месячных.

    Существует правило, которое гласит, что во время менструации, женщина имеет право заходить в церковь и молиться, но при этом, ей запрещается прикладываться к иконам, а также причащаться. Служащие в церкви женщины во время месячных не могут участвовать в приготовлении просфор, их раздаче и даже убирать в церкви.

    Многие верующие даже не пытаются выяснить причину данного запрета, а просто выполняют имеющиеся правила, но стоит отметить, что современность добралась и до Церкви, и некоторые правила и их исполнение зависит непосредственно от священника. В некоторых церквях до сих пор запрещается входить «нечистым» женщинам (с менструацией), как в далеком 18 веке.

    Актуальной в данном случае оказалась поговорка «Не суйся со своим уставом в чужой монастырь». Разные местности, разные правила, но при этом, существует предположение, что во время менструации, женщина становится «нечистой», и именно поэтому прикасание к святыням этих женщин может осквернить их. Также нельзя женщинам с месячными целовать крест или же пить святую воду.

    Можно ли ходить в церковь в брюках?

    Этот вопрос на сегодняшний день является действительно актуальным. Времена меняются, и сегодня женщина в брюках – это обычное явление, которому уже никто не удивляется, что же касается запретов на посещение церкви женщин в мужской одежде, это вопрос имеет много граней и сторон, так что здесь без Библии и философии просто не обойтись. Давайте все же выясним — можно ли в джинсах ходить в церковь женщине?

    Священник Игорь Саава говорит «Споры по поводу внешнего вида и одежды, в которой посещать церковь, больше навредит человеку, ведь важно не выглядеть как верующий, а быть им». Обычные православные люди, если им задать рассматриваемый вопрос, сразу ответят, что не положено женщине появляться в церкви в одежде мужчин, и точка.

    Если говорить о правилах, которые прописаны в Библии, то здесь речь идет не об одежде, а внутреннем отличии женщины от мужчины, что сегодня является спорным вопросом.

    Можно ли детям ходить в церковь?

    Ответ на этот вопрос однозначный – конечно же, можно. Посещать с ребенком церковь можно сразу же после того, как был проведен обряд Крещения малыша. Обычно крестят через полтора месяца, но в том случае, если малыш нездоров, такой обряд можно провести и раньше.

    Посещать церковь с ребенком желательно по воскресеньям, а также на церковные праздники. Понятное дело, что не каждый ребенок сможет долго стоять на одном месте, выстоять службу, поэтому, пока ребенок не подрастет, можно водить его только на причастие, постепенно увеличивая количество времени, проведенное в церкви.

    Некоторые дети очень сильно плачут в церкви, и поэтому, их родители перестают их туда водить. Это не совсем правильно, потому как, в первую очередь, необходимо выяснить, почему малыш плачет, что именно ему не нравится, и попытаться объяснить, зачем он ходит с родителями в церковь.

    Можно ли не крещеному ходить в церковь?

    Никаких запретов по этому поводу нет – ходить в церковь некрещеным, можно. Единственное правило – некрещеным запрещено присутствовать на евхаристическом каноне, так называемой, литургии верных, включая причастие.

    Некрещеным разрешается:

    • посещать церковь
    • целовать крест и иконы
    • посещать церковные службы

    Можно ли ходить в церковь без крестика?

    Вопрос не совсем объективный. Нет такого правила – ходить без крестика в церковь — запрещено, поэтому, если на вашем теле не оказалось крестика, а вы хотите посетить храм или церковь – никто вам препятствовать не будет.

    На самом деле, вера заключается не в атрибутике, а в ваших ощущениях, в сердце. Многие не носят нательных крестиков, в связи с:

    • аллергическими реакциями организма
    • спецификой работы
    • потерей крестика
    • боязнью потерять его

    Крестное знамение ограждает человека от разных бед, горестей и неприятностей, поэтому, если вы человек верующий, носите на своей груди нательный крест. И запомните, только крест с распятием Иисуса Христа считается самой сильной защитой для верующего.

    Можно ли вечером ходить в церковь?

    Никто не запрещает посещать церковь в любое удобное для вас время, но все зависит от расписания церкви или храма, который вы хотите посетить. Некоторые церкви работают до 17.00-19.00, некоторые закрываются сразу после вечернего богослужения, так что перед тем как посетить какой-либо храм, необходимо узнать режим его работы.

    Многие возмущаются по поводу того, что церкви не работают круглосуточно, но здесь тоже существует ряд нюансов:

    • Современный мир достаточно жесток и ночное время, это для некоторых время для бесчинства и плохих поступков, так что круглосуточная работа церкви достаточно опасная.
    • Если ты веришь в Бога, то не обязательно ночью ходить в храм, помолиться ты можешь и дома, главное, чтобы вера была у тебя в сердце.

    Можно ли после родов ходить в церковь?

    Существуют церковные каноны, согласно которым касаться и даже приближаться к чему-то святому имеет право только чистый человек, причем, как духовно, так и физически. Период, когда женский организм производит самоочистку после родов, церковь считает физически нечистым.

    Посещение церкви родившей женщины разрешается через 40 дней после рождения ребенка. Такое правило имеет ряд объяснений:

    • Послеродовые выделения, как и менструальные, считаются процессом очищения женщины от «нечистот». Пока выделения продолжаются, она считается нечистой и не имеет право прикасаться к святыням.
    • Нельзя проливать кровь в церкви. Издавна, никаких прокладок не было, и женщина могла своей кровью осквернить храм.
    • В церковь ежедневно приходит много людей, и большое их скопление может негативно сказаться на здоровье мамы и ее ребенка.

    Сорок дней в данном случае – это не просто придуманное число. Дело в том, что процесс самоочищения женского организма после родов длится в среднем 6 недель или 40 дней, к тому же, за этот период, женский организм успевает восстановиться полностью.

    Если вы человек верующий, не стесняйтесь задавать вопросов, на которые вы не знаете ответа. Стыдно не не знать, а оставаться в неведении, осознавая это. Главное, чтобы Бог был у вас в сердце, а о правилах церкви можно узнать в любое время.

    Видео: Зачем ходить в церковь?

    Существует мнение, что женщине в период месячных запрещено входить в церковь и присутствовать на богослужениях. Этот запрет соблюдается на протяжении многих веков, поэтому до сих пор верующие женщины сомневаются, можно ли им ходить в церковь во время месячных. Может быть, кровотечения делают их нечистыми, поэтому им не место в церкви?

    Можно ли посещать храм или церковь, если у женщины месячные?

    Откуда возник запрет на посещение храма во время регул, так ли он актуален в XXI веке? Некоторые женщины продолжают строго соблюдать это предписание и очень беспокоятся, чтобы менструация не началась в церкви. Другие же спокойно посещают богослужения в храме, считая такие предостережения устаревшими. Можно или нельзя при менструации ходить в церковь? Ответ на этот вопрос может дать изучение Ветхого и Нового Заветов.

    По Старому Завету

    Согласно Ветхому Завету, первая женщина Ева поддалась искушению и вкусила плод с Древа познания добра и зла, а затем уговорила своего мужа Адама съесть его. За это Бог наказал Еву. Наказание за проступок было наложено на весь женский пол. Рождение детей с тех пор происходит в страданиях, а ежемесячные кровотечения являются напоминанием о совершенном грехе.

    В Старом Завете содержится предписание, по которому женщинам в некоторых ситуациях запрещается приближаться к храму и входить в него:

    • во время регул;
    • после рождения мальчика – в течение 40 дней;
    • после рождения девочки – в течение 80 дней.

    Священнослужители объясняли это тем, что женский пол несет отпечаток грехопадения человека. В период менструации женщина становится грязной, нечистой, поэтому ей не следует осквернять дом Божий. Кроме того, в доме Божием совершается Святейшая Бескровная Жертва - молитва, поэтому любое кровопролитие в его стенах недопустимо.

    По Новому Завету

    С приходом Иисуса Христа акцент смещается с физиологического на духовное. Если раньше, во времена Старого Завета, человек считался осквернителем из-за физической грязи, то теперь значение имеют только помыслы. Каким бы чистым внешне ни был человек, если у него грязные мысли и намерения, нет веры в душе, все его дела считаются бездуховными. И, наоборот, даже самый грязный и больной верующий может быть чист душой как младенец.

    В Новом Завете описана история, которая произошла во время того, как Христос шел к больной дочери архисинагога Иаира. К нему подошла женщина, которая много лет страдала от кровотечений, прикоснулась к краю одежды Иисуса – и тут же истечение крови прекратилось. Почувствовав исшедшую от него силу, Иисус Христос спросил учеников, кто прикоснулся к нему. Женщина призналась, что это была она. Христос же ответил ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

    Истоки возникновения запрета

    Откуда в сознании общества возникла мысль, что женщина в период менструации является нечистой? Такая точка зрения являлась распространенной в древности среди многих народов, которые не понимали, почему у женщины бывает кровотечение, поэтому пытались объяснить это явление всеми возможными способами. Поскольку многие физиологические выделения считались признаком болезни, регулы стали олицетворять телесную грязь.

    Языческий период

    Во времена язычества в разных племенах отношение к женщине в период кровотечений было практически одинаковым. Как у человека может проливаться кровь, считающаяся признаком ран и болезней, каждый месяц, но при этом он остается жив? Древние народы объясняли это связью с демонами.

    Девочки, стоящие на пороге полового созревания, проходили обряд инициации, который напрямую был связан с менархе. После этого они считались взрослыми, их посвящали в женские таинства, они могли вступать в брак и рожать детей.

    В некоторых племенах женщин в период кровотечений изгоняли из дома. Они должны были жить в специальной хижине и только после этого, очистившись, могли вернуться домой. В отдаленных уголках планеты подобные обычаи сохранились до сих пор.

    Времена Ветхого Завета

    Исследователи считают, что период, когда создавался Ветхий Завет, относится к I–II тыс. до нашей эры. Чтобы понять, почему в Библию были внесены запреты по отношению к женскому полу, необходимо обратить внимание на социальное положение женщин в то время.

    Женский пол в древнем обществе считался по статусу ниже, чем мужской. Жены и дочери не имели одинаковых с мужьями и сыновьями прав. Они не могли владеть имуществом, вести дела, не обладали правом голоса. Фактически женщина была собственностью мужчины – сначала отца, потом мужа, а затем сына.

    Представление о грехопадении человека, виновницей которого стала Ева, объясняло, почему женщина должна занимать низшее положение по сравнению с мужчинами. Другая причина, почему менструации делали женский пол нечистым, скрывается в представлении о болезнях. У древних народов не было знаний о том, что вызывает различные заболевания.

    Кровь и гной были опасны, потому что являлись очевидным признаком болезни, которая могла заразить другого человека. Именно поэтому во времена Ветхого Завета в церковь запрещалось входить не только во время менструаций, но и тем, кто имел гнойные раны, болел проказой или прикасался к трупам.

    Какие ограничения на посещение святого места существуют в наши дни?

    Несмотря на то, что Новый Завет поставил духовную чистоту выше физической, мнение священнослужителей многие века оставалось неизменным. Например, в киевском «Требнике» начала XVII века есть предписание о том, что если женщина с месячными войдет в храм, на нее следует наложить наказание в виде 6-месячного поста и ежедневных 50 поклонов.

    В наши дни такого строгого запрета на посещение храмов нет. Женщине можно идти в церковь, молиться, ставить свечки. Если же она беспокоится о возможном осквернении своим присутствием святого места, то может просто постоять в стороне, у входа.

    Однако некоторые ограничения по-прежнему остались. Церковь не рекомендует совершать Таинства во время месячных. Причастие, крещение, исповедь и венчание - эти события лучше перенести на другие дни цикла.

    Кроме того, прихожанка не должна забывать о других правилах посещения церквей. Женщинам положено входить в храм только с покрытой головой и в юбке. Не допускаются слишком глубокие вырезы и мини-юбки. Однако многие церкви, особенно те, которые находятся в туристических местах, стали относиться к внешнему виду верующих лояльнее. Если женщина почувствует непреодолимое желание зайти внутрь, она может сделать это в брюках и без платка.

    Как относятся другие религии к менструации женщины?

    В исламе мнение по этому вопросу неоднозначное. Некоторые мусульмане считают, что от посещения мечети лучше воздержаться. Другие же настаивают на том, что от подобных запретов следует отказаться. Мечеть запрещено осквернять телесными выделениями, но если мусульманка использует гигиенические средства (тампоны, прокладки или менструальные чаши), она может войти внутрь.

    В индуизме женщинам во время регул заходить в храмы нельзя. В буддизме, в отличие от других религий, запрет на посещение никогда не существовал. Женщина в любое время может войти в дацан.

    Мнение священнослужителей

    Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века. Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви. В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.

    Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки. Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение. Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.