Меню

Всякая власть от Бога? Всякая ли власть от Бога.

Унитаз

Репортаж Ксении Богдановой

Церковь и власть

Лекция архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
«Новозаветное учение об отношении к свободе и государству»

АУДИО
Профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) прочитал лекцию о Евангельском понимании отношения Церкви к государству, к светской власти.

«Как же надо относиться к государству? Как правило, ссылаются на слова апостола Павла из 13 главы Послания к Римлянам. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Противящийся же власти противится Божию установлению». На этот отрывок обычно опираются и ссылаются, как правило, сами власти, которые часто творят зло (ведь не все же власти творят одно только добро, часто бывают и злые законы, и бесчеловечные власти). А христианам они говорят: «Вот Священное Писание ведь вам говорит, чтобы вы нам были покорны. А если вы не покорны, то вы противитесь Божиему установлению». Какой-нибудь хан Батый начинает истреблять род христианский: «Покорными будьте, потому что сказано ведь в Священном Писании…» Конечно, это не так. Ну, конечно, это недопонимание слов апостола Павла и недопрочтение их».

Что же именно сказано в тексте Нового Завета о правильном отношении христиан к властям, как правильно понять эти слова апостола «нет власти не от Бога», если разобраться в греческом тексте, слушайте в нашем репортаже, в который почти полностью включена лекция профессора Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Лекция была прочитана 25 ноября 2015 года в Феодоровском просветительском центре.

«Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам). Она «под Богом». У нас переведено: «от Бога» – это «всякая власть под Богом». И далее в греческом тексте: «Ибо власть есть Божия рабыня тебе на добро». И дальше указано, в чем же состоит божественное благо, которое требует Бог от власти (ведь власть – Его рабыня, она должна подчиняться Богу): чтобы был порядок, справедливость, любовь – прежде всего. Именно поэтому, если власть хорошо справляется со своими обязанностями, данными ей от Бога, тогда и подати надо платить, и почитать ее. Но, а если власть плохая рабыня? Если она творит зло вместо добра?»

Отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:1-14).

См. также

Божья и духовная власть

Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых, недостойных людей, стоящих или стоявших у власти? Почему столько несправедливости у власть имеющих? Можно ли свергать, убирать такую власть? Как реагирует на это Бог?

На эти немаловажные на сегодняшний день (да и всегда) вопросы мы попытаемся ответить в последующих статьях. Давайте начнем с определения понятия власти вообще: власть – это право и возможность распоряжаться кем-то или чем-то, подчинять своей воле (словарь Ожеговой, Шведова).

И ключевое место из Писания (Рим. 13:1,2):

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.»

Итак, здесь мы можем увидеть уже четкий, конретный ответ на вопрос: откуда взялась власть – от Бога. А теперь, давайте разберем очень щепетильный и тонкий вопрос, а что, действительно нет власти не от Бога? А как же Ирод, Нерон, Мао, Джугашвили, Гитлер и другие? Они что, тоже от Бога?

Заметьте, в этом месте Писания написано вот что: «нет власти не от Бога» и тут же объяснение, что власть устанавливается Богом. То есть само понятие явления в глобальном смысле слова власти – действительно от Бога; ее установление, структура власти и подчинения – это от Бога. Что же делает эта власть , это уже от человека, это его ответственность и он будет отвечать Богу, что и как он делал, находясь у власти (кстати любого вида и типа).

Поэтому власть то от Бога, а вот что делали те же Ирод, Нерон, Джугашвили, Гитлер и другие – явно не от Бога, и за это они будут давать отчет. Потому что мы знаем, что написано в Слове Божьем: кому много дано, с того много и спросится. Обязательно спросится.

Библия нам показывает пять основных видов власти:

1. Божья

2. Духовная

3. Государственная

4. Общественная

5. Семейная.

Давайте рассмотрим кратко каждую из них.

1. Божья власть

Хочется сразу отметить, что это как фундамент для всякого другого вида власти, которые мы будем рассматривать. Потому что само понятие власти – от Бога. У Него абсолютная, стопроцентная власть над всем и вся. Он называет Себя Всевышним, Царем, Владыкой, Господом. У Него все могущество и вся сила. У Него абсолютное право и возможность распоряжаться всем и вся и если надо – подчинять Своей воле.

И в доказательство приведу несколько мест из Библии (их множество):

(Втор.10:14, 17) «Вот у Господа Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней,… ибо Господь Бог ваш есть Бог богов И Владыка владык, Бог великий, сильный…»;

(1 Пар. 29:11,12) «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.» ;

(Пс. 9:37) «Господь – Царь навеки, навсегда.»;

(Пс. 96:1) «Господь царствует, да радуется вся земля!»;

(Матф. 28:18) «Дана Мне всякая власть на небе и на земле.» 2) Духовная власть.

Интересно, что Бог поделился своей властью со своим тварным миром. Еще раз: у Него вся полнота власти, но Он наделил властью некоторых существ, как на небе так и на земле.

Поэтому далее мы рассмoтрим духовный мир, мир духов, где царит понятие подчинения кому-то. Бог – есть Дух. То есть Он – Верховная Духовная власть также. Он сотворил духовный мир как видимым так и невидимым. Кстати, на небе (то, что мы, люди, пока еще не видим) существует также определенная иерархия власти: там есть ангелы, архангелы (по власти выше ангелов, приставка «архи» как раз и говорит – «стоящий над», есть серафимы, херувимы, животные и т.д.), царит понятие подчинения и уважения власти.

2. Духовная власть

Но мне бы больше хотелось поговорить о духовной власти на земле. Человек – есть дух, душа и тело. Мы тоже духи. Бог поделился Своею властью и делегировал определенные полномочия людям. Об этом нам рассказывает Библия – как в истории Израильского народа, так и в истории Церкви. Давайте рассмотрим это поподробнее.

Бог – Законодатель устройства власти и государственности в Израиле, давший людям определенные духовные позиции, титулы и положения. Посмотрите на историю Израиля, там присутствуют: священники, первосвященники, левиты, позже судьи, пророки и т.д. Вот одно из мест Писания, подтверждающее это:

(Исх. 28:1-3) «И возьми себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб Он был свяшенником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне.»

То есть Бог дает устройство в обществе Господнем. Далее, через Иисуса Христа – Первосвященника исповедания нашего, вводится понятие Церкви как общества Господня, состоящей из многих народов, колен, языков, которые исповедуют Господа Иисуса Христа – своим Спасителем. Он – глава Церкви, а Церковь есть Его тело:

(Кол.1:15-20) «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви…»

И далее, опять, уже как глава Церкви, Господь наделяет определенными полномочиями людей. Он дает им титул, позицию, распределяет право и возможность управлять, распоряжаться и если надо – подчинять своей воле.

(Ефес. 4:11-13) «И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…»

То есть мы видим четкое понятие духовной власти и подчинение этой власти в теле Христовом, церкви. И опять все заключено в Нем, все подчиняется Ему, так как у Него абсолютная власть везде. Хочется отметить и нечистый духовный мир – там тоже есть понятие власти и подчинения. У дьявола есть свои прислужники: мироправители тьмы, начальники, падшие ангелы, нечистые духи, демоны, и т.д. да он и сам – падший некогда херувим.

(Ефес 6: 12) «…потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.»

Это что касается власти духовной, а в следующей статье мы рассмотрим другие виды власти. Подумайте над этим. Благословений вам!

Читайте также:

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых ».

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

ВСЯКАЯ ЛИ ВЛАСТЬ ОТ БОГА?

В последние годы появилось немало публикаций об известном библейском выражении «...всякая власть от Бога» – многие авторы оспаривают правильность перевода этих слов из Послания апостола Павла Римлянам (Рим. 13:1). Интерес к этой теме особенно возрос после одного из выступлений Патриарха Кирилла (28 сентября 2012 года перед студентами МГУ), где он, в частности, сказал;
«В православной традиции молиться за царей и всех начальствующих, Еще апостол Павел говорил: „противящийся власти противится Господу“....»)
Приведу здесь выдержки из православного журнала «Фома» в защиту традиционного перевода:
(http://www.foma.ru/article/index.php?news=6908)
<<Один фрагмент из «Послания к римлянам» апостола Павла часто возбуждал, а порой до сих продолжает возбуждать споры. Особенно это характерно для периодов общественных перемен. И, чего уж тут скрывать, отдельную актуальность его толкование имеет в наше время, чреватое новой Смутой.
Звучит этот фрагмент в Синодальном переводе так:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Римл. 13.1).
Не так давно в Интернете получила распространение статья (и она, кстати, далеко не единичный пример, поскольку содержащаяся в ней аргументация весьма распространена), где доказывается, что Синодальный перевод этого места из апостола Павла на самом деле неверен. Аргументируется это ссылкой на церковнославянскую версию рассматриваемого текста, где данный фрагмент звучит так:
«Несть бо власть, аще не от Бога».
Оппоненты традиционного перевода утверждают, что дословно эта фраза в переводе на русский язык должна переводиться как
«Не есть та власть, если не от Бога».
И тогда смысл слов апостола меняется практически на противоположный по сравнению с Синодальным переводом: только та власть действительно является властью, что от Бога. Следовательно, не всякой власти надо повиноваться, а только той, что (по нашему мнению) является Божией. А власти (опять-таки по нашему мнению) несправедливой и преступной, повиноваться не следует. Более того – с ней нужно бороться и ей противостоять.>>

Далее автор статьи (Юрий Пущаев) приводит доводы оппонентов и затем пытается доказать правильность синодального перевода с греческого:
<<Действительно, старославянское слово «аще» из данного фрагмента апостола Павла переводится как «если». Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод может казаться на первый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости. Действительно, разве можно любую власть считать «от Бога» и ей повиноваться? А если она, скажем, печется о собственном благе более, чем о благе народа? Например, нарушает права собственности и отнимает ваше имущество?
Однако давайте заглянем в древнегреческий текст и посмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из «Послания к Римлянам». Фраза «;; ;;; ;;;;; ;;;;;;; ;; ;; ;;; ;;;;», если ее переводить совсем дословно, должна звучать так:
«Ибо не есть власть, если не от Бога».
Вроде, оппоненты, правы? Нет. Подвох тут в том, что глагол «есть» (;;;;;) в данном случае является глаголом-связкой, который может вообще не переводиться на русский язык и никак не влиять на смысл фразы. Мы же по-русски не говорим, например, «Сократ есть человек» или «власть есть строгая».
Также этот глагол может переводиться как «существует», «наличествует». Это зависит от контекста. Однако по правилам древнегреческого, церковнославянского, или, скажем, современных европейских языков употребления глагола-связки «быть» обязательно во всех случаях. Кстати, также и «несть» в церковнославянском тексте можно переводить и как просто «нет», и как «не существует».
Поэтому на русский язык совершенно правильно переводить слова «;; ;;; ;;;;; ;;;;;;; ;; ;; ;;; ;;;;» как «нет власти (вар: не существует власти) если не от Бога». А вовсе – «не есть та власть, что не от Бога». В Синодальном переводе выпали только слова «если не». Но смысла это уже не меняет.>>

Честно говоря, на мой взгляд, более убедительно выглядят всё же доводы критиков синодального перевода. Это тем более так, что защитники синодального перевода не оспаривают точность перевода последующих слов апостола Павла: «... существующие же власти от Бога установлены».
Очевидно, апостол имел в виду именно существовавшие в то время власти. Зачем апостол написал эти слова, если «всякая власть от Бога»? – Очевидно, всё же в его (апостола Павла) понимании, не всякая власть установлена от Бога. Таким образом, вероятнее всего правы всё же оппоненты синодального перевода, и обсуждаемые слова апостола должны выглядеть так:
««Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо не есть власть, если не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Римл. 13.1)»
То есть, апостол Павел призывал христиан Рима быть покорным высшим властям Рима, поскольку считал, что существовавшая тогда в Риме власть установлена от Бога.
Понятно также, что поскольку в конечном счёте «Бога подобает слушать более, чем человека», то богоборческим властям христианин не должен повиноваться. Это не оспаривают и защитники традиционного синодального перевода. Тот же автор журнала «Фома» пишет далее:
<<Когда говорят, что подвергались преследованиям и были казнены даже апостолы Петр и Павел, что гонения испытал великий сонм христианских мучеников, то надо понимать, что это были ситуации отстаивания веры, когда им предлагали отречься от Христа. И только в этом случае непослушание властям со стороны христианина оправдано: когда Бога подобает слушать более, чем человека.>>

Надо отметить также, что некоторые святые Отцы Церкви интерпретировали обсуждаемые слова апостола Павла несколько по другому – не так, как нынешние защитники синодального перевода, но и не так, как их современные опоненты. В беседах Иоанна Златоуста о Послании апостола Павла Римлянам читаем:
(http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml23.html)
<<”Несть бо власть, аще не от Бога”, - говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть.
Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит. 19, 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу.>>

Итак, всякая ли власть от Бога?
На основании всего вышесказанного мы можем уверенно утверждать, как минимум, что, ч точки зрения святых Отцов Церкви, НЕ ВСЯКИЙ НАЧАЛЬНИК (хотя бы и президент:) ОТ БОГА, и, более вероятно, НЕ ЕСТЬ ТО ВЛАСТЬ, ЕСЛИ НЕ ОТ БОГА.
***

ВСЕ ЛИ БЕДЫ И ВСЯКОЕ ЛИ ЗЛО ЕСТЬ «ПОПУЩЕНИЕ БОЖЬЕ»?

В контексте обсуждаемой темы (всякая ли власть от Бога?) ответ на этот вопрос (все ли беды «попущены» Богом?) также не так очевиден, как принято считать. Часто можно услышать, что всё зло и все беды «попущены» Богом для нашего вразумления. Но ведь для каждого верующего очевидно существование не только Бога, но и его противника – сатаны, дьявола. Конечно, отношения («взаимоотношения») Бога и дьявола есть вопрос богословский, теологический, и на самом деле весьма непростой. Но кое-что можно понять из Ветхого и Нового Заветов и без глубокого богословского образования – просто внимательно прочитав Ветхий и Новый Заветы в той их части, которые посвящены этим отношениям. .
Во времена Ветхого Завета, как следует из книги Иова, сатана еще общался с Богом на небесах, «ходил пред Богом» (и Бог разрешил ему испытать веру Иова). Со времен Нового Завета, когда, по свидетельству Иисуса Христа, сатана был изгнан с небес («Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», [Лк., 10, 18]), – с этих пор, по словам апостола Павла , какое согласие между Христом и Велиаром? – то есть, между Богом и сатаной с евангельских времен не может быть договоров, в отличие от времен Иова (времен Ветхого Завета).

На самом деле эта решающая разница отношений Бога и дьявола во времена Ветхого Завета и Нового Завета чрезвычайно важна не только для мировоззрения всякого верующего, но и для понимания и мировой, и нашей истории.
Конечно, в конечном счёте наш мир сотворён и устроен Богом для человека как образа и подобия Своего, и как ловушка для дьявола, который в своей гордыне со времён Нового Завета считает себя «равным» Богу и пытается построить «рай на Земле» без Бога (и против Бога) – и эта попытка в конечном счёте обречена. А история человечества в этом смысле есть замысел Божий по спасению возможно большего числа людей, и Спасение открыто для каждого во все времена.
Но каждый верующий должен также понимать, что со времён Нового Завета (от Воскресения Христова) нет и не может быть согласия между Христом и сатаною. Что не всё зло на Земле попускается Богом, что иногда побеждает и дьявол, и что задача каждого верующего различать, что от Бога, а что от дьявола... Только в этом случае можно надеяться на приближение к образу и подобию Божьему.
Конец истории человечества описан, как известно, в Откровении Иоанна Богослова – описан как Победа Слова Божьего. На самом деле Апокалипсис – это не катастрофа «конца мира», а предупреждение всем и каждому, и даже «инструкции» по Спасению на этот период «конца времён». (Подробнее обо всём этом см. в моей статье «Апокалипсис 2008-2173?», ). Откровение Иоанна - предупреждение всем и каждому о будущих искушениях и испытаниях, и великая милость Божья для каждого из нас. У каждого остается свой выбор и каждая из 22-х глав Откровения этот выбор предлагает.
***

Ну а что же атеисты? Что будет с ними и как верующему относиться к ним? Атеизм отдельного человека - его личный выбор, и верующие, вероятно, не вправе осуждать атеиста за его выбор. Хорошо сказал об этом Карл Густав Юнг в книге «Ответ Иову»:
«Люди, способные верить, должны с несколько большей терпимостью относиться к своим ближним, которые в состоянии лишь мыслить. Человек, полагающийся на одну только веру и пренебрегающий мышлением, всегда забывает о том, что сам же сталкивает себя постоянно со своим кровным врагом: сомнением; ибо сомнение всегда таится там, где безраздельно господствует вера. Для человека мыслящего, напротив, сомнение – желанный гость, ибо может сослужить ему добрую службу как ступень, ведущая к более полному знанию".

Меня сильно беспокоит Послание к римлянам (13:1-7). Понятно, что нужно платить налоги и т.п. Но неужели всякая власть от Бога, неужели я должен благословлять Гитлера, который сжигал евреев, или Сталина, убившего тысячи священников?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В данном месте св. апостол Павел применительно к обществу выражает ту истину, которая проходит через все Священное Писание. В сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Быт. 1.28), мужа над женой (Быт.3.16), родителей над детьми (Лев.19.3), царя над подданными. Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт.1:2) устроил порядок: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия - так называемые смутные времена. «Многовластие же порождает партии, а партии - причина разделения и разложения» (преп. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 41).

Не только вождям и правителям избранного народа Господь дает полномочия управлять подданными, но и языческим монархам. Так, например, Навуходоносор был поставлен по воле Божией над всем ближним Востоком (Иер 27:6; Дан.2:37). Однако из этого не следует, что все деяния власть предержащих угодны Богу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими» (Прем. Сол.6:1-5).

При утверждении, что нет власти не от Бога (Рим.13:1) надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им. «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание» (преп. Исидор Пелусиот. Письма, ч.2. К Дионисию). Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.

Священное Писание говорит не только о подчинении властям, но и указывает пределы послушания им. Они определяются высшими законами Божественной Правды. Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда власть препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой власти не следует: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян.5:29). Эта мысль ясно выражена в святоотеческих творениях. «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила . 79.1). Святейшему Патриарху Тихону во время его выступления со свидетельскими показаниями на процессе 54-х священников 5 мая 1922 года был задан вопрос председателем суда: «Законы, существующие в государстве, Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.134).