Меню

Что лучше репетитор по английскому или школа. Репетитор или курсы

Ванна

Большинство людей, принимающих решение начать изучать иностранный язык, задаются вопросом о том, какая форма обучения им ближе: индивидуальная или групповая? Давайте рассмотрим несколько особенностей обоих вариантов.

Занятия с репетитором

Итак, наиболее часто выбираемым способом обучения английскому языку являются индивидуальные занятия с учителем. Данный способ имеет множество преимуществ, которые способствуют усвоению языка в ускоренных темпах. Давайте рассмотрим каждый по порядку:

  • Индивидуальный подход
    Учитывая уровень ваших знаний, индивидуальные особенности и цели изучения языка, репетитор подстраивается под вас и ведет обучение с учетом всех обстоятельств. Это помогает более рационально использовать время урока, корректировать форму и методы обучения, больше задерживаться на сложных для вас моментах, а также более детально подходить к исправлению ошибок.

  • Гибкость графика занятий
    Еще одним немаловажным аспектом является подбор комфортного для вас времени. Будь вы студентом ВУЗа или школьником, готовящимся к экзамену, бизнесменом, планирующим зарубежные командировки или девушкой, мечтающей выйти замуж за иностранца, занимаясь индивидуально с репетитором, вы всегда можете выбрать для себя удобное время для занятий, корректируя его от раза к разу в зависимости от обстоятельств и вашего образа жизни. Вам не нужно будет привязываться к жесткому графику занятий или посещать их с другой группой в случае пропуска.

  • Занятия на дому
    Большим плюсом является и то, что вы будете иметь возможность приглашать учителя к себе на дом. Так вы не только сэкономите время, но и будете обучаться в комфортной для вас обстановке. Если же вы не располагаете возможностью приема гостей в своем доме, вы всегда можете найти репетитора, живущего неподалеку от вас, который проводит уроки на своей территории.

  • Программа занятий составленная именно для вас
    Мы все разные и цели изучения английского у нас тоже разные. Поэтому, в зависимости от того, готовитесь ли вы к сдаче TOEFL или школьных экзаменов, поступаете в ВУЗ или же ваша работа требует общения с иностранными клиентами, программа занятий будет создаваться и корректироваться под вас и только под вас. Это существенным образом влияет на качество и скорость достижения поставленных целей.

  • Возможность корректировки программы
    Вы можете обсуждать, корректировать и дополнять программу занятий в зависимости от возникающих вопросов и аспектов, требующих детального изучения.

Занятия на курсах

Обучение на курсах также имеют свои положительные стороны, учитывая которые, вы можете понять склоняться ли вам к этой форме обучения или же заниматься индивидуально. Давайте рассмотрим все плюсы более детально:

  • Атмосфера здоровой конкуренции
    Не секрет, что некоторые люди добиваются больших успехов в условиях соперничества: “Я выучу больше слов, чем Петров и на следующем занятии блесну перед всей группой”. Если вы относите себя именно к таким людям, тогда групповые занятия на курсах вам точно пойдут на пользу.

  • Языковая практика в коллективе
    Общаясь с другими учениками, вы сможете развивать навыки разговорной речи, а также получите удовольствие от общения на различные темы. Такая форма занятий особенно подойдет незакомплексованным людям, желающим подтянуть навыки ведения диалога на английском языке.

  • Возможность раскрепоститься
    Бывает и иная ситуация - проблема страха общения на иностранном языке. В таком случае, вам также будет полезна групповая форма обучения, где вы сможете раскрыться и начать говорить без стеснения.

Какая форма обучения лучше - выбирать вам. В любом случае, обучение чему-то новому всегда пойдет вам на пользу, а подбор идеального для вас формата можно осуществить методом проб. А если вы решили нанимать репетитора, тогда прочтите наши советы как выбрать репетитора ребенку . Удачи в изучении английского языка!

Рано или поздно этим вопросом начинают задаваться все родители. Особенно остро он встает в преддверии подготовки к экзаменам, но некоторые особо продвинутые мамы и папы считают своим долгом развивать ребенка с раннего школьного возраста. Так какие занятия выбрать: с репетитором или на курсах в частных школах? В каждом варианте есть свои достоинства и свои недостатки. Читайте, думайте, окончательный выбор остается за вами.

Сначала давайте рассмотрим вариант с репетитором. У него есть как очевидные плюсы, так и не менее очевидные минусы.

Плюсы репетитора:
1. Индивидуальный подход к вашему ребенку. Репетитор тем и хорош, что подает материал в том виде, в котором ученик его лучше всего поймет (например, с опорой на зрительный или, наоборот - на слуховой контекст). Так что, если вас поджимает время и вам важны твердые знания - это, скорее, ваш вариант.
2. У вас больше возможностей выбрать удобное время для занятий и их интенсивность. Иногда удается договориться, чтобы репетитор приходил к вам домой.
3. Только профессиональный репетитор способен ликвидировать пробелы в знаниях в сжатые сроки. Занятия с ним всегда опираются на реальные возможности и особенности ученика, а не следуют единожды разработанному и утвержденному начальством плану.
4. Вы можете быть уверены, что все время урока отведено на общение с вашим ребенком. Внимание репетитора не будут отвлекать другие ученики, у которых свои проблемы и пожелания.
5. На занятия с репетитором стоит обратить внимание тем, кто может четко сформулировать свои проблемы и цели. Например, отличникам, готовящимся к предметной олимпиаде. Или часто болеющим детям, вынужденно пропустившим уроки и отстающим из-за этого.
6. Вы платите только за те уроки, которые были. Если урок срывается по любой причине (ребенок заболел, вынужден уехать на экскурсию и т.п.), вы просто переносите занятия на более подходящее время.
7. Если речь идет о подготовке к ЕГЭ и поступлению в конкретный вуз, вы всегда можете нанять себе преподавателя из этого вуза. Он познакомит вас с местными требованиями и даст необходимый уровень знаний.

Минусы репетитора:
1. Цена. Услуги индивидуального репетитора стоят дорого.
2. Сложно понять с первого взгляда, насколько ваш репетитор профессионал в своем деле. Есть риск, что репетитор, вместо того, чтобы учить, как решать задачу, станет сам решать ее за своего ученика.
3. Увеличивается нагрузка на ребенка. Как правило, домашние задания у репетитора бывают более объемными и сложными, чем на курсах.
4. Общительным детям бывает скучно учиться в одиночестве. У них пропадает интерес, потому что нет конкуренции, никто, кроме учителя, не видит их побед.
5. С репетитором вы рискуете заниматься до бесконечности. Он будет говорить, что у вашего ребенка наметился прогресс, но надо позаниматься еще и еще, потому что нет пределов совершенству. Курсы же рассчитаны на определенное количество уроков, и всегда есть некая пауза, когда вы решаете, переходить ли вам на следующий уровень или нет.
6. Слишком важную роль играют личные отношения. Если вдруг ваш ребенок не сошелся характером с учителем, эффективность от уроков снизится. В группах конфликты с преподавателем менее вероятны.

Теперь поговорим о курсах. В чем заключается положительная и отрицательная стороны групповых занятий?

Плюсы курсов:
1. Вы покупаете готовый курс, составленный профессиональными методистами, психологами и педагогами. Вы можете быть спокойны: здесь вашего ребенка будут обучать строго «по науке». Учителя отбираются по итогам жесткой конкуренции и собеседования. Нарваться на непрофессионала здесь маловероятно.
2. Методика преподавания на курсах более разнообразна, поскольку идет работа в группе. Если это языковые курсы, то здесь ребенок будет слышать не только речь преподавателя, но и речь других учеников, учиться на их ошибках.
3. Курсы - это не просто уроки, но еще и социализация в компании единомышленников. Для школьников это хорошая возможность расширить круг друзей, проявить себя в новом коллективе, автоматически тянуться за сильными или учиться помогать более слабым товарищам. Помимо самих уроков, руководство курсов иногда включает в программу еще и развлекательные мероприятия: празднование Нового Года, Дня физика, поездки на экскурсии и так далее.
4. Это относительно недорогой вариант, во всяком случае, курсы дешевле услуг репетитора.
5. На курсах вам четко обговаривают сроки. Если ваш ребенок посетил более восьмидесяти процентов уроков и регулярно выполнял домашние задания, он обязательно освоит программу за указанное количество часов.
6. Эффективность курсов оценить легко. Например, ваше чадо занимается уже полгода, а по предмету в школе опять вывели «три». Кто виноват: ваш сын или дочка - или преподаватель? Здесь у вас всегда есть возможность сравнить успехи других учеников группы и сделать вывод.
7. По окончанию курса выдают документ: свидетельство или диплом. Его можно повесить в рамочке на стенку и тем самым повысить самооценку вашего ребенка. Каждый этап или уровень курсов заканчивается контрольным занятием, по итогам которого вы также можете судить, насколько чадо преуспело в изучении предмета. Оценка на курсах, как правило, бывает более объективна, чем у репетитора.

Минусы курсов:
1. Вы платите за весь период обучения. Если уроки срываются по вашей вине (ребенок заболел или уехал в день занятий), никто не вернет вам потраченных денег. Но даже если оплату учтут в следующем расчетном периоде, наверстывать ребенку придется самостоятельно.
2. На курсах всегда четкий график. Занятия нельзя перенести на удобное для вас время. Нельзя их и повторить, если ребенок что-то не понял или пропустил.
3. Поскольку курсы это групповые занятия, внимание преподавателя распределяется на всех учеников. Да, их гораздо меньше, чем в школьном классе, но это не избавляет от проблем сильных и слабых учеников. Тем, кто талантлив, придется двигаться со средней скоростью. Но эта «средняя скорость» вполне может оказаться слишком высокой именно для вашего ребенка.
4. Курсы не могут приехать к вам на дом. Если вы выбираете курсы по престижности, тематике или цене, то может оказаться так, что занятия проходят слишком далеко от дома.
5. При работе с репетитором, последний учтет все ваши требования. А вот посещая курсы, вы не можете вносить изменения в программу. Так что, если ваши запросы слишком специфичны, вам будет трудно подобрать подходящий вариант. Так же на курсах проблематично устранять индивидуальные пробелы в знаниях ребенка. Вы не можете требовать, чтобы его учили только тому, что вам надо.
6. Занятия по форме могут слишком сильно напоминать уроки в школе. Если ваш ребенок уже успел возненавидеть стандартное обучение, он не получит удовольствия и не станет стараться по привычке. Поэтому такой вид подготовки подходит далеко не всем. Курсы помогают структурировать знания, полученные ранее, но не способны мотивировать тех, кто от школы устал.

Этот вопрос занимает многих. Рассмотрим его с точки зрения получаемого результата.

В данном случае ответ очень сильно зависит от начальных предпосылок: уровня учащегося, его целей, материальных возможностей, свободного времени. Как видите, однозначный ответ дать сложно. Но мы попробуем.

Возьмем несколько типичных ситуаций и на их примерах попытаемся разобраться.

Итак, несколько типичных ответов на вопрос, зачем Вам нужен английский язык и сколько времени есть на его изучение:

«Я никуда не тороплюсь, английский мне нужен для себя/работы/путешествий».

(Времени много, конечная цель пока чётко не сформирована.)

Это, пожалуй, единственный случай из нашего списка, который предоставляет ученику абсолютную свободу выбора. Если есть готовность и усидчивость для самостоятельных «вылазок» в мир незнакомого языка, то можно заниматься самостоятельно. Если важно чуткое руководство и внимание, то Вам к частному репетитору. Если важно общение с другими учениками и размеренная программа занятий, то Вам может подойти языковая школа. В школе Вы, с большой долей вероятности, найдете единомышленников с которыми можно обсудить Ваш общий прогресс или посудачить о погоде (желательно на английском, конечно).

Следует отметить, что самостоятельное обучение не рекомендуется для учеников, находящихся на «нулевом» или начальном уровнях. На данных этапах обучения важно выработать первичные навыки английского произношения и азов грамматики. Любые ошибки, допущенные на этом этапе, скорее всего, придется исправлять в будущем, а это всегда сложнее, чем сразу научится правильно. Следовательно, лучше если начальный этап обучения проходит под контролем преподавателя не важно на курсах или частного. Хотя, что касается фонетики (т.е. произношения), частный репетитор, однозначно, сможет уделить Вам больше времени и результат, при прочих равных, бывает гораздо лучше. Исключением является только отдельный фонетический курс в языковой школе.

«Караул! Мне нужно сдавать экзамен по английскому через Х дней, а я ничего не понимаю!»

(Времени мало или «в обрез», цель – сдать экзамен.)

В ситуациях когда времени до экзамена мало, самостоятельное обучение возможно только для людей, которые уже обладают знаниями, необходимыми для ответа на экзамене. Им остается только самостоятельно подготовиться к формату экзамена. Хотя даже в этом случае помощь знающего преподавателя не помешает. В нашей практике было много случаев, когда люди из-за неправильной трактовки формата экзамена (например, IELTS) не справлялись с заданием, так как, например, не следовали указаниям в должной мере или неправильно рассчитывали время, из-за того, что не тренировались на время заранее. После прохождения достаточно краткой подготовки, нацеленной на четкое понимание экзамена, эти люди получали гораздо лучшие баллы.

Языковая школа или курсы для подготовки к экзамену подойдут для тех, кто обладает достаточным временем на подготовку. Также помните, что курсы или школа имеют свою программу подготовки), и если у Вас есть специфические проблемы и ошибки, то их целенаправленное истребление лежит всецело на совести преподавателя (который, к сожалению, не всегда заинтересован в «возне» с каждым, и предпочитает придерживаться общей учебной программы).

Только частный преподаватель может быстро выявить все Ваши слабости и методично заниматься тяжелым трудом их исправления. А отличный частный преподаватель успеет между делом научить Вас пользоваться сильными сторонами своих знаний. Не для всех очевидно, что обладая знанием всего пары-тройки времен и нескольких грамматических конструкций, можно свободно общаться и писать сложные по смыслу тексты. Ведь главное не знать, а уметь воспользоваться!

«Я учу английский язык всю свою жизнь: в школе/ в институте/ на курсах/ самостоятельно. Хочу, наконец, ЗНАТЬ.»

(Время есть, цель исправить ошибки предыдущего обучения.)

Здесь можно сказать одно: если предыдущие попытки не увенчались успехом, то нет смысла наступать на одни и те же грабли (да еще за свои же деньги) и наедятся, что «вот в этой школе меня обязательно научат» или «со следующего понедельника я обязательно начну и самостоятельно выучу язык». Вариант здесь только один – профессиональный преподаватель (как правило, это означает частный репетитор). А уж если и опыт общения с репетитором имеется и тоже без результата, то в данном случае наблюдается хроническая болезнь, «подхваченная» от непрофессиональных преподавателей и горе-репетиторов – а именно отсутствие навыков языка и как следствие неуверенность в своих способностях. Не раз мы слышали, как люди, приходя на первое занятие, говорили: «я не способен к языкам», « у меня плохая память». А ведь эти фразы – результат неверной преподавательской деятельности. Самое интересное, что те же самые люди с плохой памятью и отсутствием способностей, после нескольких занятий обнаруживали в себе силы запоминать новые слова, быстро строить предложения и сходу отвечать на реплики в ролевых ситуациях.

Главный вывод: если Вы долго учили и так и не научились, то Вам необходим профессиональный и добросовестный преподаватель, ведь ему придется исправлять ошибки всех тех горе-учителей, которые пытались (а может даже и не пытались) Вас научить.

«Когда-то все знал(а). Хочу все вспомнить».

(Время есть, цель восстановить в памяти забытые знания.)

Это тот случай, когда можно смело рекомендовать как самостоятельное обучение, так и языковую школу. Если самостоятельно скучно, то в школе занятия несравнимо веселее (хотя, конечно, группы бывают разные). Если помимо восстановления давно забытых навыков нужно устранить такие же забытые ошибки и заполнить пробелы в знаниях, то частный репетитор может оказаться эффективнее языковой школы.

«Мне предстоит зарубежная командировка. Не хочу ударить в грязь лицом…»

(Времени мало, цель – разговорный бизнес английский.)

При скромных знаниях языка (а это наш случай) здесь, как и в случае «экспресс» подготовки к экзаменам, вариант один – интенсивные занятия с репетитором. Никакой другой метод подготовки не позволит Вам освоить большое количество материала в сжатые сроки. Можно, конечно, почитать разговорник или учебник «бизнес-английский в самолете», но готовьтесь к тому, что любую, даже саму простую фразу придется заранее выискивать в разговорнике. Ни о каком даже простом обмене фразами, здесь речи быть не может.

«Хочу лучше успевать по английскому в школе/институте» или «Я хочу пойти работать в иностранную компанию, но того уровня языка, что у меня есть боюсь не хватит. Хотелось бы подтянуть язык».

(Время есть, цель повысить уровень знаний.)

Самостоятельная работа, конечно, поможет в данной ситуации, но не всегда возможно понять, что же «не так» и как это исправить. Например, попробуйте представить, как Вы сами себе выправляете произношение. Сложно? Вот именно!

Языковые курсы, конечно же, помогут с общей успеваемостью. Но здесь есть одно «но». Языковые курсы имеют фиксированную программу. Если уровень языка нужно подтянуть во всех его аспектах примерно одинаково, то курсы хорошо помогут. Но если требуется поднять уровень только одного аспекта языка (например, устной речи) или отработать только определенные грамматические или лексические темы, то занятия с частным репетитором избавят Вас от необходимости слушать и делать то, что Вы и так знаете, и позволят сконцентрироваться на «отстающих» аспектах. Тем самым повышается эффективность занятий. В языковой школе Вам, как правило, нужно проходить целый курс, а с репетитором можно пройти столько занятий, сколько требуется.

«Хочу нормальное произношение».

Хочу вас обрадовать – шансы, что неподготовленный человек, без лингвистического образования сможет самостоятельно уловить и достаточно точно воспроизвести звуки чуждого ему языка, есть. Но, увы, они ничтожно малы. Остаются языковые школы либо частные репетиторы.

Языковые школы, как правило, не делают акцент на постановке произношения, так как его сложно отрабатывать в группе (нужна специализированная лингафонная комната), да и большинству людей идеальное произношение не нужно (точнее нужно, но затраты на его приобретение не помогут лучше общаться, и в большинстве случаев лучше уделить больше времени грамматике, речи, письму). Поэтому если и идти в языковую школу для улучшения произношения, то только на специализированный фонетический курс.

Частные репетиторы при должном уровне знаний преподавания фонетики могут серьезно улучшить произношение или поставить его с «нуля». Если преподаватель жил какое-то время в англоязычной стране, это большой плюс: он сможет не только научить Вас хорошему произношению, но и правильной интонации. Причем в большинстве случаев специально обучать интонации не нужно, ученику достаточно стараться имитировать речь преподавателя (как правило, это у большинства получается само собой).


Где учить английский?
Почему английский язык нельзя выучить легко и быстро?
Можно ли выучить английский через Skype?

Что лучше: курсы или репетитор?

Самое эффективное - индивидуальные занятия, но они и в несколько раз дороже.
Почему? Давайте сравним групповое занятие на курсах и индивидуальное. С организационной стороны индивидуальные занятия имеют ЯВНОЕ преимущество! Если Вы, занимаясь в группе на курсах, пропустили занятие, то восстановить его Вам, скорее всего, не удастся. Материал придется изучать самостоятельно. Хорошо, если пропущено одно или два занятия, а если больше? Тогда отставание прогрессирует по принципу "снежного кома", пропадает интерес, а вместе с ним и знания, занятия приходится прекращать. Деньги за непосещенные занятия тоже, скорее всего, не вернут. Если Вы занимаетесь индивидуально, то "пропуски занятий" носят условный характер и влияют только на систематичность усвоение Вами материала. Вы с Вашим репетитором продолжите с того места, где остановились, даже если перерыв был значительным. С индивидуально-личностной стороны Ваши языковые способности и невысокая мотивация могут снизить Вашу конкурентоспособность в группе. Если Вы в группе на курсах не поняли объяснение учителя или не успеваете с остальными выполнять задания, то Вам, скорее всего, будут уделять все меньше и меньше внимания, и узнавать Вы тоже будете все меньше с каждым занятием. Однако, этого не МОЖЕТ произойти, если Вы занимаетесь индивидуально, потому что Ваш репетитор найдет САМЫЙ оптимальный режим усвоения материала Вами. С учебно-содержательной стороны на курсах Вы НЕ МОЖЕТЕ определять СОДЕРЖАНИЕ своих учебных программ! В моей преподавательской практике было много случаев, когда учащиеся наотрез отказывались изучать неактуальные для себя дисциплины. В этом случае им предлагалось прекратить занятия, потому что без этих предметов нельзя выдать диплом или свидетельство. Такая ситуация ИСКЛЮЧЕНА, если Вы занимаетесь у репетитора, потому что Вы САМИ определяете СОДЕРЖАНИЕ своей программы. Со стороны психологической совместимости на курсах Вы НЕ МОЖЕТЕ ВЫБИРАТЬ преподавателя и одногруппников! На курсах Вы, скорее всего, вынуждены будете заниматься у того преподавателя и с теми одногруппниками, которых Вам "дадут". Возможно, придется терпеть и непрофессионализм, и хамство, и грубость, и неполиткорректность; разговоры "не по теме" и о том "как Вам нужно жить"; терпеть неопрятный вид, а может и не совсем трезвое состояние преподавателя. Могут попасться и не совсем уравновешенные личности, даже психопаты и садисты, сексуальные маньяки и религиозные фанатики! На курсах, в школе или вузе вы, как правило, лишены ВЫБОРА! Зато своего репетитора Вы ВЫБИРАЕТЕ сами не только по профессиональным качествам, но и по личным! С "методической" стороны индивидуальные занятия тоже имеют больше преимуществ. Сравним в групповом и индивидуальном формате этапы занятия:

  • речевая разминка
  • проверка домашнего задания
  • исправление ошибок допущенных при выполнении домашнего задания
  • работа над ошибками
  • объяснение нового материала
  • проверка качества усвоения нового материала
  • закрепление нового материала на занятии
1. Речевая разминка (говорит ученик)
Речевая разминка нужна для того, чтобы переключиться на работу с иностранным языком. Это может быть обычное приветствие или очень короткий разговор о погоде или командировке.
Групповое занятие Индивидуальное занятие
На беседу со всеми учениками в группе уйдет больше времени, чем предусмотрено речевой разминкой: со всеми одновременно говорить невозможно, а что делать остальным, пока преподаватель общается с кем-нибудь одним из группы? Иногда преподаватель что-нибудь рассказывает, а ученики слушают; или в лучшем случае, преподаватель осуществляет фронтальный опрос (почти что "допрос"), на беседу это тоже мало похоже. Чаще всего разминку опускают или заменяют на какие-нибудь фонетические упражнения, что хуже. Со своим репетитором Вы можете себе позволить немного поболтать перед занятием - рассказать, что было трудным при выполнении домашнего задания или какое-нибудь событие, свои планы, все что посчитаете нужным. При этом сам преподаватель инициативу в беседе отдает полностью Вам, потому что речевая разминка нужна Вам. Разминка может занять больше времени, чтобы снять Ваш страх перед спонтанной речью. Только в этом случае речевая разминка выполняет свою функцию полностью.

2. Проверка домашнего задания (говорит ученик)
Это - главная часть занятия, т.к. домашнее задание всегда должно быть и его обязательно нужно проверять. Впрочем, бывают случаи, когда домашнее задание не предусмотрено программой.

3. Исправление ошибок, допущенных при выполнении домашнего задания
(говорит преподаватель)

4. Работа над ошибками (говорит ученик)
Работа над ошибками необходима для закрепления исправленных вариантов.

5. Объяснение нового материала (говорит преподаватель)

Групповое занятие Индивидуальное занятие
На первый взгляд, может показаться, что, мол, какая разница - объяснять одному человеку или восьми? Преподаватель говорит, ученики слушают. На самом деле разница огромна. Не все одинаково понимают одно и то же объяснение, появляется много вопросов, на ответы которых уходит много времени, в результате те, кто понял, ждут тех, кто не успел понять, а время идет, а вместе с ним уменьшается Ваше внимание и интерес. Ваш репетитор, если это не первое занятие, уже в курсе Ваших познаний и ошибок, он знает как Вы воспринимаете устную и письменную информацию, и с учетом этих факторов изложит новый материал в максимально удобной для Вас форме, объеме и темпе.

6. Проверка качества усвоения нового материала (говорит ученик)

7. Закрепление нового материала на занятии (говорит ученик и преподаватель)
Закрепление нового материала отличается от других этапов урока тем, что новые сведения должны усваиваться будучи исключительно безошибочными и полными. Заученное неверное произношение слова или пропущенный артикль в идиоме, впоследствии долго придется исправлять, а в спонтанную речь все равно попадет ошибочный вариант. Поэтому преподаватель отслеживает процесс формирования автоматизмов каждого ученика по отдельности, убеждаясь в грамотности его речи.
Групповое занятие Индивидуальное занятие
При закреплении нового и уже пройденного материала для восьми человек потребуется больше времени, нежели для одного человека. Это легко вычислить даже не обладая монументальными математическими познаниями.
Даже если разделить студентов на пары для отработки диалогов и параллельных переводов, они будут усваивать ошибки собеседников, что вряд ли идет на пользу. Хотя из таких ошибок можно извлечь и "пользу" - их нужно записать, а затем разобрать, но на это потребуется еще немало времени.
Занимаясь один на один с преподавателем, вы всегда слышите только грамотную речь и перенимаете только правильные выражения. Преподаватель не позволит ошибкам проникнуть в Вашу речь, и речевые "автоматизмы" будут формироваться или трансформироваться исключительно из правильных вариантов. Ваш репетитор - самый компетентный, а потому лучший участник тренировочных диалогов, ролевых игр и дискуссий.
Язык для "единоличников"
Языковые курсы - изобретение относительно новое. Учебные заведения подобного рода начали множиться в Британии после Второй мировой войны; до этого их в мире можно было пересчитать по пальцам.

Как же большинство людей учило иностранные языки? А очень просто: нанимало учителя. Носителя языка или просто опытного преподавателя. С ним и занималось. И, как правило, весьма успешно

В России языковых курсов, на которых можно было действительно хоть что-то выучить, а не просто получить бумажку об их окончании, почти не существовало до 90-х годов прошлого века. О том, чтобы поехать учиться за рубеж, не приходилось и мечтать. Носители языка тоже табунами по улицам не ходили. Поэтому те, кто имел лингвистическое образование и какие-никакие навыки преподавания, начиная со студентов пединститутов и заканчивая вузовскими преподавателями, как правило, занимались несанкционированной индивидуальной трудовой деятельностью - частными уроками. Подтягивать школьников, у которых по иностранному в четверти выходит "двойка", надо? К вступительным экзаменам готовить надо? А еще удовлетворять амбиции родителей, желающих с младых ногтей приобщить своих отпрысков к иноземной мове, натаскивать отъезжающих на ПМЖ за рубеж и при этом не знающих ни слова на языке страны своего будущего проживания - да мало ли кому и для чего мог понадобиться иностранный!

В последнее десятилетие у нас стало появляться все больше серьезных языковых школ. Значит ли это, что "частная лавочка" прикрылась или находится на грани прикрытия?

Репетитор жив!
Да, спрос на репетиторов, похоже, упал. Это легко можно понять, просмотрев в газетах разделы частных объявлений или ознакомившись с информационной доской в Библиотеке иностранной литературы. Множество преподавателей-индивидуалов предлагает свои услуги, нередко даже по "бросовой" цене. И что-то далеко не все спешат у них учиться.

Что делать, времена меняются. Требования к преподаванию языка сегодня существенно повысились. У студентов и лиц, кроме сомнительных курсов ничего не окончивших, мало шансов найти уроки. И тем не менее многие все-таки предпочитают услуги частных репетиторов групповым занятиям в языковых школах.

В цене школьные учителя, для которых платные занятия с отстающими из той же школы стали почти официальным "отхожим промыслом". Преподаватели вузов, имеющие отношение к приемным комиссиям и способные как-то повлиять на результат вступительного экзамена по иностранному. Просто опытные преподаватели из престижных вузов. Репетиторы, долгое время прожившие за рубежом и компенсирующие отсутствие педагогического опыта прекрасным знанием тонкостей современной разговорной речи. И, конечно, носители языка, которых в России теперь не так мало.

Плюсы занятий с репетитором несомненны. Главное - это гибкий график: о времени занятий всегда можно договориться. Кроме того, такой преподаватель сделает все, чтобы подстроиться к вашему уровню знаний, скорости усвоения материала и прочим особенностям, разработает индивидуальный план занятий, подвергающийся постоянной корректировке, для вас лично. Вы можете задавать любые вопросы, по двадцать раз повторять не дающийся вам материал - на время занятий репетитор безраздельно принадлежит вам.

Надо сказать, что репетиторы чутко реагируют на запросы рынка. Понятно ведь, что если квалификация преподавателя окажется ниже ожидаемой, если он пользуется устаревшими учебниками и методами, не обеспечивает ученика при необходимости современными учебными материалами, включая аудио-, видеопособия и СD, от него уйдут, да еще и ославят. Напротив, хороший репетитор буквально передается "из рук в руки", к таким педагогам, как к парикмахерам и стоматологам, приводят родственников и знакомых. Вот педагоги, желающие во что бы то ни стало давать частные уроки, и повышают квалификацию как могут - ездят на языковые курсы за рубеж, чтобы отшлифовать языковые навыки и набраться опыта, осваивают профессиональную лексику в популярных сферах, таких как бухучет, туризм, менеджмент и другие. Есть репетиторы, специализирующиеся на подготовке к международным экзаменам по языку, на обучении бизнес-лексике и этикету и т.д.


На тему

Почему языковые курсы не дают желаемого результата?

Изначально курсы предполагает обучение нескольких учеников в группе. Что же мы получаем, обучаясь вместе с другими?

Язык – это способ коммуникации, общения между людьми. Но естественное общение – это разговор один на один. Изучая иностранный язык, мы всегда предполагаем, что общаться будем так же, как и на родном языке, то есть, преимущественно один на один. Собеседник с собеседником. На курсах же нам заранее предлагается противоестественный балаган: разговор среди пяти, десяти, а то и больше людей (учеников на курсах). Такое общение (если это слово вообще подходит в данном случае) возможно только и исключительно на базаре, когда основанная задача – перекричать конкурентов. Подобный опыт вряд ли когда-либо пригодится в жизни. Итак, на выходе мы имеем никчемный опыт и, как правило, совершенную неспособность общаться один на один с носителем языка. Итак, обучение в группе не дает опыта пользоваться основной функцией языка – посредника между людьми.

Рассмотрим такой способ обучения с экономической точки зрения. На первый взгляд языковые курсы кажутся гораздо дешевле, чем индивидуальные занятия. Но при этом нельзя забывать, что даже в идеале у преподавателя курсов времени на каждого ученика приходится ровно на столько меньше, сколько у него таких учеников в группе; почему в идеале – потому, что на практике в группе всегда говорит один, от силы два студента, а остальные как молчали до курсов, так и промолчат все время занятий, боясь показаться некомпетентными на фоне «асов». Соответственно, если в группе 10 человек, то фактическая стоимость урока для каждого в десять раз выше, чем та, которую выставили курсы.

С психологической точки зрения обучение в группе также не очень комфортно. Возникает совершенно ненужная соревновательность между учениками. Они стараются заниматься не для себя, не для знаний, а ради похвалы преподавателя, ради того, чтобы выделиться на фоне других учеников. Половина же, как правило, вообще уходит в глухую оборону и старается не высовываться, то есть не говорить вообще. Раскованности и ощущения свободного, непринужденного разговора не возникает и возникнуть не может.

С точки зрения отдачи преподавателя, то есть эффективности его работы, обучение в группе также вызывает сильные сомнения. Основная задача учителя в любой группе – удержать внимание учащихся (вспомните среднюю школу). Поэтому любые курсы и предлагают игровые методики, чтобы скучно не было. Дело в том, что сосредоточиться на учебе можно одному, самое большое двум студентам, но уже третий всегда будет отвлекаться, а если их больше, то риск того, что внимание к уроку вообще пропадет, растет с геометрической прогрессией. Игровые методики, как правило, не дают никаких особых результатов, поскольку направлены не на обучение, а на развлечение. При этом преподаватель отдыхает сам: ведь серьезной работы он не делает, только играет на уроке. Соответственно, учитель и не выкладывается. Тому есть и другие причины: нет и не бывает людей с одинаковыми интеллектуальными способностями и идентичным эмоциональным складом. Поэтому все люди воспринимают информацию с разной скоростью. Преподаватели это знают и прекрасно понимают: то, что можно выучить один на один за один урок, в группе растягивается на три-четыре занятия. И если индивидуально надо настраиваться на студента и полностью выкладываться, то на групповых занятиях достаточно полистать учебник да «поиграть», чтобы не скучно было.

Отсюда, как следствие, еще один существенный недостаток курсов – отсутствие целенаправленной, многоуровневой подготовки ученика (фонетика, лексика, грамматика, аудирование, перевод, общение). Как все это уместить в один урок, если в классе несколько человек? Ведь в идеале надо проверить каждого и объяснить каждому новый материал. Вот и ограничиваются курсы выбором одного, «лучшего» учебника и залистывают его до дыр.

В целом подход языковых курсов целиком и полностью заимствует и сохраняет старую традицию совковой школы - ликбез (ликвидация безграмотности). Была такая политика в Советском Союзе: быстро и на скорую руку «научить» тысячи крестьян и рабочих. Набивали в классы по сто человек и коллективно обучали, поскольку в Стране Советов все делалось коллективно. Естественно, толку от такого обучения не было никакого. Одно слово - «ликбез». Жалко только, что многие, впитавшие с молоком матери такую «науку», пытаются и сейчас применять ее на практике группового обучения.

Щербаков Юрий Николаевич,
Екатеринбург 2019

Вы решили выучить английский язык с нуля или повысить свой уровень знаний.

Существует множество меодик изучения иностранных языков. Сейчас в продаже можно найти самые разные пособия, комплекты дисков. Эти способы подходят тем, кто умеет самостоятельно заниматься и обладает определённым упорством в достижении цели.

Однако многим из нас довольно сложно освоить язык с нуля в одиночку. Да и где взять разговорную практику, необходимую, например, для поездок в заграничные путешествия?

Если у вас есть некоторая сумма денег на занятия, время и желание, надёжней довериться профессионалам.

Осталось определиться, что лучше: изучать язык с группой на курсах или с репетитором. У каждого способа есть свои плюсы и минусы.

Английский на курсах

Минусы

  • Необходимость общаться с малознакомыми людьми . Современное изучения языка происходит по коммуникативной методике, то есть методом общения. Создаются модели ситуаций, вполне реальных в жизни: заказать обед в ресторане, спросить дорогу в кинотеатр, попросить о помощи. Для застенчивых женщин будет настоящим испытанием подобные задания с разными партнерами, не говоря уже о ситуациях, когда нужно рассказывать личную информацию.
  • Люди разного уровня . Конечно, не на всех курсах возникает эта проблема. Но она возможна, когда при недоборе студентов берут в одну группу и людей. Изучающих с нуля, и уже вполне способных изъясняться на иностранном языке. Первым занятие может показаться слишком сложным, вторым - скучным.
  • Привязка ко времени . У работающих людей не всегда есть возможность успевать строго к шести или семи на занятия, а в случае форс-мажора никто не будет вас ждать.

Плюсы

  • Более низкая стоимость . В группе обычно занимается до десяти человек, соответственно, и стоимость вашего группового занятия будет в несколько раз ниже, чем индивидуального.
  • Дух конкуренции . Многих людей очень мотивирует шанс показаться лучшим на фоне других студентов. Их переполняет чувство радости, когда на поставленный группе вопрос отвечают именно они. А возможность быть пристыженным перед группой за невыполненное задание будет поводом обязательно его сделать.
  • Разговорная практика . Если необходим разговорный английский, то лучше практиковаться не с одним преподавателем, а с разными людьми, которые посещают с вами классы. Именно с этой целью при парной работе всегда пересаживаются, чтобы не делать упражнения с одной соседкой.

Английский с репетитором

Минусы

  • Цена выше . Обычно частный урок в 2-4 раза дороже группового. Этот нюанс бывает критичным, если поставлена цель изучать язык в долгосрочной перспективе. Когда обучение длится год или два, на репетитора можно потратить кругленькую сумму.
  • Отсутствие возможности общаться на равных . В современных методиках много внимания уделяется диалогам, играм и прочим моментам, называемым английским словом fun. Играют даже взрослые - и с удовольствием. Но проще делать это с другими студентами, а не с преподавателем, с которым существует дистанция.
  • Не выдают сертификат . На курсах дают документ об окончании определенного уровня, и возможно, он станет полезным при трудоустройстве. Репетитор такой возможности не имеет.

Плюсы

  • Индивидуальная программа . Это главная причина, почему студенты соглашаются платить за тот же урок в несколько раз больше. Ведь у каждого разные пробелы: кому-то нужна грамматика, кому-то - подготовка к экзамену или просто разговорный для путешествий. Репетитор подстраивается под ученика и может, при необходимости, уделить отдельным вопросам больше времени.
  • Выезд на дом . Это тоже важное преимущество для женщин, имеющих работу, семью, кучу обязанностей по дому. Они не тратят время на дорогу, к тому же, могут отменить занятие в случае болезни ребенка или передвинуть его на час позже.
  • Возможность улучшить произношение . У преподавателя курсов нет времени исправлять произношение каждого из десяти присутствующих. А на индивидуальных занятиях такая возможность имеется.

Теперь, когда вы видите все плюсы и минусы обучения индивидуально и в группах, у вас есть шанс еще раз все обдумать и определиться.

Совет: с нуля лучше заниматься с репетитором. А вот пройдя азы, научившись читать, понимать прочитанное и немного говорить, уже можно записываться на групповое занятие. А вообще нужно проверять на практике, иначе вы так и не узнаете, какой способ изучения эффективней именно для вас.

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках допускается только при наличии активной ссылки на сайт .