Меню

Апостолы. Правду ли говорят Евангелия

Двери

Если следовать традиции, то мы должны отождествлять автора хронологически самого древнего евангелия с тем Иоанном Марком (римское имя Маркус), с которым мы несколько раз встречаемся в текстах Нового завета. Из почерпнутых оттуда скудных сведений можно заключить, что это был молодой человек из состоятельной иерусалимской семьи, вероятно, образованный и хорошо владеющий - хотя этого мы не знаем достоверно - греческим и латинским языками. В доме его матери Марии нашел приют Иисус со своей галилейской группой учеников; там же состоялась "Последняя вечеря".

Некоторые библеисты считают, что Иоанн Марк имел в виду себя, вставляя в трагическую историю на горе Елеонскои странный рассказ о таинственном, мужественном юноше, который не бросил плененного Иисуса, подобно его ближайшим ученикам, бежавшим в страхе, но следовал за ним в непосредственной близости, пренебрегая опасностью ареста. Когда его тоже хотели схватить, он спасся, оставив в руках у палачей синедриона покрывало, в которое был завернут, и нагой скрылся во мраке Гефсиманского сада.

Приняв за чистую монету тождество этого Иоанна Марка с автором евангелия, мы тем самым должны также считать достоверным, что этот автор евангелия неоднократно встречался с Иисусом и был очевидцем ряда событий, происшедших в последние дни его жизни.

Характерную подробность о Марке мы узнаем из "Деяний апостолов". Там сказано, что он был близким родственником Варнавы, того самого эллиниста с Кипра, который вместе со св. Павлом совершил несколько миссионерских путешествий. Наверное, это родство и было причиной того, что Иоанн Марк сопровождал их в путешествиях на Кипр и в Малую Азию. Путешествие, однако, кончилось разладом между путниками. В Памфилии Марк поссорился с Павлом, внезапно прервал путешествие и вернулся в Иерусалим. Они так никогда и не помирились. Когда в Антиохии родился план нового миссионерского путешествия и Варнава снова хотел взять с собой своего родственника Марка, Павел, памятуя неприятный эпизод в Памфилии, не согласился. Разобиженные друг на друга товарищи по миссионерским скитаниям решили расстаться и действовать каждый на свой страх и риск. Павел отправился в странствие с другим спутником, а Варнава с Марком поплыл на Кипр, в свой родной дом. Поплыл, вместе с тем, во тьму забвения, потому что то, что рассказывали о его дальнейшей судьбе, относится уже к области легенды.

В доме Марии, матери Иоанна Марка, бывал, конечно, и св. Петр. Из "Деяний апостолов" (12:12-17) ясно следует, что Петр был там желанным гостем. Когда в 41-44 годах его пленил царь Агриппа I, а затем "освободил ангел", первое, что Петр сделал, выйдя на волю, - направился в дом Марии. Там его встретили с распростертыми объятиями.

Десять с лишним лет спустя, во время правления Нерона (54-68), Петр и Марк снова встретились в Риме, где существовала уже многочисленная колония евреев, среди которых были и последователи Иисуса. Разумеется, они с легкостью возобновили прежнее знакомство иерусалимских времен. Петр не знал другого языка, кроме арамейского, и Марк, говоривший по-гречески и по-латински, предложил ему свои услуги в качестве переводчика. Плодом этого сотрудничества явилось Евангелие, которое Марк якобы написал уже после смерти Петра. Так, во всяком случае, гласит церковная традиция начиная со II и III веков.

Сколько в этом всем правды и какова позиция исследователей в этом вопросе? Действительно ли Марк - автор евангелия? При нынешнем состоянии науки никто, за исключением, разумеется, фидеистов, не находит оснований, чтобы высказаться за или против авторства Иоанна Mapка. Правда, в Первом послании Петр называет Марка своим сыном, а из содержания следует, что они вместе пребывают в Риме (I послание Петра, 5:13), беда, однако, в том, что многие исследователи оспаривают подлинность этого послания.

Исследователи расходятся также в определении даты создания евангелия. Однако большинство считает, что оно было написано в период между 50 и 70 годами.

Римско-католическая традиция гласит, что Евангелие от Марка было создано в Риме. Исходя из ряда текстовых данных, с этим можно согласиться. Каковы же эти данные? Внимательный читатель без труда поймет, что евангелие предназначено прежде всего для прозелитов языческого происхождения, а не для христиан-иудеев. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что встречающиеся в тексте арамейские выражения здесь переведены на греческий язык, а говоря об обычаях и обрядах, связанных с иудаизмом, автор считал нужным объяснять их смысл, что, разумеется, было бы излишним для христиан еврейского происхождения. На латинскую среду, то есть на Рим, указывают довольно многочисленные латинизмы и описания типично римских условий. Бросается в глаза и то, что автор значительно реже, чем другие евангелисты, ссылается на закон моисеев и библейские пророчества. Очевидно, он сознавал, что такого рода доводы неубедительны для людей, воспитанных в эллинских, римских традициях и просто незнакомых с Ветхим заветом.

Мы уже говорили, что нет никаких данных, которые позволили бы нам высказаться за или против авторства Иоанна Марка. Гораздо существеннее, однако, вопрос о том, был ли автор - каково бы ни было его имя - секретарем св. Петра и действительно ли он излагает в евангелии мысли и учение последнего. Церковная традиция, повторяем, до такой степени уверена в этой версии, что нередко можно слышать и читать об "Евангелии от св. Петра".

Однако некоторые исследователи пришли к выводу, что автор евангелия не мог быть секретарем Петра. Какие доводы приводят они в подтверждение своего суждения? Они обращают внимание, прежде всего, на то, что текст евангелия обнаруживает все признаки компиляции, основанной а различных устных и письменных источниках, кроме того, этот текст - не биография Иисуса, а исследование, пропагандирующее некоторые теологические доктрины, то есть типичная работа типа катехизиса. Секретарь Петра никогда не написал бы такого произведения, это противоречило бы здравому смыслу. Задумаемся над жизненными обстоятельствами, при которых якобы создавалось это евангелие. С одной стороны, мы видим уже старого, простодушного апостола, бывшего рыбака из Галилеи, о котором мы знаем, что он был человеком, заслуживающим уважения, но наверняка необразованным. Ведь не его выбрали иерусалимские назореи своим главой, а брата Иисуса, св. Иакова, который вообще не был учеником Иисуса. После распятия прошло уже немало лет. Неужели в этих условиях Петр мог не предаваться чисто личным воспоминаниям о днях, прожитых вместе с любимым учителем, о его жизни, облике и семье - словом, обо всем том, что обычно составляет содержание мемуаров? С другой стороны, если такого рода воспоминания секретарь Петра слышал из его уст, неужели они бы не нашли отражения в евангелии? Элементарное знание человеческого характера не позволяет нам поверить в такую возможность, тем более что именно в то время стремление побольше узнать обо всех аспектах жизни Иисуса возросло среди его приверженцев до такой степени, что пробелы его биографии начали восполнять легендой.

Имеются и другие доказательства, опровергающие версию, будто автор евангелия был секретарем апостола. После тщательного анализа текста стало ясно, что он был не слишком хорошо знаком с образом мыслей Петра, который, как мы знаем, остался верен иудео-христианству.

Дело в том, что в евангелии явно заметно влияние Павла, то есть в нем отражена обстановка, сложившаяся спустя много лет после смерти Петра, когда после продолжительного забвения наступил ренессанс влияния Павла среди последователей Иисуса.

Под влиянием паулинизма автор евангелия в весьма драматичном повествовании старается доказать, что Иисус, посланец бога, добровольно принял страдание и смерть, чтобы искупить грехи человечества. Так отвечали всем тем, кто задавался тревожным вопросом: как оказалось возможным, чтобы мессия и сын божий испытал столько унижений и погиб позорной смертью на кресте? Знаменателен также тот факт, что в Евангелии от Марка еще не вырисовывается четко идея воскресения из мертвых. Из оригинального текста мы узнаем только, что Иисуса в могиле нет и что он должен встретиться с учениками в Галилее. И это все! Таким образом, заключительный отрывок, в котором содержится рассказ о воскресении и вознесении, все без исключения ученые признали интерполяцией, добавленной к первоначальному тексту кем-то другим значительно позднее, что, кстати говоря, является еще одним доказательством компилятивного характера всего евангелия.

Еще один довод против того, что автор евангелия был секретарем и выразителем мыслей Петра, - его примечательное отношение к апостолам. Это отношение таково, что Матфей, широко использовавший текст Марка, счел необходимым внести в него коррективы: он смягчает и затушевывает характеристику апостолов, данную Марком. Правда, отречение и печаль Петра перед синедрионом изображены у Марка как глубокая личная трагедия апостола, но тем не менее в этой волнующей сцене показана также и слабость его характера. Поразительно и то, что апостолы оставляют Иисуса на горе Елеонской и с той минуты больше уже не появляются на сцене. Они не осмелились встать у креста, когда их любимый учитель погибал, о теле покойного позаботился посторонний человек, Иосиф Аримафейский, а с благовониями к могиле подошли только три женщины, служившие ему при жизни. Подчеркивание факта отсутствия апостолов в последние моменты жизни Христа производит впечатление сознательного, молчаливого обвинения со стороны автора евангелия: Иисус умирает, покинутый всеми, среди чужих, равнодушных людей, брошенный на произвол судьбы даже самыми близкими друзьями.

В Евангелии от Марка Иисус - мессия, но ученики, несмотря на доказательства его сверхъестественной силы, не знают об этом. Не знают потому, что Иисус не открылся им как мессия. Изображая дело таким образом, автор оказался в весьма парадоксальной ситуации. Он не мог развить перед читателем свою доктрину, не объяснив того, что осталось тайной для учеников Иисуса. И в результате автор евангелия и мы, его читатели, знаем об Иисусе больше, чем его ближайшие ученики. Так возник не слишком лестный образ апостолов: в этой трактовке они кажутся людьми ограниченными и малодушными, которым явно не по плечу вставшая перед ними задача.

Совершенно исключено, чтобы Петр мог внушить своему секретарю столь критическое суждение о роли апостолов в жизни Иисуса, и особенно в драме страстей господних. Скорее можно предположить, что эта оценка - отзвук разногласий, существовавших в то время между приверженцами паулинизма и представителями христианства, связанного с иудаизмом; между учением Павла и учением, проповедуемым прямыми преемниками апостолов. Разумеется, сегодня уже невозможно выяснить, была ли эта версия о роли апостолов тенденциозной или соответствовала истине. Можно, однако, предположить, что автор евангелия сознательно выбирает свою позицию в этом споре, и, значит, он был последователем Павла.

Аргументы исследователей Библии, изложенные здесь, разумеется, очень кратко, позволяют сформулировать следующие выводы: 1) даже если Марк был секретарем Петра, он все-таки не мог быть автором евангелия, названного его именем; 2) действительный автор евангелия нам неизвестен; 3) примерно во II веке безымянное евангелие приписали Марку в связи с тем, что оно появилось в Риме, то есть в том самом городе, где, согласно традиции, пребывал Петр и излагал свои мысли секретарю, некоему Марку. Эти два обстоятельства - возникновение евангелия в Риме и пребывание там Петра с секретарем, - естественно, ассоциировались друг с другом; 4) мы уже знаем, что Евангелие от Марка - компиляция, основанная на разных источниках, и не исключено, что в текст вошли какие-то элементы, исходившие прямо от Петра и переданные нам через посредничество Марка. В итоге следует все же отметить, что ценность этих выводов весьма относительна, поскольку, как мы увидим позже, многие ученые считают легендой даже самый факт пребывания св. Петра в Риме.

В Евангелии от Марка ничего не говорится о рождении Иисуса, равно как и о сопутствовавших этим событиям сверхъестественных явлениях, обо всем том, о чем так увлекательно повествует Матфей и, в особенности, Лука. Из этого следует, что эта переливающаяся всеми красками типичная народная сказка появилась позднее и еще не была известна в Риме, когда предполагаемый Марк писал свой богословский трактат. Право, трудно предположить, что он не использовал бы эту сказку, если бы знал ее. Он, несомненно, понял бы, насколько она полезна ему, если все его усилия были направлены на то, чтобы доказать сверхъестественную природу личности Иисуса. Ведь он перечисляет целых двадцать совершенных Иисусом в Галилее, Сирии и Иудее чудес!

Евангелие от Марка - произведение автора, не искушенного в литературном ремесле. Язык прост, шероховат, местами даже груб, а весьма скудный запас греческих выражений говорит о низком образовательном уровне автора. Что касается композиции произведения, то и ее можно оценить лишь негативно. Структура повествования очень рыхлая: автор, по сути дела, склеил ряд совершенно не связанных между собой эпизодов.

Хронологическая последовательность этих эпизодов обозначена такими словами, как "а потом" или "а потом случилось, что...". Описания некоторых событий выполнены небрежно и непродуманно. Так, например, читая историю воскрешения дочери Иаира, мы лишь в конце узнаем, что это двенадцатилетняя девочка: просто автор припомнил эту существенную деталь в последнюю минуту и как ни в чем не бывало приклеил ее к концу сказания. Насколько иначе с литературной точки зрения выглядит то же событие в изложении св. Луки!

Это отсутствие композиционной концепции привело к тому, что в расположении материала налицо явная диспропорция: чуть ли не треть повествования посвящена событиям, происшедшим в последнюю неделю перед распятием Иисуса.

И все же из всех евангелий именно Евангелие от Марка производит наиболее сильное впечатление. Этим скупым, суровым, простым слогом писал человек, действительно вдохновляемый искренним, горячим чувством. Пользуясь скудными средствами, он сумел выразить боль, обожание и страх, детскую радость и горделивое любование чудесами Иисуса, которые были для него самыми убедительными доказательствами его божественности. К тому же он обладает живым воображением: все, о чем он пишет, живет подлинной жизнью. Короче, перед нами самобытный, талантливый рассказчик, глубоко верящий в то, что пишет.

Евангелие от Марка самое короткое в Новом завете. Жизнь Иисуса от крещения до гибели на кресте и воскресения изображена в нем как бы с большими сокращениями и близится к драматической развязке прямо-таки в ошеломляющем темпе. В столь стремительном развитии действия есть что-то нереальное, но, с другой стороны, оно удивительно подчеркивает драматизм событий, их всеобъемлющую символику. Поэтому Евангелие от Марка было всегда и остается сегодня в высшей степени увлекательным произведением.

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos - посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

Камень веры

Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus — от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им:

«Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».

Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого».

После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.

Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой.

Последнее - по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.

Первый призванный

Апостол Андрей(Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему.

Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.

До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.

Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке.

Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест.

После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.

Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями.

Егеат велел бросить апостола в темницу, а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям.

Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него, апостол благословил его.

Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлитть страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Вековой свидетель

Апостол Иоанн(Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) — автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем.

Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии.

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.

Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь — котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидя это чудо, палачи не решились более икушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.

Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

Святыня Пиренеев

Апостол Иаков(Иаков Зеведеев, Иаков Старший) — старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения.

После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».

Стоит отметить, что Иаков — единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю).

Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.

Семейный ученик

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.

Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.

Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии.

Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.

Израильтянин без лукавства

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?"

Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

Покровитель бухгалтеров

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора.

Ведь мытари глубоко презирались иудеями.

Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.

Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также — покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.

Верующий близнец

Апостола Фому называли Дидим — «близнецом» — настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. Просле чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.

Двоюродный брат

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается.

Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа.

Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева.

Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. С ним связывается весь круг постбиблейских патериковых историй о жизни и мученической смерти Иакова Праведного.

После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Не предатель

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) — брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы (и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении.

При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя.

В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

Борец с Римом

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" — "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой.

Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Тринадцатый апостол

Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа») — сын Симона, апостол, предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

После того как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же ответили: «Что нам до того?» Оставив сребреники в храме, Иуда ушел и повесился.

Поверье гласит, что Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая предателя. Однако приобрела свойства магического оружия, способного поражать вампиров.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.

Заместитель по жребию

Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим".

После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе.

Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.

Тогда Матфий отправился в Амасию, и Эфиопию Понтийскую (нынешняя Западная Грузия), многократно подвергаясь смертельной опасности.

Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил множество людей к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме.

Примерно в 63 году Матфий был осужден на смерть, через побиение камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. А по-третьим, наименее достоверным, он умер своей смертью в Колхиде.

Одним из самых известных фактов о жизни Иисуса является то, что у него была группа из двенадцати учеников, которые назывались «Двенадцать Апостолов». Эта группа была составлена ​​из людей, которых Иисус лично выбрал для сопровождения в своей миссии по установлению Царства Божьего и свидетельствования о его словах, делах и воскресении.

Св. Марк (3: 13–15) пишет: «Тогда Иисус поднялся на гору, призвал к себе тех, кого хотел, и пошли к нему. Было их двенадцать, чтобы быть с ним и посылать их проповедовать с силой изгнать бесов». Так, подчёркивалась инициатива Иисуса, и такова была функция Двенадцати: быть с ним и отправляться проповедовать с той же силой, что и Иисус. Св. Матфей (10: 1) и святой Лука (6: 12–13) выражаются в похожих тонах.

Сколько апостолов было у Иисуса Христа и кто они такие

Двенадцать человек, описанных в новозаветных писаниях, выглядят, как стабильная и чётко определённая группа. Их имена:

Андрей (считается покровителем России) . Он был распят на кресте, который выглядел как «Х». Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота России.

Варфоломей . Утверждают, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерскую поездку в Индию, где оставил копию Евангелия от Матфея.

Иоанн . Считается, что он написал одно из четырёх Евангелий Нового Завета. Он также написал Книгу Откровения. Предания утверждают, что Иоан был последним выжившим апостолом, и единственным апостолом, который умер от естественной смерти.

Иаков Алфеев . Он появляется только четыре раза в Новом Завете, каждый раз в списке двенадцати учеников.

Иаков Заведеев . Деяния Апостолов 12: 1–2 свидетельствуют, что царь Ирод казнил Иакова. Вероятно, Иаков был первым человеком, замученным за веру в Христа.

Иуда Искариот . Иуда известен предательством Иисуса за 30 серебряных монет. Это самая большая загадка Нового Завета. Как мог человек, будучи столь близок к Иисусу, предать его? Его имя часто используется как синоним предательства или измены.

Иуда Фадей . Армянская апостольская церковь почитает Фаддея своим покровителем. В Римско-католической церкви он является святым покровителем отчаянных дел.

Матфей или Левий . Примечателен тем, что до встречи с Иисусом был сборщиком налогов Левием. Но в то же время Марк и Лука никогда не приравнивают этого Левия к Матфею, названному одним из двенадцати апостолов. Ещё одна загадка Нового Завета

Петр . Существует легенда, в которой говорится, что Петр попросил перед казнью распять его вниз головой, поскольку он чувствовал себя недостойным умирать, как Иисус.

Филипп . Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса, как на Агнца Божьего.

Симон Зилот . Самая неясная фигура среди учеников Христа. Имя Симона встречается во всех Синоптических евангелиях и Книге Деяний каждый раз, когда есть список апостолов, но без дальнейших подробностей.

Фома . Его неофициально называют Фомой неверующим, потому что он сомневался в воскресении Иисуса.

В списках, появляющихся в других Евангелиях и в Деяниях Апостолов, есть небольшие различия. Фома, в Луке, называется Иудой, но вариация не имеет значения.

В рассказах евангелистов Двенадцать учеников сопровождают Иисуса, участвуют в его миссии и получают особое своё учение. Это не скрывает того факта, что часто они не понимают слов Господа, и некоторые покидают его во время испытания.

В христианской теологии и экклесиологии Двенадцать Апостолов (также называемых Двенадцатью учениками), были первыми историческими учениками Иисуса , центральными фигурами в христианстве. Во время жизни Иисуса в I веке нашей эры они были его ближайшими последователями и стали первыми носителями евангельского послания Иисуса.

Слово «апостол» происходит от греческого слова apostolos и изначально означающего messenger, посланник.

Слово ученик иногда используется взаимозаменяемо с апостолом, например, Евангелие от Иоанна не делает различий между двумя терминами. Разные писатели евангелия дают различные имена одному и тому же человеку, а апостолы, упомянутые в одном евангелии, в других не упоминаются. Ввод в действие Двенадцати Апостолов во время служения Иисуса записан в Синоптических евангелиях.

В биографических сведеньях о 12 апостолах или учениках Иисуса были использованы тексты Нового Завета, а также самые известные легенды. Никто не собирается делать вывод, что предания говорят об историческом факте. Однако они дают хоть какую-то информацию о жизни этих людей, перевернувших мир.

Двенадцать учеников были обычными людьми , которых Бог использовал необычайно. Среди них были:

  • рыбаки;
  • сборщик налогов;
  • бунтарь.

Среди двенадцати апостолов несомненным лидером был Петр. Он был главным и выделялся как представитель всех остальных учеников.

Судьба и смерть апостолов после распятия Христа

После воскресения Иисус послал 11 апостолов (Иуда Искариот к тому времени умер. В Евангелии от Матфея 27: 5 говорится, что Иуда Искариот выбросил своё серебро, которое он получил за предательство Иисуса, а затем пошёл и повесился) Великим Поручением распространить своё учение всем народам. Это событие обычно называют Дисперсией Апостолов .

Весь период раннего христианства во время жизни апостолов называется Апостольским веком. В I веке нашей эры апостолы основали свои церкви по всей территории Римской империи на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Евангелия фиксируют постоянные недостатки и сомнения этих двенадцати человек, которые следовали за Иисусом Христом. Но после свидетельства о воскресении и вознесении Иисуса на небеса, полагают, что Святой Дух превратил своих учеников в могущественных людей Бога, которые перевернули мир вверх дном.

Из двенадцати апостолов, считается, что все, кроме одного, были замучены , только смерть Иакова, сына Зеведеев, описана в Новом Завете.

Но ранние христиане (вторая половина второго века и первая половина третьего века) утверждали, что только Петр, Павел и Иаков, сын Зеведеев, были замучены. Остальная часть заявлений о мученической смерти апостолов не основывается на исторических или библейских доказательствах.

Слово «апостол» означает «посланный». Во времена пребывания Иисуса Христа на земле, 12 человек были названы Его учениками. Двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него. После Своего воскресения, Он отправил учеников (Матфея 28:18-20; Деяния 1:8), чтоб они были Его свидетелями. Тогда их назвали двенадцатью апостолами. Тем не менее, еще когда Иисус все находился на земле, термины «ученики» и «апостолы» были взаимозаменяемыми.

Первоначальные двенадцать учеников / апостолов перечислены в Матфея 10:2-4: "Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». Библия также дает список 12 учеников / апостолов в Евангелиях от Марка 3:16-19 и от Луки 6:13-16. Сравнивая три этих текста, мы видим несколько незначительных различий в именах. Видимо, что Фаддей в соответствующем тексте в Марка и был Леввеем, а также Иудой Иаковлевым в Луки 6:16. «Симон, прозываемый Зилотом» (Луки 6:15), был известен как Симон Кананит (см. Матфея 10:4 и Марка 3:18). Иуда Искариот, предавший Иисуса, был впоследствии заменен Матфием (Деяния 1:20-26). Тем не менее, некоторые исследователи Библии считают Матфия «недействительным» членом 12 апостолов и, вместо этого, полагают, что апостол Павел был избран Богом взамен Иуды Искариота как двенадцатый апостол.

Двенадцать учеников / апостолов были обычными людьми, которых Бог использовал необычным образом. Среди этих 12 человек были рыбаки, сборщик налогов и революционер. Евангелия отмечают постоянные падения, борьбу и сомнения этих двенадцати мужчин, следовавших за Иисусом Христом. Но после того, как они стали свидетелями воскресения и вознесения Иисуса на небеса, Святой Дух преобразил их в сильных Божьих людей, которые возмутили мир (Деяния 17:6). Что это было за изменение? Двенадцать апостолов / учеников «были с Иисусом» (Деяния 4:13). Да будет то же самое сказано о нас!

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Вот некоторые причины, почему Бог дал нам четыре Евангелия вместо одного:

1. Раскрыть более полную картину о Христе. Библия вдохновлена Богом (2 Тимофею 3:16), Он использовал человеческих авторов с различными качествами, чтобы воплотить Свои цели через их записи. Каждый из авторов Евангелий имел отдельную цель и, выполняя ее, они делали ударение на различных аспектах личности и служения Иисуса Христа.

Матфей писал для еврейской аудитории, и одной из его целей было показать из генеалогии Иисуса и исполнения ветхозаветных пророчеств, что Он был долгожданным Мессией и, следовательно, Он заслуживает их доверия. Матфей делал ударение на том, что Иисус являлся обещанным Царем, «Сыном Давида», который будет навеки восседать на троне Израиля (Матфея 9:27; 21:9).

Марк, двоюродный брат Варнавы (Колоссянам 4:10), был свидетелем событий в жизни Христа, а также являлся другом апостола Петра. Марк писал для языческой аудитории, что просматривается в том, что он не упоминает вещи, важные для иудейских читателей (родословные, разногласия Христа с еврейскими лидерами Его времен, частые ссылки на Ветхий Завет и т.д.). Марк делает ударение на роли Христа как страждущего Слуги, Который пришел в мир не для того, чтоб Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать Свою жизнь в качестве выкупа за других (Марка 10:45).

Лука, «врач возлюбленный» (Колоссянам 4:14), евангелист и товарищ апостола Павла, написал как Евангелие, так и книгу Деяния апостолов. Лука – единственный языческий автор из всех новозаветных авторов. Он всегда считался скрупулезным историком среди тех, кто использует его записи в геологических или исторических исследованиях. И как историк, он утверждает, что его намерением было написать обо всей жизни Христа по порядку, основываясь на свидетельствах очевидцев (Луки 1:1-4). Так как он писал специально для Теофила, по всей видимости, язычника определенного статуса, его Евангелие было составлено для языческой аудитории. Намерением Луки было показать, что христианская вера основана на событиях, исторически надежных и поддающихся проверке. Лука часто говорит о Христе, как «Сыне Человеческом», делая акцент на Его человеческой природе. Помимо этого он описывает множество деталей, которых нет в других евангелиях.

Четвертое Евангелие, написанное апостолом Иоанном, отличается от предыдущих трех евангелий и содержит больше теологических размышлений по отношению к особе Христа и значению веры. Евангелия от Матфея, Марка и Луки называются «синоптическими (или обзорными) Евангелиями» из-за того, что они дают обзор жизни Христа, а также схожи между собой стилем письма и содержанием. Евангелие от Иоанна начинается не с рождения Иисуса или Его служения на земле, а с деятельности и характеристики Сына Божьего еще до того момента, как Он стал человеком (Иоанна 1:14). Евангелие от Иоанна подчеркивает Божественную природу Христа, что видно из использования им таких фраз, как «Слово было Бог» (Иоанн 1:1), «Спаситель мира» (4:42), «Сын Божий» (используется много раз) и «Господь и Бог» (20:28). В Евангелии от Иоанна также упоминается, что Сам Иисус подтверждал Свою Божественность несколькими «Я есмь». Наиболее примечательным из них является записанное в Иоанна 8:58, где Он говорит, что: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (сравните с Исход 3:13-14). Но Иоанн также отмечает факт человеческой природы Иисуса, желая показать ошибочность учения религиозной секты его дней, гностиков, которые не верили в это. В Евангелии озвучена общая цель его написания: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанна 20:30-31).

Таким образом, в четырех различных и, одновременно, точных описаниях Христа открываются различные аспекты Его личности и служения. Каждое описание становится как бы нитью иного цвета в ткани, сшитой вместе, чтобы создать полный портрет Того, Кто превыше всякого описания. И хотя мы никогда полностью не поймем всего об Иисусе Христе (Иоанна 20:30), из четырех Евангелий мы можем узнать о Нем достаточно, чтобы оценить то, Кем Он является и что Он совершил для нас, чтобы через веру в Него мы имели вечную жизнь.

2. Дать нам возможность объективно проверить истинность записей евангелистов. Библия с самого начала учит, что решение суда против человека должно основываться на свидетельствах не одного очевидца, а двух или трех, как минимум (Второзаконие 19:15). Имея различные описания личности и служения Иисуса Христа на земле, мы можем оценить точность информации, которой мы владеем.

Саймон Гринлиф, известный и общепризнанный авторитет по определению надежности доказательств в суде, изучил четыре Евангелия с юридической точки зрения. Он отметил, что, по своему типу, свидетельства очевидцев, данные в четырех Евангелиях – свидетельства совпадающие, но, в то же время, отличающиеся между собой наличием или отсутствием некоторых деталей – могут считаться надежными, независимыми источниками, и быть принятыми в суде в качестве убедительного доказательства. Если бы все Евангелия содержали точно ту же информацию с теми же подробностями, написанными с той же перспективы, то это свидетельствовало бы о сговоре, то есть, о том, что их авторы заранее договорились о составлении одинаковых историй для создания видимости надежности. Различия между Евангелиями, а иногда, на первый взгляд, даже очевидные несоответствия в деталях, говорят о независимой природе написанного. Таким образом, природа четырех Евангелий, совпадающих по информации, но различающихся в перспективе, количестве деталей и записанных событиях, свидетельствует о том, что информация, которую мы имеем о жизни и служении Христа, является фактически достоверной и надежной.

3. Наградить усердных искателей. При индивидуальном изучении каждого из Евангелий можно узнать много нового. Но еще больше можно открыть, сравнивая различные упоминания об отдельных событиях в служении Иисуса. Например, в 14-й гл. Матфея упоминается о накормлении 5000 человек и хождении Иисуса по воде. В Мафея 14:22 говорится: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ». Кто-то может спросить, почему Он поступил так? В записях Матфея очевидного объяснения этому нет. Но когда мы сравниваем это с записями Марка в главе 6, то видим, что накануне ученики возвратились после изгнания демонов и исцеления людей при помощи силы, данной им Христом, когда Он отправил их по двое. Но они вернулись высокого мнения о себе, забыв о своем месте и полагая, что теперь способны давать указания Ему (Матфея 14:15). Таким образом, отправляя их вечером на другую сторону Галилейского моря, Иисус хотел открыть им две истины. Когда, в своей самонадеянности, они до раннего утра боролись с ветром и волнами (Марка 6:48-50), то начали понимать, что, во-первых, они ничего не смогут сделать для Бога своими силами и, во-вторых, нет ничего невозможного, если они призовут Его и согласятся быть зависимыми от Его силы. Существует множество мест, содержащих похожие «сокровища», которые могут быть найдены прилежными исследователями Слова Божьего, уделяющими время для сравнения одних мест в Писании с другими.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.