Меню

Классный час "воспитай себя сам". "каждый человек сам себя воспитать должен" Тургенев всякий человек воспитать должен

Техника

(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной актив­ности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни по­реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шес­тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отра­зившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрения­ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове­дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще­ство новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа­лизм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

“Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он...” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитив­ную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому челове­ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспита­ние самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равно­душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких лич­ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.


Жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России. Сочинение-рецензия по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, ...

Накануне 1861 года с ее нищетой, бескультурьем, невежеством. На фоне нищей, рабской и мятежной России, на фоне либерального дворянства вырисовывается могучая фигура Базарова. Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его...

Отдыхая после радости труда". В своем романе Чернышевский изобразил это общество неслучайно, он хотел сказать, что такое будущее создадут новые люди, такие как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов и "особенный человек", "орел" Рахметов. Именно он "сильный и умеющий" человек, близкий к народу, ведет Россию к светлому будущему. Готовясь к общественному перевороту, к "дренажу", который должен...

нии к людям. На что нигилист отвечает: “А что ж коли он заслуживает презрения”. Евгений считает русских людей темными, с ограниченным интеллектом, но он выступает за революцию, которая должна заставить дворян трудиться и уничтожить крепостное право. Нужно отметить, что Базаров также отказывается от любви, как и Рахметов, он вообще отрицает какие-либо чувства, называя все это “романтизмом” - “ ...

Воспитай себя сам.

Цель : продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Материал для проведения:

    «Золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

    Рисунки-аппликации «Белого» существа (воплощение положительных черт характера) и «Черного» существа (воплощение отрицательных черт характера).

    Таблица-алфавит (составленная самими детьми) «Нравственно или безнравственно».

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Давайте ребята, улыбнемся, друг другу и начинаем наше занятие.

Тема сегодняшнего занятия – «Воспитай себя сам». (НА ДОСКЕ)

Мы поговорим с вами о чертах характера, о самовоспитании и самосовершенствовании. Попробуем оценить своё поведение, свои поступки, а также поведение литературных героев.

Как вы понимаете тему занятия «Воспитай себя сам»?

Для чего, на ваш взгляд надо заниматься самовоспитанием?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВЫВОД: Самовоспитанием надо заниматься для того, чтобы от тебя исходило добро, радость; чтобы с тобой рядом было интересно, спокойно, хорошо.

А что же такое характер человека, кто знает?

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

ИГРА. А теперь немного поиграем. Игра называется «Берём – не берём»

Я называю черту характера, а вы сигнальной карточкой показываете, нужна вам эта черта характера или нет.

ИГРА По кругу передаём белый мяч – называем положительную черту своего характера;

Потом темный – отрицательную.

Легко ли ответить на этот вопрос?

И ответить на этот вопрос оказалось совсем не просто. Мы плохо знаем себя, значит нужно продолжать изучать себя. И чем раньше мы начнём, тем меньше ошибок совершим в жизни. А для этого надо уже сейчас задумываться:

«Какой я сейчас,

Каким я хочу стать,

Что мне надо в себе изменить,

Что я для этого должен сделать?».

Мы говорили с вами о том, что существуют положительные и отрицательные стороны характера.

На доске два человечка: тёмный и светлый.

Как вы думаете, что они символизируют?

ВЫВОД: Надо помнить о двух существах живущих в нас и не поддаваться чёрному существу.

А чтобы понять какие черты характера у нас положительные, а какие отрицательные – надо анализировать свои поступки, постоянно задумываться и задавать себе вопросы в конце дня?

ОТВЕТЫ: Всё ли я сделал правильно?

За что мне было сегодня стыдно?

Не обидел ли я кого-нибудь сегодня своим поведением?

Смог ли я сегодня доставить хоть маленькую радость?

Существует «золотое» правило нравственности:

«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

А теперь давайте проанализируем наш вчерашний день, жили ли мы по правилу, поделитесь мыслями, за что вам было стыдно вчера? А кто из одноклассников вас порадовал?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВЫВОД: Недостатков ещё много, значит работать по их исправлению должна продолжаться.

Согласна, нет предела совершенствованию, но только нам надо с вами четко знать: какие черты характера нам нужны, а какие – нет. Помните, только когда начнёшь узнавать себя, узнаешь о своём несовершенстве. Давайте послушаем несколько стихотворений и определим черты характера литературных героев. Ведь можно учиться и на чужих ошибках.

    А.Л.Барто («Катя», «Сонечка», «Подари», «Любочка», О Человечности»).

    Саша Черный («Что ты тикаешь утёнка?», «Слонёнок», «Воробьишка»).

    С.Я.Маршак («Приметы», «Два снежка», «Друзья-товарищи»)

    Б.Заходер («Перемена»).

После прослушивания каждого стихотворения обсуждение по единому плану:

Какие черты характера ярко видны у литературного героя?

Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?

Если бы вы встретились с героем стихотворения, какой бы вы дали ему совет?

Последнее стихотворение, которое мы прослушали, - стихотворение о вежливости. А кто хотел бы определить уровень своей вежливости? У нас есть возможность сделать это с помощью тестирования.

(Бланки теста на партах у каждого ученика)

Отвечать на вопросы надо одним словом: «Да», «Нет», «Иногда».

Тест «Если вы вежливы».

1. Всегда ли ты первым здороваешься со знакомыми людьми?

2. Всегда ли ты, заходя в класс, здороваешься с одноклассниками?

3. . Всегда ли ты, благодаришь маму (Бабушку) за завтрак, обед, ужин?

4. Ты всегда извинишься перед малышом, если его чем то нечаянно огорчил?

5. Родители помогли тебе, справится с трудным для тебя заданием. Благодаришь ли ты за это.

6. Говоришь ли ты всегда спокойно, не повышая голоса, даже если споришь с кем-либо?

7.Бывает ли тебе стыдно перед самим собой за твои поступки?

8. Всегда ли ты уступишь место в транспорте место взрослым?

9. Всегда ли ты, справедлив по отношению к друзьям, одноклассникам?

10. Всегда ли ты, справедливо оцениваешь себя?

«Да», - 2 балла;

«Иногда» - 1 балл;

«Нет» - 0 баллов.

Если вы набрали 14-18 баллов, - с вами всё в порядке. Так держать!

10 – 14 – вы не всегда вежливы. Будьте внимательны в своём поведении.

Меньше 10 баллов – вам ещё многое предстоит изменить, чтобы о вас сказали «Какой вежливый ребёнок!»

--Психологический тренинг: «Плохое в корзину»

Всё от чего мы хотим избавиться пишем на листочках, сминаем их или рвём, потом бросаем их в корзину со словами: «Я избавляюсь…»

Кто согласен с этим высказыванием?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Если у вас нет сомнения в необходимости работы по самовоспитанию, значит, наше занятие прошло не зря.

«Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского) Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ...»

Всякий человек сам себя воспитать должен

(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр.


Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

“Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он.

..” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Похожие работы:

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"ОБОЯНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Разработка мероприятия День Пионерии Старшая вожатая Быканова Валентина Егоровна 2016 г. Цель: продолжить работу по знакомству детей с историей пио...»

«ГАНЗЕЙСКИЙ УРОК Сценарий проведения мероприятия, посвященного 25-летию вступления Великого Новгорода в Ганзейский союз Нового времени. Цель мероприятия: Популяризация истории новгородско-ганзейских отношений XIV-XV веков и деятельности современного Ганзейского союза Нового времени.Зада...»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе программы курса "Кубановедение" для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края. Под редакцией А.А. Зайцева. "Перспективы образования" Краснодар 2014 год. Кубановедение самостоятел...»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новоселовская общеобразовательная школа" пгт. Новоселовское Раздольненского района Республики Крым Рассмотрено на МО...»

«Лазарева Е.А. Учитель истории и обществознания г. Санкт-Петербург Практическое задание в рамках сетевого проекта "Современный урок: кейс-метод". Предмет обществознание Класс 8 Время 1 урок (45 мин) Вид кейса Практический Тип кейса Аналитический (Case-incident method) Тема урока: "Социальные конфл...»

«1. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРОБЛЕНИЕ: разделить, разобрать, измельчить объект фантазирования: сказочные предмет, персонаж, действие, окружающий мир. К чему это приведет? Что получится? И что же в этом будет сказочного? Прием...»

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Каждый человек должен воспитать себя сам - ну хоть как я, например» - говорит Базаров в повести Тургенева «Отцы и дети». Эта фраза затрагивает крайне сложную область человеческих взаимоотношений - воспитание. Как, кого и сколько воспитывать - эти вопросы всегда рождали много споров: у каждого на сей счет свое мнение. Что же имел ввиду Базаров, говоря о самовоспитании, «как я»?
«Воспитать себя» значит выработать свою собственную систему мировоззрения, стремиться к идеалу, определенному самим собой. Это делает личность яркой, непохожей на остальных; такая личность может привнести в этот мир что-то новое.
Но чем является самовоспитание в понимании Базарова - нигилиста и романтика одновременно? Базаров не признает авторитетов и верит только в факты, подтверждение которых он видел воочию. Человек, воспитавший себя САМ, по-базаровски, слепо отрицая все остальные идеи и ценности, будет крайне односторонним: как верно подметил Павел Петрович, отрицание чего-либо до ознакомления с ним - только попытка скрыть собственное невежество. Человек, не имеющий авторитетов и ценностей бывает двух типов: тургеневский Базаров - «я отрицаю все»; «в наш век отрицание полезнее всего», отрицающий потому что не желает знать, и «фловеры» Стругацких, отрицающие потому что знающие. Первый тип желает «крушить… потому что сила», второй же уходит от общества, в котором они не нуждаются. Оба приходят к отрицанию, но первые - слепо, не зная от чего и к чему идут; вторые же знают, от чего идут, но не хотят идти никуда. Этих «отрицающих» объединяет только их нежизнеспособность, что и показали авторы.
Базаров говорит о самоопределении, но в то же время поучает и наставляет Аркадия и считает свое мировоззрение единственно верным для всех. Это придает его фразе совсем иной окрас: «как я, например» превращается в «я - пример для всех».
Как же воспитывал себя Базаров? Это легко представить. Время декабристов давно прошло, до 1917 года еще далеко, но молодежь - уже против существующего порядка вещей и всего, что с ним связано. Базаров, не желая становиться «погибшей, растраченной силой», занимается естественными науками - единственным в этом мире, что не отрицает его мировоззрение. Он - материалист и скептик в самой последней степени.
Если бы кто-то обсудил вышенаписанное с Базаровым, то, я уверен, услышал бы в ответ: «Всякий разумный человек, не попавший под пагубное влияние так называемых авторитетов, поступил бы также, как и я; человека же, прислушивающегося к авторитетам, нельзя назвать воспитывающим себя сам». К сожалению, Базаров отрицал и общечеловеческие ценности, и толерантность до самой смерти, и нам остается только жалеть, что такой интеллигентный человек как Базаров не мог понять, что то, от чего он отказался в своем самовоспитании, не уничтожает самобытность, а помогает увидеть все целостнее и стать лучше.
В заключение я хочу сказать, что обсуждаемая фраза верна в общем, но из уст Базарова она звучит абсурдно; пройдя через призму души Базарова, она искажается до неузнаваемости и полностью меняет свой смысл.