Меню

Кто сбил русский самолет. Кто сбил российский самолет-разведчик в сирии? Будущие шаги России

Сантехника

Минобороны в своем заявлении не уточнило, кто именно сбил самолет, но вскоре о нанесении ракетных ударов по позициям боевиков. «По данным радиоперехватов, в результате удара уничтожено более 30 боевиков «Джабхат ан-Нусра», — сообщали военные.

«Не тот самолет»

Первая признавшая свою причастность к атаке на самолет группировка «Джейш ан-Наср» — одно из многочисленных формирований «Свободной сирийской армии». Группировка принимала участие в переговорах по сирийскому мирному урегулированию, которые проходят между представителями правительственных войск и умеренной вооруженной оппозицией в Астане при посредничестве России, Турции и Ирана. Экс-представитель «Джейш ан-Наср» Моханнад Жнейд намеревался посетить и Конгресс сирийского национального диалога в Сочи. Однако Жнейд вместе с представителями вооруженной оппозиции покидать аэропорт Сочи отказался — из-за разногласий по флагу с другими делегатами.

До появления официального заявления Минобороны России пресс-секретарь «Джейш ан-Наср» Мохаммад Рашед подтвердил турецкому агентству ِAnadolu информацию о том, что его группировка сбила из ПЗРК штурмовик Су-25, когда самолет совершал маневры, «готовясь нанести удары по району Саракиб» на востоке провинции Идлиб. В разговоре с агентством Рашед отметил, что самолет принадлежит «сирийскому режиму», а также рассказал, что этот район подвергается воздушной бомбардировке уже несколько недель.

Опрошенные РБК эксперты ошибку с выявлением принадлежности самолета отрицают. «Су-25 в Сирии есть только у российских ВКС», — сказал РБК главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Военный эксперт полковник запаса Андрей Паюсов уточнил, что таких штурмовиков у России в Сирии теперь осталось 11 штук.


Штурмовики Су-25 ВКС России в Сирии (Фото: Дмитрий Виноградов / РИА Новости)

Где сбили самолет

Усилиями тройки гарантов (Россия, Турция и Иран) с конца 2016 года были созданы четыре зоны деэскалации, одна из которых находится в провинции Идлиб на северо-западе Сирии. Тем не менее бои между сирийской армией и вооруженной оппозицией в провинции Идлиб не стихают с начала января: правительственные войска Сирии развернули широкомасштабное наступление на оппонентов в этом районе и смогли отбить у последних город и аэродром Абу ад-Духур, а также десятки более мелких населенных пунктов на востоке провинции Идлиб. Анкара неоднократно обвиняла Дамаск в нарушении режима прекращения огня в этой зоне и атаках на умеренную оппозицию «под предлогом борьбы с террористами». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призывал Россию и Иран повлиять на Дамаск и остановить продвижение сирийской армии в провинции: «Иран и Россия должны выполнять свои обязательства стран — гарантов перемирия и остановить [нарушения] со стороны режима» (цитата по ТАСС). Кроме того, Чавушоглу предположил, что силы Дамаска продвигаются при поддержке Москвы и Тегерана: «Они не могут совершать такие действия без их поддержки».

Контроль за соблюдением прекращения огня в Идлибе осложняется присутствием в этой зоне помимо умеренной вооруженной оппозиции боевиков террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам», на которых не распространяется перемирие.

Представители исследовательской группы Conflict Intelligence Team (CIT) обращают внимание, что на одном из видео попадания ракеты ПЗРК в Су-25 видно, как за несколько секунд до этого штурмовик выпустил неуправляемые авиационные ракеты. По мнению CIT, это странные действия для наблюдательного полета. В группе предполагают, что на самом деле Минобороны не хотело акцентировать внимание на участии ВКС России в наступлении проасадовских сил на город Серакаб поблизости от места гибели Су-25.


Боец террористической группировки в провинции Идлиб. Январь 2018 года (Фото: Zuma / ТАСС)

«Все еще сильны»

В декабре, как и , президент Владимир Путин объявил о победе над террористами в Сирии и о выводе российской группировки войск из Сирии. Сирию должны были покинуть 23 российских самолета, два вертолета Ка-52, отряд спецназа и отряд военной полиции, писал также РБК. В стране ​остались некоторые российские силы, необходимые для обеспечения стабилизации в Сирии, говорил командующий группировкой Сергей Суровикин.

После сокращения группировки атаки на российских военных резко участились. Только за последние полтора месяца известно о двух серьезных происшествиях кроме сбитого самолета. 31 декабря 2017 года аэродром Хмеймим. В результате двое российских военнослужащих погибли. В ночь с 5 на 6 января авиабазу Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в порту Тартус 13 беспилотников. Семь из них были уничтожены ракетно-пушечными комплексами «Панцирь», а остальные российским специалистам из подразделений радиоэлектронной борьбы удалось взять под свой контроль.

Участившиеся после сокращения группировки атаки на российские силы в Сирии связаны с желанием боевиков нивелировать заслуги Москвы в борьбе с терроризмом, полагает директор центра «Россия — Восток — Запад» Владимир Сотников. «Боевики показывают, что они все еще сильны и намерены идти до конца», — считает востоковед. Андрей Паюсов с такой точкой зрения согласен.

Кроме того, в плане военно-политической составляющей нельзя игнорировать и тот факт, что боевиков фактически собрали на ограниченном плацдарме. Теперь им ничего не остается, кроме как «нападать на всех вокруг», добавил Паюсов. «ПЗРК, из которых вели огонь террористы, являются штатным вооружением любого мотострелкового подразделения. Скорее всего, они были захвачены боевиками у сирийских войск во время отступления последних. А сейчас, когда боевики согнаны на ограниченное пространство, плотность огня по самолетам с применением всех видов оружия неизбежно возрастает», — пояснил эксперт.

Скорее всего, сбитый Су-25 летел по тому же самому старому маршруту, рассказал РБК военный летчик‐снайпер, полковник запаса Сергей Екимов. «Иногда мы наступаем на те же грабли — маршруты надо менять. А у него был облет зоны. Ничего другого не придумали. Возможно, что боевики уже ждали», — пояснил Екимов. «Просто так» самолет сбить невозможно, подчеркнул он. «Надо знать, где он полетит. Уже ждать его. Чтобы привести комплекс ПЗРК в боеготовое состояние, требуется небольшое, но время. За это время самолет мог бы куда-то улететь», — заключил военный летчик.

Су-25 — советский и российский штурмовик, эксплуатирующийся с 1981 года. Самолет предназначен для поддержки сухопутных войск и уничтожения наземных объектов.

Потери России в Сирии

С начала военной операции России в Сирии, по официальным данным, погибли 44 российских военных.

В ходе операции ВКС России потеряли два транспортных и три ударных вертолета, два бомбардировщика Су-24 и штурмовик Су-25. Кроме того, в конце 2016 года во время похода к берегам Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов» произошли аварии с участием двух истребителей — МиГ-29 и Су-33 (самолеты при заходе на посадку).

31 декабря 2017 года в 15 км от аэродрома Хама в Сирии потерпел крушение вертолет Ми-24. В результате жесткой посадки погибли оба пилота, борттехник вертолета выжил. В российском военном ведомстве , что причиной катастрофы стала техническая неисправность.

10 октября 2017 года на авиабазе Хмеймим бомбардировщик Су-24 при взлете. Члены экипажа, пилот Юрий Медведков и штурман Юрий Копылов, погибли. По предварительным данным Минобороны РФ, причиной катастрофы могла стать техническая неисправность.

3 ноября 2016 года после совершения вынужденной посадки в 40 км северо-западнее Пальмиры вертолет ВКС России и его члены экипажа подверглись минометному обстрелу боевиков. В результате вертолет получил повреждения, которые не позволяли вновь поднять его в небо. На следующий день представители террористов опубликовали в интернете видеозапись уничтожения находящегося на земле российского вертолета Ми-35.

1 августа 2016 года в провинции Идлиб в результате обстрела с земли российский вертолет Ми-8. Находившиеся на борту члены экипажа — Роман Павлов, Олег Шеламов и Алексей Шорохов, а также два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии погибли.

12 апреля 2016 года при выполнении полетов в районе города Хомс потерпел крушение вертолет Ми-28. В результате происшествия погибли оба члена экипажа — командир Андрей Окладников и штурман Виктор Панков. Пресс-служба Минобороны позже , что «огневого воздействия на вертолет не было». По предварительным выводам комиссии военного ведомства, причиной катастрофы стала ошибка пилотирования.

24 ноября 2015 года бомбардировщик Су-24 истребителем F-16 Fighting Falcon ВВС Турции. Летчикам удалось катапультироваться, однако по ним был открыт огонь с земли, в результате чего пилот подполковник Олег Пешков погиб. Штурман сбитого бомбардировщика — капитан Константин Мурахтин — был спасен спецподразделениями ВС РФ и сирийской армии. В ходе этой операции российские ВКС также потеряли вертолет Ми-8, он был поврежден обстрелом с земли. На его борту погиб морской пехотинец-контрактник — матрос Александр Позынич. Пешкову впоследствии было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, капитан Константин Мурахтин и матрос Александр Позынич (посмертно) были награждены орденами Мужества. Летом 2016 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган перед Владимиром Путиным за сбитый Су-24.​

Погибло 15 человек. Российский самолёт был уничтожен вполне осознанно, поскольку оказывал важную помощь сирийскими ПВО против израильской авиации. Кстати замечательная картина. Путинский агитпроп гордо провозглашает, что российская ПВО прикрыла небо Сирии, а на деле « без всякого прикрытия израильтяне за последние 18 месяцев нанесли по Сирии свыше 200 ударов ». То есть бомбят Сирию каждые 2-3 дня. Это как прикажете понимать? Причём последний бомбовой удар, в ходе которого был сбит Ил-20, израильские ВВС наносили управляемым американскими бомбами GBU-39 поблизости от российской базы. По неподтверждённым сведениям, целью бомбового удара являлись стоящие на вооружении иранских сил ЗРК «Тор» .

GBU-39 в полёте

Следом и российское Министерство обороны подробно изложило свою версию гибели Ил-20.

В пользу версии МО РФ можно сказать, что ракета ЗРК С-200 действительно могла ошибочно атаковать Ил-20. А вот все другие известные обстоятельства случившегося официальной версии противоречат.

Утверждается, что Ил-20 заходил на посадку. А это означает, что самолёт находился в зоне ответственности российских средств ПВО, а не сирийских. В любом случае сирийская ПВО должна была хорошо видеть, идентифицировать и сопровождать Ил-20.

Трудно представить, как бы на практике израильские F -16 стали бы прятаться за тихоходным Ил-20 , да и зачем. К тому же барражирующего в стороне от места воздушного боя. И довольно странно, если самолёт технической разведки не оснащен средствами радиоэлектронной борьбы и ловушками, позволяющим отклонить ракеты ПВО. Тем более, устаревшие С-200.

ЗРК С-200 был разработан в начале 60-х годов прошлого века. Предназначен для поражения высотных целей - бомбардировщиков, разведчиков и пр. Используется мощная ракета с полуактивным наведением. То есть цель обнаруживает и сопровождает радиолокатор подсвета цели, а головка самонаведения ракеты наводится по отраженному радиолокационному сигналу. Радиолокатор способен сопровождать только одну цель. Уклониться от ракет С-200 израильские F -16 могут довольно просто: уйти на малые высоты, где радиолокатор подсвета цели их не видит. Не говоря уже о постановке помех и разного рода иных средствах радиоэлектронной борьбы. Прятаться за Ил-20 не только нелепая затея, это довольно опасно. Ведь обычно пускают сразу несколько ракет, и нет гарантий, что одна из них не нацелится на F -16.

«С 21:51 сирийские средства противовоздушной обороны приступили к отражению израильской атаки и начали пуски зенитных ракет. После удара израильские самолеты вновь заняли зону дежурства в воздухе в 70 км западнее побережья Сирии, поставив радиоэлектронные помехи и, вероятно, готовясь к нанесению повторного удара.

В 21:59 один из израильских самолетов начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20 , совершившим заход на посадку. Это было воспринято расчетами сирийских ПВО за новую атаку израильской авиации»

Из сказанного МО РФ следует, что израильский самолёт атаковал и уничтожил Ил-20.

Хочу поправить политические рассуждения выступавшего у Стрелкова военного эксперта Константина Сивкова . Он предположил, что путинцы не могут признать вину израильских ВВС, поскольку тогда РФ придётся проводить военную акцию против Израиля. Что может спровоцировать серьёзную войну и вмешательство США. Если не отвечать, то последует общественное возмущение и утрата авторитета Путина в России. Это ошибочное, наивное рассуждение.

Путинцы ничем существенным не отплатили Турции за «нож в спину», кроме агитпропьего визга и запрета турецкого туризма с помидорами. А вскоре, позабыв про сбитый самолёт, подружились с Эрдоганом пуще прежнего. Ну и тем более они бы простили милый Израиль.

А вот исламские, иранские союзники по сирийской войне путинцев не простили бы. Тогда зачем было сообщать, что Ил-20 сбит сирийскими ПВО? Почему бы не принять версию, что самолёт потерпел катастрофу «по техническим причинами». Нет, так нельзя, тогда израильские ВВС примутся безнаказанно валить российские самолёты. Поэтому обвинили сирийцев, но сирийцы не виноваты, а виноват безответственный Израиль.

Москва. 24 апреля 2018. INTERFAX.RU - Израиль уничтожит системы ПВО С-300, которые, возможно, будут поставлены Сирии из России , если они будут использованы Дамаском против израильских ВВС, заявил министр обороны страны Авигдор Либерман.

Израильские ВВС ожидают трудности в бомбардировках Сирии. На деле это будет означать что иранцы смогут под прикрытием С-300 разворачивать свои силы и средства. Не трудно догадаться, что на проблемы Израиля отзовётся Вашингтон. И дальше либо о чём-нибудь стороны закулисно сторгуются, либо в планах очередная ближневосточная война.

Российский военный самолет Ил-20.

Самолет радиоэлектронной разведки исчез с радаров при возвращении на авиабазу Хмеймим

У России в Сирии, похоже, еще одна потеря. Командование нашей авиабазы в провинции Хмеймим вечером 17 сентября потеряло связь с экипажем самолета радиоэлектронной разведки Ил-20. Об этом сообщило Министерство обороны РФ.

По информации военного ведомства, потеря связи была зафиксирована около 23.00 мск. В этот момент самолет находился над акваторией Средиземного моря в 35 километрах от побережья Сирии и возвращался на базу. На борту было 14 человек. Поисковая операция результата пока не дала.

Кто мог ударить

В момент потери связи с бортом российскими радиолокационными средствами были зафиксированы пуски ракет по территории Сирии с французского фрегата Auvergne, который дислоцирован в этом районе.

Кроме того известно, что в тот же момент четыре израильских F-16 атаковали сирийскую провинцию Латакия.

Информация об атаках со стороны американских военных отсутствует.

Официальных комментариев Парижа на данный момент нет. Израильские военные также отказываются комментировать произошедшее. Пентагон заявил о непричастности к ракетному обстрелу Латакии.

Вместе с тем, настораживает «утечка», которой неназванный американский чиновник поделился с CNN. По его словам, «российский военно-морской патрульный самолет с несколькими членами экипажа на борту был непреднамеренно сбит сирийскими силами ПВО, когда они отражали нападение со стороны израильских ВВС».

Речь идет о системах, поставленных Москвой Дамаску за последние несколько лет. «Сирийская сеть ПВО очень густа усеяла Западную Сирию зенитными ракетными и радиолокационными системами», - говорится в сообщении CNN.

По информации телекомпании, американские военные узнали об этом инциденте, перехватив сирийское радиосообщение с аварийным поисковым сигналом о спасении на международной частоте.

Кроме того, США, якобы, получили прямое сообщение от другой страны об обстоятельствах инцидента и типе сбитого самолета.

Англоязычная аудитория восприняла эти сведения критически. Примеры реакции пользователей Сети приводит РИА «Новости».

«Фейковые новости. Никто не знает, кто это сделал. Но анонимный американский офицер знает об этом и рассказал CNN? Удивительный источник! » - написал в Twitter пользователь @BattleFFreedom.

«Итак, CNN полон поддельными новостями, за исключением случаев, когда они выпускают ДЕЙСТВИТЕЛЬНО фальшивые новости для покрывания военных преступлений США и Израиля? Лицемеры! » - возмущен Josef1601.

Какие задачи выполнял ИЛ-20

Ил-20 (по классификации НАТО - Coot, «Лысуха») предназначен для комплексной радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Он создан на базе пассажирского турбовинтового самолета Ил-18 в конце 60-х годов. Глубокая модернизация Ил-20 на новом технологическом уровне началась в 2009 году. Задача модернизированного самолета - «ослеплять» средства радиолокационной разведки противника. Попутно самолет ведет разведку, засекая все радиопереговоры и пеленгуя работу радиотехнических средств над огромной территорией.

Всю полученную разведывательную информацию самолет способен передавать в онлайн-режиме на командные пункты, наводя на цели мощнейшие ракетные и авиационные системы. Благодаря хорошим аэродинамическим свойствам и усовершенствованным двигателям самолет может находиться в воздухе без посадки до 12 часов.

18.09.18 08:50 /Сергей Аксенов, svpressa.ru /

———————

Добавлено 18.09.18 в 11:15

Российский Ил-20 был сбит по вине Израиля, заявили в Минобороны

В Минобороны РФ рассказали, что российский Ил-20 был сбит ракетой комплекса С-200 сирийских ПВО, однако ответственность за это несет Израиль. Россия расценивает провокацию Израиля как враждебные действия, заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.

«Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата Auvergne и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России. В результате безответственных действий израильских военных погибло 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства », - подчеркнул Конашенков.

По его словам, израильские летчики, прикрываясь Ил-20, подставили его под удар сирийских ПВО. Кроме того, отмечается, что израильские средства управления авиации не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку. «Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 км. Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию », - подчеркнули в Минобороны (цитата по «Интерфаксу»).

«О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По «горячей линии» уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону «, - добавил представитель Минобороны.

Как отметил Конашенков, Минобороны оставляет за собой право на адекватные ответные действия. Посольство Израиля в Москве отказалось комментировать эту информацию.

———————

Добавлено 18.09.18 в 13:20

Российские военные подняли обломки самолета Ил-20 из воды

Место крушения самолета Ил-20 обнаружено в 27 км от населенного пункта Баниас в сирийской Латакии. Из воды подняты обломки сбитого в Сирии российского самолета Ил-20 и фрагменты тел находившихся на борту военных, сообщает Минобороны РФ.


Архивное фото Фото: пресс-служба МЧС России/ТАСС

«На борт российских кораблей подняты фрагменты тел экипажа и личные вещи, а также обломки самолета «, — заявили в военном ведомстве.

В министерстве сообщили, что место падения самолета расположено в 27 км западнее от населенного пункта Баниас сирийской провинции Латакия.

К поиску разбившегося Ил-20 привлечены 8 кораблей катеров и судов обеспечения ВМФ России. В Минобороны отметили, что на переходе из Черного моря к месту падения самолета находится опытовое судно проекта 11982 «Селигер». «На его борту имеются телеуправляемые необитаемые подводные аппараты «Супер ГНОМ» и «РТ-2500», способные погружаться на глубину до 2,5 тысяч метров, а также навигационное и гидроакустическое оборудование «, — сказали в военном ведомстве.

——————————
Добавлено 18.09.18 в 15:25

Генерал Горьков: В гибели Ил-20 виновен не только Израиль

Вопреки утверждению МО РФ, вопросы возникают и к нашему руководству полетами в Сирии

Прояснилась ситуация с гибелью российского самолета радиолокационной разведки Ил-20 в ночь на 18 сентября недалеко от побережья Сирии. Трагедия спровоцирована действиями ВВС Израиля, заявил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.

По его словам, четыре израильских истребителя F-16, летевшие бомбить сирийскую провинцию Латакия, осуществляли заход на цели на малой высоте со стороны Средиземного моря, прикрываясь российским самолетом. «В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200 », - пояснил Конашенков.

Обстоятельства трагедии прокомментировал «Свободной прессе» экс-начальника зенитно-ракетных войск ВВС РФ генерал-лейтенант Александр Горьков .

Для того, чтобы такое произошло, надо полностью потерять контроль над воздушным пространством. Кроме того, надо полностью потерять управление силами и средствами.

«СП»: - Поясните, пожалуйста .

Существует система опознавания «свой-чужой». Ил-20 - это специальный самолет, маршрут полета которого известен на всех уровнях управления силами ПВО. Чтобы его сбить, нужно выйти за рамки всех существующих правил, принятых в ПВО.

Прежде, чем нажать кнопку пуска, операторам сирийского зенитно-ракетного комплекса следовало запросить государственную принадлежность цели. Например, израильтяне или французы выглядят для сирийских ПВО как «чужие». Вот их могли сбить. А «своего»…

«СП»: Человеческий фактор? Недостаточная квалификация расчетов сирийских ПВО ?

Самостоятельное принятие решения по обстрелу самолета на командира самого нижнего звена не возлагается. Он должен запросить разрешения у вышестоящего. Тот - у еще более вышестоящего.

В С-300 или С-400, чтобы осуществить пуск ракеты по самолету, который в автоматическом режиме на электронный запрос отвечает «Я свой», вообще нужно снять блокировку. А для этого нужна команда: «Снимай блокировки и бей».

«СП»: - Так у сирийцев нет С-300 или С-400. У них только С-200. Израильтяне же были против поставок С-300 Дамаску. И Россия пошла им навстречу. Как раз пришло подтверждение Минобороны РФ, что Ил-20 сбит ракетой сирийской системы С-200.

Вся информация о происходящем в воздушном пространстве всегда стекается на командный пункт соединения. Все средства ПВО работают с учетом этой информации. Если произошло сближение израильских F-16 с нашим Ил-20, то на командном пункте должны были видеть это и принять другое решение.

«СП»: - Какое ?

Например, не давать разрешения на посадку нашему борту. Или наоборот - дать команду уйти в сторону, снизиться, подняться, развернуться и т. п.

К тому же разрешающая способность радиолокаторов С-200 около 100−150 метров. Если произошло сближение нашего и израильского самолета на такую дистанцию, экипаж Ил-20 должен был визуально увидеть истребители и передать информацию о их приближении на землю. И опять-таки должно было быть принято другое решение.

Открывать огонь по самолету, который отвечает, что он свой, да еще если рядом с ним чужие истребители, вгонять в эту кучу «двухсотую» ракету…

Понятно, что бой скоротечен. Вдруг появилась крупная отметка - хорошая цель для ПВО. Ну, и врезали. А те - истребители, рассыпались. Остался один наш Ил-20.

Закончилось тем, чем это и могло закончится. Общая система управления тут не сработала. Серьезная ошибка. Теперь надо разбираться.

Главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев , допускает, что расчеты сирийских ПВО могут быть недостаточно квалифицированы для четкого выполнения своих задач.

«СП»: - Связь с Ил-20 пропала когда он был в 35 километрах от побережья Сирии. Не далековато ?

Нет, это мало. На таких расстояниях самолет уже может начинать снижаться. По сути, его сбили за несколько минут до посадки. Такой крупный самолет даже визуально могло быть видно с аэродрома. Уж в бинокль - сто процентов. У той же С-200 дальность действия более 200 километров.

Кроме того, Ил-20 над Средиземным морем - это крупная, ничем не защищенная высококонтрастная цель. То есть, если ракета его «захватывает», чтобы отменить поражение - самоликвидировать ракету, надо совершить несколько определенных действий. Не просто кнопку нажать. Если расчет недостаточно натренирован, то он вполне мог не успеть совершить эти действия на такой небольшой дальности.

«СП»: - Сирийская ПВО произведена в России. Система «свой-чужой» должна была защитить Ил-20 от подобных случайностей .

Тут, к сожалению, могут быть нюансы. С одной стороны, наши должны были бы побеспокоиться об этом и провести интеграцию ответчиков на российских самолетах со средствами ПВО Сирии. С другой - вероятность бардака в вооруженных силах Сирии достаточно высока. Какие-то вещи могут быть не жестко регламентированы. А значит - теоретически возможно все.

Например, могла работать зенитная ракетная батарея, на которой просто нет средств опознавания. Нет - и все. Может у них там все, как в 1970-е годы - по телефону? Начальник ближайшей базы звонит окрестным ПВО: «Слушай, не стреляй, мои летят». И те не стреляют.

А тут вот - не позвонили. Конечно, это гипотеза.

«СП»: - Пару слов о самом самолете Ил-20 .

Ил-20 - это самолет радиотехнической и видовой разведки. Он очень часто используется для патрулирования морских акваторий. У него для этого есть все возможности: относительно большая продолжительность полета, набор радиостанций на борту, который позволяет прослушивать различные диапазоны, фиксировать пеленги и т. д.

«СП»: - Это аналог АВАКСа?

Нет, это не АВАКС. Близкий, но не тот. АВАКС все-таки служит для разведки и наведения на цели других сил и средств, самолетов и координации их действий. Это командный пункт.

А Ил-20 не летает над полем боя под огнем противника, собирая информацию. Это самолет, который может просто вести запись каких-то переговоров и проводить визуальное наблюдение, фотосъемку.

Военный эксперт Борис Рожин не видит, какие меры военного характера могло бы применить Минобороны РФ против Израиля.

Если вспомнить историю с Су-24, сбитым Турцией, то тогда были введены экономические санкции, которые действовали длительное время и нанесли существенный ущерб турецкой экономике.

«СП»: - Да, мы лишились тогда турецких помидоров. Но Минобороны РФ помидорами не занимается

Пока угроза неконкретная. Это могут быть и экономические, и силовые действия. Видимо, в ближайшие часы свою позицию обозначит МИД и Кремль. Тогда будет более понятно. Ограничимся ли мы предупреждением или будут использованы конфронтационные механизмы?

«СП»: - Может нужно разорвать «горячую линию» с Израилем? Они же явно злоупотребили нашим доверием - сообщили менее, чем за минуту до атаки .

Военные заинтересованы, чтобы коммуникация сохранялась. Например, с американцами наши генералы в Сирии связь поддерживают несмотря ни на что. Это помогает снижать риск вооруженных столкновений. Поэтому разрыв маловероятен. Если же это случится, то приведет к дальнейшей эскалации в отношениях с Израилем, поскольку Израиль продолжает практику террористических налетов на Сирию.

Минобороны РФ сообщило, что самолет комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20М с 14 российскими военнослужащими на борту пропал с радаров в ночь на вторник 18 сентября при возвращении на авиабазу Хмеймим. Отмечается, что самолет исчез во время налета четырех израильских самолетов F-16 на сирийскую провинцию Латакия.
Также был зафиксирован запуск ракет с фрегата ВМС Франции «Овернь» (Auvergne).

Французские и израильские военные пока не комментируют сообщения о пропаже в районе действия их военных российского самолёта Ил-20.

В США предположили, что Ил-20 был случайно сбит силами ПВО сирийских правительственных войск. По данным CNN, катастрофа произошла, когда сирийские военные пытались отразить атаку израильских ВВС.
В министерстве обороны США заявили, что американские военные не принимали участия в ракетном обстреле сирийской провинции Латакия в понедельник.

Самолёт-разведчик Ил-20М (обозначение НАТО — Coot-A) российских ВКС в понедельник поздно вечером возвращался на военную базу Хмеймим над акваторией Средиземного моря. На его борту было 15 человек — экипаж и специалисты.
Примерно в 23:00 самолёт пропал с радаров управления авиацией российских военных в 35 километрах от береговой линии. В это время российскими радиолокационными средствами контроля воздушного пространства были замечены несколько пусков ракет с находившегося в этом же районе французского военного фрегата Auvergne. Кроме того, четыре израильских истребителя F-16 атаковали сирийские объекты в провинции Латакия.

Командование российской военной базы Хмеймим уже организовало поисково-спасательную операцию в районе пропажи самолёта-разведчика Ил-20М.

СПРАВКА.
Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 был создан в 1968 году на базе пассажирского самолёта Ил-18. Он предназначен для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы. По бортам кабины установлены фотоаппараты перспективной аэрофотосъёмки, станция общей радиотехнической разведки. В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора и детальной радиотехнической разведки, аппаратура радиоперехвата. Ил-20 можно использовать для радиоперехвата и сканирования радиоэфиров противника, что даёт возможность определять место концентрации сил оппонента.
На борту самолёта обычно находятся восемь операторов радиотехнических систем, а также экипаж из пяти человек. На вооружении Военно-космических сил состоят 15 Ил-20М, ещё несколько самолётов есть у авиации ВМФ.

Существует девять модификаций самолёта Ил-20:

  • Ил-18Д «Игла» – опытная модель самолёта Ил-18, переоборудованного для ведения радиоэлектронной разведки. Оборудован радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил название. Другое название модели: «Изделие 20».
  • Ил-18РТЛ – модификация Ил-18Д, переоборудованная в самолёт телеметрии, использовавшийся при испытаниях ракет.
  • Ил-20М – основная модель самолёта Ил-20. Самолёт радиоэлектронной разведки и борьбы.
  • Ил-20М1 – самолёт, оснащённый модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
  • Ил-20РТ – модификация Ил-20, переоборудованная в самолёт – летающую лабораторию для телеметрии. Использовался при испытаниях ракет.
  • Ил-22 «Бизон» – модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22М-11 «Зебра» – усовершенствованная модель самолёта Ил-22.
  • Ил-22М-15 – последняя разработанная модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22ПП «Порубщик» — модификация Ил-22, используемая в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы, а также постановщика помех.

P. S.: В 80-е годы мне лично довелось немало полетать на борту самолета-разведчика Ил-20М - в составе мангруппы. В том числе – над территориями Греции и Турции.
Разведывательный полёт обычно длился 6 часов.

Хотя у каждого, находящегося на борту, находился с собой парашют, но пользоваться им в случае чего не рекомендовалось – самолет обвешан антеннами, которые могли разрезать на части выпрыгнувшего с парашютом.

Надежда была на то, что при «удачном» сбитии эта 4-х моторная махина может и на одном двигателе долететь до базы.

Или удачно приводниться. В последнем случае, надув плотик, можно было попытаться от берегов Турции догрести до Одессы…

Ничего необычного – такая была работа…
/Александр Арцов/